Поиск по материалам сайта
Cлово "EST"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Словарь средневековой культуры. МОНАРХИЯ
Входимость: 7. Размер: 51кб.
2. Словарь средневековой культуры. ВЛАСТЬ ПРАВИТЕЛЯ
Входимость: 5. Размер: 53кб.
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Т" (часть 5, "ТИТ"-"ТРА")
Входимость: 3. Размер: 68кб.
4. Мифы народов мира. ДРЕВО МИРОВОЕ
Входимость: 3. Размер: 26кб.
5. Словарь культуры XX века (В.П. Руднёв). СЕМАНТИКА ВОЗМОЖНЫХ МИРОВ
Входимость: 2. Размер: 7кб.
6. Библиография
Входимость: 2. Размер: 47кб.
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Х" (часть 2, "ХЕМ"-"ХЮБ")
Входимость: 2. Размер: 42кб.
8. Реальный словарь классических древностей. ЖЕРТВА
Входимость: 2. Размер: 15кб.
9. Словарь средневековой культуры. ПОГРЕБЕНИЕ
Входимость: 1. Размер: 37кб.
10. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Л"
Входимость: 1. Размер: 47кб.
11. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Б"
Входимость: 1. Размер: 60кб.
12. ДЕЛЁЗ (Deleuze) Жиль (р. 1926)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
13. Словарь средневековой культуры. ЛИЧНОСТЬ
Входимость: 1. Размер: 42кб.
14. Словарь античности. Статьи на букву "А" (часть 6, "АРИ"-"АСК")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
15. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 3, "САС"-"СЕВ")
Входимость: 1. Размер: 67кб.
16. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 1, "ABS"-"DET")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
17. КУЛЬТУРА 20 века
Входимость: 1. Размер: 44кб.
18. Словарь античности. Статьи на букву "Т" (часть 4, "ТРЕ"-"ТЯЖ")
Входимость: 1. Размер: 38кб.
19. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "К" (часть 5, "КВИ"-"КИК")
Входимость: 1. Размер: 60кб.
20. Словарь античности. Статьи на букву "С" (часть 1, "САБ"-"САТ")
Входимость: 1. Размер: 49кб.
21. Словарь античности. Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАА"-"ВЕЛ")
Входимость: 1. Размер: 45кб.
22. Словарь средневековой культуры. ВАГАНТЫ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
23. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 6, "КЛИ"-"КОС")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
24. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 3, "LIB"-"REN")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
25. Мифы народов мира. ЧИСЛА
Входимость: 1. Размер: 19кб.
26. Словарь средневековой культуры. ИМПЕРИЯ
Входимость: 1. Размер: 38кб.
27. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАД"-"ДЕР")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
28. Словарь древнегреческих имен. Статьи на букву "Ц"
Входимость: 1. Размер: 12кб.
29. Большой толковый словарь по культурологии. КУЛЬТУРА 20 ВЕКА
Входимость: 1. Размер: 47кб.
30. Словарь средневековой культуры. СХОЛАСТИКА
Входимость: 1. Размер: 20кб.
31. Словарь древнегреческих имен. Статьи на буквы "A-Z" (часть 1, "AES"-"LEU")
Входимость: 1. Размер: 46кб.
32. III
Входимость: 1. Размер: 25кб.
33. Реальный словарь классических древностей. АРЕОПАГ
Входимость: 1. Размер: 15кб.
34. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "Ф"
Входимость: 1. Размер: 21кб.
35. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ДЕЛЁЗ
Входимость: 1. Размер: 10кб.
36. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. СЮРРЕАЛИЗМ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
37. Словарь античности. Статьи на букву "Х"
Входимость: 1. Размер: 52кб.
38. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "З" (часть 2, "ЗАК")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
39. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Э"
Входимость: 1. Размер: 57кб.
40. 4. ФЛЕКСИЯ СЛОВ
Входимость: 1. Размер: 12кб.
41. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. САРТР
Входимость: 1. Размер: 9кб.
42. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭАГ"-"ЭГИ")
Входимость: 1. Размер: 47кб.
43. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ц" (часть 1, "ЦАЕ"-"ЦЕР")
Входимость: 1. Размер: 45кб.
44. Большой толковый словарь по культурологии. СХОЛАСТИКА
Входимость: 1. Размер: 18кб.
45. Краткий словарь мифологии и древностей. Статьи на букву "К"
Входимость: 1. Размер: 48кб.
46. Реальный словарь классических древностей. ГРАММАТИКИ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
47. Словарь античности. Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АГР")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
48. Словарь античности. Статьи на букву "А" (часть 2, "АГР"-"АЛИ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Словарь средневековой культуры. МОНАРХИЯ
Входимость: 7. Размер: 51кб.
Часть текста: (монарх) употребляются редко - преимущественно в ученых теоретических сочинениях. Наиболее распространенное понимание этих слов опирается на, очевидно, «римское» в своей основе представление о единоличном правлении не в отдельной стране или отдельном полисе, а во всем мире. Именно поэтому уже у Филона Александрийского (ок. 25 до н. э - 50 н. э.) «М.ей» обозначалась власть Бога над миром. Это словоупотребление было перенято христианскими апологетами, отцами церкви и использовалось средневековыми теологами для описания владычества Христа во вселенной - monarchya mundi. Тот же смысл - всемирная власть - вкладывалось в слово «М.я» и применительно к земным державам и государям. Когда Исидор Севильский (ок. 570 - 636) говорит, что монархи - это те, кто обладают «единоличной» властью (monarchae sunt, qui singularem possident principatum), как Александр у греков и Август у римлян, он, судя по выбору примеров, также подразумевает «единоличность» (singularitas) власти в пределах всей ойкумены, а не, скажем, в одном городе или стране. В немецких средневековых глоссариях слово monarcha часто переводилось как «единый государь мира» или «князь всего мира (ein einiger herre der weit, furste aller werlde). Такой традицией словоупотребления объясняется, почему средневековые авторы избегали называть monarchia многие «монархии» в современном понимании, например, ветхозаветное Израильское царство. Представление о «M.и» как всемирной емной власти (отражении вселенской влас-и единого Бога) получит четкое выражение концепции последовательной смены четы-ех «М.й» (т.е. мировых держав), ставшей ос-ювой для одной из самых популярных в средне века периодизаций истории. «Теория че-ырех М.й», восходящая к толкованию св. Иеронимом Даниилова пророчества (Дан. 2, 6-45), и является тем контекстом, в кото-ом на протяжении средних веков чаще все-о употребляется слово «М.я». (Устойчивости этой традиции не помешало...
2. Словарь средневековой культуры. ВЛАСТЬ ПРАВИТЕЛЯ
Входимость: 5. Размер: 53кб.
Часть текста: высокой реальностью и наибольшей безусловностью для средневекового христианина обладала В. Бога над людьми и всем миром вообще. В каждом из таких отдельных случаев В. вырастала из своего особого варианта отношений между людьми, имела свои источники, формы и пределы реализации. В. государей в средневековой Европе основывалась на весьма различных историко-культурных традициях, материальных, организационных, а также социально-психологических предпосылках и складывалась на основе отношений между общественными группами, все социальные характеристики которых на протяжении средневековья претерпевали существенные изменения. 1. Историко-культурные традиции На характер В.и в средние века оказали сильное воздействие три основные историко-культурные традиции: древнегерманская, римская и тесно связанная с ней церковная. а) У древних германцев, как и во многих других архаических обществах, В. племенного вождя обуславливалась дарованной ему свыше харизмой - особыми качествами сакрального свойства, приносящими удачу в войнах с врагами, мир и материальное довольство внутри племени. Такая харизма считалась достоянием не столько отдельной личности, сколько определенного знатного рода, из которого и избирался германцами «кунинг». Харизма должна постоянно подтверждаться; утративший ее вождь может потерять и свою В. В....
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Т" (часть 5, "ТИТ"-"ТРА")
Входимость: 3. Размер: 68кб.
Часть текста: но порицает его за изнеженные жестикуляции, получившие от него свое название; 2. С. Tit., сочинял трагедии и был хороший оратор. Cic. Brut. 45, 167; 3. С. Tit. возбудил в 89 г. в войске Л. Порция Катона возмущение и не был за это наказан; 4. Q. Tit., известил Суллу в 86 г. после сражения при Херонее о новой победе. Plut. Sulla, 17; 5. Q. Tit., легат Цезаря, отправился в 48 г. с поручением от него в Эпир. Caes. b. c. 3, 42; 6. L. Tit., служил в 47 г. в одном из испанских легионов и был назначен Цезарем в сенат. Caes. b. Afr. 28; 7. Р. Tit., народный трибун в 43 г., был в числе противников Цицерона, когда тот желал доставить Мунацию Планку несколько отличий (Cic. ad. fam. 10, 12), действовал за утверждение власти триумвиров и вскоре потом умер. App. b. с. 4, 7; 8. M. Tit. племянник Мунация Планка, попался в 40 г. в плен к младшему Помпею, но был им освобожден. Потом (36 г.) он сопровождал Антония во время похода против парфян и получил в следующем году главное начальство против убежавшего в Азию С. Помпея, которого взял в плен и казнил. App. b. с. 1, 134 слл. Такая неблагодарность к человеку, которому он был обязан жизнью, навлекла на него всеобщее презрение. Vell. Pat. 2, 79. После 32 г. он примкнул к Октавиану, получил от него в 31 г. консульство, сражался под его начальством, против Антония, конницу которого разбил еще до сражения при Акции. Dio Cass. 50, 13; 9. Т., сопровождал в 20 г. Тиберия в Азию. Гораций (ер. 1, 3, 9 слл.), подозревавший, по-видимому, в нем поэтический талант, приглашал его воспеть подвиги Августа; 10. Tit. Sabinus, друг Германика, вследствие подстрекательства Сеяна и одного вероломного друга, был обвинен и казнен в 28 г. от Р. X. Tac. ann. 4, 68 слл.; 11. Tit. Proculus, поплатился жизнью вместе с другом своим Л. Силием в 18 г. от Р. X. Tac. ann. 11, 35; 12. Tit. Iulianus, отличился в качестве легата 7 легиона в Месии и в войне с роксоланами в Сарматии в 69 г. ...
4. Мифы народов мира. ДРЕВО МИРОВОЕ
Входимость: 3. Размер: 26кб.
Часть текста: «древо плодородия», «древо центра», «древо восхождения», «небесное древо», «шаманское древо», «мистическое древо», «древо познания» и т. п.; более редкие варианты: «древо смерти», «древо зла», «древо подземного царства (нижнего мира)», «древо нисхождения». С помощью Д. м. во всём многообразии его культурно-исторических вариантов [включая и такие его трансформации или изофункциональные ему образы, как «ось мира» (axis mundi), «мировой столп», «мировая гора», «мировой человек» («первочеловек»), храм, триумфальная арка, колонна, обелиск, трон, лестница, крест, цепь и т. п.] воедино сводятся общие бинарные смысловые противопоставления, служащие для описания основных параметров мира. Образ Д. м. выявлен или реконструируется на основе мифологических, в частности космологических представлений, зафиксированных в словесных текстах разных жанров, памятниках изобразительного искусства (живопись, орнамент, скульптура, глиптика, вышивка и т. п), архитектурных сооружениях (прежде всего культовых), утвари в широком смысле слова, ритуальных действиях и т. д. Прямо или косвенно образ Д. м. восстанавливается для разных традиций в диапазоне от эпохи бронзы (в Европе и на Ближнем Востоке) до настоящего времени [ср. автохтонные сибирские, американские (индейские), африканские, австралийские традиции]. Образ Д. м. играл особую организующую роль по отношению к конкретным мифологическим системам, определяя их внутреннюю структуру и все их основные параметры. Эта роль наглядно выступает при сравнении с тем, что предшествовало «эпохе Д. м.» в том виде, как эту стадию представляли себе люди последующей эпохи. Речь идёт о довольно стандартных описаниях...
5. Словарь культуры XX века (В.П. Руднёв). СЕМАНТИКА ВОЗМОЖНЫХ МИРОВ
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Часть текста: (см. СЕРИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ ). Вообще же понятие возможных миров имеет логико-философское происхождение. Его, как и многое другое, придумал Лейбниц, который рассматривал необходимо истинное высказывание как высказывание, истинное во всех возможных мирах, то есть при всех обстоятельствах, при любом направлении событий, а возможно истинное высказывание - как истинное в одном или нескольких возможных мирах, то есть при одном или нескольких поворотах событий. Например, высказывания математики или логики "а = а" или "2 х 2 = 4" являются необходимыми. Высказывание же "Завтра будет дождь" является возможным (у него есть альтернатива, что, возможно, дождя и не будет). В середине ХХ века, после второй мировой войны, логика разработала несколько семантических систем (см. ЛОГИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА ), где определяющую роль играло понятие возможных миров. Мы не станем углубляться в аппарат этих построений, они довольно сложны. Назовем лишь имена выдающихся философов: Ричард Монтегю, Дана Скотт, Сол Крипке, Яакко Хинтикка. С философской точки зрения важно, что в этих построениях действительный мир рассматривается лишь как один из возможных. Действительный мир не занимает привилегированного положения. Именно это представление было чрезвычайно характерным для культурного сознания ХХ в. Задолго до современной логики, в 20-е гг. нашего века, японский писатель Акутагава привел пример философии возможных миров в рассказе "В чаще" (см. СОБЫТИЕ ), в котором разбойник заманил в чащу самурая и его жену, а потом известно было только, что самурай убит. По версии разбойника (в его возможном мире), самурая убил он, по версии жены...
6. Библиография
Входимость: 2. Размер: 47кб.
Часть текста: С. 27- 28. 2. Автономова Н. С. Рассудок, разум, рациональность.— М., 1980.— 287с. 3. Автономова Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. — М., 1977. — 271 с. 4. Автономова Н. С. Фуко М. // Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов В. С., Филатов В. П., — М., 1991. — С. 361 —363. 5. Анастасьев Н. А. В поисках формы// Литература США в 70-е годы XX века. М., 1983. — С. 111 —140. 6. Андреев Л. Г. Актуальные проблемы зарубежной литературыXX века: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Андреев Л. Г. — М., 1989. — 175с. 7. Андреев Л. Г. Порывы и поиски двадцатого века // Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров западноевроп. лит. XX в. / Сост., предис., общ. ред. Андреева Л. Г. — М., 1986. — С. 3-18. 8. Андреев Л. Г. Французская литература и "конец века". // Вопр. лит. — М., 1986. — № 6. — С. 81 — 101. 9. Балашова Т. В. Методология "новой критики" // Теории, школы, концепции. — М., 1975. — С. 64-108. 10. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Косикова Г. К. — М.. 1989. — 616 с. 11. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — 502 с. 12. Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — С. 6-71. 13. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. — 4-е изд. — М., 1979. — 320 с. 14. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.,1979. — 424 с. 14а. Вайнштейн О. Б. Сопротивление теории или эстетика чтения. // Вопр. лит. —М.,1990.— № 5. — С. 88-93. 15. Гайденко П. П. Экзистенциализм и проблема культуры: (Критика философии М....
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Х" (часть 2, "ХЕМ"-"ХЮБ")
Входимость: 2. Размер: 42кб.
Часть текста: λέξις), поэтому, в силу требуемой им внимательности, он не годился для театрального представления, подобно тому как Филемона считали более удобным для чтения, а Менандра для исполнения на сцене. Его стиль вообще изыскан, возвышен фигурами речи, изобилует теплыми живописными красками и вместе с тем отличается мастерским построением стиха. Его вкус характеризует Афеней (13, р. 607), предлагая отборные образчики. см. собрание отрывков у Наука trag. Graec. fragm. стр. 606 слл. Монография: Bartsch, de Chaeremone poeta tragico (1843); 2. стоик, смотритель Александрийской библиотеки, по свидетельству Свиды, прибыл по приглашению в Рим и вместе с перипатетиком Александром из Эг (Αιγαί) руководил воспитанием Нерона. Он писал о иероглифах, также о религии и истории своего отечества. Немногие отрывки из его сочинений собраны в fragm. hist. Graec. Миллера, т. III. ХЕРЕФОН ХЕРЕФОН - Chaerĕphon, Χαιρεφω̃ν, сфеттиец, благороднейший и пламенный почитатель Сократа (Plat. Apol. 5.). Однажды он отправился к дельфийскому оракулу с вопросом: есть ли кто-нибудь мудрее Сократа, и получил такой ответ: σοφος Σοφοκλη̃ς σοφώτερος δ' ...
8. Реальный словарь классических древностей. ЖЕРТВА
Входимость: 2. Размер: 15кб.
Часть текста: В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я ЖЕРТВА ЖЕРТВА - Sacrificĭa. В обширном смысле под Ж. разумеется всякое приношение богам, которым выражается или зависимость от них, или свидетельство благоговения и благодарности к ним или посредством которого желают приобрести божественную милость. (Об очистительной Ж. см. Lustratio, Очищение .) Под понятие Ж. подходят и священные подарки, которые отличаются от Ж. в собственном смысле тем, что они назначаются для постоянного пользования богам, между тем как собственно Ж. доставляет им только моментальное наслаждение. К Ж. относятся также и те предметы, которые клали или вешали в храм, но которые там долго не оставались, напр., первые плоды, цветы и т. п. (α̉κροθίνια, primitiae). У греков и римлян Ж. была главной частью культа и самым важным актом большей части праздников. Ж. приносились как в праздничные дни, так и в обыкновенные, и притом как частными лицами, семействами, родами, так и от лица всего государства, и приносились при всяком значительном событии в жизни как частного лица, так и народа. Ж. можно разделить на два главных вида: кровные и бескровные. 1. К бескровным относятся - первые плоды полей, что составляет самый древний вид Ж. еще младенческого периода (Plat. legg. 6, p. 782. С. Ov. fast. 1, 337 слл.), лепешки (πέλανοι, placentae sacrae), особенно медовые и другие печенья, которым часто придавали форму какого-нибудь животного. Вошло даже в обычай - за недостатком жертвенных животных - приносить в Ж. подобные фигуры из теста, воска или даже дерева (fictae victimae, sacra simulata. Hdt. 2, 47. Plut. Lucull. 10). К бескровным Ж. принадлежат также Ж. сожжения, для которых сначала употреблялись местные горючие материалы,...
9. Словарь средневековой культуры. ПОГРЕБЕНИЕ
Входимость: 1. Размер: 37кб.
Часть текста: на унификацию разнообразных региональных погребальных обрядов и очищение их от элементов язычества, имели мало успеха и на деле выглядели лишь как попытка приспособления христианской обрядности к реликтам язычества. Поразительная живучесть языческой погребальной практики является, по-видимому, следствием народных архаических представлений о «живом покойнике», о том, что смерть не являет собой конец человеческого существования, а лишь знаменует переход в другую жизнь. В этой новой жизни умерший еще нуждается в помощи близких и друзей, поэтому похоронные обряды следует рассматривать как необходимую дань умершему, который имеет на нее полное право, и, следовательно, принципиальные обрядовые новшества могут нарушить баланс отношений мира живых с миром мертвых и привести к неблагоприятным для всего коллектива последствиям. Официальный христианский погребальный обряд (ordo defunetorum), согласно которому обмытого и одетого покойника полагалось сразу же под пение псалмов нести в церковь, где он и пребывал до момента П.я, назначаемого обычно на тот же день или на следующий, долго...
10. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Л"
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Часть текста: Г. в угоду папе римскому зачастую искажал факты. Во время борьбы за инвеституру стал выразителем взглядов знати, оппозиционной императору Генриху IV ЛАНГЕДОК ЛАНГЕДОК - провинция Франции с центром в Тулузе. В XIII в. значительная часть Л. была владением графов Тулузских; присоединен к владениям фр. королей после альбигойских войн. ЛАНГОБАРДЫ ЛАНГОБАРДЫ (нем. Langobarden - длиннобородые) - герм, племя, вторгшееся в Сев. Италию в 568 г. и создавшее там свое государство со столицей в Павии. Центр, областью этого государства была нынешняя Ломбардия. Л. вели упорную борьбу с папами за овладение Рим. областью. Франки, поддерживавшие папство, нанесли л. в сер. VIII в. тяжелое поражение. В 774 г. королевство л. было завоевано Карлом Великим, и л. смешались с остальным населением Сев. и Сред. Италии. Лит.: История Италии. Т. 1. М., 1970; Шервуд ЕЛ. Законы лангобардов. Обычное право древнегерманского племени (К раннему этногенезу итальянцев). М., 1992. ЛАНДБУ ЛАНДБУ - в Дании и Швеции бонды, арендовавшие землю короны, церкви и светских феодалов. В источниках на лат. языке они именуются «колонами». Л. были срочными арендаторами. В Дании срок аренды определялся в один год; в Швеции до 1347 г. в разных областях устанавливались разные сроки аренды. С 1347 г. по...