Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 3, "МИР"-"МЯТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 3, "МИР"-"МЯТ")

Мировой порядок

Мировой порядок (world order), состояние мира и стабильности в междунар. отношениях, традиционно считающееся целью мировой политики. Сторонники политики силы, называя себя реалистами, стремятся достичь порядка, прибегая к силе, гл.об. воен., однако, несмотря на конфликты между гос-вами, растет влияние международного сообщества, к-рое подкрепляет свои действия международным правом и дипломатией. Концепция М.п. находится в сфере пристального внимания развивающихся стран, заинтересованных в таком Новом международном экономическом порядке, к-рый гарантировал бы проведение реформ, направленных на то, чтобы бедные гос-ва могли участвовать в междунар. делах на более или менее равноправной основе. Нек-рые теоретики М.п. подчеркивают значение глобальных проблем, таких, как ядерная угроза, охрана окруж. среды, увеличивающаяся пропасть между экономически развитыми и развивающимися регионами, и выступают за создание мира не конфликтующих, а взаимозависимых стран и сооб-в взаимозависимость).

Миротворчество

Миротворчество (peacekeeping), вмешательство в конфликт внеш. сил с целью заключения соглашения о прекращении огня, обеспечения наблюдения, чтобы разделить конфликтующие стороны, и, возможно, подготовки путей посредничества в перемирии. Миротворческие силы должны иметь санкцию ООН, состоять из граждан государств - членов ООН, не связанных с конфликтом, и действовать строго в рамках инструкции (напр., миротворческие силы не могут открыть огонь, если не открыли огонь конфликтующие стороны). Механизм ООН по поддержанию мира ныне хорошо разработан; миротворческие силы находились в Конго (1960), на Кипре (1964), на Голанских высотах (1974). М. приобрело особый размах в 1990-х гг. 31 миссия ООН работала в Азии, Африке, на Балканах и в Центр. Америке.

Миссионер

Миссионер (missionary), представитель религ. орг-ции, занимающийся распространением своего вероисповедания среди инаковерующих. Миссионерская деят-ть наибольшее развитие получила в христианстве с самого раннего времени его существования; направляется римской католической церковью, в осн. ее конгрегацией по распространению веры, к-рой подчиняются зарубежные миссии. Развитие миссионерской деят-ти протестантов начиная с 17 в. было тесно связано с экспансией торг, компаний и колонизацией. Миссии всех вероисповеданий обычно способствуют развитию образования и мед. помощи, рассчитанных на удовлетворение практич. нужд потенциальных адептов, еще до начала исполнения специфически духовных задач. После 2-й мировой войны мн. страны ограничили миссионерскую деят-ть, иногда, как в Китае, по идеолог, причинам, а иногда, как в новых независимых гос-вах Африки, потому, что миссионерство воспринималось как форма культурной экспансии империализма, сродни процессу колонизации. 2-й Ватиканский собор (1962- 65) подчеркнул необходимость приспособления литургии к нац. особенностям народов и их культур, в то же время подтвердив важность миссионерской деят-ти. Между тем мн. направления ее, прежде всего медицина и образование, перешли в компетенцию пр-в и междунар. орг-ций; в число последних входят и христ. неправительственные организации, такие, как Христианское содействие. Обращение в свою веру, к-рое играет столь важную роль в христианстве, не столь значимо в др. религиях, напр., в исламе, приветствующем новообращенных, но не считающем такой шаг религ. обязанностью, а в ортодоксальном иудаизме оно сознательно затрудняется.

Мистицизм

Мистицизм (mysticism), представления, учения и религ. практика, предполагающие непосредственное единение человека с высшей реальностью. М. типичен для всякой религии, к-рая видит в трансценденции незримое единство всего сущего. Т.о., мистические идеи, практика и опыт играют центр, роль в буддизме, индуизме (адвайта-веданта) и даосизме. М. присутствует и в религиях, к-рые воспринимают трансценденцию как нечто принципиально отличное от реального мира, но там он обычно не имеет столь большого значения и часто даже не является предметом обсуждения - напр., в исламе (суфизм), иудаизме (каббала) и христианстве. Дискуссии по поводу М. возникают в перечисленных конфессиях потому, что мистики стремятся навязать свой индивидуальный духовный опыт, даже если он противоречит общепринятым представлениям. С мистическим опытом связаны разнообразные культовые действия, важнейшим из к-рых является медитация, но известны и др. техники сосредоточения, подразумевающие созерцательную молитву. Вспомогательные действия включают контролирование дыхания, аскезу и ритмические движения или упражнения. Мистики, как правило, высоко ценят познавательность своего опыта, но вместе с тем считают его невыразимым. Иногда они предпринимают попытки метафорически передать суть не поддающегося выражению опыта, обращаясь, как христ. и исламские мистики, к образности брачного обряда или воссоединения влюбленных. Невыразимость мистического опыта привела нек-рых ученых к выводу, что любой такой опыт в принципе имеет одинаковое содержание; вместе с тем др. ученые обратили внимание на тот факт, что всякий мистический образный ряд почти всегда связан с осн. представлениями соответствующей религ. традиции.

Миф

Миф (myth), предание о прошлом, часто содержащее элементы религ. учения или вымысла. М. того или иного рода присутствуют во всех об-вах, но функции их весьма разл. Иногда это попытки объяснить происх. мироздания и человечества (миф о сотворении мира), образование полит, ин-тов или содержание ритуалов; М. могут рождаться и просто из любви к сочинительству. В М. часто описываются деяния богов или сверхъестественных существ, обладающих необычайными возможностями превращаться из человека в животное или совершать необыкновенные подвиги. Антропологи затратили немало усилий на то, чтобы отделить М. от истории; однако у истории та же роль, что и у М., и эти два вида повествования о прошлом незаметно перетекают один в др. Фрейзер и др. ученые рассматривали М. как раннюю форму религ. или науч. мысли. Эта т.зр. впоследствии подверглась критике со стороны Малиновского, к-рый видел в М. ср-во оправдания существующего обществ, порядка. Рум.амер. религиовед Мирче Элиаде (1907-86) рассматривал М. как религ. феномен, как попытку человека вернуться к первонач. акту творения. Леви-Строс полагал, что значение М. заключено не в его содержании, а в структуре, поскольку именно она воспроизводит универсальные принципы деят-ти разума. В психологии М. рассматривается как важная подоснова человеческого поведения. Как Фрейд, так и Юнг постоянно обращались к М. в своих работах. Каковы бы ни были теории, рассматривающие происх. и функции М., эти последние неизменно объявляются важнейшими элементами человеческого сознания.

Миф О сотворении мира

Миф О сотворении мира (creation myth), сказание, или миф, о происх. Вселенной и человеческого об-ва. М. о с.м. - повествуют ли они о роли бога-творца, происх. мира от прародителей или из космич. яйца, о жертвоприношении или изнач. борьбе - играют значит, роль в религ. верованиях и связанных с ними ритуалах. Типичными особенностями М. о с.м. является противопоставление, напр., света и тьмы или воды и земли. Нек-рые М. о с.м. связаны с происх. опред. кланов или родословных; обычно в них излагается история потомства от единого предка или основателя рода. Тробрианцы верят, напр., что предки их четырех кланов вышли когда-то из некоего отверстия в земле; этот миф используется для объяснения иерархического неравенства внутри об-ва. М. о с.м., квалифицированные антропологом Малиновским как хартия легитимности, часто используются для обоснования власти старейшин или вождей и могут играть важную роль в политической организации об-ва.

Мишна

Мишна (Mishnah, иврит - научение повторением), древнейшее и наиб, авторитетное собрание устных толкований еврейских законов и традиций, окончательная редакция к-рого была проведена под руководством рабби Иуды (ок. 135-217 гг. н.э.). М. состоит из шести осн. разделов: религ. законы о земледелии; ритуальные и религ. обязанности; женщины, брак и семейная жизнь; гражд. и уголовное право; храм и обряды жертвоприношения; законы о ритуальной чистоте. Гемара (арамейск. завершение) представляет собой комментарии к М., вместе с к-рой она образует Талмуд.

Многонациональные корпорации

Многонациональные корпорации (multinational corporations), фирмы, к-рые производят и продают свою продукцию и услуги в неск. странах. Такие фирмы также называются транснац. и располагаются в ряде стран для того, чтобы достигнуть более низкой себестоимости (включая более низкие налоговые платежи) и более высокой прибыли. В них часто заняты десятки тысяч рабочих, а акционеры получают высокие прибыли. Мн. крупнейшие М.к., такие, как IBM (США), Шелл (Великобритания/Нидерланды) и Тойота (Япония), имеют ежегодно больший доход, чем национальный доход небольших развивающихся стран. Подсчитано, что из ста самых крупных эконом, единиц мира половину составляют гос-ва, а др. половину - М.к. Однако существует также ряд сравнительно небольших фирм, к-рые становятся транснац. с целью получения опред. преимуществ. Напр., их статус может помочь им обойти таможенные пошлины и действовать внутри общего рынка. Мн. фирмы стремятся попасть в страны Западной Европы, чтобы действовать внутри ЕС. Одни аналитики приветствуют деят-ть М.к., потому что они создают раб. места и делают инвестиции в принимающей стране. Др. подвергают М.к. резкой критике за подавление конкуренции в стране, получение прибылей за счет низкой оплаты труда, выкачивание редких ресурсов и стремление к чрезмерному влиянию на полит, систему стран, где они действуют.

Многопартийная система

Многопартийная система (multiparty system), полит, система, при к-рой разрешено существование полит, партий, оказывающих решающее влияние на формирование правительства посредством участия в выборах. Высокоразвитая М.с. является осн. признаком демократии; мн. гос-ва, объявляющие себя демократиями, урезают права своих граждан на создание политических партий либо путем запрета партий опред. полит, ориентации, считающейся экстремистской или представляющей угрозу, напр., коммунизма или исламского фундаментализма; либо путем введения ограничений на создание партий, способных получить большую поддержку избирателей, чем правящая партия или партии. Как правило, при изучении полит, структур М.с. с тремя и более партиями противопоставляются системам однопартийным и двухпартийным. На практике М.с. часто существует в странах со сложными обществ., этнич., религ. или региональными структурами. М.с. ассоциируются также с пропорциональным представительством, когда в нац. ассамблее представлены неск. партий, ни одна из к-рых не имеет большинства, и в рез-те создается коалиционное правительство. Такие М.с. более распространены, чем двухпартийные, характерные для Великобритании и США, они действуют в Бельгии, Канаде, Италии, Израиле, Нидерландах и в большинстве Скандинавских стран.

Модальная логика

Модальная логика (modal logic), область логики (логика формальная), изучающая умозаключения, содержащие понятия необходимости и возможности. К осн. принципам М.л. относятся, напр., такие: если нечто необходимо, то оно и дано; если нечто дано, то оно возможно; соответственно то, что с необходимостью следует из необходимого, само необходимо. Однако за пределами общепринятых принципов открывается широкое пространство для дискуссии о том, какие именно способы умозаключения адекватно отражают наше интуитивное понимание возможности и необходимости. Разработано неск. разл. систем модального рассуждения.

Мокша

Мокша (moksha) (санскрит - избавление, освобождение), освобождение души (атман) от уз сансары (круга рождения, смерти и возрождения) - высшая духовная цель в большинстве школ индуизма. В индуизме адвайты (адвайта-веданта) М. означает достижение тождества души с брахманом. В более общем плане М. можно достичь, следуя одним из четырех путей. Самым трудным путем является путь к знанию, джняна, он требует досконального изучения текстов для интеллектуального постижения брахмана и атмана. Второй путь - йога - требует помощи учителя; медитация и контроль за дыханием освобождают скрытую духовную энергию, к-рая удлиняет жизнь и быстрее направляет атман к освобождению. Третьим путем является безличная деят-ть, или карма (круг причин и следствий); служение богу и людям в соответствии с обязанностями (дхарма), присущими данному человеку в жизни, постепенно освобождает дух от уз плохой кармы, привязывающей его к кругу сансары. Самый легкий путь к освобождению ведет через бхакти, или служение к.-н. божеству. Медитации над образом и именем божества, регулярные богослужения и жертвоприношения вселяют в человека чувственное ощущение природы Бога.

Монархия

Монархия (monarchy), правление, обычно наследственное, одного лица или от имени этого лица. Абс. монархи, обладающие неограниченной властью, в свое время были нормой для Европы, но в наши дни это весьма редкое явление. Большинство совр. монархов - конституц. правители со строго ограниченными или даже чисто церемониальными функциями. Власть монарха обычно переходит по наследству (династия), хотя существовали и др. историч. прецеденты, в т.ч. избрание. Привилегии М. могут вызывать негативную полит, реакцию; в то же время конституц. монархи часто выступают в кач-ве символа нац. единства и стоят выше партийной борьбы.

Монашество

Монашество (monasticism), религ. сооб-ва или институции, предназначенные для содействия совместной или индивидуальной практике аскетизма. М. играло важную роль в раннем христианстве; основой для его развития послужила аскетическая жизнь людей, к-рые в 3 в., спасаясь от рим. гонений, уходили из средиземноморских р-нов в егип. пустыню, где искали единения с Богом. Монастыри восточной православной церкви до сих пор руководствуются Уставом св. Василия Великого (ок. 330-79 гг.), первым известным христ. монашеским уставом, к-рый предписывает физ. и умственный труд наряду с молитвой и созерцанием. Православ, монастыри, самые известные из к-рых расположены на горе Афон в Греции, являются самоуправляющимися общинами, не входящими ни в какой орден. В римской католической церкви, напротив, существуют многочисл. ордены, члены к-рых часто принимают обеты бедности, молитвы и медитации. Эти сооб-ва имеют как духовные, так и практич. функции, напр., в сферах образования и социального попечения. В-их числе орден бенедиктинцев, основанный на Уставе Бенедикта Нурсийского (ок. 480-543 гг.) и разумно сочетающий молитву, чтение Библии, отдых и физ. труд. Цистерцианский орден следует измененному бенедиктинскому уставу, а цистерцианцы строгого устава (трапписты) представляют собой самый значит, созерцательный орден. Доминиканский орден, основанный св. Домиником в 1220 г., и францисканский, основанный св. Франциском Ассизским в 1209 г., первоначально были орденами нищенствующих монахов, существующих на подаяние, но в наст, время большинство их членов живут в орденских домах. Доминиканцы больше др. уделяют внимание изучению теологии и проповедничеству (иезуиты). М. в англиканских церквах получило развитие в 19 в. в связи с англо-католич. движением, восстановлением ряда древн. орденов и учреждением новых, таких, как Общество воскресения, основанное в 1892 г. Самым известным протест, орденом является экуменическое об-во Тезе во Франции, созданное в 1940 г. Хотя христ. М. в Европе ныне переживает упадок, в развивающихся странах оно распространяется и играет важную роль, способствуя расширению образования и др. социальных программ. В буддизме, особенно в тхеравада-буддизме, монашеский орден, или сангха, насчитывающий св. 250 тыс. членов, играет в об-ве весьма важную роль, несмотря на настороженное к нему отношение пр-в Китая и нек-рых др. стран. Получая пищу и поддержку от простых людей, монахи и (в редких случаях) монахини являют собой пример служения Богу. В исламе ближайшим аналогом М. являются суфизм и суфийские ордены. В индуизме М. - это ашрам, где огромно влияние гуру, или св. человека, и практикуются занятия, подобные йоге. В индуистском представлении о четырех идеальных стадиях жизни (ашрама) две последние стадии, сменяющие стадию главы семейства, посвящены созерцанию и аскетизму. Строгость монашеской жизни джайнизма, подразумевающей даже умерщвление себя голодом, вероятно, не имеет аналогов в совр. мире. В даосизме и дзэн-буддизме также существуют монашеские ордены, придающие особое значение медитации.

Монгольский язык

Монгольский язык (Mongolian language), см. Алтайские языки.

Монетаризм

Монетаризм (monetarism), эконом, учение, возникшее в 1960-70-х гг., гл. представителем к-рого является Фридман. М. представляет собой возрождение классич. докейнсианского (кейнсианство) подхода к макроэкономике. Согласно моделям М., деньги, цены и зарплата подвержены колебаниям, но совокупный объем произва и занятость автоматически движутся к оптимальному равновесию. Поэтому в своей политике гос-во должно концентрировать усилия на достижении и поддержании стабильного уровня цен, что, по мнению монетаристов, зависит от умелого управления денежной массой не столько с помощью финанс., фискальной, а денежной, монетарной, политики. Отсюда слово М.. Кроме того, М. отдает явное предпочтение не дискреционному, а упорядоченному, основанному на правилах ведению политики (экономика, количественная теория денег).

Монеты, коллекционирование

Монеты, коллекционирование (coin collecting), увлечение собиранием монет (или медалей), известное также как нумизматика. М.к. как хобби восходит по меньшей мере к эпохе Древн. Рима. Издавна монеты чеканились мн. народами; естественно, при огромном их кол-ве и разнообразии большинство коллекционеров руководствуются к.-л. принципом собирания монет, напр., опред. стран, эпох, внеш. облика или достоинства. Коллекционеры часто приобретают монеты на аукционах. Наибольшей ценой, уплаченной за монету, был 1 млн. ф. ст., отданный в 1980 г. на закрытой продаже за греч. серебряную тетрадрахму 425 г. до н.э. Золотые монеты имеют, конечно, собственную реальную стоимость и часто рассматриваются как способ вложения капитала.

Монизм

Монизм (monism), филос. учение, согласно к-рому мир состоит из единой субстанции или из одного вида субстанции. В противоположность дуализму разума и тела, представители наиб, распространенных форм М. утверждают, что мир является материей ( материализм) либо разумом (идеализм). Монистические доктрины часто склонны трактовать видимые различия между вещами как субъективные. Так, напр., Спиноза рассматривает мир как единство, а все видимые различия - как рез-т субъективных т.зр.

Мон-кхмерские языки

Мон-кхмерские языки (Mon-Khmer languages), см. Австроазиатские языки.

Монополия

Монополия (в экономике) (monopoly), ситуация, когда на рынке действует единств, продавец (монопо- ка. лист) товара или услуги. Монопольная власть - это способность единств, производящей фирмы влиять на цену с целью получения прибыли, выше необходимой для покрытия издержек, включая прибыль на собственный капитал. Такие прибыли называются избыточными или монопольными. Монопольная власть может также привести к созданию олигополистических фирм (олигополия). М., распространяющаяся на опред. номенклатуру или сорт товаров, не обязательно ведет к получению монопольных прибылей. Когда ряд фирм имеют М. на незначительно отличающиеся, заменяемые товары, такая ситуация называется монополистической конкуренцией. Гос-во может попытаться ограничить нежелательное, даже вредное, влияние М. на цены и поставки товаров и тем самым ограничить их господство (конкурентное право, экономия на масштабе). Монопсония (monopsony), ситуация в экономике, когда на рынке присутствует только один покупатель (монопсонист) опред. товаров и услуг. Ее можно сравнить с монополией, когда действует на рынке единств, продавец. Рыночная власть одного покупателя - это возможность оказывать влияние на цену через покупательную способность. Примером монопсонистического рынка является рынок воен. снаряжения, где большая часть продаж осуществляется одним покупателем -центр, првом.

Монреальский протокол

Монреальский протокол - Истощение озонового слоя.

Монтессори Мария

Монтессори Мария (Montessori, Maria) (1870-1952), пионер в области итал. образования. Будучи первой женщиной в Италии, получившей высшее мед. образование, М. стала организатором целой сети детских школ в Риме, инициировав всемирно известное движение, основанное на принципах, изложенных в ее кн. Метод Монтессори (1912) и Секрет детства (1936). Система М. основана на вере в творческие способности ребенка, в его стремление к учебе и желание, чтобы к нему относились как к личности. Все в Доме детства М. - уменьшенная в размерах мебель, сооружения для игр, сами игры - рассчитано на ребенка, физ. активность и сенсорная система к-рого готовы к интеллектуальным открытиям. Преподаватель создает обстановку, необходимую для развития ребенка в нужном направлении, но сам держится в стороне: акцент делается на самообразовании и инициативе. Идеи М. оказали огромное влияние на дошкольное и начальное образование.

Моравская церковь

Моравская церковь (Moravian Church), небольшая протестантская церковь, основанная в 1722 г. и восходящая к гуситскому Богемскому братству в Центр. Европе, тесно связана с лютеранской церковью. Богослужение отличается простотой; моравские гимны пользуются большой известностью и выражают сосредоточенность М.ц. на непосредственном духовном опыте и добродетельной жизни, а не на разработке доктрин. М.ц., насчитывающая всего ок. 200 тыс. полноправных членов, неизменно пользовалась большим авторитетом у протест, мыслителей, в частности у Джона Уэсли, основателя методистской церкви, вела активную миссионерскую, просветительскую и экуменическую деят-ть.

Моральное право

Моральное право (moral right), см. Авторское право.

Мормоны

Мормоны (Mormons), члены христ. секты Святые последнего дня, милленаристского религ. движения (милленаризм), основанного в США в 1830 г. Джозефом Смитом; гл. центром М. является Солт-Лейк-Сити, шт. Юта. Вероучение М. базируется как на Библии, так и на Книге Мормона и др. текстах с божественным откровением, обнаруженных Джозефом Смитом. У М., насчитывающих св. 5 млн. чел., - сложные иерархическая структура и ритуал; частная жизнь членов секты находится под строгим контролем. Учение М. резко отличается от ортодоксального христианства, к-рое они считают испорченной верой. К числу их гл. теоретич. положений относятся ожидание второго пришествия Христа, крещение в сознательном возрасте и вера в пророчество.

Морфология

Морфология (morphology), см. Грамматика.

МОТ (Международная организация труда)

МОТ (Международная организация труда) (International Labour Organization, ILO). Основана в 1919 г. для решения проблем улучшения условий труда и повышения жизненного уровня во всех странах мира. Сначала МОТ была создана под эгидой Лиги Наций, но в 1946 г. стала первым специализированным учреждением ООН, комиссией для выработки рекомендаций по трудовому законодательству и улучшению условий труда, по правам профсоюзов, женщин и детей, минимальной заработной плате, продолжительности раб. дня, охране здоровья и технике безопасности труда. МОТ предоставляет техн. помощь развивающимся странам, содействует разрешению проблем, связанных с занятостью, а также проводит исследования и составляет отчеты о тенденциях занятости и о порядке и законах, связанных с отношениями между адм-цией и рабочими. В 1967 г. МОТ была присуждена Нобелевская премия мира.

Мотивация

Мотивация (motivation), процесс, вынуждающий людей действовать опред. образом в конкретной обстановке. Психологи пришли к выводу, что поведение человека и животных зависит от врожденных биол. стимулов - секса, голода и жажды. Более ранние высказывания на эту тему, в частности выступления англ, психолога Уильяма Мак-Доугалла (1871-1938), были посвящены инстинкту. Однако, напр., фрейдовский психоанализ и теория социального научения делают акцент на модификации поведения и формировании стимулов к нему в процессе опыта. Бихевиористы (бихевиоризм) утверждают, что животные и люди вырабатывают модели поведения, подкрепленные поощрениями и наказаниями. Фрейд подчеркивал, что человеческие инстинкты контролируются моральными нормами, к-рым обучаются и к-рые люди привыкают уважать под страхом наказания. Обе теории оказались ошибочными. Сторонники теории социального научения продемонстрировали, что дети могут учиться и без поощрений и наказаний, а американец Х.Ф. Харлоу (1905-81) показал, что на это способны даже приматы. Родительское терпение и стимулы вместо наказаний помогают детям усвоить необходимые нормы поведения. С тех пор как Эдуард Толмен опубликовал свою кн. Целевое поведение у животных и человека (1932), психологи проявляют все больший интерес к орг-ции целевого поведения и к планам выбора его модели. Это повысило значимость когнитивных черт М. (когнитивное развитие), в к-рой важную роль играют также ожидания.

Моторные навыки, развитие

Моторные навыки, развитие (motor skills, development of), развитие координации и способности ребенка выполнять сложные движения и манипулировать окружающими предметами. Большая часть М.н. человека формируется по мере его развития без внеш. обучения и побуждения. Напр., ребенок обычно сидит и берет предметы к 6 мес., ползает к 9 и ходит к 18 мес. жизни. Овладение др. навыками требует внеш. руководства и побуждения, хотя в приобретении ребенком практич. и социальных навыков важны также имитационные игры. В рамках теории социального научения проводилось исследование роли демонстрации и имитации в обучении М.н., однако мы до сих пор не знаем, как дети и взрослые воспроизводят наблюдаемые движения. Для приобретения М.н. ребенок должен (а) понять типичное действие предметов в окружающем мире, напр., траекторию полета мяча или волана, (б) научиться управлять движениями собственных мускулов и (в) быть способным координировать то и др. Достаточно хорошее управление движениями невозможно до 4-летнего возраста, т.е. до опред. созревания клеток мозга.

Мошенничество

Мошенничество (fraud), преступный подлог для получения незаконных привилегий или нанесения ущерба правам и интересам др. лиц. Хотя М. существует издавна, оно рассматривается как самое типичное из совр. преступлений, причем возможности для М. резко возрастают, напр., в связи со все большим использованием кредитных карточек, компьютеров и автоматизир. переводов денег в любую часть мира. К М. относятся преступления, совершаемые отд. лицами, напр., неуплата налогов; фирмами, напр., страхование судов, затем умышленно затопляемых (белых воротничков преступления); криминальными структурами, напр., отвлечение обманным путем сотен миллионов ф.ст. из сумм, выделенных на н-ужды единой с.-х. политики стран ЕС организованная преступность). М. причиняет огромный ущерб. Поскольку М. часто совершается в крупном масштабе, к тому же нередко высокопоставленными лицами, правоохранительным органам бывает нелегко его раскрыть, установить вину и вынести приговор, соизмеримый с нанесенным ущербом. Растущая озабоченность общественности привела к созданию в ряде стран спец. следственных органов (напр., в Великобритании в 1986 г. было создано бюро по борьбе с М. в особо крупных размерах), более тщательной орг-ции бизнеса и привлечению таких специалистов, как адвокаты и бухгалтеры, компетентность к-рых необходима для выявления мн. изощренных М. Однако попытки расширить междунар. сотрудничество в борьбе с отмыванием денег путем усовершенствования процедуры экстрадиции и предоставления возможности следственным органам использовать полученные в одной стране свидетельские показания для судебного процесса в др. стране, носят пока что ограниченный характер.

Мультипликатор

Мультипликатор (multiplier), эконом, концепция, впервые выдвинутая в 1931 г. англ, экономистом Ричардом Каном и использованная в модифицированном виде Кейнсом в его кн. Общая теория занятости, процента и денег (1936). М. измеряет общее изменение в реальном Национальном доходе в рез-те первонач. изменений в нек-рых компонентах совокупного спроса при условии существования неиспользованных ресурсов и близких к стабильности цен. Так, рост правит. расходов на 100 млн. фунтов на дорожное стр-во первоначально увеличивает на эту сумму нац. доход. Работники и держатели акций дорожностроит. компании получают это приращение в доходе. При существовании предельной склонности к потреблению (маржинальный анализ), скажем, на 3/4, они израсходуют 3/4 х 100 млн. фунтов на потребление. Это, в свою очередь, увеличивает доход др. поставщиков на 75 млн. фунтов. Они также истратят ?/4 х 3/4 X 100 млн. фунтов (= 56,25 млн. фунтов), и т.д. Т.о.. общее воздействие первонач. расходов увеличивается. В этом случае нац. доход возрастет на 100 млн. фунтов х (1 - (I -V4)) = 400 млн. фунтов. В этом примере М. равен 1 -г- (1 - предельная склонность к потреблению).

Муфтий

Муфтий (mufti), см. Шариат.

Мухаммед

Мухаммед (Muhammad) (ок. 570-632 гг.), пророк основатель ислама. М. родился в Мекке и осиротел в раннем возрасте. Ок. 610 г. н.э., в ночь могущества, во время одного из обычных созерцательных уединений в пустынных пещерах, М. явилось первое из многочисл. видений, в к-ром архангел Гавриил возгласил ему Слово Божье, положившее начало его пророческой миссии. Слова Гавриила впоследствии были записаны как Коран, открывающий единство Бога Аллаха. М. требовал покончить с идолопоклонством и сделать жизнь более справедливой, за что подвергся преследованиям. Отъезд (хиджра) М. в Медину ок. 622 г. стал поворотным пунктом в истории ислама. Впоследствии М. и его сторонникам удалось захватить Мекку, где он объявил Каабу посвященной Аллаху. М. почитается мусульманами как последний и самый гл. пророк, его жизнь признана образцом святости, но объектом культа он не является ни сам по себе, ни как посредник между верующими и Богом. Мусульмане верят, что жизнь М. есть завершение пророческой эры, а ислам - это исполнение прежних откровений пророков христианства и иудаизма.

Мученик

Мученик (martyr, грсч. - свидетель). М. терпит преследования и даже может пойти на смерть за приверженность религ. вере или к.-н. великой цели. В христианстве М. почитаются более всех др. святых за мужество и веру; считается также, что они выступают в кач-ве посредников между человеком и Богом. До 1969 г. в римской католической церкви соблюдался обычай помещать останки М. в каждый освященный алтарь. М. первоначально называли ранних христиан, таких, как св. Стефан (первый М., осужденный на смерть за веру); в наше время М. стали архиепископ Эль-Сальвадора Оскар Ромеро, убитый в 1980 г., и служители церкви в странах быв. ком. блока, к-рые подверглись преследованиям за веру. В исламе такое же значение имеет понятие шахид (свидетель, мученик за веру): погибшие в джихаде, свящ. войне, считаются М., к-рым обеспечено место на небесах. Мусульмане-шииты признают поворотным пунктом своей истории мученичество Хусейна (в 680 г. н.э.), отмечаемое постом ашура. Сикхи чтят мученичество двух своих гуру, Арджана и Тегх Бахадура. В иудаизме поминаются как М. 6 млн. евреев, убитых во время 2-й мировой войны.

Муэдзин

Муэдзин (muezzin, араб. - произносящий призыв к молитве), служитель мечети в мусульм. странах, призывающий правоверных, обычно с минарета, к молитве. Во мн. странах в наши дни голос М. воспроизводится в записи или через громкоговорители, но функция М. сохраняет свое значение, поскольку призыв к молитве связан с движением солнца, а его время каждый день меняется. Кроме того, М. читают Коран во время спец. служб, в частности при погребениях и пятничных молениях.

Мысленный эксперимент

Мысленный эксперимент (thought experiment), филос. метод, используемый для анализа концепций (в первую очередь концепции идентичности). М.э. направлен на испытание нашей интуиции в вымышленных ситуациях. Напр., если бы человек размножался делением, как амеба, кто из двоих получившихся людей был бы идентичен с человеком, существовавшим до размножения? М.э. используются также в естественных науках: Исаак Ньютон (1642-1727) прибегал к ним, размышляя о природе света, а Альберт Эйнштейн  (1879-1955) полагался на них, разрабатывая теорию относительности.

Мюрдаль Гуннар

Мюрдаль Гуннар (Myrdal, Gunnar) (1898-1987), швед, экономист и социолог. Получил известность благодаря кн. Американская дилемма (1944), где поднял вопросы о неравноправном положении в США негров, а также трудами о значении социал-демократии для развития экономики и о проблемах эконом, развития, преимущ. в странах Азии. В кн. Богатые земли и бедные (1957) М. утверждал, что междунар. рыночные силы без должной их корректировки действуют в ущерб развивающимся странам. Напр., их экономика все более опирается на экспорт продукции добывающей промышленности, подверженной колебаниям спроса и предложения. М. также внес вклад в теорию процента и изучение народонаселения.

Мятеж

Мятеж (mutiny), открытое восстание против власти; напр., заключенных против начальника тюрьмы или моряков торг, судна против капитана. Термин также относится к одному из наиб, тяжких нарушений воен. права, совершаемого военнослужащим, вступившим в сговор с одним или более военнослужащими (или гражд. лицами) в попытке оказать сопротивление законным воен. властям или одержать верх над ними, а также в стремлении избежать столкновения с противником или перейти на его сторону. Обвиненных в М. военнослужащих судят военные трибуналы, а гражд. лиц - в соответствии с практикой обычного уголовного права. 164 н

Предыдущая страница Следующая страница