Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "О" (часть 2, "ОПИ"-"ОЧО")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 2, "ОПИ"-"ОЧО")

ОПИМИЙ

ОПИМИЙ - Луций (2 в. до н.э.) - рим. политич. деятель, вождь оптиматов. В 125 в должности претора разрушил восставший италийский г. Фрегеллы. В 121 в должности консула получив от сената чрезвыч. полномочия, вооружил критских стрелков, с помощью к-рых расправился с Гаем Гракхом и его сторонниками (погибло ок. 3000 чел.). В 109 осужден в числе сенаторов, принимавших взятки от нумидийск. царя Югурты. Умер в изгнании.

ОПИСТОДОМ

ОПИСТОДОМ - заднее помещение (внутр. часть дома) или задняя часть храма.

ОППИАН

ОППИАН (ок. 200 н.э.) - греч. писатель из Аназарба (Киликия), написал посвящ. имп. Марку Аврелию дидактич. поэму «Галиевтика» («Рыбная ловля»); др. писатель того же имени, т.н. Псевдо-О. из Апамеи (Сирия), создал дидактич. поэму «Кинегетика» («Об охоте»), посвящ. имп. Каракалле.

ОПС

ОПС - в рим. миф. богиня плодородия, богатой жатвы, посевов. Ее эпитет Консивия («сеятельница») и праздник опиконсивия (25 августа), возможно, связаны с близостью культа О. культу рим. аграрного бога Конса. Во время праздника ей приносили жертвы в доме царя - регии, куда имели доступ только весталки и великий понтифик. Др. праздник О. - опалии (19 декабря). С 3 в. до н.э. О. отожд. с Реей и считается женой Сатурна. Окружавшая ее культ таинственность вызвала представление об О. как о богине, покровит. Рима, имя к-рой было табуировано. В О. видели также аналогич. Теллус богиню земли и Кибелу. Посвящ. ей надписи единичны. В Риме на Капитолии и на форме были храмы О.

ОПТИМАТЫ

ОПТИМАТЫ - идейно-политич. теч. в Рим. республике (кон. 2-1 вв. до н.э.), отражавшее интересы нобилитета и противостоявшее популярам. Наиболее значит. представителями О. были Л. Опимий, М. Эмилий Скавр, Метелл Нумидийский и др.

ОРАКУЛ

ОРАКУЛ - у древ. греков, римлян и народов Др. Востока предсказание, якобы исходившее от божества и дававш. жрецами вопрошавшим верующим; О. наз. также место, где давалось предсказание. Наиболее известны О. Амона в Фивах (Египет), О. Зевса в Додоне (Эпир), О. Аполлона в Дельфах (Греция), О. Фавна и Фортуны в Пренесте (Италия) и др.

ОРБИЛИЙ

ОРБИЛИЙ - Пупилий Луций - учитель Горация, грамматик, преподававший язык и лит-ру, оставивший о себе печальную память «драчливого». Со времен Горация О. - олицетворение антич. «палочной педагогики» (орбилианизма), рассматр. наказания, в т.ч. телесные, как действ. воспитат. меру.

ОРГАН

ОРГАН - духовой клавишный инструмент с большой силой звука, создан. Ктесибием из Александрии, к-рый взял за образец сирингу (свирель), уникальный «механич.» муз. инструмент. 20 - 50 трубок - дерев., глиняных или металлич. (бронзовые в О. из Аквинка) - давали О. диапазон в 2 - 4 октавы. Воздух поступал в них из воздушной камеры под напором воды и подавался в трубки при помощи клавиатуры. В эпоху Империи отошли от использования духовых О., приводимых в движение мехами. Прежде чем стать инструментом, использовавш. христ. богослуже-нием, О. применялся в театре, в цирке, на гладиатор. играх, а также как инструмент для домашнего музицирования (мозаика из Неннига близ Трира). Греч. и лат. описания конструкций О. дополняются сохранивш. изображ., в т.ч. на монетах, и данными археологич. находок.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

ОРГАНИЗАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ - в целом О. в. с. у греков соотв. организации народа в мирное время, причем богатые составляли конницу, остальные - тяже-ло - или легковооруж. пехоту. Боевые формирования греков - фаланги были образованы из тяжеловооруж. гоплитов. Рим. армия состояла из легионов, к-рые делились на когорты, манипулы и центурии, причем по конституции Сервия Туллия (2-я пол. 6 в. до н.э.) она строилась по цензовому принципу, как и у греков; в зависимости от размеров имущества гражданин служил в к.-л. роде войск.

ОРГАНОН

ОРГАНОН - общее назв., данное последователями Аристотеля его шести логич. трактатам. В трактате «Категории» рассматр. высшие роды значений слов, высшие роды бытия; в трактате «Об истолковании» - суждения; в «Первой Аналитике» - умозаключения, во «Второй Аналитике» - доказательства; в «Топике» - диалектич. умозаключ.; в «Софистических доказательствах» - логич. ошибки в рассуждениях.

ОРГЕТОРИКС

ОРГЕТОРИКС - Оргеториг - вождь племени гельветов, руководил пересел. последних в Галлию. Цезарь успешно воспрепятствовал его приготовл. в первый период галльской войны; в 60 до н.э. О. погиб.

ОРГИИ

ОРГИИ - 1. религ. обряды в празднествах, связ. с культом мн. др.-вост. божеств, напр.. Астарты, Кибелы, а также др.-греч. - Орфея, Диониса, др.-рим. - Вакха и др. О. нередко принимали разнузд. хар-р.

2. оргия - ед. изм. длины в Др. Египте и Греции равная 6 футам (греч., букв. - расст. между концами двух распростертых рук); в разные времена и в отдельных обл. имела различ. значения. Наиболее известны: в Египте О. времен фараонов = 2,094 м и О. времен Птолемеидов = 1,85 м; в Греции О. аттическая = 1,776 м и О. олимпийская (с 800 до н.э.) = 1,8514 м.

ОРЕАДЫ

ОРЕАДЫ - нимфы гор и лесов.

ОРЕЛ

ОРЕЛ - орлица - символ небесной (солнеч.) силы, огня и бессмертия; одно из наиболее распростр. обожествл. животных - символов богов и их посланцев в миф. различ. народов мира. Свидет. обожествления О. в кач-ве особого предмета культа известны в Др., Цент. и Сев. Аравии. Сохранение в этом ареале др.-семит. (или даже общесемитских) представлений прослеж. при сопоставл. с угаритским мифоэпич. преданием о Данниилу и его сыне Акхате. Мотив отламывания крыльев у О. объед. угаритский эпос с др.-месопотамским, где львиноголового свящ. О. Анзу (Анзуд) должны одолеть сражающ. с ним боги. В Др. Месопотамии О. был символом божества войны шумерской Нинурты (Нингирсу), в Др. Греции - Зевса. Согл. шумер. мифу о Лугальбанде, правителе Урука, О. Анзуд в благодарность за помощь его птенцам передал Лугальбанде такие свои кач-ва, как быстрота передвиж., способность достичь любого места. В мифе о Гильгамеше описано дерево, в ветвях к-рого О. Анзуд в гнезде поселил своего птенца. После того как Гильгамеш срубил дерево, О. переселился в горы. В хурритском мифе о Гурпаранцаху рассказ., как Аранцах (хуррит. назв. р. Тигр) превращается в О. и по «воздуху» летит на Аккад. В Др. Греции О. (иногда с Перуном в когтях) важнейший атрибут Юпитера, получающий (особенно в эпоху эллинизма, не без влияния вост. культов) дополнит. значение солярного символа. О. явл. символом евангелиста Иоанна и одним из «четырех апокалиптич. зверей», а в светской эмблематике - атри-бутом правосудия, зрения (в аллергории пяти чувств), гордыни.

ОРЕЛ ЛЕГИОНОВ

ОРЕЛ ЛЕГИОНОВ - воин. знак всех легионов Рим. империи, начиная с рим. полководца Мария (156 - 86 гг. до н.э.), - серебр. орел с молниями и перунами в когтях, к-рого в бою несли впереди на высоком древке. О. л. часто изображ. на рим. монетах.

ОРЕСТ

ОРЕСТ - в греч. миф. сын Агамемнона и Клитемнестры. После того как Агамемнон был убит Клитемнестрой и Эгисфом, сестра О. Электра (или его кормилица) спасла его из рокового дома. Он вырос в Фокиде у царя Строфия, женатого на тетке О. - Анаксибии. Здесь возникла дружба между О. и его сверстником Пиладом, сыном Строфия.

Когда О. стал совершеннолетним, он получил от дельфийск. оракула приказ отомстить за смерть отца. Согл. «Орестее» Эсхила, преследуемый за пролитие им крови матери богинями мести эриниями, О. обращ. по совету Аполлона за помощью к Афине, к-рая передает дело об убийстве Клитемнестры на рассмотр. созываемого ею спец. суда афинских старейшин (ареопага) на холме Ареса в Афинах. Благодаря заступничеству самой Афины, отстаивающей главенств. роль мужчины в семье и госуд., голоса делятся поровну, что по условиям афинского суда озна-чает оправдание О. Он царствовал после Менелая в Спарте, а поздние источ. сообщают о смерти О. от укуса змеи в Аркадии. Возможно, в этой обл. существ. древ. культ О. как местного героя. Считалось, что останки О. хранились в аркадском г. Тегея еще в ист. время и в 6 в. до н.э., вопреки воле местных жителей, были перенесены в Спарту.

ОРИБАЗИЙ

ОРИБАЗИЙ - греч. врач 4 в. н.э., живший в Константинополе, друг и придворный врач имп. Юлиана Отступника. По поручению последнего собрал учения самых знаменитых врачей античности в своем мед. своде, из 70 книг к-рого сохран. фрагменты, а также извлечение в 9 кн. и сборник рецептов простых, легко приготовляемых лекарств.

ОРИГЕН

ОРИГЕН (ок. 185 - 254) - раннехрист. богослов и философ, руководитель христ. школы в Александрии (до 231), а затем в Кесарии (Палестина). Автор многочисл. богослов. и философских работ (сохран. око-ло 100).

ОРИОН

ОРИОН - в греч. миф. великан, сын Посейдона и Эвриалы или одной Геи (земли). Славился как охотник. Был наделен Посейдоном способностью ходить по морю. Потерял зрение, так как его ослепил, напоив пьяным, Ойнопион, к дочери к-рого сватался О. Посадив себе на плечи одного из учеников Гефеста, он приказал тому подсказывать ему путь к восходу солнца. Придя туда, он подставил глаза лучам восходящ. солнца и прозрел. О. мыслился прекрасным, он был похищен богиней Эос, влюбивш. в него. Погиб от стрел Артемиды, то ли из-за своей дерзости (вызвал богиню на состязание), то ли оттого, что совершил насилие над гиперборейской девой Опис.

ОРИС

ОРИС - Ороиз (1 в. до н.э.) - царь албанских племен в Закавказье. В 65 до н.э. вел борьбу с рим. полководцем Помпеем, но, потерпев пораж., вынужден был признать номинал. верховенство Рима.

ОРИФИЯ

ОРИФИЯ - дочь миф. афинского царя Эрехфея, похищ. богом сев. ветра Бореем, к-рый унес ее во Фракию и там женился на ней. Сыновьями их были Зет и Калаид.

ОРК

ОРК - соотв. греч. Аиду рим. бог подзем. царства, владыка мертвых, губительное, похищающее жизнь божество. Также обозначение самого царства мертвых.

ОРКАДЫ

ОРКАДЫ - ныне Оркнейские о-ва, архипелаг, назв. по мысу Оркас на С.-В. Каледонии (Шотландии), напротив к-рого они лежат. О. были открыты Пифеем из Массалии и, возможно, покорены тестем Тацита Агриколой. К С. от О. лежит О. Туле (о. Мейнленд из группы Шотландских о-вов).

ОРОЗИЙ

ОРОЗИЙ - Павел (ок. 380 - ок. 420) - рим. историк. Испанец по происхожд., священник, ученик Августина. В соч. «История против язычников в 7 книгах» (очерк всемирной истории от «сотворения мира» до 417), написан. по указанию Августина с целью обличения язычников и еретиков, О. стремился доказать, что бедствия, пережив. Римом в нач. 5 в., - расплата за злодеяния прошлых веков. Периодизацию всемирной истории О. устанавливает по четырем «мировым царствам»: Вавилонскому, Македонскому, Карфагенскому и Римскому. Труд О. представляет собой компиляцию из хроник Евсевия, Сульпиция Севера и рим. языч. историков. Большой интерес представляют те книги О., где использованы не дошедшие до нас отрывки из Тита Ливия и Тацита, а также неизвестные из др. источ. сведения о Причерноморье 2 - 1 вв. до н.э.

ОРОНТ

ОРОНТ - самая большая и длинная река Сирии. Берет начало близ Гелиополя между Ливаном и Антиливаном.

ОРОШЕНИЕ

ОРОШЕНИЕ - в отличие от др.-вост. с. х-ва, основанного на О., в Греции и Италии для нужд земледелия вполне хватало естеств. осадков. Дополнит. О . требовалось для полива лугов, а также при выращивании риса, овощей, фруктов и оливок. Только в период эллинизма греки познакомились с оросит. устройствами. Одним из виднейших ирригаторов этого времени явл. Клеон из Файюма (250). К первым оросит. сооружениям относились канавы для стока воды и черпаковые установки. Повсеместно был распростр. шадуф, представлявший собой подъемное коромысло, одно из плеч к-рого с укрепл. на нем емкостью для зачерпывания воды свободно смещалось в сторону водослив. желоба.

Применялись различ. рода насосы. Эти оросит. механизмы, работа на к-рых считалась тяжелым наказанием, приводились в действие рабами. Римляне столкнулись с идентич. проблемами при аннексии пров. Африка. Также и здесь технич. сторона дела целиком и полностью перешла от местных жителей в ведение нов. правителей.

ОРФ

ОРФ - Орт, Ортр - в греч. миф. двуглавый пес Гериона, порождение Тифона и Эхидны, брат Кербера. От О. Эхидна родила Фикс. По Поллуксу, в Иберии, где имя О. Гаргеттий (или Тартеттий), у пса было святилище. Этимология имени О. варьируется от простого эпитета Кербера («ранний», «утренний», или «всегда-на-страже») до демона Вритры в мифе об Индре. Гибель О. от руки Геракла, уводившего коров Гериона - сюжет, представл. на многочисл. вазах.

ОРФЕЙ

ОРФЕЙ - в греч. миф. сын фракийск. речного бога Эагра и музы Каллиопы. О. славился как певец и музыкант, наделенный магич. силой иск-ва, к-рой покорялись не только люди, но и боги, и даже природа. Он участвует в походе аргонавтов, игрой на форминге и молитвами усмиряя волны и помогая гребцам корабля «Арго». Его музыка успокаивает гнев мощного Идаса. О. женат на Эвридике и, когда она внезапно умерла от укуса змеи, отправляется за ней в царство мертвых. Аид обещает О. вернуть Эвридику на землю, если он исполнит его просьбу - не взглянет на свою жену, прежде чем войдет в свой дом.

Счастливый О. возвращается с женой, но нарушает запрет, обернувшись к жене, к-рая тут же исчезает в царстве смерти. О. не почитал Диониса, считая величайшим богом Гелиоса и называя его Аполлоном. Разгнев. Дионис наслал на О. менад. Они растерзали О., разбросав повсюду части его тела, собран. и погребен. затем музами. Смерть О., погибшего от дикого неистовства вакханок, оплакивали птицы, звери, леса, камни, деревья, очарован. его музыкой. Голова его по р. Гебр плывет к о-ву Лесбос, где ее принимает Аполлон. Тень О. спускается в аид, где соед. с Эвридикой. На Лесбосе голова О. пророчествовала и творила чудеса.

ОРФИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ

ОРФИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ - в древности система религ. верований и обрядов, возникшая во Фракии в 8 - 6 вв. до н.э. и получившая распростр. в Македонии, Греции, Юж. Италии и Сицилии, позднее в Риме. Основателем О. к. считался миф. певец Орфей. Гл. содержание О. к. составляли мистерии в честь Загрея, сына Зевса, растерзан. и съеденного титанами и родивш. вторично под им. Диониса. В них участвовали только посвященные, члены орфич. тайных об-в - орфики. Мистерии совершались весной в годовщину гибели Диониса-Загрея и изображали его муки, смерть и воскресение. Устраивались жертвоприношения, оргиастич. процессии, показ символич. свящ. предметов. Для орфиков были установлены особые жизненные правила. Из мифа о том, что люди родились от титанов, сожжен. Зевсом за растерзание Загрея, и имеют, т.о., двойств. природу: титаническую - низменную и божественную, вытекало требование очищений и аскетизма.

Орфики носили белую одежду, имели особый обряд похорон. Для членов об-ва были составлены гимны (в честь Диониса и др., почитаемых орфиками богов: Зевса, Деметры, Персефоны, Гекаты, Эрота, Аполлона, Афины), молитвы, оракулы, заклинания, мифы (космогонич., теогонич., антропогонич.), собранные в свящ. книги. Проповедовали О. к. странствующие жрецы. О. к. возникли в связи с ростом угнетения масс и обострением борьбы между аристократией и демократией и поэтому содержали в себе пессимистич. и мистич. настроения и одновременно идеологич. протест: противопоставление нар. культов (Диониса и др.) аристократич. олимпийской религии. Однако миф. представления О. к. гораздо древнее: они существовали в крито-микенскую эпоху и были тесно связаны с культом умираю-щих и воскресающих богов Др. Востока (Осирис, Таммуз, Аттис, Адонис, Сабазий). Идеалистич. философия О. к. оказала влияние на филос. системы Пифагора, Платона, неоплатоников. Религ. идеи О. к. использовало хрис-тианство. В ср. века О. к. служили почвой для разл. ересей и сект.

ОРХЕСТРА

ОРХЕСТРА - цент. часть театра в Др. Греции, находивш. между местами для зрителей и сценой. Имела обычно форму круга 20 и более метров в диаметре; иногда, в зависимости от условий местности, О. придавали полукруглую форму. Во время представл. на О. помещался хор, исполнявший песни и пляски. В 5 - 4 вв. до н.э. тут же играли актеры.

Посередине О. находился алтарь; на нем перед началом театрал. празднеств совершалось жертво-приношение Дионису. В О. имелись подзем. ход (т.н. Харо-нова лестница) и др. приспособления для сценич. действий.

В рим. театре половина О. была занята выдвинутой вперед невысокой и неглубокой сценич. площадкой, куда было перенесено все действие пьесы. На свободной части О. устанавливались кресла для почетных зрителей - сенаторов. В Греции почву О. обычно утрамбовывали и засыпали песком; в рим. постройках О. мостили каменными плитами. В период империи в нек-рых рим. О. были сделаны приспособления для игр гладиаторов, а также мор. боев (невмахий), во время к-рых О. покрывалась водой.

ОРХОМЕН

ОРХОМЕН - один из существовавших в древности городов Беотии. Поселение на месте О. существовало со времени неолита. К микенскому периоду относятся дворец и царская гробница (ок. 2000 до н.э.), к-рую греч. традиция приписывает царю Минию, отсюда город иногда наз. О. Минийский. В этот период О. владел почти всей Зап. Беотией. Однако к 6 в. до н.э. Фивам удалось отобрать у О. принадлежавшие ему города и заставить его вступить в Беотийский союз под главенством Фив. В Коринфской войне О. выступал на стороне Спарты и был ок. 364 до н.э. разрушен фиванцами. С 353 до н.э. начал восстанавлив. фокейцами, а при Филиппе II и Александре Македонском разросся, но прежнего значения уже не приобрел.

ОРХОНСКИЕ ТЮРКИ

ОРХОНСКИЕ ТЮРКИ - племена кочевников-скотоводов, жившие первонач. на Алтае, а после победы, одержанной в 552 над жужанами - в Цент. Монголии, гл. обр. на р. Орхоне. О. т. составляли ядро Вост.-тюрк. каганата. Гос. власть принадлежала кагану, опиравш. на племенную аристократию. Обществ. строй хар-ризовался патриархально-феод. отношениями, имело место также рабовладение. Господство О. т. в Монголии продержалось до 745, когда они были разбиты уйгурами.

ОСАДНАЯ ТЕХНИКА

ОСАДНАЯ ТЕХНИКА - для прикрытия осаждавших при подходе к стенам существовали переносные или подвижные (на катках) щиты, винеи (черепахи). Щит предохранял бойцов только с фронта, а винея, представлявшая собой передвигаемый на катках крытый ход, также с боков и сверху. Стены и крыша винеи делались из досок или плетня и для защиты от поджога покрывались сырыми кожами; пола не было. По мере проталкивания вперед головной части винеи сзади приставлялись новые звенья. Крепостные стены преодолевались с помощью подвижных дерев. башен в неск. этажей с откидными мостиками для выхода на стену. Помимо приставных и подвешив. на крюках штурмовых лестниц для влезания на высокие стены применялась выдвижная лестница (самбук), состоявшая из горизонтал. рамы на катках и вертикал. рамы с выдвижными лестнич. звеньями. Стены разрушались метател. машинами, таранами, крюками-разрушителями.

Таран представлял собой бревно с металл. наконечником и подвешивался на проч. стойках или устанавливался на катках. Легкие тараны иногда подвешивались в нижнем этаже подвижной башни или в головном звене винеи. Крюк-разрушитель, предназначавш. для уничтожения зубцов крепостной стены, состоял из подвешен. на раме длинной жерди с железным крюком на одном конце и веревками на другом. Вместо крюка иногда на жерди подвешивалась корзина со стрелками, поражавш. защитников стен.

ОСВЕЩЕНИЕ

ОСВЕЩЕНИЕ - домаш. и ремесл. быт как в Греции, так и в Риме почти не требовал искусств. О. Антич. подвальные постройки были неглубокими, что устраняло необходимость в их дополнительном О. Практич. оно ограничивалось в силу необходимости О. рабочих мест в рудниках.

Быстро вошедший у знати в моду в 6 - 5 вв. до н.э. обычай вести ночную жизнь потребовал создания комфортабел. условий и тем самым привел к О. внутр. помещений. Для О. немногочисл. ночных празд-ников, проводивш. на открытом воздухе, разводились костры и использовались факелы. В отдельных случаях (болезнь, роды, мистерии, обход водопроводных каналов) в кач-ве источ. О. применялись огонь в очаге, сосновые лучины, факелы и лампады, реже сальные или восковые свечи. Объективной потребности в увеличении кол-ва горелок на светильнике не было. В виде исключ. более яркое О., даваемое свечами, находило использование на приемах у врачей и во время ночных заседаний сената.

Дифференциация осветит. приборов на факелы - подвесной и настольный светильники, а также подсвечник - произошла очень рано. Из элементов искусств. О. греки заимствовали факел, фитиль, горючее растител. масло, сало и воск. Так, уже в Новом царстве в Египте были известны свечи. В греч. мире свечи упоминаются сравнит. редко и не ранее 1 в. н.э.

Одной из любопытных конструкций явл. светильник с автоматич. доливом горюч. масла. В осн. вся деятельность людей в эпоху античности протекала при естеств. солнеч. и лунном О. Это продолжалось до тех пор, пока развитие городов не привело к появл. искусств. О. Древ. улицы освещались только в особых случаях, в осн. из опасения перед возможными волнениями. По праздничным дням улицы больших городов освещались факелами в целях поддержания порядка и безопасности. Регулярное О. улиц отсутствовало. В портах О. улиц осуществлялось благодаря свету маяка. Тот, кто выходил на улицу ночью, должен был иметь при себе фонарь или факел.

ОСЕЛ

ОСЕЛ - с древнейших времен О. использовался для верховой езды и как рабочее животное. Дикие О. (онагры) были одомашнены в Шумере в 3-м тыс. до н.э. и применялись в Месопотамии как тягловые животные. Скрещивание самца О. с кобылой давало в потомстве мулов, скрещивание мула с кобылой - лошаков. О. считался животным бедняков. В рим. госуд. он особенно широко использовался в Сабинской обл., посвящался богине Весте. В армии мулы применялись для транспортировки осадных машин на крутых горных тропинках. Мясо О. ценилось высоко, молоко считалось ценным, питательным и целебным продуктом, разнообразное применение находил также навоз. С распростр. виноградных культур О. стали разводить в более сев. р-нах.

ОСИНА

ОСИНА - семантика мифопоэтич. образа О. мотиви-руется двумя особенностями этого дерева - дрожанием листьев даже при тихой погоде и красноватым оттенком древесины. У славян, балтов, германцев, кельтов, отчасти у народов Поволжья, Сибири, Алтая и даже у народов Сев. Африки О. - отрицат. отмечен., проклятое дерево. Иногда ее проклятость связывается с тем, что, в отличие от всех растений и зверей, которые выполнили данную им богом работу вскоре после сотворения мира, О. ничего не сделала.

Наиболее популярны мотивировки проклятости О., связанные с историей Христа (хотя в Новом завете О. не упомин.): О. - единств. из деревьев, не признавшее Иисуса во время его бегства в Египет; во время крестного пути Иисуса О. не склонилась перед ним и не дрожала от жалости и сострадания (близкая версия: все деревья, кроме О., опустили листья); прутья, к-рыми бичевали Христа, и крест, на к-ром его распяли, были осиновыми; на О. удавился Иуда.

ОСИРИС

ОСИРИС - грецизиров. форма егип. имени Усир; в егип. миф. бог производит. сил природы, царь загробного мира. Согл. упоминаниям в др.-егип. текстах и рассказу Плутарха, О. был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора. Он был четвертым из богов, царствовавших на земле в изначал. времена, унаследовав власть прадеда Ра, деда Шу и отца Геба. Царствуя над Египтом, он отлучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил сеять злаки (ячмень и полбу), сажать виноградники, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руды. Он обучил людей врачеб. иск-ву, стр-ву городов, установил культ. Сначала О. отожд. только с умершим царем. В «Текстах пирамид» фараон после смерти уподобляется О., его называют именем О. Начиная с эпохи Ср. царства, каждый умерший египтянин стал отожд. с О. (т.е. считалось, что, подобно О., умерший оживет после смерти, и во всех более поздних заупокойных текстах перед именем умершего стоит имя О.). Первонач., видимо, О. был местным богом в Джеду в вост. части дельты Нила; отожд. с др. богом города Анджети, он стал изображ. с атрибутами этого бога (посохом и бичом или хлопушкой), к-рые прочно закрепились за О. Заняв цент. место в царском культе, О. стал особенно почитаться в Абидосе - месте погребения фараонов, где он заменил бога мертвых Анубиса, ставш. его спутником и помощником. Как сын бога земли Геба, уходящий после смерти под землю, О. стал считаться богом земных глубин, на его плечах покоится вся вселенная и из пота его рук вытекает Нил. С конца Нового царства О. связали с богом Ра (Ра-О.) и стали изображать с солнеч. диском на голове. В эллинистич. период культ О. сливается с культом свящ. быка Аписа, и новый сложный образ бога, получивший имя Серписа (О.-Аписа), приобретает широкую извест-ность за пределами страны. Культ О. распростр. и в завоев. Египтом Куше и др. странах. В греко-рим. эпоху культ О. (наряду с другими греко-вост. культами богов умирающей и воскресающей природы Аттиса, Адониса, Таммуза) получил широкое распростр. в Зап. Азии и в Европе включая Сев. Причерноморье.

ОСКИ

ОСКИ - опики - общее назв. др.-итал. племен, населявших с кон. 2-го тыс. до н.э. Юж. часть Ср. Италии и говоривших на разл. диалектах оскско-умбрской языковой ветви. Племена условно назыв. О., делились на 3 группы: сев. (сабины, пелигны, марруцины и др.), цент. (кампанцы, самниты и др.) и юж. (луканы, локры и др.). В многочисл. надписях О. 300 - 90 до н.э. использован алфавит, заимствов. у этрусков.

ОСРОЕНА

ОСРОЕНА - Осроэна, Орроэна - в древности обл. на С.-З. Месопотамии, гл. гор. Эдесса. В 3 - 2 вв. до н.э. входила в царство Селевкидов. В 132 до н.э. - 216 н.э. на терр. О. существовало самостоят. царство, основанное араб. кочевым племенем оррои; цари Осроэнского царства, носившие большей частью имя Абгар (могущественный), находились сначала в зависимости от Парфии, а затем, при Тигране, - от Армении. В 1 в. до н.э. О. была покорена римлянами. После подавл. в О. антирим. восстания, вспыхнувш. в 116 н.э., Эдесса была разрушена. Последний Абгар был смещен в 216. Вскоре О. была превращена в рим. провинцию. В 687 завоев. арабами.

ОССА

ОССА - в греч. миф. персониф. молвы. О. - вестница Зевса, по его воле она побуждает ахейцев под Троей собраться на воен. совет и решить судьбу войска. Обычно О. быстро приносит людям известия от Зевса; напр., Телема-ху - о его отце Одиссее. Она разглашает по Итаке слух о гибели женихов Пенелопы. Аналогич. функции имеет Фама (у Софокла Ф. - молва, божеств. голос, «дитя золотой надежды»).

ОССИАН

ОССИАН - Ойсин - легенд. герой кельт. нар. эпоса, по преданию, живший в 3 в. на Ю. Ирландии. С им. О. связан цикл народных сказаний, воспевающих подвиги Финна, его сыновей Фергюса и Ойсина, причем последний якобы явл. автором этих сказаний.

ОССУАРИИ

ОССУАРИИ - различ. вместилища для захоронения костей покойников. В рус. археологич. лит-ре О. стали наз. керамич., алебастровые и кам. ящички, в к-рых ср.-азиат. зороастрийцы хранили кости покойных. Найден. в Хорезме древнейшие О. (появились в кон. 1-го тыс. до н.э.) имеют форму статуй и изображ. обожествл. умерших. О. служили объектом поклонения в культе предков, особенно хар-рном для ср.-азиат. варианта зороастризма. В 5 - 8 вв. О. были широко распростр. в Ср. Азии, иногда воспроизводят форму погребальных построек, украшены рельефами. На поздних хорезмийских О. встречаются многоцветные росписи и надписи, в к-рых О. наз. «тапанкук».

ОСТГОТЫ

ОСТГОТЫ - остроготы, грейтунги - вост. ветвь герм. племени готов. В нач. 3 в. жили в причерноморских степях, в басс. Ниж. Днепра и частично в Крыму. Во 2-й пол. 4 в. в связи с угрозой нападения гуннов О. образовали обширный племенной союз во главе с Германарихом, в к-рый, кроме О., входили др. герм., а также скифо-сарматские и славян. племена. В 375 гунны подчинили О. Основная масса О. последовала за гуннами в Паннонию и вошла в состав гуннск. племенного союза. В сер. 5 в. О., подняв восстание, освободились от власти гуннов и сделались наемниками вост.-рим. императоров (454). В 488 с согласия имп. Зенона О. вторглись в Италию и после ряда сраж. с Одоакром захватили ее, образовав в 493 обширное госуд. во главе с королем Теодорихом (493 - 526), включавшее терр. Италии, Сицилию, предальпийский р-н, Далмацию, а с 510 Прованс. В 554 Остготское королевство было завоев. Византией. О. были почти полностью истреблены.

ОСТИЯ

ОСТИЯ - древнейшая колония, торг. гавань и воен. порт Рима при устье р. Тибр. По традиц. данным, осн. при царе Анке Марции. Раскопки производятся с кон. 18 в. до наст. времени (с перерывами). Они позволяют датировать остатки древнейших укреплений на месте О. сер. 4 в. до н.э. Порт О. полностью был реконструирован в нач. империи и особенно при имп. Траяне. Вокруг него были сооружены склады, торг. помещения и жилые кварталы. Открыты храмы (Капитолий и др.), театр, термы, многоэтажные жилые дома и пр. сооружения. О. славилась своими солеварнями. Порт О. пришел в упадок после перенесения столицы Рим. империи в Константинополь.

ОСТРАКИЗМ

ОСТРАКИЗМ - в Др. Афинах изгнание отд. лиц из города по постановл. нар. собрания. О. был введен Клисфеном в кон. 6 в. до н.э. как мера против восстановл. тирании (впервые применен в 487 - 485 до н.э.), позднее к О. стали прибегать как к мере политич. борьбы. Ежегодно граждане решали на собрании, желают ли они подвергнуть к.-л. О. В назнач. для проведения О. день всякий, обладавший правом голоса, писал на черепке - имя того, кто, по его мнению, опасен для народа. Тот, против кого подавалось по крайней мере 6000 голосов, должен был в теч. 10 дней покинуть город (по др. данным, 6000 чел. было кворумом собрания). Однако изгнанные (обычно на 10 лет) не лишались прав гражданства и собственности, к-рая во время их отсутствия оставалась в неприкоснов. Случаев применения О. было немного. О. были подвергнуты, в частн., Фемистокл, Аристид и Дамон (учитель Перикла). К 417 до н.э. относится последний известный случай О. Подобно О. изгнание граждан существовало в Аргосе, Сиракузах и др. полисах.

ОСТРАКОН

ОСТРАКОН - часть стенки разбитого сосуда, использовавш. для записей, как расписка, особенно как избират. бюллетень при остракизме - афинском «суде черепков», т.е. при голосовании против граждан, чье политич. влияние считали необходимым ограничить, отправив их в изгнание. Эта демократич. практика была введена Клисфеном в кон. 6 в. до н.э., но упразднена ок. столетия спустя. Во время раскопок на афинской агоре, к-рые вели американские ученые, были найдены нек-рые О., в т.ч. относящ. к Фемистоклу. О. с записками и расписками из Египта греко-рим. времени известны в большом к-ве.

ОСТФАЛИЯ

ОСТФАЛИЯ - одна из четырех обл. («провинций») Др. Саксонии, обл. расселения остфалов, вост. ветви герм. племени саксов.

ОСУЖДЕНИЕ ПАМЯТИ

ОСУЖДЕНИЕ ПАМЯТИ - лица, объявл. в уголовном суде сената врагами госуд., подвергались О. п., выражавш. в уничтожении статуй, вытравлении имен из надписей и ликвидации гос. мероприятий осужденных. Известны акты О. п. разных императоров (напр., Калигулы, Нерона) и членов императ. семей (Мессалины, жены Клавдия; Агриппины, матери Нерона), а также высших должностных лиц из сословия сенаторов и всадников (напр., Авидия Кассия, в 175 н.э. провозгл. себя императором после распростр. слуха о смерти Марка Аврелия).

ОТБЕЛИВАНИЕ

ОТБЕЛИВАНИЕ - О. полотна, при к-ром ткань расстилалась на траве, смачивалась водою, подвергалась воздействию воздуха и солнеч. лучей, явл. древ. способом окислит. разрушения красящих веществ. Др. способ О. полотна, улож. на плетеный каркас, заключался в его окуривании сернистым газом. Согл. источ., для О. применялись также особые растит. соки, идентиф. к-рые в наст. время не представляется возможным.

Изобретение использовавш. в восковой живописи и фармакологии воскового О. путем вываривания в соленой воде приписывалось карфагенянам. Кроме того, был известен способ осветления волос, однако сведений о применявш. для этой цели средствах не сохран. В античности знали также и об отбеливающих свойствах солнеч. лучей. Нек-рые теоретич. рассуждения об О. и обесцвеч. отражены в наставлениях древ. алхимиков.

ОТОН

ОТОН - Марк Сальвий (32 - 69) - рим. император 69 н.э., периода гражд. войны 60-х гг. В правл. Нерона был намест-ником провинции Лузитании. В начале гражд. войны поддерживал Гальбу, провозгл. войсками императором, т.к. рассчитывал стать его преемником. Когда эти надежды не оправдались, поднял против Гальбы преторианцев, к-рые провозгл. О. императором. Потерпев пораж. в битве при Бедриаке от войск др. претендента на власть - Вителлия, покончил жизнь самоуб.

ОТОПЛЕНИЕ

ОТОПЛЕНИЕ - у древ. греков функции О. дома выполнял огонь очага на кухне, лишь многокомнат. жилища нуждались в печах, при к-рых часто имелся нако-питель горячей и теплой воды. Для обогрева применялся малодымящий древес. уголь. В сев. греч. колониях О. не развивалось, камин был неизвестен. Римляне после изобретения гипокауст (отопит. системы под полом или в стенах) широко использовали цент. каналовое отопление в жилых помещениях, прежде всего в завоев. трансальп. обл. В различных р-нах Средиземноморья так оборудовались преимуществ. обществ. термы. Храмы и присутств. места не имели спец. О.

ОТРИЙ

ОТРИЙ - горная цепь, тянувш. от Пинда на 3. до Пегасейского зал., лежит между южнофессалийской обл. Ахайя Фтиотида на С. и Малидой на Ю., создает водораздел между басс. фессалийск. Пенея и Сперхея. На О. велись разработки медной руды (антич. штольни и карьеры).

ОТТОН I

ОТТОН I (912 - 973) - герм. король 936 - 973 из Саксонской династии, с 962 - император т.н. «Свящ. Рим. империи». Предпринял неск. походов в Италию (951, 961 - 962), в результате к-рых завоевал Сев. и Ср. Италию и этим положил начало существованию т.н. «Свящ. Рим. империи». Папство фактич. попало в зависимость от императора. При О. I продолжались начатые его отцом Генрихом I Птицеловом разбойничьи захваты зап.-славян. земель и насильств. христианизация славян. В 955 О. I разбил венгров на р. Лех. Он сделал своим данником датского короля, при нем была присоед. Лотарингия (936).

ОТТОН II

ОТТОН II (955 - 983) - император 973 - 983 т.н. «Свящ. Рим. империи», из Саксонской династии. Сын Оттона I. Продолжая политику завоев., начатую Оттоном I, пытался захватить Ю. Италию, но встретил противодействие Византии и арабов и в 982 был разбит в Калабрии. В 983 произошло мощное восстание полабских славян, в результате к-рого славяне по Ср. Лабе (Эльбе) освободились из-под господства нем. феодалов. В том же году нем. господство свергли датчане.

ОФАНИМ

ОФАНИМ - в послебибл. иуд. миф. один из десяти (по др. вариантам - двенадцати) разрядов ангельской иерархии. Образ О. (евр. «колеса») , формировавш. в тесной связи с общей символикой круга, восходит к описанию богоявления пророком Иезекиилем. Описываемые здесь таинств. самодвижущ. колеса с ободьями, полными глаз, традиц. истолковыв. как символ божеств. всеведения и всевидения, в апокрифич. книге Еноха предстают как ангелы, окру-жающие вместе с херувимами и серафимами охвачен. вечным огнем хрустальный трон бога; они «не дремлют и охраняют трон его славы» среди тысяч и десятков тысяч др. ангелов. Равинистич. традиция помещает О. вместе с серафимами и хайот («жизни») на седьмое небо, где обретаются праведники, святые, ангелы-прислужники и трон славы.

ОФЕЛЬТ

ОФЕЛЬТ - Офелет - в греч. миф. сын немейского царя Ликурга. Когда нянчившая его Гипсипила оставила О. в траве, чтобы показать источ. Семерым против Фив, О. был задушен змеей. Семеро увидели в этом предзнаменов. своей грядущей гибели, назвали О. Архемором («начинающим смерть») и учредили в его честь Немейские игры.

ОФИР

ОФИР - страна, в к-рую, согл. Библии, в 10 в. до н.э. снаряжали совм. мор. экспедиции израильско-иуд. царь Соломон и царь Тира Хирам; из О. привозились золото, слоновая кость, эбеновое дерево и др. Локализация О. явл. спорной. Его искали в Юж. Аравии, Нубии, Вост. Африке, Индии и даже в Перу и на Соломоновых о-вах. Скорее всего, О. находился в р-не Баб-эль-Мандебского прол. и соотв. егип. Пунту и, возможно, шумеро-аккад. Мелуххе.

ОФИТЫ

ОФИТЫ - гностич. секта, почитавшая змея из Первой книги Моисея как посредника в откровении, тогда как бог-творец, демиург, считался богом тьмы.

ОХЛОКРАТИЯ

ОХЛОКРАТИЯ - у нек-рых др.-греч. писателей назв. формы гос. устройства, к-рая возникает, по их мнению, в результате вырожд. демократии. Термин «О.» имеет уничижит. оттенок. Впервые термин «О.» встреч. у Полибия во «Всеобщей истории».

ОХРА

ОХРА - добываемая открытым способом минерал. краска желтого, а при обжиге - красного цвета, находившая универсал. применение в архитектуре, изготовлении керамики, текстиля, а также служившая спец. целям (пудра, заменитель талька при произ-ве золотой фольги). Частый предмет торговли уже с эпохи неолита.

ОХРА КРАСНАЯ

ОХРА КРАСНАЯ - измельч. в порошок красный железняк (гематит), явл. наряду с глинистыми минерал. красителями одним из наиболее широко использовавш. продуктов горнорудного промысла. О. к. употреблялась не только как краситель, но и в кач-ве внутр. (лечебная земля) и наружного (пудра) средства в медицине. С 5, а возможно, уже с 6 в. до н.э. добыча и транспортировка тонко измельч. О. к. (лемносская земля) находится в руках жрецов о. Лемнос. В императ. эпоху О. к. поступала на рынок в виде плиток, маркиров. изображением козы.

ОЧАГ

ОЧАГ - центр дома, а также место хоз. и культовой деятельности рода или политич. общины (гос. О.). У О. совершались важнейшие церемонии, напр., вступление во владение О., введение в дом новых рабов. Умоляющим о защите у О., как олицетворения богини Гестии-Весты гарантировалась безопасность. Место О. в плане дома или храма варьировалось (центр, боковая стенка, круглый О., прямоугольный О.), летом часто использовался О. вне дома.

ОЧКИ

ОЧКИ - существование в античности О. как оптич. прибора для корректировки зрения не засвидет. в источ. (только Нерон, согл. Светонию, использовал граненый изумруд).

ОЧОКОЧИ

ОЧОКОЧИ - в груз. миф. лесное божество. О. лишен дара речи, но звуки его голоса наводят на людей панич. ужас. Тело О. покрыто волосами цвета ржавчины. У него длинные и острые когти, на груди имеется отросток, напоминающий заточен. топор, к-рым О. рассекает надвое своих противников. Убитый человеком О. оживает после второго выстрела. Рапростр. сюжеты о домогательстве О. любви лесной царицы Ткаши-мапа.

ОЧОПИНТЭ

ОЧОПИНТЭ - Очопинтрэ - в груз. миф. покровитель и предводитель диких животных. Первая часть имени (очо) связывается с именем др. божества груз. пантеона - Бочи, вторая часть (пинтэ или пинтрэ) - с именем греч. Пана. О. владеет душой каждого животного. Охотник, перед тем как отправиться на охоту (и во время охоты), вымаливает у О. удачу и позволение убить зверя.

Предыдущая страница Следующая страница