Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия
Статьи на букву "Р" (часть 2, "РЕД"-"РЫН")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 2, "РЕД"-"РЫН")

Редукционизм

Редукционизм (reductionism), теория, согласно к-рой сложные, проблематичные филос. представления могут быть объяснены на основе более простых, доступных для понимания. Констатация проблематичности к.-л. представления зависит от филос. позиции. Так, философы-эмпирики (эмпиризм) нередко пытались свести представления, к-рые нельзя подкрепить чувственным опытом, к тем, к-рые допускают это (логический позитивизм и позитивизм). В более широком плане физики, напр., утверждают, что в конечном счете любое науч. объяснение можно выразить в терминах теоретич. физики.

Реклама

Реклама (advertising) использование средств массовой информации для передачи платных сообщений в коммерч. целях или для обеспечения успеха к.-л. мероприятия, учреждения или полит, деятеля (гл.об. во время выборов). Р. стала одной из неотъемлемых компонентов рыночной экономики; она влияет на цену, упаковку, оформление и объем продаж любого товара. В нац. рекламных агентствах работают профессионалы разного профиля: авторы текстов, композиторы, худ. редакторы и видеопродюсеры готовят рекламные материалы к печати или к выходу в эфир, специалисты по исследованию рынка занимаются маркетингом, сотрудники по связям с общественностью создают в массовом сознании имидж торг, марки или выдающейся личности. Во мн. странах осн. рекламодатель - гос-во, пропагандирующее продукцию гос. предприятий и отраслей пром-ти. В странах с авторитарными режимами полит. Р. включена в пропагандистскую машину (пропаганда), но и в демокр. странах она играет важную роль в борьбе за голоса избирателей. Манипулируя политически чувствительной информацией, консультанты по вопросам Р. все больше влияют на планирование избирательных кампаний и выдвижение кандидатов на выборные должности. Критики указывают на то, что реклама сказывается на культуре об-ва в целом, напр., поощряя стремление к приобретательству и представляя потребление как цель любой деят-ти.

Религии Китая

Религии Китая (Chinese religion). Отличительной особенностью кит. об-ва является непрерывность его лит. традиции прибл. с 1500 г. до н.э. вплоть до наст, времени, а также централизованное правление. Несмотря на значит, региональные, языковые, геогр. и религ. различия, нас. Китая объединено одним письменным яз. и традиц. приверженностью конфуцианству, даосизму и буддизму. Офиц. религией императ. Китая было конфуцианство, на к-ром строилась вся система образования. Конфуцианство и даосизм служили основой интеллектуальной жизни, а монашеская традиция буддизма и даосские священнослужители играли огромную роль в социальной жизни. Наряду с этими тремя религиями существовали разл. нар. верования и культы, важнейшим из к-рых был культ предков, т.е. почитание родственников по отцовской линии. Особое значение придавалось семейному очагу; велико было почитание природы всего живого. В нар. поверьях фигурирует множество богов и богинь. Эти божества считались символами порядка, духами умерших, занимавших опред. места в сложной небесной иерархии в зависимости от своих деяний. На низших ступенях иерархии божеств находились демоны, символизировавшие беспорядок и порчу. Жертвенная пища, особые ритуалы или колдовство могли помочь в общении с божествами, к к-рым взывали в храмах, святилищах или просто в свящ. местах на природе. Подобным же образом делались приношения и на могилы предков - чаще всего во время ежегодного Праздника весны. Др. гл. праздником считался Новый год. В 20 в. религ. культы континентального Китая пришли в упадок, подвергшись репрессиям со стороны установленного в 1949 г. ком. режима, однако они сохранили свою значимость в мировоззрении китайцев, в уважении к семейному укладу, и, несмотря на влияние зап. образа жизни, процветают на Тайване и в Гонконге.

Религиозное образование

Религиозное образование (religious education), образование в школах и др. учебных заведениях, к-рое контролируют религ. орг-ции, или преподавание в религ. духе. Во мн. школах и ун-тах обучались дети неимущих. Эта традиция находит свое продолжение, напр., в мусульм. и буд. школах и в школах, учрежденных католич. орденами. Церк. школы были запрещены в СССР и нек-рых др. странах, напр., в Китае, на Кубе и в Албании с приходом к власти коммунистов. В наст. время такие школы разрешены практически везде и иногда даже получают финанс. поддержку гос-ва, хотя за большинством из них установлен строгий надзор. Во мн. странах религ. орг-ции являются гл. попечителями независимого образования. Вопрос о P.O. в гос. образовательных учреждениях обсуждается уже давно. В нек-рых странах, напр., в Турции, светском гос-ве по конституции, P.O. ограничено; в др. регионах мира, где доминирует одна религия (как рим. католицизм в Центр. Америке или ислам на Бл. Востоке), оно часто является обязательным.

Религия

Религия (religion), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанные на вере в существование сверхъестественного. В опред. смысле Р. - это склонность человека полагать, что жизнь - больше видимого глазу. Религ. сознание видит этот мир во всей его глубине, как нечто большее, чем данное нам в ощущениях, полагая это большее высшей реальностью. Не было ни одного об-ва, к-рое не стремилось бы придать существованию порядок и смысл с помощью того или иного образа мышления. Р., ориентированная на сверхъестественное, всегда связывает воедино представления, воплощения и опыт. Обычно религ. ритуалы совершаются в храмах и церквах священниками, к-рые считаются хранителями и толкователями религ. традиций. Огромное разнообразие представлений о сверхъестественном может быть сведено к двум осн. типам: либо это нечто принципиально иное по отношению к миру, либо составляет нерасторжимое единство со всем существующим. В частности, христианство понимает Бога как творца, отдельно от его творения, в то время как адвайта (адвайти-веданта, индуизм) определяет сверхъестественное как абс. основу бытия, тождественную вечной самости (атману) каждого человека. Впрочем, эти два типа представлений иногда сосуществуют в одной религ. традиции, напр., в ислам, мистицизме или буд. благочестии. Представления о потустороннем, о мире и человеческой жизни выражаются в мифах, символах (символика), образах, религ. учениях, философии или деяниях харизматической личности. Потустороннее люди представляли себе и личностно (в виде богов и богинь), и безлично (как силы природы или абстрактный порядок). Религ. обряды считаются ср-вом приобщения к потустороннему. Если потустороннее понимается как принципиально иное, то религ. обрядность выражается в той или иной форме богослужения; в случае нерасторжимого единства такой формой становится медитация. Религ. представления нередко постигаются в ходе обряда, а опыт обретается, как правило, в его контексте: акт богослужения, напр., способен пробудить чувство благоговейного трепета. Религ. опыт всегда отражает убеждения его носителя (христиане познают Иисуса, а не Будду) и принимается об-вом до тех пор, пока не вступает в противоречие с господствующими представлениями.

Религия и политика

Религия и политика (religion and politics), отношения между духовной и светской властью и распространение религ. принципов или убеждений на полит. жизнь. Эти отношения часто приводили к конфликтам. Вера признается осн. источником легитимности и полит, мобилизации во всех об-вах - от откровенно светских до теократических (напр., Иран) или таких, где лояльность по отношению к гос. религии играет большую роль в нац. жизни, как в Саудовской Аравии. Примером сочетания перечисленных факторов служит Израиль, гос. идеология к-рого основана на сионизме - движении, обосновывающем его терр. притязания историч. и религ. традициями. Мн. гос-ва стремились ослабить влияние конфессиональных ин-тов путем создания гос. религии - так было в Англии, Шотландии и большинстве стран Сев. Европы, где в эпоху Реформации 16 в. были офиц. утверждены нац. церкви. Подобным же образом мн. великие мусульм. династии стремились подчинить себе улемы, а в наст, время светское пр-во Турции пытается ограничить влияние ислама, создав спец. департамент по делам религии. В быв. СССР религ. деят-ть строго ограничивалась вплоть до 1991 г., когда была восстановлена свобода совести и вероисповедания. Власти пытались контролировать сохранившиеся религ. учреждения, ставя их под свой надзор. В США, напротив, отделение церкви от гос-ва зафиксировано в Первой поправке к Конституции (1791), устанавливающей принцип секуляризма, т.е. отделения религии от обществ, жизни, - позиция, к-рую впервые провозгласили философы-просветители 18 в. Секуляризацию, упадок веры и несоблюдение религ. обрядности до недавнего времени рассматривали как характерное следствие модернизации и влияния зап. либеральной демократии. Однако после ислам, рев-ции в Иране (1979) и распространения исламского фундаментализма, после того, как в полит, жизни США 1980-х гг. заявили о себе новые правые и фундаменталисты фундаментализм), после крушения большинства ком. режимов религия вновь была повсеместно признана важным фактором личной и обществ, жизни.

Релятивизм

Релятивизм (relativism), позиция, согласно к-рой истина, знание и моральные оценки зависят от ситуации и значимы только для конкретного об-ва, к-рое их выработало. Этич. Р. подразумевает отсутствие универсальных или абс. этич. норм, поскольку каждое об-во создает собственные. Так, согласно концепции культурного Р., отд. культура может быть понята лишь с т.зр. ее собственных ценностей или обычаев. Предположение, что верования скорее относит., чем абс., является важной раб. гипотезой в этнографии: так, представление азанде о колдовстве может быть адекватно понято лишь в том случае, если мы воспримем свойственную им картину мира. Но последовательный Р. отрицает возможность понять любое др. об-во, и лишь немн. этнографы или философы осмелятся преодолеть этот постулат, равно как немн. решатся применить строгий моральный Р. к собственным решениям.

Рента, арендная плата

Рента, арендная плата (rent), плата, вносимая за пользование производственными факторами или товаром в течение опред. периода времени. Обычно Р. уплачивается за пользование землей или сооружениями, но может взиматься и при сдаче в аренду ср-в произтва и потребительских товаров длительного пользования. В эконом, плане понятие Р., разработанное в трудах Рикардо и Маршалла, представляет собой доп. доход от фактора произ-ва по сравнению с оптимальным доходом, т.е. сверхдоходом, полученным в случае наилучшего альтернативного использования (прибыль). Рентный контроль - это осуществляемый пр-вом контроль над арендной платой за найм жилых помещений; может устанавливаться верхний предел Р., чтобы гарантировать малоимущим возможность получения дешевого жилья. Однако поддержание низкого уровня Р. чревато сокращением предложений на рынке жилых помещений.

Республика

Республика (republic), гос-во, в к-ром высшая власть принадлежит народу, его выборному представительному органу либо избираемому или назначаемому президенту, но не монарху. Главой Р. (глава государства), как правило, является президент, избираемый прямыми выборами или спец. избирательной коллегией, но ею может быть и глава исполнит, власти. Респ. формы правления имеют долгую историю, берущую начало в Древн. Греции и Древн. Риме. Хотя формально власть получает свои полномочия от народа, Р. отнюдь не всегда является демокр. гос-вом. Исторически большинство Р. были олигархиями, где власть принадлежала ограниченному числу богатых, или элите. Респ. форма правления получила большое распространение после Американской и Французской революций (1776, 1789), и в 19 в. характеризовалась популярностью либеральных, нац. и демокр. идей.

Ресурсы

Ресурсы (в экономике) (resources), вспомогательные ср-ва, используемые для произ-ва товаров и услуг. Различают три категории Р.: земля, труд и капитал. В понятие зем. Р. входят природные Р., в т.ч. поверхность земли. Трудовые Р. - это трудовые усилия рабочих, менеджеров, предпринимателей. Под капитальными Р. понимаются предметы и ср-ва труда, к-рые вовлечены в процесс произ-ва. Человеческим капиталом обычно называется интеллектуальный или квалифицированный труд производственные факторы).

Референдум

Референдум (referendum), всенар. голосование. Правовая компетенция Р. определяется его конституц. статусом. Пр-вр приводит Р. для выяснения обществ, мнения при решении вопросов, к-рые выходят за рамки партийных разногласий и затрагивают мораль (напр., развод) или конституцию (напр., членство в ЕС). Р. может быть как добровольным, так и обязательным, напр., при принятии поправок к Конституции в штатах США. Т.н. инициативный Р. проводится по просьбе избирателей, желающих выразить свое мнение по конкретному вопросу. Впервые Р. состоялся в 16 в. в Швейцарии; среди др. стран, часто проводящих Р., - Австралия, Дания, Франция и Новая Зеландия.

Рефляция

Рефляция (в экономике) (reflation), восстановление совокупного спроса после периода замедления экономического роста или усиления безработицы. Пр-во способно инициировать рефляционные процессы с помощью налоговой и/или денежной экспансии, напр., увеличив гос. расходы, снизив налоговые ставки, удешевив и сделав более доступным получение кредита. Однако за этим может последовать инфляция. Противоположные (жесткие) меры называются дефляционной, или ограничительной, политикой. Пр-во и центральные банки сочетают разл. меры, чтобы добиться опред. комбинированного эффекта для ряда эконом, показателей (напр., объем произ-ва и платежный баланс или объем произ-ва и ценовая система).

Реформатские церкви

Реформатские церкви (Reformed Churches), группа церквей, в осн. протестантских, придерживающихся учения франц. протест, теолога Жана Кальвина (1509- 64) и пресвитерианской формы управления. Единств, источником религ. истины Р.ц. провозглашают Священное писание, при этом они отрицают посредническую роль духовенства в спасении верующего (предопределение), утверждая тезис об оправдании одной верой. Р.ц., существующие во мн. странах, насчитывают ок. 20 млн. полноправных членов.

Реформистский иудаизм

Реформистский иудаизм (Reform Judaism), термин, применяемый в Великобритании к движению, основанному в Германии Захарией Фрэнкелем (1801-75), в кач-ве реакции на отсутствие строгого соблюдения законов в либеральном иудаизме. Фрэнкель подверг сомнению полноту божественного откровения Торы при соблюдении нек-рых еврейских законов и традиций. В Великобритании Р.и. помещают вправо от либерального, или прогрессивного, движения. В США он опирается на традиции нем. иммигрантов 19 в. (идентичен англ. Р.и.).

Рикардо Давид

Рикардо Давид (Ricardo, David) (1772-1823), англ, экономист, наряду со Смитом основатель англ, школы классической политической экономии и экономики как самостоятельной науч. дисциплины. Пожалуй, одно из самых замечательных его достижений - создание трехфакторной модели распределения нац. дохода (в форме заработной платы, прибыли и земельной ренты) в условиях аграрной экономики. Р. утверждал, что реальная зарплата имеет тенденцию удержаться в пределах физически необходимого миним., а нормированная себестоимость произ-ва стремится к равенству на любой ограниченной терр. Кроме того, прибыли также одинаковы, т.к. владельцы капитала выплачивают землевладельцам большие суммы за пользование более плодородными землями. Образовавшийся доп. доход называется рентой. По мере вовлечения в оборот менее плодородных земель (в связи с ростом нас.) происходит рост зем. ренты и падение прибылей. В многотоварной экономике проявляется т.н. эффект Р., т.е. труд становится относительно дороже капитала, цена трудоемких товаров увеличивается по сравнению с капиталоемкими товарами, а спрос и предложение начинают переориентироваться на последние. Немалый вклад Р. внес и в разработку принципа сравнительных выгод в междунар. торговле. Он считал, что если (в условиях отсутствия торговли) цена (или маржинальные оптимальные издержки) на товар А, выраженная в товаре Б, в двух странах различается (без учета трансп. издержек), то тем не менее при нек-рых условиях торг, отношения между ними могут быть взаимовыгодными, даже если абс. издержки произ-ва по товарам А и Б в одной из двух стран ниже, чем в др.

Римская католическая церковь

Римская католическая церковь (Roman Catholic Church), христианская церковь, имеющая единого главу - папу римского и насчитывающая св. 400 млн. полноправных членов. Вплоть до Реформации 16 в. Р.к.ц. была единств, представительницей зап. христианства. Отличается строгой централизацией, дисциплиной и иерархической орг-цией. Епископы и священники дают обет безбрачия. Главой всего христ. мира признается папа как духовный наследник власти, к-рой наделил св. Петра Иисус Христос. Папа - наместник Иисуса Христа на земле, его авторитет непререкаем. Он непогрешим в делах веры и нравственности (этот догмат принят в 1870 г.), и даже его суждения, не имеющие статуса непогрешимости, пользуются очень большим авторитетом. Это порой приводит к появлению противоречивых постановлений - так, напр., объявленный в 1967 г. запрет на пользование противозачаточными ср-вами содержал очередное осуждение абортов. Источником вероучения Р.к.ц. считает Священное писание и, в отличие от протестантизма, - Священное предание (религ. традицию). Семь таинств и литургия являются неотъемлемой частью церк. обрядности. Большинство верующих соблюдают рим. обряд, но существуют пять групп церквей, к-рые, признавая верховный авторитет папы, следуют вост. традициям: это византийск., антиохийск., александрийск., халдейск. и армянск. церкви. Особое почитание Девы Марии и святых является еще одной особенностью рим. католицизма. Непререкаемость церк. авторитета способствовала чрезвычайно детальной разработке отд. пунктов вероучения - напр., установлению разл. градаций греха или описанию св-в чистилища, рая и ада. Р.к.ц. по-прежнему отрицательно относится к разводу, признавая вместе с тем необходимость реформ и обновления; литургия, до известного времени повсеместно проводившаяся на лат. яз., теперь проходит на местном или гос. яз. страны. Монашество сохраняет свое

значение, но вместе с тем все большее признание получают орг-ции мирян, такие, как приходские общины в Юж. Америке. Церковь принимает участие в экуменическом движении, посылая наблюдателей во Всемирный совет церквей. В последние годы Р.к.ц. стала играть более активную роль в мировых событиях, неизменно выступая против атеистических полит.-эконом, систем, в частности против коммунизма в Вост. Европе, а также способствуя развитию религ. движений в Юж. Америке (теология освобождения), к-рые направлены против нищеты и дискриминации.

Римское право

Римское право (Roman law), свод законов, разработанных в Риме между прибл. 150 г. до н.э. и 250 г. н.э. и кодифицированных императором Юстинианом I (482-565) в Corpus Juris Civilis (Свод гражданского права). В 11 в. Р.п. в кач-ве учебной дисциплины было введено в итал. ун-тах; позже легло в основу гражд. (или романо-герм.) правовой части законодат. систем (гражданское право), действовавших на терр. Священной Римской империи. Идеи Р.п. нашли свое воплощение во франц. Кодексе Наполеона (1804) и в более поздних гражд. кодексах Германии, Швейцарии и Австрии. Их составителей привлекала хорошо известная и доведенная до совершенства рациональность Р.п., предлагавшего логически безупречный набор принципов и правил для решения гражд. споров.

Рисоводство

Рисоводство (rice cultivation), выращивание риса, осн. продукта питания в Юж. и Юго-Вост. Азии. Возделывание риса имеет свои особенности: побеги должны быть покрыты водой, поэтому его обычно выращивают на орошаемых полях, называемых падди, что, в свою очередь, требует мощных ирригационных систем и террасирования склонов холмов. Рис - высокоурожайная культура, дающая неск. урожаев в год. Его в осн. убирают крестьяне (крестьянство) и издольщики (издолыцина). Контроль над водоснабжением и ресурсы для стр-ва мощных ирригационных систем - вопросы полит, значения.

Ритуал

Ритуал (ritual), исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, система действий, часто (но не всегда) религ. характера. Пытаясь определить понятие Р., этнографы рассматривали его в разных аспектах: с т.зр. формальной природы, в религ. контексте или учитывая то обстоятельство, что Р. обычно подразумевает коллект. действия. Тем самым Р. тесно связан с такими древн. религ. понятиями, как магия, мифы, и включает традиц. обряды, напр. обрезание, свадьба и похороны. Кроме того, Р. является важной стороной политической организации об-ва. Один из гл. Р. - обряд инициации, к-рый знаменует переход из одного обществ, положения в др. Коллективность действия в Р. способна вызвать сильные эмоции как у участников, так и у зрителей, будь то похороны, королев, бракосочетание или футбольный матч. Франц. социолог Дюркгейм считал, что Р. пробуждают в людях ощущение превосходства об-ва над отд. человеком и что они являются незаменимым фактором социальной интеграции. Род (lineage), сооб-во людей, ведущих происх. от общего предка. Основан на прямом наследстве по мужской линии (патрилинейность) или по женской (матрилинейность). По этому признаку люди делятся на отд. родовые группы, к-рые образуют полит, структуру, напр., в африк. об-вах (в частности, у нуэров), и связаны с опред. терр. Иногда разл. родовые группы объединяются в кланы или племена, но они могут быть разделены и на более мелкие наследственные подгруппы. Антропологи называют такие системы сегментарными родовыми системами. Родовые системы - пример полит, значения, к-рое имеют орг-ции родственников в нек-рых об-вах (родство).

Роджерс Карл Раисой

Роджерс Карл Раисой (Rogers, Carl Ranson) (1902-87), амер. психотерапевт, создатель теории гуманистической психологии. Р. доказал, что психотерапия может быть успешной только при условии искренней заботы врача о пациенте и безусловного к нему уважения. Свидетельства из практики подтверждают справедливость этих тезисов. В кн. Клиентоцентристская терапия (1951) Р. утверждал, что психотерапевт должен очень внимательно выслушивать пациента, избегать директив и исчерпывающих рекомендаций. Он полагал, что психолог, неустойчивость определяется расхождениями между представлениями человека о том, каков он есть и каким хотел бы быть, и что в сеансах терапии пациент, высказывая наболевшее, избавляется от ненужных представлений о себе. Факты также подтверждают вывод Р. о том, что подобные расхождения в самооценке увеличивают потенциальный риск психич. и физ. заболеваний. Он считал, что каждый должен стремиться обрести реальное представление о самом себе, стать самим собой.

Родословная

Родословная (в антропологии и генеалогии) (descent), прослеживание единой генеалогической линии происх. индивида. Во мн. об-вах делается акцент на однолинейной Р. - либо по мужской линии (патрилинейная Р.), либо по женской (матрилинейная Р.). Благодаря этому все члены об-ва распределяются по ограниченному числу замкнутых групп. Принцип Р. как ср-ва формирования обществ, групп, напр. рода или клана, может отличаться от принципа наследования (передачи собственности) и преемственности (прав на полит, или духовное положение) и имеет важное значение в орг-ции далеко не всех об-в.

Родство

Родство (kinship), система взаимоотношений между людьми через биол. (родословная) или социальные (брак) связи. Эконом, отношения, политика, власть, религ. традиции и ритуалы - все эти стороны жизни связаны с отношениями Р. У всех народов Р. играет особую роль, но его конкретные системы различаются. В целом они включают правила, касающиеся происх., наследования, преемственности, инцеста, брака и семьи. Сравнительное изучение Р. - одно из осн. направлений социальной антропологии. Вслед за Леви-Стросом антропологи разработали классификацию Р. по признакам союзов (брак) или происх. (принадлежность к роду). В наст, время осн. внимание уделяли изучению соотношений Р. с эконом, условиями.

Рождественский пост

Рождественский пост (Advent, лат. adventus - прибытие, приход), период христианского года, предшествующий Рождеству; впервые о нем упоминается на Соборе в Туре в 567 г. н.э. Продолжительность Р.п. различна: на Западе он начинается в ближайшее воскресенье после дня Св. Андрея (30 нояб.); на Востоке - за 40 дней до Рождества. Хотя этот пост не отличается такой строгостью, как Великий пост, он по традиции рассматривается как время покаяния и очищения в преддверии как Рождества, так и ожидаемого Второго пришествия Христа в Судный день. Во время богослужений принято зажигать свечи, а на Западе - священнослужителям облачаться в пурпурные одежды.

Рождество

Рождество (Christmas), ежегодный христ. праздник в честь рождения Иисуса Христа. Подлинная дата рождения Иисуса неизвестна, но по традиции Р. отмечается 25 дек. (эта дата впервые упомянута в 336 г. н.э.), это обусловлено, вероятно, распространенным в Римской империи культом др.-иран. бога Митры, рождение к-рого отмечалось 25 дек., но также весьма близко ко дню рим. празднества Сатурналий (17 дек.), во время к-рого обменивались дарами. Т.о., Р. отражает как языч. обычаи зимних празднеств, так и христ. традицию. Большее или меньшее значение, придаваемое этому празднику, зависит от региона. На Западе Р. часто открывается полуночной мессой, символизирующей приход света в темный мир. Во время Р. люди обмениваются подарками и устраивают праздничное застолье.

Розничная торговля

Розничная торговля (retail trading), продажа товаров относительно мелкими партиями конечному потребителю для личного или семейного пользования, а не для перепродажи (в отличие от оптовой торговли). К предметам Р.т. относятся продукты питания, туалетные принадлежности, одежда, потребительские товары длительного пользования, напр., электробытовая техника, и др. Предметом Р.т. могут также быть услуги по водо-, газо- или электроснабжению, телефонное, транш., культурное, мед., юрид., бухгалтерское и банковское обслуживание. Осн. места Р.т. - магазины и универмаги. В США на т.н. цепные магазины приходится /3 оборота Р.т., на супермаркеты с системой самообслуживания - 3/4 продаж продуктов питания. Цены на товары, продаваемые там, ниже, чем в др. магазинах, за счет экономии на масштабе. В последнее время очень популярна торговля на пешеходных улицах с фонтанами и зелеными насаждениями, где под одной крышей на терр. с искусств, подогревом или кондиционированием воздуха сосредоточены не только магазины, но и офисы, банки, рестораны, кинотеатры. В США на таких улицах реализуется более половины объема розничных продаж. Мн. супермаркеты расположены вдали от центра города или за его пределами и добраться туда можно только автотранспортом. Для совр. Р.т. характерно сокращение числа посредников между предприятиями опт. торговли и конечным потребителем, все большее значение приобретают маркетинг и рекламные кампании в местах торговли (реклама). Существуют немагазинные формы Р.т.: прямые продажи по почтовым заказам или каталогам, по рекламным объявлениям в ср-вах массовой информации с оплатой кредитными картами, индивидуальные продажи по телефону или с доставкой на дом, передвижная торговля с автофургонов.

Роле Джон

Роле Джон (Rawls, John) (род. 1921 г.), амер. философ. В кн. Теория социальной справедливости (1971) вернулся к идее Общественного договора, либерализма. Р. предложил читателю представить себе группу людей, обсуждающих будущую модель об-ва, но не имеющих пи малейшего представления об индивидуальных способностях и вкусах каждого участника дискуссии или о том, какое место он займет в этом предполагаемом об-ве. В подобной ситуации, доказывал автор, согласие будет достигнуто с учетом двух гл. принципов: 1) социалъной справедливости каждый должен иметь как можно больше свободы, не ограничивающей свободы др. членов об-ва; доход и др. блага следует распределить т.о., чтобы обеспечить норм, жизненные условия менее защищенным слоям нас.; 2) равных для всех возможностей добиваться более высокого положения.

Роль

Роль (в социологии) (role), относительно стандартизированное социальное положение, включая опред. права и обязанности. Человек может играть мн. Р.: врача, матери, дочери, игрока. Для каждой Р. ожидаемая модель поведения разл. Исследование Р. показывает, как формируется социальное поведение личности.

Романские языки

Романские языки (Romance languages), дочерние яз. латинского языка, на к-рых говорят ок. 500 млн. чел. в Европе, Сев. и Юж. Америке, Австралии, а также в нек-рых странах на др. континентах. Существуют разл. мнения о кол-ве этих языков, поскольку вопрос о том, что представляет собой отд. яз., часто имеет не только лингвистическое, но и полит, измерение. Выделяют пять нац. Р.я.: исп., португ., франц., итал. и рум. Три языка имеют офиц. региональный статус: ретороманский (вост. Швейцария), каталанский и галисийский (Испания); еще два - сардинский и окситанский (провансальский, Юж. Франция) - заслуживают выделения в отд. яз. по чисто лингвистическим критериям. Существуют многочисл. диалекты Р.я. (напр., сицилийский), отличающиеся от нормального нац. яз. значительно больше, чем, скажем, исп. от португ. Далматинский яз., на к-ром говорили в Сев. Югославии, исчез ок. 1900 г. Единого принципа классификации Р.я. на подгруппы не существует. Все они так или иначе оказали воздействие друг на друга, и на всех сказалось изменение полит, границ в Европе. Геогр. соседство является, как правило, осн. фактором, способствующим сближению языков. Наиб, распространен в мире - исп. яз., насчитывающий 280 млн. говорящих и обладающий офиц. статусом в 19 гос-вах (самые крупные - Испания, Мексика и Аргентина). Каталанский яз. (6 млн. говорящих) состоит в близком родстве с окситанским; он имеет офиц. статус в Андорре и используется также в местностях близ Руссильона во Франции. Португ. является нац. яз. Португалии (10 млн. говорящих) и Бразилии (147 млн.), а также офиц. яз. в ряде быв. колоний, напр., в Анголе и Мозамбике. На родственном ему галисийском яз. (гальего) говорят в сев.-зап. р-нах Испании. Франц. яз. распространен во Франции, Бельгии, Швейцарии и Канаде (66 млн. говорящих); он является офиц. яз. в быв. франц. колониях Сев. Африки и мн. др. странах, а также выполняет функцию междунар. яз. Окситанские диалекты Юж. Франции (включающие провансальский) до сих пор насчитывают св. 10 млн. говорящих, хотя большинство владеют двумя языками. Многочисл. региональные диалекты всегда существовали в Италии. После ее объединения в 1861 г. в основу нормативного яз. был положен флорентийский диалект, но 50% нас. до сих пор считают своим родным яз. др. диалекты. На рум. яз. говорят 27 млн. чел. в Румынии и Молдавии. После обретения независимости в Молдавии был осуществлен переход от использования кириллицы к лат. алфавиту, как в Румынии. Рум. яз. содержит заимствования из славянских и тур- яз. На родственных ему диалектах (арумынском и мегленитском) говорят в Сев. Греции.

Рост населения

Рост населения (population growth), увеличение числ. нас. земного шара. В наст, время эта цифра возрастает ежегодно на 90 млн. чел. С 1950 по 1992 г. нас. планеты увеличилось с 2,5 до 5,48 млрд. чел. По прогнозам ООН. к 2025 г. оно составит 8,5 млрд. Причем ок. 3 млрд. придется на развивающиеся регионы Африки, Азии и Лат. Америки и только 200 млн. на развитые foc-ва. К тому времени 84% мирового нас. будут проживать в развивающихся странах в сравнении с 67% - в 1950 г. Хотя для отд. гос-в предварительные расчеты могут оказаться неточными, в глобальных масштабах они достаточно верны. В прошлом медленный рост нас. обусловливался количеств, сбалансированностью уровня смертности и коэффициента рождаемости. С улучшением в развивающихся странах после 2-й мировой войны жилищных условий, состояния здравоохранения, санитарии и образования смертность резко сократилась, а темпы рождаемости остались традиционно высокими, что привело к демограф, взрыву. В нач. 1990-х гг. коэф. смертности в мире был близок к расчетному миним., а темпы рождаемости в большинстве стран стали снижаться. Если эта тенденция сохранится, то рост нас. в нач. 21 в. снова замедлится (демографический переход). Однако- значит, доля молодежи репродуктивного возраста в развивающихся странах свидетельствует о грядущем быстром увеличении числа жителей планеты, что только усугубит проблему перенаселения.

Рош Ашана

Рош Ашана (Rosh Hashanah, иврит - начало года), религ. еврейский праздник в честь начала нового года, отмечается в течение двух дней месяца тишрей (сент. или окт.). Во время праздника полагается сто раз трубить в бараний рог, или шофар, призывая к покаянию и духовному обновлению. Праздник известен также как Судный день, когда Всевышний взвешивает поступки каждого человека и определяет его судьбу на предстоящий год. По традиции это также годовщина сотворения мира и день рождения Авраама, Исаака и Иакова. След, после Р.А. день - пост Гедальи - является первым из десяти искупительных дней покаяния и прощения, завершающихся праздником Йом Киппур.

Роялти

Роялти (royalty), гонорар или налог, уплачиваемый владельцу к.-л. актива (собственности) за право его использования или продажи. Имеется в виду интеллектуальная собственность (патент изобретателя, авторское право писателя, композитора, исполнителя) или собственность на полезные ископаемые (нефть, газ, руды металлов). Франшиза - это форма Р.

Русский язык

Русский язык (Russian language), см. Славянские языки.

Руссо Жан Жак

Руссо Жан Жак (Rousseau, Jean-Jacques) (1712-78), франц. философ, писатель. Осн. внимание Р. уделял взаимоотношениям личности и общества. В Рассуждении о происхождении и основаниях неравенства... (1755) Р. рассмотрел, как разрушительно воздействует об-во на людей, к-рые, с его т.зр., по своей природе добры; спасение человечества он видел в возврате к естественному состоянию всеобщего равенства: частная собственность и разделение труда породили социальное неравенство и ложную мораль. В соч. Об общественном договоре (1762) Р. отстаивал мысль о неправомерности власти, к-рая враждебна народу. Р. принадлежит концепция города-государства, граждане к-рого сообща принимают решения и выражают общую - неизбежно справедливую - волю. Взгляды Р. оказали огромное влияние на идеологов демократии, в частности на представителей радикального крыла Французской революции (общественный договор).

Рынок

Рынок (в экономике) (market), сфера товарного обмена между покупателями и продавцами. Нек-рые Р. имеют конкретное местоположение (напр., фондовые биржи), но в наст, время мн. Р. (напр., Р. жилья) представляют собой сеть дилеров, связанных опред. соглашениями и правилами торговли. На хорошо организованном свободном рынке цены зависят от рыночных механизмов, регулирующих спрос и предложение. Если потенциальные покупки превышают потенциальные продажи, цены повышаются, уменьшая спрос и увеличивая предложение. Если планируемые продажи превышают планируемые покупки, то ситуация прямо противоположна. Т.о., Р. играет решающую роль в распределении ресурсов. В плановой (командной) экономике прямые поставки по распоряжению пр-ва становятся нормой, в отличие от рыночной экономики, где решения децентрализованы и регулируются Р.

Рынок труда

Рынок труда (labour market), эконом, отношения между покупателями (нанимателями) и продавцами (работниками) раб. силы. Классич. полит, экономия предполагает, что обеспечение труда определяется его стоимостью - уровнями заработной платы. Альтернативные эконом, модели указывают на существование внутри фирм относительно автономных, т.е. неконкурентных, внутр. Р.т., к-рые нельзя объяснить классич. моделью. Социологи стали особенно интересоваться анализом Р.т. в нач. 1970-х гг., пытаясь объяснить разновидности занятости разл. социальных категорий, в частности женщин, этнич. и молодежных групп. Первоначально это касалось модели двойного Р.т., состоящей из двух секторов: первичного и вторичного. Модель была заново разработана экономистами, в осн. Доурингером и Фларом (1971). Предприниматели платили высокую заработную плату и предлагали хорошие перспективы карьеры лишь постольку, поскольку стремились сохранить устойчивую группу рабочих первичного сектора, обладающих необходимой квалификацией. Именно по этой причине первичный сектор находится в крупных корпорациях. Однако политика сохранения ядра рабочих первичного сектора (как правило, взрослых мужчин) дорогостояща и для жизнеспособности др. группы рабочих должны иметь более низкую заработную плату или менее хорошие условия занятости. Во вторичном секторе (обычно состоящем из молодых взрослых женщин) предприниматели могут допустить намного более высокие коэф. текучести раб. силы, ибо выполняемые ими задачи в целом считаются менее квалифицированными и менее важными для процесса произ-ва. Он характерен для более мелких фирм, находящихся в отношениях субподряда с крупными корпорациями. Модель двойного рынка объясняет нек-рое непостоянство условий на Р.т., поскольку основана на технологически детерминистском предположении, согласно к-рому политика фирм в данной области направлена исключительно на поддержание своего эконом, преобладания путем применения технологии. Эта модель не объясняет, почему социальные группы, связанные с двумя частями двойного Р.т., напр., женщины, имеют тенденцию получать работу во вторичном секторе. Предпринимая анализ форм Р.т., социологи попытались преодолеть указанные ограничения, особенно с помощью развития понятия сегментации и идентификации локальных Р.т.

Рыночный социализм

Рыночный социализм (market socialism), форма социализма, сочетающая обществ, владение ср-вами произ-ва с широким использованием рыночных механизмов экономики. Доктрина выдвинута в 1930-40-х гг. Оскаром Ланге и Абба П. Лернером (отсюда социализм Ланге-Лернера). Цель Р.с. - использовать механизмы рыночного саморегулирования и более равномерно, чем при капитализме, распределять ресурсы, напр., превращая предприятия в рабочие кооперативы. Такие идеи нашли сторонников в странах Вост. Европы с переходной экономикой и иногда (особенно в Югославии и Венгрии) частично находили свое воплощение. В 1980-х гг. в сельском хозяйстве Китая центр тяжести переместился с коллект. на индивидуальные крест, х-ва. Отсутствие рыночных механизмов, как правило, приводит к возникновению теневой экономики.

Предыдущая страница Следующая страница