Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕД"-"МИП")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕД"-"МИП")

Медитация

Медитация (meditation), способ достижения духовного знания или служение Богу с помощью разл. методов концентрации и созерцания. М. может быть словесной - в виде молитвы или декламации, или физ., т.е. методом, к-рый успокаивает сознание и способствует релаксации. В христианстве М. - это благочестивые размышления на библейские темы (Библия) или о житиях святых, они служат ср-вом углубления духовного знания. В вост. религиях М. является методом достижения просветления или освобождения, т.к. считается, что душа отд. человека является частью высшей духовной или космич. реальности. Йога, напр., предполагает совокупность физ. и психич. упражнений, направленных на очищение души и тела. Во мн. религиях М. осуществляется путем повторения магических слов, имен или текстов (напр., мантры в индуизме и буддизме и дхикры в исламе) или концентрации на образах или символах. М. может также включать ритмические движения, танцы с использованием спец. предметов, напр., четок. В 1980-90-х гг. вост. М. получила распространение на Западе благодаря деят-ти таких орг-ций, как Общество трансцендентальной медитации.

Медиум

Медиум (medium), любое ср-во коммуникации, используемое для передачи информации. Такими ср-вами могут быть устная речь или язык тела (невербальная коммуникация), письменная речь, печатный текст, иллюстрации; или техн. ср-ва, такие, как радио, телевидение, аудиозапись или кинофильм. Мак-Люэн отметил, что ср-во передачи - уже послание, указывая на то, что вид коммуникации сильно влияет на значение передаваемого сообщения. В англ. яз. мн.ч. слова medium - media - часто используется в значении средства массовой информации (более правильное назв. - mass media): пресса, радио и телевидение.

Медицинская этика

Медицинская этика (medical ethics), понятие, применяемое к нравственным проблемам, возникающим в мед. практике. Осн. внимание обращается, напр., на допустимые границы конфиденциальности (в какой мере врач должен привлекать пациента к принятию решений, касающихся лечения), на проблемы эвтаназии, распределения редких мед. препаратов, морального статуса человеческого эмбриона и плода (аборт), генной инженерии, участия медиков в пытках, а также на принципы, к-рые должны стать основой клинических испытаний на людях. Философы, юристы и теологи, а также медики-профессионалы занимаются проблемами М.э., как правило, в спец. комитетах, созданных на базе больниц. Законодательство по этим вопросам часто отстает от достижений науки и неизменно вызывает множество споров.

Медицинский осмотр

Медицинский осмотр (health screening), способ постановки диагноза путем обследования людей до того, как у них проявятся симптомы болезни. В развитых странах беременные женщины тщательно обследуются на предмет болезней (напр., сифилиса или диабета), к-рые могут повлиять на здоровье плода, а плод может быть обследован, напр., на повреждение позвоночника или синдром Дауна. Дети, как правило, обследуются на наличие дефектов слуха или зрения, а взрослые - для выявления рака, сердечно-сосудистых заболеваний или СПИДа. Заметный успех программ М.о. в выявлении и, след., сокращении заболеваемости, напр., туберкулезом или глаукомой, имеет и оборотную сторону. Нек-рые обследования, напр., анализ околоплодной оболочки на дефекты внутриутробного развития, могут быть либо небезопасными для пациента, либо недостаточно точными, а обследование множества людей для выявления всего неск. случаев болезни - довольно дорогостоящее мероприятие. К тому же преимущество раннего обнаружения неизлечимой болезни и лечения, успех к-рого не зависит от времени постановки диагноза, бывает сомнительно. Эти проблемы затормозили развертывание программ обследования на рак грудной железы, и, вероятно, массовые М.о. попрежнему будут проводиться для диагностики лишь отд. заболеваний.

Международная амнистия

Международная амнистия (Amnesty International), влиятельная группа, образованная в 1961 г. с целью содействия и помощи заключенным в тюрьму или преследуемым за полит, или религ. убеждения (узникам совести). Располагая в Лондоне штатным междунар. секретариатом, М.а. опирается на разбросанную по всему миру сеть добровольных местных групп и отд. членов, к-рые берут под свой контроль узников совести и доводят их дела до сведения пр-в или междунар. орг-ций путем мониторинга, ознакомительных миссий, рекламы и индивидуальной переписки. М.а. не связывает себя с к.-л. идеологией, пр-вом или полит, партией, основа ее устава - объективность. В уставе изложены общие цели орг-ций: руководствоваться Всеобщей декларацией прав человека; способствовать освобождению арестованных, ограниченных в передвижении или иным путем подвергаемых физ. воздействию по причине их убеждений, этнич. происх., пола, цвета кожи или языка, при условии, что они не прибегали и не призывали к насилию; выступать против задержания без судебного разбирательства и добиваться права на беспристрастный суд; выступать против вынесения смертных приговоров (смертная казнь) и пыток, независимо от того, призывали данные лица к насилию или нет.

Международное право

Международное право (иногда называемое правом наций) (international law), юрид. принципы и нормы, регулирующие международные отношения. Согласно статье 38 Статута Между народного суда, тремя осн. источниками М.п. являются: междунар. конвенции или договоры; междунар. практика и общие принципы права, признанные цивилизованными странами. Совр. М.п. - рез-т 400-летней эволюции. Отчасти оно восходит к обычаям и практике взаимоотношений совр. европ. гос-в. М.п. особенно тесно связано с именем голл. юриста и философа Гуго Греция (1583-1645), автора работы О праве войны и мира (1625). В 19 в. сфера приложения М.п. значительно расширилась. Появление на мировой арене новых крупных гос-в, расширение европ. колон, экспансии, новые пром. изобретения и возросшая разрушительная сила оружия заставили гос-ва выработать систему правил, регулирующих ведение междунар. отношений. 20 в. отмечен большим прогрессом в области М.п. На Гаагских конференциях в 1899 и 1907 гг. была создана Постоянная палата третейского суда, а в 1921 г. - Постоянная палата международного правосудия, на смену к-рой в 1946 г. пришел Международный суд. После 2-й мировой войны междунар. орг-ции - ООН и связанные с ней учреждения - также содействовали расширению М.п. и сферы его деят-ти за счет включения в нее не только полит, и стратег, вопросов, но и проблем эконом., социальных, коммуникационных и экологических. Поскольку, в отличие от внутр. или муниципального права, М.п. не обладает надежным организационным аппаратом и, значит, действенными ср-вами, обеспечивающими его соблюдение, то нередко полагают, что гос-ва мало считаются с М.п. или что даже, строго говоря, его вообще нельзя назвать правом. Однако это не так. Гос-ва, несомненно, считают М.п. правом и наперекор сложившемуся убеждению обычно ему подчиняются, отчасти по традиции и из уважения к обществ, мнению, отчасти потому, что это отвечает их общим интересам. Нельзя считать неэффективным фактором то, что на протяжении последних неск. столетий играло исключительно важную роль в становлении междунар. сооб-ва в его нынешней форме, с тщательно выработанной и выверенной системой правил, затрагивающих фактически все аспекты внутригос. отношений, касающихся земли, морского и возд. пространства, космоса, дипломатии, нейтралитета, приемов ведения войны, прав человека и проблем окруж. среды. К кон. 20 в. М.п. продемонстрировало не только жизнеспособность и гибкость, но и действенность; в его орбиту теперь вовлечены новые области междунар. отношений, более эффективно стал использоваться механизм ООН. Единодушный отпор агрессии Ирака против Кувейта - пример успешного осуществления норм М.п.

Международное сообщество

Международное сообщество (international society), концепция солидарности гос-в, восходящая к идее великого сообщества гос-в, выдвинутой голл. юристом и гуманистом Гуго Гроцием (1583-1645). Для неогроцианских теоретиков существование международного права, дипломатии и международных организаций предполагает мировое сооб-во без нац. границ, характеризующееся сотрудничеством и общими идеалами. Те, кто желает видеть М.с. отличным от междунар. системы взаимодействующих и часто конфликтующих между собой гос-в, имеют в виду такой мировой порядок, при к-ром единственно законное использование силы ограничено самим М.с. и направлено на защиту международного права (коллективная безопасность).

Международные организации

Международные организации (international organizations), орг-ции, учрежденные путем подписания многосторонних соглашений между двумя или более странами, цель к-рых - содействие общим интересам их членов. Такие орг-ции являются офиц. долговременными структурами, т.е. они проводят регулярные встречи, имеют постоянный секретариат или штабквартиру. М.о. получили распространение с сер. 19 в. по мере осознания проблемы сосуществования гос-в и потребности регулирования отношений между ними. В наст, время М.о. часто называют межправит. орг-ции, состоящие из стран или представителей пр-в стран-членов, а также неправительственные организации, членами к-рых являются неправит. образования, напр., благотворительные об-ва или религ. группы. М.о. могут быть универсальными по своей направленности, как ООН и ее разл. структуры, или ограниченными геогр. рамками, как ЕС, ОАГ (Организация американских государств) или Арабская Лига (Лига арабских государств), в последнем случае их также можно отнести к региональным орг-циям.

Международные отношения

Международные отношения (international relations), см. Баланс сил, Восток-Запад, отношения; Международное право; Север-Юг, отношения; Регионализм; Транснациональные отношения.

Международный пакт о гражданских и политических правах

Международный пакт о гражданских и политических правах (International Covenant on Civil and Political Rights), пакт, принятый в 1966 г. ООН. Подписан 86 странами. М.п. провозглашает гражд. и полит, права, перечисленные во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Если Декларация не имеет юрид. силы, то М.п., напротив, является договором, обязательным для всех подписантов. Среди подлежащих защите прав в М.п. названы свобода слова, совести и передвижения, право на свободу и личную неприкосновенность, право голоса и право на справедливое судебное разбирательство. Эти права должны осуществляться без дискриминации, и каждому гос-ву следует иметь законные ср-ва борьбы против нарушений М.п. Подписанты берут на себя обязательства уважать положения М.п. и предоставлять доклады Комиссии ООН по правам человека. Та, в свою очередь, обязана выработать процедуру, согласно к-рой гос-ва, а в ряде случаев и отд. лица, могли бы подавать жалобы о несоблюдении М.п. По сравнению с одобренным в том же 1966 г. Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах М.п. более конкретен в определении прав, сильнее в утверждении обязанностей гос-в и лучше снабжен ср-вами проверки и контроля.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights), пакт, принятый в 1966 г. ООН. Подписан 92 странами. М.п. содействует реализации эконом., социальных и культурных прав, перечисленных во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., но не имеет для этого механизмов давления. Если Декларация не обладает юрид. силой, то М.п. - юридически обязательный договор для всех подписантов. Среди подлежащих защите прав в М.п. названы право на труд, образование и участие в культурной жизни.

Международный суд

Международный суд (International Court of Justice), один из шести гл. органов ООН и его осн. судебный орган. М.с. заседает в Гааге (Нидерланды) и состоит из судей, переизбираемых каждые девять лет Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности. Сторонами по делам, рассматриваемым М.с., могут быть лишь гос-ва, но не отд. лица. Его решения не имеют обязательной силы и зависят от согласия заинтересованных гос-в. Хотя М.с. оказался неправомочен в деле предотвращения или окончания войн, его судебные решения в ряде важных споров способствовали дальнейшему развитию международного права. Среди дел, рассмотренных М.с., особенно важны иск Австралии и Новой Зеландии к Франции в 1973 г. в связи с ядерными испытаниями в Тихом океане и иск Никарагуа к США в 1984 г. в связи с расстановкой мин в ее гаванях.

Мейнонг Алексиус

Мейнонг Алексиус (Meinong, Alexius) (1852-1920), австр. философ-идеалист. Развил теорию предметности, понимая под предметом не материальный объект, а данность объекта в переживании. Подобно Фреге, М. проводил резкую грань между просто рассмотрением предмета и высказыванием о нем истинных суждений. Оказал влияние на Рассела. Философы-аналитики (аналитическая философия) отдают М. дань в осн. за утверждение о том, что несуществующие предметы могут быть объектами мышления. М. разработал также общую теорию ценностей.

Мексиканские и центральноамериканские индейские языки

Мексиканские и центральноамериканские индейские языки (Mexican and Central American Indian languages), языки, на к-рых говорило коренное нас. Центр. Америки до исп. экспансии в 1519г. Большинство этих языков до сих пор используются, несмотря на резкое уменьшение числ. говорящих, но границы языковых ареалов уже не совпадают с полит, границами. Центральноамер. регион представляет собой место встречи языковых групп Сев. и Юж. Америки (обычно считается, что коренное нас. Юж. Америки пришло туда из Сев. Америки через это узкое пространство), что является аргументом в пользу теории отдаленного родства всех языков амер. индейцев. Центральноамер. яз. можно разделить на три группы: северноамериндскую, центральноамериндскую и юж., т.н. чибчан-паэсскую. В Мексике живут носители языков всех трех групп. К североамериндской относятся хоканская и пенутианская подгруппы. Хоканская распространена на С.-В. страны и на Ю. Калифорнийского п-ова, а пенутианская - на В. и Ю. Мексики; в ее состав входят и такие наиб, значит, яз. майя, как юкатек, киче, какчикель, кекчи и мам. Две подгруппы языков, входящие в состав центральноамериндской группы, - юто-ацтекская и ото-мангская - употребительны по всей Мексике. Языки юто-ацтекской подгруппы, к к-рым относятся команче, хопи и ацтекский, распространены от Мексики до зап. штатов США. Ацтекский, наиб, значит, яз. Мексики, насчитывает ок. 1 млн. говорящих. На ото-мангских яз. говорят ок. 1,5 млн. чел. на Ю. Мексики; эта подгруппа насчитывает 17 языков, самыми важными из к-рых являются отоми, миштек и сапотек. Чибчан-паэсские яз. используются в небольшом регионе на Ю.-З. Мексики, а также в Центр. Америке от Гватемалы до Панамы. Доколумбовы цивилизации Центральноамер. региона имели почти исключительно устную языковую традицию, хотя у майя была система письма, к-рая до сих пор не до конца расшифрована. Нек-рые яз. используют систему письма на основе исп. яз.

Меланезийцы

Меланезийцы (Melanesian societies), народы, живущие в центр, части Тихого океана между экватором и Тропиком Козерога. Этот регион, включающий Новую Гвинею и о-ва Тробриан (тробрианцы), характеризуется разнообразием культур, а также множеством разных яз., принадлежащих к группе австронезийских языков. Обычная форма поселения - небольшая деревня, жители крой занимаются подсечно-огневым земледелием, разведением свиней и кур, а охота, собирательство (охотники и собиратели) и также рыболовство являются доп. промыслами. Собственность на землю принадлежит родовым группам (род), к-рые могут быть как патрилинейными, так и матрилинейными, и хотя характер родства в регионе имеет различия, существуют опред. общие черты. Все народы Меланезии делятся на кланы, большинство из к-рых экзогамны (основаны на браках, совершаемых за пределами группы), и, по поверью, ведут происх. от общего предка. Часть кланов являются тотемными (тотем) и соблюдают разл. табу и запреты на опред. виды пищи. Хотя у нек-рых народов власть вождя передается по наследству и споры разрешаются старейшинами племени, тем не менее власть и высокое положение можно приобрести с помощью богатства, поскольку в Меланезии и то и др. имеет исключительно важное значение для проведения церемоний и совершения ритуалов. Подарки играют важную роль в создании и развитии связей между людьми и родовыми группами; ритуальный обмен подарками может происходить с достаточно отдаленными терр., как, напр., на о-вах Тробриан. Культ предков распространен во всей Меланезии; считается, что духи умерших могут причинить вред и их нужно сдерживать с помощью опред. ритуалов. Контакты с европейцами оказали сильное влияние на Меланезию в целом, в частности появились разл. секты, ожидающие пришествия нового мессии (карго-культы).

Меннониты

Меннониты (Mennonites), протест, община, основанная в Нидерландах Менно Сименсом (1496-1561). М. считают, что их церковь автономна; соответственно взгляды М. в разных общинах не совпадают, но всех М. объединяют практика крещения в сознательном возрасте, пацифизм и отказ от исполнения мирских обязанностей даже ценой полной изоляции от об-ва. М. насчитывают ок. 500 тыс. полноправных членов, гл.об. в Сев. Америке. Консервативной сектой М. являются амиши в США, крые известны своим неприятием совр. форм жизни.

Мерина

Мерина (merina), осн. этнич. группа, населяющая о. Мадагаскар. В наст, время большая часть М. - земледельцы, живущие в деревнях и занимающиеся рисоводством. С кон. 18 в. до начала франц. колонизации их терр. быстро расширялась, и М. стали гл. полит, силой на о-ве. У М. принято билатеральное наследование (т.е. как по мужской, так и по женской линии). М. чтут культ предков. Они знамениты своими искусно сделанными гробницами и детально разработанными погребальными обрядами. М. имеют свой яз. и письменность, а также развитую письменную лит-ру.

Меритократия

Меритократия (meritocracy), об-во, в к-ром все посты на предприятиях и в адм. органах предоставляются наиб, способным людям. Разновидность технократической утопии. Существование М. возможно при строгом соблюдении принципа равных возможностей, когда доступ к престижным должностям всецело зависит от способностей и усилий каждого человека. Термин введен англ, социологом Майклом Янгом в кн. Возвышение меритократии: 1870-2033 (1958), высмеивающей пренебрежительное отношение к менее способным людям.

Меркантилизм

Меркантилизм (mercantilism), эконом, политика, широко распространенная с сер. 16 в. до сер. 18 в., согласно к-рой богатство нации зависит гл.об. от торг, баланса. Сторонники М. выступали за вмешательство гос-ва (интервенция) для получения макс, полож. торг, сальдо и за создание резервов драгоценных металлов. В 1752 г. в знаменитом эссе Юм оспорил т.зр. меркантилистов, заявив, что золотые резервы определяются в осн. уровнем развития экономики и тем самым потребностью в деньгах как ср-ве обращения, а гос-во своим вмешательством в торговлю не в состоянии постоянно воздействовать ни на один из этих факторов.

Мерло-Понти Морис

Мерло-Понти Морис (Merleau-Ponty, Maurice) (1908-61), франц. философ, последователь Гуссерля, применивший его феноменологический метод (феноменология) в изучении сознания, но с собственными вариациями, близкими к экзистенциализму. В гл. своей работе Феноменология восприятия (1945) М.-П. предпринял попытку рассмотреть бытие человека (его экзистенцию) в диалоге субъекта с миром, найти ключ к решению метафиз. проблем (метафизика). Придавая плоти человека филос. значимость, М.-П. стоял в резкой оппозиции к своему современнику Сартру.

Местные органы власти

Местные органы власти (local government), адм-ция местных или региональных властей. В унитарных государствах центр, пр-во дает местной власти право называться местным пр-вом и делегирует ей ограниченную законодат. и исполнит, власть. М.о.в. обычно состоят из совета выбираемых местных представителей. Чиновники на местах получают жалованье и обеспечивают функционирование местных служб или проводят в жизнь решения центр, пр-ва. При федер. структуре гос-ва (федерализм) М.о.в. действует в рамках местных законов субъектов федерации, однако во мн. отношениях влияние федер. пр-ва значительно слабее, чем центр. В сферу компетенции местного пр-ва может входить образование, транспорт, деят-ть муниципальных и социальных служб и т.д.

Местоположение фирм

Местоположение фирм (location of firms), геогр. разброс фирм по терр. страны. Теоретич. вопросы местоположения разрабатывал Вебер и др. исследователи, пытаясь объяснить, чем вызван индивидуальный или коллект. выбор фирм своего местоположения. Во мн. случаях важную роль играют трансп. расходы. Фирма может находиться поблизости от месторождения сырья (если его объемы повышают трансп. расходы), или от места реализации продукции (если транспортировка готовых изделий дороже транспортировки сырья), или от к.-л. промежуточного перевалочного пункта. На выбор М.ф. влияют также разл. стоимость земли и др. затраты, а также наличие и стоимость раб. силы. М.ф. может быть определено спросом на продукцию фирмы. Для нек-рых скорых на подъем фирм трансп. издержки не имеют особого значения, и в их местоположении решающую роль играют экологические факторы, напр., климат, как это происходит с фирмами, расположенными в солнечном поясе США. Крупные компании, особенно многонациональные корпорации, могут строить предприятия в самых разных местах.

Метание подковы

Метание подковы (horseshoe-pitching), игра с двумя или более участниками, когда подкову бросают т.о., чтобы она обогнула вертикально стоящий жел. колышек высотой 35,5 см. М.п. происходит с расстояния 14,57 м для мужчин и 10,93 м для женщин. Игра популярна в США, где ежегодно происходят мировые первенства. Метание кольца (койт) в цель похоже на М.п., за иск. того, что метал, (или веревочные) кольца набрасываются на колышки высотой 2,5 см с расстояния 9,1 м для мужчин и 6 м для женщин. Метание кольца - одно из излюбленных развлечений на борту пасс, корабля.

Метафизика

Метафизика (metaphysics, греч. - то, что после физики - соответственно порядку соч. Аристотеля), область философии, исследующая наиб, общие категории и понятия, имплицитно содержащиеся в описаниях человеческого сознания и внеш. мира. Примерами могут служить причинность, субстанция, онтология, время и реальность. Метафиз. вопросы отличаются макс, широкой перспективой. Там, где ученый-физик мог бы спросить: Каким образом X выступает причиной У, метафизик спрашивает: Что вообще значит для одной вещи быть причиной др. вещи?. Там, где химик мог бы ограничиться исследованием отд. в-в, метафизик спрашивает, что значит быть субстанцией и сколько их - одна базовая субстанция или множество. Метафиз. вопросы могут быть предметом спец. филос. исследования. Мы можем спросить, подчиняются ли наши действия причинности, и, т.о., поднять проблему свободной воли. А вопрос, подразумевает ли наш духовный опыт существование отд. от тела субстанции, является осн. предметом философии разума (разума философия). Хотя М. существует со времен древн. греков, ее статус как легитимного исследования нередко ставился под сомнение. Расцвет науки в 17 в. побудил философов, в частности Юма и Локка, ограничить притязания М., и в нач. нашего столетия философы с собственно науч. складом ума - прежде всего логические позитивисты (логический позитивизм) - заявляли, что метафиз. утверждения лишены смысла.

Метод важнейшего направления

Метод важнейшего направления (critical path method), адм. способ контроля за стр-вом крупного объекта, к-рый необходимо сдать в срок. Сначала весь строит, проект подразделяется на отд. виды работ и заданий, с установлением опред. срока их выполнения. Затем в соответствии с этими работами и заданиями, составляется расчетная схема, в к-рой показана их взаимосвязь в хронологическом порядке. Напр., если планируется стр-во дома, то работа по закладыванию фундамента должна предшествовать возведению стен, ввиду чего прокладка труб внутри здания может осуществляться одновременно с прокладкой кабелей и проводов. Поскольку каждый вид деят-ти имеет свой график, заполненная расчетная схема демонстрирует важнейшие из них и соответственно сроки исполнения, необходимые для своевременного завершения всего проекта. Можно также, исходя из этой задачи, определить самые ранние и самые поздние нач. сроки для каждого вида работ.

Методистская церковь

Методистская церковь (Methodist Church), протест, церковь, образовавшаяся в период христ. обновленчества под эгидой англ, пастора и проповедника Джона Уэсли (1703-91) и в итоге отделившаяся от англиканской церкви. Наибольшее распространение получила в англоязычных странах, насчитывает более 15 млн. полноправных членов, в т.ч. ок. 10 млн. в США. В М.ц. сильны миссионерские традиции, стремление к социальному благосостоянию прихожан, в ней отдается предпочтение вдохновенному общению верующих с Богом, а не скрупулезному соблюдению теологич. предписаний.

Мечеть

Мечеть (mosque, араб, масджид - место прострации), мусульм. культовое сооружение для общих молений. Данный термин встречается в Коране, в частности в связи с упоминанием о Каабе в Мекке. Стр-во М. стало одним из первых дел, совершенных Мухаммедом по прибытии в Медину. Традиционно возводимые из кирпича или камня, М. имеют форму квадрата или прямоугольника, в центре к-рого находится двор, где обычно совершается омовение. Минареты - башни, с к-рых муэдзин призывает мусульман к молитве, расположены по углам и в передней части. При входе верующие снимают обувь, а женщины покрывают голову. Для верующих женщин в М. обычно отводится отд. помещение, и их присутствие в М. во время службы не обязательно. В М. запрещено иметь к.-л. изображения людей или животных; они часто украшены цитатами из Корана и геом. орнаментами.

Миграция

Миграция (migration), постоянная или частая перемена места жительства отд. человеком или группой людей. Вместе с показателями рождаемости, смертности (уровснь смертности), кол-ва детей в семье (планирование семьи) М. - осн. фактор изменения числ. нас. М. отличается от мобильности, к-рая предполагает врем, переезды (сезонные перегоны скота, регулярные поездки и туризм). М. может быть междунар. (эмиграция, иммиграция) или внутри страны (сокращение населения, урбанизация). Возвратной обычно называют М., когда люди живут или работают один или неск. длительных периодов в городе или стране вдали от места своего рождения, а потом возвращаются домой; циркуляционная М. связана с повторяющимися длительными переездами или др. регулярными типами переселений между двумя или более местами; при цепной М. возникает сеть людей, к-рые помогают перемещению своих друзей и родственников из одного города или деревни в др., что облегчает миграционные переезды. Рабочие-мигранты могут принадлежать к любой из этих категорий. Осн. причины М. - эконом.: поиск стабильной работы и лучшей зарплаты. Полит, и культурные мотивы, особенно в случае беженпев, также очень важны.

Мид Маргарет

Мид Маргарет (Mead, Margaret) (1901-78), амер. антрополог, этнолог. Легкий стиль произв. М. и постановка ею актуальных проблем сделали ее весьма популярным автором своего времени. М. занималась исследованием поведения подростков, взаимосвязью между культурой об-ва и психологией личности, изучала первобытные культуры. Совершила неск. экспедиций на Самоа и в Новую Гвинею. В своей самой известной работе Достижение совершеннолетия в Самоа (1928) М. утверждала, что проблемы амер. подростков в культурном отношении не связаны с биол. проблемами. Она сравнила жизнь подростков Самоа, родители к-рых терпимо относились к добрачным половым связям и крые, как оказалось, не страдали от психолог, травм, и жизнь амер. подростков в семье. Мн. из жителей Самоа возражали против того, как М. трактовала их культуру. Этнографические исследования М. стали после ее смерти объектом ожесточенной критики.

Мидраш

Мидраш (Midrash, иврит - толкование), в иудаизме толкование еврейских свяш. писаний с использованием устных традиций, кодифицированных в Мишнс. Мидраш-Галаха (от галаха - закон) - это правовые сборники толкований, основанных на Исходе, Левите, Числах и Второзаконии. Мидраш-Агада (от агада - сказание) представляет собой не относящиеся к праву сборники, рассматривающие библейское учение; нек-рые из них содержат наставления для спец. чтения на праздниках, напр., чтения Агады во время еврейской Пасхи.

Микроэкономика

Микроэкономика (micro-economics), раздел экономики, сферой к-рого является деят-ть отд. принимающих решение хоз. единиц, - в отличие от макроэкономики, к-рая занимается структурой и динамикой крупных систем, применяя анализ совокупных показателей, таких, как нац. доход и уровень цен. К хоз. единицам относятся домашние х-ва (потребители) и разного рода компании. Они взаимодействуют на рынке, покупая и продавая товары и услуги. Теория потребительского спроса изучает кол-во товаров, покупаемых потребителем, как производное от его предпочтений и дохода, а также отпускных цен. Функция произ-ва фирмы показывает альтернативные комбинации входных параметров (производственные факторы), необходимых для произ-ва разного кол-ва продукции. Данные входных цен и функция произ-ва дают возможность вывести ср. и предельную цены на продукцию, что вместе с информацией о целях фирмы и структуре рынка определяет условия предложения на рынке продукции и спрос на ресурсы. Рыночные цены уравновешивают спрос и предложение. В центре внимания экономистов находятся принципы, согласно к-рым рыночный механизм может обеспечить оптимальное распределение ресурсов; разл. формы рыночных структур, к-рые могут препятствовать этому, и границы гос. вмешательства (интервенция) с целью устранения или смягчения негативных рез-тов функционирования рыночного механизма (маржинальный анализ, Маршалл, Парето, Вальрас).

Милиция, военизированные формирования

Милиция, военизированные формирования (militia), воен. орг-ция, состоящая из вооруж. граждан и готовая к обороне терр. или местности. М. может быть использована в боевых действиях в случае возникновения чрезвычайного положения. Это непроф. орг-ция, в к-рой проводится ограниченное обучение. Напр., на опред. период времени создают отряды, и они выполняют функции пехоты, будучи прикомандированными к легким бронетанковым частям. В нек-рых случаях М. (напр., Национальная гвардия в США) может быть задействована в противовозд. и береговой обороне. Такие страны, как Израиль, Швейцария, Югославия и Швеция, во мн. строят свое оборонное планирование на М. В ком. странах, напр., в Вост. Германии и Чехословакии, функционировала нар. М. М. может играть важную роль во внутр. конфликтах; если она при этом создается и контролируется отд. группировками, то стирается грань между М. и партизанскими отрядами.

Милль Джон Стюарт

Милль Джон Стюарт (Mill, John Stuart) (1806-73), англ, философ и экономист. М. был воспитан отцом в строгом духе утилитаристской школы утилитаризм) моральной и полит, философии. Его собственный вклад заключался в обогащении этой философии концепциями континентальной мысли (континентальная философия) - особенно в связи с необходимостью историч. понимания совр. обществ, ин-тов, - в рез-те чего у него сложилась тщательно разработанная концепция либерализма. В кн. О свободе (1859) М. утверждал, что гарантированная сфера личной свободы является необходимым условием развития индивида, и выступал в защиту принципа, согласно к-рому гос-во может вторгаться в сферу личных намерений и поступков лишь для того, чтобы защитить др. индивидов. В Рассуждениях о представительном правлении (1861) М. предложил схему полит, системы, где широкое нар. представительство сочетается с защитой интересов меньшинств и особая роль отводится интеллектуальной элите. М. был ведущим представителем классической политической экономии и автором работ по широкому кругу эконом, вопросов, где гармонически соединялось либеральное убеждение в необходимости свободной конкуренции с приверженностью принципу справедливости в распределении обществ, благ.

Минангкабау

Минангкабау (Minangkabau), жители зап. р-нов центр, части о. Суматра в Индонезийском архипелаге. М. - земледельцы, выращивающие рис (рисоводство), исповедуют ислам и представляют собой наиб, характерный пример матрилинейного об-ва (матрилинейное наследование). Как правило, они живут в длинных общих домах, и каждый человек, женщина или мужчина, всегда остается членом своего материнского дома. Дети обычно не покидают мать, а мужья живут то в домах своих матерей, то в доме жены. В своем доме (в доме своей матери) мужчина может наследовать собственность и имеет опред. власть над детьми сестер. Однако в доме жены мужчина имущественных прав не имеет.

Минимальная заработная плата

Минимальная заработная плата (minimum wage), утвержденный гос-вом и поддерживаемый законом мин. уровень оплаты труда. Практика гос. регулирования М.з.п. впервые появилась прибл. в 1900 г. в Новой Зеландии и Австралии и сейчас широко распространена как в развивающихся, так и в индустриальных странах. В нек-рых странах гос. регулирование М.з.п. касается только рабочих, занятых на неск. видах низкооплачиваемых работ, тогда как в большинстве стран Африки, Лат. Америки и Бл. Востока это регулирование охватывает практически всех рабочих, хотя работающие в неформальном секторе могут не иметь этого преимущества. М.з.п. часто стремятся установить на уровне, неадекватном совр. ценам, и в соблюдении этого уровня не обходится без сложностей, но, согласно МОТ, введение М.з.п. повысило уровень оплаты труда во мн. местах, особенно там, где коллект. договор через посредство профсоюзов не развит или отсутствует. Вопрос о том, приводит ли соблюдение уровня М.з.п. к росту безработицы, широко дебатируется.

Мипленаризм

Мипленаризм (millenarianism), вера в неминуемый конец существующего мироустр-ва и установление др., совершенно нового. Милленаристские движения возникают по всему миру, в самых разл. об-вах, обычно в эпохи крупных перемен и катаклизмов. Милленаристская идея обращена прежде всего к людям, обделенным в культурном и эконом, отношении, уповает на божественную или сверхъестественную волю, к-рая все на земле изменит - и наступит земной рай. М. часто интерпретировали как форму полит, или социального протеста; с милленаристской т.зр. миром владеют злые силы, к-рые будут ниспровергнуты силами добра. Ожидаемый новый порядок может представлять собой возврат к привычному образу жизни, как в танце духов у североамериканских индейцев равнин, или слияние старого и нового, как в карго-культах Меланезии. В значит, мере М. обязан своим происх. надеждам иудейского народа на приход Мессии, назв. свое получил в связи с раннехрист. ожиданием второго пришествия Христа, за к-рым должно последовать тысячелетнее царство мира и спокойствия. Позднее в христианстве эти ожидания грядущего земного царства Христа сменила теолого-аллегорическая модель Блаженного Августина, к-рому было свойственно мистическое понимание Града Божьего. Милленаристские представления стали впоследствии ассоциироваться с такими сектами, как свидетели Иеговы, адвентисты седьмого дня и мормоны. Идея установления земного царства Христа в Новом Свете имела милленаристский подтекст, владела умами переселенцев 17 и 18 вв. и ныне все еще волнует граждан США, убежденных, что ведущая роль их страны в мире определена Богом. В исламе шииты и нек-рые секты, напр., друзы, ожидают пришествия исчезнувшего имама, или махди. В Исламской Республике Иран духовный вождь, вали-факих, считается вождем в отсутствие махди. Религ. учение бахаизм восходит к милленаристской декларации 1844 г. - тысячелетней годовщине исчезновения имама. Для мн. евреев создание гос-ва Израиль было исполнением их милленаристских чаяний (сионизм), а афро-карибский растафарианский культ (растфарианство) основан на вере в возвращение чернокожих в Африку. Милленаристские упования не так заметны в буддизме, но в индуизме существует поверье, что Калки, последняя аватара Вишну, должен разрушить пришедший в упадок мир и возвестить новую мировую эру. Философ Бертран Рассел отмечал, что даже такая сугубо светская идеология, как марксизм, в своем ожидании будущего идеального об-ва следует милленаристским образцам.

Предыдущая страница Следующая страница