Словарь средневековой культуры
ПАЛОМНИЧЕСТВО

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М О П Р С Т У Ф Ч Ш

ПАЛОМНИЧЕСТВО

ПАЛОМНИЧЕСТВО (лат. peregrinatio), распространенная в средние века форма благочестивого путешествия к центрам поклонения христианским святыням (в том числе в Рим, Иерусалим и другие места).

Центры П.а были связаны с местами погребения апостолов и святых, нахождения христианских реликвий. Верующий знал, что Бог присутствует всюду, но желал приблизиться к таким привилегированным в сакральном отношении местам, где был возможен физический контакт с божественной сферой и где молитва обещала быть скорее услышанной. Реликвии, место реального присутствия святого, рассматривались как потенциальный источник чуда; во время паломнических путешествий паломники часто бывали свидетелями чудес и надеялись на помощь святого - исцеление и пр. Многие паломнические путешествия предпринимались с целью добыть реликвии, а многие центры культа святых стали широко известны благодаря паломникам. В христианской традиции немало святых заслужили почитание в качестве совершенных паломников, а само П.о, добровольное изгнание, воспринималось как путь к святости.

Древнее латинское слово peregrinatio употреблялось в двух значениях, о чем, в частности, говорит Данте: в узком смысле пилигрим (паломник) есть тот, кто идет к дому святого; в широком смысле peregrinus - тот, кто находится на чужбине, чужеземец, изгнанник. В этом смысле и Авраам, покинувший страну, в которой он родился, ради земли, обетованной Богом, - peregrinus. Исход ветхозаветных евреев, покинувших Египет, пересекших Красное море и блуждавших в пустыне в поисках земли обетованной, трактовался в христианской культуре символически. Подобно ветхозаветным евреям, христиане ищут небесный Иерусалим, но теперь народ божий ведет не Моисей, а Христос. Благодаря литургии и комментариям отцов церкви этот образ не покидал сознания христиан. Согласно средневековым представлениям, всякое П.о есть символический путь к Богу для истинного христианина, который должен отрешиться от грешной земли ради небесного Иерусалима. Эта идея повлияла на христианское осмысление судьбы человека -«странника и пришельца» (1 Пет. 2,11: «Прошу вас, как пришельцев и странников»; Евр. 11,13: «говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле»). Средневековый христианин - homo viator, странник в земной жизни на пути к Богу. Потому П.о в средние века - это не только перемещение в пространстве, но и внутренний духовный процесс. Достигающий святых мест приобщается их святости. П.о понималось и как подражание Христу (imitatio Christi). Цель П.а - спасение души через покаяние. Вместе с тем отношение к П.у в средневековой церковной традиции двойственное. С одной стороны, П.о в наибольшей мере отвечает христианской концепции жизни semper in via, semper in itinere («всегда в пути»), и peregrinatio в широком смысле есть путь к святости; с другой стороны, не менее важный идеал христианского средневековья - покой, монашеская оседлость (stabilitas loci). Потому перемена мест, странствования нередко осуждались; скитальцы (gyrovagi) вызывали неодобрение общества. Так, на Шалонском соборе в 813 г. было принято постановление, согласно которому покаянное П.о в Иерусалим как таковое вовсе не освобождало от грехов, а избавить от них могло лишь само пребывание в Святой Земле и благочестивый образ жизни.

В средние века, в соответствии с целью путешествия, различали П.а «великие» и «малые». К «великим» относились П.а в Иерусалим, Рим и Сантьяго-де-Компостела. Согласно Данте, паломники, направляющиеся в Рим, - romei, в Иерусалим - palmieri (от пальмовой ветви, лат. palma, по обычаю привозимой паломниками из Палестины; отсюда русское слово «П.о»), в Сантьяго-де-Ком-постела - pellegrini. Главный центр П., Иерусалим, уже в Апокалипсисе становится символом мистической церкви и центральным пунктом мессианских ожиданий. П. в Иерусалим особенно благодатно в плане реликвий. Здесь имели место страсти Христовы. Рим - место погребения апостолов Петра и Павла. ВIX в. под непосредственным воздействием Реконкисты начинаются П.а в Сан-тьяго-де-Компостела, где, согласно легенде, был похоронен апостол - Иаков Старший, сын Заведеев, казненный в Сирии в 44 г. Позже к peregrinationes maiores было отнесено и П. в Кельн. Peregrinationes minores, «малые» П.а, совершались в Эфес к гробнице апостола Иоанна, в Венецию к мощам апостола Марка, в Кентербери, который становится центром П.а после смерти в 1070 г. архиепископа Фомы Бекета, канонизированного вскоре после смерти, в Бари - к мощам св. Николая. Все эти П.а имели общеевропейское значение. Кроме того, существовало множество местных паломнических центров: св. Мартин в Туре, св. Иларий в Пуатье, св. Фида в Конке, св. Мадлен в Везеле, Мон-Сен-Мишель в Нормандии и пр.

Другую типологию П. - по назначению -дал в XIV в. французский аббат Пьер из Жон-селе: «Один род П. - те, когда паломники посещают святые места и храмы из благочестия (pietatis causa); другой - когда путешествие совершается ради покаяния за совершенные грехи (in poenam); третий род - когда паломники перед смертью посещают святые места, где они желали бы быть похороненными». Эти различия, впрочем, весьма условны.

Наиболее распространенными были П.а с целью исцеления. Как правило, такие паломники отправлялись к центрам поклонения местным святым. Прибывая к месту П.а, пилигрим приносил дары святому - нередко свечу в собственный рост или размером с больной орган. Многие П.а совершались с целью покаяния и служили отпущению грехов. В такие П.а церковные власти часто отправляли убийц, воров и других преступников. Подобная церковная кара подчинялась тарифу и зависела от тяжести преступления. К этому же типу примыкают и П.а, налагаемые в качестве наказания по решению суда. Такие покаянные П.а были введены в гражданское право Западной Европы по инициативе инквизиции. Преступники часто отправлялись в путь в цепях или кандалах, с прикрепленным к ним орудием убийства. Тот, кто достигал цели путешествия, или же чувствовал, что Бог простил его, ломал оковы. Впрочем, верили, что цепи чудесным образом ломаются сами собой. Покаянные П.а в средние века получили особенно широкое распространение во Фландрии и Брабанте, а также в рейнских городах и городах Ганзы. Особый тип составляли П.а к центрам поклонения святым, покровительствующим королевским династиям. Св. Мартин Турский выступал небесным патроном франкских королей начиная с Хлодвига, св. Дионисий -начиная с Дагоберта. В Германии со времени перенесения мощей трех волхвов из Милана в Кельнский собор (ок. 1164 г.) Кельн также становится паломническим центром, а упомянутые реликвии приобретают символическое значение и для королевской власти. Центром П. в Норвегии было место захоронения короля Олава Святого (995-1030), признанного после смерти perpetuus rex, «вечным королем» страны. Светские правители во многом способствовали превращению некоторых святых в заступников королевства. Такова, например, роль св. Михаила во Франции, который был, помимо того, святым покровителем Ломбардии; толпы паломников устремлялись к месту его почитания в Монте-Гаргано. Представители царствующих династий средневековой Европы часто предпринимали паломнические путешествия к центрам почитания святых, совершали в пользу этих религиозных центров дарения и строили церкви. Идея покровительства святых была чрезвычайно важна для религиозной легитимации власти средневековых правителей. Она составляла ее харизматическую основу и подтверждала божественное ее происхождение.

Характер П. менялся на протяжении средневековья. Их интенсивность также имела свою динамику. В раннехристианскую эпоху распространены peregrinationes к живым святыням - многие шли в пустыни, чтобы посмотреть на знаменитых аскетов, к местам, где процветал идеал христианского героизма. Посещали также связанные с божественными деяниями святые места (в основном в Палестине - гору Фаворскую, Синай, Голгофу) и могилы мучеников. Впрочем, исторический интерес к святым местам преобладал над религиозным почитанием. Для раннехристианских паломников важнее увидеть, чем покаяться. Следующий период - с IV по VII в. - характеризуется взлетом паломнического движения. Среди мотивов благочестивого путешествия отныне более остро встает вопрос покаяния. Процветало в основном П.о к местным святым, но и христианские святыни Палестины не остаются в безвестности. В 325 г. мать императора Константина св. Елена посещает святые места с целью найти гробницу Христа и производит раскопки; в следующем году она начинает строительство храма Гроба Господня. В кон. IV в. в Палестине был открыт целый ряд святых мест (ротонда Анастасия, грот в Вифлееме, Голгофа и др.). Паломники приходили из самых разных мест, и большую их часть составляли западные путешественники. Ок. 384 г. написаны записки паломницы - галльской монахини Этерии, желавшей вжиться в события священной истории и с этой целью посетившей Синай и Эдессу. В 410 г. другая знатная дама Мелания из Рима направилась сначала в Северную Африку, а затем ради христианских святынь в Палестину. В последующий период - с VII в. по X в. центры П. в Западной Европе стали более многочисленными; кроме того, были обнаружены новые реликвии. В отличие от Востока, где уже с IV в. мощи святых вынимались из гробниц и расчленялись в целях умножения числа христианских реликвий, на Западе неприкосновенность святых могил вначале строго соблюдалась, но уже в каролингскую эпоху практика переноса мощей сделалась расхожей. Рим был главным поставщиком реликвий, и многие П.а предпринимались с целью добыть реликвии.

Если в X в. среди дальних П. (П.а к местным святым оставались интенсивными) еще преобладают П.а в Рим, то в XI в. главный центр паломнических путешествий - Иерусалим. Эти П.а часто были коллективными -так, в 1054 г. епископ Камбре посетил город вместе с 3000 паломников; в 1064-1065 гг. епископ Бамбергский сопровождал в Иерусалим 7000 паломников. Популярность П. в Святую Землю в это время во многом объясняется ростом эсхатологических настроений -ожиданием Страшного суда, второго пришествия Христа. Грядущее воскресение мертвых побуждало верующих искать для себя такое место погребения, где они могли бы рассчитывать на заступничество святых. Неизменной популярностью в этом качестве пользовалась Иосафатская долина близ Иерусалима, где, согласно св. Писанию, и должен состояться Страшный суд. Пик П. в Иерусалим приходится на XI в., и именно они подготовили почву для крестовых походов. Иерусалим оставался одним из главных центров П.а и в XII в.

Существенные изменения в паломническом движении, в большой степени под влиянием крестоносного движения, произошли в XIII в. После Четвертого крестового похода, в результате которого крестоносцами был разгромлен Константинополь, византийские реликвии мощным потоком хлынули в Европу. В это время торговля реликвиями достигает апогея. После завоевания византийской столицы Западная Европа оказалась буквально наводнена реликвиями. Тогда же Людовику Святому удалось купить у венецианцев проданный им Боду-эном II терновый венец Христа и части его креста, которые будут храниться в специально построенной для этого церкви Сент-Ша-пелль. Приток реликвий изменил характер П. Останки мучеников стали более доступны. Чтобы поклониться мощам св. Иакова, не обязательно было отправляться в Сантьяго, поскольку он также физически присутствовал в Намюре, Париже и Труа. В XIII в. стиралось различие между местными и дальними П.ами за счет развития практики равного отпущения. Одновременно возрастает роль общехристианских святых. Культы Христа, Богоматери и ряд других составляют отныне серьезную конкуренцию почитанию местных святых. Все это обусловило определенные перемены в христианском благочестии. В XIII-XIV вв. происходит процесс интериоризации религиозных чувств, повлиявший и на почитание христианских святынь, и на характер паломнических путешествий. В XV в. в Западной Европе чрезвычайно популярен «Роман о трех П.ах» Гильома де Дегильвиля - П.е человеческой жизни от колыбели до могилы, П.е души на пути беспрестанного совершенствования, П.е Иисуса Христа, указующего нам путь спасения.

Как и по каким мотивам уходили в П.о? Часто по обету, приносившемуся при драматических обстоятельствах. Иногда на мысль о П.е наводило чтение св. Писания; иногда к этому призывал явившийся христианину святой. Поводом могли послужить болезнь, эпидемия, боязнь кораблекрушения. Но нередки и моральные мотивы - чаще всего страх ада и смерти (как, например, в случае с графом Анжуйским Фульком Нерра, который в XI в. отправился в Иерусалим с целью замолить грехи). Покаяться - вот главная цель П.а. Перед паломническим путешествием рекомендовалось исповедаться в грехах. Паломник должен был также расплатиться с долгами, отдать свое имущество под опеку церкви, помириться с соседями. Перед тем, как отправиться в П.о, служили мессу; паломники каялись и причащались. Затем они облачались в одежду пилигрима; мешок и посох, шарф и специальные значки на головном уборе - все это знаки паломника (signa peregrinationis). Эти знаки паломник получал от приходского священника. Французские короли - в базилике Сен-Дени.

Паломник пользовался особой правовой защитой (т.н. lexperegrinorum). Он становился неприкосновенным, защищенным церковным правом, как только получал официальное благословение церкви. Посягнувший на жизнь и свободу паломника подвергался анафеме. Светские власти также заботились о статусе паломника. Уже при Карле Великом, начиная с VIII в., во Франкском королевстве паломник пользовался особыми правами - ему выдавалась охранная грамота, обеспечивалась безопасность его передвижения. С XII в. паломнику предоставляли специальные привилегии (т.н. forum ecclesi-asticum), охраняющие жизнь и имущество его и членов его семьи. На паломника не распространялись многие ограничения, действовавшие в гражданском праве (например, на имущественные сделки паломника не распространялся срок давности в один год и один день - заложивший или передавший во временное пользование собственность паломник мог вернуть ее назад и по истечении более длительного времени). Подобными привилегиями позже пользовались и крестоносцы (т.н. «привилегия креста»).

Как же именно путешествовали паломники? «Блаженное одиночество» (beata solitu-do) - лишь идеал. Как правило, путешествовали группами. Первый итинерарий, описывающий путь в Палестину, «Путеводитель из Бордо в Иерусалим» (Itinerarium Burdigalense), был составлен ок. 333 г. - в нем указывались расстояния между почтовыми станциями на пути в Святую Землю. В подобных путеводителях описывались святые места, христианские святыни, этапы паломнического путешествия. В сер. XII в. был составлен т.н. «Путеводитель паломника в Сантьяго-де-Ком-постела», в котором описание пути сочетается с рассказами о нравах разных народов и стран. В помощь паломникам были проводники и местные жители. Нередко паломники ходили пешком. Некоторые средневековые тексты настаивают на том, что совершать паломническое путешествие следует не только пешком, но и босиком. Распевая псалмы, паломники двигались от прихода к приходу, от часовни к часовне, останавливаясь у чудодейственных источников, находя гостеприимство в монастырях. Перед дальним путешествием, например, в Святую Землю, запасались провизией - сухими плодами, мускатными винами, соленой рыбой, пряностями и пр. Состояние как морских, так и сухопутных коммуникаций делало путешествие сложным. Раннесредневековые паломники, отправлявшиеся в Святую Землю, часто избирали сухопутный маршрут через Балканы, Малую Азию и затем Сирию; а обратно -морской путь через Средиземное и Эгейское моря в Константинополь и оттуда в Западную Европу. И в VII в., несмотря на взятие Иерусалима мусульманами в 614 г., поток паломников в Святую Землю не прекращался. П.о в Иерусалим в VII-X вв. было преимущественно морским путешествием. Чаще всего маршрут проходил через Южную Италию (порты Салерно и Таранто, Амальфи и Бари были основными транзитными пунктами), где паломники садились на корабли и плыли до Египта, откуда и достигали Святой Земли. В XI в. пути паломников резко меняются. Если прежде они избирали морской путь, то теперь популярным становится сухопутный. Это связано с двумя обстоятельствами: во-первых, после обращения венгров в христианство для паломников, направляющихся в Святую Землю, открылся путь через Центральную Европу; во-вторых, преследования христиан халифом Аль-Хакимом в Египте и Палестине (1009 г.) на какое-то время сделали невозможным путь через Египет. К тому же завоевания норманнами Южной Италии затруднили всякие коммуникации в этом регионе. Именно путь через Центральную Европу станет тем маршрутом, который изберут участники Первого крестового похода. В XIII-XV вв. французские паломники в Святую Землю направлялись сначала в Лион, а затем в Марсель или Венецию, или Бринди-зи - основные транзитные пункты П.а на Восток. Попутно посещали Корфу, затем Крит, Родос и Кипр и оттуда прибывали в Яффу, а затем в Иерусалим. Из Германии продвигались по течению Рейна, затем вдоль Дуная через Венгрию, Балканы до Дарданелл к побережью Мраморного моря и Константинополю, а оттуда - в Восточное Средиземноморье. Путешествие было продолжительным и опасным. Надо было считаться и с возможными бурями, и с опасностью, исходящей от мусульманских пиратов. В одном из итинерариев паломнику рекомендуется взять с собой сосновый сундук, так как «он будет служить тебе сиденьем в течение дня, постелью - в продолжение ночи, складом для твоей провизии, гробом - чтобы тебя не бросили в море, если, что весьма вероятно, тебе придется умереть в дороге».

Завершение паломнического обета знаменует омовение; в Сантьяго - перед входом в город; в Иерусалиме - купание в Иордане, которое рассматривалось как своего рода второе крещение, поскольку сами воды Иордана, в глазах христианина, были священной реликвией. В Иерусалиме цель паломников -прежде всего посещение Гроба Господня, непременный момент этого визита - поцелуи и слезы. Из паломнических путешествий пилигримы привозили сувениры - из Палестины пальмовые ветки, из Сантьяго или Мон-Сен-Мишеля раковину (символ чистоты); разнообразные реликвии - сосуды с маслом из лампады над могилой святого, пыль или землю с могилы, воск свечей, зажженных там же. Нити покрывала на алтаре, мох на камнях саркофага, веревка, на которой висел церковный колокол, предметы, касавшиеся мощей святого, - все это могло стать христианской реликвией. Из Святой Земли было принято приносить кусочки камня Гроба Господня, известняк из Вифлеемского грота, в котором пряталось святое семейство во время бегства в Египет. Многие церкви в Западной Европе были основаны специально для сохранения реликвий и посвящались Гробу Господню. В 1007 г. такая церковь была основана в Больё графом Анжуйским Фуль-ком для хранения камня из Иерусалимской церкви. Легенда рассказывает, что во время благочестивого визита в Иерусалим граф, целуя Гроб Господен, откусил кусочек камня, который как важная христианская реликвия был доставлен во Францию. В Кентербери большинство чудес было связано с «водой св. Фомы» - водой, превратившейся в кровь святого. Капля «крови» св. Фомы - реликвия, которую должны были предъявлять возвращавшиеся из Кентербери паломники.

В «Кентерберийских рассказах» Джеффри Чосера паломники, отправляющиеся к могиле св. Фомы в Кентербери, представляют все слои общества, среди них есть рыцарь, матрос, монах и др. Но настоящий герой произведения - деревенский кюре. Когда паломники приближаются к Кентербери, он произносит проповедь, бичуя пороки общества и приглашая всех к раскаянию и исповеди, без чего немыслимо истинное паломническое путешествие. Кентербери должен стать для всех землей обетованной, так как земное П.о есть лишь образное претворение пути в небесный Иерусалим.

Литература: Добиаш-Рождественская O.A.Западноевропейские паломничества в средние века. Пг., 1924; Geary P. Furta sacra: Thefts of relics in the central Middle Ages. Princeton, 1978; Кölling В . Peregrinatio religiosa. Wallfahrten in der Antike und das Pilgerwesen in der alten Kirche. Köln, 1965; Laban de E.R. Recherches sur les pèlerins dans l'Europe médiévale des XIe et XIIe siècles // Cahiers de civilisation médiévale. 1958, T.l. P. 159-169; Le Grand R. Les pèlerinages en Terre Sainte au Moyen Age // Revue des questions historiques. Vol. XXXVIII, 1904. P. 383-402; M ara val P. Lieux saints et pèlerinages d'Orient. Histoire et géographie. Des origines à la conquête arabe. P., 1985; Miсhaud F. Les itinéraires maritimes et continentales des pèlerinages vers Jérusalem // Occident et Orient au Xe siècle. (Actes du IXe Congrès de la Société des historiens médiévistes de l'enseignement supérieur public. Dijon, 2-4 Juin 1978). P., 1979; Oursel R. Les pèlerins du Moyen Age. Les hommes, les chemins, les sanctuaires. P., 1963; Richard J. Les Récits de voyages et des Pèlerinages. (Typologie des sources du Moyen Age occidental). Turnhout, 1979; Sigal P.-A. Les Marcheurs du Dieu. Pèlerinages et pèlerins au Moyen Age. P., 1974; Sol zbac her R. Mönche, Pilger und Sarazenen. Altenberge, 1989; Sumption J. Pilgrimage. An Image of Mediaeval Religion. New Jersey, 1976.

С. И. Лучицкая

В начало словаря