Кельтская мифология. Энциклопедия.
Статьи на букву "Т"

В начало словаря

По первой букве
Книга А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т"

ТАИЛЛТИНН

В мифологии ирландских кельтов битва, в которой Сыны Мил Эспэйна во второй раз разгромили войско Туатха Де Данаан, - это битва при Таиллтинне. После нее правителями Ирландии стали Мак Кехт, Мак Куилл и Мак Грейне, а Туатха Де Данаан получили во владение, подземные просторы острова (см. глава 10).

ТАЙГЕРНМАС

В мифологии ирландских кельтов Тайгернмас - король, прототипом которого могло быть реальное историческое лицо. По легенде, считался сыном Фоллаха; ему приписывалось установление культа Кром Круаха в Ирландии. Этот культ предусматривал практику человеческих жертвоприношений на празднике Самхейн. Он и многие его последователи, по преданию, были убиты во время одного из таких ритуальных празднеств. Некоторые источники указывают, что Тайгернмаса считали первооткрывателем рудного дела, научившим ирландцев плавить золото.

ТАЙН БО КУАЛЬГНЕ

В основе сюжета "Тайн Бо Куальгне" ("Похищение быка из Куальгне") - стремление Медб, королевы Коннахта, завладеть Донном Куальгне, огромным Бурым Быком из Ольстера, что объясняется тем, что ее муж, король Эйлилл, был хозяином Финнбенаха, Белорогого Быка из Коннахта. Ольстер считался традиционным соперником и врагом королевства Медб, и, чтобы завладеть вожделенным быком, королева собрала войско и вторглась на земли Ольстера. В то время воины Ольстера не могли противостоять ей, ибо Махой на них было наложено заклятие, и единственным воином, способным держать в руках оружие, оказался Кухулин. Он выступил против войска Медб, в одиночку сражаясь с ее бойцами, и задержал их на много недель. В конце концов Кухулин был убит, воины Коннахта захватили быка и угнали его в лагерь Медб, где и состоялась эпическая битва Бурого Быка с Финнбенахом, продолжавшаяся день и ночь. В конце концов Белорогий Бык был убит и растерзан в клочки. Впоследствии Донн Куальгне возвратился в Ольстер, где и умер (см. глава 12).

ТАЛИЕСИН

В мифологии валлийских кельтов Талиесин - сын Кеддридвен; он появился на свет при странных, сверхъестественных обстоятельствах (см. глава 23). Талиесин, по мнению ученых, - не просто легендарный персонаж, но реальное историческое лицо, бард, живший в VII в. и прославившийся благодаря своему выдающемуся поэтическому дарованию. Книга Талиесина - одна из "Четырех древних валлийских книг", написанная, как полагают, в XIV в. К числу других древних валиийских книг относятся Книга Аневрина, Кармартенская и Гергестская Книги.

ТАРА

На протяжении многих веков наиболее священным местом в Ирландии и главной резиденцией Верховных королей острова была Тара в графстве Мет, древнее поселение, датируемое примерно 2000 г. до н. э. Тара считалась столицей кельтов в Ирландии; она была крупнейшим религиозным и политическим центром, хотя само поселение на этом месте считалось священным задолго до появления кельтов, возможно, еще с эпохи неолита. Тара фигурирует в различных легендах ирландских кельтов. Именно Тара была столицей богов Туатха Де Данаан и резиденцией двора Конхобара Мак Нессы; в ней собирались герои Красной Ветви.

ТАРАНИС

Кельты верили, что погода суть отражение сверхъестественного могущества их богов, и некоторые божества являли собой персонификации природных явлений. Бури и штормы и связанные с ними явления воспринимались как свидетельство битвы за власть между разными небожителями. Так, одним из таких богов, богом грома, считался Таранис. Римский поэт Лукан, живший в I в. н. э., писал о событиях, происшедших в середине I в. до н. э., в основном это рассказ о гражданской войне между Цезарем и Помпеем, изложенный в поэме "Фарсалия". В ней он упоминает кельтского бога по имени Таранис, говоря, что культ, связанный с этим богом, отличался особой жестокостью. Тараниса иногда отождествляли с римским богом Юпитером, который часто изображался с символом молнии в руке и ассоциировался с войной и грозой. Но хотя Лукан, по всей видимости, считал Тараниса весьма значительным богом, найдено всего несколько алтарей, посвященных ему. С другой стороны, его алтари широко распространены от Британии до Галлии, от Германии до Далмации. Один из таких алтарей находится в Честере (Великобритания).

ТАРБФЕЙС

В мифологии ирландских кельтов Тарбфейс, название которого, сохранившееся в старинных песнях, означает "бычий праздник (пир)", представлял собой церемониальное действо, связанное с избранием Верховного короля Ирландии. Церемония эта проводилась в Таре; ее возглавляли пять друидов. Один из них должен был отведать сырого мяса жертвенного быка и выпить его крови, а затем погрузиться в сон, а четверо остальных друидов тем временем читали над ним магические заклинания. Во сне первый друид должен был увидеть человека, которому предстояло стать Верховным королем. Разумеется, друид-прорицатель мог солгать, однако считалось, что, если он скажет неправду, боги неминуемо предадут его смерти. По преданию, этот ритуал был отменен св. Патриком.

ТАТЛУМ

В мифологии ирландских кельтов - "шарик из мозга", сделанный из мозга побежденного врага, смешанного с известняком. У кельтов бытовало поверье, что "шарик из мозга" - страшное смертоносное оружие, от которого нет защиты.

ТВРХ ТРВИТ

В мифологии валлийских кельтов Тврх Трвит - свирепый вепрь, до своего превращения бывший жестоким королем. В мифологии ирландских кельтов его аналогом был Торк Триат. В легенде о Куллвхе и Олвен одним из подвигов Куллвха, который тот должен был совершить, чтобы добиться руки Олвен, было получение гребня и бритвы или гребня, бритвы и ножниц, лежавших между ушами чудища, - тех самых, которыми Куллвх, став на время парикмахером, должен был побрить и подстричь Испаддадена. С помощь друзей Куллвх справился с этой задачей, и вепрю не осталось ничего другого, как прыгнуть с утеса в море (см. глава 24).

ТЕВТАТ, ТЕВТАТЕС

Одним из кельтских богов был Тевтат, племенное божество галлов. В легендах он ассоциировался с искусствами, ремеслами, путешествиями и торговлей.

ТЕЙРНИОН

См. тейрнон

ТЕЙРНОН

В мифологии валлийских кельтов Тейрнон - лорд (владыка) Гвент Из-Коэда. Более всего он известен как приемный отец Придери, подобравший того ребенком-подкидышем у своих дверей (см. глава 19).

ТЕЙРТУ

В мифологии валлийских кельтов - владелец волшебной арфы, которая играла сама собой и считалась одним из сокровищ Британии (см. глава 24).

ТЕТРА

В мифологии ирландских кельтов - король фоморов, один из предводителей вторжения фоморов в Ирландию.

ТЕХ ДУИНН

В мифологии ирландских кельтов Тех Дуинн, по преданию, - название острова у юго-западного побережья Ирландии. Считалось, что именно там находятся владения Донна, бога мертвых. Согласно одной легенде. Донн был сыном Мидхира Гордого; однако другая легенда отождествляет его с Донном, одним из Сынов Мил Эспэйна, утонувшим при приближении к берегам Ирландии и погребенным на острове.

ТИЛВИТ ТЕГ

В мифологии валлийских кельтов Тилвит Тег - общее название народа Гвин ап Нудда. Это название, по всей вероятности, относится к духам, ожидающим реинкарнации, а не к мертвым, так что эти существа следует рассматривать скорее в качестве фей (см. глава 18).

ТИР-НА-МБАН

В мифологии ирландских кельтов Тир-на-Мбан - страна в Потустороннем мире, остров, населенный исключительно женщинами. На нем, согласно легенде, побывали Бран (1) и его последователи, которым показалось, что они провели на острове всего лишь год, хотя на самом деле они пробыли там несколько сот лет, а также Мэл Дуин (см. глава 16).

ТИР-НАН-БЕО

В мифологии ирландских кельтов - "Страна живых", или "Страна счастливых мертвых", находившаяся, согласно легендам, где-то далеко в Атлантике. По легенде, именно оттуда прибыли в Ирландию Парталон и Луг.

ТИР-НА-НОГ

См. тир-на-ог

ТИР-НА-ОГ

В мифологии ирландских кельтов Тир-на-Ог, название которого могло произноситься по-разному, - одна из стран Потустороннего мира, жители которой остаются вечно молодыми. Ее иногда называли "Страной вечной молодости" или "Страной молодости".

ТИР ТАИРНИГИРИБ

В мифологии ирландских кельтов - земля обетованная, владение Мананнана Мак Лира; одно из названий Потустороннего мира.

ТОЛЛУНДСКИЙ ЧЕЛОВЕК

В 1950 г. в одном из торфяников в Дании было найдено тело мужчины, известного впоследствии как Толлундский человек. Он был задушен, и на нем была только кожаная шапка и пояс. Весь его облик напоминал Человека из Линдоу. Предполагается, что он был брошен в торфяник ок. 500 г. до н. э. По всей видимости, его бросили туда тевтоны, а не кельты, поскольку именно у тевтонов кельты заимствовали некоторые свои обычаи и ритуалы.

ТОРАХ

См. тори

ТОРИ

В мифологии ирландских кельтов остров Тори считался главной крепостью фоморов. Название острова происходит от слова торах, что означает "дозорная башня", поэтому сам остров нередко называли Торах.

ТОРК

Торк - шейное кольцо кельтов. Торки часто находят на шеях изваяний кельтских божеств. Так, на знаменитом Гундерструпском котле изображен некий бог с оленьими рогами, на шее которого красуется торк, а в руке бог держит еще одно кольцо. Кроме того, торки были надеты на оба рога этого бога. Торки, встречающиеся на останках людей, чаще всего символизировали их знатность или высокий социальный статус. Например, князь, чье захоронение найдено в Халльштатте, имел шейное кольцо. Торки часто делались из золота и могли быть весьма и весьма тяжелыми.

ТОРК ТРИАТ

В мифологии ирландских кельтов Торк Триат - король вепрей. Он представлял собой ирландский аналог валлийского Тврх Трвита, которого по приказу Испаддадена должен был поймать Куллвх в качестве одного из подвигов, необходимых, чтобы заслужить руку Олвен (см. глава 24).

ТОРЫ

См. холмы

ТРИАДА

Афористический жанр, сложившийся в ирландской и валлийской литературе и первоначально представлявший собой панегирики в честь знаменитых личностей или удивительных вещей и событий.

ТРИ ДЕ ДАНА

В мифологии ирландских кельтов Три Де Дана - триада богов, ассоциировавшихся с ремеслами. В их число входили Крейдхн, Гоибниу и Лухтэйн. Эти боги делали волшебное оружие для клана Туатха Де Данаан.

ТРИНАДЦАТЬ СОКРОВИЩ БРИТАНИИ

В мифологии валлийских кельтов - приданое для Олвен (см. глава 24).

ТРИНОВАНТЫ

Тринованты - название племен бриттов, которые, по преданию, были древнейшими обитателями Лондона и земель к северу от него во времена второго вторжения римлян во главе с Юлием Цезарем, имевшего место в 54 г. до н. э.

ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА

"Тристан и Изольда" - известный цикл средневековых легенд, основанных на кельтских мифах. Тристан - племянник короля Марка Корнуолльского. Тристан сопровождал Изольду в Корнуолл, в замок своего дядюшки, короля Марка, с которым она была обручена. Тристан и Изольда выпили любовный напиток, думая, что это - ядовитое зелье; и хотя долг обязывал Изольду стать женой Марка, любовь в ней вспыхнула с такой силой, что она не в силах была скрывать это. Марк понял это и нанес Тристану смертельную рану. Верный слуга отнес Марка в замок в Бретани, и там умирающему явилась Изольда. Увидев любимую, он затрепетал от радости и, собрав последние силы, умер на руках Изольды. Изольда, поняв, что теперь их любовь может продлиться только за гранью смерти, покончила с собой. Можно провести параллели между этой историей и легендами о Диармайде и Грайне, а тайке Дейрдр и Наоизе (см. глава 23).

ТРИСТРЕМ

В легендах Артуровского цикла - вариант имени Тристан.

ТРОИЧНАЯ СИМВОЛИКА

Число три играло важную роль в культуре и верованиях кельтов. Широкое распространение получили всевозможные триады; в особенности часто встречались триипостасные боги и богини. Так, такими троичными богинями были Морриган, а также Маха.

ТУАН МАК КЭЙРЕЛЛ

В мифологии ирландских кельтов Туан Мак Кэйрелл - сын Старна, брат Парталона. По преданию, только он один сумел пережить мор (чуму), погубившую всех соплеменников Парталона, и в новой жизни принял облик оленя. Затем он рождался еще несколько раз, в том числе - орлом и лососем. Будучи лососем, он был съеден собственной женой. После этого она родила его на свет, уже в облике человека. По другой легенде, Туан Мак Кэйрелл был реинкарнацией Туан Мак Стерна, приходившего Парталону племянником (см. глава 6).

ТУАН МАК СТЕРН

См. парталон, туан мак кэйрелл

ТУАТХА ДЕ ДАНААН

В мифологии ирландских кельтов боги дохристианской Ирландии носили общее название Туатха Де Данаан, что означает "племя богини Дану". Прибыв в Ирландию, Туатха Де Данаан были вынуждены участвовать в двух великих битвах. В первой из них они сражались с прежними захватчиками острова, кланом Фир Болг (см. глава 6), а во второй - с фоморами (см. глава 9). В первой битве при Маг Туиред боги Туатха Де Данаан нанесли сокрушительное поражение клану Фир Болг, и те были вынуждены уступить им верховную власть в Ирландском королевстве. Однако король Нуада, потерявший руку в этом сражении, был вынужден отречься от престола. Вместо него королем и предводителем был избран Брес, однако его правление оказалось на редкость неудачным, и трон вновь занял Нуада, успевший обзавестись искусственной серебяной рукой. Брес тем временем бежал к фоморам и собрал против Туатха новое войско. Новым главой Туатха Де Данаан стал Луг, ибо Нуада сам отрекся от трона в его пользу. После этого произошла вторая битва при Маг Туиред, в которой на поле боя встретились Туатха Де Данаан во главе с Лугом и полчища фоморов под предводительством Бреса. Исход битвы был решен в поединке между Лугом и великаном Балором. Луг одержал победу, угодив камнем из пращи Балору прямо в его единственный глаз, так что камень, пробив голову великана насквозь, убил еще несколько воинов-фоморов. Однако впоследствии сами Туатха Де Данаан были разгромлены войсками Мил Эспэйна (см. глава 10), после чего бывшие боги получили во владение подземную часть Ирландии.

ТУИРЕАНН

В мифологии ирландских кельтов Туиреанн - отец Бриана, Иухара и Иухарбы, и, возможно, богини Бригит (см. глава 8).

ТУИС

В мифологии ирландских кельтов - король Греции, у которого сыны Туиреанн должны были заполучить поросячью кожу (см. глава 8).

ТУЙРЕНН

См. туиреанн

ТЬЕРНА ИЗ КЛОНМАКНУА

Тьерна - хронист и аббат (настоятель) Клонмакнуа, обширного монастырского и образовательного центра в средневековой Ирландии. Тьерна скончался в 1088 г.

Предыдущая страница Следующая страница