Народы и религии мира
Статьи на букву "С" (часть 1, "САБ"-"СЕМ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САБ"-"СЕМ")

САБАН

сабан (тюрк.), плуг с колёсным передком у народов Поволжья и Сибири.

САБАНТУЙ

сабантуй (тюрк. — праздник плуга), праздник окончания сева у народов Поволжья.

САБО

сабо (франц.), башмаки, выдолбленные из дерева, у народов Франции. Ср. Кломпы.

САВАХ

савах, заливное рисовое поле в Индонезии.

САГА

сага, жанр древнеисландской литературы — исторические рассказы главным образом о родовых распрях (так называемые родовые саги). Большинство записей саг относится к XIII в.

САГО

саго, мучнистая масса, получаемая из сердцевины саговой пальмы. Употребляется в пищу народами тропической Азии.

САДЖ

садж (араб.), железный лист для выпечки хлеба у народов Передней Азии.

САЖАЛЬНЫЙ КОЛ

сажальный кол, примитивное сельскохозяйственное орудие, которым выделываются лунки в земле для семян и клубней. Распространён у народов тропического пояса.

САЗ

саз, струнный щипковый музыкальный инструмент у народов Кавказа и Передней Азии.

САКЛЯ

сакля (от груз. сахли — дом), тип жилища у горцев Кавказа с каменными, глинобитными или саманными стенами и плоской крышей. Характерно террасообразное расположение сакли на горных склонах, причём крыша нижнего дома может служить двором для верхнего (см. Аул).

САКЬЯПА

Сакья́па, школа в буддизме ваджраяны, возникла в Западной Тибете в XI в. при аристократическом клане Кхон. Представитель клана Кочог Джалсан основал в 1073 монастырь Сакья, от которого пошло название школы. К XII в. Сакьяпа стала значительной политической и религиозной силой, в XIII—XIV вв. заняла господствующее положение в стране, и лишь в середине XVI в. её значительно потеснила Гелугпа. Основной священный текст Сакьяпы Хеваджра-тантра, входящий в число так называемых «новых тантр». Последователи Сакьяпы придерживаются общих положений раннего буддизма, но среди его практик отдают предпочтение магической. Традиция Сакьяпы возводит своё учение к индийскому святому Вирупа и его ученику Брогми. Суть учения укладывается в концепцию лам-бре (путь-результат): адепт сначала осознаёт своё настоящее и с этого момента начинается его путь к достижению конечной цели, то есть результата; знание обретается посредством медитации. Школа Сакьяпа очень близка по своим концепциям к школе каргьюпа.

Н. Л. Жуковская

САЛАМАТ

саламат, мучная похлёбка у народов Сибири и Восточной Европы.

САЛЬТАРЕЛЛО

сальтарелло (от итал. saltare, прыгать), итальянский быстрый парный танец.

САМАН

саман (тюрк. — солома), сырцовый кирпич с добавлением соломы.

САМАРИТЯНЕ

самаритя́не (самоназвание шаммарим — «хранители»), приверженцы иудаистской секты.

Самаритяне считают себя потомками древнееврейских колен Эфраим и Менаше, оставшихся в Самарии после ассирийского завоевания 722 до н. э. Евреи рассматривают их как потомков мидийских племён кутиев, переселённых ассирийцами в Самарию вместо выселенных евреев и отчасти смешавшихся с местным населением. Самаритяне оформляются в самостоятельную близкую к иудаистам секту в V — III вв. до н. э., после возвращения евреев из Вавилонского плена в VI в. до н. э. На продолжении многовековой истории самаритяне существовали в рамках многочисленных государственных образований Ближнего Востока: эллинистических царств, Римской империи, Византии, Ирана, Арабского халифата, крестоносцев, мамлюков, Османской империи, британского мандата, нередко подвергаясь религиозным преследованиям, что привело к сокращению их численности от нескольких сот тысяч человек в начале христианской эры до 160 человек в 1880 и сокращению ареала расселения от всего Восточного Средиземноморья в начале христианской эры до склонов горы Гризим в начале XX в.

Самаритянские верования являются архаичной формой иудаизма, в основе которой лежит самаритянский извод Пятикнижия Моисеева и ряд более поздних сочинений экзегетического и юридического характера.

У самаритян сохраняются архаичные формы культа, в частности пасхальное жертвоприношение. У них имеется институт священства и статус первосвященника, унаследованный непосредственно от библейского Аарона. Центром самаритянского культа является вершина горы Гризим, где некогда стоял самаритянский храм.

Самаритяне сохраняют специфику ритуальной одежды. Повседневная же одежда, пища и жилище следуют израильской или палестинской норме. Самаритяне тяготеют к эндогамии, но в последнее время стали допускаться браки с евреями, при условии принятия последними самаритянских норм и обычаев.

Численность самаритян — около 500 человек, они расселены примерно поровну на склонах горы Гризим недалеко от города Наблус (Западный берег Иордана) и в городе Холон (Израиль). Говорят на языках афразийской семьи: иврите в Израиле и сиро-палестинском диалекте арабского в Наблусе; до XV в. говорили на самаритянском диалекте арaмейского языка. В культовых целях сакральные тексты на иврите и арамейском до сих пор пишутся особой самаритянской письменностью, единственной сохранившейся до сих пор формой финикийского письма.

В этническом отношении самаритяне представляют собой особую этноконфессиональную группу. Евреи рассматриваются самаритянами как отступившая от истины часть одного с ними народа. Государство Израиль не считает самаритян евреями, но видит в них единственную, кроме евреев, группу, имеющую право на репатриацию в Израиль по закону о возвращении. В 1990-х гг. обострились отношения самаритян с окружающим мусульманским населением города Наблус. Одновременно наблюдается рост численности живущей в Израиле общины самаритян как за счёт естественного прироста, так и за счёт иммиграции с горы Гризим. В Израиле сложился особый самаритянский квартал «Шхунат шомроним» в Холоне, функционируют самаритянская синагога, школа, издаётся журнал «Алеф-Бет» на иврите, арамейском, арабском и английском языках.

М. А. Членов

САМБА

самба, бразильский парный танец африканского происхождения, сопровождается пением и аккомпанементом ударно-шумовых инструментов. Название самба распространяется также на другие латиноамериканские танцы.

САМОСОЗНАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЕ

самосозна́ние этни́ческое, одна из форм социальной идентичности, чувство принадлежности к этнической группе (народу), проявляющееся на индивидуальном и групповом уровнях. Самосознание этническое является основным условием возникновения и существования этнической общности. Оно имеет различное содержание и меняется исторически, его основным компонентом служат признаки, которыми члены общности определяют границы своего отличия от других. Это может быть общее название (этноним), язык, религия, представление об общих происхождении, истории, территории (см. Этническая территория), государственности и др. Самосознание этническое представляет собою результат социализации индивида, особенно семейного воспитания, образования и последующего свободного или навязанного выбора. Оно формируется под воздействием внутригрупповых или внешних факторов, в том числе влияния государственной политики и идеологии. Самосознание этническое может усиливаться или ослабляться в зависимости от социально-политической ситуации, носить множественный невзаимоисключающий характер, особенно среди потомков смешанных браков и лиц, проживающих в смешанной среде или сменивших этническую среду проживания. В зависимости от ситуации и интереса индивид может менять самосознание этническое (см. Ассимиляция). Самосознание этническое сосуществует с другими формами социальной идентичности, в том числе гражданской и территориальной (например, индивид может считать себя в этнокультурном отношении кубачинцем и даргинцем, в территориальном — дагестанцем, в общегражданском — россиянином. См. также Нация.

В. А. Тишков

САНДАВЕ

сандаве

Сандаве.

санда́ве, народ в Танзании, в центральных районах (округ Кондоа). Численность 70 тыс. человек. Говорят на языке сандаве койсанской семьи. Широко распространены языки соседних банту, в том числе язык суахили. Сохраняют традиционные верования. В XX веке часть сандаве христианизирована (протестанты).

По традиционному типу хозяйства — бродячие охотники и собиратели. С начала XX века у отдельных групп распространяется ручное земледелие, мелкий рогатый скот (козы), куры.

В основе традиционной социальной организации — мелкие группы из нескольких малых семей.

Значительная часть сандаве восприняла элементы культуры соседних ньятуру (западные сандаве) и гого (южные сандаве). В верованиях широко представлены культы духов леса, животворной и вредоносной силы животных и растений, скал, магия.

Н. М. Гиренко

Этнонимы: сандаве

САНТЕРИЯ

Сантери́я, общее название группы афроамериканских синкретических сект в Америке. Секты Сантерии появились в середине XIX в. на Кубе в результате сращения традиционных верований африканского народа йоруба с католицизмом.

Вероучение Сантерии, хотя формально и претендует на библейскую основу, фактически базируется на устных легендах и преданиях африканцев. Оно сочетает в себе элементы как традиционных верований, так и католицизма. Сектанты поклоняются пантеону ориша, или орича (боги йоруба), число которых превышает 20. Обычно ориша ассоциируются с христианскими святыми, а бог Олорун, по верованиям йоруба создатель Земли, — даже с Богом Отцом. Во главе пантеона стоит Шанго, бог грома и молнии, почитаются также уже упомянутый Олорун — бог-творец, Огун — бог войны и железа, Ойа, супруга Шанго, — богиня пресных вод, Оно — бог сельского хозяйства, Баба-ау-Айе — бог-целитель, Йемайя — богиня солёных вод, и др. Ориша олицетворены «чудотворными» камнями, которым и осуществляется поклонение.

В Сантерии выделяется своё жреческое сословие — «отцы» и «матери» богов (соответственно бабалоча и йалоча), иногда называемые сантеро. Они проводят службы в своих домах и возглавляют общины и секты Сантерии.

Основной культовой церемонией Сантерии является «кормление» священных камней, проводимое 3 раза в год. Во время этой длящейся 3 дня церемонии камни окропляют кровью жертвенных животных и омывают ритуальным настоем, причём каждому камню обычно соответствует свой настой и свой вид животного. Члены сект Сантерии собираются также по воскресеньям или праздничным дням в специальных помещениях, обычно находящихся в домах сантеро. В помещении должны обязательно находиться ритуальные барабаны и алтарь, на котором вперемежку расположены католические символы и атрибуты ориша. Во время собраний проводятся ритуальные пляски, призванные вызвать схождение ориша на кого-нибудь из группы танцующих. Человек при этом впадает в транс, часто корчится в судорогах. Наблюдаются также случаи глоссолалии (говорения на так называемых иноязыках). В обязанности жреца входит определение того, какой именно ориша вселился в человека. В сектах Сантерии проводятся также специальные колдовские ритуалы.

В настоящее время насчитывается несколько десятков сект Сантерии, все члены которых формально считаются католиками (одним из необходимых условий вступления в Сантерию является наличие католического крещения). Последователи сект Сантерии сосредоточены преимущественно на Кубе, где их численность, по некоторым оценкам, достигает 3 млн. человек.

Р. А. Силантьев

САНУСИТЫ

сануси́ты (сенуситы), члены мусульманского братства Санусия, основанного в 1837 в Мекке алжирским марабутом Мухаммедом ибн Али ас-Сануси (1787—1859). Сануситы выступали за чистоту раннего ислама, аскетический образ жизни и испытывали влияние идей хариджизма, суфизма и ваххабизма. Братство Санусия сосредоточено главным образом в Ливии, есть сануситы в соседнем Египте, Судане и некоторых странах Западной Африки.

Б.-Р. Логашова

САРАБАНДА

сарабанда, испанский танец, в XVII в. широко распространился у народов Европы.

САРАФАН

сарафан (от перс. серапа — почётная одежда), женское платье (обычно без рукавов) у народов Северной и Центральной областей Восточной Европы. Первоначально — нарядный верхний мужской кафтан. Смотри также Сукман.

САРБАКАН

сарбакан (франц. sarbacane, исп. cerbatana, от араб. сабатана), духовое ружьё у индейцев тропических лесов Южной Америки.

САРДАНА

сардана, каталонский хороводный танец.

САРИ

сари (санскр.), женская одежда у народов Южной Азии — полоса ткани (от 5 до 9 м), обёртываемая вокруг туловища. Способы ношения сари различаются у разных этнических и кастовых групп.

САРОНГ

саронг, сарунг (малайск.), мужская и женская одежда у народов Юго-Восточной Азии — полоса ткани, обёртываемая вокруг пояса или груди (у женщин) и доходящая до щиколоток.

САХЕМ

сахем (алгонк.), вождь, старейшина у индейцев Северной Америки.

САХО

сахо́ (самоназвание), народ группы кушитов в Эфиопии и Эритрее. Делятся на идда, иддифер, ироб, манифере, меля, тероа, хазу, союз пяти племён асаорта и др., включающие группы тиграйского, афарского и арабского происхождения. Численность 150 тыс. человек. Говорят на языке сахо. Распространены также арабский, тиграйский, тигре и смешанный тигре-тиграйский языки. По религии бо́льшая часть сахо — мусульмане-сунниты, среди земледельцев есть христиане-монофиситы.

Основное занятие — полукочевое скотоводство (главным образом овцы, отчасти — крупный рогатый скот). Часть сахо в горах занимается пашенным земледелием (пшеница, тефф, бобовые), в заливе Зула — рыболовством.

По культуре близки тигре и тиграй.

Ю. М. Кобищанов

Этнонимы: сахо

САЯ

сая, верхняя распашная женская одежда у болгар и македонцев.

СВЕТЛИЦА

светлица, то же, что горница. В богатых домах Древней Руси — помещение для женских работ.

СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВИТА

свита, мужская и женская верхняя распашная одежда у восточных славян — длиной до колен, из домотканого сукна.

СВОБОДНАЯ МЕТОДИСТСКАЯ ЦЕРКОВЬ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

Свобо́дная методи́стская це́рковь Се́верной Аме́рики, одна из перфекционистских протестантских деноминаций. Создана в 1860 в Нью-Йорке священниками и мирянами, исключёнными за нарушение дисциплины из Методистской епископальной церкви. Новую церковь возглавил священник Бенджамин Тайтес Робертс, избранный генеральным суперинтендентом (позже руководителя этой церкви стали называть епископом).

Целью деноминации стал возврат к простым доктринам и простому образу жизни, которые были характерны для методизма при его основании. Подчёркивалась необходимость достижения святости человеком, современные же методисты обвинялись в отходе от первоначальных принципов и обмирщении. Решительно выступила церковь и против распространившейся среди методистов практики участия в секретных обществах.

Догматика деноминации в целом сходна с методистской. На первых порах в качестве основополагающих принципов вероучения вообще были приняты несколько изменённые «25 статей религии», признаваемых методистами. Наиболее существенным дополнением являлось положение о возможности полного освящения человека. Однако в 1974 были внесены существенные изменения в догматические положения церкви и сделаны дополнения к ним, не изменившие, впрочем, сущности вероучения. В частности, получила развитие эсхатологическая тематика (учение о скором конце света).

К членам церкви предъявляются высокие нравственные требования. Брак и семья должны быть для них священными (развод допускается только в том случае, если один из супругов нарушает верность или бросает семью). Резко осуждаются любые проявления расовой и национальной дискриминации. Строго запрещается участие в секретных обществах и членство в иных церковных организациях. Члены деноминации обязаны платить десятину, идущую на благотворительные и церковные нужды. Им не разрешается употреблять алкогольные напитки и курить.

В управлении церкви участвуют на равных началах священники и миряне. Епископы избираются на проводимых один раз в 4-5 лет Генеральных конференциях, а священники назначаются на ежегодных конференциях.

Общее число сторонников Свободной методистской церкви Северной Америки превышает 0,3 млн. человек. Они имеются в США (225 тыс.), Канаде (15 тыс.), Доминиканской Республике (10 тыс.), Демократической Республике Конго (30 тыс., 9/10 из них - бемба), Мозамбике (10 тыс. - тсва, чопи, тсонга), Бурунди (10 тыс., 9/10 - рунди), Руанде (10 тыс., главным образом баньяруанда), Египте (15 тыс.) и некоторых других странах.

П. И. Пучков

СВОЙСТВО

свойство́, свойственное родство, родство по браку, тип социального родства, связь между людьми (свойственниками), основанная на отношениях между одним из супругов и родственниками другого, а также между родственниками супругов. Для обозначения отношений свойства существуют особые термины свойства.

В. А. Попов

СВЯТКИ

святки, зимний праздник у народов Европы, продолжается от Рождества до Крещения. Для святок характерны театрализованные представления, колядование, ряжение, гадания и т. п. Смотри также Юль.

СЕЛЯМЛЫК

селямлык, селямлик, мужская половина жилища, комната для гостей у народов Ближнего Востока.

СЕМИК

семик, летний праздник у славян (неделя перед Троицей). Для семика характерны вождение хороводов, игры, гадания, завивание венков, украшение деревьев и т. п.

СЕМЬЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV