Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия
Статьи на букву "И" (часть 2, "ИНД"-"ИУД")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 2, "ИНД"-"ИУД")

Индийская философия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Индоевропейские языки

Индоевропейские языки (Indo-European languages), семья языков, на к-рых изначально говорили во всей Европе, в Малой Азии (совр. азиат, часть Турции), Иране, Сев. и Центр. Индии вплоть до Китайского Туркестана на Востоке. В период европ. колон, экспансии, начавшейся в 15 в., И.я. (прежде всего английский и романские языки - исп., потруг. и франц.) распространились по большей части остального мира, включая обе Америки, Австралазию и Африканский континент. По сути, к этой группе принадлежат все совр. языки Европы, за иск. баскского, фин., венг. и тур. Семья И.я. делится на десять осн. ветвей: анатолийская (ныне вымершая), индоиранская, греческая (единств, яз.), италийская, германская, армянская (единств, яз.), тохарская (ныне вымершая; некогда существовала на терр. совр. Китайского Туркестана), кельтская, балто-славянская (балтийские, Славянские языки) и албанская (единств, яз.). Этим языкам свойственны общие для всей семьи особенности - осн. словарный состав и грамматическая флективность. Индоевропейский праяз. может быть реконструирован путем сравнения дочерних яз., особенно древн. На нем говорили до 3000 г. до н.э., а впоследствии он подвергся дроблению.

Индоиранские языки

Индоиранские языки (Indo-Iranian languages), крупнейшая подгруппа в составе индоевропейских языков. Совр. И.я. имеют офиц. статус в Афганистане, Бангладеш, Индии, Иране, Непале, Пакистане и Таджикистане, а также используются в др. странах. Число говорящих составляет прибл. 700 млн. чел. И.я. делятся на две осн. подгруппы: инд. (или индоарийскую) и иран., история каждой из к-рых уходит вглубь веков. Разделение этих двух групп произошло в доисторич. времена, поэтому их вполне можно считать самостоятельными группами в составе индоевроп. семьи. Ранняя стадия инд. группы - санскрит (совершенный, отделанный); самая древн. его форма, ведийский санскрит, восходит прибл. к 1500 г. до н.э. и остается в употреблении св. тысячи лет. Именно на этом языке были написаны Ригведа и др. свящ. тексты. Период классич. санскрита, великого яз. индуистской культуры, имел продолжительность с 6 в. до н.э. прим, до 1000 г. н.э. Санскрит оставался лит. яз. и после того, как вышел из употребления у себя на родине, и до сих пор используется в кач-ве лингва франка среди инд. ученых. Ср. стадия развития инд. группы представлена целым рядом языков, называемых пракритами (простонародными), крые в значит, мере совпадали с санскритом. Гл. лит. яз. ср. периода были махараштри и шаурасени; к ним можно прибавить пали, яз. буд. соч. Новоинд. разговорные яз. стали возникать к 10 в. н.э. Гл. среди них являются хинди (Индия) и урду (Пакистан); практически это один и тот же язык, но хинди использует традиц. инд. письмо деванагари (применяемое в санскрите), а урду - араб, алфавит. Кроме того, хинди связан с индуизмом, а урду, на к-ром говорили перс, и тур. захватчики, связан с исламом и заимствовал мн. араб, и перс, слов. На бенгали, нац. яз. Бангладеш, говорят ок. 60 млн. чел. в Индии; др. инд. яз. являются ассамский, гуджарати и маратхи в Индии, панджаби и синдхи в Пакистане и цыганский яз. (цыгане). Иран, группа также прошла три периода развития. Две древнейшие ее формы восходят к 6 в. до н.э.: авестийский яз. (Сев.Вост. Иран) зороастрийской свящ. поэзии (парсы) и др.-перс. яз. (Юго-Зап. Иран) клинописных надписей царей Ахеменидов (6-4 вв. до н.э.). Среднеиран. период представлен среднеперс. (Юж. Иран), парфянским (Сев. Иран) и вост. группой, используемой преимуш. в Центр. Азии. Из совр. иран. языков наиб, распространенным является фарси (совр. перс.), гос. яз. Ирана. Др. языки - пушту (Афганистан), таджик. (Таджикистан) и курд. (курды).

Индуизм

Индуизм (Hinduism), религия большей части нас. Индии. Насчитывает более 4 тыс. лет. И. включает множество разнообразных религ. верований и культов и остается свободным от догматизма и фанатизма. Несмотря на отсутствие обязывающего теологич. учения, индуистское религ. сознание сохраняет целостность благодаря ряду специфических особенностей. Первой из них является почитание Вед, древнейших индуистских свящ. текстов. Для мн. школ индуистской филос. мысли (в частности, веданты) центр, является вера в существование вечного и всеобъемлющего начала высшей реальности, брахмана. Брахман как таковой не персонифицирован, но для большинства индуистов богослужение на уровне культовой практики сводится к почитанию многочисл. богов и богинь, самыми важными среди к-рых являются Вишну, Шива и великая богиня (Шакти, Дурга или Кали). Каждое божество может выступать как объект монотеистического поклонения, а их индивидуальные культы (вишнуизм, шиваизм и шактизм) фактически представляют собой три осн. формы И. Большинство индуистов считают, что священность инд. земли и кастовая система занимают центр, место в их религии. К числу др. общих убеждений относятся: учение о нравственном причинно-следственном законе (карма), учение о природе души (атман), перевоплощении (сансара) и - для мн. традиц. версий И. - учение о возможности единения с брахманом посредством мокши, или духовного освобождения. На протяжении всей истории И. можно выявить постоянный конфликт между значимостью обществ, долга (дхарма) и идеалом отречения от мира; этот конфликт нашел отражение в Бхагавадгите (Песнь богов), части эпической поэмы Махабхарата. Индуистское богослужение (пуджа) может происходить дома, в местном святилище, в мандире (индуистский храм) и включает обязательные ежедневные ритуалы, всеобщие нар. празднества, семейные ритуалы, а также не столь обязательные, но глубоко почитаемые действия наподобие паломничества в одно из многочисл. свящ. мест Индии, особенно на р. Ганг и в г. Варанаси (Бенарес). Приверженцами И. являются ок. 600 млн. индийцев; в рез-те миграции нас. И. распространился также в Вост. и Юж. Африке, Юго-Вост. Азии, странах Карибского бассейна, Канаде, США и Великобритании.

Индуизма возрождение

Индуизма возрождение (Hindu revivalism), см. Возрождение индуизма.

Индуистские праздники

Индуистские праздники (Hindu festivals). Индуистский религ. год основан на лунном календаре. Каждый лунный месяц делится на две части: светлую половину - две недели перед новолунием и темную - две недели после полнолуния. У индусов сотни разл. праздников, причем каждая местность отмечает их по-своему. Приводим важнейшие из них: Дивали (новогодний праздник Светильников в окт.-нояб.), Холи - веселый весенний праздник в фев.-марте. Рождение Рамы отмечается в апр.-мае девятидневным праздником Рама-навами, во время к-рого читаются отрывки из Рамаяны. Ракша-бандан (июль-авг.), празднуемый в осн. в Сев, и Зап. Индии, приходится на разгар сезона муссонных дождей. Во время этого праздника женщины повязывают нити на запястья своих братьев в знак взаимной защиты. Отмечаемый в авг.-сент. праздник Джанмаштам и посвящен ро ждению Криш ны, а в сент.-окт. отмечается еще один большой девятидневный праздник - Наваратри, связанный с днем осеннего равноденствия. В эти дни празднуется Дургапуджа в честь великой богини Дурги, а заканчиваются девятидневные празднества Дуссехрой в память о Раване, смерть к-рого описана в Рамаяне.

Индуистские священные тексты

Индуистские священные тексты (Hindu sacred texts), тексты, первоначально записанные на санскрите как часть устной традиции и представляющие собой свящ. соч. индуизма. И.с.т. делятся на две осн. категории: шрути (то, что услышано) и смрити (то, что запомнено). Шрути считаются божественным откровением и состоят из Вед, записанных на санскрите между 1500 и 500 г. до н.э. Изначально существовало четыре подлинных собрания текстов, самым древн. и особо почитаемым из к-рых является Ригведа - собрание гимнов. Четыре Веды впоследствии были дополнены комментариями, среди к-рых наиб, значимы Упанишады, являющиеся основой филос. школы веданты. Тексты смрити не считаются божественным откровением, но и они берут начало в древн. устной традиции. К ним относятся две великие эпические поэмы - Рамаяна и Махабхарата. Последняя включает знаменитый раздел, известный как Бхагавадгита - филос. соч., толкующее понятие долга. Приложение, Харивамша (ок. 300-400 гг. н.э.), содержит многочисл. истории о маленьком Кришне. Кроме этого, к текстам смрити относятся Законы Ману (ок. 200-100 гг. до н.э.), излагающие религ. ритуалы, законы и обычаи. Более поздними являются Йога-сутра, приписываемая Патанджали (ок. 200- 300 гг. н.э.), и Пураны (ок. 400-1200 гг. н.э.), собрание историй о сотворении мира и жизни богов, ставших свящ. писанием для простых людей. Прочие тексты на хинди и тамильском яз. у нек-рых индусов также считаются свящ. Вместе с тем не существует единого канонического собрания текстов, к-рое принимали бы все индусы.

Индуистский храм (мандир)

Индуистский храм (мандир) (Hindu temple), место отправления религ. обрядов у индусов. Имеет прямоугольную форму, к-рая должна подчеркивать совершенный порядок космоса. Осн. функция И.х. - предоставить божеству пристанище, недоступное для скверны внеш. мира. Изображение (мурти) божества, к-рому посвящен храм, находится в его важнейшей части святилище. Над святилищем возвышается башня (сикхара), а вокруг него идет крытая галерея (прадакшина) для обхода изображения божества во время совершения обряда. Рядом со святилищем расположен переносный алтарь со свящ. огнем. В др. части И.х. находятся вход с воротами и террасой, обращенными к В., и зал с колоннами, ведущий по ступенькам к святилищу. Молящиеся сидят на полу зала лицом к святилищу и погот хором. В храме есть и др. статуи и святыни. Более крупные храмы обнесены оградой, и, чтобы попасть в них, нужно пройти через построенный в виде пирамиды проход (гопура). Внутри ограды могут также находиться кам. статуя, колесница (вахана) и традиц. животное для верховой езды, связанное сданным божеством. Хотя храмы и используются для публичного поклонения - пуджи, мн. индусы совершают обряды и перед своими домашними святынями.

Индуистское право

Индуистское право (Hindu law), попытка систематизировать и упорядочить частную жизнь и религ. обязанности индусов всего мира. Традиционно осн. направления и принципы поведения индусов отражены в шастрах (трактатах). Ближе всего к праву в зап. понимании приближаются Дхармашастры, составленные в осн. в стихотворной форме в период с 6 в. до н.э. до 18 в. н.э. Они являются трактатами о дхарме, духовных обязанностях, о поддержании материального и нравственного порядка мироздания. В индуизме немного универсальных норм поведения, он допускает многообразие поведения в соответствии с различиями возраста, пола и социального положения. Нет и единого правового или религ. авторитета, способного установить единые нормы поведения для всех. Поэтому Дхармашастры допускают разнообразные варианты местных обычаев. Через понятие дхарма И.п. оказало влияние на буд. мировоззрение в Юго-Вост. Азии - в Мьянме (Бирме), Таиланде и Камбодже (Кампучии). В Индии в 1771 г. англичане попытались кодифицировать Дхармашастры в соответствии с принципами англ, общего права и ввели гибрид англо-индуистского права. После завоевания Индией независимости в 1947 г. большая часть И.п. была кодифицирована; в наст, время оно применяется лишь в отношении индусов и существует наряду с др. системами религ. права, как, напр., шариат. Хотя все законы, основанные на кастовой системе, были официально отменены, мн. индусы до сих пор живут по этим законам, напр., избегают заключать смешанные браки.

Индукция

Индукция (в логике) (induction), способ умозаключения, при к-ром ранее наблюдавшиеся закономерности берутся за основу для предсказания будущих закономерностей. Напр., на основании того, что все лебеди, крых мы наблюдали до сих пор, были белыми, можно заключить, что и в дальнейшем все они будут белыми. Как показывает этот пример, индуктивные умозаключения не являются строгими: из верных посылок могут быть выведены ложные заключения (в Австралии обитают черные лебеди). Это породило сомнения в том, могут ли индуктивные умозаключения служить основой науч. доказательства (Поппер), и даже в том, являются ли они вообще способом доказательства (Юм).

Индустриализация

Индустриализация (industrialization), значит, рост относит, объема обрабатывающей промышленности в сфере экономики, где раньше преобладал первичный сектор - селъское хозяйство, рыболовство и горнодобывающая пром-ть. При И. занятость в первичном секторе снижается, как в абс. выражении, так и относительно общей занятости, т.к. трудовые ресурсы и капитал перетекают в обрабатывающую пром-ть. Такие страны, как США, Великобритания и Германия, уже пережили этот процесс (известный в Великобритании как пром. рев-ция) в 19 и нач. 20 в. Во мн. менее развитых странах И. приравнивается к экономическому развитию, т.е. модернизации, прогрессу и экономическому росту, такая т.зр. часто, но не всегда оправдывается спецификой отд. стран. В последние десятилетия во мн. развивающихся странах идет процесс ускоренной И., особенно в т.н. новых индустриальных странах, эконом, рост к-рых в целом значительно выше, чем в странах, располагающих богатыми природными ресурсами, кроме нек-рых нефтедобывающих. Планам развития, способствующим И. путем замещения импорта отечественными товарами, во мн. гос-вах нанесла урон политика поощрения экспорта. И., безусловно, расценивается как полож. фактор, т.к. она обеспечивает занятость для растущего нас., к-рое не может добыть ср-ва существования обработкой земли, но из-за того, что пром-ть концентрируется в осн. в городах, возникают проблемы массовой урбанизации и зачастую - загрязнения окружающей среды. Поэтому взаимосвязь И. и эконом, развития по-прежнему является предметом острых дискуссий. В последнее время во мн. промышленно развитых странах наблюдается феномен деиндустриализации. Это означает, что доля занятых в обрабатывающей пром-ти относительно общего числа занятых сокращается в рез-те роста производительности как в этих отраслях, так и в сфере обслуживания.

Инстинкт

Инстинкт (instinct), совокупность моделей поведения, проявляющаяся у всех особей одного вида без обучения, имеющая функц. назначение (питание, питье, размножение). Инстинктивное поведение является врожденным; оно может измениться благодаря обучению или под воздействием окруж. среды. У сложных организмов, напр., у людей, поведение в меньшей степени зависит от инстинктов, чем у более простых организмов.

Интеграция

Интеграция (в экономике) (integration), объединение компаний под общим владением или орг-ция предпринимательской деят-ти либо на одном рынке (горизонтальная И.), либо на последовательных стадиях произва опред. товаров или групп товаров (вертикальная И.), либо в совершенно разных секторах экономики (многоотраслевая И.). Напр., горизонтальная И. - это слияние конкурирующих компаний. К причинам, по к-рым фирмы стремятся к И., можно отнести эффект масштаба (экономия на масштабе) и стремление к монопольной власти (монополия) - именно по последней причине гос-во может стремиться ограничить или предотвратить слияние фирм. Для ряда эконом, регионов или таких объединений гос-в, как ЕС, И. - это процесс расширения взаимной торговли и фактор мобильности, а также стремление к гармонизации и координации эконом, политики и деят-ти стран-участниц.

Интеллект

Интеллект (ум) (intelligence, лат. intellectus - разумение, понимание, постижение), способность приобретать, систематизировать и использовать знания, разл. у разных людей, основа всего процесса познания. Способность обучаться и адаптироваться в окружающей обстановке также считается св-вом И. Как показывают тесты на интеллект, есть опред. корреляция между И., достижениями в образовании и проф. статусом. Однако существует много форм И. Умственно неполноценные люди иногда обладают необыкновенной памятью или выдающимися художеств, способностями. Детские психологи выделяют качественно разл. стадии формирования И., т.к. познавательные способности (когнитивное развитие) развиваются с младенчества и до взрослого возраста. В об-вах с высоким уровнем техн. достижений И. может быть также определен в связи с языковыми и пространственными способностями, к-рые обеспечивают успех в школе. Наследственность, окруж. среда и их взаимодействие, вероятно, играют роль в развитии И., но относит, значимость каждого из этих факторов все еще дискутируется (генетика поведения).

Интеллектуальная собственность

Интеллектуальная собственность (intellectual property), международно признанное понятие для правовой защиты продуктов интеллектуальной деят-ти. Такая защита разработана по аналогии с защитой права собственности в обычном смысле слова. Понятие И.с. включает защиту художеств, произв. авторским правом, изобретений - патентами, идей и информации - законодательно закрепленной обязанностью соблюдать конфиденциальность, а опред. интересы предпринимателей - путем защиты торговой марки. В большинстве стран есть законы об И.с., существуют также междунар. соглашения. Всемирная организация интеллектуальной собственности отвечает за обеспечение защиты И.с. во всем мире и стремится к тому, чтобы законы об И.с. неукоснительно соблюдались. В нек-рых частях мира, особенно в ЮгоВост. Азии, пиратские издания зап. книг, пластинок, аудио- и видеозаписей, распространение компьютерных программ и произ-во изделий, имитирующих фирменную продукцию, стали серьезной проблемой, хотя нек-рые азиат, гос-ва стали вводить у себя собственные законы об И.с. и предпринимают усилия для присоединения к междунар. сооб-ву, в к-ром действует авторское право.

Интенциональность

Интенциональность (в философии) (intentionality), направленность сознания (к-рая, кстати, не имеет ничего общего с интенцией в смысле намерения сделать что-то). Брентано выдвинул идею о том, что психич. явления отличаются от физ. своей направленностью на объекты. Он подразумевал, что психич. состояние, когда, напр., Джейн думает о Джоне, следует понимать как своего рода зацикленность на Джоне: Джон как бы интенционально существует в сознании Джейн, независимо от его реального существования. Учение Брентано нашло широкое признание как важный шаг в изучении психики, но природа И. остается нераскрытой.

Интервенция

Интервенция (в экономике) (intervention), любые меры пр-ва, направленные на изменение или ограничение действия рыночных механизмов (рынок) спроса и предложения. Примерами могут служить: государственное регулирование пром-ти с помощью контроля цен или количеств, ограничений, торг. протекционизм, а также офиц. финансирование для поддержания платежного баланса или обменного курса. Сегодня практически все пр-ва в той или иной степени прибегают к И., однако среди экономистов и политиков существуют разногласия относительно ее допустимых пределов.

Интерпол (Международная организация криминальной полиции)

Интерпол (Международная организация криминальной полиции) (Inlerpol), междунар. орг-ция полиции, цель к-рой содействовать обмену информацией и более эффективно обеспечивать соблюдение закона. И. был образован в Вене в 1923 г., после окончания 2-й мировой войны его штаб-квартиру перенесли в Париж. Деят-ть И. предусматривает тесное взаимодействие нац. сил полиции 138 стран и использование центр, архива информации, содержащего сведения о междунар. преступности. Поскольку преступность все больше приобретает междунар. характер, возрастает необходимость расширения работы И., особенно в области борьбы с контрабандой оружия, распространением наркотиков, отмыванием денег и розыска преступников, укрывающихся в др. странах. Хотя И. может предоставить информацию и помочь найти скрывающихся преступников, он не имеет возможности арестовать их или посадить в тюрьму, а пр-ва гос-в полномочны не разрешить Депортацию и выдачу преступника, что существенно ограничивает рамки междунар. сотрудничества. Вхождение в И. большого кол-ва представителей разл. стран, с одной стороны, полезно, с др. - может создавать проблемы, как происходит в тех случаях, когда нек-рые гос-ва по полит, соображениям уклоняются от полномасштабного сотрудничества.

Инфекционные заболевания

Инфекционные заболевания (contact diseases), болезни, к-рые передаются от одного человека (носителя инфекции) к др. В более благополучных странах заболеваемость и смертность от И.з. невелики, но, как показывают данные ВОЗ, остаются высокими в развивающихся странах (эпидемиология). Гл. опасность представляет малярия - ежегодно регистрируется до 100 млн. острых случаев этого заболевания. Каждый год выявляется 8 млн. новых случаев туберкулеза и 3 млн. чел. от него умирают, в осн. молодых людей. Стремительно растет зона распространения СПИ Да, особенно в Африке. Мн. И.з. являются хроническими, поскольку ослабленные больные представляют собой постоянный источник реинфицирования. Среди таких болезней - амебная дизентерия (по оценке ВОЗ, 400 млн. инфицированных) и шистосоматозы (200 млн. инфицированных). Даже там, где опасные И.з. считаются исчезнувшими, они могут снова вспыхнуть, как это случилось в Перу, где впервые за столетие в 1991 г. разразилась тяжелая эпидемия холеры.

Инфляция

Инфляция (inflation), постоянный рост уровня цен (иными словами, падение стоимости или покупательной способности денег), обычно измеряемый в процентах за год (индекс розничных цен). Сохранение низкого уровня И. является осн. эконом, задачей большинства гос-в, т.к., несмотря на отсутствие убедительных доказательств отриц. воздействия И. на эконом, рост, она порождает ряд нежелательных последствий. Во-первых, И. бьет по карману владельцев наличности и тех, кто имеет фиксированные доходы. Во-вторых, она может искажать распределение ср-в в рез-те изменения относит, цен, в т.ч. реальных процентных ставок (номинальные ставки минус ожидаемый уровень инфляции) и обменных курсов. Это может также быть связано с перераспределением дохода и богатства между кредиторами и должниками, т.к. процент, выплачиваемый после роста И., будет фактически ниже, чем первоначально планировавшийся. Искажению могут подвергнуться и уровни налогообложения. В-третьих, возможна путаница с ценами: потребители могут не знать рыночной цены редко покупаемых товаров. В-четвертых, И. вызывает рост неуверенности в будущем, что снижает уровень капиталовложений. И последнее: И. может сделать экспорт и конкурирующие с импортом товары более дорогими, что неблагоприятно скажется на торговом балансе, если не будет снижен обменный курс. К эконом, теориям, объясняющим причины И., относится монетаристская (монетаризм) количественная теория денег, согласно к-рой причиной И. является слишком быстрый рост денежной массы по сравнению с ростом совокупного объема произ-ва. В кач-ве ср-ва ограничения И. монетаристы предлагают строгий контроль за массой денег в обращении, что может повлечь за собой высокий уровень безработицы в течение длительного времени. Др. теория исходит из кейнсианской концепции определения уровня дохода (кейнсианство). Согласно этой теории И. спроса, уровень И. растет, когда совокупный спрос на товары и услуги превышает предложение - обычно в рез-те проведения ошибочной денежной или фискальной политики. Др. модель, объясняющая И., также следует из анализа Кейнса - это теория издержек (И. издержек), согласно к-рой издержки растут вследствие увеличения цен на импорт или одного из компонентов внутр. дохода (чаще всего заработной платы), что ведет ко все большему росту цен и зарплаты. При этом подходе для контроля над И. применялась политика цен и доходов, но в наст, время она сильно дискредитировала себя тем, что, как правило, подрывает рыночные механизмы и приводит к возникновению дефицита. В нек-рых развивающихся странах, особенно в Лат. Америке, чрезвычайно высокий уровень И. обычно связывают со структурными диспропорциями, вызванными быстрым развитием, и/или с непомерно большим объемом импорта, к-рый не может покрываться за счет экспорта, что приводит к постоянному падению обменного курса и соответственно к еще более высоким ценам на импортные товары.

Информационные технологии

Информационные технологии (information technology), комплексное применение компьютерной техники, телекоммуникаций и микроэлектроники для сбора, обработки, хранения и передачи информации. Обработка информации - ключевой процесс во всех совр. индустриальных структурах, распространяющийся на такие области, как банковское дело, финансы, проектирование, произ-во, транспорт, а также на журналистику, публицистику, теле- и радиовещание. И.т. ввели новые способы хранения информации, что в корне изменило работу библиотек; уменьшили стоимость и сократили время выпуска газет, а также сделали возможной глобальную телевизионную связь между разными уголками земного шара. И.т. существенно облегчили деловое общение при помощи процессов текстовой обработки, настольных издательских комплексов, обмена информацией по электронной почте и передачи документов по факсу. И.т. в новом ракурсе поставили вопросы свободы информации, т.к. данные собираются, в частности, о гражданах, к-рые могут не иметь доступа к имеющимся о них сведениям (защита данных и слежка).

Инфраструктура

Инфраструктура (infrastructure), термин, относящийся гл.об. к совокупному осн. капиталу гл. отраслей сферы обслуживания, в первую очередь дорог и др. коммуникационных систем, а также обществ, услуг, таких, как энерго- и водоснабжение и канализация. И. также может включать системы здравоохранения и образования, т.к. они способствуют формированию человеческого капитала об-ва, повышая уровень подготовки раб. силы и производительность труда.

Инцест (кровосмешение)

Инцест (кровосмешение) (incest), сексуальные отношения между опред. категориями близких родственников. У разных народов эти категории различны, но опред. запреты на И. встречаются, как правило, у всех народов. Категории, на к-рые распространяется запрет, могут включать как близких родственников (родители, родные или двоюродные братья и сестры), так и состоящих в отдаленном родстве. Хотя принято считать, что смысл запрета на И. - предотвратить случаи генетического инбридинга, доказательств тому практически нет. Многообразие запретов, существующих у разл. народов, показывает, что это объяснение не может быть отнесено ко всем запретам. Запрещение И. (табу) иногда рассматривается как сохранение опред. форм брака, когда партнеров ищут за пределами собственной социальной группы. Леви-Строс, напр., утверждал, что это табу порождает принцип взаимного обмена женами между группами родственников, а запрет И. является основой любой социальной орг-ции людей. В совр. об-вах И. (особенно между отцом и дочерью) считается разновидностью сексуальной эксплуатации детей. Инь и ян (yin and yang), две противоположные силы, взаимодополняющее сочетание к-рых, согласно кит. философии, создает и поддерживает мироздание. Изначально инь обозначало холодную сев. сторону горы, а ян - теплый юж. склон. К 3 в. до н.э. И. (пассивная сила) стала для китайцев олицетворением земли, тьмы - всего, что соответствует женскому, воспринимающему началу, а Я. (активная сила) олицетворяло свет, небеса и все, соответствующее мужскому, проникающему началу. Общеизвестный символ И. и Я. представляет собой круг, состоящий из светлой и темной половин, закручивающихся одна в др., причем каждая содержит в себе небольшую частичку своей противоположности. Равновесие И. и Я. является св-вом как всех человеческих дел, так и всех физ. явлений.

Ипотека

Ипотека (mortgage), юрид. контракт между заемщиком (должником по закладной) и заимодавцем (кредитором по закладной), обеспеченный активами (как правило, землей или строениями), к-рыми владеет заемщик. Владение активами передается кредитору лишь в случае нарушения опред. условий соглашения о предоставлении ссуды (заем). И. отличается от договора о продаже на условиях рассрочки платежей (потребитель) тем, что закладываемое имущество принадлежит заемщику. И. разл. вида, как правило, предоставляется строительными обществами, банками и страховыми компаниями (страхование) фирмам и частным покупателям домов. В США большинство займов на покупки домов предоставляются ссудо-сберегательными ассоциациями. Обеспечением займа является дом, и действие И. прекращается, когда заем полностью выплачен со всеми полагающимися процентами. И. обладает техн. правом на собственность до погашения займа, но на практике собственность остается у заемщика. В случае неуплаты И. предусматривает ряд мер, но обычно стремится к обладанию и продаже собственности.

Ирокезы

Ирокезы (Iroquois), индейцы, живущие в лесах на СВ. США и Канады. В отличие от индейцев равнин, И. традиционно строили постоянные укрепленные поселения, состоящие из длинных домов. Мужчины занимались охотой и собирательством, а женщины земледелием (выращивали кукурузу, тыкву и фасоль). У И. существовало матрилинейное наследование и женщины обладали высоким статусом. И. были объединены в союз сначала пяти, а с 1722 г. - шести племен, к-рый отличался высокой степенью орг-ции; решения принимались голосованием членов входивших в союз племен и затем советом представителей всех племен. И. были также хорошими воинами и расширяли свои владения путем завоеваний. Наиб, могущественным союз племен был в сер. 17 в. Подобно др. индейским племенам, И. в конце концов утратили независимость с появлением европ. колонизаторов.

Искупление

Искупление (atonement), в христианстве - примирение между Богом и человечеством, достигнутое через жизнь и смерть Иисуса Христа. Истоки этого понятия коренятся в представлениях иудеев, для к-рых первоначально И. было тесно связано с жертвоприношением животных, а позже - с праведной жизнью и мученичеством (Йом Киппур). В христианстве нет офиц. доктрины И., и поэтому на протяжении всей истории христианства его трактовали по-разному. Представление о том, что смерть Христа является жертвой, освобождающей человечество от греха, присутствует уже в Новом завете и остается доминирующим мотивом как в римской католической, так и в протестантской церквах. Др. понимание И., также основанное на Писании, подчеркивает триумф жизни и смерти Христа над силами зла, а нек-рые совр. интерпретации расценивают его как преодоление Отчуждения. Прочие интерпретации видят в жизни и смерти Христа образцовый пример служения Богу или силу божественной любви, явленной в нем для обращения верующих.

Искусственный интеллект

Искусственный интеллект (artificial intelligence, AI). Наука создания машин, способных решать задачи и выполнять действия, к-рые, будь они поручены человеку, потребовали бы от него сообразительности, - так определил задачи создания И.и. в 1968 г. Марвин Мински (Массачусетский технологический институт США). С каждым новым поколением компьютеров возрастает сложность устр-ва И.и. Компьютеры широко используются в математике и таких играх, как шахматы, где правила могут быть точно сформулированы. Но в отличие от человеческого мозга большинство компьютеров действуют последовательно, выполняя в каждый данный момент времени только одну операцию. Суперкомпьютеры, разработанные в 1980-х гг., имеют параллельный процессор и могут выполнять миллиарды операций в секунду, но и им еще далеко до возможностей человеческого мозга. Эксперименты по компьютерным переводам 1960-х гг. выявили т.н. проблему файла: в мыслительном процессе большинства людей задействован огромный объем ассоциативного знания, образующего контекст, что крайне сложно осуществить в компьютере. В наст, время разрабатываются разл. виды псевдоинтеллекта (одно из названий компьютерных прикладных программ) для систем перевода и полуавтоматич. офисов, преобразующих человеческую речь и инструкции в должным образом составленные документы, для исследований в области лингвистики (языкознание) и психолингвистики, для создания роботов, заменяющих целый ряд операций, к-рые совершает человек, напр., на конвейере или в кач-ве искусств, манипулятора. Способность роботов распознавать образы используется военными в системах наведения и для контроля кач-ва продукции. Этим разработкам, по-видимому, принадлежит будущее.

Ислам

Ислам (Islam), или мусульманство, - религия, заповеди к-рой были ниспосланы в виде откровения Мухаммеду, пророку Аллаха. Само слово ислам в араб, яз. означает покорность Богу. Основополагающим принципом И. является таухид (единый) - абс. единство Бога - всемогущего Аллаха, создателя всего сущего. Этот принцип выражен в шахаде (исповедание веры): Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его. Среди людей высшим авторитетом являются пророки; гл. из них считаются Ной, Авраам (мусульмане называют его отцом И.), Моисей и Иисус; завершает этот ряд Мухаммед, печать пророков. В И. существуют два осн. направления - суннизм (сунниты) и шиизм (шииты). Шииты почитают Али, зятя Мухаммеда, как первого преемника пророка. Осн. свящ. кн. И., к-рой приписывается божественный авторитет, - Коран, изложение божественных глаголов и Божьей воли, открытых Мухаммеду архангелом Джабраилом (Гавриил); Коран превосходит и дополняет все прочие религ. тексты. Религ. практика в мусульманстве основана на соблюдении пяти столпов ислама. Богослужение происходит в мечети, где молитвой руководит имам. От женщин посещения мечети не требуется, для мужчин оно считается похвальным во все дни, а по пятницам и в дни гл. праздников - обязательным. Моральные нормы и религ. законы И. закреплены в шариате, основанном на Коране, и хадисах - своде религ. наставлений и социальных предписаний. В суннитском И. существуют четыре школы толкования закона; разногласия традиционно разрешаются путем иджмы - консенсуса. И. не признает особого сословия священнослужителей в кач-ве посредников между отдельно взятым верующим и Богом. Однако - в первую очередь это относится к шиитской ветви И. - имеются офиц. духовенство и судьи, знатоки шариата, толкующие вопросы вероучения. Наряду с обычной практикой И. существует также суфизм - мистическое течение, признающее возможность интуитивного богопознания посредством личного религ. опыта. Суфийские братства, напр. дервиши, представляют собой важный элемент мусульм. об-ва и его духовной жизни. И. является офиц. религией 45 стран мира, насчитывая ок. 800 млн. верующих, сосредоточенных на Бл. Востоке, в Сев. Африке и отд. рнах Центр., Юж. и Вост. Азии.

Исламский календарь

Исламский календарь (Islamic calendar), календарь, основанный на лунном исчислении. В отличие от григорианского солнечного календаря, в И.к. нет високосных годов, поэтому каждый мусульм. год начинается на 11-12 дней раньше предыдущего. Мусульм. летосчисление начинается с хиджры, года, когда Мухаммед отбыл из Мекки в Медину; это случилось в 622 г. н.э. Хотя невозможно точно соотнести мусульм. месяцы с месяцами григорианского календаря, существуют спец. формулы и таблицы для вычисления соответствующих друг другу лет григорианского и исламского календарей. Напр., 1976 г. григорианского календаля соответствует 1396/1397 г. исламского луннго (хиджры). Мухаррам - первый мес. нового года. День рождения Пророка приходится на 3-й мес. - раби-аль-аввал и считается у мн. мусульман важнейшей датой в истории человечества, т.к. именно через Мухаммеда проявилась воля Аллаха. Девятый мес. рамадан - мес. поста, к-рый заканчивается Праздником Ид аль-фитр. В ночь с 26 на 27 число этого мес. отмечается ночь могущества, когда Мухаммед получил первое из многочисл. откровений от архангела Джабраила (Гавриил).

Исламский модернизм

Исламский модернизм (Islamic modernism), движение в исламе, стремящееся пересмотреть его с позиций изменившихся условий совр. жизни. В отличие от исламского фундаментализма И.м. представляет собой реакцию на империалистическую политику и эконом, господство Запада, попытку реформировать правовые и обществ, структуры, а также систему образования. Начиная с 19 в. ведущие мусульм. мыслители, такие, как Джамаль аль-Дин аль-Афгани (1838-97), и его последователи в Египте - Мухаммед Абду (1849-1905) и Рашид Рида (1865-1935), выражали озабоченность застоем в мусульм. интеллектуальной, полит, и обществ, жизни. Они выступали за реформу шариата, вновь открыв возможность иджтихада, или переосмысления, к-рое ортодоксальные мусульмане-сунниты считали недопустимым начиная с 9 в. Не следует отвергать науч. достижения Запада как несовместимые с исламом, считали эти мыслители, их следует интегрировать в религию, к-рая, в сущности, является наукой. Абду проводил различия между внутр. неизменной основой веры и практики ислама и внеш. слоями правил, способных меняться по мере изменений в обществ, жизни. Такое переосмысление права было продолжено Ридой, к-рый, формулируя новые законы, исходил из традиц. правового принципа обществ, интереса. Стремление егип. модернистов к созданию совр. мусульм. госва получило отклик в Индии, особенно в деят-ти поэта, философа, юриста и политика Мухаммада Икбала (1875-1938). Под влиянием зап. философов Гегеля, Фихте и Ницше, Икбал по-своему синтезировал и истолковывал ислам. Его взгляд на человеческое сооб-во как религ.-полит, гос-во, основанное на главенстве шариата, нашел свое практич. воплощение при образовании в 1947 г. гос-ва Пакистан. Как и егип. модернисты, Икбал различал неизменную природу шариата и разного рода построения, являющиеся рез-том интерпретации, и призывал к возобновлению иджтихада, опираясь скорее на законодат. власть, чем на улемов. Подобно мн. исламским модернистам, Икбал был привержен панисламизму и идеалу транснац. мусульм. сооб-ва, преодолевшего узкий национализм, что, по его мнению, могло бы воплотиться в создании Мусульманской лиги наций. И.м. оказал сильное влияние на большинство мусульм. стран, но, несмотря на значение, придаваемое им пересмотру шариата, последовательные реформы так и не были проведены.

Исламский фундаментализм

Исламский фундаментализм (Islamic fundamentalism), система убеждений, согласно к-рой возрождение исламского об-ва возможно только на пути возвращения к основополагающим принципам и практике раннего ислама. Фундаменталистские движения нередко возникают как реакция на полит, и эконом, упадок, крый, в свою очередь, объясняют упадком духовным и нравственным. Напр., в 18 и 19 вв. полит, и эконом, раздробленность мусульм. мира и рост влияния Запада привели к возникновению целого ряда разл. движений за возрождение ислама. Несмотря на значит, различия, эти движения были едины в том, что религия является общим стержнем гос-ва и об-ва в противоположность светскому подходу Запада, согласно к-рому необходимо отделение религии от политики. Представители И.ф. выступали за возврат к тем нормам жизни, к-рые были установлены в созданном Мухаммедом в 7 в. в Медине полит, сооб-ве - общине правоверных, управлявшейся шариатом (исламским законом) и поддерживаемой в случае необходимости джихадом (свящ. войной). В 20 в. приобрели влияние такие оргции, как: Мусульманское братство, основанное в Египте в 1928 г. и имеющее независимые нац. орг-ции в Иордании, Кувейте, Палестине, Судане и Сирии, а также значит, вес в Афганистане, Индии и Пакистане; и более радикальная Хезболлах (Партия Бога). Для подобных движений характерна абсолютизация буквального понимания Корана и шариата. В отличие от исламских модернистов, фундаменталисты придают особое значение содержащимся в шариате своду наказаний и нормам, регламентирующим поведение женщин, - во всяком случае, в той мере, в какой эти предписания стали символами самобытности мусульм. культуры и борьбы с европеизацией. Мусульманское братство выступает за президентское правление с выборным консультативным советом, устроенным по образцу шуры времен Мухаммеда. Мн. фундаменталисты считают, что многопартийная система вносит раскол в мусульм. об-во. Нек-рые из них являются приверженцами исламского социализма, отрицают материализм и атеизм марксизма, сокрушаясь вместе с тем о несправедливостях капитализма и особенно осуждая ростовщичество, запрещенное Кораном. Нек-рые зап. аналитики считают возрождение в последние годы исламской религ. практики и Иранскую революцию 1979 г. очередными проявлениями И.ф. Однако вряд ли корректно относить к И.ф. всю религ. практику мусульманства (какой бы суровой она ни была), а непредвзятое изучение конституц. строя Исламской Республики Иран выявляет радикальные новшества, к-рые не носят фундаменталистский характер. Вместе с тем Иранская революция, несомненно, послужила вдохновляющим примером для мн. мусульман самых разл. убеждений во всем мире.

Испанский язык

Испанский язык (Spanish language), см. Романские языки.

Исполнительная власть

Исполнительная власть (executive), ветвь власти, края осуществляет функции управления (глава гос-ва, пр-во), основываясь на действующих законах и иных нормативных актах. Функции И.в. традиционно отличны от законодательной и судебной власти. Существуют разл. типы И.в. Орган президентской И.в. Соединенных Штатов состоит из мин. и высших гос. чиновников, к-рых назначает и к-рыми руководит сам президент. Президенту принадлежит последнее слово в отношении того курса, к-рый будет проводить исполнит, орган. Однако, согласно принципу разделения властей, полномочия президента ограничены отдельно избираемым Конгрессом и независимой системой судебных органов, в задачу к-рых входит надзор за тем, чтобы действия исполнит, органа не противоречили положениям Конституции. Исполнит, власть парлам. типа характерна для Великобритании. Ее основу составляет кабинет министров, подотчетный парламенту. В таком пр-ве премьер-мин, назначает мин. и руководит их работой, но все решения по линии И.в. принимаются коллективно, а члены кабинета коллективно подотчетны законодат. органу, из состава к-рого они назначаются и в чьей постоянной поддержке нуждаются, чтобы оставаться в должности. На практике порядок принятия решений исполнит, характера как в президентской, так и в парлам. системе более разнообразен, чем это может показаться на основании вышесказанного. Для президентской формы правления характерна децентрализация принятия решений внутри исполнит, ветви власти и зависимость от поддержки конгресса. Специалисты-аналитики отмечают важность железных треугольников, состоящих из исполнит, органов власти, комитетов конгресса и осн. заинтересованных групп, согласие между к-рыми составляет решающий фактор формулирования и реализации политики. Парлам. системы правления также характеризуются значит, разнообразием центров принятия решений на исполнит, уровне, даже в Великобритании. В самом деле, мн. решения принимаются кабинетом мин. или его комитетами от имени кабинета. Вместе с тем по мере разрастания пр-ва значит, властью начинают пользоваться либо отд. мин. на уровне своих мин-в или высшие гос. чиновники, действующие от их имени; либо мин., чья деят-ть затрагивает интересы более чем одного мин-ва; либо два мин. - один обычно руководит мин-вом, расходующим финанс. ср-ва, др. - мин-вом финансов, и оба на двусторонней основе вырабатывают некую политику; либо более двух мин., решающих общий вопрос, с к-рым не нужно обращаться к кабинету в целом; либо управляющие делами партии, к-рые могут оказывать серьезное влияние на премьер-мин. Решение проблем исполнит, органа власти в либеральных демократиях проходит непросто. Оно может быть достигнуто лишь путем совершенствования гос. ин-тов сверху и за счет предоставления более широких возможностей для участия граждан в управлении гос-вом снизу.

Истерия

Истерия (hysteria), невроз, часто проявляющийся демонстративными эмоциональными реакциями, функц. отклонениями в организме, напр., падением остроты зрения, параличом и нарушением координации движений. Нет доказательств органич. происх. И. Занимаясь лечением больных И., Фрейд сформулировал осн. идеи психоанализа. Он выдвинул теорию о том, что симптомы И. являются видоизмененным последствием подавленных сексуальных влечений. Возможно, он развил эту теорию - одну из самых значит, в психологии - на основании широкого обобщения симптомов нетипичной болезни, характерной для опред. культурной среды. Впоследствии ученые изучили роль тревожности (беспокойство), стресса и депрессии в развитии истерических симптомов. И. причиняет больным серьезные страдания и с трудом поддается лечению. Истец (plaintiff), в гражд. процессе лицо, обращающееся в суд от своего имени с обвинением против ответчика. Такое обвинение следует отличать от обвинения в уголовных делах, когда дело возбуждается от имени гос-ва. Нередко И. предъявляет иск о возмещении ущерба, нанесенного ему действиями ответчика, либо стремится добиться судебного запрета, чтобы предотвратить опред. действия ответчика.

Истина

Истина (truth). Все науки в самом широком смысле стремятся к раскрытию И., но что это означает в действительности? Вопрос Что есть И.? или В чем состоит истинность чего-либо? является прерогативой философии. Среди философов существуют коренные разногласия по поводу смысла и значимости этого вопроса. Одни считают его наиб, важным вопросом философии, на разрешение к-рого направлены спец. исследования; др. расценивают его как псевдовопрос либо вопрос настолько общий, что по его поводу нельзя сказать ничего опред. Вопрос В чем состоит истинность утверждения, что цианид ядовит? влечет за собой один ответ; вопрос В чем состоит истинность утверждения, что Моцарт более великий композитор, чем Мендельсон? требует уже др. ответа. Вряд ли можно найти общее между этими двумя ответами, что к тому же отражало бы их связь с И., если учесть, что они относятся к разным областям - медицине и музыке. Т.о., философы, убежденные в том, что реальной проблемы И. не существует, мало что могут добавить в долгом споре, к-рый ведут представители двух осн. позиций по вопросу об И., основывающиеся либо на соответствии, либо на логической последовательности. Первые утверждают, что истинность высказывания или представления заключена в его соответствии тому факту или явлению, к-рое им описывается. Вторые доказывают, что истинность наших представлений вообще не может быть соотнесена с к.-л. отд. независимыми фактами, и выдвигают критерий взаимозависимости и согласованности, последовательности всей системы наших представлений.

Историзм

Историзм (historicism), подход, при к-ром идеи и/соч. рассматриваются в рамках историч. контекских развития и создания. Такой подход предполагает осмысление текста, идеи или теории путем соотнесения их с предшествующими и выяснения историч. причин их появления. Приводит ли последовательно проводимый И. к релятивизму, считающему, что не существует истины вне конкретной историч. ситуации, - вопрос весьма спорный. Первым дал филос. определение И. итал. философ Джованни Баггиста Вико (1668-1744), позднее принцип И. был разработан Гегелем, для крого филос. познание подразумевало всю историю человеческой мысли.

Истощение озонового слоя

Истощение озонового слоя (ozone depletion), утончение или разрыв защитного озонового слоя земной атм-ры, вызванные выбросом отходов пром. произ-ва. Озоновый слой, находящийся высоко в атм-ре, служит фильтром, задерживающим большую часть опасной солнечной радиации, в т.ч. ультрафиолетовые лучи. Усиление ультрафиолетовой радиации может привести к сокращению урожаев в с.х. и фотосинтезу океанского планктона, увеличению числа солнечных ожогов и случаев заболевания раком кожи, а также повлиять на сопротивляемость организма в целом. В 1980-х гг. исследования подтвердили, что именно производимые человечеством хлорофтороуглеродные соединения, в осн. используемые в аэрозолях, холодильных установках и при произ-ве моющих ср-в, являются причиной разрушения озонового слоя, к-рое впервые наблюдалось в 1982 г. в виде озоновой дыры над Антарктикой. Более 50 гос-в подписали в 1987 г. Монреальский протокол, согласно к-рому к кон. века они обязаны наполовину сократить выпуск этих в-в. В 1990 г. было достигнуто соглашение о значит, свертывании их произ-ва, но группы по охране окруж. среды утверждают, что только немедленное полное запрещение способно своевременно остановить разрушение озонового слоя.

Исчезающие виды

Исчезающие виды (endangered species), животные или растения, к-рым грозит вымирание, как правило, в рез-те влияния человеческой деят-ти на экосистему (экология). В наст, время на планете существует ок. 10 млн. видов, большую часть к-рых составляют растения и беспозвоночные, но ученые предсказывают, что в недалеком будущем по меньшей мере 1 млн. видов исчезнет. Конечно, животные и растения вымирали всегда, но сейчас этот процесс чрезвычайно ускорился из-за загрязнения окружающей среды, охоты и разрушения условий обитания в рез-те гибели лесов, напр., в бассейне реки Амазонки и в др. р-нах. Экологи выдвигают четыре аргумента в пользу сохранения видов: необходимо уважать наших собратьев по животному миру (права животных); отд. виды, как, напр., океанический планктон, вырабатывающий кислород, играют жизненно важную роль в экосистеме, и этот факт до сих пор недостаточно осознан; мн. виды обеспечивают или могут обеспечить пищу для людей, лекарственные в-ва и др. важное сырье; для большого числа развивающихся стран туризм по местам дикой природы стал или мог бы стать важным источником дохода. Около 500 видов и подвидов млекопитающих (всего их существует 4000) занесены в список Конвенции по международной торговле вымирающими видами, включающий всех китов и родственные им виды, всех больших кошек и всех приматов. Большинство стран ратифицировали эту Конвенцию, но зачастую ею пренебрегают. Др. орг-ция, занимающаяся сохранением видов, - Международный союз охраны природы и природных ресурсов, в Красную книгу крого занесен список видов, находящихся под угрозой вымирания. Крупные млекопитающие, такие, как африк. слоны, уничтожаемые ради бивней, азиат, тигры, на к-рых охотятся ради шкур, могут быть защищены гос. программами, однако жизнь мн. др. растении и животных находится в опасности.

Италийские языки

Италийские языки (Italic languages), ранние индоевропейские языки Италии, самым значит, из к-рых был лат. Они разделялись на две осн. ветви: оскскоумбрскую (названную по имени двух осн. яз., но включавшую также ряд местных диалектов Центр. Италии) и латино-фалискскую. Оскский и умбрский яз. имеют сходство с лат. в грамматическом и флективном строе, но значительно отличаются от него в области фонологии и лексики. Фалискский яз. известен по небольшому числу надписей из Фалерий, к С. от Рима. Лат. яз. был языком Рима и распространялся по мере расширения рим. полит, господства - сначала по Италии, а затем по всей Европе и Средиземноморью. Древнейшие надписи датируются 6 в. до н.э., но расцвет лат. лит-ры начался в кон. 3 в. до н.э. и продолжался ок. 400 лет. К 9 в. разговорный (народный) лат. и лит. яз. совершенно разделились, и из разговорного образовались разл. романские языки. Лат. яз. оказал ни с чем не сравнимое влияние на европ. культуру, гл.об. по двум причинам: благодаря полит, и культурному влиянию римлян, а также тому обстоятельству, что лат. стал офиц. яз. христ. церкви на Западе. До сих пор мн. науч., мед. и юрид. термины употребляются на лат. яз.

Иудаизм

Иудаизм (Judaism), религия еврейского народа (евреи). Важнейшим элементом И. является вера в единого Бога, суммированная в Шме, читаемой при всех обществ, и индивидуальных молениях. Первый стих звучит так: Слушай, Израиль! Господь - Бог наш. Господь один. Иудеи верят, что Бог сотворил небо и землю, сделав еврейский народ наследником единственно истинной связи с Богом через 3авет, заключенный с Авраамом. Этому близки милленаристские упования (милленаризм) на возвещенное в пророчествах явление Мессии, помазанника, к-рый положит начало возвращению всех иудеев на землю Израиля. Иудейская религ. практика основана на соблюдении Торы, к-рая регламентирует каждый аспект духовной, религ. и нравственной жизни; концентрированным содержанием Торы являются Десять заповедей. В раввинической традиции полное число библейских заповедей (мицвот) 613. Доп. комментарии и свод устного законодательства содержатся в Мишне и Талмуде. Обществ, моления происходят в местной синагоге, а религ. авторитет воплощается в лице раввина; в то же время целый ряд важных религ. предписаний, касающихся, в частности, употребления чистой пищи (кошерная пища) и соблюдения субботы (шабат), исполняются дома. Совр. И. делится на неск. направлений. Приверженцы ортодоксального иудаизма настаивают на исключительном авторитете Торы как непререкаемого божественного откровения. С этим не согласны представители либерального и реформистского иудаизма, допускающие (в разл. степени) существенные отступления от традиц. следования Библии. Консервативный иудаизм в США представляет собой компромисс между ортодоксальным и реформистским течениями. Еще одно направление, сионизм, сочетает националистические и религ. устремления, к-рые привели к созданию в 1948 г. гос-ва Израиль.

Предыдущая страница Следующая страница