Античная культура. Словарь-справочник
Статьи на букву "К"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К"

КАЗАНЛЫК

КАЗАНЛЫК - совр. назв. поселения в Болгарии, где найдена знаменитая фракийская купольная гробница IV в. до н. э., с сохран. настенными росписями ритуал, содержания.

Е.А.С.

КАЛЛИКРАТ

КАЛЛИКРАТ - др.-гр. архитектор. Строил Парфенон вместе с Иктином, храм Ники Аптерос на Акрополе Афин.

Е.А.С.

КАЛЛИМАХ

КАЛЛИМАХ - 1) др.-гр. скульптор и мастер чеканки (к. V в. до н. э.). Происх. из Афин. Изготовил золотой светильник для Эрехфейона и статую сидящей Геры для храма в Платеях. По сообщению Витрувия (IV, I, 10), был изобретателем коринфской капители; первым начал буравить мрамор. Доводя свои работы до утонченного совершенства, был прозван «искрошителем искусства». Ряд произведений К. дошел в репликах.

Д.М.

2) Др.-гр. поэт и ученый (ок. 310 - 240), виднейший представитель Александрийской поэзии. Род. в Кирене (Сев. Африка), образование закон, в Афинах. В Александрии снач. служил школьным учителем. Приглашенный ок. 285 для работы в александрийской б-ке, написал множ-во соч. на ист., ист.-мифолог., геогр. и др. темы (всего до 800 кн.), среди к-рых особое значение имели биобиблиогр. «Таблицы» в 120 кн., охватившие всех гр. писателей и поэтов прошлого.. Ни одно из ученых соч. К. до нас не дошло. Худож. твор-во К. было разнообразным. До наших дней дошли целиком 6 гимнов и св. 60 эпиграмм; др. соч. стали известны в разной степени сохранности благодаря папирусным находкам, охватывающим период с к. III в. до н. э. до VII в. н. э. В своей поэзии К. выступил как новатор, отвергавший попытки возрождения героич. эпоса, к-рым он полемически противопоставлял разл. виды «малых форм». Даже в гимнах, болш-во к-рых написано традиц. гексаметром на эпико-ионийском диалекте (т. е. формально продолжают линию «гомеровских гимнов»), К. не столько излагает «биографию» бога, сколько искусно комментирует ее, оживляя мифолог, сюжет своим личным к нему отношением и обилием бытовых деталей, поданных в юмористических тонах.

Гл. трудом жизни К. был сб. «Причины» (в 4 кн.). Уже в прологе К. излагал свою эстет, программу и сводил счеты с лит. противниками. Затем следовало св. 40 небол. мифолого-повеств. поэм в элегич. дистихах, содержавших, как правило, объяснение к.-н. обряда, обычая, культа. При этом К. старался выбирать малоизвест. версии мифов, дававшие ему возможность продемонстрировать свою ученость и умение использовать традиц. поэтич. лексику и фразеологию в новом стилист, окружении. В изложении мифолог, эпизода К. интересовал не героич. сюжет, а изображение «маленького человека» (в папирусных фр-тах элегии «Победа Береники» известие об успехе на состязаниях в Немее колесницы египетской царицы служит поводом для введения фигуры местного крестьянина) и его внутр. мира (бол. отрывок «Аконтий и Кидиппа» с изобр. любовной страсти). В немен. мере это относится к эпиллию «Гекала», в к-ром образ гостеприимной старушки Гекалы и картина утра в бол. городе явно оттесняли на задний план героич. подвиг Тесея. Повседн.-бы-товым характером отмечены ямбы К., в к-рых он демонстрирует виртуозное владение разл. стилями и ритмами (особенно в холиямбах, продолжающих традицию Гиппонакта). К. был мастером эпиграммы; в ней через традиц. форму пробивается непосредственное чувство и авторское отношение к событию, послужившему поводом для поэтич. отклика. Творч. достижения К. активно использовались в рим. поэзии I в. до н. э., особенно в эпиллиях Катулла и «Метаморфозах» Овидия.

В.Я.

КАЛЛИН

КАЛЛИН (1-я пол. VII в. до н. э.)

др.-гр. поэт, представитель ранней элегии. Происх. из Эфеса. В единств, дошедшем до нас стихотв. (используя в осн. гомеровскую лексику) К. призывал сограждан сплотиться перед лицом вражеского нашествия: не гнаться за личной славой, а быть готовым к выполнению гражд. долга. Тогда почетна и смерть за отчизну.

В.Я.

КАЛЛИСТРАТ

КАЛЛИСТРАТ (IV в. н. э.)

др.-гр. писатель, представитель 2-й софистики. Автор соч. «Статуи», в к-ром даны описания 14 (13) мраморных и бронзовых статуй, в т. ч. знаменитого произв. Скопаса «Вакханка». Соч. К. завершает сб., включающий «Картины» Фило-страта Старшего и Филострата Младшего.

Я.Ш.

КАЛЛИСФЕН

КАЛЛИСФЕН (IV в. до н. э.)

др.-гр. историк. Род. в Олинфе (п-ов Халкидика), внучатый племянник Аристотеля и его ученик. Был официальным историографом Александра Македонского в его вост. походе, во вр. к-рого описывал воен. подвиги царя. Его соч. охватывало события от перехода войск Александра в Азию до посл. битвы с перс, царем при Гавгамелах. В своем произв. К. безгранично возвеличивал деяния Александра и подчеркивал его «божественное происхождение». Одн. со вр. из поклонника Александра К. превратился в его врага, выступая против тирании и деспотизма и прославляя свободолюбие греков, за что был обвинен в причастности к заговору знатных юношей и казнен. Соч. К. утрачено. Однако в III в. н. э. возникла сказочная повесть об Александре Македонском «Деяния Александра», к-рая ошибочно была приписана К.

Лит.: Шахермайр Ф. Александр Македонский. М., 1986; Шофман А. С. Каллисфен //Вопросы истории. 1974. №6; 50, III, 246; 117,250.

Е.С.

КАМЕНЫ

КАМЕНЫ (рим. миф.)

первонач. нимфы ручья в Риме, откуда жрицы черпали воду для храма Весты, богини домашнего очага. Их имя постепенно стало восприниматься близким к словам carmen (песня) и сапеге (петь). К. были отождествлены с музами.

И.К.

КАМЕЯ ГОНЗАГА

КАМЕЯ ГОНЗАГА - камея с парным изображением египет. царя Птолемея II и его жены Арсинои И, один из лучших образцов портретных гемм эпохи раннего эллинизма (III в. до н.э.). До 1630 находилась в собр. герцогов Гонзага, по к-рому названа; сейчас - в Гос. Эрмитаже, подарена в 1814 Александру I Жозефиной Богарне. Камея вырезана на большом (15,7 х 11,8 х 3 см) куске трехслойного агата. Применяя разл. приемы обработки - от горельефа до легкой гравировки, резчик виртуозно использовал слои камня (серый для фона, белый для лиц, красно-коричневый для волос, шлема, эгиды царя). Лицо царицы передано мягкими округлыми линиями, лицо царя - более четкими и острыми. Героич. трактовка идеализированных образов супругов, символ, характер атрибутов (лавровые венки, эгида с головами Фобоса - гения Ужаса и Медузы), торжественный язык иск-ва типичен для камей александрийской школы.

Лит.: Неверов О. Я. Камея Гонзага. Л., 1977; 42, 110.

О.Т.

КАННЕЛЮРЫ

КАННЕЛЮРЫ - вертикальные желобки в стволе колонны

Е.А.С.

КАНОН

КАНОН (гр.)

1) К. писателей и поэтов - список лучших представителей каждого жанра, отобранных учеными александрийской филологии: 10 ораторов, 9 лирич. поэтов, по 3 трагич. и комич. автора.

2) К. христианский - соч. Нового Завета (числом 27), признанные церковью священными. Стал складываться во II в. н. э. и оконч. закрепился в нач. V в.

Н. Ш.

КАНТИК

КАНТИК (лат. cano - петь)

муз. эпизод в комедиях Плавта в форме арий актеров, их дуэтов и терцетов. К. Плавта, в отл. от ямбических частей его комедий, написаны разнообраз. и сложными размерами и могут быть сопоставлены с лирич. партиями др.-гр. драмы, муз. элемент которой почти изжит в «новой» аттич. комедии, Сочетание актерской игры с К., иногда даже не связанными с осн. сюжетной линией пьесы, опиралось в рим. комедии, вер., как на местную италийскую традицию, так и на театр, практику эпохи эллинизма.

И.У.

КАПИТЕЛЬ

КАПИТЕЛЬ - верхняя часть колонны или пилястры, на к-рую опирается перекрытие (см. Ордер)

Е.А.С.

КАТАРСИС

КАТАРСИС (греч. κάθαρσις - очищение)

понятие, употребленное Аристотелем при определении трагедии, к-рая «посредством сострадания и страха совершает очищение подобных страстей» (Поэтика. Гл. 6). Это краткое и недостаточно ясное высказывание породило множ-во толкований, в т. ч. нравственное (К. воспитывает зрителя), психиатрическое (дает душевное облегчение), медицинско-ритуальное (исцеляет подобным), интеллектуальное (освобождает от ошибочного мнения).

В.Я.

КАТОН СТАРШИЙ

КАТОН СТАРШИЙ (Марк Порций; 234 - 149)

рим. обществ, деятель, писатель, оратор. Род. в Тускуле, принимал участие во 2-й Пунической войне и в ряде более поздних войн. Боролся против торговых соперников Рима, настойчиво требовал в сенате полн. разрушения Карфагена; умер, не дожив 3 лет до этого события. Сторонник старорим. уклада жизни, самобытного развития рим. культуры. Знаток сел. хоз-ва, опытный полководец и правовед. К. первым составил не дошедшую до нас «Риторику». Римлянам было известно 150 речей К., из к-рых сохран. незнач. фр-ты. Особенно славилась речь К. «В защиту Родосцев». Цицерон высоко ценил речи К., отмечая силу его слова, едкость в нападках и остроту мыслей. В трактате «Земледелие» К. описывал жизнь рабовладельческого поместья, давал наставления по разным видам сел. хоз-ва, регламентировал отношение к рабам. Этот трактат - первое полностью сохран. прозаич. произв. в рим. лит. В наставлениях «К сыну» К. затрагивал проблему воспитания, давал советы по риторике, медицине, земледелию. Стали крылатыми выражения из этого соч., напр.: «Дело знай, слова последуют», «Леность - мать всех пороков» и т. д. Самым гл. соч. К., написанным им в старости, были «Начала»; их задача - прославлять историю Рима, подвиги предков. Как и Энний, К. считал, что благополучие Рима зиждется на людях старого закала. В «Началах» К. описывал также происх. разных италийских общин. В отличие от Энния, К. не давал историографии отд. личностей, а составлял историю италийских племен. Язык «Начал» прост и ясен. К. был первым рим. историком, писавшим на родном лат. яз., дал толчок развитию оратор, иск-ва и явился первым в Риме теоретиком красноречия.

Соч.: Земледелие. М.; Л., 1950.

Т.К.

КАТУЛЛ, ГАЙ ВАЛЕРИЙ

КАТУЛЛ, ГАЙ ВАЛЕРИЙ - рим. поэт. Род. в Вероне, в зажиточной семье. Переехав в Рим, оказался в центре полит, и культ, жизни, завязал знакомство с видными деятелями и поэтами-неотериками, оказавшими на его мировоззрение значит, влияние. В 57 совершил путешествие в Вифинию. Сб. произв. К. состоит из 116 стихотв. Первыми в нем помещены написанные на разл. темы небол. стихотв., рассказывающие о душевных переживаниях поэта, связанных со смертью брата, предательством друзей, несчастной любовью. В стихотв., посвященных возлюбленной поэта - Лесбии, отразились все этапы их отношений: счастье и размолвки, ссоры и примирения. Свои взаимоотн. с Лесбией К. пытается осмыслить в традиц. понятиях рим. нравственных ценностей - дружбы, верности, надежности. О своей любви поэт говорит как о свящ. чувстве, возвышающем человека. Рассыпанные без всякой последоват. по сб., написанные разн. размерами, стихотв. подчеркивают постоянную перемену настроений К., чередование горя и радости, сопровождавших его неспокойную жизнь. 2-ю часть сб. сост. большие произв.: два эпшпаламия, поэма «Аттис», мифолог, эпиллий «Свадьба Пелея и Фетиды» и переложение поэмы Каллимаха «Локон Береники». Завершают сб. разнообразные эпиграммы. Поэтич. язык К. отличается экспрессивностью, изобилует прилагательными в превосходной степени, увеличительными и уменьшительными суффиксами. Нередко встречаются грубые простонар. выражения.

Лит.: Шталь И. В. Поэзия Гая Валерия Катулла. М., 1977.

Е.О.

КВАДРИГА

КВАДРИГА (лат.)

колесница, запряженная четверкой лошадей.

Е.А.С.

КВИНТИЛИАН, МАРК ФАБИЙ

КВИНТИЛИАН, МАРК ФАБИЙ (ок. 35 - ок. 96)

оратор и учитель красноречия. Родился в Испании, в Калагуррисе (совр. Калахора). Образование получил в Риме. При имп. Веспасиане открыл ритор, школу, к-рая, впервые в истории Рима, содержалась за счет гос-ва. После 20-лет. педагог, деятельности ушел на покой, но вскоре был приглашен в кач-ве учителя и воспитателя к наследникам имп. Домициана (81 - 96). Сохран. полностью гл. соч. К. «Воспитание оратора», в к-ром содержится полн. курс ритор, теории, органически включенный в обширную общеобраз. и воспит. систему. В I кн. рассматривается воспитание и обучение в семье (до 7 лет) и в грамм, школе, преимущ. к-рой перед дальнейшим (после 7 лет) домашним обучением убедительно аргументируются. II - Ш кн. посвящ. анализу риторики как науки и определению ее видов; кн. IV - IX - подробному изложению самого курса риторики. Интересна кн. X, содержащая обзор гр. и рим. лит., знание крой необходимо оратору. Идеалом оратора для К. был Цицерон, естественность слога к-рого он противопоставлял искусственности и напыщенности сторонников «нового» декламационно-ритор. стиля, господствовавшего в сер. I в. н. э. С др. ст., К. выступал и против «архаистов», ратовавших за возвращение к старинному красноречию II в. до н. э. Соч. К. - ценный источник по антич. риторике и педагогике; заслужило высокую оценку как современников, так и потомков. К. по праву считается основопол. теории оратор, иск-ва. Упоминаемые К. др. его соч. (трактат «О причинах упадка красноречия», судебные речи) и записи лекций, сделанные его учениками, не сохранились.

Н. К.

КВИНТ СМИРНСКИЙ

КВИНТ СМИРНСКИЙ - др.-гр. поэт, автор эпич. поэмы «После Гомера» в 13 кн., края по замыслу явл. продолжением «Илиады» и повествует о вступлении в бой и гибели предводительницы амазонок Пенфесилеи и царя эфиопов Мемнона, смерти Ахилла, поединке Филоктета и Париса, падении Трои. Поэма завершается описанием бури, к-рую Афина насылает на греков как кару за нечестие Аякса Оилида. Тем самым находят подтверждение близкие автору идеи трагичности челов. судьбы и неотвратимости возмездия за дурные дела. Мировоззренческое единство поэмы до нек-рой степени компенсирует такие композ. недостатки, как хроникальное изложение событий, отсутствие фабульного стержня. Ориентация на гомеровский эпос, особенно в описаниях сражений, очевидна, однако олимпийские боги в значит, мере уступили место Случаю. Язык, стиль, метрика К. С. в осн. гомеровские, но в использовании традиц. эпических приемов проявл. стремление к самостоятельности: ни одно из многочисл. сравнений не перенесено из Гомера.

Р.3.

КЕНОТАФ

КЕНОТАФ (греч. κενοτάφιον - пустая гробница)

памятник (курган, стела) погребенному в др. месте.

Е.А.С.

КЕРАМИК

КЕРАМИК - в Др. Греции

1) квартал гончаров, расположенный обычно вне городских стен;

2) район некрополя в Афинах на месте первонач. К. в сев.-зап. части города. Раскопками выявлены древ, мастерские горшечников, но, как установлено, уже в XII в. до н. э. это место служило для захоронений умерших в могилах, обложенных камнем; после 1100 преобладал обряд кремации. Погребальные сосуды - дар умершему и памятник на его могиле - известны здесь в особом варианте: т. н. «Дипилонские» вазы (750). В VII в. на К. распространяются грунтовые могилы, с VI в. над погребением возводятся высокие насыпи, позже (с 350) - с дополнением гальки. В V в. некрополь К. приобрел roc-венное знач.: здесь хоронили погибших в битве за отечество. Лучшие мастера изготовляли саркофаги, стелы, статуи и небол. храмы, составлявшие пеструю картину некрополя. В IV в. он расширился к югу от р. Эридан; увлечение роскошными надгробиями заставило Деметрия Фалерского принять закон против роскоши, запрещающий ставить огромные стелы. С того вр. было разрешено отмечать могилу лишь небол. колонкой. Сохран. стелы находятся теперь в музеях; на К., общий вид к-рого реконструирован, выставлены копии.

Е.А.С.

КЕРАМИКА

КЕРАМИКА (греч. keramike techne - гончарное иск-во)

вид производ.-худож. деятельности, к-рый состоит в изготовлении изделий из глины, обожженных в спец. гончарных печах. В широком знач. этого слова - сами эти изделия, среди к-рых различают неск. типов. (1) Сосуды, сделанные от руки или на гончарном круге, простые или украшенные (вдавленный, процарапанный узор, налепы, рельеф, лощение, ангоб, роспись, полива). В К., связанной как с бытовой, так и с культовой стороной жизни, отразились представления человека об окружающем мире (сосуд как модель космоса); отождествление вазы и тела человека, имевшее с древ, времен магический смысл, сохран. в назв. частей сосуда (губы, шейка, ручки, тулово, ножка); будучи одним из видов худож. деятельности человека, К. отражает, в своих особых формах, эстет, потребности. В Др. Греции первые образцы К. известны с к. VII тыс. до н. э. (поселение в Неа-Никомедия, Южн. Македония). В К. Крита (III-II тыс.) складываются прообразы основных типов сосудов; наибол. разнообразия гр. К. достигает в VI - V вв. Формы и размеры ваз определялись их назначением. Вино и воду наливали в амфоры, стамносы, пелики, смешивали - в кратерах (неск. разновидностей) и диносах, охлаждали, опуская в жидкость псиктер, разливали по чашам для питья - киликам, скифосам, канфарам, ритонам - из кувшинов - ольп и ойнохой, черпали киафом. Воду из источника приносили в гидрии. Нек-рые разновидности сосудов имели строго опред. назнач.: панафинейская амфора, наполненная маслом, была призом победителю в Панафинейских состязаниях; лебес гамикос применялся для свадебных церемоний, во время к-рых омовения совершали водой, принесенной в лутрофоре; посл. также мог быть надгробием на могиле юноши, девушки; в эпоху геометрики с аналог, целью использовались амфоры и кратеры высотой до 1,5 м; стамносы, амфоры, гидрии (т. н. гидрии стиля Гадра) служили урнами для пепла; в погребальном обряде широко использовался лекиф - для масел и благовоний. Атлет приносил в палестру масло в арибалле, алабастре; женщины хранили украшения и косметику в шкатулках - пиксидах или леканах, посл. были обязательными в числе свадебных подарков.

Возлияния божеству совершались из фиалы. Пифос (глиняная бочка, врытая в землю) служил для хранения зерна, масла, вина; перевозили эти и др. припасы в особых узкогорлых амфорах с заостренной узкой ножкой. Общим в развитии всех форм сосудов явл. изменение пропорций - от тяжелых массивных к более стройным, вытянутым. Наряду с простой или украшенной росписями (орнаментальными, фигурными) существовала рельефная К., исполненная в спец. формах («мегарские» чаши, каленская К.) или украшенная декором, сделанным с помощью штампов (этрусская К. буккеро). На мн. керам. сосудах имеются надписи: процарапанные по лаку, глине после обжига - т. н. графитти - имя владельца, жертвователя, посвящение божеству, имя купца, торговые отметки, исполненные гончаром или вазописцем в процессе росписи вазы, до обжига. Посл. характерны для расписной К. VI - V вв. Это может быть имя персонажа, назв. предмета, слова, к-рыми обмениваются герои, имена юношей, т. н. «любимцев», посвятительные надписи божеству. Особую группу составляют имена гончаров (или владельцев мастерских) и вазописцев, первые с глаголом «сделал», вторые - «расписал». Известно около 40 таких подлинных имен. Поскольку по стил. признакам росписей можно выделить гораздо больше мастеров, вазописцам принято давать условные имена - по им. гончара (если оно есть, «мастер Андокида»), по месту хранения наиб, известной вазы (мастер Лондон Е-497), по им. нашедшего ее археолога или владельца (ваза Франсуа, мастер Сабурова), по мифолог, сюжету или герою (мастер Разрушения Трои, мастер Ниобид, мастер Ахилла), по им. «любимца» (мастер Эвайон). (2) Плоские расписанные или рельефные керам. плиты для облицовки и украшения стен зданий (терракота архитектурная). (3) Керам. скульптура (терракота). (4) Урны для пепла и саркофаги (этрусское искусство). (5) Различные штампы, печати, грузила для рыболовных сетей и ткацких станков и т. д.

О. Т.

КЕРКИД

КЕРКИД - 2-я пол. III в. до н. э.)

др.-гр. поэт и философ, представитель позд. гр. мелики. Происх. из Мегалополя (Пелопоннес), выполнял важные обществ, поручения. Отрывки из стихотв. К., ставшие известными гл. обр. благодаря папирусной находке нач. XX в., показывают полный разрыв автора с мировоззрением традиц. мелики. В них господствует глубокое неверие в справедливость всеведущих богов, обличение разбогатевшего выскочки, протест против соц. неравенства. Взволнованность чувств К. находит выражение в созданной им разновидности стиха - мелиямбе. Язык К. изобилует изобретенными им сложными словами и неологизмами.

В.Я.

КЕРКИРА

КЕРКИРА - о-в у зап. побережья Греции (совр. Корфу). В 540 до н. э. здесь построен храм Артемиды, на фронтоне к-рого помещен самый ранний гр. монумент, рельеф с Медузой Горгоной в центре.

Е.А.С.

КЕССОНЫ

КЕССОНЫ - квадратные углубления на потолке или своде.

Е.А.С.

КЕФИСОДОТ

КЕФИСОДОТ (1-я пол. IV в. до н. э.)

др.-гр. скульптор из Афин, отец Праксителя. Дошли копии одного из его произв. - «Эйрены с младенцем Плутосом». Др. произв. известны лишь по названиям.

Д.М.

КИКЛИЧЕСКИЙ ЭПОС

КИКЛИЧЕСКИЙ ЭПОС - в Др. Греции разновидность эпич. поэм, созданных в VIII - VI вв. до н. э. и объединявшихся по содержанию вокруг одного круга (гр. kyklos - круг) мифов. К фиванскому «киклу» относились поэмы «Эдиподия», «Фиваида» и «Эпигоны», повествовавшие о судьбе царя Эдипа, походе семерых против Фив и его последствиях. Больш-во произв. К. э. сосредоточивалось вокруг событий Троянской войны и возвращения домой ее героев. В «Киприях» излагалась причина войны и ее ход до начала «Илиады», к к-рой, в свою очередь, примыкали поэмы «Эфиопида» (сражение Ахилла с вождем эфиопов Мемноном), «Малая Илиада» (гибель Ахилла и ее последствия) и «Разрушение Илиона». О судьбе, постигшей при возвращении из-под Трои Агамемнона и Менелая, рассказывалось в поэме «Возвращения», составлявшей как бы параллель к «.Одиссее». Ее продолжением служила поэма «Телегония» (гибель Одиссея при встрече с Телегоном, его неузнанным сыном от Кирки). Как свид-вует Аристотель и как ясно из позднеантич. пересказов произв. К. э. (ни одно из них не сохран.), от поэм Гомера они отличались отсутствием худож. единства и эпизодичностью. Одн. именно эти свойства К. э. послужили причиной того, что он лег в основу содержания мн. др.-гр. трагедий, а «Разрушение Илиона» было использовано Вергилием во II кн. «Энеиды».

В.Я.

КИМОН

КИМОН (посл. четв. VI в. до н. э.)

др.-гр. художник, из Клеон (Арголида). По Плинию Старшему, первым стал изобр. фигуры в повороте, смотрящими назад, вверх или вниз, передавать мускулатуру, складки одежд.

О.Т.

КИНИКИ

КИНИКИ - сократическая школа др.-гр. философии, основанная Антисфеном. Происх. от прозвища Диогена «кюон» (собака, пес; множ. ч. «кюникой») или от Киносарга - холма и гимнасии в Афинах, где Антисфен проводил свои занятия. Гл. представители философии К.: Антисфен, Диоген Синопский, Кратет Фиванский и его жена Гиппархия, Моним, Онесикрит, Филиск, Метрокл и Менипп.

К. отказались от продолж. традиций умозрительной философии, сосредоточив внимание на решении этич. вопросов, к-рые подразумевали возвращение человека к естеств. природе путем ведения аскетического образа жизни и отказа от внеш. обществ., гос. и материальных условностей.

Целью разумного возвращения к природе К. считали достижение абсолютной духовной свободы и раскрепощенности, к-рую они отождествляли с благом (счастьем). Этика К. оказала непосредственное влияние на формирование морально-нрав. принципов стоической философии.

М.О.

КИПР

КИПР - о-в в Средиземном море, богатый медными месторождениями. В XIII в. до н. э. заселен греками. Как важнейший торговый пункт, связывающий Др. Грецию, Восток и Африку, часто переходил из рук в руки. К. принадлежал Египту (ок. 1500 и с 569 по 526), Финикии (800), Ассирии, Персии, Македонии (с 333) и, наконец, птолемеевскому Египту (с 294). Это отразилось на культ. К. Здесь было разработано слоговое письмо (силлабарий), неск. напоминающее клинопись. Оно существовало до IV в. до н. э. наряду с гр. письмом финикийского происх. На территории о-ва сохранились многочисл. памятники антич. иск-ва, стиль к-рых также отличается от др.-гр.: керамика с гравированным, накладным и расписным орнаментом, бронзовые изделия, скульптура из известняка, а также знаменитое святилище Афродиты-Киприды, по мифу, рожденной на К.

Е.А.С.

КИРЕНА

КИРЕНА - др.-гр. город в Киренаике (Сев. Африка). Основан Ферой в 630 до н. э. Сохран. руины архаич. храма Аполлона, театра и терм рим. времени.

Е.A.С.

КИРЕНАИКИ

КИРЕНАИКИ - сократическая школа др.-гр. философии, основанная в нач. IV в. до н.э. Аристиппом в Кирене (Сев. Африка). Др. представители киренской школы: Арета, дочь Аристиппа, ее сын Аристипп Младший, Феодор, Гегесий, Анникерид. Целью жизни К. считали наслаждение и счастье (совокупность наслаждений, гл. обр. чувственных), к-рые зависят от челов. представлений. К. отрицали возможность истинного знания, источником всякого мнения признавали только ощущение и отвергали натурфилософию и математику. Тезис К. о стремлении избегать любой боли нашел яркое отражение у Гегесия (проповедь самоубийства). Феодор целью жизни считал не наслаждение единичными удовольствиями, а счастье, к-рое предполагает рассудительность. Анникерид и его последователи признавали высшим наслаждением чувственную любовь.

М.О.

КИФАРА (КИТАРА)

КИФАРА (КИТАРА) - самый распространенный струнный инструмент в античности. Состоял из деревянного плоского корпуса, двух изогнутых стоек, соединенных перекладиной, и натянутых между корпусом и перекладиной 7 струн. На К. играли, ударяя по струнам палочкой, «плектром». Музыкант, исполнявший сольную партию, наз. кифарист, а солист, сопровождавший свою игру пением, - кифаред.

Н.Ш.

КЛАВДИАН (КЛАВДИЙ)

КЛАВДИАН (КЛАВДИЙ) - рим. поэт. По происх. грек, род. в Александрии. С 395 жил в Италии (Рим, Милан, Равенна), был придворным поэтом имп. Гонория (395 - 423) и фактич. правителя Рима того вр. Стилихона. Писал как no-лат., так и по-гр. На гр. яз. дошли отрывки («Гигантомахия»). Лат. поэмы - «Похищение Прозерпины», где наряду с мифолог, содержанием прославляется великое прошлое и настоящее Рима; «О консульстве Стилихона» и «О войне с готами», восхваляющие Стилихона. Наряду с похвалами в адрес покровителей К. его поэмы содержат злые инвективы против придворных фаворитов и интриганов. Образец панегирического стиля - поэма о свадьбе Гонория и дочери Стилихона Марии. Помимо крупных поэм дошел ряд небол. стихотв. К. В мифолог, поэмах образцы К. - Овидий и Стаций. Поэзии К. свойственны риторичность, страсть к гиперболам, но также и яркие описания, теплый лиризм, темперамент.

B.В.

КЛЕАНФ

КЛЕАНФ (333 - 232)

др.-гр. философ-стоик, ученик и преемник Зенона из Китиона (с 264). Происх. из Ассы (Троада, М. Азия). В молодости был кулачным бойцом, ок. 280 приехал в Афины и стал заниматься философией. Диоген Лаэртский называет 50 соч. К. филос., этич. и полит, характера, от к-рых дошли немногочисл. фр-ты. Почти полностью сохранился поэтич. «Гимн Зевсу», в к-ром К. рисует образ Зевса, управляющего Вселенной с помощью всеобщ, закона. Зевс К. подчиняет все, объединяя «благо» и «зло» и создавая из огненной стихии единый Мир-Логос, к-рый упорядочивает космос. К. осуждает стремление людей к плотским наслаждениям, показывает их полную беспомощность перед лицом судьбы, отождествляемой с Логосом. Др. работы К. представляли собой коммент. к гл. трудам Зенона и Гераклита и не содержали самостоятельной филос. концепции. Много занимаясь физ. трудом и ведя скромный образ жизни, К. обеспечил личностную преемственность стоического учения; его последователем и преемником в Др. Стое был Хрисипп.

М.О.

КЛЕОБИС И БИТОН

КЛЕОБИС И БИТОН - мраморные архаические статуи куросов в музее Дельф, работы Полимеда Аргосского (ок. 600 до н.э.).

Д.М.

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ, ТИТ ФЛАВИЙ

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ, ТИТ ФЛАВИЙ (ок. 150 - 215)

др.-рим. писатель и христ. теолог-миссионер. Род. в Афинах в языческой семье, учился в Италии; с 180 - глава богословской школы в Александрии, где написал бол. часть своих соч. В кон. жизни переехал в Палестину, спасаясь от религ. гонений. К. пытался объединить гр. философию и Библию на основе христ. вероучения. Ему принадлежат работы этич. и теологич. характера, коммент. к Библии, трактаты «Педагог», «Увещевание к эллинам». В них К. отождествляет христ. веру с просвещением, способствующим нрав, и интеллект, совершенствованию человека. Бесценным источником по истории антич. философии явл. соч. К. «Строматы» («Лоскутный ковер»), в к-ром дается развернутое изложение учений др.-гр. философов и развивается осн. тезис К. о знании как обязательном аспекте веры. Концепция К. была направлена как против интеллект, еретиков, так и против ортодоксальных невежд и поэтому не нашла поддержки в среде христ. теологов. В соц. сфере К. старался смягчить непримиримость христ. догматов по отношению к богатству, проповедуя не презрение, а равнодушие к материальному благосостоянию. Учеником К был Ориген.

М.О.

КЛИТОМАХ

КЛИТОМАХ (Гасдрубал; 187 - 110)

др.-гр. философ-платоник, преемник Карнеада Киренского в Академии (с 133). Происх. из Карфагена, где учился и долгое время занимался философией. Ок. 147 приехал в Афины и стал учеником Карнеада. Из его соч. (по Диогену Лаэртскому, К. написал св. 400 кн.) ничего не сохран. По всей вер., К. коммент. в них труды Карнеада, продолжая традицию акад. скептицизма.

М.О.

КНИД

КНИД - др.-гр. город, основанный дорийцами в М. Азии. Был известен школой врачей и святилищем Афродиты. Сохран. храм Афродиты (IV в. до н. э.) и дорич. храм Аполлона Трионийского.

Е.А.С.

КНОСС (КНОС)

КНОСС (КНОС) - древ, поселение на о-ве Крит. Основано в XX в. до н. э. В 1900 англ, археологом А. Эвансом полностью раскопан обширный дворцовый комплекс К. (XX - XVI вв.), расположенный в неск. ярусах (16 000 м2). Центр, частью дворца был бол. прямоугольный двор, к к-рому постепенно пристраивались помещения для разл. нужд, в т. ч. для проведения церемоний. Весь дворец в плане также был прямоуг. и напоминал соты, освещаемые через окна, балконы и веранды. Внутри свет распространялся через лестничные проемы и световые шахты. Сооружение имело зернохранилище (открыты пифосы - громадные глиняные горшки, врытые в землю), ванные комнаты, канализацию. С сев.-зап. к зданию примыкала широкая лестница, служившая зрительскими местами в театр, представлениях. Сохран. колоннады и портики с колоннами, окрашенные в красный цвет, алебастровые лестницы, каменные культовые изображения рогов быка, обращенные на Священную гору, и великолепные фрески, украшавшие интерьеры дворца, темы к-рых также связаны с культом быка (т. н. «акробаты», исполняющие сальто на мчащемся животном), моря (воды) и растений. По новой гипотезе, устройство Кносского дворца было связано не с бытовой, а с сакральной функцией, возм., культом бога-быка, распространенным на Крите. Подобные дворцы (жилые?) открыты в Фесте, Герак-леоне.

Лит.: СидороваН. А. Искусство Эгейского мира. М., 1978.

Е.А.С.

КОДЕКС

КОДЕКС (лат.)

вид книги, получивший распространение с изобретением пергамена. Пергаменный лист складывался вчетверо, затем образовавшаяся тетрадь вкладывалась в др. либо несколько тетрадей скреплялись в корешке.

Я.Ш.

КОЙНЭ

КОЙНЭ (греч.)

наддиалектное яз. образование, сложившееся в IV - III вв. в Др. Греции (койнэ - «общий диалект»). Возникло на основе аттич. диалекта с широким привлечением ионийской лексики. Использовалось преим. в худож. прозе (Полибий, Плутарх, Аппиан) и в Новом Завете.

Н.Г.

КОЛИЗЕЙ

КОЛИЗЕЙ - амфитеатр в Риме, назв. от стоявшего рядом колосса Нерона. Построен при Флавиях (69 - 96 н. э.), освящен в 80 имп. Титом. Самый бол. амфитеатр антич. мира (50 000 мест). В плане К. - эллипс (большая ось - 188 м, вые. - 48,5 м). Внутри разделен на четыре огромных яруса, наружная часть - на три аркады, располагавшихся одна над др., по 80 арок каждая. В арочных пролетах двух средних ярусов стояли статуи, придавая аркам вид оконных проемов. В верх, ярусе, украшенном колоннадой, были мачты для натягивания тента (велария). Арена, бол. ось к-рой сост. 85 м, была ограничена высоким подием (4м) для затопления водой во вр. навмахий. Под ней находились клетки для зверей, каменные переходы и спец. помещения. Гладиаторские бои проводились в К. до 405 н. э., травля зверей - до 526. Рядом с К. находилась гладиаторская школа, ядром к-рой был двор, окруженный портиками, в центре двора - арена для тренировок, воспроизводившая К. в миниатюре.

Е.А.С.

КОЛЛУФ

КОЛЛУФ (V - VI вв.)

др.-гр. эпич. поэт. Род. в Египте. Из соч. уцелела небол. эпич. поэма «Похищение Елены», к-рая повествует о свадебном пире Пелея, споре между богинями, суде Париса и завершается описанием прибытия Париса и Елены в Трою.

Отд. фразы заимствуются у Гомера, но трактовка мифа, язык, стиль и особенности стихосложения сближают поэму скорее с эллин. эпиллиями, чем с древ, эпосом.

Р.3.

КОЛОННА

КОЛОННА - цилиндрическая вертикальная опора, обычно суживающаяся кверху и сделанная в едином блоке (монолитная), или составленная из неск. цилиндрических частей (барабанов). В антич. архитектуре К. состоит из базы, ствола и капители.

Е.А.С.

КОЛОСС

КОЛОСС - гигантская статуя; К. родосский - одно из семи чудес света.

Е.А.С.

КОЛУМЕЛЛА, ЛУЦИЙ ЮНИЙ МОДЕРАТ

КОЛУМЕЛЛА, ЛУЦИЙ ЮНИЙ МОДЕРАТ - рим. писатель. Род. в Гадесе (Испания). Сохран. полностью труд К. в 12 кн. «О сельском хозяйстве» (10-я - в стихах, задумана как продолж. «Георгик» Вергилия), в к-ром он дает разнообразные практические советы, а также рассуждает о наиб, эффективном применении рабского труда. Языку К. не чужды распространенные в его время ритор, приемы.

Е.О.

КОМЕДИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ

КОМЕДИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ - драм, жанр, получивший развитие в Др. Греции в V - IV вв. Сами древние выделяли в ней 2 разновидности: дорийскую (или сицилийскую) К., лишенную хора и носившую преим. бытовой и пародийно-мифолог. характер (Эпихарм), и аттическую, названную так по обл. Аттике, где она возникла и прошла длительный путь развития. В совр. лит.-вед., следуя отчасти за антич. филологами, обозначают 3 периода К. д., различающиеся содержательными и формальными признаками. Достаточно условные хронолог, границы между ними имеют след, вид: 1) с 486 (1-е представление К. д. на Великих Дионисиях) по 404 (к. Пелопоннесской войны) - «древняя» аттич. К.; 2) с 404 по 323 (год смерти Александра Македонского) - «средняя» аттич. К.; 3) с 323 начинается этап «новой» аттич. К., к-рый формально продолжается до вр. Рим. империи.

Происх. К. д. Аристотель связывал с запевалами фаллических песен, исполнение к-рых в рамках ритуала плодородия позволяло вносить в них элемент соц. инвективы. Т. о. при оформлении в нач. V в. К. д. как жанра хор с самого нач. приобрел обличительный характер, явившийся гл. признаком древ, аттич. К. Др. ее источник - речевые эписодии с участием 2 - 3 актеров - восходит к фольклорной бытовой сценке с перебранкой и ударами, к-рые сыплются на побежденную сторону (ср. рус. театр Петрушки). В результате объединения обличительного хора с диалогическими эпизодами возникла своеобразная структура древ, аттич. К.: за обширным прологом следовал парод хора из 24 чел., к-рый сразу же энергично вмешивался в действие. Затем эписодии чередовались с хор. партиями, пока борьба двух противников не достигала вершины в огоне - споре на к.-н. важную обществ, тему. Вереница эписодиев после агона призвана была наглядно представить результаты одержанной победы или, реже, ее иллюзорный характер. Особое место занимала в древ. К. парабаса - ее древнейшее хоровое ядро. Для вр. древ, аттич. комедии известно ок. 60 имен авторов и отрывки из их произв., не считая Аристофана, от к-рого сохран. целиком 11 комедий. Наряду с ним в антич. вр. высоко ставили Кратина и Евполида, представленных в наст. вр. только фр-тами. Как видно из дошедшего материала, древ, аттич. К. выступала против Пелопоннесской войны, от к-рой страдало гл. обр. аттич. крестьянство, но не имела возражений против самого существа афинского гос. устройства. Идеал ее - в эпохе славных марафонских бойцов («Всадники» Аристофана); с этой т. зр. древ, аттич. К. осмеивала новые течения в духовной жизни афинян, религ. скептицизм и крит. направленность учения софистов, драматургию Еврипида («Облака», «Лягушки» Аристофана). Зорко подмечая смысл конфликта в обществ, жизни, древ, аттич. К. находила разрешение его только в мире сказки и соц. утопии, не останавливаясь перед тем, чтобы вывести из мира мертвых великих мужей прошлого («Демы» Евполида). В худож. плане древ, аттич. К. отличалась специфич. способом типизации: осмеиваемые ею отрицательные черты олицетворялись в реально существующем человеке (Клеон, Сократ), чье имя придавало конкретность маске демагога или ученого шарлатана. Характерна для древ. К. также материализация метафор: длительность мирного договора соотв. вкусу содержимого в разл. бутылках, основательность поэтич. слова проверяется его взвешиванием на весах и т. п. С падением потенциала афинской демократии исчерпала себя и древ, аттич. К. Пришедшая ей на смену средняя аттич. К., не оставляя насмешек над отдельными лицами, в целом утратила свою общественно-полит, тенденциозность. Это сразу же сказалось на значительно сократившейся роли хора, а в сюжетах стала преобладать мифолог. пародия и бытовая тематика, причем уже в рамках ср. аттич. К. наметились маски, ставшие впосл. достоянием нов. аттич., а затем и рим. К.: влюбленный юноша, суровый отец, хвастливый воин, сводник, гетера, хитрый раб, повар и т. п. Всего в обл. ср. К. творило св. 50 поэтов, самыми крупными были Антифан и Алексид, в наст, вр. представленные только фр-тами.

Потеря антич. текстов оказалась особенно ощутимой для новой аттич. К. Среди ее примерно 60 авторов антич. критика особо выделяла Менандра, Дифила и Филемона. Произв. 2 последних известны немногочисл. фр-тами или (иногда) переделками рим. авторов. Только Менандр, благодаря двум волнам папирусных находок (в нач. XX в. и в 50 - 60-е годы) стал известен гораздо лучше. В нов. аттич. К. сохран. стереотипные ситуации, найденные еще в ср. К.; в их основе лежали такие мотивы, как невольная связь девушки с к.-н. неведомым насильником, подброшенные и со временем найденные дети; в к. концов все нити распутывались, и дело кончалось свадьбой. Менандр внес в стандартные сюжеты глубокую психол. мотивировку, пробуждал сочувствие к жертвам насилия и обмана, варьировал и индивидуализировал постоянные комед. типы. В его твор-ве твердо сложилась 5-актная комедия; интервалы между действиями заполнялись пляской хора, утратившего всякую связь с содержанием пьесы. Произв. нов. аттич. К. стали гл. источником для рим. К. и через Плавта и Теренция оказали огромное влияние на нов. европ. комедию.

В.Я.

КОМЕДИЯ РИМСКАЯ

КОМЕДИЯ РИМСКАЯ - драмам жанр, получивший развитие в Риме в III - II вв. Хотя в Италии и до этого существовали фольклорные комед. представления (ателлана, мим), они носили в осн. импровизационный характер и достигли письменного оформления только ок. I в. до н. э. Возникновение лит. К. р. связывают с им. Ливия Андроника, k-рый поставил в 240 до н. э. на Римских играх одну трагедию и одну комедию, переработанные с гр. оригиналов. По этому пути пошли за ним Невий (первую свою комедию пост, в 235), Плавт, Теренций и др. рим. драматурги, создавшие жанр т. н. паллиаты - комедии, герои к-рой носили греческую одежду. Всего известно св. 20 имен рим. поэтов, писавших в жанре палл'иаты, и больше полутора сотен назв. их комедий. Целиком дошли только произв. Плавта и Теренция, относительно бол. числом фр-тов представлены Невий, Цецилий Стаций и Турпилий. В кач-ве источника для своих пьес авторы К. р. брали гл. обр. соч. Менандра, Филемона и Дифила. Соотв., центр интриги составляли похождения молодых людей, добрачные связи и узнавание детей, а среди действующих лиц появлялись воины, параситы, гетеры и т. д. При этом степень приближения к оригиналу была в К. р. различной. Невий перерабатывал его достаточно свободно и первым ввел контаминацию, что облегчалось стереотипностью сюжетных схем в самой нов. аттич. комедии. Еще свободнее чувствовал себя Плавт, вносивший в гр. оригинал стихию простонар. юмора в обрисовке характеров и языка, а вводимые им кантики не имели прецедентов в гр. комедии. Из сравнения сохраненных Авлом Геллием отрывков из комедии «Ожерелье», написанной Цецилием Стацием по Менандру, видно, что Стаций значительно упростил и огрубил изобр. душевных чувств, в к-ром гр. поэт был непревзойденным мастером. Гораздо ближе к гуманистическому содержанию твор-ва Менандра и его мл. современника Аполлодора был Теренций, особ, внимательный к обрисовке характеров. Хотя он и пользовался контаминацией, но осуществлял ее так искусно, что пьеса приобретала дополнительную живость и яркость образов. К Менандру восходила примерно половина из 13 комедий Турпилия (198-193-104); из фр-тов видно, что и здесь господствовали осн. мотивы паллиаты; увлечения молодых людей и добродетель девушек. К к. II в. до н. э. паллиата исчезает с рим. сцены, уступая место тогате, в к-рой бытовые зарисовки италийской действительности в их сюжетном оформлении все еще подчиняются готовым схемам паллиаты.

В.Я.

КОММОДИАН

КОММОДИАН (III или IV в.)

лат. христ. поэт, выходец из Сирии. Явл. автором «Instructiones» (80 небол. стихотв., написанных в назидание христианам и язычникам) и «Carmen apologeticum» (объяснение христ. доктрины). Верил в пришествие тысячелетнего царства антихриста, предвестником к-рого считал Нерона. Язык К. изобилует вульгаризмами.

Е.О.

КОММОС

КОММОС - в др.-гр. трагедии совм. партия актеров и хора, призванная передать эмоциональное напряжение. К. состоял из отд. реплик или небол. строф хора и чередующихся с ними реплик и целых арий актера.

Я.Ш.

КОМПЛЮВИЙ

КОМПЛЮВИЙ (лат.)

отверстие в крыше главного помещения римского дома - атрия.

Е.А.С.

КОНТАМИНАЦИЯ

КОНТАМИНАЦИЯ - в рим. лит. соединение драматургом неск. гр. комедий в одну или привнесение в комедию, переведенную с гр. оригинала, к.-л. сцен или мотивов из др. комедий. Однотипность сюжетов и постоянство масок гр. бытовой комедии давали рим. комедиографам возможность для частого использования К. как средства усиления комизма. Впервые этот прием был применен Невием, затем широко использовался Плавтом и Теренцием, к-рый в прологах к комедиям оправдывал применение К.

И.У.

КОНТРОВЕРСИЯ

КОНТРОВЕРСИЯ (лат. спор, прения)

первонач. ритор, упражнения по поводу слож. судебного случая, где налицо противоречие между двумя законами, между законом и чувством и т. п. В эпоху Рим. империи К. превратились в особый вид ритор, декламаций, мастером к-рых был Сенека Старший.

Я.Ш.

КОРА

КОРА (гр. девушка)

название др.-гр. архаич. женских задрапированных статуй (см. также Курос). На Акрополе Афин найдено неск. десятков статуй К. (хран. в музее Акрополя), болын-во из к-рых относится к посл. четв. VI в. до н. э. Нек-рые из них сохран. богатую полихромию. Движением левой руки К., как правило, натягивает край хитона. Акропольские коры, no-вид., изображают жриц богини Афины.

Д.М.

КОРИННА

КОРИННА - др.-гр. поэтесса, родом из Танагры (Беотия). По преданию, была наставницей Пиндара, вступала с ним в состязание и одерживала победы. Сохран. неск. фр-тов, из к-рых видно, что К. писала в жанре хоровой мелики, обрабатывая преим. местные беотийские сказания, в т. ч. о споре двух великанов - гор Киферона и Геликона. Именем К. назвал Овидий героиню своих «Любовных элегий».

В.Я.

КОРИНФ

КОРИНФ - гр. полис на Истмийском перешейке. Доступ в Пелопоннес охранялся горой Акрокоринф, где была расположена микен. крепость, затем - акрополь К. с древ, святилищем Афродиты. Ее культ принесли переселенцы из Финикии. В VIII в. самим К. основаны колонии Керкира и Сиракузы. С древнейших вр. К. - центр торговли и ремесел, конкурент Афин. В сев. части размещался керамик, где производили прото- и коринфские вазы (750 - 550), терракоты, в т. ч. архит. детали. В VII в. существовали металлообрабатывающие мастерские, изготовлялось оружие, доспехи, котлы и треножники. В VI в., при правлении рода Кипселидрв, строятся дорич. храм Аполлона (периптер 6 х 15 колонн), небол. святилище Артемиды на агоре. В 146 до н. э. в результате конфликта с Римом К. был разрушен. Восстановлен Цезарем в 44 до н. э. и стал столицей рим. провинции Ахайя.

Е.А.С.

КОРИФЕЙ

КОРИФЕЙ - в др.-гр. трагедии предводитель хора. К. вступал в диалог с персонажами пьесы.

Я.Ш.

КОТУРН

КОТУРН (греч.)

высокий сапог из мягкой кожи, явл. частью костюма актера в трагедии. В эпоху эллинизма К. делался на утолщенной, увеличивавшей рост подошве. В Риме периода Империи употреблялся К. на очень высокой подошве, отчего фигура казалась поставленной на ходули.

Я.Ш.

КРАТЕТ

КРАТЕТ - 1) др.-гр. философ-платоник (ум. 267 до н.э.), ученик и недолговр. преемник Полемона в Др. Академии (с 267). Происх. из Афин. Из его соч. ничего не сохранилось. По свид-ву Диогена Лаэртского, К. писал труды по философии, книги о комедии и занимался составлением речей. Учеником К. был Аркесилай.

2) Др.-гр. грамматик и философ-стоик (1-я пол. II в. до н.э.), гл. Пергамской школы. Происх. из Малла (М. Азия). К. - автор несохран. соч. (до нас дошли немногочисл. фр-ты), посвященных систематизир. толкованию гомеровских аллегорий, ему приписываются и др. текстолог, исследования (напр., по «Трудам и дням» Гесиода) . С деятельностью К. связывают начало рим. филологии (в 169, задержавшись в Риме из-за сломанной ноги, он стал читать лекции по грамматике).

По мнению К., основу всякого поэтич. иск-ва составляют рациональные принципы; хорошее качество поэмы определяется не тем, что она доставляет удовольствие слуху, а тем, насколько она соответствует правилам иск-ва. К. объединил учение стоиков и грамматику, положив начало т. н. крит. школе, к-рая, в отличие от Александрийской, уделяла гл. внимание не внеш. отделке (практическая критика) произв., а его внутр. (идейному) содержанию (ист. критика). В споре с Аристархом Самофракийским К. отстаивал положение, согласно к-рому гл. роль в построении языка принадлежит не аналогии, а аномалии. В соотв. с учением стоиков, К. считал, что каждое иск-во имеет полезную цель и определенный метод для ее осуществления. Так, целью поэзии явл. благотворное влияние на слушателя, а ее методом - искусное расположение слов.

М.О.

КРАТИН

КРАТИН (ум. ок. 421)

др.-гр. драматург, представитель древ, аттич. комедии. Впервые выступил на состязаниях комич. поэтов ок. 454, написал 26 комедий, 6 раз одержал победу на Великих Дионисиях, 3 раза - на Ленеях. В 425 и 424 занял 2-е место, уступив Аристофану. Твор-во К. отличалось неукротимым темпераментом и склонностью к сокрушительной сатире. Он неоднократно нападал на Перикла, особ, энергично - в нач. Пелопоннесской войны, поставив комедию «Дионисалександр» (430). В ней было изображено, как бог Дионис похитил из Спарты Елену, а при известии о приближении гр. войска искал способа спрятаться в баранью шкуру, но был разоблачен и выдан Парисом как предатель на осмеяние сатирам. По словам антич. комментатора, пьеса была направлена против Перикла за то, что он начал Пелопоннесскую войну. В своей посл. комедии «Бутылка» К., известный пристрастием к выпивке, изобразил спор за него между законной женой - Комедией и любовницей - Выпивкой. К. любил выводить в кач-ве хора ист. и мифолог, персонажи во мн. числе («Архилохи», «Дионисы», «Хироны»). Стиль его славился энергией и красочностью. Сохран. только фр-ты.

В.Я.

КРЕСИЛАЙ

КРЕСИЛАЙ (3-я четв. V в. до н. э.)

др.-гр. скульптор, происх. с о-ва Крит, работал преим. в Афинах. Создатель портрета Перикла (ок. 440), дошедшего в римских копиях. Участвовал в конкурсе на эфесскую Амазонку. Плиний Старший называет др. знаменитое произв. К. - «Раненого», «в котором можно почувствовать, как мало жизни в нем осталось».

Д.М.

КРИПТА

КРИПТА (греч.)

помещение или этаж ниже уровня храма, иногда подземное, в котором производили погребения или помещали реликвии.

Е.А.С.

КРИТИЙ

КРИТИЙ (после 460 - 403)

афинский полит, деятель, поэт и прозаик. Происх. из старинного аристократ, рода; в обществ, жизни занимал антидемократическую позицию. Входил в окружение Сократа. В 404 возгл. правительство 30 олигархов, пал в бою с 152 демократами. Сохран. фр-ты из элегии и прозаич. трактата о гос. устройстве спартанцев и др. отрывки. Спорным остается вопрос о приписываемых К. трагедиях «Пирифой» и «Радаманф», к-рые др. источники отдают Еврипиду. В меньшей степени сомнение касается обширного фр-та из трагедии «Сизиф», где кто-то объяснял, как возникла вера в богов. Какой-то мудрый человек, видя, что люди стремятся тайно обходить законы справедливости, придумал, что существует божество, к-рое все видит и слышит, знает все помыслы смертных и карает их за преступления. Так-де справедливость победила беззаконие.

В.Я.

КРИТО-МИКЕНСКОЕ ИСКУССТВО

КРИТО-МИКЕНСКОЕ ИСКУССТВО - искусство эпохи бронзы (III - II тыс. до н. э.) в бассейне Эгейского моря. Открытие Эгейской цивилизации, извест. прежде лишь по поэмам Гомера, произошло в 1871, когда Г. Шлиман приступил к раскопкам в Трое. В 1900 А. Эванс открыл дворец в Кноссе на о. Крит, назвав его к-ру минойской (по им. легендарного царя Миноса) и разделив ее на три периода - раннеминойский (3000/2800 - 2000), среднеминойский (2000 - 1550) и позднеминойский (1550-1100). На Кикладских о-вах ей соотв. кикладская, а на материке - элладская (с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Орхомене, Фивах) культура. К:-м. и. предшествует эпоха неолита, к-рая охватывает в Греции VII - IV тыс. и известна гл. обр. по находкам в Фессалии (Сескло, Димини). В III тыс. (ранняя бронза) на первый план в Эгейском бассейне выходит культ. Троады (Троя, Лемнос, Лесбос). На Кикладских о-вах в этот период изготовляются мраморные статуи и статуэтки («кикладские идолы»), служившие погребальными приношениями. С Кикладами тесно связан Крит. На материке изучено укрепленное поселение в Лерне (Арголида). На рубеже III - II тыс. начинается эпоха расцвета культ. Крита. На месте прежних поселений сооружаются дворцы - т. н. Старые, просуществовавшие примерно три столетия, погибшие, вер., в результате землетрясения около 1700, и сменившие их грандиозные Новые (1700- 1400). Сейчас на Крите известно четыре бол. дворца - в Кноссе, Фесте, Маллии и Като Закро. В Гурнии раскопан целый минойский город. Разнообр., обычно небол. размеров, в неск. этажей, соединенные лестницами и переходами, снабженные световыми колодцами помещения критских дворцов группируются вокруг обширного прямоуг. центр, двора; на зап. дворе расположена зрелищная площадка. На периферии дворца помещаются склады и мастерские. Комнаты Кносского дворца украшены богатыми росписями (XVII - XV вв.), в Фесте и Маллии они отсутствуют. Со Старым дворцом в Фесте связаны великолепные расписные вазы т. н. стиля Камарес, от миниатюрных чашечек («яичные скорлупки») до бол. пифосов. Скульптура, торевтика, глиптика также достигли на Крите высокого расцвета, хотя здесь неизвестны ни монумент, статуи, ни храмы минойской эпохи. Памятники минойского иск-ва открыты также на др. о-вах Эгейского моря; наиб, значение имеют раскопки на о-ве Фера, где открыт минойский город, погребенный подобно антич. Помпеям под мощным слоем пепла при извержении вулкана (ок. сер. II тыс.). Ферейские фрески свид-вуют о существовании здесь самостоятельной худож. школы.

По-вид., ферейская катастрофа привела критские Новые дворцы к гибели; гегемония в Эгейском бассейне переходит к Микенам, хотя влияние критских худож. школ остается определяющим и для микенской культ. Ее памятники XVII - XVI вв. известны по находкам из шахтовых гробниц Микен, обнесенных круглыми каменными оградами (круг Б за пределами акрополя, круг А внутри его стен). Здесь найдены золотые погребальные маски, оружие (в т. ч. инкрустированные кинжалы), вазы, золотые украшения. Наилучшее представление о периоде расцвета микен. архит. в XIV - XIII вв. дают раскопки крепостей Тирйнфа и Микен (нач. еще Шлиманом) и дворца в Пилосе, центром к-рого служит мегарон, характерный для материковой архит. со вр. неолита, но неизвестный на Крите. Тогда же сооружаются круглые купольные гробницы - тол осы, из к-рых наиб, известна т. н. «гробница Атрея». Микен, дворцы, как и крит., украшены фресками. В отличие от критского, микенскому иск-ву была знакома монумент, скульптура (напр., «Львиные ворота» в Микенах). Высокий расцвет К.-м. и. обрывается внезапно ок. 1200. В к. XII в. окон, прекращается жизнь в Микенах.

Лит.: Пендлбери Дж. Археология Крита. М., 1950; Сидорова Н. А. Искусство Эгейского мира. М., 1972; Соколов Г. И. Эгейское искусство. М., 1972

Д.М.

КСАНФ

КСАНФ - город в Ликии, знаменит надгробными памятниками: Нереид (V в. до н. э.), на высоком цоколе, с ионическим портиком и рельефным фризом, и Гарпий (500 н. э.).

Е.А.С.

КСЕНОКРАТ

КСЕНОКРАТ (396-314)

др.-гр. философ, ученик Платона, гл. Академии с 339 после Спевсиппа. Происх. из Халкедона. Диоген Лаэртский перечисляет 75 соч. К., от к-рых до нас дошли отдельные фр-ты. К. первый разделил философию на физику, этику и диалектику. Он усилил пифагорейский элемент в платонизме, взяв в кач-ве первопричины единое (нечет), к-рое отождествлял с Умом и называл Зевсом (отцом богов), и неопределенную Двоицу (чет). Платоновская Мировая душа у К. явл. самодвижущимся числом. В физике К. впервые ввел понятие эфира и обосновывал пифагорейскую концепцию решения и вычисления любых элементов, состоящих, по его мнению, из мельчайших частиц (телец). Этич. учение К. подразумевало глубокое различие между практическим и теоретическим разумом (мудростью).

М.О.

КСЕНОФАН

КСЕНОФАН (ок. 570 - 478)

др.-гр. поэт и философ, основатель школы элеатов, учитель Парменида. Происх. из Колофона (М. Азия). 67 лет провел в изгнании, много путешествовал, выступая перед публикой как аэд, К. писал эпич. и сатир, стихотв. (силлы), элегии и ямбы, от к-рых до нас дошли небол. отрывки. У К. философия приняла поэтич. форму в виде поэмы «О природе». Он критиковал Гомера и Гесиода за изображение безнрав. богов и героев и скептически относился к прославлению атлетической доблести. Началом и первопричиной всего К. считал землю («все живое возникает из земли и воды»). Солнце, светила и облака, по К., явл. атмосферными образованиями, они возникают и гаснут каждый день. Мир вечен, его гибель не абсолютна, а дает начало след, рождению. Бог К. един, неподвижен и тождествен космосу, к-рый управляется одной лишь силой ума. Он обладает шаровидной формой (т. е. не беспределен и не конечен). Тезис о разумном, неизменяемом, всеобъемлющем богокосмосе стал осн. тезисом философии элеатов. Натурфилософия К. носит во мн. условный характер, очевидна ее зависимость от учения о Едином.

М.О.

КСЕНОФОНТ

КСЕНОФОНТ - др.-гр. историк и писатель, ученик Сократа. Род. в Афинах в аристократ, семье, получил прекрасн. образование, имел большой полит, и воен. опыт. Служил наемником у перс, царевича Кира, воевал в армии спартанцев, выступал даже против родного города Афины, за что и был изгнан согражданами. Умер в Коринфе. По полит, взглядам К. был противником афинской демократии, идеализировал спартанский гос. строй и пытался обосновать плодотворность монархических идей. Он был разносторонним писателем, проявившим себя во мн. жанрах. Труды К. посвящены разнообразной тематике: истории и политике («Греческая история», «Поход Кира», «Агесилай»), экономике («О доходах»), воспитанию («Воспитание Кира»), а также Сократу («Апология Сократа», «Пир», «Воспоминания»). В ист. произв. К. представлены сведения по истории Греции к. V - нач. IV в. до н. э., а также геогр. и этногр. данные о М. Азии и Закавказье («Поход Кира»). Ист. факты у К. в «Истории», охватывающей период с 411 по 362, изложены с заметных проспартанских позиций. К. не проводил тщательного изучения материала, у него есть пропуски, умолчания, неточности. Но он сам был участником мн. событий, и в этом ценность его соч. В трудах по экономике К. давал советы по рациональному ведению домашнего хоз-ва и исследовал способы улучшения финансовой и налоговой системы в Афинах. В сократических трудах он попытался выступить в роли философа и представить Сократа человеком трезвых взглядов, хорошим гражданином и превосходным наставником. В «Воспитании Кира» К. создал образ идеального правителя, внимательного к вопросам философии и морали. К. с большим вниманием относился к индивидуальной характеристике отд. ист. деятелей, чем внес в гр. историографию новый элемент: иск-во лит. портрета. Язык К. прост и ясен, в построении фразы он использует все приемы ритор, техники. Уже в древности труды К. стали считаться образцом классич. аттич. прозы. Хотя он не явл. глубоким исследователем, его соч. ценны тем огромным кол-вом ист. сведений и бытового материала, к-рый можно из них извлечь.

Лит.: Фролов Э. Жизнь и деятельность Ксенофонта// Ученые записки/ ЛГУ. № 251. 1958.

Е.С.

КСЕНОФОНТ ЭФЕССКИЙ

КСЕНОФОНТ ЭФЕССКИЙ (II в. н. э.)

др.-гр. писатель, автор «Эфесской повести». Ее герои Габроком и Антия, юноша и девушка ослепительной красоты, встретившись на празднике, полюбили др. друга и заболели от этой любви. Оракул Аполлона открыл родителям причину болезни и предписал лекарство - брак, одн. предсказал при этом влюбленным бедствия и скитания с благополучным исходом. Родители выполняют волю бога и отправляют детей в путешествие, во вр. к-рого те претерпевают много злоключений, но сохран. любовь и верность друг др. Повесть К. Э. дошла в сокращ., чем объясняется, что в ее 1-й пол. события излагаются неторопливо, с психол. детализацией, а во 2-й следует лишь пересказ происшествий. Композиция достаточно сложная, со множеством вставных, в духе 2-й софистики, эпизодов. Обращает на себя внимание интерес К. Э. к низам общества: рабам, рыбакам, разбойникам.

Соч.: Повесть о Габрокоме и Антии. М., 1956

Я.Ш.

КСОАН

КСОАН (греч.)

деревянный столб, воплощающий божество; предшественник культовой статуи.

Е. А.С.

КУБИКУЛА

КУБИКУЛА (лат.)

спальная комната в рим. доме.

Е.А.С.

КУЛАЧНЫПЙ БОЕЦ

КУЛАЧНЫПЙ БОЕЦ - бронзовая сидящая статуя в Нац. музее в Риме, возм., работы Аполлония из Афин (сер. I в. до н.э.).

Д.М.

КУМРАН

КУМРАН (Вади-Кумран, Хирбет-Кумран)

селение на берегу Мертвого моря в Иордании, где в 1947 случайно был обнаружен в пещере тайник с сотнями древ, свитков (в наст. вр. - ок. 40 тыс. фр-тов), к-рые принадлежали иудейской секте ессеев, обитавшей в этих краях со II в. до н. э. по к. I в. н. э. Документы т. н. кумранитов делятся на три группы: тексты Ветхого Завета на др.-евр., арамейском и гр. яз.; ветхозаветные апокрифы на др.-евр. и арамейском яз.; соч. собств. кумранитские. Среди посл. особ, важны: Устав общины, Устав войны, Гимны, Комментарии к ветхозаветным пророчествам, к-рые кумраниты рассматривали как указания на совр. им события. Считая, что жречество осквернило старый союз с богом, кумраниты порвали отношения с Иерусалимским храмом и назвали свою общину Новым союзом (заветом). Союз имел строгий устав, требовавший безбрачия, общности имущества и совм. труда; запрещалось общаться с окружающим миром. Нарушение устава строго каралось, вплоть до изгнания из секты. Желающие вступить в организацию проходили в теч. 2 лет испытательный срок. Основателем общины считался «Учитель праведности», к-рый подвергся гонениям со стороны «нечестивого жреца» и умер ок. 110 до н. э. Кумраниты верили, что исполнение заветов Учителя праведности спасет их во время посл. суда. Ряд ученых склонны видеть в Учителе праведности прообраз Христа, поскольку и нек-рые положения учения кумранитов позволяют считать их предшественниками христианства.

Лит.: Амусин И. Д. Кумранскаяобщина. М., 1983.

Я.Ш.

КУРВАТУРЫ

КУРВАТУРЫ (лат. изгиб, кривизна)

особый прием построения архит. формы, изменение прямых линий: искривление стилобата, утолщение угловых колонн, наклон колонн внутрь здания, наклон архитравов и фризов, утончение стен.

Е.А.С.

КУРОС

КУРОС (греч. юноша)

канонический тип культовой, надгробной или посвятительной статуи в др.-гр. архаической скульптуре (VII - VI до н. э.). К. явл. собой совершенно прямо стоящую обнаженную мужскую фигуру с выдвинутой левой ногой, руками, опущенными вдоль тела и прижатыми к бедрам. Этот канон К. был заим. греками из Египта. На губах застыла т. н. «архаическая улыбка». Куросов называли «архаическими Аполлонами»; действительно, среди неск. десятков К., сохранившихся до наших дней, больш-во происходит из святилищ Аполлона. В иных случаях К. сохранили надписи, определенно свид-вующие, что это изваяние не бога, а смертного, - таковы «Дельфийские близнецы», Клеобис и Битон.

Д.М.

КУРЦИЙ РУФ, КВИНТ

КУРЦИЙ РУФ, КВИНТ (I в. н. э.)

рим. писатель. Биогр. данных о нем не сохран. К. Р. принадлежит «История Александра Македонского» в 10 кн., из к-рых перв. две утрачены. В наст, виде рассказ начинается с описания похода 333 и кончается смертью Александра. Цель К. Р. была риторической, он стремился сделать свое произв. интересным для читателей, поэтому мн. ист. события излагались им недостаточно объективно. В кач-ве источника К. Р. использовал соч. гр. писателя Клитарха, также не явл. вполне достоверным. В труде К. Р., тем не менее, видны следы ист. критики, когда он обвиняет гр. историков в несовпадении их рассказов, объясняя это небрежностью и беспечностью.

Стиль К. Р. имеет ритор, окраску. Автор любит приподнятый слог, преувеличения и олицетворения. Лексически язык К. Р. достаточно прост, благодаря чему его соч. считалось полезным для изучения в школе.

Соч.: История Александра Македонского. М., 1963 (то же - 1993)

Е.О.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV