Поиск по материалам сайта
Cлово "2000"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Библиография
Входимость: 7. Размер: 21кб.
2. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ИСКУССТВО
Входимость: 6. Размер: 49кб.
3. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ПОСТМОДЕРНИЗМ
Входимость: 4. Размер: 15кб.
4. Древний мир. Энциклопедический словарь. ЕГИПЕТ
Входимость: 3. Размер: 56кб.
5. Словарь храмового зодчества. Башня
Входимость: 2. Размер: 18кб.
6. Россия. Страноведческий словарь. ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ
Входимость: 2. Размер: 8кб.
7. Альтернативная культура. Энциклопедия. АРТХАУС
Входимость: 2. Размер: 11кб.
8. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 9, "СЛУ"-"СОС")
Входимость: 2. Размер: 65кб.
9. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "М" (часть 4, "МАТ"-"МЕЛ")
Входимость: 2. Размер: 57кб.
10. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ЭСТЕТИКА
Входимость: 2. Размер: 62кб.
11. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА
Входимость: 2. Размер: 10кб.
12. Древний мир. Энциклопедический словарь. Статьи на букву "У"
Входимость: 2. Размер: 56кб.
13. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "Р"
Входимость: 2. Размер: 35кб.
14. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ДЕКОНСТРУКЦИЯ
Входимость: 2. Размер: 13кб.
15. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ПОСТ-
Входимость: 2. Размер: 11кб.
16. Альтернативная культура. Энциклопедия. МАТ
Входимость: 2. Размер: 8кб.
17. Древний мир. Энциклопедический словарь. Статьи на букву "Е"
Входимость: 2. Размер: 38кб.
18. Античная культура. Словарь-справочник. Статьи на букву "К"
Входимость: 2. Размер: 73кб.
19. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ШТОКХАУЗЕН
Входимость: 2. Размер: 20кб.
20. Словарь античности. Статьи на букву "К" (часть 7, "КРИ"-"КУХ")
Входимость: 2. Размер: 63кб.
21. Словарь средневековой культуры. СКАЛЬДЫ
Входимость: 1. Размер: 33кб.
22. Словарь средневековой культуры. ИНСИГНИИ
Входимость: 1. Размер: 27кб.
23. 4. Программа Российского фонда культуры «Малые города России»
Входимость: 1. Размер: 5кб.
24. Краткий словарь мифологии и древностей. Статьи на букву "А"
Входимость: 1. Размер: 134кб.
25. Словарь средневековой культуры. СВОБОДА И НЕСВОБОДА
Входимость: 1. Размер: 45кб.
26. Альтернативная культура. Энциклопедия. ВИДЕОАРТ
Входимость: 1. Размер: 8кб.
27. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. КАНОН
Входимость: 1. Размер: 10кб.
28. Словарь античности. Статьи на букву "Б" (часть 2, "БЛЕ"-"БЮС")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
29. Россия. Страноведческий словарь. КУРСКАЯ БИТВА
Входимость: 1. Размер: 6кб.
30. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "В" (часть 4, "ВОД"-"ВЫП")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
31. Словарь храмового зодчества. Аттик
Входимость: 1. Размер: 4кб.
32. Россия. Страноведческий словарь. МХАТ
Входимость: 1. Размер: 11кб.
33. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "В" (часть 2, "ВОЖ"-"ВЫЧ")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
34. Словарь храмового зодчества. Наличник
Входимость: 1. Размер: 11кб.
35. Словарь античности. Статьи на букву "М" (часть 4, "МЕТ"-"МОД")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
36. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Ш"
Входимость: 1. Размер: 24кб.
37. Россия. Страноведческий словарь. КАЗАНЬ
Входимость: 1. Размер: 6кб.
38. Заключение
Входимость: 1. Размер: 3кб.
39. Мифы народов мира. ЧИСЛА
Входимость: 1. Размер: 19кб.
40. Мифы народов мира. МЕССИЯ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
41. Большой толковый словарь по культурологии. КУЛЬТУРА 20 ВЕКА
Входимость: 1. Размер: 47кб.
42. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГИП"-"ГОН")
Входимость: 1. Размер: 40кб.
43. Древний мир. Энциклопедический словарь. Статьи на букву "К" (часть 2, "КАН"-"КАС")
Входимость: 1. Размер: 63кб.
44. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "М"
Входимость: 1. Размер: 64кб.
45. Альтернативная культура. Энциклопедия. ВЕРБАТИМ
Входимость: 1. Размер: 8кб.
46. Кельтская мифология. Энциклопедия. Статьи на букву "Т"
Входимость: 1. Размер: 21кб.
47. Россия. Страноведческий словарь. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
Входимость: 1. Размер: 7кб.
48. Словарь античности. Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФИМ"-"ФУТ")
Входимость: 1. Размер: 50кб.
49. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "З" (часть 3, "ЗАК"-"ЗОФ")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
50. Словарь античности. Статьи на букву "С" (часть 2, "САТ"-"СЕН")
Входимость: 1. Размер: 57кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Библиография
Входимость: 7. Размер: 21кб.
Часть текста: т. Т.1. М.: Мысль, 1982. – С.289. [4] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. – С.545. [5] Апресян Р. Г. Одухотворенность//Человек. – 1996. - №4. [6] Померанц. Г. Никакая культура не одинока // Знание – сила. – 1986. №6. – С.37-44. [7] См., например: Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Сост., ред. и вступ. ст. Б.С.Ерасов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С.8-26. [8] Пришвин М.М. Мирская чаша. – М.: Худ.лит., 1990. – С.173. [9] Там же. С.234. [10] Кант И. Трактаты и письма. – М.: Наука, 1980. – С.589,332. [11] Кант И. Соч. В 6-ти т. – Т.2. – М.: Мысль, 1964. – С.206. [12] См. «Человек» - 1991. - №1. – С. 46 [13] Цит.по: Ванчугов В. В. Очерк истории философии «самобытно-русской». – М.: Пилигрим, 1994. – С.55-56. [14] Крик Ф. Мысли о мозге. / Мозг. – М.: Мир, 1982. – С.258 [15] Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т.1. – М., 1955. – С.55-59. [16] Ленин В.И. ПСС. Т.1. - С.159. [17] Мень А. История религии. В 2-х кн., кн. 1: В поисках пути, Истины и Жизни: учебн. пособ. – М.: ФОРУМ–ИНФРА–М, 2001.– С.18  [18]...
2. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ИСКУССТВО
Входимость: 6. Размер: 49кб.
Часть текста: ученые связывают даже и само появление и развитие этого вида человека именно с И. Значительно позже, в древнем мире (древних Китае, Индии, Египте, Греции, Риме) предпринимаются попытки и теоретического осмысления этого феномена, его значения в жизни людей. Здесь мы ограничиваемся только европейским ареалом, хотя много типологических параллелей можно усмотреть и в древневосточных концепциях искусств, их классификации, понимании их функций и т. п. В античном мире термином «И.» обозначали всю широкую сферу искусной практической и теоретической деятельности людей, которая требовала определенных практических навыков, обучения, умения и т. п. Поэтому в разряд И. попадали и чисто практические ремесла (плотницкое дело, гончарное производство, кораблестроение, ткачество и т. п.), и многие науки (арифметика, астрология, диалектика) и собственно то, что новоевропейская эстетика отнесла к И., то есть «изящные искусства» (поэзия, драматургия, исполняемая музыка, живопись, архитектура), И. как концентрированное выражение эстетического опыта. Античность была более-менее едина в суждениях о происхождении И., именно - энтузиастическом, божественном. Уже греческий поэт Эпихарм (550-460 до н. э.) писал, что все искусства происходят от богов, а не от человека. Ему вторили и многие другие писатели и мыслители, усматривавшие источник И. на Олимпе. Достаточно распространенной была легенда, развитая Эсхилом, о том, что секрет искусств принес людям Прометей, выкравший его у богов. Среди людей наиболее последовательными и вдохновенными создателями искусств античность издавна почитала поэтов, музыкантов, танцоров, принимавших активное участие в организации религиозных культов. Считалось, что они получают свои знания непосредственно в энтузиастическом (энтузиазм у греков - божественное воодушевление, ниспосланное свыше) экстазе от дочерей Зевса муз (отсюда - муси-ческие искусства), Аполлона или других богов. Этой линии придерживалась в дальнейшем...
3. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ПОСТМОДЕРНИЗМ
Входимость: 4. Размер: 15кб.
Часть текста: искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращая его в среду обитания человека культуры. Тоска по истории, выражающаяся в том числе и в эстетическом отношении к ней, смещает центр интересов с темы «эстетика и политика» на проблему «эстетика и история». Прошлое как бы просвечивает в постмодернистских произведениях сквозь наслоившиеся стереотипы о нем, понять которые позволяет метаязык, анализирующий и интерпретирующий язык искусства как самоценность. Философско-эстетической основой П. являются идеи французских постструктуралистов и постфрейдистов о деконструкции (Ж. Деррида), языке бессознательного (Ж. Лакан), шизоанализе (Ж. Делёз, Ф. Гваттари), а также концепция иронизма итальянского семиотика У. Эко, американского неопрагматика Р. Рорти. В США произошел расцвет его художественной практики, оказавшей затем обратное воздействие на европейское искусство. В силовое поле постмодернистской культуры попали постнеклассическая наука и окружающая среда. Термин «П.» появился в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914). В 1934 г. в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. Однако в эстетике термин этот не приживается. В 1947 г. А. Тойнби в книге «Изучение истории» придает ему культурологический смысл: П. символизирует...
4. Древний мир. Энциклопедический словарь. ЕГИПЕТ
Входимость: 3. Размер: 56кб.
Часть текста: По мере численного роста населения, потребности к-рого охота уже не могла удовлетворить, совершался переход к примитивн., мотыжному земледелию и скотоводству. Долина Нила постепенно заселялась, возникали терр. общины, создавалась ирригац. система. Общинники прорывали каналы, создавали плотины и превращали болота в плодородные поля. В этих работах значит. роль стал играть труд рабов. Появл. рабов и соц. расслоение общины означало зарождение классов, классовой борьбы и госуд. Вожди племен превращались в царьков, хотя в условиях не успевш. еще полностью отмереть общинного строя довольно долго сохраняли ряд прежних функций. Примерно к 4-му тыс. до н.э. в долине Нила насчитывалось ок. 40 небольших рабовлад. госуд. (номов). В результате борьбы между ними и подчинения слабых номов более сильными в кон. 4-го тыс. до н.э. образовались два сравнительно крупных госуд.: одно - на С. со столицей Буто (Ниж. Е.), другое - на Ю. со столицей Иераконполе (Верх. Е.). Ок. 3000 до н.э. подчинением сев. царства южн. завершился процесс объед. Е. в одно госуд. - централизов. раннерабовлад. монархию (рабовлад. способ произ-ва не достиг в Е. уровня антич. рабовладения в силу прочного пережиточ. сохранения сел. общин). Объед. Е....
5. Словарь храмового зодчества. Башня
Входимость: 2. Размер: 18кб.
Часть текста: первой букве А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я Башня 1. Сооружение с явным контрастом между значительной высотой и небольшим основанием. 2. Включенный в крепостную, монастырскую или усадебную ограду и выступающий за ее поверхность объем с небольшими проемами или глухими стенками. 3. Здание, предназначенное для обороны и включенное в систему фортификационных сооружений. Ист.: Плужников, 1995 Иллюстрации: Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Федоровском. Угловая башня церковной ограды. Вид с востока от храма Пятницкая башня кремля в г. Коломна Московской области, вид с запада (из крепости). Кирилло-Белозерский монастырь Вологодской области. Башни монастырских стен. Борисоглебский монастырь в Торжке Тверской области. Свечная (она же библиотечная) башня в ограде монастыря. Спасо-Преображенский мужской монастырь в Муроме Владимирской области. Отремонтированная юго-западная башенка ограды, вместо которой в 2006 г. будет выстроена часовня Ксении Петербургской. Угловая башня крепостной стены Ипатьевского монастыря в Костроме.. Коломна Московской области. Грановитая башня Кремля, где помещалась часовня Брусенского монастыря. Вид с северо-запада. Правее вдали колокольня...
6. Россия. Страноведческий словарь. ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ
Входимость: 2. Размер: 8кб.
Часть текста: (территория современной Турции). Замучен в Никомедии (ныне город Измит) во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане (около 303 г.). Первоначально считался покровителем земледелия, позднее культ Георгия Победоносца распространился в военной среде и в нем стали видеть покровителя воинства. Из чудес, приписываемых святому Георгию, наиболее известна победа над ужасным змеем, которому приносились человеческие жертвы. Поэтому на иконах святой изображается обычно в виде всадника, поражающего копьем змея или дракона. Культ Георгия Победоносца получил распространение в Древней Руси (см. Русь ) вскоре после принятия христианства. Икона «Святой Георгий, чудо о змие» - одна из самых известных русских икон. С XIV в. изображение всадника, побеждающего змея, вошло в эмблематику Московского государства. Впервые оно встречается на печати великого князя Дмитрия Донского ; позднее появилось на монетах. В 1464 г. на Фроловских (ныне - Спасских) воротах Московского Кремля была установлена каменная скульптура Георгия Победоносца, в котором стали видеть покровителя Москвы . Однако до сих пор остается нерешенным вопрос о том, всегда ли изображение всадника с копьем...
7. Альтернативная культура. Энциклопедия. АРТХАУС
Входимость: 2. Размер: 11кб.
Часть текста: противопоставить массовому голливудскому кино более глубокий, эстетически качественный экранный продукт, рассчитанный как на интеллектуальную публику, так и на любого зрителя, отвергающего попкорн-кинематографию, сконструированную по одним и тем же лекалам на Тихоокеанском побережье. В артхаусном прокате, как правило, идут картины американских независимых режиссеров, а также европейское кино, которому просто нет места в большом прокате, контролируемом голливудскими мейджорами. В последние годы, когда разрыв между кинематографическим мейнстримом и остальным миром приобрел все признаки антагонизма, А. стал синонимом любого малобюджетного, авторского кино, по большей части, конечно, неамериканского. В США не голливудских режиссеров предпочитают называть просто независимыми. Понятно, что целостная эстетика на таком, более чем размытом фундаменте, невозможна. А. - крайне неоднородное явление, формируемое очень разными работами. Здесь могут быть свои звезды и свои маргиналы, свой авангард и своя попса. Общий знаменатель, скорее, социальный: А. - все неголливудское, неприбыльное, малобюджетное. Главная фигура - режиссер, не продюсер (А. еще можно назвать режиссерским кино). Высшая ценность - авторское высказывание. А. по-настоящему глобален: его лидерами, наряду с европейцами, в последние годы стали режиссеры из Ирана, Южной Кореи, Китая. Основной критерий - мера таланта постановщика. Этические(политкорректные) и эстетические нормы нарушаются постоянно.Цензура, замаскированная под ограничения по возрастным категориям, не действует. Возможен любой уровень насилия, порнографические сцены, при этом система жанров упраздняется - невозможно представить себе артхаусный боевик или фильм катастроф. Хотя жанровое кино постоянно, охотно и успешно эксплуатирует находки А. Уход или скатывание в самоповторы многих выдающихся мастеров 1960-1970-х годов позволили критике к концу первого столетия кино вести разговоры о «смерти» изобретения...
8. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 9, "СЛУ"-"СОС")
Входимость: 2. Размер: 65кб.
Часть текста: были aeditui. Храмовым aeditui соответствуют греческие νεωκόροι, обязанности которых исполнялись иногда и женщинами, a ίεροφύλακες охраняли, кажется, преимущественно вещи, пожертвованные в храм. Гораций (ер. 2, 1, 230) употребляет слово aedituus иносказательно, называя поэтов, которые должны воспевать подвиги Августа, как бы стражами святыни. СМЕРДИС СМЕРДИС - Smerdis, Σμέρδις, у Ктесия Таниоксарка, на персидских надписях Бартья, брат Камбиза, которым из зависти к его телесной силе он был послан назад из Египта и скоро затем, по его же приказанию, когда сновидение возвестило его будущее величие, был убит, вероятно, Прексаспом, любимцем Камбиза. Hdt. 3, 30. Во время отсутствия Камбиза правление захватил мидийский маг, имевший очень большое сходство с убитым С. Из разных имен этого самозванца, сохранившееся у Юстина (1, 9) Комета, подтверждается надписями, называющими его Гуматой. Захватив власть, он удерживал ее за собой еще 7 месяцев, после того как Камбиз умер, возвращаясь из Египта, но потом он был убит семью персидскими вельможами. Hdt. 3, 61 слл. СМИЛИС СМИЛИС - Smilis, см. Sculptores, Скульпторы , 1. СМИНФЕЙ СМИНФЕЙ - Smintheus, Σμινθεύς, прозвище Аполлона (Ноm. Il. 1, 39). Под этим именем он почитался в Хрисе (где в его храме находилась статуя, изображавшая бога с мышью под ногой, произведение Скопаса) и в других городах и на островах Малой Азии (как, напр., в Тенедосе, Линде на острове Родос, Гамаксите в Эолиде, Крите). Производя это имя от города Сминфы в Троаде или от слова σμίνθος, мышь, которая служила символом пророчества. Истребителем мышей называет Аполлона миф, по которому он некогда избавил от множества мышей троадскую область или одного из своих жрецов; по другому мифу, он получил это прозвище от...
9. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "М" (часть 4, "МАТ"-"МЕЛ")
Входимость: 2. Размер: 57кб.
Часть текста: МАТРОНАЛИИ - Matronalia, см. Iuno, Юнона , под сл. 'Ήρα, Гера , 5. МАТТИАКИ МАТТИАКИ - Mattiăci, германский народ, принадлежавший к племени хаттов, между реками Рейном, Майном и Ланом. Римляне имели в их области укрепления и серебряные рудники (Tac. Germ. 29, ann. 11, 20); там же находились знаменитые горячие ключи Aquae Mattiaсае, н. Висбаден. Упоминаемый Тацитом (Tac. ann. 1, 56) главный город хаттов Mattium (Ματτιακόν) не есть теперешний Марбург, но деревня Маден при реке Эдере (Adrana). МАТУТА МАТУТА - Matŭta, Mater Matuta, древнеиталийская богиня утра, смешиваемая с греческой Левкофеею и с Альбунеею. В Риме во время праздновавшихся в честь ее матралий (Matralia), 11 июня, матери брали себе на руки вместо собственных детей детей сестер, т. к. Ино Левкофея воспитала сына своей сестры Семелы, Диониса; церемонии празднества намекали на страдания Ино. Ov. fast. 6, 475 слл. Упоминается храм Матуты в Риме, Liv. 5, 19. 23. 25, 7, и другой в Сатрике, в Лации. Liv. 6, 33. МАХАНИД МАХАНИД - Machanĭdas, Μαχανίδας, знатный спартанец, присвоивший себе власть тирана в Спарте после смерти царя Клеомена III. После жестокого управления он был в 206 г. до Р. X. побежден в войне с Ахейским союзом и убит. Paus. 4, 29, 10. Polib. 11, 11 слл. Plut. Philip. 10. МАХАОН МАХАОН - Machāon, Μαχάων (т. е. режущий ножом, хирург), сын Асклепия и Епионы, брат Подалирия, вместе с которым он на 35...
10. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ЭСТЕТИКА
Входимость: 2. Размер: 62кб.
Часть текста: для верующих - с Богом. Термин «Э.» употребляется в современной научной литературе и в обиходе и в ином смысле - для обозначения эстетической составляющей Культуры (см.: ПОСТ- )и ее эстетических компонентов. В этом смысле говорят об эстетике поведения, той или иной деятельности, спорта, церковного обряда, воинского ритуала, какого-либо объекта и т. п. Главные категории Э.: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство, игра. Эстетический опыт с глубокой древности был присущ человеку и получил свое первоначальное выражение в протоэстетической практике архаического человека - в первых попытках создания тех феноменов, которые сегодня мы относим к сфере искусства, в стремлении украсить свою жизнь, предметы утилитарного употребления и т. п. В дальнейшем эстетический опыт и эстетическое сознание наиболее полно воплощались в искусстве, культовых практиках, обыденной жизни. Однако уже в древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции стали появляться специальные трактаты по искусству и философские тексты, где эстетические проблемы поднимались до уровня теоретического осмысления. Концепции возникновения космоса (по-древнегреч. kosmos означает помимо мироздания украшение, красоту, упорядоченность) из хаоса, попытки осмысления и описания красоты, гармонии, порядка, ритма, подражания в искусстве...