Словарь древнегреческих имен
Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "LIV"-"ZEN")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "LIV"-"ZEN")

Liv.

Ливий Тит (59 до н. Э.-17 н. э.)

Римский историк эпохи принципата Августа. Родился в Патавии (совр. Падуя), жил в Риме. Всю жизнь посвятил работе над своей «Историей» - изложением мировой истории «от основания Рима». Из 142 книг «Истории» до нас полностью дошли только 35, в которых верхний временной предел связан с историей 2-й Пунической войны. Ливии стал знаменитостью еще при жизни. Его отличают развитое историческое мышление, чувство прошлого и твердые моральные устои. Цель своей работы Ливии видел в том, чтобы помочь людям извлечь практические уроки из прошлого. Ливием восхищались в средневековой Европе, Данте называл его «непогрешимым». Одна из ранних работ Макиавелли - это комментарий к первым десяти книгам «Истории» Ливия. Ливии был также любимым автором Монтеня. Стиль изложения историка выдержан в традициях Цицерона.

Luc.

Лукиан (ок. 120 - ок. 190)

Греческий писатель. Родился в городе Самосате, расположенном на берегу Евфрата, изучал философию в Афинах и затем много путешествовал и выступал публично. Лукиан был метким сатириком и в своих произведениях высмеивал глупости и предрассудки своего времени. Будучи знаком с сократическим диалогом, старой и новой комедией (то есть с Аристофаном и Менандром) и сатирой Мениппа, Лукиан на их основе создал новый сатирический жанр, который позже стали называть «лукианическим диалогом». В некоторых своих диалогах («Диалоги богов», «Диалоги гетер», «Диалоги в царстве мертвых») Лукиан ставит под вопрос общепринятые представления о жизни души после физической смерти, в других - критикует христианский фанатизм, причем эту критику, отвергаемую многими апологетами христианства, ценили Эразм Роттердамский и Томас Мор.

Лукиан был любимым греческим автором Рабле. «Истинные истории» Лукиана - его пародия на неправдоподобные рассказы путешественников стала прообразом «Путешествия Гулливера» Свифта. Своей репутацией богохульника Лукиан обязан Шелли.

Lucr.

Лукреций Кар (ок. 96-55 до н. э.)

Римский поэт и философ-эпикуреец. Единственное известное произведение Лукреция - поэма «О природе вещей» написана в шести книгах и, возможно, не закончена. Свою поэму Лукреций посвятил Гаю Меммию - тому самому, которого Катулл сопровождал в поездке в Вифинию. Как говорит сам Лукреций, он в своем произведении пытался объяснить мир в эпикурейских терминах и избавить людей от суеверий, страха смерти и веры в богов. Лукреций - действительно великий поэт, в котором четкое осознание поставленной цели уживается с тонким чувством природы и любовью ко всему живому. В своей поэме Лукреций красочно описал многие природные явления - землетрясения, извержения вулканов, лесные пожары.

Lys.

Лисий (ок. 445-380 до н. э.)

Афинский оратор, сын Кефала из Сиракуз. В доме Кефала в Пирее происходит диалог «Государство», записанный Платоном, причем при разговоре присутствуют Лисий и его братья Полемарх и Евтидем. В Афинах Лисий был метеком, то есть постоянно проживающим в городе иностранцем, ограниченным в своих правах по сравнению с коренными горожанами. Во время правления Тридцати тиранов Лисия заключили в тюрьму, но ему удалось бежать. Позже он выступил с обвинительной речью против одного из Тридцати - Эратосфена. В этой речи описаны кровопролитие и разруха, последовавшие после того, как было установлено олигархическое правление Тридцати. В античности было известно 425 речей Лисия, которые славились четким изложением предмета и безукоризненным стилем; до нас дошли только 34 из них, в том числе единственная судебная речь и две торжественные (по случаю панихиды над павшими в Коринфской войне и посвященная празднику в Олимпии).

Mart.

Марциал Марк Валерий (ок. 40-104)

Римский поэт, автор эпиграмм и коротких стихотворений. Среди стихов Марциала есть и лирические, и непристойные, и сатирические. Марциал приехал из Испании и после тридцати пяти лет жизни в Риме снова удалился туда на покой. Мимо Марциала не прошла ни одна сторона римской жизни, так что его произведения «Зрелища», «Гостинцы», «Подарки» и др. до сих пор служат источником исторической информации. Начиная с эпохи Возрождения его творчество оказывало влияние на литературную эпиграмму. Почитателем Марциала был Гете («Римские элегии»).

Men.

Менандр (342-290 до н. э.)

Самый значительный представитель так называемой новоаттической комедии. Менандр написал более сотни пьес, из которых полностью до нас дошла только одна - «Угрюмей». Замечательно мастерство Менандра в изображении характеров, его умение бесконечно варьировать ограниченный круг сюжетов, включающих, как правило, истории с переодеваниями и сценами узнавания.

Через своих последователей Теренция и Плавта Менандр оказал значительное влияние на развитие комедии в Европе.

NT.

Novum Testamentum - Новый Завет, I-II вв. н.э.

Orpheus

Орфей. По представлениям греков - величайший певец и музыкант, сын музы Каллиопы и Аполлона (по другой версии - фракийского царя). Орфей считался основателем орфизма - особого мистического культа. Аполлон дал Орфею лиру, с помощью которой тот мог приручать диких зверей и двигать скалы и деревья. Орфей путешествовал вместе с аргонавтами и помогал путешественникам своей музыкой. По возвращении из плавания Орфей женился на Эвридике. Когда Эвридика погибла от укуса змеи, Орфей спустился за ней в Подземное царство, очаровав пением сторожившего вход Кербера. Орфею удалось также растрогать владык Подземного царства Аида и Персефону, и они позволили Эвридике покинуть Аид вместе с Орфеем при одном условии: Орфей должен идти впереди и не оглядываться на жену. Забыв об этом условии, Орфей вторично потерял Эвридику и после этого бродил по Фракии с песнями о своей несчастной любви до тех пор, пока его не растерзали обезумевшие от ревности женщины - то ли фракиянки, то ли вакханки - участницы дионисийских празднеств. Согласно более поздней легенде, музы собрали останки Орфея и предали их огню, однако голова Орфея, продолжая петь вместе с его лирой, приплыла на остров Лесбос - родину лирической поэзии. Уже в 7 в. до н. э. Орфею приписывалось множество стихов, впрочем, так называемые «Орфические гимны» были написаны гораздо позже - в римскую эпоху. На надгробьях, относящихся к эллинистической эпохе, находят стихи, которые умерший в соответствии с орфическим культом должен был произнести при входе в преисподнюю, где его душа очистится судом и наказанием. Отражения орфического представления о том, что душа может стать свободной, только оторвавшись от тела, мы находим у Платона и у Вергилия. К образам Орфея и Эвридики поэты обращались во все эпохи.

Parmenides

Парменид (5-4 вв. до н. э.)

Греческий философ. Представлял мир в виде неподвижного, сплошь заполненного шара. Противопоставлял «учение истины» и «учение мнения». В «учении мнения» Парменид излагал свои естественно-научные взгляды, исходя из того, что в мире существуют два начала: активное (огненное) и инертное (темное).

Petron.

Петроний Гай или Тит (ум. 66)

Римский сатирик, автор «Сатирикона» - романа, высмеивающего римское общество. До нас дошли только фрагменты 15-й и 16-й книг, представляющие собой рассказ о приключениях двух молодых людей сомнительной репутации - Энколпия и Аскилта и слуги-любовника Гитона, который на протяжении всех их скитаний по злачным местам Кампании и Южной Италии, кроме всего прочего, постоянно играет на ревности обоих своих спутников. Возможно, весь роман представляет собой пародию на рассказы о путешествиях Одиссея. Центральный эпизод сохранившегося фрагмента - обед у разбогатевшего вольноотпущенника Тримальхиона, обставленный с безвкусной роскошью. Петроний высмеивает с позиции аристократа и эстета разбогатевших плебеев, их чванство и претенциозность, невежество и неприкрытость инстинктов. Автор дал блестящие образцы разговорного стиля современной ему эпохи и, главное, зарисовки нравов ранней Империи. Петроний писал также лирические стихи; некоторые дошли до нас. Он считался законодателем вкуса при дворе Нерона, именно арбитром изящества. Однако в 66 его обвинили в связях с участниками заговора, и поэт вынужден был покончить жизнь самоубийством.

На сюжет «Сатирикона» Феллини создал одноимённый фильм.

Phaedr.

Федр (ок. 15 до н. э. - ок. 70 н. э.)

Римский баснописец. Жил с детства в Риме, был сначала рабом, а затем вольноотпущенником императора Августа. Ввел в римскую поэзию жанр басни, начав с «Эзоповых басен». Образованная римская публика басен не читала, хотя и написаны они были простым и ясным языком. Переработанные басни Федра были источником для басен Бабрия.

Pind.

Пиндар (ок. 518-ок. 438 до н. э.)

Греческий лирический поэт, родившийся в Беотии и получивший образование в Афинах, аристократ по рождению и духу. В античности было известно семнадцать томов лирики Пиндара, из которых, не считая фрагментов, до нас дошли только четыре книги «Од». «Оды» Пиндара написаны в традиционном жанре хвалебных песен, исполняемых хором на спортивных состязаниях в честь чемпионов, однако этот традиционный жанр Пиндар трактует очень своеобразно: для него значительны не столько достижения спортсменов и их воля к победе, сколько сама даруемая богами Слава, выводящая героя за рамки морали и ставящая его в один ряд с мифологическими персонажами. Вообще надо иметь в виду, что жанр оды обязательно предполагал принесение благодарения богам и был включен в религиозную сферу. Сами греки считали Пиндара своим величайшим поэтом, а среди римлян им особенно восхищался Гораций, полагавший, что его собственные оды не идут ни в какое сравнение с одами Пиндара. Существует предание, согласно которому Александр Македонский, разрушая Фивы, пощадил дом Пиндара (кстати, существует аналогичная легенда про дом Еврипида).

«Оды» Пиндара существенно повлияли на развитие жанра оды в европейской литературе. Широко известны переводы Гёльдерлина.

Pittacus

Питтак (ок. 650-570 до н. э.)

Правитель Митилен, такой же умеренный демократ, как и его современник Солон, впоследствии причисленный к Семи мудрецам Греции. Питтак был политическим оппонентом поэта Алкея.

Plat.

Платон (427-347 до н. э.)

Философ из Афин, ученик Сократа и учитель Аристотеля. До нас дошли почти все труды Платона, включающие в себя «Апологию Сократа», двадцать пять диалогов, в большей части которых участвует Сократ, и письма (не все из которых подлинные). «Апология Сократа» представляет собой попытку реабилитировать Сократа, казненного по обвинению в бесчестье. Ранние платоновские диалоги представляют Сократа, учившего, что Знание и Добродетель - это одно и то же: действительно, чтобы правильно себя вести, надо знать, что же на самом деле хорошо, и обратно - узнать, что хорошо, можно только при правильном поведении. Отсюда Платон развивает свою теорию Идей (Форм); согласно Платону, над меняющимся чувственным миром вещей существует мир вечных неизменных Идей, на вершине которого находится Идея Блага («хорошести»). В диалоге «Государство», написанном в десяти книгах, представлена идеальная модель общества, в котором немногочисленные правители-философы, знающие, что на самом деле есть Благо, то есть что на самом деле хорошо и правильно, управляют всеми остальными людьми, не способными оторваться от чувственного иллюзорного мира и потому имеющими о Благе лишь самое отдаленное представление. На философские воззрения Платона глубокое влияние оказали пифагорейцы, с которыми он встречался во время своих путешествий по Греции, в частности, именно у пифагорейцев Платон перенял использование мифологических образов для демонстрации своих философских соображений.

В оливковой роще близ Афин Платон основал свою школу - Академию. Академия существовала до 529 (почти тысячу лет!), когда ее деятельность была запрещена Юстинианом. Платон не хотел оставаться чистым теоретиком и стремился на деле осуществить задуманную им форму государственного устройства. Для этого Платон решил обучить сиракузского тирана Диона философии, чтобы тот на практике стал правителем-философом и смог бы осуществить необходимые реформы. Эта и последующие подобные попытки едва не стоили Платону жизни, и тогда он создал свои «Законы», в которых излагаются не только принципы идеального государственного устройства, но и все детали намеченной общественной системы, часто поражающей своей бесчеловечностью и жестокостью. Вообще платоновское государство с четкой кастовой системой, обобществленной собственностью и цензурой можно с полным правом назвать тоталитарным.

Моральная философия Платона оказала значительное влияние на римских мыслителей, особенно на Цицерона, а после того как в 15 в. флорентиец Марсилио Фичино перевел сочинения Платона с греческого на латынь, влияние Платона на всю западную культуру стало поистине огромным. Во, Флоренции под покровительством Лоренцо Медичи была создана платоновская Академия, последователи которой примиряли космогонические взгляды Платона с христианской теологией.

В 19 в. взгляды Платона повлияли на концепцию классического образования, в то время как Ницше считал платонизм философией упадка, подменяющей истинную реальность выдуманной.

Plin.

Плиний Старший, Гай Плиний Секунд (23-79)

Римский администратор и писатель-энциклопедист, погибший во время извержения Везувия, разрушившего Геркуланум и Помпеи. Из обширного наследия Плиния Старшего до нас дошла только его «Естественная история» в 37 томах. В этом труде Плиний приводит около 20 000 фактов по самому широкому кругу вопросов (от математики до искусствоведения), основываясь как на своих личных наблюдениях, так и ссылаясь на других авторов (причем их около 400), не делая при этом никаких критических суждений.

В средние века Плиний считался авторитетным ученым. Существует множество переводов «Естественной истории» на европейские языки. Тогда не знали, что существовало два Плиния, и только в 14 в. историческая точность восторжествовала.

Plin.J.

Плиний Младший

Гай Плиний Цецилий Секунд (61/62-112/113)

Племянник и приемный сын Плиния Старшего, сенатор и адвокат, друг Тацита, Светония и поэта Марциала. Плиний Младший собрал и опубликовал девять книг своих «Писем», в которых современное Плинию римское общество показано с точки зрения образованного служащего. Кроме того, Плиний Младший написал панегирик, то есть хвалебную речь, императору Траяну. Десятая книга «Писем» Плиния Младшего, опубликованная посмертно, содержит его официальную переписку с Траяном в качестве представителя императора в Вифинии. Именно в этой книге обсуждаются проблемы провинциальных христианских общин.

Plut.

Плутарх (ок. 46 - ок. 126)

Греческий эссеист и биограф, родился в Херонее (Беотия), учился в Афинах, был жрецом Аполлона Пифийского в Дельфах, путешествовал в Египет, Италию, жил в Риме. До нас дошла большая часть трудов Плутарха, посвященных научным, моральным и литературным вопросам, самые известные из них - «Моралии» и «Сравнительные жизнеописания»; в последнем попарно сравниваются греческие и римские военные и государственные деятели. Плутарх не признает детерминированности поступков, поэтому его попутной целью является анализ тех или иных действий рассматриваемого им персонажа, их взаимосвязь с на- турой, в истоках которой как бы закодированы об- стоятельства жизни.

Труды Плутарха - неоценимый документ эпохи, оказавший грандиозное влияние на возрожденческий гуманизм. Монтень, Шекспир, немецкие классики обязаны Плутарху своим вдохновением.

Polyb.

Полибий (ок. 200-120 до н. э.)

Греческий историк и государственный деятель, активный участник Ахейского союза. После того как греки были разбиты римлянами при Пидне в 168, Полибий в числе других представителей ахейской знати был доставлен в Рим в качестве политического заложника. В Риме Полибий подружился со Сципионом Младшим и сопровождал его в походах по Испании и Северной Африке. Полибий путешествовал также по Греции и Италии и видел собственными глазами многое из того, о чем он рассказывает в своей «Всемирной истории». В дошедших до нас пяти книгах описываются события в период с начала 2-й Пунической войны до падения Карфагена и Коринфа; фрагменты же после- дующих книг содержат весьма ценные сведения, например анализ Полибия римской конституции и его рассуждения о теории историографии.

Porphyrius

Порфирий (232-ок. 305)

Греческий философ, ученик Лонгина и Плотина и издатель их трудов. Порфирий составлял также обширные комментарии к трудам греческих философов и к поэмам Гомера. «Введение» Порфирия к «Категориям» Аристотеля в латинском переводе Боэция в средние века служило стандартным учебником логики. Трактат Порфирия против христиан в 448 был предан проклятию и сожжен на костре, однако отрывки этого сочинения, демонстрирующие критический метод Порфирия, сохранились.

Pythagoras

Пифагор (ок. 540-500 до н. э.)

Греческий философ и математик, родившийся на Самосе и впоследствии, после путешествий в Египет и Вавилон, живший в Кротоне, на юге Италии. Там Пифагор стал лидером аскетической общины, в которую входили как мужчины, так и женщины, считавшие Пифагора гиперборейским Аполлоном. Пифагор был строгим вегетарианцем и развивал учение о переселении душ и их очищении в процессе перевоплощения, которое оказало значительное влияние на Платона и Эмпедокла. Пифагор определил также основные музыкальные интервалы и считал, что небесные тела подчиняются аналогичным законам гармонии. Эта концепция «музыки сфер» нашла отражение в платоновском «Тимее». До нас не дошли труды Пифагора (так называемую теорему Пифагора мы знаем прежде всего по «Началам» Евклида), и очень трудно разобраться, какие из многочисленных легенд о Пифагоре основываются на действительных фактах. Ценные сведения о Пифагоре можно почерпнуть из трудов Платона и .Аристотеля, а также - что весьма неожиданно - из последней книги «Метаморфоз» Овидия - в ней Пифагор излагает свое учение о переселении душ Нуме Помпилию, который, если он действительно был вторым римским царем после Ромула, должен был, согласно традиционной хронологии, жить лет на 150 раньше Пифагора.

Quint.

Квинтилиан Марк Фабий (ок. 35 - ок. 100)

Римский оратор из Испании, назначенный императором Веспасианом первым профессором риторики, то есть получивший государственное содержание. Среди учеников Квинтилиана были Тацит и Плиний Младший, им также восхищался Ювенал. Речи Квинтилиана утеряны, однако его важнейшее сочинение - «Наставления оратору» в десяти книгах - дошло до нас полностью. В этом сочинении Квинтилиан, следуя высказыванию Катана, согласно которому оратор должен быть «хорошим человеком, владеющим искусством слова», определяет все необходимое для образования ритора, включая этические, литературные и собственно риторические дисциплины. Многое из того, что рекомендует Квинтилиан, может показаться современному читателю сухим и неинтересным, однако труд Квинтилиана позволяет нам понять, что в его времена считалось хорошим прозаическим стилем, и а кроме того, десятая книга этого труда содержит ценнейший сравнительный анализ греческой и латинской литературы.

С «Наставлениями оратору» познакомились большинство ученых Возрождения, после того как в 1416 была обнаружена полная рукопись этого сочинения.

Sappho

Сапфо (род. ок. 612 до н. э.)

Греческая лирическая поэтесса из Митилены на острове Лесбос, современница Алкея. Вокруг Сапфо образовалась группа знатных женщин и девушек, посвятивших себя служению Афродите. В своих стихах, иногда изящных и грациозных, иногда полных мучительной страсти, Сапфо выражала своим подругам переполнявшие ее чувства, и отсюда пошли современные выражения «лесбийская любовь», «лесбиянка». О жизни Сапфо известно очень мало - неудачное сватовство Алкея или история о ее несчастной любви к Фаону скорее всего вымышлены. Согласно этой легенде, Сапфо покончила с собой, бросившись в море с утеса на острове Левкадия, - подобные прыжки считались ритуальными в рамках местного культа Аполлона. Сапфо писала стихи на эолийском диалекте, используя различные размеры, в том числе и знаменитую «сапфическую строфу». Дошедшие до нас фрагменты семи книг стихов Сапфо, в свое время переписанные Горацием, включают гимны богам, свадебные песни и любовную лирику. Художественная насыщенность стиха Сапфо, сочетающаяся с его прямотой и откровенностью, ставит Сапфо в ряд величайших поэтов.

Sen.

Сенека

1. Сенека Анней Старший (ок. 55 до н. э.-ок. 40 н. э.)

Римский ритор из Кордубы (Испания), отец философа Сенеки (2) и дед поэта Лукана. До нас частично дошло руководство по риторике, содержащее записанные по памяти отрывки речей великих ораторов, которых Сенеке доводилось слышать за свою жизнь; он представляет интерес как для истории ораторского искусства, так и для истории литературной критики.

2. Сенека Луций Анней Младший (ок. 4 до н. э. - 65 н. э.)

Родился в Испании, но провел большую часть жизни в Риме, будучи философом и писателем, а одно время - воспитателем и главным советником императора Нерона. Именно благодаря наставничеству Сенеки первые пять лет царствования Нерона впоследствии вспоминали как время образцового правления. Благосклонность императорского двора позволила Сенеке нажить огромное состояние, за что со стороны сената он подвергался неоднократным нападкам. В 62 Сенека испросил у Нерона разрешения уйти в отставку. Тремя годами позже Нерон вынудил Сенеку покончить жизнь самоубийством после обвинения в причастности к заговору Пизона. Стоическим самообладанием Сенеки перед смертью восхищается Тацит в «Анналах» (кн. 15); умирающего Сенеку изобразил также на своей картине Рубенс. В число основных сочинений Сенеки входят его сатиры «Отыквление божественного Клавдия» (от слова «тыква»), философские диалоги на этические темы («О дружбе», «О благодарности», «О предопределении» и др.), его труд «Естественно-научные вопросы» и, наконец, «Моральные письма», адресованные его другу Луциллию и на самом деле представляющие собой экзистенциальные эссе, в которых Сенека выразил свои стоические убеждения. Сенека писал также трагедии, девять из которых до нас дошли. Сенека использует классические мифологические сюжеты («Медея», «Федра», «Эдип», «Фиест» и др.), однако трактует их совершенно иначе, нежели греческие трагики, и, кроме того, из-за своей патетичности и риторического стиля они скорее предназначены для чтения, чем для постановки на сцене. Долгое время считалось, что эти трагедии принадлежат другому Сенеке, и на протяжении средних веков Сенека был известен только как философ-моралист. Сенеку вместе с Цицероном и греческими философами Данте с Вергилием встречают на Лимбе («Божественная комедия», Ад, 4). Св. Джером даже включил Сенеку в свой список христианских святых, опираясь на апокрифическую переписку Сенеки с апостолом Павлом. Сенека оказал влияние на таких мыслителей Возрождения и нового времени, как Петрарка, Эразм Роттердамский, Бэкон и Монтень.

Sext.

Секст Эмпирик (1 в.)

Греческий философ и врач. Эмпирик в медицине и скептик в философии. Отрицал существование богов и души, сомневался в возможности познания истины. Для того чтобы быть счастливым, по его мнению, нужно придерживаться традиций и законов. Познание относительной истины возможно, если основываться на личных ощущениях, но не больше. Благодаря сохранившимся сочинениям, таким, как «Против ученых», до нас дошли сведения об античном скептицизме.

Simonides

Симонид (ок. 556 - ок. 468 до н. э.)

Греческий лирический поэт с острова Кеос, живший при дворах правителей - в Афинах, а позже на Сицилии; дядя Вакхилида и друг Фемистокла. В своих стихах Симонид прославлял победы греков над персами, величал победителей на спортивных играх, писал эпиграммы, застольные песни и гимны. До нас дошли лишь фрагменты его поэмы (см. Даная) и некоторые эпиграммы, из которых наиболее популярна в наши дни его эпитафия на могиле погибших при Фермопилах гре- ков, сражавшихся под предводительством Леонида: Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне, Что их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли.

Socrates

Сократ (470-399 до н. э.)

Афинский философ, сын камнереза и повивальной бабки, муж Ксантиппы, чье имя стало нарицательным из- за ее дурного нрава. В молодые годы Сократ служил в армии и принимал участие в борьбе с Тридцатью тиранами. Когда в 406 афинским военачальникам, проигравшим битву у Аргинузских островов, был вынесен антиконституционный смертный приговор, Сократ оказался единственным членом афинского совета, кто не признал его законность. Самого Сократа афинские демократические власти обвинили в «введении новых ботов» и растлении юношества и приговорили его к смерти - Сократ должен был выпить чашу с ядом (цикутой). Сократ считал, что Дельфийский оракул возложил на него обязанность узнавать истину, спрашивая у людей их мнения по различным вопросам, - сам себя Сократ при этом называл «повивальной бабкой», заставляющей людей думать и приходить к выводам, часто неожиданным для них самих. Сам Сократ ничего не писал, и мы можем судить о нем главным образом по диалогам Платона и Ксенофонта, в которых он был задействован как режиссер полемики. На первый взгляд может показаться, что знаменитая «сократическая ирония» (разыгранное неведение) и не менее знаменитый «сократический метод» (так задавать вопросы, чтобы получить требуемый ответ) приводят только к отрицательному результату: тот, кого расспрашивает Сократ, убеждается, что его первоначальные суждения на самом деле ложны и что, по сути, он ничего как следует не знает, ни на чем не стоит твердо, как это могло показаться до начала разговора. Однако это является необходимым предварительным условием для серьезной дискуссии в строгих терминах. Сократ считал, что философия не должна быть оторвана от человеческой жизни и что хороший человек должен обязательно разобраться, что на самом деле хорошо, а что дурно, иначе его нельзя будет считать хорошим («Добродетель тождественна Знанию»). Таким образом, Сократ не принимал готовые пути достижения жизненного успеха, которые предлагали софисты. Личность Сократа привлекала к себе многих его современников - среди его учеников были такие разные люди, как Платон и Алкивиад. Выражение «платоническая любовь» относится к эпизоду из платоновского «Пира», когда Алкивиад рас- сказывает о своих невинных отношениях с Сократом. Над Сократом насмехался Аристофан в комедии «Облака», не отличая его от софистов. В то же время многочисленные курносые бюсты Сократа - это не карикатуры: о неказистой внешности философа часто упоминают его современники. Давид на картине «Смерть Сократа» придал мудрецу более героическую внешность, чем была у него на самом деле. Сократа предавал анафеме Ницше, считая, что он переоценивал разумное начало в жизни человека и западной культуры вообще. Несмотря на это, Сократ всегда будет разрушать наше уютное, но ни на чем не основанное самодовольство.

Solon

Солон (ок. 640 - ок. 560 до н. э.)

Афинский государственный деятель и законодатель, избранный в 594 архонтом и наделенный чрезвычайными полномочиями, чтобы прекратить гражданскую смуту. Солон действительно положил конец анархии, проведя свои знаменитые реформы: с помощью закона, запрещающего брать в долг без соответствующего юридического оформления этого факта, он объявил недействительными все долги, сделанные ранее, и таким образом уничтожил получившее развитие крепостное право. Солон внес также изменения в законы, введенные Драконом, строго определив обязанности Народного собрания и создав Совет четырехсот - государственный орган представителей всех афинских фил, решения которого представлялись на рассмотрение Народному собранию. Кроме того, Солон - это первый известный афинский поэт; он писал в основном на политические и патриотические темы; некоторые фрагменты его поэзии сохранились. Во второй половине жизни Солон много путешествовал по Греции, Египту и Малой Азии. В Лидии Солон виделся с Крезом, пророчески заметив ему, что никто не может сказать, что он прожил счастливую жизнь, раньше дня смерти. Эта мысль впоследствии настолько поразила персидского царя Кира, что он сохранил жизнь пленному Крезу, передавшему ему фразу Солона. Впоследствии Солона причисляли к Семи мудрецам Греции.

Soph.

Софокл (ок. 496-406 до н. э.)

Гениальный афинский трагик, друг Геродота и Перикла. Софокл написал 123 драмы, из которых сохранились семь трагедий: «Аякс», «Антигона», «Эдип- царь», «Трахинянки», «Электра», «Филоктет», «Эдип в Колоне» и фрагмент сатировских драм «Следопыты» и «Похищение коров мальчиком Гермесом». Софокл был новатором: он не всегда следовал классической форме трилогии и ввел на сцену третьего актера. Мастерство Софокла проявилось как в его умении организовать диалог персонажей, так и в выборе сюжетной линии. Софокл известен своей своеобразной драматической иронией - персонаж по авторскому замыслу сам не осознает истинного - скрытого - смысла произносимых им слов, в то время как его прекрасно понимают зрители. Из-за этого искусного «несоответствия» возникает психологическое напряжение - начало катарсиса. Особенно сильно этот эффект проявляется в трагедии «Эдип-царь». Софоклом восхищается Аристотель в «Поэтике» и говорит, что его персонажи очень похожи на реальных людей, только лучше их. По мнению Аристотеля, Софокл изображает людей такими, какими они должны быть, в то время как Еврипид изображает их такими, какие они есть на самом деле.

Stesichorus

Стесихор, греческий лирический поэт, живший в начале 6 в. до н. э. и проведший большую часть жизни на Сицилии. Согласно Сеиде, Стесихор - это псевдоним, а настоящее имя поэта было Тейсий. Александрийские ученые насчитывали двадцать шесть томов сочинений Стесихора, до нас дошло примерно такое же количество небольших фрагментов его стихов. Судя по заглавиям - «Охота на вепря», «Орестея», «Герион», «Эрифила», «Падение Трои», Стесихор пытался дать лирическое истолкование эпическим сюжетам. Существовало предание, что поэт ослеп, когда написал стихотворение, порочащее Елену, и вновь прозрел после создания «Опровержения»; в нем говорилось о древнейшей легенде о Елене, согласно ко- торой Елена осталась в Египте, а в Трою отправился только призрак. Стесихор использовал также сюжеты из сицилийского фольклора, в тому числе и историю о несчастной любви Дафны Стесихора можно рассматривать как предшественника пасторальной поэзии.

Suet.

Светоний Транквилл Гай (ок. 69-140)

Римский историк, писатель, биограф, друг и корреспондент Плиния Младшего, личный секретарь императора Адриана. Все его работы по естественной науке и классической древности не сохранились, за исключением некоторых фрагментов, в частности трактата «О знаменитых мужах». Полностью дошел до нас лишь его труд «Жизнеописания знаменитых Цезарей» (от Юлия Цезаря до Домициана), считавшийся в средние века образцом жанра биографии. Так, сочинение Эйнгарда «Жизнь Карла Великого» написано в традициях, заложенных Светонием: сначала излагается история рода и ранние годы жизни героя, затем его общественная или государственная карьера, физический феномен и, наконец, его частная жизнь. Биографии Светония, колоритные изображениями пороков его героев, снискали Светонию репутацию сплетника, но на самом деле факты (или слухи), собранные писателем, изначально призваны развлекать читателя, они зачастую откровенно анекдотичны, но при всем при этом органично уживаются с историческими фактами, весьма выпукло рисуют конкретную эпоху и стиль жизни. В какой-то мере он положил начало жанру светской хроники.

Ter.

Теренций Афр (185-159 до н. э.)

Римский драматург-комедиограф, родом из Северной Африки, возможно, бербер. В Риме появился как раб, но был освобожден и находился под покровительством Сципиона Эмилиана и других членов его кружка. Недоброжелатели Теренция обвиняли его в плагиате. Результат литературной деятельности Теренция - шесть комедий «Девушка с Андроса», «Свекровь», «Самоистязатель», «Евнух», «Формион» и «Братья». Они мастерски развивали жанр новой греческой (так называемой новоаттической) комедии, были написаны ясным и элегантным латинским языком и в отличие от Плавта без каких-либо уступок вульгарному вкусу. Оценка современников, за исключением некоторых знатоков, была более чем сдержанной. По существу же произведения Теренция были тем, что мы называем салонной комедией, и требовали утонченной аудитории. Авторские прологи к пьесам представляют большой интерес не только тем, что они раскрывали и оправдывали его метод (например, контаминация, то есть объединение двух произведений в одно), но и тем, что они являются ранним опытом литературной полемики внутри произведения.

Манускрипты Теренция бережно сохранялись и копировались вместе с рисунками, а латинским языком драматурга восхищались св. Августин и св. Иероним. В 10 в. саксонская монахиня Гросвита (ок. 935-973) пробовала писать на религиозные темы в манере Теренция, чтобы добиться более пригодного для верующих звучания текста. Его широко ставили на сцене и читали как в оригинале, так и в; переводе в эпоху Ренессанса и позднее, в 18 в., а также использовали в школах как учебник чистого латинского языка. Мольер считал себя духовным наследником Теренция, и в самом деле - «Плутни Скапена» сильно напоминают «Формион».

Terpandrus

Терпандр (7 в. до н. э.)

Один из первых известных в истории греческих певцов и музыкантов. Родился на острове Лесбос, но жил в Спарте. Терпандр придал окончательный вид семиструнной кифаре. Ему приписывается переход от пентатонной к диатонической гамме, то есть музыкальной системе из 7 звуков, основе европейской музыки.

Thales

Фалес Милетский (624-546 до н. э.)

Греческий философ из Милета, представитель ионической натурфилософии. Он пытался определить основу материального мира и решил, что это вода. Материю Фалес считал одушевленной. Геродот утверждает, что Фалес предсказал солнечное затмение, которое наблюдалось 28 мая 585 до н. э. Фалес много путешествовал, бывал в Египте, где изучал причины наводнений Нила; он нашел способ измерения высоты пирамид. Фалес считался одним из Семи мудрецов Греции.

Theocr.

Феокрит (ок. 300-ок. 260 до н. э.)

Греческий пасторальный поэт из Сиракуз, жил главным образом на острове Кос и в Александрии. Его «Идиллии» включают в себя дидактические эпиграммы, поэмы, прославляющие Птолемея, а также стихи-мимы, в которых правдиво изображена жизнь простого народа, например празднества, посвященные Адонису. Высшим достоинством Феокрита было создание жанра пасторальной поэзии, которая оказала значительное влияние на Вергилия и всю последующую буколику (см. Аркадия). Хотя он писал на дорийском диалекте для изысканной аудитории, его искренняя поэзия получила признание у сельских жителей Сицилии и Южной Италии.

Theogn.

Феогнид, греческий элегический поэт конца 6 в. до н. э., вероятно, родом из Мегары. Его разочарованный взгляд на мир и окружающую действительность объясняется исчезновением традиций и привилегий аристократии. Его «Элегии» лапидарны и энергичны и, вероятно, были предназначены для исполнения на дружеских вечерах. Основная тема его стихов - объяснение нравственных принципов аристократии и соответственно критика демократических порядков, которая самому поэту стоила ссылки.

Theophr.

Теофраст (ок. 370-288 до н. э.)

Греческий философ из Эреса (Лесбос), ученик и друг Аристотеля, после его смерти возглавил перипатетическую школу. Из его огромного наследия уцелела лишь малая часть - несколько коротких научных работ и два больших труда по ботанике (первая систематизация растений; применялся аристотелевский метод классификации видов и родов), а также сочинение, имевшее успех среди комедиографов поздней античности, -г «Характеры», где с тонким юмором и иронией описано около тридцати отрицательных типов характеров. Издание «Хорошие характеры» утеряно. Некоторые из них, возможно, были драматизированы в форме монологов. Менандр считался учеником Теофраста. В новой комедии были сильны традиции той классификации человеческих типов, что дали Аристотель («Этика») и Теофраст. Они оказали влияние на все последующее развитие жанра, послужив образцом для Лафонтена, Лабрюйера и других моралистов нового времени.

Thuc.

Фукидид (460-396 до н. э.)

Греческий историк, военачальник во время Пелопоннесской войны. В 424, после поражения в битве за Амфиполь, его изгнали на двадцать лет из Афин во Фракию. Его «История Пелопоннесской войны» состоит из восьми книг, последняя заканчивается событиями 411 (дальнейшее изложение продолжил Ксенофонт). Фукидид первый из историков начал рассматривать исторические события в органической взаимосвязи с главными движущими силами и путями развития, оценивать вредное влияние войн на народный характер. Свои повествования он пишет сжато, выразительно, ясным греческим языком. Но его длинные речи, служащие средством для анализа общественного мнения и последствий разногласий, слишком абстрактны и трудны для восприятия. Наиболее известен его диалог, в котором обсуждается моральное право сильной центральной власти использовать силу против не желающих подчиниться союзников, если военная ситуация и выгода требуют того; а также подробные речи Перикла, в которых убедительно обоснован вклад Афин в цивилизацию. Фукидид был известен во времена эпохи Возрождения благодаря латинскому переводу Лоренцо Баллы и английскому - Гоббса.

Timon

Тимон, мизантроп из Афин 5 в. до н. э. Все, что о нем известно, рассказано в «Жизни Антония» Плутарха. Он был другом Алкивиада. Упоминание о нем встречается в комедиях Аристофана и во многих анекдотах, некоторые из которых цитировал Плутарх, а также в эпитафии, написанной Каллимахом:

Здесь лежит Тимон, ненавидящий людей;

Не мешкай, прохожий!

Прокляни меня, если хочешь, но уходи скорее,

Это все, о чем я прошу.

Он также появляется в одном из диалогов сатирика Лукиана.

Сюжет трагедии Шекспира «Тимон Афинский» основан на сведениях, которые драматург почерпнул у Плутарха.

Trag.

Трагики (Эсхил, Софокл, Эврипид)

Verg.

Вергилий Публий Марон (70-19 до н. э.)

Римский поэт, родившийся в окрестностях Мантуи, получил образование в Кремоне и Милане, а затем переехал в Рим, где присоединился к кругу Мецената и стал близким другом Горация. Помимо ранних произведений сомнительной аутентичности, его первой работой считаются «Эклоги» или «Буколики» - десять пасторальных поэм, построенных по образцу Феокритовых, но дающих некоторую личную информацию; мы знаем из них, что его скромное семейное имение и было конфисковано в 42 под земли для ветеранов гражданской войны, но позже возвращено, возможно, в результате вмешательства будущего императора Августа. Затем появились «Георгики», прославлявшие мирный труд италийских крестьян. Последние десять лет жизни он провел в своем сельском доме возле Неаполя, работая над «Энеидой». Он собирался переработать ее и затем заняться философией, но в 19 предпринял поездку по Греции, заболел и умер в Брундизии. Его тело было привезено в Неаполь и похоронено за городской чертой с эпитафией; по преданию, написанной самим Вергилием:

Мантуя дала мне жизнь, Калабрия

Смерть, и теперь я лежу

В Неаполе, поэт стад

И ферм, и героев.

В том же столетии его могила уже почиталась как святыня, а его работы стали хрестоматийными в римских школах.

В средние века он приветствовался в двух ипостасях: как проповедник христианства в «Мессианских эклогах» и как чудодейственный маг. Гауэр, например, пишет о зеркале Вергилия, которое, как полагали, показывало приближающегося врага на расстоянии в тридцать миль. А предсказание судьбы посредством открывания наудачу тома Вергилия как альтернативы Библии было общим для всей Европы. Рабле заставляет своего Панурга прибегать к этому способу. Традиция утверждает, что могила поэта находится в римском колумбарии над старым гротом Посилиппо, который на самом деле представляет собой остатки римского туннеля сквозь скалу; там, по преданию, Вергилий нанимался магией. Это место посещал Петрарка, он видел эпитафию, но нашел могилу уж разрушенной. Сегодня Вергилий увековечен зеленым оазисом в Неаполе, Парком Вергилия. Для Данте Вергилий был «величайшим поэтом» и стал проводником в «Аду». Начиная с Ренессанса Вергилий оказывал наибольшее влияние на всех, кто работал в эпическом жанре литературы. Он всегда расценивался как один из величайших поэтов в мире, и Пуссен справедливо изобразил его коронуемым Аполлоном на титульном листе Королевского Вергилия (1641).

Вергилий был известен своей склонностью к меланхолии, которая анализировалась в исследовании Палинура, а нежелание поэта публиковать «Энеиду» в непереработанном виде побудило к созданию замечательного поэтического романа «Смерть Вергилия», написанного в 1945 австрийцем Германом Брохом. Он обращается к решению поэта на пороге смерти уничтожить рукопись из-за осознания того, что правда и красота языка не способны совладать с человеческими страданиями и приближением варварства, или, на самом деле, с самой реальностью. Пересекая грань смерти, он испытывает то, что для него «непонятно и невыразимо - мир по ту сторону речи».

Xen.

Ксенофонт (ок. 428 - ок. 354 до н. э.)

Греческий историк, в молодости последователь Сократа, который выведен в его «Воспоминаниях», «Апологии» и «Пире». Позже он восхищался Киром Старшим и спартанским царем Агесилаем и написал идеализированные биографии обоих. Большую часть своей жизни он провел в своем имении возле Олимпии, пожалованном ему властями Спарты за участие в походе против Фив. Он много писал на разные темы, и его трактаты об охоте и управлении имениями, искусстве верховой езды и финансах до сих пор имеют большое значение, как и два его главных исторических труда: «Греческая история» и «Анабасис» - повествование о Персидской кампании и приключениях десятитысячного отряда под предводительством Кира Младшего.

Xenophanes

Ксенофан (ок. 570-480 до н. э.)

Греческий поэт и философ, спасаясь от персов, покинул свой родной Колофон, скитался, пока не осел в Элее (Южная Италия); высмеивал антропоморфизм традиционной мифологии, главным образом в трактовке Гомера и Гее иода. Сохранилось несколько отрывков его произведений пантеистического толка. Он учил об относительности религиозных идей и невозможности адекватного познания бога, но у него была глубокая вера в мировой; божественный дух, разумно управляющий миром; его идеи оказали значительное влияние на последующих элейских философов.

Zenon

Зенон (ок. 336-264 до н. э.)

Греческий философ, основатель стоицизма. Родился в Китионе, на Кипре. Организовал свою философскую школу ок. 300 до н. э.

Разработал основные принципы стоицизма, а именно:

1. Понятие о космосе как о разумном организме.

2. Представление о Зевсе-Логосе, отождествлённом с природой.

3. Неразрывное единство мира за счет огненного дыхания (пневмы).

4. Заимствованное у Гераклита учение о периодическом возникновении и уничтожении миров.

Зенон считал, что цель жизни - полная отрешенность от внешних влияний и абсолютное бесстрашие при подчинении души Логосу. Знамениты парадоксы Зенона, например «Ахиллес и черепаха». Он гласит, что быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху, потому что за то время, когда бегун достигнет ее первоначального положения, черепаха продвинется вперед на какое-то расстояние, и т. д. Интересно, что с позиций здравого смысла, не прибегая к высшей математике, эти парадоксы нельзя разрешить.

Глубокое почтение, которое испытывали к Зенону, можно почувствовать из следующей эпитафии:

Ты, научивший своим быть довольным, отринув богатство,

Тщетно, с бровью седой муж величавый, Зенон.

Мужество мысли открыл ты, провиденье создал ученьем,

Школу свободы открыл, страх из неё удалил...

Предыдущая страница Следующая страница