Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 4, "СОЦ"-"СЭВ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 4, "СОЦ"-"СЭВ")

Социальное обслуживание

Социальное обслуживание (social care services), службы, обеспечивающие помощь в личных и социальных проблемах. К ним относятся службы ухода за детьми, помощи пожилым, умственно или физически неполноценным, а также психически больным людям. В нек-рых странах на такую помощь могут рассчитывать люди, склонные к употреблению наркотиков и алкоголя, и иммигранты (иммиграция). Цели С.о. - поддержка отд. людей и семей, оказавшихся в тяжелом положении; коррекция поведения подопечных и забота об их близких; защита интересов уязвимых людей. После 2-й мировой войны социальные службы, получившие юрид. статус и поддержку пр-в, добровольных орг-ций благотворительность) и частных агентств, широко распространились в большинстве индустриальных стран. В одних странах С.о. находится в ведении местных правит. департаментов (в Англии и Уэльсе они называются департаментами социальных служб), в др. им занимаются отделения здравоохранения или социальной защиты. С.о. может быть организовано на дому, в центре дневного ухода или в учреждении постоянного пребывания; финансируется оно гл.об. за счет налогов и в меньшей степени за счет оплаты услуг.

Социальное страхование

Социальное страхование (social insurance), программы социальной помощи, основанные на принципе страхования. Делая взносы в г ос. страховые фонды, граждане получают право на пособия по безработице, по старости, на ребенка, пособия в связи с потерей кормильца (для вдов, вдовцов и сирот), по болезни. В наст, время в развитых странах нуждающиеся получают все перечисленные пособия или большинство. Их доходная база достаточно обширна: это и взносы работающих граждан, и поступления от налогов, и мн. др. Участие в программе С.с. обязательно, поэтому спектр страхуемых рисков и их покрытие весьма разнообразны. Право претендента на получение пособия в значит, степени зависит от его накоплений в страховом фонде. В нек-рых странах делаются попытки свести к миним. проявление таких типичных недостатков С.с., как отказ в предоставлении пособий тем, кто не может делать отчисления в спец. фонд, или ограничение размера и срока действия пособий. Внедрение программ С.с. обеспечило гражданам развитых стран беспрецедентные финанс. гарантии и привело к значит, сокращению бедности. В развивающихся странах страховые пособия по безработице и по старости получает незначит. часть нас. В странах Лат. Америки, где С.с. было введено раньше, пособия выплачиваются лишь в городах работникам гос. сектора. В странах, особенно в их сельских р-нах, где высока доля нас., работающего не по найму или временно и существующего на грани прожиточного миним., невозможно собрать взносы ни с работодателей, ни с работников. В таких странах в наст, время создание сложной системы управления службой С.с. мало вероятно.

Социальной идентичности теория

Социальной идентичности теория (social identity theory), теория предубеждения, разработанная англ, психологом Генри Тэджфелом (1919-82), утверждавшим, что принадлежность индивида к той или иной группе уже сама по себе дает возможность относиться с предубеждением к др. (внеш.) группам. Он считал, что самовосприятие людей включает их убеждение в собственной принадлежности к обществ, категориям или группам, напр., к национальности, определяющим их социальную идентичность. Ради самоутверждения люди склонны считать, что категории и группы, к крым они принадлежат, лучше всех др. Экспериментальные данные не дали абс. подтверждения этой теории: те, кто в наибольшей степени ассоциировал себя с группой, на самом деле не имел самых сильных предубеждений против др.

Социальные науки

Социальные науки (social sciences), науки, изучающие об-во и обществ, отношения. В их число обычно включают антропологию, демографию, экономику, географию, политику, психологию и социологию. Кодификация С.н. началась в 18 в. в связи с успехами естественных наук, когда возникло предположение, что для изучения об-ва людей могут быть применены те же методы, что и для изучения природы. Такой подход получил назв. натурализм, или позитивизм, общие посылки к-рого не утратили своей актуальности и сегодня. Представители С.н. отождествляют собственные задачи с задачами своих коллег в естественных науках: проверяют достоверность гипотез, ищут объяснения явлений, прибегая к экспериментальным и статистическим методам для установления корреляций, и это особенно характерно для экономистов и психологов. Вместе с тем уже с кон. 19 в. мн. ученые, и в первую очередь нем. социолог Вебер, доказывали, что рез-ты исследований С.н. могут быть достаточно точными, если не прибегать к методам естественных наук: исследователю об-ва нужно больше полагаться на свою способность к обобщениям и интуицию. Сторонники т.зр. Вебера, а к ним принадлежали прежде всего этнографы и социологи, склонны придавать большее значение наблюдению и интерпретации сложных феноменов в реальных (а не экспериментальных) условиях. Хотя количеств, и качеств, методы разл. исследований используются для разных целей, правильное понимание к.-л. феномена или проблемы нередко требует их сочетания. Так, напр., чтобы понять причины голода в Африке, правильно поставить проблему и найти пути ее решения, необходимы не только навыки экономиста, способного проанализировать, как колебания цен на осн. продукты питания влияют на продовольственный импорт гос-ва, но и опыт этнографа, изучающего, как сами фермеры распределяют свои ресурсы во время засухи, - все это помогает орг-циям, оказывающим помощь, разработать соответствующие проекты. С.п. изучают почти во всех странах мира, поскольку рез-ты их исследований важны для правит. обществ, и частных орг-ций. В наст, время растет понимание того, что серьезнейшие проблемы, напр. перенаселения, истощения окруж. среды, развития экономики африк. гос-в или распространения СПИДа, требуют применения разл. методов. Чтобы понять, почему люди поступают именно так, а не иначе, необходимо проанализировать взаимодействие многообразных сил. Поскольку исследователи в области С.н. часто расходятся в анализе ситуации и рекомендациях, а их специализация возрастает, задача практич. политика, желающего воспользоваться достижениями С.н., значительно усложняется.

Социальные службы

Социальные службы (social services), гос. некоммерч. службы, деят-ть к-рых направлена на обеспечение социальной сферы; это прежде всего общественное здравоохранение, образование, социальное обслуживание, а в нек-рых странах помощь в приобретении жилья, продуктов и в трудоустр-ве (занятость). Страны с высокоразвитыми С.с. часто называются государствами всеобщего благоденствия. Во мн. гос-вах власти непосредственно контролируют С.с. и участвуют в планировании их работы, допуская, однако, поддержку обществ., частных и добровольных орг-ций. В индустриальных странах требования об-ва к кач-ву С.с. (напр., гос. службы здравоохранения в Великобритании или системы образования во Франции) очень высоки. С.с. занимаются преимущ. наиб, нуждающимися категориями нас. Согласно рекомендациям ООН, пр-ва развивающихся стран способны оптимизировать деят-ть С.с. даже в неблагоприятный в финанс. отношении период путем перераспределения осн. затрат из одних сфер, напр., воен., в др. - первичного здравоохранения, базового образования, жилья, к-рое люди строят сами, и т.д. Так. в шт. Тамилнад в Индии целевое распределение продуктов наряду с мерами в области здравоохранения позволило эффективно бороться с голодом в течение двух лет. Погрешности в системе отбора адм. органами особо нуждающихся групп могут негативно влиять на работу всех С.с., снижать их кач-во, как это случилось с программой обеспечения благотворительным жильем в США, часто не отвечающим принятым стандартам.

Социальные специализированные учреждения

Социальные специализированные учреждения (institutional care), учреждения, обеспечивающие уход за детьми-сиротами, бомжами, психически больными людьми, к-рых необходимо изолировать от обва, инвалидами, а также больными пожилого возраста. Начиная с 19 в. в Европе кол-во психиатрических больниц, сиротских приютов и др. подобных учреждений росло вследствие процессов индустриализации и урбанизации. Нахождение в С.с.у. в течение короткого периода времени (напр., при обострении психических заболеваний) бывает необходимо, однако слишком длительное пребывание в стационаре может травмировать человека. Кроме того, стационарные С.с.у. требуют значит, финанс. отчислений, их трудно укомплектовать штатами. Мн. страны пытаются повысить качеств, уровень этих учреждений, обучая штатных работников и менеджеров и улучшая условия содержания их подопечных.

Социальный класс

Социальный класс (social class), страта, или слой об-ва. Мн. исследователи указывали на разницу, существующую между системами социальной стратификации в доиндустриальных об-вах (где социальные различия зависят преимущ. от обществ, положения и основаны на закрепленном традицией разделении прав и обязанностей) и в индустриальных об-вах, основанных на обладании частной собственностью. В Манифесте Коммунистической партии (1848) Маркс определял классы по их отношению к ср-вам произ-ва. В кап. об-вах господствующий класс, буржуазия, владеет ср-вами произ-ва, а пролетариат продает свой труд; при этом прибавочный продукт принадлежит не пролетариату, а буржуазии (прибавочная стоимость). Маркс, т.о., выделял классы по эконом, критериям. Вебер, к-рый, как и Маркс, оказал значит, влияние на теоретич. дискуссии 20 в., расширил понятие класс, с его т.зр., классовое положение может определяться квалификацией в той же мере, что и имущественным положением. Вебер также рассматривал статус как важный фактор социальной стратификации. Нек-рые социологи сер. 20 в., особенно в США, преувеличивали значение социального статуса и в рез-те вообще отказались признавать к.-л. четкую классовую градацию в своей стране; в то же время в ком. странах был провозглашен лозунг бесклассового об-ва. Тем не менее вся мировая практика свидетельствует о том, что классовые различия присущи любому об-ву. Классовое положение обусловлено не только владением собственностью (автомобилем или бытовой техникой), но и доступом к здравоохранению, образованию и приобретению жилья.

Социолингвистика

Социолингвистика (sociolinguistics), наука, изучающая отношения между языком и обществом. Социолингвистические исследования гор. и социальных диалектов позволяют сопоставить разл. версии языка (нормативные и ненормативные) с возрастом говорящего, его социальной принадлежностью, полом, образованием и т.д. С. исследует также функции языка в об-ве. Социальный статус говорящего, его убеждения и система ценностей могут быть прояснены путем анализа формы его обращения к собеседникам, манеры речи (просьба, извинение, похвала и т.п.), употребления общепринятых выражений (приветствия и прощальные слова), отношения к разл. стилям языка, выражения юмора и т.д.

Социология

Социология (sociology), дисциплина, занимающаяся системным изучением развития, структуры, функционирования и типов человеческого об-ва. Основы социологической теории были изложены в кон. 19 в. в трудах Маркса, Вебера и Дюркгейма. Все они анализировали разл. аспекты совр. им об-в, однако всех их в одинаковой степени интересовали причины и последствия перехода от традиц. доиндустриального образа жизни к индустриальному. Фундаментальный тезис С. сводится к тому, что люди не могут действовать по своему сознательному выбору; их поведение детерминировано историей и культурой, а также ожиданиями и запросами др. людей: человек является как продуктом, так и творцом об-ва. Социологов интересуют не столько индивидуальные х-ки конкретного человека, сколько стереотипы поведения людей, поставленных в опред. ситуацию (напр., врач-пациент, священник-прихожанин). В 20 в. социологи особое внимание уделяли влиянию роли, статуса, класса и характера власти на индивидуальный опыт и поведение, они исследовали значение для человека семьи и окружения, факторы, к-рые приводят к объединению или конфликту, Социальные структуры и Социальную стратификацию, а также проблемы преступности, наркомании и насилия в семье. Существуют разл. школы С. функционализм Парсонса, марксизм Франкфуртской школы и др.). В то время как одни социологи предпочитают заниматься теорией, др. осн. внимание уделяют практич. исследованиям, используя такие методики, как опросы и наблюдения. Рез-ты исследований социологов все шире берется на вооружение правит. и исправит. орг-циями, рекламными агентствами и разл. службами информации. Спад (в экономике) (recession), период недоиспользования ресурсов в экономике из-за врем, падения совокупного спроса. Считается, что С. наступает в рез-те падения произ-ва в течение двух кварталов подряд. Обычно он рассматривается как стадия эконом, цикла (экономическое развитие) - типичное циклическое колебание совокупного спроса по отношению к потенциалу предложений. Обвал - это сильный С. Для С. характерны падение уровня инвестиций, рост безработицы, иногда - снижение цен.

Специальное образование

Специальное образование (special education), термин, обозначающий образовательные программы и учреждения, предназначенные для труднообучаемых людей. В мире у каждого 10-го ребенка возникают трудности с учебой. У одних они связаны с дислексией, у др. - с социальными и психолог, проблемами. Глухие, слепые дети, дети с др. физ. либо умственными дефектами требуют к себе особого внимания. В бедных странах мн. из этих аномальных явлений связаны с плохой охраной материнства и детства, инфекционными болезнями, недоеданием. По оценке ЮНЕСКО, 85% людей с физ. или умственными нарушениями живут в странах, где почти или совсем нет С.о. В развивающихся странах С.о. обычно получают только дети. Во мн. странах оно отделено от остальных школ, но повсеместно прослеживается тенденция к нормализации и вливанию С.о. в осн. поток гос. школ. Предполагается, что это будет способствовать адаптации учащихся с дефектами к норм, детям, повысит уровень их образования. Анализ, проведенный ЮНЕСКО и др. междунар. орг-циями, показал, что более 80-90% людей, получивших С.о., способны трудоустроиться.

Спиноза Барух де

Спиноза Барух де (Spinosa, Baruch de) (1632-77), философ, живший и работавший в Голландии. Род. в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине. Один из трех великих рационалистов (рационализм); испытав сильное влияние Декарта, развивал картезианские идеи в отличном от Лейбница направлении. Будучи сторонником монистических взглядов (монизм), С. рассматривал мир как единую бесконечную субстанцию, тождественную Богу. То, что мы обычно принимаем за единичные вещи (напр., физ. предметы, люди), для С. - лишь модусы этой субстанции. С. четко сформулировал тезис, согласно к-рому духовное и телесное -два атрибута одной и той же субстанции. В то же время душа есть совокупность идей, объектом к-рых всегда является тело. С. отвергал свободу воли. Свободный человек руководствуется только разумом, и освобождающая роль интеллекта состоит в размышлении не о смерти, а о жизни.

Спортивная охота

Спортивная охота (game shooting), спортивная охота на птиц и млекопитающих. Обычно существуют сезонные ограничения и правила: в Великобритании с 12 авг. по 10 дек. разрешена охота на тетеревов, с 1 окт. по 1 фев. - на фазанов и с 1 сент. по 1 фев. - на куропаток. С.о. подразделяется на большую, напр., на оленей, антилоп, медведей и кабанов, и малую, напр., на тетеревов, куропаток, фазанов, уток, гусей и кроликов.

Способ организации производства

Способ организации производства (production method), технико-организационный аспект произ-ва, процесс преобразования исходного сырья в условно чистую продукцию в виде товаров и/или услуг при помощи капитального оборудования и труда. Преимущества массового произ-ва заключаются в экономии на масштабе, когда предприятие имеет возможность сократить ср. издержки на единицу продукции и, след., конкурировать в области цен, однако при этом выпускается узкий ассортимент стандартных изделий. В 1990-х гг. наблюдалась тенденция к переориентации в сторону произ-ва более разнообразных товаров с учетом запросов покупателей. Эта тенденция не означала отказа от преимуществ массового произ-ва, но потребовала усовершенствования производственных процессов, напр., внедрения автоматизации и более гибких методов произ-ва. В рез-те на предприятиях были установлены капиталоемкие системы управления, практически не требовавшие привлечения большого кол-ва рабочих. Техн. достижения расширили сферу внедрения систем автоматич. контроля. Напр., сканирование на кассовых аппаратах штрих-кодов во время оплаты товаров в супермаркете позволило вести постоянный учет складских запасов; внедрение роботов на сборочных автомобильных конвейерах дало возможность переложить на них наиб, трудоемкие рутинные операции; автоматизация производственных процессов повысила эффективность, скорость и точность выполнения повторяющихся операций и снизила потребность в раб. силе.

Справедливость

Справедливость (justice), понятие о должном, соответствующем опред. представлениям о правоте и честности. С. является объектом внимания философов, политологов, правоведов и экономистов. Платон и Аристотель считали С. осн. добродетелью, позволяющей людям жить в добром согласии. С. тесно связана с этикой. В последнее время мн. ученые обратились к исследованию социальной С., прежде всего к проблемам бедности и распределения обществ, богатства. В сфере юриспруденции находятся вопросы о взаимосвязи правовых систем и С. Идея равенства - центр. в большинстве теорий С. На ранних этапах развития человечества С. и равенство выступали синонимами. С возникновением имущественного неравенства С. стали отделять от равенства. Вопреки распространенному мнению о том, что право существует для достижения С. и должно осуществляться справедливыми способами, правовые системы, естественное право  и мораль часто вступают в конфликт с представлениями о С.

Спрос

Спрос (в экономике) (demand), намерение и возможность покупателей приобретать товар или услугу по опред. цене. Если на графике показатели цены обозначить на вертикальной оси, а требуемое кол-во товара - на горизонтальной, то кривая С. покажет величину С. на товар в зависимости от его цены. Для большинства товаров и услуг увеличение цены сопровождается падением С. Закон С. выводится с помощью анализа доходов и эффектов замещения, вызванных изменением в относит, ценах. Рост цены одного товара снижает покупательную способность (эффект дохода) и изменяет С. на него в пользу др. товаров (эффект замещения). Степень изменения С. относительно цены представляет собой эластичность С. по ценам. Исключение представляет парадокс Гиффена (Гиффена товары). В макроэкономике совокупный С. означает суммарные расходы в нар. х-ве.

Спроса и предложения закон

Спроса и предложения закон (supply and demand, law of), эконом, принцип, согласно к-рому совокупное предложение продукта на конкурентном рынке в любой период стремится быть равным совокупному спросу. Такой процесс обеспечивает механизм ценообразования. Обычно рост спроса влечет и расширение предложения, и увеличение цены. Если спрос превышает предложение, часть потребителей соглашается платить больше, а продавцы могут поднимать цену до тех пор, пока вся продукция не будет раскуплена. Это ведет к повышению цены продукта, что, в свою очередь, стимулирует предложение и уменьшает спрос (т.е. уменьшает излишний, чрезмерный спрос). Процесс продолжается до тех пор, пока спрос и предложение не уравняются и не установится т.н. равновесная цена. Если же предложение больше, чем спрос, потребители будут стремиться сбить цену, повышение спроса сократит предложение, пока предложение и спрос снова не уравняются. Из этого правила бывают исключения. На опред. вида товары (напр., предметы роскоши) спрос может расти по мере роста цены (Гиффена товары), а при увеличении цен предложение может падать (напр., крестьянин выращивает меньший урожай и больше отдыхает). В этих случаях устанавливается неск. равновесных цен, а нек-рые точки равновесия обретают неустойчивость.

Спутниковая трансляция

Спутниковая трансляция (satellite transmission), использование спутниковой связи в коммуникационных системах для передачи сигналов (телефонных, телеграфных, радио-, видео- или телевидения) на большие расстояния, что обеспечивает доступ отдаленных р-нов к междунар. телекоммуникациям. Ныне существуют тысячи искусств, спутников, мн. из к-рых используются для спутникового вещания. Более 12 стран имеют собственные спутниковые системы, а услугами всемирного консорциума Интелсат пользуются более 110 стран. Спутниковая связь позволяет транслировать текущие репортажи с фондового рынка, телеконференции, сводки погоды, карты планов землеустр-ва и навигационной обстановки, а также сведения воен. характера. Сообщения могут быть для безопасности зашифрованы, в таком случае необходим декодер. Системы двусторонней спутниковой связи удобны для бизнеса, и действительно используются в этих целях гл.об. в США. Междунар. правила С.т. находятся в компетенции Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях. Остаются нерешенными вопросы, связанные со спутниками-шпионами, предназначенными для сбора информации о зарубежных странах, а также с прямым спутниковым вещанием одной страны на др.

Спутниковое вещание

Спутниковое вещание (satellite broadcasting), ретрансляция через спутник передач радио и телевидения с земли и обратно на удаленные участки земной поверхности. С.в. принимается телеприемниками в микроволновом диапазоне либо передается по кабелю от наземной станции или прямо от передающего спутника (прямая спутниковая трансляция) при посредстве спутниковой антенны - тарелки. Спутники позволяют транслировать новости, спортивные соревнования и др. передачи для широчайшей аудитории, превышающей 1 млрд. чел. Легко транспортируемый наземный терминал диам. 2-3 м способен передавать сигнал прямо на спутник, что определило развитие кабельного телевидения и узкого вещания. В США Хоум бокс офис начал трансляцию со спутника на кабельные станции в 1975 г., в 1980-х гг. через спутники там передавались программы Интернет (сеть Интернет). Мн. местные станции, особенно радио, совмещают спутниковые программы (обычно специализированных каналов - новостей, спортивного и др.) с местной рекламой. С.в. может быть дешевле, надежнее и более гибким, чем традиц. виды связи. Дальнейшее его развитие, видимо, пойдет в направлении прямого вещания на сельские р-ны (к выгоде развивающихся стран) и передачи изображений с высоким разрешением. Однако разнообразные многоканальные системы прямого С.в. рассчитаны на дешевые программы из США, за что эту страну упрекают в культурной экспансии.

Сравнительно-историческое языкознание

Сравнительно-историческое языкознание (historical and comparative linguistics), раздел языкознания, исследующий эволюцию и происх. родственных языков с помощью сравнительно-историч. метода. Особую важность С.-и.я., называемое еще сравнительной филологией, приобрело в 19 в., когда были выявлены особенности индоевропейских языков. Совр. исследования в области С.-и.я. тесно связаны с достижениями теоретич. лингвистики и социолингвистики.

Среднее образование

Среднее образование (secondary education), обучение детей прибл. с 11 лет (по завершении начального образования), предшествующее высшему или профессиональному образованию, либо началу трудовой деят-ти. Развитие С.о. в 20 в. связано с увеличением числ. учащихся (рост населения), а также со стремлением уравнять образовательные возможности разл. социальных классов, этнич. и расовых групп. Кроме того, значительно возросло - особенно в развитых странах - число специальностей, требующих всестороннего систематического образования. Учебные планы в тех же развитых странах постоянно обновляются, в соответствии с ними растет квалификация учителей; дети учатся бесплатно, во всяком случае на первых стадиях обучения (во мн. развивающихся странах всеобщее школьное образование продолжается только до 12 лет). В 1940-х гг. в США и Швеции были открыты ср. школы с полным набором предметов, где дети получали как общее, так и проф. образование; впоследствии примеру этих стран последовали мн. др. Преподавание в странах Азии, Африки, и Лат. Америки в значит, мере опирается на традиц. методы, разработанные в Европе и Сев. Америке: учебный процесс основан на заучивании и послед, изложении материала под полным контролем учителя. Те же методы используются в идеологически ориентированных системах образования Китая и Кубы, однако большая часть контингента ср. школ в этих странах посещает проф. раб. школы, совмещая в обязательном порядке учебу с работой. Совр. С.о. в Европе и Сев. Америке направлено на широкое интеллектуальное развитие, учитель сохраняет ведущую роль, чередуя устные лекции с показом наглядных пособий, опросом и обсуждением. Сравнительно недавно стал практиковаться третий вид обучения: в дополнение к освоению гуманитарных, обществ, и естественных предметов прививаются навыки, соответствующие обществ, нуждам и возможностям трудоустрва.

Средства массовой информации, СМИ (массмедиа)

Средства массовой информации, СМИ (массмедиа) (mass media), ср-ва произ-ва и широкого распространения новостей, информации и развлечений. Понятие СМИ обычно относится к печатным, телеи радиовещательным ср-вам передачи новостей - газетам, журналам, радио и телевидению, но может включать кино, звукозаписывающую пром-ть и даже карманные издания и фотографию. Пользуясь преимуществом большого масштаба (экономия на масштабе), распределения рисков (диверсификация) и имея дело с чрезвычайно широким разделением труда, СМИ представляют собой колоссальную индустрию, влияющую на политику, экономику и культурную жизнь. Ключевыми факторами, определяющими характер сообщений в СМИ, способ, к-рым они передаются, и силу воздействия на каждого человека и все об-во, являются подбор новостей, воздействие на массовое сознание, цензура, кач-во журналистской работы (журналистика) и развитие таких совр. телекоммуникационных технологий, как электронные способы сбора новостей. СМИ способствуют формированию обществ, согласия, приобщению людей к участию в обществ, жизни, но с ними связаны и негативные явления - конформизм, пассивность и соглашательство. Объединение и укрепление компаний, интеграция произ-ва и техн. его оснащение породили империи СМИ, работающие на междунар. и даже глобальном уровне. В слаборазвитых странах и странах с авторитарным (авторитарное государство) или тоталитарным режимом (тоталитаризм) гос. собственность и контроль влияют на СМИ непосредственно. Степень контроля, испытываемого СМИ, их воздействие на обществ, мнение и союз с идеологами (идеология), а также то, что можно назвать потворствованием низменным, вульгарным вкусам об-ва, остаются в мире предметом горячих споров. В то же время СМИ часто обвиняются в культурном империализме: в течение 1970-80-х гг. мн. развивающиеся страны почувствовали, что эконом, власть зап. СМИ, зап. программы и ценности начинают вытеснять местные программы и ценности. С др. стороны, требование, выдвинуто е непр исо е дин ившими ся странам и и ЮНЕСКО, о новом междунар. информационном порядке как ср-ве контроля над СМИ и изменения сложившейся ситуации было отклонено как противоречащее принципу свободы печати. Развитие спутникового вещания в 1980-х гг. еще больше усилило позиции поставщиков информации и развлечений.

Старение населения

Старение населения (aging population), рост доли пожилых людей в возрастной структуре нас. Нас. стареет во всех странах мира, причем с беспрецедентной скоростью: совр. ср. возраст отд. групп людей и нас. в целом не имеет историч. аналогов. В 1990 г. в мире насчитывалось 448 млн. чел. 60 лет и старше, что составляло 9% нас. По оценке ООН, к 2025 г. числ. пожилых людей достигнет 1,2 млн., т.е. 15% нас. мира. В нач. 1990-х гг. в индустриальных странах пожилые люди составляли существенно большую часть нас., чем в развивающихся (напр., 17% в Сев. Америке по сравнению с 7% в Азии). Однако ожидается, что пожилые люди именно развивающихся стран составят к 2025 г. четверть нас. Это объясняется низкой рождаемостью и резким ростом ожидаемой продолжительности жизни (в Бразилии в нач. 1990-х гг. продолжительность жизни составляла 67 лет - по сравнению с 45 годами в 1950-х). Женщины, как правило, живут дольше, чем мужчины, во всех странах растет доля людей старше 80 лет, к-рые составляют осн. контингент служб здравоохранения и социального обеспечения. Кроме того, ускоряется тенденция одинокого проживания стариков (пожилой возраст).

Статутное право

Статутное право (statute law), положения и нормы в законодат. актах высшего законодат. органа. С.п. обычно имеет юрид. преимущество по сравнению с др. источниками права, напр., с прецедентным или обычным правом. Исключение составляют забронированные конституц. нормы или, как это имеет место в странах ЕС, - права Союза, непосредственно действующие в государствах - членах ЕС.

Стоимость

Стоимость (в экономике) (value), способность товара или услуги удовлетворять нужды (полезность) потребителя или ценность, придаваемая природным ресурсам, к-рые используются для производства товара. Согласно теории микроэкономики, в условиях хорошо отлаженного рынка цена продукта отражает С. последней закупленной его единицы. Добавленная фирмой С. - это часть общей С. произ-ва данного продукта, созданная фирмой (ее доход). Иными словами, это доход минус С. приобретенного сырья, услуг и полуфабрикатов, необходимых для произ-ва товара. Более общие вопросы создания С. являются предметом обсуждения ученых-экономистов (трудовая теория стоимости).

Стоматология

Стоматология (dentistry), профилактика и лечение болезней зубов и десен. По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), наблюдается мировая тенденция к распространению кариеса и пародонтоза (болезни околозубной ткани) на фоне заметного сокращения случаев полной потери зубов. В развитых странах кол-во стоматологических заболеваний резко снизилось, что приписывают прежде всего внедрению в сер. 1960-х гг. фторсодержащих зубных паст и сокращению потребления сахара. В развивающихся странах кол-во стоматологических заболеваний (традиционно более низкое, чем в развитых странах, вероятно, из-за различия в питании) возросло, но, как ожидается, постепенно пойдет на спад; из-за нехватки стоматологов осн. методом лечения там остается удаление больного зуба.

Страстная (Великая) пятница

Страстная (Великая) пятница (Good Friday), ежегодное поминовение христианами распятия Иисуса Христа накануне пасхального воскресенья (Пасха). Это время поста и покаяния; в полдень начинается трехчасовая служба, во время к-рой рассказывается о Страстях Господних, т.е. страданиях Иисуса на кресте.

Страхование

Страхование (assurance), юрид. договор, в соответствии с к-рым страховщик обязуется выплатить опред. денежную сумму указанному лицу на установленную дату (страхование на опред. срок или дарственное страхование) или, в случае смерти, в обмен на ранее внесенные в страховой фонд платежи, называемые страховыми взносами. Сумма страховки оговаривается заранее, и, если страховой взнос достаточно высок, клиент может получать также и опред. процент доходов страховой компании. Эти доходы составляют гл.об. страховые взносы, легко реализуемые в ценные бумаги.

Стрельба из лука

Стрельба из лука (archery), вид спорта, представляющий собой стрельбу по мишеням стрелами из лука. С 1940-х гг. на смену традиц. англ, большому луку из тисового дерева пришел более точный и более сложный лук из дерева, пластмассы и стекловолокна. Мишень поднята на 1,3 м от земли и находится от стрелка на расстоянии от 30 до 90 м. По междунар. правилам мишень разделена на десять пятицветных круговых поСТРЕСС 280 лос. В центре находятся две золотистые полосы (дающие стрелку 10 и 9 очков за каждое попадание), затем две красные полосы (8 и 7 очков), голубые (6 и 5), черные (4 и 3) и белые (2 и 1).

Структура населения, возрастная

Структура населения, возрастная (population, age structure of), распределение нас. по возрастным группам. Представляет собой кумулятивный рез-т рождаемости (коэффициент рождаемости) прошлых периодов, смертности (показатель смертности) и миграции и служит важным показателем прироста нас. Возрастная С.н. в развитых и развивающихся странах неодинакова: в развитых нас. распределяется по возрастным группам более равномерно.

Субстанция

Субстанция (substance), филос. понятие, обозначающее вещь вообще или вещь, самостоятельно существующую. С т.зр. филос. осмысления понятия С. особое значение имеет вопрос о том, какие вещи или виды вещей действительно обладают св-вом существования. Аристотель определял С. грамматически - то, что не говорится ни о каком подлежащем и не находится ни в каком подлежащем. Так, напр., в предложении Сэм бежит бежит говорится о Сэме или объявляется св-вом Сэма, но под словом Сэм подразумевается лишь данный человек и никакой иной. В свою очередь, кое-что можно сказать и о слове бегать, напр., бегать полезно, но при этом ясно, что в конечном счете имеются в виду люди, т.е. конкретные С., к-рые бегают, - люди, занимающиеся бегом, заботятся о своем здоровье. С др. стороны, Сэм является чем-то самостоятельно существующим в том смысле, в каком бегать им не является: Сэм может существовать и без бегать, в то время как бегать не может существовать отдельно от бегущего человека. Наряду с таким - первым - значением С. Аристотель выделял и второе, отвечающее на вопрос о природе вещей: предложение Сэм бежит говорит нам о том, чем занимается Сэм, а предложение Сэм - человек - о том, что представляет собой Сэм по своей сущности. Первичные С. - это самостоятельные вещи, из к-рых реально состоит мир, а вторичные - это осн. сущности, к к-рым относятся конкретные вещи. За долгую историю существования трактовка понятия С. много раз менялась. Рационалист (рационализм)  Декарт превратил его в основу своей эпистемологии: истинное знание о мире должно базироваться на проникновении в сущность осн. видов вещей, т.е., согласно дуалистической философии (дуализм) Декарта, умопостигаемых и материальных. Начиная с Локка, эмпирики (эмпиризм), подвергавшие сомнению возможность такого постижения, с большим недоверием относились к понятию С.. Но даже и при таком отношении философия Локка отводит С. (пусть и неохотно) самые разнообразные роли: С. есть либо нечто обладающее разнообразными св-вами, о к-рых мы говорим, описывая мир, либо нечто лежащее по ту сторону явлений и вызывающее разл. восприятие одних и тех же вещей. Тем не менее невозможно добиться того, чтобы понятие С. адекватно выполняло все приписываемые ему функции; вероятно, по этой причине оно нередко пользовалось дурной славой среди философов (Лейбниц).

Суд по делам несовершеннолетних

Суд по делам несовершеннолетних (juvenile court), спец. суд, рассматривающий дела, относящиеся к детям и молодежи. Сюда входят как уголовные (преступность несовершеннолетних), так и гражд. (напр., касающиеся брошенных или трудных детей) категории дел. С. по д.н. зародились в 1889 г. в США, где исходили из того, что дети-правонарушители требуют особого отношения и больше нуждаются в исправлении, чем наказании. С. по д.н. распространены в наст, время во мн. странах. Иногда вопросы, рассматриваемые обычно в С. по д.н., выносятся на суд по семейным делам. С. по д.н. в разных странах различаются по процедуре и структуре, но, как правило, они не столь формальны и суровы, как обычные суды. Однако в наст, время общепризнано, что особое отношение судов к молодым правонарушителям таит в себе опасность лишить их тех процессуальных прав, к-рыми пользуются взрослые, напр., права на юрид. представительство или презумпцию невиновности, а также гарантии того, чтобы решения суда относились к доказанному правонарушению, а не к социальному происх. правонарушителя.

Суд по семейным делам

Суд по семейным делам (family court), спец. суд, занимающийся правовыми проблемами, касающимися семейных отношений, и иногда правонарушениями, совершенными детьми. С. по с.д. действует как любой др. суд, однако часто ассоциируется с особым способом разрешения споров. Имеется в виду включение в сам суд списка лиц, не являющихся проф. юристами, к-рые пытаются решить вопрос неофиц. путем, как, напр., в Японии. В др. странах С. по с.д. сохраняет более традиц. методы - решения принимаются судьей или магистратом, однако может увязывать предоставление широких услуг по консультированию и благотворительности с компетенцией адм-ции суда, как в Австралии.

Судебная власть

Судебная власть (judiciary), совокупность полномочий по осуществлению правосудия, составляющих третью ветвь гос. власти наряду с законодательной и исполнительной. Независимая С.в. - оплот конституционного правления и необходимое условие правопорядка, однако взаимоотношения между полит, системой и С.в. являются сложными. Назначение судей часто определяется полит, устр-вом. Напр., в США президент предлагает, а Сенат утверждает назначения на федер: судебные должности. Часто говорят, что независимость судей - фикция: С.в. не защищена от классовой лояльности, идеолог, пристрастий или проф. эгоизма. Но, несмотря на влияние этих факторов, судьи действуют в рамках ведомственных принципов, установленных законом и проф. практикой. Особое значение С.в. имеет при толковании норм конституции. Это в первую очередь относится к тем странам, где существует судебный надзор, напр., к США, где законодат. акты и решения исполнит, власти могут потерять юрид. силу, если С.в. сочтет их не соответствующими Конституции. Необходимость рассмотрения споров между разл. уровнями гос. власти означает, что судебное толкование имеет более важное значение в федер. гос-вах, чем в унитарных. В Великобритании судебный надзор традиционно ограничен доктриной парлам. суверенитета и отсутствием офиц. конституции, однако адм. решения сейчас все больше ограничиваются правовыми нормами. Это чаще происходит на наднац. уровне и регламентируется Европейским и Международным судом.

Судебный надзор

Судебный надзор (judicial review), судебная процедура, в ходе к-рой судебная власть пересматривает законность и конституционность действий или решений др. гос. органа. Вообще говоря, С.н. бывает двух видов: С.н. за адм. действиями административное право) и за исполнением законов. Судьи имеют право отменять не соответствующее конституции законодательство, и это происходит гл.об. в судебной практике стран с забронированными конституциями, напр. США, Австралии, Канады, Франции и Германии, и особенно стран с биллем о правах.

Судья

Судья (judge), должностное лицо гос-ва, назначенное проводить слушания и разбирательства в суде. С. может рассматривать дело один, с заседателями, с коллегией присяжных или, как это обычно бывает в апелляционных судах, с др. С. Присяжные принимают решения по осн. факту, являющемуся предметом судебного разбирательства. - виновности или невиновности обвиняемого, С. же решает юрид. вопросы (напр., могут ли улики быть приняты в кач-ве доказательства) и выносит приговор. В системах общего права в задачу С. входит не только применение закона, но и его толкование. При нек-рых обстоятельствах решение С. создает прецедент, к-рому можно и даже необходимо следовать. В системах гражданского права С. практически не имеют возможности действовать согласно прецеденту, но по мере возникновения новых проблем, выходящих за рамки закона, С. все более вовлекаются в процесс совершенствования законодательства. С. по-разному оказываются на своей должности. В Англии они назначаются по рекомендации лорд-канцлера (высшее судебное должностное лицо Великобритании) или им самим из числа практикующих юристов с большим стажем. Во Франции, Италии, Германии и в большинстве стран с системами гражд. права молодые люди, окончившие соответствующее высшее учебное заведение, выдержавшие экзамены, сразу же принимаются на судебную должность и продвигаются по служебной лестнице в суды более высокой инстанции с учетом возраста, способностей и опыта. В США С. Верховного суда назначаются президентом и утверждаются Сенатом пожизненно. В нек-рых амер. штатах С., преимущ. низших инстанций, выбирают всенародно. В странах с тоталитарным режимом С. назначаются представителями власти или же с их согласия и полностью им подчинены. Независимость С. от полит, вмешательства считается непременным условием для гарантии гражд. свобод (судебная власть).

Сунниты

Сунниты (Sunni, араб, surma - обычай), приверженцы гл. направления ислама - суннизма, составляют св. 80% всех мусульман. С. следуют сунне, или правилам обществ, жизни, основанным на хадисах; признают законными первых четырех халифов, в то время как шииты считают единственно законными преемниками пророка Мухаммеда четвертого халифа Али и его потомков. С. придерживаются ритуальных, бытовых и социальных правил согласно одному из четырех мазхабов - толков: ханафиты преобладают на Бл. Востоке и в Пакистане, маликиты - преимущ. в Зап. и Сев. Африке, шафииты - в Египте, Вост. Африке, Малайзии и Индонезии, ханбалиты - в Саудовской Аравии.

Супермаркет

Супермаркет (supermarket), большой магазин самообслуживания, продающий разнообразные товары; часто специализируется на опред. виде товаров, напр. продуктах питания. Во второй половине 20 в. розничная торговля во мн. странах развивалась в направлении расширения сети С. Самообслуживание сокращает время на покупки и финансирование штата магазина. Экономия на масштабе позволяет предлагать товары по более низким ценам чем в традиц. магазинах. Сокращение труда продавцов и привлекательность совершения покупок (шопинг) за пределами города (что обеспечивается ростом числа личных автомобилей) способствовали расширению еети С. на гор. окраинах, где земля стоит дешевле. Гипермаркет - брит. назв. огромных магазинов самообслуживания, рядом с к-рыми оборудованы стоянки автомобилей; в США такие магазины называются мэллами, обычно это группы магазинов под одной крышей, расположенные за пределами центра города. Подобные формы розничной торговли получают в мире все более широкое распространение. Суфизм (Sufism), мистическое течение мистицизм) в исламе. С. возник в ранние времена ислама как реакция на строгий формализм ортодоксального учения; с 12 в. начинают создаваться суфийские ордены. В наст, время вполне обычно совмещение членства в к.-л. суфийском ордене с повседневной работой и семейной жизнью. С. проповедует познание Бога, приближение к Богу; для достижения этой цели разл. суфийские братства и группы использовали разнообразные обряды и религ. обычаи. Наиб. распространена практика аскетизма и медитаций, таких, как дхикр (декламирование) или сама (пляска). В отличие от ортодоксальных мусульман, суфии почитают святых и религ. учителей, к-рых они считают посредниками в общении с Богом. В основе С., испытавшего влияние др. религ. доктрин, в т.ч. неоплатонизма и буддизма, лежит исламский спиритуализм; С. всегда играл значит, роль в социально-полит, жизни, смягчая и направляя в нужное русло недовольство нас., хотя его приверженцы встречаются как среди простого народа, так и среди правителей.

Существование

Существование (existence), см. Онтология.

Схоластика

Схоластика (scholasticism), тип философии, получивший наиб, полное развитие в ср.-век. ун-тах. Ср.век. филос. соч. отличались, как правило, специфическим формальным стилем, отражавшим принятый в ун-тах метод обучения: сначала ставился вопрос, затем излагались и обсуждались мнения неск. Предшествующих философов или отцов церкви; в заключение приводился и защищался собственный ответ, причем весьма часто внимание обращалось на самые назначит, пункты согласия или расхождения автора с его предшественниками. В искусном исполнении такой метод изложения способен создать впечатление мощной и оригинальной умственной деят-ти, опирающейся на ресурсы живой интеллектуальной традиции. Но соч. второстепенных авторов демонстрируют лишь умение следовать формальной стороне рассуждения, ограничивая существо вопроса сухими и бесцветными выкладками, Именно таким авторам термин С. обязан пренебрежительным подтекстом.

Сырьевые товары

Сырьевые товары (commodity), изделие или любой сырьевой материал или полуфабрикат, как правило, являющийся объектом междунар. торговли. С.т. подразделяются на с.-х. продукцию и полезные ископаемые. С.-х. продукция, в свою очередь, подразделяется на продовольственные товары, включающие плантационные (напр., кофе, чай, какао) и пахотные культуры (напр., пшеница, рис, соевые бобы), а также непродовольственные товары (напр., лес, натуральный каучук, джут). Полезные ископаемые -это прежде всего горючие ископаемые (напр., нефть, газ, уголь) и металлы (напр., медь, алюминий, цинк).

СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи)

СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи) (COMECON), эконом, орг-ция стран советского блока, распущенная в 1991 г. Члены СЭВ: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Германская Демократическая Республика (Вост. Германия), Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия. Созданный в 1949 г. вместе с Варшавским договором, он служил гл. опорой советского влияния в Европе. Его цель заключалась в создании условий взаимозависимости в сфере торговли и произ-ва.

Предыдущая страница Следующая страница