Древнеегипетский словарь-справочник
Статьи на букву "Р"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р"

РА

Ра (Ре) - в египетской мифологии бог солнца. Центр его культа - город Гелиополь (древнеегипетский Иуну). Как и многие другие солнечные божества, воплощался в образе сокола (иногда также - огромного кота), изображался человеком с головой сокола, увенчанный солнечным диском. Фетиш Ра - столб-обелиск "Бен-бен" (он же фетиш Бену; в эпоху V династии был сооружен храм Ра в виде четырехгранного обелиска). Во многих текстах Ра называют дневным солнцем (в отличие от Атума - вечернего, и Хепри - утреннего). В "Текстах пирамид" Ра выступает также как бог умершего царя.

Позднее, в заупокойном культе, он был оттеснен Осирисом, продолжая играть значит, роль в загробном мире; участвовал в загробном суде, давал тепло и свет для умерших, которые днем совершают выход из гробниц, чтобы видеть Ра С возвышением V династии Древнего царства (26 - 25 вв. до н.э.), происходившей из Гелиополя, Ра стал главным богом пантеона и его культ приобрел общеегипетский характер. Почитание Ра распространилось и в Нубии. Ра оттеснил более древнего геолиопольского демиурга Атума и, отождествленный с ним (Ра-Атум), стал во главе эннеады богов. Его стали считать создателем мира и людей (возникших из его слез), отцом богов, отцом царя, что отражено в титуле фараона "са Ра". т.е. "сын Ра". Ра был отождествлен с Гором (Ра-Гарахути), Амоном (Амон-Ра, оставшийся верховным богом и в период Нового царства), Птахом, Осирисом, Хнумом, Хепри, Себеком и другими. С Ра связываются и многие другие божества. Тот-луна создан Ра как его заместитель ночью (Тот также выступал как сердце Ра). Ба (души) Ра - Апис и Бену, "посредник Ра, докладывающий истину Лтуму" - Мневис. Дочери Ра, помогающие ему поражать врагов, - Серкет, почитавшегося как его Око Сехмет, Тефнут, Хатор. Хранительница Ра - огнедышащая змея Уто (также считавшеяся его Оком).

В. Д. Гладкий

РАМЕССЕУМ

Рамессеум - грандиозный заупокойный храм Рамсеса II, воздвигнутый зодчим Пенра на западном берегу Фив. Этот комплекс, называвшийся в древности «Дом Миллионов лет Рамсеса Мериамона», намного превосходил по масштабам и по монументальности оформления подобные памятники, сооруженные царями XVIII династии. В настоящее время входом на территорию заупокойного ансамбля Рамсеса II служит гигантский пилон из песчаника. За пилоном находится первый двор. Удачное разрешение декорировки этого двора было достаточно сложным делом: требуемое в египетской архитектуре соблюдение симметрии здесь было затруднено тем, что левая, южная стена двора являлась одновременно и фасадом расположенного здесь дворца. В итоге фасад был оформлен в виде портика с двойной колоннадой, а противоположная, северная стена двора - с одним рядом колонн, перед которыми, однако, стояли осирические колоссы царя. Западная стена двора не имела колонн: она была ограничена следующим, сравнительно невысоким пилоном, кпроходу которого вела лестница, так как второй двор был расположен выше первого.

- С каждой стороны лестницы стояла гигантская двадцатиметровая статуя Рамсеса. Сохранившийся колосс является величайшей египетской монументальной скульптурой и весит около 1000 тонн. Поверхность пилона была покрыта раскрашенными рельефами. Из портика во дворец вели два входа, расположенные по обе стороны «окна явлений». Через небольшие вестибюли можно было попасть в приемный зал с 16 колоннами, занимавший центральную часть здания. В каждой из боковых стен зала, кроме двери из вестибюля была еще дверь, которая вела в личные комнаты царя. В глубине зала был проход в тронный зал. Позади здания дворца был расположен «женский дом» царя. Второй двор Рамессеума, служивший подходом к заупокойному храму, с северной и южной сторон был украшен портиками, имевшими по два ряда папирусообразных колонн; востока, вдоль пилона - одним рядом колонн и осирическими колоссами, а с запада, перед входом в храм, двумя рядами колонн и осирическими колоссами. Внутренние помещения храма были разделены на три части - одну центральную и две боковые. Три входа из портика вели в гипостиль, имевший 48 колонн, по бокам которого находились помещения для священных ладей и молельни. Как и в храме Амона в Карнаке, центральный неф гипостиля был выше боковых. Великолепно сохранилась раскраска капителей, имитирующих изумрудные заросли папируса, тростника вечной молодости. За гипостилем находилась культовая часть храма, состоящая из пяти отделов, главное святилище, кладовые. К сожалению, до нашего времени Рамессеум дошел в сильно разрушенном состоянии.

- В Рамессеуме когда-то находилась знаменитая библиотека, которую Диодор называл «Лечебницей души»; о существовании здесь большой школы писцов свидетельствуют многочисленные обнаруженные здесь остраконы. Под полами храма Дж. Куибелл обнаружил шахту с погребением жреца эпохи Среднего царства; в погребальной камере гробницы были обнаружены магические жезлы, маски и несколько папирусов, среди которых - Драматический папирус Рамессеума.

Библиография В. В. Солкин «Солнце властителей: древнеегипетская цивилизация эпохи Рамессидов». - М., 2000. W. Helk «Die Ritualdarstellungen des Ramesseums I» - Wiesbaden, 1972. Ch. Leblanc «Le tombeau d’Osymandyas et la statuaire du Ramesseum». // M_langes Gamal Eddin Mokhtar, 2, 1985, p. 69-82. Ch. Leblanc, A. Hassanein «Le Ramesseum, temple de millions d’ann_es _ la gloire de Rams_s le Grand». // Dossiers Histoire et Arch_ologie 136, 1989, p. 36-45. Memnonia I, Le Caire, 1990-1991.

В. В. Солкин

РАМСЕС

Рамсес - личное имя одиннадцати царей XIX и XX династий, правивших во второй половине Нового царства, часто называемой «эпохой Рамессидов».

- Рамсес I Менпехтира (1293-1291 гг. до н. э.) - по происхождению высокопоставленный военный из северо-восточной Дельты, изначально носивший имя Парамессу и получивший сан везира при фараоне Хоремхебе, последнем правителе XVIII династии. Согласно завещанию Хоремхеба получил царский престол и основал под именем Рамсеса I XIX династию (1293-1186 гг. до н. э.). Его супруга, Сатра, также происходившая из среды военной знати, родила сына, будущего фараона Сети I. Незавершенная гробница царицы стала первой царской усыпальницей в новом некрополе Фив - Долине цариц (QV38).

- Несмотря на краткость этого двухлетнего правления, памятники с надписями царя засвидетельствованы в Мемфисе, Гелиополе, Абидосе и Бухене; при нем продолжилось строительство и отделка II пилона храма Амона-Ра в Карнаке. Скромная гробница Рамсеса I, погребальная камера которой была украшена сценами из Книги врат, находится в Долине царей (KV16). Сходство изображений и техники позволяет предположить, что здесь работали те же мастера, что и в гробнице Хоремхеба. Фрагменты погребального инвентаря, среди которых - сохранившиеся статуи Ка царя, хранятся в Британском музее и стилистически близки к подобным памятникам из гробниц царей начала и середины XVIII династии. Фрагменты деревянного царского саркофага Рамсеса I были зафиксированы в царском тайнике Дейр эль-Бахри 320 в 1881 году. Неизвестно, была ли вообще погребена в KV16 царская мумия.

- Рамсес II Усермаатра Сетепенра (1279-1212 гг. до н. э.) - третий царь XIX династии, сын фараона Сети I и его супруги Туйи. Во время его длительного правления, по праву считающегося одной из эпох высочайшего расцвета египетской цивилизации, было создано огромное количество храмовых комплексов и монументальных произведений искусства, в том числе уникальные скальные храмы Нубии - в Абу-Симбеле, Вади эс-Себуа, западной Амаре, Бет эль-Вали, Дерре, Герф Хуссейне, Анибе, Каве, Бухене и Гебель Баркале. Еще больше поражает своим размахом строительная программа царя в самом Египте: несколько храмов и знаменитые колоссы в Мемфисе; двор и колоссальный первый пилон храма в Луксоре, украшенный царскими колоссами и обелисками; Рамессеум - заупокойный комплекс на западном берегу Нила в Фивах; храм в Абидосе, завершение строительства и отделка грандиозного гипостильного зала храма Амона-Ра в Карнаке. Кроме того, памятники Рамсеса II зафиксированы в Эдфу, Арманте, Ахмиме, Гелиополе, Бубастисе, Атрибисе, Гераклеополе. При Рамсесе II была сооружена часть храма богини Хатхор в Серабит эль-Хадим на Синае.

- Основным внешнеполитическим событием во время правления Рамсеса II, богато иллюстрированным храмовыми рельефами и надписями, стало обострение отношений и, наконец, кровопролитная война с царством Хатти. Переломный момент этой войны - знаменитая битва при Кадеше, произошедшая на 5-м году царствования фараона, в результате которой были защищены интересы Египта в Сирии-Палестине. Среди источников, повествующих о битве при Кадеше, выделятся замечательное историко-литературное произведение, т. н. «Поэма Пентаура», повествующее о недюжинной храбрости Рамсеса II и той помощи, которую во время битвы ему оказал бог Амон. После битвы при Кадеше, которая закончилась ничьей, Рамсес II неоднократно вновь появлялся со своими войсками в Сирии-Палестине.

- Подписанный спустя несколько лет, мирный договор с хеттами стал основой для процветания экономики и культуры регион, а также для установления дружеских отношений между царствующими домами. Договор был направлен на обеспечение взаимной неприкосновенности владений и предоставление помощи пехотой и колесницами в случае нападения на одну из договаривающихся сторон или восстания подданных. Текст договора, изначально составленный на серебряной табличке клинописью, был переведен на египетский язык и увековечен на стенах Карнака и Рамессеума. Царские дома Египта и Хатти активно участвовали в переписке, глиняные таблички с текстами которой частично сохранились в архиве Хаттусы - хеттской столицы (совр. Богазкей). К хеттскому двору отныне часто посылались египетские врачи, известные своим искусством. Дошедшие до нашего времени «брачные стелы» Рамсеса II свидетельствуют не только об укреплении добрых взаимоотношений между державами, двумя браками Рамсеса II и хеттских принцесс, одна из которых заняла очень высокое место при дворе и получила египетское имя Маатхорнефрура.

- Первой главной супругой Рамсеса II была знаменитая красавица Нефертари Меренмут, которой был посвящен малый храм в Абу-Симбеле; после преждевременной смерти царицы, погребенной в уникальной по своей красоте гробнице в Долине цариц (QV66), ее место заняла ее старшая дочь - принцесса Меритамон. Среди других жен царя наиболее известны царицы Иситнофрет I, ее дочь Бент-Анат, а также царицы Небеттауи и Хенутмира.

- На северо-востоке Дельты Нила, откуда происходила его семья, Рамсес II основал на месте старого дворца своего отца Сети I новую столицу - Пер-Рамсес (совр. Кантир и Телль эд-Даба). Этот город оставался основной резиденцией царей XIX-XX династий. Тем не менее, религиозная столица страны оставалась в Фивах, а царские погребения по-прежнему высекались в скалах Долины царей. Гробница Рамсеса II (KV7) не была завершена и в настоящее время находится в крайне плохом состоянии из-за губительного воздействия почвенных вод и ливней; великолепно сохранившаяся, царская мумия была обнаружена в 1881 году среди других царских тел в тайнике Дейр эль-Бахри 320. В сентябре 1975 года мумия Рамсеса II была подвергнута уникальному процессу общей консервации в Институте человека в Париже.

- В царствование Рамсеса II особым почитанием пользовались культы Амона, Ра, Птаха и Сетха; однако, именно в это время в религиозной жизни страны все заметнее становится азиатское влияние, выразившееся во включении в египетский пантеон иноземных божеств, ассоциировавшихся с войной или враждебной египтянам морской стихией.

- В последние годы правления Рамсес II был обожествлен как «Великая Душа Ра-Хорахте», объявив себя, таким образом, воплощением солнечного бога на земле. Рамсес II скончался на 67-м году правления и пережил двенадцать своих сыновей, среди которых двое - военачальник Аменхерхепешеф и Хаэмуас, верховный жрец бога Птаха в Мемфисе, особенно долго носили титул наследника престола. Египетский трон унаследовал тринадцатый сын царя - Мернептах, сын царицы Иситнофрет I, к этому времени - мужчина средних лет. Он был первым из нескольких наследников Рамсеса II, краткие правления которых завершили XIX династию.

- Спустя тысячелетия после правления Рамсеса II его культ процветал в Мемфисе и Абидосе. Весьма показательным стало наследие образа царя и его сыновей в древнеегипетских и античных сказаниях и легендах. В Фивах около 300 г. до н. э. жрецы бога Хонсу для поддержания авторитета их храма даже воздвигли в святилище бога массивную стелу, тест которой, рассказывающий о путешествии целительной статуи бога Хонсу в страну Бахтан, был навеян азиатскими походами Рамсеса II и его свадьбой с хеттскими принцессами.

- Рамсес III Усермаатра Мериамон (1185-1153 гг. до н. э.) - второй царь XX династии (1188-1078 гг. до н. э.), сын фараона Сетнахта и царицы Тейе Меренисит. Время его правления стало последним значительным периодом подъема египетской государственности в эпоху Нового царства. Это тридцатилетие, ознаменовалось новыми военными событиями, колоссальным храмовым строительством. На протяжении всего своего царствования этот царь пытался подражать своему великому предшественнику, Рамсесу II, не только позаимствовав элементы его царской титулатуры и копируя батальные рельефы, но и следуя стилю его архитектурных сооружений.

- Крайне скудны наши знания о семье Рамсеса III. Главной супругой Рамсеса III была царица Исида; кроме нее существовала, по крайней мере, еще одна женщина, вероятно царица Тити, обладательница красивой гробницы в Долине цариц (QV52), родившая царю одного из наследников, будущего Рамсеса IV. Здесь же, в Долине цариц обнаружены шесть гробниц сыновей Рамсеса III, отличающиеся высоким художественным уровнем росписей.

- Большая часть его правления прошла в войнах, в результате которых удалось отстоять Египет от вторжения иноземных народов. На 5-м году правления Рамсеса III произошло решающее столкновение египтян с ливийцами; три года спустя начался период затяжных битв с «народами моря» - коалицией средиземноморских племен, первый раз разбитой египтянами при сыне Рамсеса II фараоне Мернептахе. Отныне Египту пришлось защищать свою собственную территорию; об азиатской «империи» во времена XX династии, кажется, уже забыли. В результате сражений «народы моря» были уничтожены и на суше и, что случалось крайне редко в египетской истории, на море. Вторая половина правления Рамсеса III была благополучной и мирной за исключением еще одной ливийской войны на 11 году царствования. Ослабление контактов Египта с Нубией, произошедшее в это время, незамедлительно сказалось на поставках ко двору фараона золота.

- Рельефами, повествующими о военных триумфах царя и частично скопированными с лучших композиций Рамессеума, были покрыты стены гигантского заупокойного храма Рамсеса III в Мединет Абу на западном берегу Нила в Фивах, сооружению которого не помешали ни войны, ни социально-экономические конфликты. Комплекс Мединет Абу стал последним великим храмом эпохи Нового царства. Также при Рамсесе III были построены два прекрасных сооружения в Карнаке: первое перед вторым пилоном храма Амона, другое - недалеко от священного озера храма богини Мут, владычицы Ишеру. И все это, не считая начала работ по реконструкции Карнакского храма Хонсу, и памятников, обнаруженных в Телль эр-Ретабе, Атрибисе, Гелиополе, Абидосе, Эдфу, Эль Кабе, острове Филе. В тексте Большого папируса Харрис Рамсес III перечисляет богатые дары и привилегии, пожертвованные им храмам страны. В какой-то мере папирус Харрис, колоссальный документ длиной 40 м, состоящий из 79 склеенных листов, можно считать завещанием не только Рамсеса, но и всех поколений царей - его предшественников.

- Рамсес III был убит в результате заговора вельмож и дам царского гарема, которые уничтожили фараона при помощи колдовства. Обстоятельства этого дела и кончины царя содержатся в папирусах Ли и Роллин, а также в Туринском юридическом папирусе. Тело Рамсеса III, изначально погребенного в Долине царей (KV11), было обнаружено в тайнике Дейр эль-Бахри 320.

- Конец правления Рамсеса III стал эпохой социальных конфликтов и противоречий, вызванных ростом бюрократического аппарата и коррупцией в среде высших чиновников государства и жречества. На 29 году его царствования в результате недостачи продуктов и голода произошла знаменитая забастовка работников и мастеров из деревни Дейр эль-Мединэ. Нарастающее азиатское влияние и постоянная профанация привели к началу медленного угасания сакральной культуры.

- Рамсес IV Хекамаатра Сетепенамон (1153-1146 гг. до н. э.) - третий царь XX династии, сын Рамсеса III и царицы Тити. Супругой фараона была царица Дуатентипет; ее погребение обнаружено в Долине цариц (QV74). Возможно, она была матерью наследного принца.

- За время своего правления Рамсес IV проявил неистовую волю к сооружению памятников. План его заупокойного храма на западе Фив в Асасифе, неподалеку от Дейр эль-Бахри, показывает, каким колоссальным должен был быть весь комплекс. Увы, к моменту кончины царя был сооружен только фундамент святилища. При Рамсесе IV было узурпировано большое количество памятников его предшественников; особенно сильно пострадали от узурпации архитектурные сооружения храма Амона в Карнаке и храм Рамсеса III в Мединет Абу. Тем не менее, во времена его правления был построен гипостильный зал в храме Хонсу в Карнаке, заложен новый храм в Абидосе; архитектурные фрагменты с именем Рамсеса IV обнаружены в Гелиополе, Серабит эль-Хадим, Мемфисе.

- Несколько скарабеев с именем Рамсеса IV и плита с его надписью обнаружены в Палестине в Телль Дельхамийа, к югу от Генесаретского озера. В Нубии следы Рамсеса IV совсем немногочисленны: упоминания о царе сохранились в Бухене, Герф Хуссейне, Анибе, Ибриме и западной Амаре.

- Гробница Рамсеса IV в Долине царей (KV2) была открыта еще в древности. Сохранились два предварительных плана гробницы Рамсеса IV: тщательно выполненный чертеж на папирусе, хранящийся в Турине, и деталь дверного проема, запечатленная на известняковом остраконе. Первый - уникальный план на папирусе использовался, вероятно, в ритуале освящения гробницы. Царская мумия еще в древности была перемещена в гробницу-тайник Аменхотепа II (KV35).

- Рамсес V Усермаатра Сехеперенра Аменхерхепешеф Мериамон (1146-1143 гг. до н. э.) - четвертый фараон XX династии, сын Рамсеса IV и царицы Дуатентипет (?) От супруг Рамсеса V, цариц Туертенро и Хенуттауи, осталось одни лишь имена, упомянутые в тексте папируса Вильбур.

- Судя по миниатюрному фаянсовому фрагменту с именем Рамсеса V, обнаруженному в Тимне, этот фараон был последним египетским царем, от которого остались следы египетского присутствия в Азии; несколько фаянсовых предметов этого времени были найдены и на Синае. Единственная надпись Рамсеса V в Нубии сохранилась в Бухене. В самом Египте царские документы представлены всего лишь несколькими стелами; кроме того, фараоном был узурпирован ряд памятников, созданных предшествующими царями. Вне Фив выявлены фрагменты стелы Рамсеса V в Гелиополе и поврежденная стела в Сильсилэ. В Карнаке найдена часть сильно поврежденной стелы и фриз из царских картушей на одном столбе. В Рамессеуме ряд картушей Рамсеса Великого был переправлен в пользу Рамсеса V.

- Несколько важных документов проливают дополнительный свет на время правления Рамсеса V: большой папирус Вильбур, являющийся образцом государственного отчетного документа, Завещание Наунахт - частный юридический документ, официальный юридический текст Скандал Элефантины, о котором уже говорилось выше в связи с ростом коррупции в эпоху Рамсеса III и его преемников. Самый масштабный документ из всех вышеперечисленных источников - папирус Вильбур, касающийся раздела земель между Миньей и Фаюмом, засеянных общественным хлебом. Этот источник дает великолепную и очень подробную картину аграрных отношений внутри небольшой части страны, демонстрирует интересы различных социальных групп обитателей региона. Папирус вдовы Наунахт, представляющий из себя завещание этой знатной дамы, свидетельствует о некоторой юридической независимости египетской женщины.

- Краткость правления Рамсеса V подтверждается тем, что работы в его гробнице в Долине царей (KV9) были едва начаты, их продолжил Рамсес VI. Мумия Рамсеса V, обнаруженная в гробнице-тайнике Аменхотепа II (KV35), принадлежит молодому человеку, умершему, вероятно, от инфекционной болезни.

- Рамсес VI Небмаатра Мериамон Аменхерхепешеф (1143-1136 гг. до н. э.) - пятый царь XX династии, сын Рамсеса III и царицы Исиды. Известна главная супруга царя - Нубхесдеб.

- Царствование Рамсеса VI было неспокойным. Уже на первом году его правления Египет был взволнован угрозой новой ливийской войны, вызвавшей внутренние беспорядки, а также, возможно, эпидемией инфекционной болезни. Набеги ливийцев были опустошительными и от них пострадали как люди, так и многие памятники. Как и Рамсес IV, Рамсес VI покрыл своими именами множество памятников, созданных в предшествующие царствования; видимо, к этому времени узурпация памятников более древних царей не только не запрещалась, но и стала систематической. Рамсес VI стал последним царем, имя которого встречается в храме Хатхор в Серабит эль-Хадим. База бронзовой статуи царя обнаружена в Мегиддо, но, учитывая эталонный характер отношения к бронзе в древности, не стоит воспринимать этот памятник как серьезное доказательство египетского присутствия в Азии. В долине Нила, помимо Фив, памятники Рамсеса VI немногочисленны, но зато и не узурпированы у предшественников. Так, в Гелиополе и Мемфисе найдены архитектурные фрагменты с его именем; граффити царя остались на стенах храма Сети I в Вади Мийа, именами Рамсеса VI заменены картуши Рамсеса IV на пилоне храма в Арманте и блоке из Эль Каба. В Нубии царские граффити обнаружены в Вади эс-Себуа; дверь нового храма, сооруженного Рамсесом VI, выявлена в Каср Ибрим: вероятно, это был самый поздний храм эпохи Нового царства в этом регионе.

- Основное строительство при Рамсесе VI развернулось в Фивах. В последний раз в Новом царстве по приказу царя триумфальной сценой были украшена поверхность второго пилона храма Амона в Карнаке и стена комплекса Мединет Абу. Следы строительной деятельности царя сохранились на месте гигантского храма, заложенного Рамсесом IV в Асасифе. Едва ли не единственным памятником царя, который он успел завершить, стала его гробница в Долине царей (KV9). Восхитительная усыпальница была известна под названием «гробница Мемнона» еще римлянам. В гробнице, гораздо более просторной и грандиозной, нежели «дом вечности» Рамсеса IV, сохранилась роскошная декорировка.

- Рамсес VII Усермаатра Сетепенра Итамон Мериамон (1135-1128 гг. до н. э.) - шестой царь XX династии, сын Рамсеса VI.

- В некоторых документах этого правления есть намеки на беспорядки в стране: был выявлен заговор, целью участников которого был раздел государства. Особое беспокойство вызывала теперь уже традиционная угроза вторжения ливийских племен и сирийских Хатти с запада и средиземноморского побережья. В несколько раз выросли цены на хлеб, что говорит о плохих урожаях и, в качестве последствия, о социальных беспорядках. Это практически все, что мы знаем о семи годах правления Рамсеса VII.

- Единственным значительным памятником царя стала его более чем скромная гробница в Долине царей (KV1), открытая еще с древности. Царская мумия не сохранилась. Недалеко от тайника Дейр эль-Бахри 320 были обнаружены четыре фаянсовых сосуда с именем царя; это свидетельствует о том, что мумия Рамсеса VII, вероятно, находится в числе не идентифицированных тел из этого погребения. Практически ничего мы не знаем и о семье царя: известно лишь, что у него был сын, умерший раньше отца.

- По неизвестной причине несколько ушебти Рамсеса VII было обнаружено в Кава, в самом сердце Нубии. В Египте имя Рамсеса VII сохранилось на архитектурных фрагментах из Телль эль-Ияхудие (Дельта), Гелиополя, Карнака. В Эль Кабе и на фрагменте стелы, обнаруженной на острове Элефантина сохранились единственные упоминания о Рамсесе VII, найденные южнее Фив.

- Рамсес VIII Усермаатра Ахенамон Мериамон Сетххерхепешеф (1127 г. до н. э.) - седьмой царь XX династии, вероятно узурпатор, захвативший престол на несколько месяцев. Известны упоминания царя в текстах храма в Мединет Абу, его гробница не обнаружена, неизвестна судьба и его мумии. Имя Рамсеса VIII сохранилось на фаянсовых плитках неизвестного происхождения и нескольких скарабеях.

- Рамсес IX Неферкара Сетепенра Рамсес Хаэмуас Мериамон (1126-1108 гг. до н. э.) - восьмой царь XX династии, возможно внук Рамсеса III.

- Документы о какой-либо внешнеполитической деятельности царя отсутствуют; в Нубии, вновь усмиренной, надписи Рамсеса IX выявлены в западной Амаре, Бухене, Семнэ.

- На 16-м году царствования фараона разразился грандиозный скандал из-за участившихся случаев разграбления фиванских гробниц царей и цариц. В ходе следствия выяснилось, что в распределении награбленного участвовали самые высокопоставленные вельможи страны. Тексты папирусов Аббот и Амхерст, хранящихся в Британском музее, содержат интереснейшие данные о раскрытии этих преступлений и показания грабителей.

- К сожалению, от длительного правления Рамсеса IX сохранилось всего несколько памятников в Карнаке, Антинополе, Гелиополе, Мемфисе и на острове Элефантина. Отделанная великолепно расписанными рельефами, гробница Рамсеса IX находится в Долине царей (KV6). Судя по нескольким десяткам греческих и латинских граффити на стенах, она была открыта еще в древности. Несколько превосходно выполненных элементов погребального инвентаря из гробницы, в том числе великолепная деревянная статуя Ка Рамсеса IX, ушебти и статуэтки духов в настоящее время хранятся в Британском музее.

- Рамсес X Хепермаатра Сетепенра (1108-1106 гг. до н. э.) - девятый царь XX династии, вероятно, сын Рамсеса IX.

- Об этом царе мы имеем столь же скудные сведения, что и о восьмом. До воцарения его звали Аменхерхепешеф, так же как и еще двух его предшественников в династии. Гробница Рамсеса X в Долине царей (KV18) до настоящего времени не расчищена; доступен лишь ее первый коридор. Данных о каких-либо фрагментах погребальной утвари из этой усыпальницы нет. Мумия Рамсеса X не обнаружена или не идентифицирована. Небольшая надпись в Карнаке, а также царское имя на столбе храма в Анибе в Нубии - это все, что осталось от этого царя для потомков.

- Рамсес XI Менмаатра Сетепенптах Хаэмуас Мерерамон (1105-1078 гг. до н. э.) - десятый и последний фараон XX династии, возможно, сын Рамсеса X.

- Правление Рамсеса XI разделяется на две части: первая, состоящая из 18 лет, во время которых в Верхнем Египте царила абсолютная анархия, а, возможно, была и гражданская война, связанная с борьбой фараона с возвысившимся фиванским жречеством; вторая, начавшаяся после 19 года правления Рамсеса, стала временем начала владычества на юге, практически независимом от власти фараона, военачальника и верховного жреца Амона-Ра Херихора. Этот второй период получил особое название Ухем месут, эра «Повторения рождений», или же просто «Возрождение».

- В связи с бурными событиями в Фивах мы плохо осведомлены особытиях, происходивших при Рамсесе XI в остальных регионах страны. Сам царь, практически не участвуя в гражданских войнах, жил в Пер Рамсесе, под опекой возвысившегося вельможи Несубанебджеда, основавшего после смерти Рамсеса XI XXI династию. Помимо храма Хонсу в Карнаке, памятники Рамсеса XI в долине Нила практически не встречаются.

- Вероятно, Рамсес XI стал первым царем, выбравшим для собственного захоронения север страны: его усыпальница в фиванском некрополе (KV4) не была завершена. Она открыта еще с древности и служила какое-то время прибежищем для коптских монахов. Ни настоящее погребение Рамсеса XI, ни его мумия не обнаружены.

Библиография О. Д. Берлев и др. «Статуя с именами Рамсеса VI». // ВДИ №1, 1990, с. 67-73. В. В. Солкин «Солнце властителей: древнеегипетская цивилизация эпохи Рамессидов». - М., 2000; И. А. Стучевский «Первый жрец» Амуна Аменхотеп и Рамсес XI». // ВДИ №3, 1981; И. А. Стучевский «Рамсес II и Херихор». Из истории древнего Египта эпохи Рамессидов». - М., 1984; Ch. Desroches Noblecourt «Rams_s II. La v_ritable histoire». Paris, 1996; W. Erichsen «Papyrus Harris». - Brussels, 1933; R. Freed «Ramesses the Great». - Memphis, 1987; P. Grandet «Ramses III. Histoire d’un regne». - Paris, 1993. E. Hornung , Zwei «Ramessidische Koenigsgroeber: Ramses IV und Ramses VII». - Mainz, 1990; K. Kitchen «Family relationships of Ramesses IX and the late Twentieth Dynasty». // SAK 11 (1984); K. Kitchen «Pharaon Triumphant. The Life and Times of Ramesses II». - Warminster, 1982; K. Kitchen «Ramesside inscriptions». Vol. I-VII. - Oxford, 1993; K. Kitchen «The Twentieth Dynasty Revisted».// JEA 68 (1982); A. Piankoff, N. Rambova «The Tomb of Ramesses VI». - New York, 1954; Cl. Vandersleyen «L’Egypte et la vallee du Nil». Vol. II. - Paris, 1995

В. В. Солкин

РАТ-ТАУИ

Рат-Тауи - в египетской мифологии богиня, жена Монту, родившая ребенка-солнце Гора-па-Ра. Связана с культом Ра, отождествлялась с Иунит. Ипостасью Рат-Тауи не редко являлась Сешат.

В. Д. Гладкий

РЕ

Ре - см. Ра

РЕМЕН

Ремен - одна из величин измерения площади. = 13,7 га

см. Меры площади

В. Д. Гладкий

РЕНЕНУТЕТ

Рененутет (Термутис) - в египетской мифологии богиня, охраняющая собранный урожай. Воплощалась в образе змеи, изображалась в виде змеи или женщины со змеей на голове. Эпитеты Рененутет - "владычица плодородия", "правительница закромов". Сын Рененутет - бог зерна Непери (иногда их обоих отождествляли с Исидой и Гором). Считалось, что змея Рененутет появлялась на поле во время жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Рененутет дарует изобилие, удачу, богатство, счастье, помогает при родах. Впоследствии она, как и бог урожая винограда Шаи, стала почитаться как богиня судьбы. Рененутет, часто вместе с Шаи, упоминалась в добрых пожеланиях, направлениях: "да будет жить с тобой здоровье, при тебе Шаи, Рененутет в руке твоей"; "да будет жить Рененутет на пути твоем". Праздник Рененутет, во время которого фараон приносил ей благодарственную жертву, отмечался в день окончания жатвы.

В. Д. Гладкий

РЕЧЕНИЕ НЕФЕРТИ

Речение Неферти - древнеегипетское литературное произведение периода Среднего царства, сохранилось в копии 15 в. до н.э. Содержание текста - мессианское. Неферти (это имя читали ранее Неферреху), предсказывая фараону трагический конец блестящей эпохи Древнего царства, пророчествует о наступлении возрождения страны, связывая это с им. Амени. "Речение Неферти" имело целью укрепить престиж основателя ХII династии Аменемхета I, названного в произведении Амени.

В. Д. Гладкий

РОЗЕТТСКИЙ КАМЕНЬ

Розеттский камень - черная базальтовая плита с трехъязычной надписью на египетском иероглифическом, египетском. демотическом (разговорном) и древне-греческом языках, обнаружена в 1799 офицером наполеоновских войск в Египте Бушаром при сооружении форта Сен-Жюльен на берегу Розеттского рукава Нила; находится в Британском музее (Лондон). Тексты Розеттского камня высечены в 196 до н.э. и представляют собой благодарственную надпись египетских жрецов Птолемею V Епифану. В 1822 иероглифический текст Розеттского камня был дешифрован Ф. Шампольоном, что положило начало изучению египетского иероглифической письменности.

В. Д. Гладкий

Предыдущая страница Следующая страница