Народы и религии мира
Статьи на букву "С" (часть 3, "СОВ"-"СЮЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 3, "СОВ"-"СЮЛ")

СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ

Сове́т церкве́й ева́нгельских христиа́н-бапти́стов, объединение группы общин евангельских христиан-баптистов в России и другие.гих странах бывшего СССР.

Организация возникла в 1961 в результате раскола внутри Союза евангельских христиан-баптистов. Ряд общин евангельских христиан-баптистов, преимущественно баптистской традиции, обвинил руководителей Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (руководящего органа Союза евангельских христиан-баптистов) в отступлении от истины. Одним из поводов для такого обвинения послужило посланное в 1960 «Инструктивное письмо старшим пресвитерам», в котором руководители церковных общин призывались Всесоюзным советом строго придерживаться советского законодательства, в том числе и той его части, которая носит дискриминационный в отношении религиозных организаций характер. В 1961 лица, протестовавшие против слишком лояльного отношения Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов к советской власти, организовали «инициативную группу» (из-за чего их сторонников стали называть "инициативниками"). В 1962 эта группа стала готовить внеочередной съезд евангельских христиан-баптистов. Затем было принято решение создать собственную организацию, которая стала называться Совет церквей евангельских христиан-баптистов. Новая организация начала издавать религиозную литературу, принимать меры по религиозному обучению детей. Совету церквей евангельских христиан-баптистов приходилось действовать нелегально, и власти обрушили на него жестокие репрессии (пострадало около 1 тыс. верующих). Лишь в 1988 деятельность Совета церквей евангельских христиан-баптистов стала носить легальный характер. Тем не менее большинство общин совета церквей евангельских христиан-баптистов по соображениям принципиального характера не регистрируется.

По догматике и обрядности совет церквей евангельских христиан-баптистов не отличается от Евроазиатского союза евангельских христиан-баптистов. Сходна и их организационная структура. Руководящим органом церковного объединения является Совет, возглавляемый председателем.

Численность сторонников Совета церквей евангельских христиан-баптистов, по ориентировочным данным, составляет (вместе с детьми) около 50 тыс. человек, в том числе в России — 20 тыс. человек, в Казахстане — 14 тыс. человек (остальные живут в других странах СНГ).

П. И. Пучков

СОЗМЕ

созме, см. Сузме.

СОКУЙ

сокуй (селькуп. соккы), совик, гусь, верхняя мужская одежда у народов севера Западной Сибири — рубаха глухого покроя с капюшоном из сукна или меха, надеваемая поверх малицы или парки.

СОМАЛИЙЦЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОМБРЕРО

сомбреро (исп. sombrero, от sombra — тень), сомбрейру (португ.), широкополая шляпа у народов Пиренейского полуострова и Латинской Америки.

СОНГКРАН

сонгкран, новогодний праздник у сиамцев.

СОРОРАТ

сорора́т (от лат. soror — сестра), обычай, предписывающий женитьбу вдовца на сестре умершей жены. В доиндустриальных обществах сорорат был широко распространён в качестве предпочтительной или обязательной нормы. Считается, что сорорат тесно сопряжён с традицией брачного выкупа: смерть женщины, за которую заплачен выкуп, должна быть возмещена её семьёй или родственной группой, особенно если умершая ещё не родила детей. См. также Левират, Полигиния.

СОТО-СЮ

Сото́-сю, самая влиятельная среди школ буддизма дзэн в Японии. Является развитием некоторых сторон учения, разработанного китайским монахом Хуйнэном в VII в. Основателем Сото-сю в Японии был монах Догэн (1200—1253), который познакомился с учением школы во время поездки в Китай, откуда он вернулся в 1227. Догэн пропагандировал единственно истинный, по его мнению, метод достижения просветления — «дзадзэн» (сидячий дзэн). Практикующий «дзадзэн» садится, поджав под себя ноги и обратившись лицом к стене с тем, чтобы абсолютно ни о чём не думать. Именно такая практика, согласно учению Сото-сю, способствует внезапному озарению, влекущему познание «природы Будды». Догэн утверждал, что все остальные методы, в том числе и практикуемые в Риндзай-сю «коаны», являются излишними и малоэффективными. Простота пути спасения (просветления) обусловила популярность учения Догэна не только среди военного сословия, но и в простонародье. В настоящее время во многих из почти 15 тыс. храмов Сото-сю постоянно функционируют курсы «дзадзэн», открытые для всех желающих и пользующиеся особой популярностью среди бизнесменов, которые видят в «дзадзэн» наиболее эффективный способ психической тренировки. С течением времени в религиозной практике Сото-сю всё более заметное место стал занимать заупокойно-поминальный обряд, который характеризуется наиболее скрупулёзной разработкой по сравнению с другими школами буддизма. Насчитывается около 7 млн. приверженцев Сото-сю.

Г. Е. Светлов

СОХА

соха, пахотное орудие типа рала у русских — с широкой раздвоенной рабочей частью (рассохой), соединённой в верхней части с двумя оглоблями, в которые впрягалась лошадь.

СПАСОВЦЫ

спа́совцы, одно из согласий беспоповского направления старообрядчества. Альтернативное название — нетовцы. Согласие возникло в конце XVII в. в среднем Поволжье вне связи с северными беспоповцами (федосеевцами и поморцами). Основателем его считается Козьма Андреев. По представлению спасовцев, в мире воцарился Антихрист, благодать взята на небо, церкви больше нет, таинства истреблены. Сам человек, считают спасовцы, не может способствовать своему спасению, спастись можно только через молитву Спаса (Сына Божьего), только Он знает, кто и как спасётся. Спасовцы довольно сильно отошли от других течений старообрядчества и своей религиозной индифферентностью в какой-то мере напоминают агностиков и скептиков. Большинство спасовцев не имеет молелен, наставников и не совершает никаких общих обрядов. От своих последователей Спасово согласие требует строгих ограничений в еде и питье, запрещается носить пёструю и цветную одежду.

Общая численность спасовцев — примерно 100 тыс. человек. Компактно спасовцы живут в Саратовской области, есть они также в Нижегородской, Владимирской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской и другие.гих областях, а также в Татарстане, Мордовии и Алтайском крае.

Спасово согласие распадается на большое число подразделений. В большинстве случаев расхождения между спасовцами произошли из-за различных взглядов на крещение и брак. Часть спасовцев совершает эти обряды в православных церквах и рассматривает их как простую регистрацию. Это сторонники так называемой глухой нетовщины (их именуют так, потому что они никогда открыто не записывались старообрядцами, а также исповедовались молча перед иконами, а не перед своими «стариками», как другие спасовцы). У последователей так называемого бабушкиного согласия детей крестят родители или повивальные бабки. У новоспасовцев («поющая нетовщина», отрицанцы) есть наставники (в народе их зовут «попами»), совершающие обряды крещения и брака и проводящие богослужения с пением. Исповедуются новоспасовцы «старикам». Самокрещенцы считают, что креститься можно лишь самому. Некрещёные старообрядцы, или строгие нетовцы, вообще обходятся без крещения. так называемая группа немоляков отказалась от икон. У некоторых групп спасовцев существует обряд исповеди земле.

О. Е. Казьмина

СПИДНИЦА

спидница, сшитая юбка у украинцев.

СПИЛИВАНИЕ ЗУБОВ

спиливание зубов, см. Подпиливание зубов.

СПИРИТУАЛИЗМ

спиритуали́зм, группа оккультных сект, одно из основных движений так называемого Нового века. Другая форма названия — спиритизм.

Современный спиритуализм как религиозное течение зародился в конце XIX в., и в 1893 в Чикаго группой медиумов была основана Национальная спиритуалистская ассоциация церквей, первая спиритуалистская секта, от которой в дальнейшем отделилось несколько сот групп.

Догматика спиритуализма, хотя и существенно различается по отдельным сектам, всё же содержит некоторые общие черты. Спиритуализм считается его сторонниками наукой, философией и религией, неотделимой от жизни и базирующейся на связи медиумов с миром духов. Основные вероучительные положения спиритуализма содержатся в так называемой «Декларации принципов», принятой в 1899 Национальной спиритуалистской ассоциацией церквей и разделяемой большинством сект. Согласно этой декларации, спиритуалисты верят в безличный бесконечный разум, вездесущий и всемогущий, выражением которого на Земле является духовная и материальная природа человеческого бытия. В спиритуализме признаётся бессмертие человеческой души и её способность нести воздаяние за добрые и злые дела, при этом допускается теория происхождения человека из низших форм жизни. Целью жизни каждого человека объявляется разжигание в его душе «божественной искры» путём получения из духовного мира великих откровений. В получении откровений от духов, по мнению сектантов, и заложен высший смысл спиритуализма. Большие споры, из-за которых и произошли многие из расколов, вызвали положение о реинкарнации и вопрос об отношении спиритуализма к христианству. Часть сект, включая Национальную спиритуалистскую ассоциацию церквей, заявила о своей полной несовместимости с христианством и отвергла все христианские догматы, другие же группы, наоборот, подчёркивали свою христианскую сущность и пытались доказать свою согласованность с христианством ссылками на некоторые места Библии. Подобным же образом одни из сект признают положение о реинкарнации, другие же его отвергают. Все направления спиритуализма считают лишь его истинной религией, и отношение к другим конфессиям варьирует от равнодушного до откровенно враждебного.

Культовая практика спиритуализма во всех группах состоит из коллективных и индивидуальных спиритических сеансов, целью которых является общение с различными духами или душами умерших людей для получения от них ценной информации, чаще всего предсказания судьбы. Во время группового сеанса сектанты общаются с духами в основном с помощью медиума — человека, якобы наделённого сверхъестественными способностями и облегчающего общение с иным миром. Сеанс обычно проводится в тёмной комнате, причём присутствующим на нём людям демонстрируются различные «чудеса», сопровождающие появление духов, — движение предметов, телепатические явления и непосредственное речевое общение с духами. В случае невозможности прямого общения с духами им задаются вопросы посредством специальных досок с нанесёнными на них буквами алфавита и указательной дощечкой. Используются также формулировки, требующие только отрицательного или положительного ответа, который якобы даётся стуком либо иным действием со стороны «духов». Во время индивидуального сеанса человек пытается установить контакт с иным миром самостоятельно и также использует вышеописанные способы. Помимо сеансов на собраниях практикуется совместное чтение спиритической литературы и пение песен, посвящённых спиритуализму.

По различным оценкам, насчитывается до 20 млн. людей, постоянно участвующих в спиритических сеансах. Спиритуалисты есть практически во всех странах мира, особенно много в Южной и Центральной Америке (до 7 млн.), а также в США (до 4 млн.). При этом численность Национальной спиритуалистической ассоциации церквей в настоящее время невелика — всего около 20 тыс. членов. В России также есть несколько тысяч спиритуалистов, обычно объединённых в небольшие группы.

Р. А. Силантьев

СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ ТИП ЖИЛИЩА

средиземноморский тип жилища, двухэтажный каменный дом с двускатной черепичной крышей, делится на две половины: в одной в нижнем этаже — кухня, в верхнем —жилые помещения, в другой в нижнем этаже — хлев, в верхнем — сеновал; на верхний этаж ведёт лестница с наружной стороны дома.

СТАРОКАТОЛИКИ

ста́рокато́лики, одна из групп неримских католиков. Группа образовалась в 1870 из числа католиков, недовольных тем, что на I Ватиканском вселенском соборе Римско-католической церкви был принят новый догмат об универсальном и вселенском приматстве Римского папы и о его непогрешимости в вопросах веры и нравственности.

Идейным истоком новой конфессии стало движение фебронианизма, возникшее среди католиков Германии в XVIII в. и отвергавшее притязания Римского папы на абсолютную власть в церковной и в светской жизни. Во главе движения встали баварские профессора богословия Иоганн Йозеф Игнац фон Дёллингер (1799—1890) и Йоганнес Фридрих (1836—1917), сумевшие привлечь на свою сторону значительное число католических священников и мирян в Германии, Швейцарии, Австрии.

Позже к старокатоликам присоединились отделившаяся от католицизма ещё в 1724 Утрехтская церковь в Нидерландах, созданная в США в 1897 Польская национальная католическая церковь и старокатолическая группа, возникшая в 1924 среди хорватов.

Помимо догмата о непогрешимости пап старокатолики отвергли и провозглашённый Римско-католической церковью в 1854 догмат о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии.

Старокатолики принимают вероучение ранней церкви, как оно было сформулировано на семи Вселенских соборах, а также другие доктрины, принятые церковью до раскола 1054, не соглашаясь в то же время с многими новациями, введёнными позже Римом. Критически высказывались старокатолические богословы и в отношении вставки в Никео-Константинопольский символ веры так называемого филиокве (положения об исхождении Святого Духа и от Бога Сына). Признавая все 7 христианских таинств, старокатолики отказались от доктрины пресуществления (превращения элементов причастия в плоть и кровь Иисуса Христа).

Имеются различия и между культом старокатоликов и католиков. Литургия у старокатоликов совершается только на национальных языках, тайная исповедь не является обязательной. Необязателен и пост. Священники избираются общиной и лишь потом рукополагаются. Епископов до их хиротонии избирают Синоды. Духовенство (включая высшее) не связано обетом целибата (безбрачия). Каждая национальная старокатолическая церковь независима. В Синодах, церковных советах и судах в равной мере представлены духовенство и миряне.

Будучи во многом близкими англиканам и православным, старокатолики в течение длительного времени ведут с ними переговоры об объединении. С англиканами им в 1932 удалось добиться соглашения о полном евхаристическом общении. Старокатолические епископы принимают участие в хиротонии англиканских епископов и наоборот. Достигнута договорённость о взаимном причащении также между старокатоликами и Филиппинской независимой церковью.

Общая численность старокатоликов — свыше 0,4 млн. человек, причём многие старокатолические церкви имеют тенденцию к уменьшению численности своих членов. Самая крупная старокатолическая организация мира — функционирующая в США Польская национальная католическая церковь (около 280 тыс. человек), имеется в этой стране и ещё несколько очень малочисленных старокатолических церквей. Есть сторонники Польской национальной католической церкви в Канаде (8 тыс.) и Польше (52 тыс.). В Польшу эта конфессия проникла из США и известна под названием Польская католическая церковь. Старокатолики имеются также в Германии (28 тыс.), Австрии (22 тыс.), Швейцарии (16 тыс.), Нидерландах (10 тыс.), Хорватии (9 тыс.) и некоторых других странах.

П. И. Пучков

СТАРООБРЯДЧЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРАМБОТТО

страмботто, фольклорный жанр — лирическое восьмистрочное стихотворение у итальянцев. Сформировался в Центральной и Южной Италии к XV в.

СТРУКА

струка, мужская и женская шерстяная накидка, род пледа у черногорцев. В походах служила постелью.

СУББОТНИКИ

суббо́тники, секта в России, отколовшаяся от православия и вобравшая в себя многие черты иудаизма; по мнению некоторых исследователей, имеет преемственную связь с распространившейся в Новгороде и Москве во второй половине XV в. ересью жидовствующих.

Секта возникла на рубеже XVII—XVIII вв. До 1820-х гг. её приверженцы были расселены в Воронежской, Орловской, Московской, Тульской и Саратовской губерниях. Однако после выхода в 1825 указа Священного синода о мерах по предотвращению распространения секты субботников большинство субботников были в 1826 выселены в северные предгорья Кавказа, Закавказье, а также в Иркутскую, Тобольскую и Енисейскую губернии. На прежних местах расселения смогли остаться лишь субботники, сумевшие скрыть свою религиозную принадлежность.

Священной книгой субботников является Ветхий Завет. Они отрицают Божественную Троицу, признают Божество лишь в одном лице. Большинство субботников делают обрезание. Часть субботников совсем не признают Иисуса Христа и ждут пришествия мессии, другие же считают Иисуса Христа святым человеком и пророком, хотя и не Богом. Некоторые субботники совсем отказались от Нового Завета, другие же, не отказываясь от него, отводят ему низшее место по сравнению с Ветхим Заветом. В богослужении большинство субботников используют древнееврейские молитвы, переведённые на русский язык. Субботники отмечают субботу и другие.гие иудаистские праздники, дают детям еврейские имена.

Субботники расселены в небольшом числе в Тамбовской и Воронежской областях, а также в Азербайджане и Армении. По этнической принадлежности они русские. Во второй половине XIX в. из среды субботников выделилась группа так называемых геров. Наряду с Ветхим Заветом геры признают и Талмуд. Богослужения у них ведутся на древнееврейском языке. Геры практически слились с иудаистами, многие из них эмигрировали в Израиль.

О. Е. Казьмина

СУББОТСТВУЮЩИЕ ПЯТИДЕСЯТНИКИ

суббо́тствующие пятидеся́тники, сторонники одной из конфессий пятидесятничества. Принадлежат к группе пятидесятников трёх благословений. Другое название — евангельские христиане-субботники, крещённые Духом Святым.

Конфессия образовалась в 20-х гг. XX в. в принадлежавшей тогда Польше и Чехословакии Западной Украине при содействии прибывших из США миссионеров одной из крупных пятидесятнических организаций — Церкви Бога (Кливленд, Теннесси). Печатным органом субботствующих пятидесятников стал журнал «Строитель Церкви Бога», издававшийся с середины 30-х гг. под редакцией Д. Гарасевича в городе Кременце, ныне входящем в состав Тернопольской области Украины.

Вероучение субботствующих пятидесятников близко вероучению Церкви Бога (Кливленд, Теннесси). Признаются три духовных благословения (духовных кризиса): обращение (принятие веры), освящение (рождение свыше, под которым подразумевается полное очищение от всех грехов, как индивидуальных, так и первородного), крещение Духом Святым (внешне проявляемое в глоссолалии — говорении на иноязыках). Важное место в вероучении занимает доктрина о дотысячелетнем приходе Христа (премилленаризм), причём учение о тысячелетнем царстве субботствующие пятидесятники понимают примерно так же, как и евангельские христиане пятидесятники-сионисты.

В качестве дня Господнего субботствующие пятидесятники почитают не воскресенье, а субботу, что и отражено в их названии. В отличие от некоторых других протестантских групп, у субботствующих пятидесятников при выполнении обряда братского лобызания на молитвенном собрании разрешается целование с лицами противоположного пола.

Субботствующие пятидесятники имеют своё объединение — Союз церквей евангельских христиан-субботников, крещённых Духом Святым, в который входят 15 групп верующих. Союз этот действует на Украине — в основном в Закарпатской области, а также в Черновицкой, Винницкой и Житомирской областях. Малочисленные общины субботствующих пятидесятников есть в России (главным образом в Краснодарском крае, а также в центральных областях) и в прибалтийских государствах. О численности субботствующих пятидесятников данных нет, однако она едва ли превышает несколько тысяч человек.

П. И. Пучков

СУБУД

Субу́д, неосуфийская синкретическая секта. Название секты является сокращением санскритских слов «сулиса» (праведная жизнь в соответствии с волей Бога), «будхи» (состояние просветления) и «дхарма» (всеобъемлющий моральный закон).

Основана в 1933 в Индонезии Субухом Самохадивиджоджой, бывшим учеником известного мистика Гурджиева и приверженцем ордена Нашкбандийя. Самохадивиджоджа утверждал, что создал свою секту после трёх лет напряжённой медитации и пробуждения в себе «божественной энергии». Вероучение секты опирается на сочинения Гурджиева и основателя Субуд, а также другую оккультную литературу.

Догматика секты соединяет отдельные положения исламского суфизма и индуизма. Сектанты верят в единого Бога, чья энергия — «латихан» разлита в каждом человеке. Они считают, что для достижения физического и нравственного совершенства людям надо пробудить в себе эту энергию. Нужно вести «праведную» жизнь в соответствии с волей Бога. В секте практически обожествляется сам Субух, именуемый Бапаком (отцом).

Культовая практика Субуд состоит из медитаций, проходящих дважды в неделю. Во время них проводятся упражнения, призванные пробудить «латихан», и при этом используется различная йогическая техника. «Пробуждение» проявляется, считают сектанты, в вибрациях, непроизвольном пении и своеобразной глоссолалии (говорении на неведомых языках). Медитации проводятся в тёмных комнатах, мужчины и женщины занимаются отдельно. Каких-либо пищевых и иных запретов в Субуд нет. Членов секты обязывают выполнять различную работу в пользу своей организации.

Общины Субуд есть более чем в 70 странах мира и число приверженцев достигает 50 тыс. человек. Секта начинает проникать в Россию.

Р. А. Силантьев

СУБЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА

субэтни́ческая гру́ппа (субэтнос), употребляемое в отечественной науке обозначение культурно своеобразных групп в рамках одной этнической группы. Критерии выделения субэтнической группы зависят от исторических и политических условий, а также научных подходов. Например, в России эрзя и мокша считались отдельными народами, затем субэтнические группы мордвы, по переписи 1994 снова зафиксированы как отдельные народы. В Грузии сваны и мегрелы считаются субэтническими группами грузин, хотя они имеют свои языки и в другой политической ситуации и при других критериях определения этнических общностей могут считаться отдельными народами. В зарубежной литературе ситуация культурной локальности и различий внутри этнические общности описывается без специальных типологических классификаций. Встречающееся в отечественной науке деление субэтнических групп на собственно этнические группы (обладающие самосознанием этническим) и этнографические группы (не имеющие самосознания) является неудачным, так как не существует общности без идентичности, то есть без осознания членами группы принадлежности к ней.

В. А. Тишков

СУДАНСКИЙ ТИП ЖИЛИЩА

суданский тип жилища, круглый дом с конической крышей у народов Африки.

СУЗМЕ

сузме, созме, вид творога у народов Средней Азии и Поволжья.

СУКМАН

сукман, название различных типов суконной одежды у славян: 1) верхняя мужская распашная одежда (ср. Чекмень); 2) женский сарафан.

СУКОВАТКА

суковатка, то же, что смык.

СУКУ

суку, родовая или территориальная группа у народов Индонезии.

СУМПИТАН

сумпитан, духовое ружьё у народов Индонезии.

СУННИЗМ

сунни́зм, одно из основных направлений ислама. Считается ортодоксальным, «правоверным». Последователи суннизма называют себя «ахль ас-Сунна» (людьми Сунны), продолжающими деяния и традиции пророка Мухаммеда. Считается, что суннитом является тот, кто признаёт первых четырёх халифов - Абу Бакра, Омара, Османа и Али, достоверность канонических сборников хадисов (преданий о Мухаммеде и его сподвижниках, которые вначале передавались изустно и были записаны в VIII-IX вв.; всего существует шесть общепризнанных суннитами и наиболее авторитетных сборников хадисов, составленных аль-Бухари, Муслимом, Абу Даудом, ат-Тирмези, ан-Насаи и Ибн Маджа), которые являются основой всей религиозной и общественной деятельности, и следует ритуальным, бытовым и социальным правилам в соответствии с одной из религиозно-правовых школ.

Как направление суннизм выделился уже в первом столетии существования ислама в результате борьбы за власть между сторонниками и родственниками пророка Мухаммеда - родными убитого третьего халифа Османа (644-656) из мекканского рода Омейя и сторонниками четвёртого халифа Али (656-661), двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда. Последователи Али отстаивали особое право его потомков - Алидов на власть, на имамат - посредничество между Богом и людьми, духовное и политическое руководство общиной и образовали другое направление в исламе - шиизм.

Верховным главой «общины верующих», обладающим духовной и светской властью, сунниты признавали халифа как преемника пророка Мухаммеда. С X в. халиф превратился в мусульманского первосвященника, почти совершенно утратив политическую власть.

Развитие мусульманского общества потребовало разработки правоведения - фикха. Его основами последователи суннизма признают Коран, Сунну, иджму и кыяс. Иджма предусматривает согласное мнение богословов - законоведов по отдельным религиозным, правовым и бытовым вопросам, не затронутым в Коране или Сунне, и выражает мнение всей мусульманской общины суннитов; кыяс означает суждение о непредусмотренных Кораном и Сунной положениях по аналогии с предусмотренными положениями.

На основе Корана и Сунны правоведами-факихами был разработан кодекс мусульманского права - шариат (конец VIII - начало IX вв.). Сунниты разделились на последователей четырёх правоверных мазхабов (юридических школ) - ханафитов, маликитов, шафиитов и ханбалитов. Основатели этих мазхабов, существующих до настоящего времени, - Абу Ханифа (около 699 - 767), Малик ибн Анас (708/715-795), аш-Шафии (767-820) и Ибн Ханбаль (780-855) были признаны непререкаемыми авторитетами, применявшими «иджтихад» - самостоятельное, не зависимое от других толкование религиозного права. После них двери «иджтихада» были закрыты и применение мусульманского права к новым общественным и политическим явлениям стало производиться при помощи «фетв» - заключений высших авторитетных духовных лиц, сделанных на основе Корана, Сунны, шариата и ранее изданных «фетв».

В суннизме имеют большое значение религиозные праздники и обряды, связанные с их проведением. Наиболее важными праздниками являются: «ид аль-адха» - праздник жертвоприношения (10 числа месяца зу-ль-хиджжа), «ид аль-фитр» - праздник разговения (1-2 числа месяца шавваль), «маулид ан-наби» - день рождения пророка (12 числа месяца раби аль-авваль), «мирадж» - ночь чудесного вознесения пророка на небеса (27 числа месяца раджаб), «лайлат аль-кадр» - ночь предопределения (27 числа месяца рамадан). Во многих мусульманских странах эти праздники отмечаются на государственном уровне. Кроме того, суннизм (особенно ханафитская школа) терпимо относится к местным традициям и обычаям - адату, урфу, кануну, которые регулировали общественные отношения у племён и народностей и были по возможности согласованы с шариатом и приравнены к нему.

Суннитами является большинство мусульман стран Африки и большей части Азии (кроме Ирана, Ирака, Бахрейна, Омана, Ливана, Азербайджана). Всего, по приблизительным подсчётам, суннизма придерживается 83% всех мусульман.

Б.-Р. Логашова

СУР

сур, духовой музыкальный инструмент у бурят.

СУРВАКАР

сурвакар, участник новогоднего обхода домов с благопожеланиями у болгар. Ср. Коляда, Полазник.

СУРИНАМЦЫ-ИНДОПАКИСТАНЦЫ

сурина́мцы-и́ндопакиста́нцы, этническая общность в Суринаме. Потомки законтрактованных рабочих, прибывавших в страну в 1873—1916 (их численность составила 34 тыс. человек, почти все они остались в Суринаме после истечения срока контракта). Численность 160 тыс. человек. Живут преимущественно в сельской местности, а также в Парамарибо и его окрестностях. Около 100 тыс. суринамцев-индопакистанцев эмигрировало в послевоенное время в Нидерланды. В быту пользуются языком хинди, а для межэтнического общения — суринамским креольским языком токи-токи. Около 3/4 суринамцев-индопакистанцев — индуисты, остальные — мусульмане-сунниты.

Смешение между суринамцами-индопакистанцами и остальными этническими группами Суринама носит ограниченный характер. Кастовая система и связанные с нею ограничения постепенно отмирают.

А. Д. Дридзо

Этнонимы: суринамцы-индопакистанцы

СУРУД

суруд, песня в таджикском фольклоре.

СЧЁТ РОДСТВА

счёт родства́, принцип учёта происхождения индивида в форме выстраивания линейных связей по рождению между ним и его предками (см. Линия родства). Каждого человека подобные связи соединяют, с одной стороны, с отцом и матерью, с другой стороны — с его детьми. В зарубежной литературе этому значению ближе всего соответствуют descent, descendance, от латинского descensus — происхождение. Строго говоря, правильнее было бы говорить не о счёте родства, а о "счёте происхождения". Счёт родства определяет принципы передачи статуса, прав, обязанностей, собственности и др. (lineal succession — в англоязычной, и succession lineaire — во франкоязычной литературе). Нормы передачи прав выделяют одни родственные связи как социально более значимые по сравнению с другими (см. Родство). Именно ведущие, определяющие преемство прав родственные связи именуются счётом родства, характеризующим данное общество. Счёт родства проявляется в форме определенных правил — унилинейных (матрилинейность или патрилинейность) и неунилинейных (амбилинейность, билатеральность). Унилинейные правила счёта родства чаще встречаются в доиндустриальных обществах. Обычно, хотя не обязательно, унилинейный и амбилинейный счёты родства связаны с существованием родственных корпоративных групп, ведущих своё происхождение от общего предка — мифического, легендарного или реального (линиджи, кланы, сибы, рэмиджи, роды). Корпоративные родственные группы выполняют (наряду с другими функциями) функцию ограничения родственников, могущих претендовать на совместное пользование различными правами и видами собственности и на их наследование. Понятие счёт родства не исчерпывает всего многообразия реальных родственных отношений в каждом конкретном обществе. Значимы также бывают и родственные связи, не являющиеся ведущими. Так, если говорится, что в обществе матрилинейный счёт родства, то подразумевается, что основные права, обязанности и виды собственности передаются через женщин. Но при этом другие права и виды собственности могут передаваться через мужчин. Поэтому выражения "унилинейное общество", "патрилинейное общество", "матрилинейное общество" являются относительными. В некоторых обществах сосуществуют два вида унилинейных группировок — матрилинейные и патрилинейные. В одних случаях они накладываются друг на друга (двойной счёт родства), в других — существуют параллельно (см. Билинейность). Наконец, двухсторонний учёт генеалогических связей, играющих ведущую роль в жизни индивида и в вопросах наследования прав и собственности, приводит к образованию эгоцентрических групп, именуемых билатеральными, например "билатеральная родня".

Вопрос о том, почему в одних обществах отдаётся предпочтение одним родственным связям, а в других — иным, издавна вызывает интерес исследователей, но пока далёк от окончательного решения.

Иногда можно встретить нестрогое расширительное употребление термина счёт родства как фиксирование всех связей индивида по родству, соответствующее английскому reckoning of kinship, tracing of kinship.

О. Ю. Артёмова

СЭЙТЁ-НО ИЭ

сэйтё-но и́э («дом роста»), японская синкретическая новая религия. Возникла в 1930. Её основатель Танигути Масахару был одним из лидеров секты Омото-кё, когда ему, пребывавшему в состоянии религиозного возбуждения, явилось, как он утверждает, откровение божества. Через год Танигути основывает собственную организацию в Кобе, в 1932 открывает её представительство в Токио, а ещё через два года переносит в столицу и саму штаб-квартиру. В это же время он развивает бурную деятельность по пропаганде своего учения. Массовыми тиражами издаются периодические издания и книги, в которых разъясняются взгляды Танигути не только религиозного, но и социально-политического характера. За пропаганду идей, противоречащих официальной идеологии, руководители движения несколько раз подвергались аресту. Во время 2-й мировой войны организация сближается с милитаристскими кругами страны и призывает к преданности императору. В послевоенный период политический акцент переносится на патриотизм и культ государственного флага.

Сэйтё-но иэ была зарегистрирована в качестве юридического лица в 1949, после принятия в стране новой конституции, гарантирующей свободу вероисповедания.

В основе учения сэйтё-но иэ, иногда характеризуемого как квазирелигия, лежат онтологические и этические взгляды его основателя и руководителя. На формирование убеждений Танигути повлияли буддизм, христианство, даосизм, европейская экзистенциальная философия, а также фрейдизм, вследствие чего догматика «Дома роста» характеризуется крайней эклектичностью. Основные её положения изложены в главных сочинениях Танигути: «Истина бытия» и «Божественное воспитание и духовная практика человечества».

В соответствии с доктриной сэйтё-но иэ все религии в мире одинаковы в том, что направлены на постижение единой высшей реальности («дзиссо») и поэтому в равной степени достойны уважения. Каждый человек должен быть праведником своей веры. В то же время сэйтё-но иэ объявляется религией всех религий, так как она якобы объединяет все формы истинного знания. Все люди, по утверждению сэйтё-но иэ, дети Бога и поэтому равны между собой. Человечество по своей природе безгрешно, поскольку оно есть часть истинного и непорочного мира. Пороки, грех, болезни и прочие отрицательные явления приводят к смерти, и вследствие этого они понимаются как результат присутствия небытия в настоящем, вечном мире. Всё, что не является благом, — это иллюзии. Поскольку истинное бытие во всех его видах — это проявление воли трансцендентного субъекта (то есть Бога), то небытие — результат отсутствия веры в него. Таким образом, каждый больной в своей болезни является жертвой собственных иллюзий. Тот, кто осознаёт своё божественное происхождение, не подвержен ни болезни, ни прочим бедствиям.

Догмат о богоподобии логически привёл к концепции о неограниченных возможностях человека. Осознающий себя сыном Бога не может ошибаться, и поэтому вера в учение Танигути рассматривается как гарант профессионализма и нравственной состоятельности личности.

В культовой практике сэйтё-но иэ наибольшее значение имеет процесс самовнушения во время чтения священных текстов, который помогает человеку порвать круг своих заблуждений и тем самым покончить с пороками и страданиями. Кроме того, «Дом роста» перенял от Омото-кё традицию коллективных медитаций «синсо-кан» («истинное чувство»).

Служба в храмах или местах собраний сэйтё-но иэ начинается с чтения одного из священных текстов. Далее рассказывается об учении Танигути. После этого участники службы делятся впечатлениями об известных им чудесных случаях исцелений. В проповедях делается упор на непринуждённое общение. Убранство мест для проведения богослужений имеет светский характер.

Синкретизм учения и его ярко выраженная прозелитическая направленность позволили сэйтё-но иэ стать одной из самых массовых религиозных организаций современной Японии. В 60—80-х гг. число её действительных членов и приверженцев, по разным источникам, колебалось от 1,4 до 2,5 млн. человек. Особой популярностью доктрина сэйтё-но иэ пользуется среди интеллигенции. Характерно также, что большинство активных членов «Дома роста» образуют женщины средних лет. Сэйтё-но иэ продолжает оставаться весьма влиятельной религиозной организацией Японии. Она принимает участие как в общественной жизни страны, так и в разного рода политических кампаниях.

К. Л. Банников

СЭКАЙ КЮСЭЙ-КЁ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЮЛЫК

сюлык, нарядное женское покрывало, надеваемое поверх головного убора, у удмуртов.

СЮЛЬГАМА

сюльгама, сюлгам, сыльг, женское украшение, нагрудная брошь у угро-финских народов Восточной Европы.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV