Словарь древнегреческих имен
Статьи на буквы "A-Z" (часть 1, "AES"-"LEU")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 1, "AES"-"LEU")

Aesch.

Эсхил (525/4-456 до н. э.)

Великий афинский трагик, автор, по крайней мере, 79 произведений, из которых до нас дошли только 7: «Персы», «Умоляющие», «Семеро против Фив», «Прикованный Прометей» и трилогия «Орестея», включающая трагедии «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды». Эсхил участвовал в сражениях при Марафоне и Саламине против персов; история же его смерти, случившейся оттого, что орел сбросил черепаху на лысую голову Эсхила, похожа на легенду. Эсхил - старший из основоположников греческой драмы; он ввел второго актера, что обусловило независимость от хора драматического диалога и действия. Все пьесы Эсхила пронизаны сильным религиозным чувством; в их основе - конфликт между человеческими страстями и божественным промыслом. Уже при жизни Эсхил был славен возвышенной метафорой и архаическим стилем, что вызывало насмешки Аристофана и восторг Шелли.

Aeschin.

1. Эсхин философ, из Стеффы, IV в до н. э., греческий философ. Ученик Сократа. После смерти учителя несколько лет пробыл при дворе тирана Сиракуз Дионисия; возвратившись в Афины (356), основал школу риторики, занимался написанием судебных речей на заказ. Из творений Э. сохранились лишь фрагменты 7 сократических диалогов: Мильтиад, Каллиас, Аксиох, Аспазия, Алкивиад, Телавг, Ринон, где он верно представил внешний облик и характер Сократа; в античности существовало даже мнение, что автором этих диалогов должен был быть сам Сократ, а Э. получил их после смерти учителя от Ксантиппы и издал под своим именем. В своих писаниях Э. клеймил богатство и провозглашал хвалу бедности. Его считают одним из творцов плебейской литературы (см. Антисфен). Диалоги Э. использовал Ксенофонт в сократических письмах.

2. Эсхин оратор, Aischines, 390-330 гг. до н. э., греческий оратор. Из произведений Э. сохранилось только 3 речи. Выделялся представительной внешностью и великолепным голосом, быстротой и живостью мышления. Осуждал ораторов за чрезмерное использование жестикуляции, сам же в публичных выступлениях избегал аффектации и соблюдал меру. Речи свои часто украшал цитатами из поэтических произведений и мифов. Говорил просто, но эффектно. Античные писатели ставили его не очень высоко. Э., однако, стремился более к достижению задуманного эффекта, чем к литературному совершенству.

Aesop.

Эзоп, основоположник жанра басни в Греции. По Геродоту, жил рабом и позже вольноотпущенником на Самосе ок. 6 в. до н. э. Его короткие анекдоты, обычно построенные на образах животных, были понятны всем и побуждали к размышлению о морали. Благодаря римскому баснописцу Федру, переведшему произведения Эзопа, и использованию их в поздней латинской прозе они пользовались популярностью в средние века. Позднее басни Эзопа оказали влияние на творчество Лютера, Лессинга Крылова.

Alcaeus

Алкей (ок. 600 до н. э.) Греческий лирик из Митилены на острове Лесбос; друг Сапфо; выходец из аристократического рода; постоянный оппонент царствующих тиранов (см. Питтак); был изгнан из Греции, жил в Египте, затем вернулся на родину. Четырёхстишную строфу, изобретенную Алкеем, Гораций ввел в римское стихосложение. До нас дошли лишь фрагменты его военных и любовных песен. Ему подражали Анакреонт, Феокрит, Гораций; «Алкееву строфу» применяли в своем творчестве главным образом Клопшток, Гёльдерлин.

Alcman

Алкман (7 в. до н. э.)

Греческий поэт, особо почитавшийся в Спарте. Алкман родился в Сардах в семье раба. Из 6 книг его поэтических произведений до нас дошли только отрывки. Это были главным образом гимны богам и строфы ритуального назначения, в частности парфении, то есть девичьи песни, которые исполнялись на празднествах в честь какой-либо богини.

Известное стихотворение Лермонтова «Горные вершины» является парафразом одного из отрывков Алкмана, посвященных природе.

Anacr.

Anacr. (Анакреон(т))

Греческий лирический поэт середины 6 в. до н. э. Жил при дворах Поликрата Самосского и Гиппарха в Афинах. Существует римская копия с его статуи в полный рост. Сохранившиеся фрагменты лирики посвящены любви, пирам и мирским наслаждениям. Сборник «Анакреотика», написанный поздними подражателями, способствовал развитию так называемой «анакреонтической поэзии» сильнее, чем подлинник; в частности, он оказал большое влияние на юного Пушкина.

Anax.

Анаксагор (ок. 500 - ок. 428 до н. э.)

Греческий философ из Клазомен (Малая Азия). Распространял свое учение в Афинах; пользовался расположением Перикла и Еврипида. Сохранились только фрагменты его главного философского труда «О природе», где выдвигается учение о неразрушимых элементах, бесконечно делимых по своей природе, что предвосхитило современную теорию о бесконечных множествах. Первоначалами Анаксагор считал неразрушимые «семена», которые образуют формы при соединении по принципу подобия качеств. Первоначальное движение задавал Нус (Ум), представляющий из себя некую тонкую и легкую материю; дальнейшее развитие Анаксагор признавал как чисто механическое, поэтому в его системе не оставалось места богам и сверхъестественным силам. Солнце, луна, звезды объявлялись раскаленными каменными массами. Именно в безбожии и обвинили Анаксагора; он вынужден был покинуть Афины и переселиться в 433 в Лапсак (область Троада), где основал свою школу.

Anth.

Anth. - «Antologia palatina», сборник греческих эпиграмм различных периодов и на различные темы (также христианские эпиграммы) в 15 книгах, переписанный ок. 980 г., сохранившийся в единственном экземпляре в рукописи, открытой в конце XVI в. в библиотеке Палатината в Гейдельберге (отсюда название). А.Р. содержит около 3700 эпиграмм (ок. 23 000 стихов), неоднородной художественной ценности, среди них произведения таких поэтов, как Агафий, Асклепиад Самосский, Антипатр Сидонский, Антипатр с Фессалоники, Гедил, Каллимах, Леонид из Тарента, Мелеагр из Гадары, Носсис, Посейдипп, Феокрит. Сборники эпиграмм начали создаваться довольно рано, самое позднее в начале эллинистического периода, как о том свидетельствуют папирусные находки. Первую подлинную антологию, о которой нам известно, составил Мелеагр из Гадары ок. 70 г. до н. э. и назвал ее Венец (Stephanos). Он включил туда свои собственные эпиграммы и эпиграммы 47 поэтов, начиная с Архилоха и до своих современников. Ок. 40 г. до н. э. Филипп из Фессалоники издал новый Венец, охватывающий его эпиграммы и эпиграммы 13 других поэтов, более поздних, чем Мелеагр. Оба эти сборника были составлены в алфавитном порядке (согласно именам авторов).

В последующие годы и века создавалось множество сборников эпиграмм. Самым значительным из них представляется сборник Агафия, прозванного Схоластом, середины IV в., называемый Круг (Kyklos). Эти три сборника эпиграмм, Мелеагра, Филиппа и Агафия, легли в основу большой антологии, которую составил ок. 900 г. в Византии Константин Кефалий, включив в нее также произведения из других источников. А.П. представляет собой позднейшую доработку произведения Кефалия, дополненную книгами I-III, VIII, XIII-XV.

Apul.

Апулей (1 в.)

Римский адвокат, писатель, живший в Карфагене, Афинах, Риме. В «Апологии» отметает обвинение в том, что, околдовав богатую вдову, женился на ней. При этом он анализирует и развенчивает суеверия. В другом произведении, «Метаморфозы» (или «Золотой осел»), тоже дошедшем до нас, он живописует картины греческого быта своего времени. Поскольку герой романа, Луций, посвящается в тайны культа Исиды, представления об этом культе черпаются в основном из этого произведения.

Archilochus

Архилох, греческий элегический поэт середины седьмого столетия до н. э. (он описал полное затмение Солнца 648). Внебрачный сын рабыни и аристократа. В Греции был известен за злую сатиру и антиромантические, антигероические настроения. Из сохранившихся фрагментов его поэзии часто цитируется его признание о том, как во время битвы он сбросил с себя доспехи, чтобы легче было спастись бегством. Поэзию Архилоха отличают страстность и индивидуализм; он оказал большое влияние на Катулла и Горация.

Arph.

Аристофан (ок. 450 - ок. 385 до н. э.)

Древнегреческий поэт-комедиограф. Единственный из создателей «древней комедии», чьи произведения дошли до нас (из сорока - одиннадцать). Они иллюстрируют его склонность к пародированию, сатире, драматической композиции, поэтической чувственности. Его комедии отличались злободневностью, затрагивали личности афинских политиков и политиканов, современных ему поэтов и философов (например, Сократ и софисты). Наиболее известными из его пьес в современном переводе являются «Осы» (высмеивается страсть афинян к сутяжничеству), «Облака» (пародия на софистические методы воспитания), «Лягушки» (борьба с нововведениями Еврипида). Аристофан оказал колоссальное воздействие на сатирическую литературу эпохи Возрождения. Эразм Роттердамский, Рабле, позже Расин и Филдинг широко применяли приемы фактической гиперболы и беспощадного гротеска.

Arst.

Аристотель (384-322 до н. э.)

Греческий ученый и философ, родился во Фракии, учился в Афинах у Платона. После смерти Платона путешествовал по Восточному Средиземноморью и некоторое время жил при дворе македонского царя Филиппа II учителем юного Александра (см. Александр Македонский). В 335 он вернулся в Афины и основал Лицей, в котором преподавал до своей отставки за год до смерти. Его школу иногда называли перипатетической, так как обучение происходило во время прогулок, под крытой галереей. Его работы были собраны и изданы в 1 в. до н. э. По форме они кажутся набросками лекций, которые охватывают все области науки и философии, известные в его дни. Позднее возобладала популярность стоиков и эпикурейцев, но Аристотеля заново открывают в средние века, большей частью благодаря работам арабских ученых, таких, как Аверроэс и Авиценна, а в латинском переводе были широко известны особенно после того, как Фома Аквинский включил философию Аристотеля в католическую теологию. Данте считал его «первым среди знающих», и все западные мыслители использовали аристотелевскую систему классификации и терминологии. Сочетание острого ума с исключительной наблюдательностью, а также последовательность изложения фактов свойственны всем его работам, писал ли он о политике, этике, физике или биологии, и главной его характеристикой можно назвать «сильно развитый здравый смысл». В эпоху Возрождения работы Аристотеля переводились больше, чем других античных авторов, так как они являлись общим основанием для схоластиков и гуманистов. Однако если высочайший полет воображения Платона стал откровением, то Аристотель отождествлялся со схоластической логикой, осужденной Эразмом Роттердамским, а его оригинальные работы были забыты или утратили научное значение. Полагают, что драматическое единство времени, места и действия, ставшее неизменным правилом французских классицистов, берет начало в «Поэтике» Аристотеля, однако сам философ не формирует правил, он только замечает (исходя из практики театра, знатоком которого он был) при сопоставлении эпоса и трагедии, что первое не знает границ во времени, а второе «старается удержаться в рамках одного оборота солнца, или немного больше». Он также указывал, что эпос может описывать события, про- исходящие в разных местах, в то время как пьеса ограничивается сценой и небольшим числом актеров. В то же время он настаивал на «единстве сюжета». «Поэтика» Аристотеля содержит также теорию катарсиса, суть которого в очистительном воздействии трагедии на душу человека посредством возбуждения в нем сострадания и страха.

Babr.

Бабрий (2 в )

Греческий баснописец. Издал собрание так называемых «Эзоповых басен», частично сохранившихся до нашего времени. Басни были написаны в разговорном жанре. В античные времена басни Бабрия использовались в качестве школьных пособий.

Аполлон и Зевс

Пуская вдаль из лука своего стрелы,

Воскликнул Феб: «Никто не попадет дальше!»

Решил для смеху потягаться Зевс с Фебом.

Гермес обоим жребии потряс в шлеме

Аресовом, и Фебу начинать вышло.

Напряг и отпустил он тетиву звонко

Стрела умчалась к саду Гесперид дальних. И Зевс, шагнув до этих мест одним шагом,

Спросил: «Сынок, а где же мне стрелять? Негде!»

И вышел победителем, не брав лука.

(Перевод М. Гаспарова)

Batr.

Война мышей и лягушек, «Batrachomyomachia», греческая героико-комическая поэма VI или V вв. до н. э. Шуточная эпическая поэма (в 303 гекзаметрах) представляет собой пародию на героический эпос типа Илиады. Торжественная форма (язык и стих героической эпопеи) составляют явное противоречие с содержанием, что служит созданию комического эффекта. Мыши объявляют войну лягушкам. Ее судьбами, как и в Илиаде, распоряжается сонм богов. Поединки героев также напоминают описания их у Гомера. Война в конце концов заканчивается победой лягушек, с подкреплением к которым приходят раки. Еще во II в. до н. э. Произведение приписывали Гомеру, другая древняя традиция усматривает автора в Пигрете Галикарнасском. Поэму, чрезвычайно известную и в новое время, много читали, она нашла множество подражателей. В Европе под влиянием поэмы стали создавать эпос о животных и героико-комический эпос.

Bion

Бион, греческий пасторальный поэт, жил на Сицилии ок. 100 до н. э. Из его наследия сохранились лишь отдельные фрагменты. Самое известное его произведение - «Эпитафия Адонису», возможно, предназначенное для празднеств в честь Адониса.

Cels.

Цельс, Публий Ювентий Тит Ауфидий Гоэний Севериан; или Публий Ювентий Цельс сын; а также Цельс сын, юный Цельс, Цельс Младший; I/II вв. н. э., римский правовой деятель. Его отец, юрист с тем же самым именем (Публий Ювентий Цельс отец), принадлежал к сенаторам или эквитам, сын же был связан (возможно через усыновление) с известной фамилией Гоэниев Северов. Ц. Младший был претором в 106 или 107 г., наместником Фракии до 114 г., дважды консулом, а также проконсулом Азиатской провинции. Входил в личный совет императора Адриана. Еще ранее, после своего отца, руководителем правовой школы прокуланов (см. Лабеон). Ц. был одним из наиболее выдающихся представителей римской юриспруденции, склад его ума был оригинальным, творческим и независимым. Стиль Ц. лаконичен, ему принадлежит не одна законченная и сжатая формулировка, например, известное определение права: «Ius est ars boni et aequi» (Право - искусство добрых и справедливых поступков). Ц. находил удовольствие в разрешении юридических проблем и оставил после себя сборник их решений (Digestorum libri XXXIX). В его состав вошли предположительно уже изданные ранее более мелкие сборники (Commentarii, Epistolae, Quaestiones). В качестве консула Ц. был инициатором постановления Сената о делах по наследству, которое получило его имя (Senatus Consultum Iuventianum, со 129 г.). Из произведений Ц. сохранилось 142 фрагмента, включенных в Дигестии Юстиниана и различные изречения, цитированные позднейшими авторами.

Chrysippus

Хрисипп (281/278-208/205 до н. э.)

Греческий философ, стоик. Диоген Лаэртский писал о нем: «Слава его в искусстве диалектики была такова, что многим казалось: если бы боги занимались диалектикой, они бы занимались диалектикой по Хрисиппу».

Cic.

Цицерон Марк Туллий (106-43. до н. э.)

«Новый человек» из Арпины, Цицерон получил образование в Риме и Афинах. Быстро стал величайшим оратором своего времени. Будучи консулом, он подавил заговор Катилины, и это было лучшее время в его политической карьере, хотя его надежды на долговременное примирение интересов горожан высших и средних классов не оправдались. Во время гражданской войны он поддерживал Помпея, но был прощен Цезарем. После убийства Цезаря выступил против Антония, поэтому попал в проскрипционные списки, то есть объявлен вне закона и предан смерти. Так же как многие ораторы, он писал стихи и книги по риторике, философии. В них он знакомил римлян с философскими теориями греков, создал латинский словарь и стиль для выражения абстрактных понятий. Цицерон был остроумным человеком, и его письма написаны в непринужденном, свободном стиле. Они - бесценный комментарий к неспокойной политической и социальной жизни времени поздней Республики. Как латинист и мыслитель Цицерон оказал огромное влияние на ранних христианских писателей. Св. Иероним даже имел видение, в котором он обвинялся, что он больше последователь Цицерона, чем христианин. А св. Амвросий за образец для своей книги о христианской морали взял «Об обязанностях» Цицерона. Выраженный Цицероном взгляд, что добродетель есть результат человеческих усилий, а не божественное благоговение, также был привлекательным для последователей христианского учения иеромонаха Пелагия. В средние века он был известен как философ и популяризатор греческой философии. В 1345 Петрарка обнаружил в Вероне его письма и, сняв копию, взял их за образец для собственных «Латинских писем». Благодаря своим письмам Цицерон был оценен не только как философ и стилист, но и как личность. Эразму Роттердамскому даже пришлось написать свою «Цицерониану» - чтобы дополнить словарь великого язычника, так как многие ученые отказались употреблять лексику, не апробированную Цицероном. И только позже, в период неогуманизма 18 в., когда как бы заново были открыты греческие оригиналы, эклектическо-посредническая роль Цицерона как связующего звена между Грецией и Римом и между Римом и Ренессансом утратила первоначальный блеск.

Col.

Колумелла, Луций Юний Модерат; из Гадеса в Испании, I в. н. э., римский писатель. Служил в должности военного трибуна в Сирии и Киликии, потом осел в Лациуме под Ардеей, где управлял своим имением. После сельскохозяйственных трактатов Катона Старшего и Варрона именно он обогатил римскую литературу в этой области специальным пособием «О хозяйстве» в 12 книгах. Автор изложил в I книге основные принципы ведения хозяйства, во II - сведения о сельскохозяйственных работах, в III-V - учил, как ухаживать за деревьями и обрабатывать виноградник, в VI-IX кн. Он описал разведение домашнего скота, рыб и пчел. Среди целого выделяется написанная вергилиевскими гекзаметрами книга X, рассказывающая о садоводстве. Она представляет собой как бы дополнение к Георгикам Вергилия, который развивал эту тему. Эта поэтическая часть должна была закончить полное изложение учения о ведении хозяйства. По просьбе друга К. прибавил XI книгу, в которой перечислил обязанности хозяина-помещика, а в XII книге - обязанности хозяйки.

Из более ранних произведений о сельском хозяйстве сохранился «Трактат о деревьях» того же автора, содержание которого предвосхищает книги III и IV позднейшего пособия. Астрономическое сочинение К. утрачено. К. использовал греческие источники, из латинских же - Цельса (А. Корнелия) и Катона Старшего, однако главным образом он опирался на собственный опыт. Многократно он описывает свои эксперименты. К. является сторонник интенсивного ведения хозяйства, основанного на земледелии. Произведение К. - не сухая лекция; в нем можно найти воспевание сельской жизни, восхищение работой земледельца, горячую любовь к природе. Его изложение ясное и точное, стиль и язык чрезвычайно просты, без изысканных выражений. Сочинение К. было популярно в средневековье. Его переписывали не из-за его литературных достоинств, но в практических целях. С 1470 по 1655 гг. вышло 63 печатных издания этого произведения.

Dem.

Демосфен (384-322 до н. э.)

Афинский оратор и государственный деятель, за свою политическую проницательность и стилистическое мастерство считался величайшим греческим оратором. Популярная история о том, что он боролся с недостатком произношения, приходя на морской берег и стараясь перекричать шум волн с набитым камнями ртом, является, несомненно, позднейшей выдумкой. Демосфен заслужил свою репутацию речами во время судебных гражданских тяжб, многие из его речей; сохранились. Затем он начал свою политическую карьеру постоянными нападками на приобретающего все большую власть Филиппа Македонского, в котором он видел угрозу не только Афинам, но свободе всех греческих городов-государств. Его филиппики направлены против Филиппа, а его наиболее известная речь «О венке» («De corona») под предлогом защиты некоего Ктесифонта, обвиненного в незаконном подношении Демосфену золотого венка, на самом деле является оправданием его собственной политики и нападкой на тех, кто бы предпочел мир с Македонией. Цицерон взял название филиппики для своих обвинительных речей против Марка Антония.

Democr.

Демокрит (ок. 460-370 до н. э.)

Греческий философ из Абдер во Фракии. До нашего времени не сохранилось ни одной из его работ, охватывавших многие области науки. В этике он был предшественником Эпикура и поздних материалистов. Однако в первую очередь Демокрит известен в связи с развитием атомистической теории, которой он обучался у Левкиппа. Демокрит считал, что все тела образуются в результате случайных столкновений и «слипания» крошечных неделимых однородных частиц и что другие миры постоянно образуются вследствие самопроизвольных движений во Вселенной. В народе Демокрит получил прозвище «смеющегося философа», а Ювенал говорил, что его всегда забавляла глупость людей.

Dictys

Диктис, легендарный уроженец Крита, сопровождавший, по преданию, Идоменея на Троянскую войну, вел дневник событий; полагают, что он был похоронен в могиле возле Кносса, обнаруженной в царствование Нерона. История Диктиса, а также другого героя Троянской войны - Дарема Фригийского - широко использовалась средневековые ми авторами, писавшими на темы троянской легенды.

Diod.

Диодор Сицилийский, I в. до н. э., греческий историк. В юности предпринял путешествие в Европу, Малую Азию и Южную Африку. Долго находился в Риме. В 60-56 гг. жил в Александрии. В течение 30 лет собирал материалы для своего исторического труда под названием «Библиофика» (Bibliotheke), в 40 книгах, посвященного всемирной истории. Заголовок произведения должен был указывать на богатство информации, в нем содержащейся, и на обилие используемых источников. Библиофика описывала всемирную историю с мифических времен до Галльской кампании Цезаря (поход против Британии в 54 г. до н. э.). Целиком сохранились кн. I-V и XI-XX, остальные же в отрывках и выдержках. Сохранившиеся книги излагают историю Египта, Месопотамии, Индии, Скифии, Аравии, Южной Африки, Греции (до IV в. до н. э.), историю походов Александра и борьбы диадохов. Повествование подчинено принципу анналов, отсчет времени ведется по датам олимпиад, спискам аттических архонтов и римских консулов, поэтому хронология событий часто ошибочна. При изложении истории Ассирии и Мидии источником для Д. служило, вероятнее всего, произведение Ктесия, для Египта - Гекатея из Абдеры, для Индии - Мегасфена, Греции - Эфора и какого-то из историков Александра; использовал он также труды Иеронима из Кардии, Полибия, Посидония, а также, возможно, работы римских анналистов, например, Фабия Пиктора. Произведение Д. особо важно в качестве источника сведений об эпохе Филиппа Македонского, периоде после смерти Александра Македонского, истории Сицилии и ранней римской истории, о которой он дает порой лучшую информацию, чем Ливий. За исключением использования множества более ранних источников, стиль произведения Д. достаточно однороден; по ходу повествования довольно редко появляются речи, охотно цитируемые другими историками. Д. писал на койне (международном греческом диалекте эпохи эллинизма). Ценность произведения Д., являющегося дополнением к другим, частично сохранившимся работам, весьма неоднозначна и зависит от источника, на который он опирается. Сам Д. не предпринимал анализа источников. Литературные достоинства произведения невелики.

Diog.L.

Диоген Лаэртский; Diogenes Laertios, III/IV вв. н. э., греческий историк философии. О жизни Д.Л. нам известно мало. Утрачена работа Д.Л. Pammetros, небольшие фрагменты которой сохранились в основном его труде «Жизнь и взгляды знаменитых философов» в 10 книгах. Д.Л. начинает свое произведение с древнейших времен: кн. 1 посвящается семи мудрецам, кн. 2 - Анаксимандру, Анаксагору, Сократу и младшим сократистам, в кн. 3 автор представляет Платона, в четвертой - его учеников, в пятой - рассказывает об Аристотеле и его слушателях, в кн. 6 - об Антисфене и кинической школе, седьмая книга представляет старую Стою, а следовательно, Зенона Кифеонского, Клеанфа, Хрисиппа, в восьмой он занимается Пифагором и пифагорейцами, в девятой мы читаем о Гераклите, школе элеатов, раннем атомизме, Протагоре, Пирроне из Элиды и Тимоне Флийском, 10 книга посвящена Эпикуру и эпикурейцам. Как писатель Д.Л. является прежде всего продолжателем языковых философских школ, которыми он занимается, и подчиняет свой стиль информационным задачам, поэтому трудно говорить о проявлениях его писательской индивидуальности. Как историк философии он представляется в основном собирателем и компилятором, вследствие чего наряду с очень важными сведениями, нередко присутствующими только у него, в его произведении мы находим массу анекдотов, неточных данных, легенд. Значение же всего труда неоценимо, поскольку он представляет собой один из главных источников по истории древней философии. Абсолютное незнание нами личности самого автора делает невозможным установление источников, из которых он черпает материал для своей работы, однако Д.Л. невозможно отказать в трудолюбии и увлеченности философским чтением и философскими индивидуальностями .

Diog.Sinopeus

Диоген Синопский (ок. 412-323 до н. э.)

Греческий философ из Синопа на Черном море. Жил в Афинах в крайней бедности и аскетизме и учил, что человек должен жить, удовлетворяя свои естественные потребности наиболее простым путем, избегая удобств. В связи с этим он был прозван Кионом (по-гречески - «собака», что-то вроде «бесстыдник»), а его последователи - киниками. Являлся героем многочисленных анекдотов; жил в «бочке», которую катал вниз и вверх по улицам, когда все горожане готовились к войне с Филиппом Македонским, для того, как он говорил, чтобы тоже быть занятым; он носил фонарь при ярком свете, приговаривал, что ищет человека. По преданию, когда посетивший его Александр Великий спросил, что он может сделать для Диогена, тот попросил не загораживать солнце. На это Александр воскликнул: «Если бы я не был Александром, то хотел бы быть Диогеном». Учение Диогена было главным образом негативно, однако его неприятие обмана и хвастовства вошло в философию Сократа и стоиков.

Emped.

Эмпедокл (ок. 493-433 до н. э.)

Греческий философ из Агригента на Сицилии, который учил, что все сущее состоит из четырех элементов: огня, воздуха, земли и воды, смешивающихся и разделяющихся между собой под влиянием любви и вражды. Интересовался медициной, был активным демократом в политике и, подобно Пифагору, проповедовал переселение душ и вегетарианство. Биография Эмпедокла получила легендарный характер, причем подчас не без его участия: так, он утверждал, что является воплощением бога, а его ученики могут воскрешать мертвых. Из множества историй о его смерти наиболее эффектная свидетельствует, что он бросился в кратер Этны.

Версия эта взята за основу в поэме Арнольдса «Эмпедокл на Этне», а также в «Смерти Эмпедокла» Гёльдерлина.

Epictetus

Эпиктет (ок. 55-135)

Фтософ-стоик из Фригии, вольноотпущенник, занимавшийся преподаванием в Риме, впоследствии - в Никополе, имел большой круг учеников. Среди последних был историк Арриан, опубликовавший заметки о лекциях Эпиктета - «Руководство морали», - которые оказали сильное влияние на императора- стоика Марка Аврелия. Сам Эпиктет имел глубокую религиозную веру в божественность принципов стоицизма и учил, что абсолютная вера в провидение и безразличие к внешнему миру - единственный путь к достижению счастья.

Epicur.

Эпикур (341-271 до н. э.)

Греческий философ, основатель эпикурейской системы философии. Прибыл в Афины с Самоса и основал школу, известную под названием «Сад Эпикура», не уступавшую Академии Платона. Здесь в качестве учеников допускались также женщины и рабы. Основой учения Эпикура являлась атомистическая теория Демокрита, в этике развивалась теория, согласно которой боги существуют, но не вмешиваются в дела людей, так что их не надо ни умилостивлять, ни бояться. Таким образом люди освобождаются для стремления к своей естественной цели - счастью и спокойствию. Свобода же эта может быть достигнута лишь путем отречения от мирских целей. Изложение идей Эпикура наилучшим образом дано в поэме римского поэта Лукреция Кара «О природе вещей». Эпикуреизм был весьма популярен в античном мире, выдерживая нападки как со стороны стоиков, так и со стороны христиан. При этом, однако, часто толковался неверно, как стремление к удовольствиям и материальным выгодам. Эпикуреизм .развивали рационалисты 18 в., а в Американскую декларацию независимости вписано право каждого человека стремиться к своему счастью.

Eratosthenes

Эратосфен (ок. 275-ок. 195 до н. э.)

Греческий ученый и поэт. Эратосфен первым измерил окружность земного шара (с ошибкой всего в 310 км). Положил начало научной хронологии. В поэме «Превращения в звезды» изложил свое учение о движении сфер. Сферы, по его мнению, были созвучны тонам лиры, созданной богом Гермесом.

Eur.

Эврипид (ок. 480-406 до н. э.)

Последний из трёх великих афинских драматургов; 19 из 92 его произведений дошли до нас. Выступил новатором традиционной аттической драмы: так, хор у Еврипида часто является комментатором, а не участником действия, а персонажи ведут беседы на современном языке, он глубоко интересуется женской психологией (Медея, Федра). Подвергался критике за принижение трагедии, рационализм, явную непристойность. Послужил объектом блестящей пародии для Аристофана («Лягушки»). Раздраженный отсутствием значительного успеха в Афинах, в 408 Еврипид переселяется в Фессалию, а затем в Македонию, где создает «Вакханок» и умирает при дворе царя Архелая. После смерти становится наиболее популярным драматургом, пьесы которого часто ставят. Является автором прекрасных лирических стихов; Аристотель называет его самым «трагическим среди поэтов». Мильтон со ссылкой на Плутарха приводит предание, по которому спартанцы пощадили Афины в 404 до н. э., услышав пение хора в «Электре».

Gell.

Геллий, Авл, II в н. э., римский писатель и эрудит. Сначала учился в Риме у грамматика Аполлинара Сидония и оратора Антония Юлиана. Слушал также Фронтона, а сильное влияние на него оказал Фаворин. Еще до 165 г. приехал в Афины, где находился в течение года и познакомился с Геродом Аттиком. В Афинах приступил к обработке давно собранных заметок о латинских и греческих авторах, посвящая этому занятию долгие зимние вечера. Отсюда название изданного ок. 169 г. сборника «Аттические ночи». Оно включает 20 книг; за исключением книги VIII и нескольких отрывков в начале и конце произведения, остальные книги не сохранились. Богатый материал из различных областей знания - философии, этики, литературы, грамматики, этимологии, анализа текста, истории, риторики, права - Г. излагает в свободной последовательности. Желая заинтересовать читателя, он часто меняет тему, а свои выводы подает в форме диалогов. Среди 275 цитируемых авторов (охотнее всего он цитирует писателей периода республики) большинство ему известно по другим источникам. Однако это не уменьшает ценности произведения, содержащего множество фрагментов утраченных произведений и огромный объем антикварной информации. Ночи использовали Нонний Марцелл и Макробий, ни разу не назвав при этом имени Геллия.

Gorgias

Горгий (483-375 до н. э.)

Греческий софист из Леонтины, сторонник рабовладельческой демократии. Горгий выдвинул три тезиса:

1. Ничто не существует.

2. Если бы и существовало, то было бы непознано.

3. Если бы и было познано, то невыразимо.

Her.

Геродот (ок. 484 - 425 до н. э.)

Греческий историк, «отец истории». Из Галикарнаса переехал на Самос, а потом в Афины; много путешествовал по Египту, Восточной Европе и Азии. Умер в Фуриях (Южная Италия). Описывая в своей девятитомной «Истории» войну между греками и персами, Геродот впервые отнесся критически к своим источникам и систематизировал факты. На греко-персидскую войну Геродот смотрел как на конфликт европейских и восточных идеалов. Свои наблюдения, сделанные во время путешествий, Геродот использовал для антропологических и географических отступлений, а Египту он посвятил целую книгу. Известен колоритный эпизод, когда Геродота его собратья-греки называли «отцом лжи» (см. Гипербореи). Геродот был практически свободен от национальных предрассудков: понимание культурного многообразия народов и глубокий интерес к отдельным личностям делают Геродота одним из самых интересных античных авторов.

Heracl.

Гераклит

1. Философ из Эфеса (ок. 554 - 483 до н. э.). Учил, что все произошло из огня и пребывает в Состоянии постоянного изменения. Гераклит был известен своими таинственными изречениями (поэтому получил прозвище Темный) и критикой религиозной практики греков - погребальных обрядов, идолопоклонства, веры в сны. Из сочинения «О природе» сохранились отдельные фрагменты.

2. Из Галикарнаса (совр. Бордум) - поэт, друг поэта Каллимаха, который написал на смерть Гераклита поэму «Соловьи».

Кто-то сказал мне о смерти твоей, Гераклит, и заставил

Тем меня слезы пролить. Вспомнилось мне, как с тобой

Часто в беседе мы солнца закат провожали. Теперь же

Прахом ты стал уж давно, галикарнасский мой друг!

Но еще живы твои соловьиные песни; жестокий,

Все уносящий Аид рук не наложит на них.

Hes.

Гесиод, первый исторически достоверный греческий поэт, возможно, живший ок. 700 до н. э. В Аскре (Беотия) у Гесиода было небольшое имение, рас- положенное на склонах горы Геликон. Там, по словам Гесиода, его посещали музы, когда он пас своих овец. Отец Гесиода - выходец из Ионии. Гесиод вел тяжбу со своим братом Персом по поводу отцовского наследства. Эти подробности биографии мы знаем по поэме «Труды и дни», адресованной Персу. Это замечательное произведение, полное описаний крестьянского быта, личных переживаний и тонкого юмора. В «Трудах и днях» использованы мифы о Пандоре и золотом веке. В «Теогонии» («Происхождение богов») Гесиод делает попытку в систематической форме представить генеалогию олимпийских богов и восстановить события, предшествующие захвату Зевсом верховной власти (см. Кронос, Прометен, титаны). «Теогония» Гесиода послужила основой для дальнейшего развития мифологии. Фрагменты из «Щита Геракла» и «Эойи» (каталог женщин - прародительниц знатных родов), приписываемые Гесиоду, - позднейшего происхождения. Дидактические фрагменты Вергилиевых «Георгик» написаны под непосредственным влиянием «Трудов и дней» и даже содержат прямые языковые заимствования из Гесиода. Согласно поздним легендам о соревновании между Гомером и Гесиодом, последнему был присужден победный приз.

HH.

Гомеровские гимны, X-IX вв.

Hom.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Hor.

Гораций Флакк Квинт (65-8 до н. э.)

Римский поэт. Сын вольноотпущенника, родился в Апулии, получил разностороннее образование в Риме и Афинах. Сражался на стороне республиканцев в битве при Филиппах и вернулся с войны без гроша в кармане. Начал писать стихи, сблизился с кругом Вергилия и перешел под покровительство Мецената. До нас дошли все известные произведения Горация - «Послания», «Беседы», «Искусство поэзии», «Эподы». Они представляют Горация как весьма привлекательного человека своей эпохи - терпимого, наблюдательного, обладающего тонким чувством юмора и ценящего блага жизни. В то же время, как никакой другой римский поэт, Гораций понимает суть дионисийского экстаза (см. «Оды», 2.19; 3.25). Гораций мастерски сочетает латинские и греческие стихотворные размеры, особенно в «Одах», тщательно подбирает слова и всегда иронизирует над самим собой: все это составляет его так называемую «скрупулезную плодовитость», которая сделала его классиком литературы уже век спустя после смерти.

Isae.

Исей (ок. 420-350 до н. э.)

Афинский оратор. Считается учеником Исократа и учителем Демосфена. Специализировался по делам о наследстве. Известно пятьдесят его речей, из которых до нашего времени дошли одиннадцать; все они отличались простым и ясным стилем.

Isocr.

Исократ (436-338 до н. э.)

Афинский оратор. Известностью пользовались не только судебные речи Исократа, но и его политические памфлеты. Исократ выступал за просвещенную монархию и говорил о необходимости объединения всего эллинского мира перед лицом опасности персидской экспансии. Однако Исократу не удалось ни умерить амбиции македонского царя Филиппа II, ни добиться объединения греческих государств. Согласно преданию, Исократ покончил с собой после поражения греков у Херонее.

Juv.

Ювенал Децим Юний (ок. 60-130)

Римский поэт. Шестнадцать сатир Ювенала содержат насмешки над аморальными и несправедливыми порядками современного поэту Рима. О жизни Ювенала почти ничего не известно - кроме того разве, о чем он сам рассказывает в своих стихах. Есть сведения, впрочем, что он приехал в Рим из Аквина (Центральная Италия). По-видимому, Ювенал некоторое время жил в изгнании - может быть, в Египте, о котором он пишет со знанием дела. Вероятно также, что Ювенал жил в бедности до тех пор, пока император Адриан не пожаловал ему небольшое имение в сельской местности.

Ювенал, пожалуй, больше других античных авторов повлиял на творчество западноевропейских сатириков - от Бранта («Корабль дураков») и Байрона до Свифта и Элиота. Ювенал был любимым поэтом Рубенса. На портике дома Рубенса в Антверпене выбиты строки из десятой сатиры Ювенала:

Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом,

Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,

Что почитает за дар природы предел своей жизни,

Что в состоянье терпеть затруднения какие угодно,

Духа, не склонного к гневу, к различным страстям...

Кстати, именно эти стихи Ювенала вызвали к жизни известное выражение «В здоровом теле здоровый дух», которое, впрочем, вне контекста означает нечто противоположное тому, что говорил Ювенал.

Leucippus

Левкипп

1. Царь Мессении, у которого Кастор и Поллукс похитили дочерей - Гилаейру и Фебу. Сыновья Левкиппа Идас и Линкей попытались отбить своих сестер, в результате чего Кастор был убит. Зевс, который был отцом Поллукса (Полидевка), разрешил ему посещать через день своего погибшего смертного брата в царстве мертвых.

Если хочешь ты поровну с ним разделить удел,

Половина дыхания твоего будет в глубях земли,

Половина - в золотых чертогах небес,

говорит Зевс у Пиндара («Немейские песни», 10).

Рубенс использовал этот сюжет для картины «Похищение дочерей Левкиппа».

2. Левкипп (ок. 500-440 до н. э.)

Греческий философ, современник и соратник Демокрита. Ввел в атомистику три новых понятия:

1) абсолютной пустоты;

2) атомов, движущихся в пустоте;

3) механической необходимости, которое сформулировал так: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-либо основании в силу необходимости».

Следующая страница