Статьи на букву "М" (часть 3, "МИР"-"МЯТ")
Мировой порядок (world order), состояние мира и стабильности в междунар. отношениях, традиционно считающееся целью мировой политики. Сторонники политики силы, называя себя реалистами, стремятся достичь порядка, прибегая к силе, гл.об. воен., однако, несмотря на конфликты между гос-вами, растет влияние международного сообщества, к-рое подкрепляет свои действия международным правом и дипломатией. Концепция М.п. находится в сфере пристального внимания развивающихся стран, заинтересованных в таком Новом международном экономическом порядке, к-рый гарантировал бы проведение реформ, направленных на то, чтобы бедные гос-ва могли участвовать в междунар. делах на более или менее равноправной основе. Нек-рые теоретики М.п. подчеркивают значение глобальных проблем, таких, как ядерная угроза, охрана окруж. среды, увеличивающаяся пропасть между экономически развитыми и развивающимися регионами, и выступают за создание мира не конфликтующих, а взаимозависимых стран и сооб-в взаимозависимость). |
Миротворчество (peacekeeping), вмешательство в конфликт внеш. сил с целью заключения соглашения о прекращении огня, обеспечения наблюдения, чтобы разделить конфликтующие стороны, и, возможно, подготовки путей посредничества в перемирии. Миротворческие силы должны иметь санкцию ООН, состоять из граждан государств - членов ООН, не связанных с конфликтом, и действовать строго в рамках инструкции (напр., миротворческие силы не могут открыть огонь, если не открыли огонь конфликтующие стороны). Механизм ООН по поддержанию мира ныне хорошо разработан; миротворческие силы находились в Конго (1960), на Кипре (1964), на Голанских высотах (1974). М. приобрело особый размах в 1990-х гг. 31 миссия ООН работала в Азии, Африке, на Балканах и в Центр. Америке. |
Миссионер (missionary), представитель религ. орг-ции, занимающийся распространением своего вероисповедания среди инаковерующих. Миссионерская деят-ть наибольшее развитие получила в христианстве с самого раннего времени его существования; направляется римской католической церковью, в осн. ее конгрегацией по распространению веры, к-рой подчиняются зарубежные миссии. Развитие миссионерской деят-ти протестантов начиная с 17 в. было тесно связано с экспансией торг, компаний и колонизацией. Миссии всех вероисповеданий обычно способствуют развитию образования и мед. помощи, рассчитанных на удовлетворение практич. нужд потенциальных адептов, еще до начала исполнения специфически духовных задач. После 2-й мировой войны мн. страны ограничили миссионерскую деят-ть, иногда, как в Китае, по идеолог, причинам, а иногда, как в новых независимых гос-вах Африки, потому, что миссионерство воспринималось как форма культурной экспансии империализма, сродни процессу колонизации. 2-й Ватиканский собор (1962- 65) подчеркнул необходимость приспособления литургии к нац. особенностям народов и их культур, в то же время подтвердив важность миссионерской деят-ти. Между тем мн. направления ее, прежде всего медицина и образование, перешли в компетенцию пр-в и междунар. орг-ций; в число последних входят и христ. неправительственные организации, такие, как Христианское содействие. Обращение в свою веру, к-рое играет столь важную роль в христианстве, не столь значимо в др. религиях, напр., в исламе, приветствующем новообращенных, но не считающем такой шаг религ. обязанностью, а в ортодоксальном иудаизме оно сознательно затрудняется. |
Мистицизм (mysticism), представления, учения и религ. практика, предполагающие непосредственное единение человека с высшей реальностью. М. типичен для всякой религии, к-рая видит в трансценденции незримое единство всего сущего. Т.о., мистические идеи, практика и опыт играют центр, роль в буддизме, индуизме (адвайта-веданта) и даосизме. М. присутствует и в религиях, к-рые воспринимают трансценденцию как нечто принципиально отличное от реального мира, но там он обычно не имеет столь большого значения и часто даже не является предметом обсуждения - напр., в исламе (суфизм), иудаизме (каббала) и христианстве. Дискуссии по поводу М. возникают в перечисленных конфессиях потому, что мистики стремятся навязать свой индивидуальный духовный опыт, даже если он противоречит общепринятым представлениям. С мистическим опытом связаны разнообразные культовые действия, важнейшим из к-рых является медитация, но известны и др. техники сосредоточения, подразумевающие созерцательную молитву. Вспомогательные действия включают контролирование дыхания, аскезу и ритмические движения или упражнения. Мистики, как правило, высоко ценят познавательность своего опыта, но вместе с тем считают его невыразимым. Иногда они предпринимают попытки метафорически передать суть не поддающегося выражению опыта, обращаясь, как христ. и исламские мистики, к образности брачного обряда или воссоединения влюбленных. Невыразимость мистического опыта привела нек-рых ученых к выводу, что любой такой опыт в принципе имеет одинаковое содержание; вместе с тем др. ученые обратили внимание на тот факт, что всякий мистический образный ряд почти всегда связан с осн. представлениями соответствующей религ. традиции. |
Миф (myth), предание о прошлом, часто содержащее элементы религ. учения или вымысла. М. того или иного рода присутствуют во всех об-вах, но функции их весьма разл. Иногда это попытки объяснить происх. мироздания и человечества (миф о сотворении мира), образование полит, ин-тов или содержание ритуалов; М. могут рождаться и просто из любви к сочинительству. В М. часто описываются деяния богов или сверхъестественных существ, обладающих необычайными возможностями превращаться из человека в животное или совершать необыкновенные подвиги. Антропологи затратили немало усилий на то, чтобы отделить М. от истории; однако у истории та же роль, что и у М., и эти два вида повествования о прошлом незаметно перетекают один в др. Фрейзер и др. ученые рассматривали М. как раннюю форму религ. или науч. мысли. Эта т.зр. впоследствии подверглась критике со стороны Малиновского, к-рый видел в М. ср-во оправдания существующего обществ, порядка. Рум.амер. религиовед Мирче Элиаде (1907-86) рассматривал М. как религ. феномен, как попытку человека вернуться к первонач. акту творения. Леви-Строс полагал, что значение М. заключено не в его содержании, а в структуре, поскольку именно она воспроизводит универсальные принципы деят-ти разума. В психологии М. рассматривается как важная подоснова человеческого поведения. Как Фрейд, так и Юнг постоянно обращались к М. в своих работах. Каковы бы ни были теории, рассматривающие происх. и функции М., эти последние неизменно объявляются важнейшими элементами человеческого сознания. |
Миф О сотворении мира (creation myth), сказание, или миф, о происх. Вселенной и человеческого об-ва. М. о с.м. - повествуют ли они о роли бога-творца, происх. мира от прародителей или из космич. яйца, о жертвоприношении или изнач. борьбе - играют значит, роль в религ. верованиях и связанных с ними ритуалах. Типичными особенностями М. о с.м. является противопоставление, напр., света и тьмы или воды и земли. Нек-рые М. о с.м. связаны с происх. опред. кланов или родословных; обычно в них излагается история потомства от единого предка или основателя рода. Тробрианцы верят, напр., что предки их четырех кланов вышли когда-то из некоего отверстия в земле; этот миф используется для объяснения иерархического неравенства внутри об-ва. М. о с.м., квалифицированные антропологом Малиновским как хартия легитимности, часто используются для обоснования власти старейшин или вождей и могут играть важную роль в политической организации об-ва. |
Мишна (Mishnah, иврит - научение повторением), древнейшее и наиб, авторитетное собрание устных толкований еврейских законов и традиций, окончательная редакция к-рого была проведена под руководством рабби Иуды (ок. 135-217 гг. н.э.). М. состоит из шести осн. разделов: религ. законы о земледелии; ритуальные и религ. обязанности; женщины, брак и семейная жизнь; гражд. и уголовное право; храм и обряды жертвоприношения; законы о ритуальной чистоте. Гемара (арамейск. завершение) представляет собой комментарии к М., вместе с к-рой она образует Талмуд. |
Многонациональные корпорации (multinational corporations), фирмы, к-рые производят и продают свою продукцию и услуги в неск. странах. Такие фирмы также называются транснац. и располагаются в ряде стран для того, чтобы достигнуть более низкой себестоимости (включая более низкие налоговые платежи) и более высокой прибыли. В них часто заняты десятки тысяч рабочих, а акционеры получают высокие прибыли. Мн. крупнейшие М.к., такие, как IBM (США), Шелл (Великобритания/Нидерланды) и Тойота (Япония), имеют ежегодно больший доход, чем национальный доход небольших развивающихся стран. Подсчитано, что из ста самых крупных эконом, единиц мира половину составляют гос-ва, а др. половину - М.к. Однако существует также ряд сравнительно небольших фирм, к-рые становятся транснац. с целью получения опред. преимуществ. Напр., их статус может помочь им обойти таможенные пошлины и действовать внутри общего рынка. Мн. фирмы стремятся попасть в страны Западной Европы, чтобы действовать внутри ЕС. Одни аналитики приветствуют деят-ть М.к., потому что они создают раб. места и делают инвестиции в принимающей стране. Др. подвергают М.к. резкой критике за подавление конкуренции в стране, получение прибылей за счет низкой оплаты труда, выкачивание редких ресурсов и стремление к чрезмерному влиянию на полит, систему стран, где они действуют. |
Многопартийная система (multiparty system), полит, система, при к-рой разрешено существование полит, партий, оказывающих решающее влияние на формирование правительства посредством участия в выборах. Высокоразвитая М.с. является осн. признаком демократии; мн. гос-ва, объявляющие себя демократиями, урезают права своих граждан на создание политических партий либо путем запрета партий опред. полит, ориентации, считающейся экстремистской или представляющей угрозу, напр., коммунизма или исламского фундаментализма; либо путем введения ограничений на создание партий, способных получить большую поддержку избирателей, чем правящая партия или партии. Как правило, при изучении полит, структур М.с. с тремя и более партиями противопоставляются системам однопартийным и двухпартийным. На практике М.с. часто существует в странах со сложными обществ., этнич., религ. или региональными структурами. М.с. ассоциируются также с пропорциональным представительством, когда в нац. ассамблее представлены неск. партий, ни одна из к-рых не имеет большинства, и в рез-те создается коалиционное правительство. Такие М.с. более распространены, чем двухпартийные, характерные для Великобритании и США, они действуют в Бельгии, Канаде, Италии, Израиле, Нидерландах и в большинстве Скандинавских стран. |
Модальная логика (modal logic), область логики (логика формальная), изучающая умозаключения, содержащие понятия необходимости и возможности. К осн. принципам М.л. относятся, напр., такие: если нечто необходимо, то оно и дано; если нечто дано, то оно возможно; соответственно то, что с необходимостью следует из необходимого, само необходимо. Однако за пределами общепринятых принципов открывается широкое пространство для дискуссии о том, какие именно способы умозаключения адекватно отражают наше интуитивное понимание возможности и необходимости. Разработано неск. разл. систем модального рассуждения. |
Мокша (moksha) (санскрит - избавление, освобождение), освобождение души (атман) от уз сансары (круга рождения, смерти и возрождения) - высшая духовная цель в большинстве школ индуизма. В индуизме адвайты (адвайта-веданта) М. означает достижение тождества души с брахманом. В более общем плане М. можно достичь, следуя одним из четырех путей. Самым трудным путем является путь к знанию, джняна, он требует досконального изучения текстов для интеллектуального постижения брахмана и атмана. Второй путь - йога - требует помощи учителя; медитация и контроль за дыханием освобождают скрытую духовную энергию, к-рая удлиняет жизнь и быстрее направляет атман к освобождению. Третьим путем является безличная деят-ть, или карма (круг причин и следствий); служение богу и людям в соответствии с обязанностями (дхарма), присущими данному человеку в жизни, постепенно освобождает дух от уз плохой кармы, привязывающей его к кругу сансары. Самый легкий путь к освобождению ведет через бхакти, или служение к.-н. божеству. Медитации над образом и именем божества, регулярные богослужения и жертвоприношения вселяют в человека чувственное ощущение природы Бога. |
Монархия (monarchy), правление, обычно наследственное, одного лица или от имени этого лица. Абс. монархи, обладающие неограниченной властью, в свое время были нормой для Европы, но в наши дни это весьма редкое явление. Большинство совр. монархов - конституц. правители со строго ограниченными или даже чисто церемониальными функциями. Власть монарха обычно переходит по наследству (династия), хотя существовали и др. историч. прецеденты, в т.ч. избрание. Привилегии М. могут вызывать негативную полит, реакцию; в то же время конституц. монархи часто выступают в кач-ве символа нац. единства и стоят выше партийной борьбы. |
Монашество (monasticism), религ. сооб-ва или институции, предназначенные для содействия совместной или индивидуальной практике аскетизма. М. играло важную роль в раннем христианстве; основой для его развития послужила аскетическая жизнь людей, к-рые в 3 в., спасаясь от рим. гонений, уходили из средиземноморских р-нов в егип. пустыню, где искали единения с Богом. Монастыри восточной православной церкви до сих пор руководствуются Уставом св. Василия Великого (ок. 330-79 гг.), первым известным христ. монашеским уставом, к-рый предписывает физ. и умственный труд наряду с молитвой и созерцанием. Православ, монастыри, самые известные из к-рых расположены на горе Афон в Греции, являются самоуправляющимися общинами, не входящими ни в какой орден. В римской католической церкви, напротив, существуют многочисл. ордены, члены к-рых часто принимают обеты бедности, молитвы и медитации. Эти сооб-ва имеют как духовные, так и практич. функции, напр., в сферах образования и социального попечения. В-их числе орден бенедиктинцев, основанный на Уставе Бенедикта Нурсийского (ок. 480-543 гг.) и разумно сочетающий молитву, чтение Библии, отдых и физ. труд. Цистерцианский орден следует измененному бенедиктинскому уставу, а цистерцианцы строгого устава (трапписты) представляют собой самый значит, созерцательный орден. Доминиканский орден, основанный св. Домиником в 1220 г., и францисканский, основанный св. Франциском Ассизским в 1209 г., первоначально были орденами нищенствующих монахов, существующих на подаяние, но в наст, время большинство их членов живут в орденских домах. Доминиканцы больше др. уделяют внимание изучению теологии и проповедничеству (иезуиты). М. в англиканских церквах получило развитие в 19 в. в связи с англо-католич. движением, восстановлением ряда древн. орденов и учреждением новых, таких, как Общество воскресения, основанное в 1892 г. Самым известным протест, орденом является экуменическое об-во Тезе во Франции, созданное в 1940 г. Хотя христ. М. в Европе ныне переживает упадок, в развивающихся странах оно распространяется и играет важную роль, способствуя расширению образования и др. социальных программ. В буддизме, особенно в тхеравада-буддизме, монашеский орден, или сангха, насчитывающий св. 250 тыс. членов, играет в об-ве весьма важную роль, несмотря на настороженное к нему отношение пр-в Китая и нек-рых др. стран. Получая пищу и поддержку от простых людей, монахи и (в редких случаях) монахини являют собой пример служения Богу. В исламе ближайшим аналогом М. являются суфизм и суфийские ордены. В индуизме М. - это ашрам, где огромно влияние гуру, или св. человека, и практикуются занятия, подобные йоге. В индуистском представлении о четырех идеальных стадиях жизни (ашрама) две последние стадии, сменяющие стадию главы семейства, посвящены созерцанию и аскетизму. Строгость монашеской жизни джайнизма, подразумевающей даже умерщвление себя голодом, вероятно, не имеет аналогов в совр. мире. В даосизме и дзэн-буддизме также существуют монашеские ордены, придающие особое значение медитации. |
Монгольский язык (Mongolian language), см. Алтайские языки. |
Монетаризм (monetarism), эконом, учение, возникшее в 1960-70-х гг., гл. представителем к-рого является Фридман. М. представляет собой возрождение классич. докейнсианского (кейнсианство) подхода к макроэкономике. Согласно моделям М., деньги, цены и зарплата подвержены колебаниям, но совокупный объем произва и занятость автоматически движутся к оптимальному равновесию. Поэтому в своей политике гос-во должно концентрировать усилия на достижении и поддержании стабильного уровня цен, что, по мнению монетаристов, зависит от умелого управления денежной массой не столько с помощью финанс., фискальной, а денежной, монетарной, политики. Отсюда слово М.. Кроме того, М. отдает явное предпочтение не дискреционному, а упорядоченному, основанному на правилах ведению политики (экономика, количественная теория денег). |
Монеты, коллекционирование (coin collecting), увлечение собиранием монет (или медалей), известное также как нумизматика. М.к. как хобби восходит по меньшей мере к эпохе Древн. Рима. Издавна монеты чеканились мн. народами; естественно, при огромном их кол-ве и разнообразии большинство коллекционеров руководствуются к.-л. принципом собирания монет, напр., опред. стран, эпох, внеш. облика или достоинства. Коллекционеры часто приобретают монеты на аукционах. Наибольшей ценой, уплаченной за монету, был 1 млн. ф. ст., отданный в 1980 г. на закрытой продаже за греч. серебряную тетрадрахму 425 г. до н.э. Золотые монеты имеют, конечно, собственную реальную стоимость и часто рассматриваются как способ вложения капитала. |
Монизм (monism), филос. учение, согласно к-рому мир состоит из единой субстанции или из одного вида субстанции. В противоположность дуализму разума и тела, представители наиб, распространенных форм М. утверждают, что мир является материей ( материализм) либо разумом (идеализм). Монистические доктрины часто склонны трактовать видимые различия между вещами как субъективные. Так, напр., Спиноза рассматривает мир как единство, а все видимые различия - как рез-т субъективных т.зр. |
Мон-кхмерские языки (Mon-Khmer languages), см. Австроазиатские языки. |
Монополия (в экономике) (monopoly), ситуация, когда на рынке действует единств, продавец (монопо- ка. лист) товара или услуги. Монопольная власть - это способность единств, производящей фирмы влиять на цену с целью получения прибыли, выше необходимой для покрытия издержек, включая прибыль на собственный капитал. Такие прибыли называются избыточными или монопольными. Монопольная власть может также привести к созданию олигополистических фирм (олигополия). М., распространяющаяся на опред. номенклатуру или сорт товаров, не обязательно ведет к получению монопольных прибылей. Когда ряд фирм имеют М. на незначительно отличающиеся, заменяемые товары, такая ситуация называется монополистической конкуренцией. Гос-во может попытаться ограничить нежелательное, даже вредное, влияние М. на цены и поставки товаров и тем самым ограничить их господство (конкурентное право, экономия на масштабе). Монопсония (monopsony), ситуация в экономике, когда на рынке присутствует только один покупатель (монопсонист) опред. товаров и услуг. Ее можно сравнить с монополией, когда действует на рынке единств, продавец. Рыночная власть одного покупателя - это возможность оказывать влияние на цену через покупательную способность. Примером монопсонистического рынка является рынок воен. снаряжения, где большая часть продаж осуществляется одним покупателем -центр, првом. |
Монреальский протокол - Истощение озонового слоя. |
Монтессори Мария (Montessori, Maria) (1870-1952), пионер в области итал. образования. Будучи первой женщиной в Италии, получившей высшее мед. образование, М. стала организатором целой сети детских школ в Риме, инициировав всемирно известное движение, основанное на принципах, изложенных в ее кн. Метод Монтессори (1912) и Секрет детства (1936). Система М. основана на вере в творческие способности ребенка, в его стремление к учебе и желание, чтобы к нему относились как к личности. Все в Доме детства М. - уменьшенная в размерах мебель, сооружения для игр, сами игры - рассчитано на ребенка, физ. активность и сенсорная система к-рого готовы к интеллектуальным открытиям. Преподаватель создает обстановку, необходимую для развития ребенка в нужном направлении, но сам держится в стороне: акцент делается на самообразовании и инициативе. Идеи М. оказали огромное влияние на дошкольное и начальное образование. |
Моравская церковь (Moravian Church), небольшая протестантская церковь, основанная в 1722 г. и восходящая к гуситскому Богемскому братству в Центр. Европе, тесно связана с лютеранской церковью. Богослужение отличается простотой; моравские гимны пользуются большой известностью и выражают сосредоточенность М.ц. на непосредственном духовном опыте и добродетельной жизни, а не на разработке доктрин. М.ц., насчитывающая всего ок. 200 тыс. полноправных членов, неизменно пользовалась большим авторитетом у протест, мыслителей, в частности у Джона Уэсли, основателя методистской церкви, вела активную миссионерскую, просветительскую и экуменическую деят-ть. |
Моральное право (moral right), см. Авторское право. |
Мормоны (Mormons), члены христ. секты Святые последнего дня, милленаристского религ. движения (милленаризм), основанного в США в 1830 г. Джозефом Смитом; гл. центром М. является Солт-Лейк-Сити, шт. Юта. Вероучение М. базируется как на Библии, так и на Книге Мормона и др. текстах с божественным откровением, обнаруженных Джозефом Смитом. У М., насчитывающих св. 5 млн. чел., - сложные иерархическая структура и ритуал; частная жизнь членов секты находится под строгим контролем. Учение М. резко отличается от ортодоксального христианства, к-рое они считают испорченной верой. К числу их гл. теоретич. положений относятся ожидание второго пришествия Христа, крещение в сознательном возрасте и вера в пророчество. |
Морфология (morphology), см. Грамматика. |
МОТ (Международная организация труда) (International Labour Organization, ILO). Основана в 1919 г. для решения проблем улучшения условий труда и повышения жизненного уровня во всех странах мира. Сначала МОТ была создана под эгидой Лиги Наций, но в 1946 г. стала первым специализированным учреждением ООН, комиссией для выработки рекомендаций по трудовому законодательству и улучшению условий труда, по правам профсоюзов, женщин и детей, минимальной заработной плате, продолжительности раб. дня, охране здоровья и технике безопасности труда. МОТ предоставляет техн. помощь развивающимся странам, содействует разрешению проблем, связанных с занятостью, а также проводит исследования и составляет отчеты о тенденциях занятости и о порядке и законах, связанных с отношениями между адм-цией и рабочими. В 1967 г. МОТ была присуждена Нобелевская премия мира. |
Мотивация (motivation), процесс, вынуждающий людей действовать опред. образом в конкретной обстановке. Психологи пришли к выводу, что поведение человека и животных зависит от врожденных биол. стимулов - секса, голода и жажды. Более ранние высказывания на эту тему, в частности выступления англ, психолога Уильяма Мак-Доугалла (1871-1938), были посвящены инстинкту. Однако, напр., фрейдовский психоанализ и теория социального научения делают акцент на модификации поведения и формировании стимулов к нему в процессе опыта. Бихевиористы (бихевиоризм) утверждают, что животные и люди вырабатывают модели поведения, подкрепленные поощрениями и наказаниями. Фрейд подчеркивал, что человеческие инстинкты контролируются моральными нормами, к-рым обучаются и к-рые люди привыкают уважать под страхом наказания. Обе теории оказались ошибочными. Сторонники теории социального научения продемонстрировали, что дети могут учиться и без поощрений и наказаний, а американец Х.Ф. Харлоу (1905-81) показал, что на это способны даже приматы. Родительское терпение и стимулы вместо наказаний помогают детям усвоить необходимые нормы поведения. С тех пор как Эдуард Толмен опубликовал свою кн. Целевое поведение у животных и человека (1932), психологи проявляют все больший интерес к орг-ции целевого поведения и к планам выбора его модели. Это повысило значимость когнитивных черт М. (когнитивное развитие), в к-рой важную роль играют также ожидания. |
Моторные навыки, развитие (motor skills, development of), развитие координации и способности ребенка выполнять сложные движения и манипулировать окружающими предметами. Большая часть М.н. человека формируется по мере его развития без внеш. обучения и побуждения. Напр., ребенок обычно сидит и берет предметы к 6 мес., ползает к 9 и ходит к 18 мес. жизни. Овладение др. навыками требует внеш. руководства и побуждения, хотя в приобретении ребенком практич. и социальных навыков важны также имитационные игры. В рамках теории социального научения проводилось исследование роли демонстрации и имитации в обучении М.н., однако мы до сих пор не знаем, как дети и взрослые воспроизводят наблюдаемые движения. Для приобретения М.н. ребенок должен (а) понять типичное действие предметов в окружающем мире, напр., траекторию полета мяча или волана, (б) научиться управлять движениями собственных мускулов и (в) быть способным координировать то и др. Достаточно хорошее управление движениями невозможно до 4-летнего возраста, т.е. до опред. созревания клеток мозга. |
Мошенничество (fraud), преступный подлог для получения незаконных привилегий или нанесения ущерба правам и интересам др. лиц. Хотя М. существует издавна, оно рассматривается как самое типичное из совр. преступлений, причем возможности для М. резко возрастают, напр., в связи со все большим использованием кредитных карточек, компьютеров и автоматизир. переводов денег в любую часть мира. К М. относятся преступления, совершаемые отд. лицами, напр., неуплата налогов; фирмами, напр., страхование судов, затем умышленно затопляемых (белых воротничков преступления); криминальными структурами, напр., отвлечение обманным путем сотен миллионов ф.ст. из сумм, выделенных на н-ужды единой с.-х. политики стран ЕС организованная преступность). М. причиняет огромный ущерб. Поскольку М. часто совершается в крупном масштабе, к тому же нередко высокопоставленными лицами, правоохранительным органам бывает нелегко его раскрыть, установить вину и вынести приговор, соизмеримый с нанесенным ущербом. Растущая озабоченность общественности привела к созданию в ряде стран спец. следственных органов (напр., в Великобритании в 1986 г. было создано бюро по борьбе с М. в особо крупных размерах), более тщательной орг-ции бизнеса и привлечению таких специалистов, как адвокаты и бухгалтеры, компетентность к-рых необходима для выявления мн. изощренных М. Однако попытки расширить междунар. сотрудничество в борьбе с отмыванием денег путем усовершенствования процедуры экстрадиции и предоставления возможности следственным органам использовать полученные в одной стране свидетельские показания для судебного процесса в др. стране, носят пока что ограниченный характер. |
Мультипликатор (multiplier), эконом, концепция, впервые выдвинутая в 1931 г. англ, экономистом Ричардом Каном и использованная в модифицированном виде Кейнсом в его кн. Общая теория занятости, процента и денег (1936). М. измеряет общее изменение в реальном Национальном доходе в рез-те первонач. изменений в нек-рых компонентах совокупного спроса при условии существования неиспользованных ресурсов и близких к стабильности цен. Так, рост правит. расходов на 100 млн. фунтов на дорожное стр-во первоначально увеличивает на эту сумму нац. доход. Работники и держатели акций дорожностроит. компании получают это приращение в доходе. При существовании предельной склонности к потреблению (маржинальный анализ), скажем, на 3/4, они израсходуют 3/4 х 100 млн. фунтов на потребление. Это, в свою очередь, увеличивает доход др. поставщиков на 75 млн. фунтов. Они также истратят ?/4 х 3/4 X 100 млн. фунтов (= 56,25 млн. фунтов), и т.д. Т.о.. общее воздействие первонач. расходов увеличивается. В этом случае нац. доход возрастет на 100 млн. фунтов х (1 - (I -V4)) = 400 млн. фунтов. В этом примере М. равен 1 -г- (1 - предельная склонность к потреблению). |
Муфтий (mufti), см. Шариат. |
Мухаммед (Muhammad) (ок. 570-632 гг.), пророк основатель ислама. М. родился в Мекке и осиротел в раннем возрасте. Ок. 610 г. н.э., в ночь могущества, во время одного из обычных созерцательных уединений в пустынных пещерах, М. явилось первое из многочисл. видений, в к-ром архангел Гавриил возгласил ему Слово Божье, положившее начало его пророческой миссии. Слова Гавриила впоследствии были записаны как Коран, открывающий единство Бога Аллаха. М. требовал покончить с идолопоклонством и сделать жизнь более справедливой, за что подвергся преследованиям. Отъезд (хиджра) М. в Медину ок. 622 г. стал поворотным пунктом в истории ислама. Впоследствии М. и его сторонникам удалось захватить Мекку, где он объявил Каабу посвященной Аллаху. М. почитается мусульманами как последний и самый гл. пророк, его жизнь признана образцом святости, но объектом культа он не является ни сам по себе, ни как посредник между верующими и Богом. Мусульмане верят, что жизнь М. есть завершение пророческой эры, а ислам - это исполнение прежних откровений пророков христианства и иудаизма. |
Мученик (martyr, грсч. - свидетель). М. терпит преследования и даже может пойти на смерть за приверженность религ. вере или к.-н. великой цели. В христианстве М. почитаются более всех др. святых за мужество и веру; считается также, что они выступают в кач-ве посредников между человеком и Богом. До 1969 г. в римской католической церкви соблюдался обычай помещать останки М. в каждый освященный алтарь. М. первоначально называли ранних христиан, таких, как св. Стефан (первый М., осужденный на смерть за веру); в наше время М. стали архиепископ Эль-Сальвадора Оскар Ромеро, убитый в 1980 г., и служители церкви в странах быв. ком. блока, к-рые подверглись преследованиям за веру. В исламе такое же значение имеет понятие шахид (свидетель, мученик за веру): погибшие в джихаде, свящ. войне, считаются М., к-рым обеспечено место на небесах. Мусульмане-шииты признают поворотным пунктом своей истории мученичество Хусейна (в 680 г. н.э.), отмечаемое постом ашура. Сикхи чтят мученичество двух своих гуру, Арджана и Тегх Бахадура. В иудаизме поминаются как М. 6 млн. евреев, убитых во время 2-й мировой войны. |
Муэдзин (muezzin, араб. - произносящий призыв к молитве), служитель мечети в мусульм. странах, призывающий правоверных, обычно с минарета, к молитве. Во мн. странах в наши дни голос М. воспроизводится в записи или через громкоговорители, но функция М. сохраняет свое значение, поскольку призыв к молитве связан с движением солнца, а его время каждый день меняется. Кроме того, М. читают Коран во время спец. служб, в частности при погребениях и пятничных молениях. |
Мысленный эксперимент (thought experiment), филос. метод, используемый для анализа концепций (в первую очередь концепции идентичности). М.э. направлен на испытание нашей интуиции в вымышленных ситуациях. Напр., если бы человек размножался делением, как амеба, кто из двоих получившихся людей был бы идентичен с человеком, существовавшим до размножения? М.э. используются также в естественных науках: Исаак Ньютон (1642-1727) прибегал к ним, размышляя о природе света, а Альберт Эйнштейн (1879-1955) полагался на них, разрабатывая теорию относительности. |
Мюрдаль Гуннар (Myrdal, Gunnar) (1898-1987), швед, экономист и социолог. Получил известность благодаря кн. Американская дилемма (1944), где поднял вопросы о неравноправном положении в США негров, а также трудами о значении социал-демократии для развития экономики и о проблемах эконом, развития, преимущ. в странах Азии. В кн. Богатые земли и бедные (1957) М. утверждал, что междунар. рыночные силы без должной их корректировки действуют в ущерб развивающимся странам. Напр., их экономика все более опирается на экспорт продукции добывающей промышленности, подверженной колебаниям спроса и предложения. М. также внес вклад в теорию процента и изучение народонаселения. |
Мятеж (mutiny), открытое восстание против власти; напр., заключенных против начальника тюрьмы или моряков торг, судна против капитана. Термин также относится к одному из наиб, тяжких нарушений воен. права, совершаемого военнослужащим, вступившим в сговор с одним или более военнослужащими (или гражд. лицами) в попытке оказать сопротивление законным воен. властям или одержать верх над ними, а также в стремлении избежать столкновения с противником или перейти на его сторону. Обвиненных в М. военнослужащих судят военные трибуналы, а гражд. лиц - в соответствии с практикой обычного уголовного права. 164 н |