Поиск по материалам сайта
Cлово "AGE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 2, "АВК"-"АГЛ")
Входимость: 20. Размер: 60кб.
2. Словарь средневековой культуры. РЫЦАРСТВО
Входимость: 6. Размер: 27кб.
3. Словарь средневековой культуры. РЫЦАРСКИЙ РОМАН
Входимость: 5. Размер: 33кб.
4. Словарь средневековой культуры. ПАЛОМНИЧЕСТВО
Входимость: 5. Размер: 23кб.
5. Словарь средневековой культуры. БИБЛИЯ
Входимость: 5. Размер: 25кб.
6. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАЗ"-"ЛЕМ")
Входимость: 4. Размер: 65кб.
7. Словарь средневековой культуры. УНИВЕРСИТЕТ
Входимость: 4. Размер: 36кб.
8. Словарь средневековой культуры. РИТУАЛ
Входимость: 4. Размер: 20кб.
9. Словарь средневековой культуры. КАТОЛИЦИЗМ
Входимость: 4. Размер: 54кб.
10. Словарь средневековой культуры. СВЯТЫЕ
Входимость: 4. Размер: 46кб.
11. ЛЕ ГОФФ (Le Goff) Жак (р. 1924)
Входимость: 4. Размер: 5кб.
12. Словарь средневековой культуры. АГИОГРАФИЯ
Входимость: 3. Размер: 32кб.
13. Словарь средневековой культуры. СВЯТЫЕ КОРОЛИ
Входимость: 3. Размер: 33кб.
14. Словарь средневековой культуры. ЛИЧНОСТЬ
Входимость: 3. Размер: 42кб.
15. Библиография
Входимость: 3. Размер: 47кб.
16. Словарь средневековой культуры. ШКОЛА
Входимость: 3. Размер: 22кб.
17. Словарь средневековой культуры. ЧУДО
Входимость: 3. Размер: 15кб.
18. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "П" (часть 2, "ПЕР"-"ПОК")
Входимость: 3. Размер: 50кб.
19. Словарь средневековой культуры. ДРАМА ГОРОДСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ
Входимость: 3. Размер: 37кб.
20. Словарь средневековой культуры. КУПЦЫ
Входимость: 3. Размер: 24кб.
21. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "В" (часть 2, "ВОЖ"-"ВЫЧ")
Входимость: 2. Размер: 48кб.
22. Словарь средневековой культуры. ТРУВЕРЫ
Входимость: 2. Размер: 20кб.
23. Словарь средневековой культуры. ВИДЕНИЯ
Входимость: 2. Размер: 31кб.
24. Словарь средневековой культуры. ТРУБАДУРЫ
Входимость: 2. Размер: 35кб.
25. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Г"
Входимость: 2. Размер: 88кб.
26. Словарь средневековой культуры. ВРЕМЯ
Входимость: 2. Размер: 21кб.
27. Словарь средневековой культуры. ПУТЕШЕСТВИЕ
Входимость: 2. Размер: 15кб.
28. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАА"-"НАР")
Входимость: 2. Размер: 55кб.
29. Мифы народов мира. ЦАРЬ
Входимость: 2. Размер: 32кб.
30. Словарь средневековой культуры. EXEMPLUM
Входимость: 2. Размер: 16кб.
31. Словарь средневековой культуры. ВИКИНГИ
Входимость: 2. Размер: 22кб.
32. Словарь средневековой культуры. СМЕРТЬ
Входимость: 2. Размер: 18кб.
33. Словарь средневековой культуры. МИССИЯ
Входимость: 2. Размер: 21кб.
34. Словарь средневековой культуры. ДРАМА ЛИТУРГИЧЕСКАЯ
Входимость: 2. Размер: 11кб.
35. Словарь средневековой культуры. ДЕРЕВНЯ
Входимость: 2. Размер: 25кб.
36. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Л" (часть 5, "ЛИК"-"ЛИТ")
Входимость: 2. Размер: 72кб.
37. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФАР"-"ФЕМ")
Входимость: 2. Размер: 42кб.
38. Словарь средневековой культуры. ТРУД
Входимость: 2. Размер: 19кб.
39. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАБ"-"ХЕМ")
Входимость: 2. Размер: 38кб.
40. Словарь средневековой культуры. ФАБЛИО
Входимость: 2. Размер: 20кб.
41. Словарь средневековой культуры. ЛИТЕРАТУРА
Входимость: 2. Размер: 22кб.
42. Словарь средневековой культуры. ЧУДОВИЩА
Входимость: 2. Размер: 16кб.
43. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 15, "АРТ"-"АСК")
Входимость: 2. Размер: 50кб.
44. Словарь средневековой культуры. ФАРС
Входимость: 2. Размер: 18кб.
45. Словарь средневековой культуры. ПРАЗДНИК
Входимость: 2. Размер: 31кб.
46. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛИТ"-"ЛЮЦ")
Входимость: 1. Размер: 33кб.
47. Мифы народов мира. Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛАТ"-"ЛЕР")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
48. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Н" (часть 2, "НЕБ"-"НУЭ")
Входимость: 1. Размер: 42кб.
49. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 12, "СТР"-"СЦИ")
Входимость: 1. Размер: 45кб.
50. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Н"
Входимость: 1. Размер: 28кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 2, "АВК"-"АГЛ")
Входимость: 20. Размер: 60кб.
Часть текста: К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "А" (часть 2, "АВК"-"АГЛ") АВКСЕСИЯ АВКСЕСИЯ - Auxesia, Αυξησία, возрастительница; вместе с Damia ее чтили во многих местах Греции, в Трезене. Эпидавре, на Эгине и Крите. Оба имени суть, вероятно, эпитеты Деметры и Персефоны. В честь их совершались одинаковые обряды и приносились одни и те же жертвы, а в Эпидавре - совершались им также мистерии. Hdt. 5, 82-88. Paus. 2, 30, 5 и 32, 2. АВКСО АВКСО - Αω̃ξώ, см. Χάρις., Хариты . АВЛИДА АВЛИДА - Aulis, Αυλίς, город на Еврипе в Беотии, известный как сборный пункт для флота, отправлявшегося против Трои; местом самой стоянки служила ближняя, почти круглая бухта τó μικρον Βαθύ. Hom. Il. 2, 304 слл. 496 (πετρήεσσα) и чаще. АВЛОН АВЛОН - Aulōn, Αυλών, нарицательное имя всякого узкого прохода, именно узких долин и ущелий, и прилагается поэтому ко многим местностям, из которых заметим: 1. город и ущелье на р. Кипариссе в Мессении, с храмом Асклепия. Хеn. Hell. 3, 2, 25. 3, 8; 2. портовый город в Иллирии, н. Валона; 3. город на северозападном краю стримонского залива в Македонии. Thuc. 4, 103; 4. местечко в горнозаводском округе Аттики, может быть, вся долина, разделяющая оба главных хребта Лавриона; 5. превосходная виноградная местность к северу от Тарента, см. Horat. Od. 2, 6, 18. Mart. 13, 125, вероятно н. Мелоне. АВРЕЛИАН АВРЕЛИАН - Aurelianus, 1. L. Domitius Α., римский император, родился от простых родителей в Сирмии, городе Паннонии, в 211 г. от Р. X., но усыновлен...
2. Словарь средневековой культуры. РЫЦАРСТВО
Входимость: 6. Размер: 27кб.
Часть текста: средневековой культуры РЫЦАРСТВО В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М О П Р С Т У Ф Ч Ш РЫЦАРСТВО РЫЦАРСТВО - P.o - сложное и многоплановое понятие. Слово «рыцарь» (лат. miles, caballarius, фр. chevalier, англ. knight, ит. cavalière) нередко буквально значило «всадник», но Р.о - это не «кавалерия». «Рыцарями» называли благородных сеньоров, однако Р.о не может быть отождествлено со знатью и сеньорами. Наконец - и, возможно, в первую очередь, - с понятием Р.а связывается определенная этическая модель, различные элементы которой стали результатом взаимодействия церковной и аристократической культур. С этой точки зрения Р.о в той же мере социально-политический институт, в какой -социокультурная фикция, и подлежит рассмотрению в двух аспектах - как часть реального и как часть воображаемого мира средневековья. Рыцарство и сеньориальный строй Хотя подобный феномен Р.а возникает в источниках не ранее времени высокого средневековья, его предысторию следует искать в глубине столетий. Согласно одной из точек зрения - в римских административных структурах (К.-Ф.Вернер). Термин militare (букв, «служить солдатом») в античном Риме применялся не только к военной, но ко всяким видам государственной службы. Римские магистраты (milites) при вступлении в должность в знак передаваемой им публичной власти опоясывались мечом (cingulum militiae). С распадом империи их функции и статус перешли к лицам, представлявшим публичную власть в варварских обществах. Они и осуществляли militia на манер римских магистратов. Как и в поздней империи, в средние века государственная служба была связана с передачей оружия тем, кто правил от имени власти. Р.о, далее,...
3. Словарь средневековой культуры. РЫЦАРСКИЙ РОМАН
Входимость: 5. Размер: 33кб.
Часть текста: бретонские сказания, группирующиеся вокруг полулегендарного короля бриттов Артура и его сподвижников - рыцарей Круглого Стола. В своем первоначальном значении слово «roman» указывало на «романский» (французский, в противовес латинскому) язык данного произведения. Жанровая семантика включается в него постольку, поскольку «роман» противопоставляется «жесте» (chanson de geste), национальному героическому эпосу. Р.ий Р. формируется как антипод «песней одеяниях» с их установкой на изображение идеального прошлого Франции; отсюда и очевидная связь Р.ого Р.а - на ранних стадиях его становления - с эпосом. Романы 50-х гг. XII в. целиком остаются на исторической почве, однако не национальной, а «чужой» - прежде всего античной. Часто они обнаруживают и формальное сходство с эпической поэмой. Сохранившийся фрагмент «Романа об Александре» (20-е гг. XII в.) Альберика из Безан-сона, равно как и одноименный анонимный роман, возникший чуть позже при пуатевин-ском дворе, написаны лессами, ассонансным стихом. Анонимный «Роман о Фивах» представляет собой переработку «Фиваиды» Стация в соответствии с понятиями и нормами своего времени, а громадный «Роман о Трое» Бенуа де Сент-Мора строится на средневековых латинских пересказах Гомера. Создатели романов, труверы , зачастую занимают должность придворного историографа (Бенуа де Сент-Мор, нормандец Вас). Однако, несмотря на неугасающий в течение всего средневековья интерес к фигуре Александра Македонского (романы Александра де Берне, Пьера де Сен-Клу, Александра де Пари, Томаса из Кента) и возникновение в последней трети XII в. целого ряда «антикизирую-щих» романов («Атис и Профилиас» Александра де...
4. Словарь средневековой культуры. ПАЛОМНИЧЕСТВО
Входимость: 5. Размер: 23кб.
Часть текста: в средние века форма благочестивого путешествия к центрам поклонения христианским святыням (в том числе в Рим, Иерусалим и другие места). Центры П.а были связаны с местами погребения апостолов и святых, нахождения христианских реликвий. Верующий знал, что Бог присутствует всюду, но желал приблизиться к таким привилегированным в сакральном отношении местам, где был возможен физический контакт с божественной сферой и где молитва обещала быть скорее услышанной. Реликвии, место реального присутствия святого, рассматривались как потенциальный источник чуда; во время паломнических путешествий паломники часто бывали свидетелями чудес и надеялись на помощь святого - исцеление и пр. Многие паломнические путешествия предпринимались с целью добыть реликвии, а многие центры культа святых стали широко известны благодаря паломникам. В христианской традиции немало святых заслужили почитание в качестве совершенных паломников, а само П.о, добровольное изгнание, воспринималось как путь к святости. Древнее латинское слово peregrinatio употреблялось в двух значениях, о чем, в частности, говорит Данте: в узком смысле пилигрим (паломник) есть тот, кто идет к дому святого; в широком смысле peregrinus - тот, кто находится на чужбине, чужеземец, изгнанник. В этом смысле и Авраам, покинувший страну, в которой он родился, ради...
5. Словарь средневековой культуры. БИБЛИЯ
Входимость: 5. Размер: 25кб.
Часть текста: без письменной культуры, но общества средневекового Запада решили для себя этот вопрос иначе. Причиной является то, что они были наследниками греко-римского мира, так много давшего истории письменности, и, может быть, в большей степени - выбор, сделанный королевствами средневековой Европы в пользу христианства. Вместе со св. Писанием христиан они принимали идею превосходства написанного, гарантии против забвения. Однако культуры раннего средневековья предпочитали устное слово в актах повседневной жизни, например, влитургии, основанной на текстах, тщательно кодифицированных и многократно повторяемых. Нет ли здесь противоречия? Каким образом магия письма может действовать в мире, отдающем еще столь явное предпочтение устному? Как письменное слово проходит через испытания диглоссией и многоязычием? Таковы основные проблемы, показывающие, что история Б.и - это не только история ее восприятия, ее чтения и ее читателей, это даже не история ее назначения и ее использования, но также это история проникновения ее духа и содержания в социальный мир. Историк средневековых культур увидит здесь в...
6. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАЗ"-"ЛЕМ")
Входимость: 4. Размер: 65кб.
Часть текста: в Иудею. Марфа выходит к Нему навстречу и, не смея прямо попросить о чуде воскрешения, говорит: «знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог» (Ин. 11:22). Христос требует от нее исповедания веры в то, что Он есть «воскресение и жизнь», и получает его (11:25-27). В ответ на приказ Христа отвалить камень от пещеры-склепа Марфа напоминает, что тело уже разлагается и смердит. Но Христос вызывает мертвеца словами: «Лазарь! Иди вон» (11:43). Л. выходит, обвитый по рукам и ногам пеленами, с лицом, закрытым погребальным платом, и Христос велит развязать его. За трапезой в Вифании, на которой Мария помазала ноги Христа благовонным миром, Л. упомянут в числе «возлежавших» (12:2). Воскрешение Иисусом Христом Л. - не единственное: воскрешены дочь Иаира (Мф. 9:18-26, Мк. 5:22-43, Лк. 8:41-56) и сын вдовы из Наина (Лк. 7:11-17), но оно имело особенно ярко выраженный характер публичного, торжественно данного мессианского «знамения». Это вызвало ожесточенную реакцию антагонистов Христа и приблизило расправу над Ним: воскрешение Л. многозначительно предваряет «страсти Христовы». Согласно средневековому преданию, Л. прожил после воскрешения 30 лет в строгом воздержании и был поставлен первым епископом города Китиона на острове Кипр. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь ЛАЗАРЬ УБОГИЙ...
7. Словарь средневековой культуры. УНИВЕРСИТЕТ
Входимость: 4. Размер: 36кб.
Часть текста: generale, всеобщая (высшая) школа. Keep. XIII в. можно говорить о формировании системы У.ов Европы. У.ы были учебными корпорациями. Они обладали властью присваивать ученые степени, главной из которых была licentia ubique docendi - право «преподавать повсюду». Именно это и отличало «всеобщую» школу от школ «местных» (studia particularia). Степень, присужденная У.ом, по идее в обязательном порядке признавалась во всем христианском мире. Гарантом этого выступала власть, выдавшая У.у документ об основании и правах. Не признать полноценность университетской ученой степени значило бросить вызов этой власти. Такой властью было прежде всего папство . Привилегии У.ам могли выдавать и императоры и короли (в особенности те из них, кто считал себя «императором в своем королевстве», - французские), но У. становился полноправным Studium generale лишь после обретения им папской грамоты. Встречались, однако, и нарушения принципа универсальности степеней, на страже которого стояла университетская власть. Поэтому европейские У.ы выступали неизменными сторонниками...
8. Словарь средневековой культуры. РИТУАЛ
Входимость: 4. Размер: 20кб.
Часть текста: аспектов Р.а не чуждо средневековым авторам. На рубеже XIИ в. Иоанн Белет выделял четыре элемента богослужения: Ioca, tempora, personae, res («время», «место», «лица», «вещи»). В самом деле, Р. предполагает или, лучше сказать, создает присущие ему пространство (церковь, городская площадь, пиршественная зала, турнирное ристалище и т. д.) и время (общая продолжительность, ритм, перерывы и кульминационные моменты). Ритуальны бывают жесты и слова, одежда и эмблематика; Р. включает манипуляцию символическими объектами инсигныи в ходе коронации, кольцо при венчании, вино и хлеб в обряде евхаристии и т. д.). «Эксплуатируя» общественные символы, содержание и символические функции Р.а, тем не менее, не существуют помимо самого ритуального действа. Иными словами, король предстает королем в полном смысле слова только тогда, когда публично являет свое королевское величество, верша правый суд либо торжественно въезжая в город. Если возможно классифицировать общества по степени важности, какую они придают Р.ам, позволительно задаться вопросом, не развило ли средневековое общество ритуал изацию повседневной жизни в большей мере, чем наше? По крайней мере верно то, что оно сообщало...
9. Словарь средневековой культуры. КАТОЛИЦИЗМ
Входимость: 4. Размер: 54кб.
Часть текста: завершившейся в 1054 г., и до Реформации и появления протестантизма в XVI в. единственная господствующая религия Западной Европы, дававшая духовное единство западному «христианскому миру» (фр. chré[s]tienté, засвидетельствованное уже в «Песни о Роланде», нем. Christenheit, англ. Christendom, ит. cristianità и т.п., и прежде всего лат. christianitas - слова, ключевые для истории средневекового Запада и знаменательным образом не переводимые на русский язык). Лат. прилагательное catholicus (от греч. кабоДлкос «всеобщий») в смысле вероисповедном и экклезиологическом оставалось до разделения церквей эквивалентом слова «православный» (оно присутствует в принятом на вселенских соборах IV в. и до сих пор сохраняемом и в православном обиходе греческом тексте символа веры как эпитет «святой» и «апостольской», т.е. истинной, церкви; в церковно-славянском переводе оно оказалось - не сразу - передано эпитетом «соборный»; в специальной терминологии русского православного богословия в этом же смысле употребляется термин «кафолический»). Оно выражало со времен внутри-христианских конфликтов II в. идею авторитетного, обязующего церковного и докт-ринального единства в противоположность всем «ересям» и «расколам» («схизмам»), всем частным мнениям, культурным различиям и локально-этническим интересам. В этом смысле «кафоличность», или «католич-ность», и «православие», или «ортодоксия», выступали как взаимодополняющие атрибуты идеала церкви. Однако уже в...
10. Словарь средневековой культуры. СВЯТЫЕ
Входимость: 4. Размер: 46кб.
Часть текста: своими истоками в эпоху раннего христианства. Его своеобразным предвестием было почитание в христианских общинах Богоматери, Иоанна Крестителя и апостолов, к которым с течением времени добавились и христанские мученики . По мнению христиан, начальная история их церкви (I-III вв.) была связана с систематическими преследованиями со стороны римских властей. Христиане, не отрекшиеся от веры под пытками, принявшие мученическую смерть , представлялись своим единоверцам истинным примером для подражания. Память о них приобретала характер ежегодного обряда, а их погребения становились местами особого почитания. Утверждение христианства в качестве официально разрешенной религии (313 г.) открыло новые перспективы для почитания С.ых. С этого времени культ С.ых занимает одно из центральных мест в религиозной и церковной жизни христианского общества. Существенная, если не исключительная, роль в этом процессе принадлежала епископам - ключевым фигурам в организационно-административной системе ранней христианской церкви. Усилиями епископов мученики, почитавшиеся в тех или иных общинах, т.е. весьма узким кругом христиан, приобретают широкую популярность, зачастую в масштабах всей христианской ойкумены. Епископы являлись инициаторами создания торжественных мемориалов над могилами мучеников (как правило, в форме базилики) или переноса их мощей в храмы из захоронений в римских катакомбах, активно занимались поисками останков героев эпохи преследований. В целом, они играли роль своеобразных «антрепренеров» (П.Браун) культов С.ых, не только стимулируя его развитие, но и направляя стихийное поклонение в русло институализированной церковной жизни. Могилы мучеников в IV-V вв. становятся местами массового паломничества и экзальтированного религиозного поклонения. Развитие культа С.ых свидетельствовало о разрыве христианства с традиционной системой мировоззрения. В частности, в нем перечеркивались господствовавшие в античном Средиземноморье представления о...