Народы и религии мира
Статьи на букву "О"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О"

ОБАКУ-СЮ

Оба́ку-сю, самая поздняя по времени проникновения в Японию школа дзэн. Получила название от одноимённой горы в китайской провинции Фуцзянь. Учение Обаку-сю было ввезено в Японию китайским монахом Иньюанем в 1654. По происхождению Обаку-сю связана с Риндзай-сю. Культовая практика обеих школ почти идентична, однако в ритуалах Обаку-сю заметно влияние китайской храмовой обрядности. В Японии Обаку-сю большого развития не получила. Насчитывается несколько более 350 тыс. прихожан храмов Обаку-сю.

Г. Е. Светлов

ОБМЕН

обме́н, переход продуктов труда и услуг из собственности одних лиц в собственность других, сопровождаемый встречным движением материальных благ или их знаков. Вместе с собственно производством, распределением и потреблением обмен входит в понятие производства в широком смысле слова.

Считается, что исторически первой формой обмена был обмен подарками (дарообмен), суть которого состояла в поддержании существующих и создании новых социальных связей между индивидами и группами. Социальная связь выступала как канал, по которому идёт встречное движение даров. Прекращение обмена означает разрыв связи. Обмен дарами лежит в основе институтов типа потлача.

Существует точка зрения, что на ранних этапах истории была лишь коллективная собственность на средства производства и предметы потребления, и поэтому между членами группы могли быть только отношения распределения, но не обмена. В соответствии с другой точкой зрения в человеческих обществах изначально существовали индивидуальная собственность и обмен в форме взаимопомощи. На ранних стадиях социального развития отношения взаимопомощи, как и дарообмена, характеризуются взаимностью (реципрокальностью), при том что открытый расчёт первоначально отсутствует. С появлением открытого взаимного расчёта характер обмена меняется: если раньше существовала лишь взаимная дача, то теперь чётко различаются дача и отдача.

Одной из наиболее распространённых форм обмена, начиная с первобытности и до индустриальных обществ, является товарообмен. Если при дарообмене и взаимопомощи возможен обмен одними и теми же вещами и услугами, то при товарообмене друг другу противостоят всегда разные потребительные ценности, поэтому он обязательно предполагает какую-то (пусть зачаточную) форму общественного разделения труда.

Ю. И. Семёнов

ОБРЕЗАНИЕ

обрезание, обряд удаления крайней плоти полового органа у мальчиков и девочек. Входило в состав инициаций, сохранилось в обрядности иудаизма и ислама.

ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДА

обря́ды перехо́да (франц. rîtes de passage, англ. rites of passage), обряды, отмечающие и формально закрепляющие переход индивида или группы людей в новую социальную категорию и приобретение нового социального статуса. Обряды перехода впервые выделены бельгийским этнологом А. ван Геннепом (1908). К ним относятся: обряды жизненного цикла (родильные, пубертатные обряды, свадебные, похоронные), обряды, сопровождающие различные формы адопции, перемену места жительства или места временного пребывания, инициации. Как правило, обряды перехода имеют трёхстадиальную структуру — сегрегация, транзиция (лиминальность), инкорпорация — которая наиболее отчётливо выражена в обрядах инициаций.

О. Ю. Артёмова

ОБЩЕСТВО БОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

О́бщество боже́ственной жи́зни, индуистская религиозная организация. Основана тамильским брахманом Свами Шиванадой в 1936 в городке Шивананданагаре вблизи города Ришикеша.

Общество божественной жизни ведёт активную благотворительную и религиозно-просветительскую деятельность, ставя во главу угла пропаганду индуистского образа жизни, распространение религиозных взглядов и ориентируя сознание последователей на трансцендентные ценности и аскетические требования, диктуемые йогой. Оно проводит занятия йогой, философией веданты, санскритом, музыкой, а кроме того, планированием, менеджментом и т. п. Социальная деятельность Общества божественной жизни сводится главным образом к оказанию медицинской и социальной помощи нищим, нуждающимся, сиротам, больным, бродягам и т. п. Она оказывается бесплатно для представителей всех конфессий и каст. Большое значение общество придаёт книгоиздательской и переводческой деятельности, распространяющей религиозные, философские, мифологические и иные знания по индуизму. Общество выпускает ежемесячный журнал «Божественная жизнь» и ряд газет на местных индийских языках, а также многочисленные пособия по разным формам йоги. Лесная академия йоги-веданты сотрудничает с разными духовными и светскими учреждениями, изучающими йогу как уникальную систему психофизиологического развития человека. Одним из важных направлений пропагандистской деятельности общества являются религиозные конференции, поездки с лекциями по стране.

Бо́льшую часть членов Общества божественной жизни составляют представители средних и высших слоёв населения, бизнесмены, политики, преподаватели университетов и т. п. Общество управляется советом доверенных лиц.

Общество божественной жизни имеет около 150 отделений в Индии и другие.гих странах мира.

М. Ф. Альбедиль

ОБЩИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩИНА ЕДИНОЙ ВЕРЫ

Общи́на еди́ной ве́ры, неохлыстовская секта. Другие названия — Церковь последнего завета, общины «Источник», виссарионовцы. Основана в 1990 в Красноярске бывшим милиционером Сергеем Торопом, провозгласившим себя Христом и назвавшимся Виссарионом («дающий жизнь»).

Догматика секты носит синкретический характер и включает элементы восточных учений и язычества. Виссариону приписывается божественность. Утверждается, что он принёс на Землю последний завет — новый союз человечества с Богом, а с ним и новые таинства. Обращается внимание на якобы происходящий в настоящее время процесс смены эпохи реинкарнации на эпоху бессмертия, который закончится в 2003. Как считают сектанты, с октября 1990 на Земле началась новая эра, и «люди пятой цивилизации» должны присоединиться к основанной Виссарионом единой вере, включившей в себя все религии; учение, принесённое Виссарионом, означает любовь и завершает триаду «надежда — вера — любовь». Последователи Виссариона должны собраться на «святой земле», которой 3 апреля 1994 была объявлена местность вокруг озера Тебиркуль под Минусинском, где около посёлка Малая Минуса был заложен так называемый Город Солнца.

Из православных таинств виссарионовцы признают (с серьёзными искажениями) крещение, которое совершается над взрослыми, причащение (без предшествующей ему исповеди) и брак. Допускается почитание икон (главным образом своих). Сектанты верят в рай и ад, но считают, что человеческая душа способна к реинкарнации, правда, лишь в тела людей. По мнению виссарионовцев, в будущем бессмертными станут не только души, но и тела, которые перейдут на энергетическое питание. Согласно вероучению секты, сатана и Люцифер — разные личности: сатана порождён сознанием людей, а падший ангел Люцифер является властелином внеземного разума, враждебного людям. Серьёзное внимание уделяется виссарионовцами «матушке-земле — будущему женскому началу» и жизни в гармонии с ней. Большую роль в вероучении Общины единой веры играют эсхатологические мотивы: конец света вначале назначался на апрель 1997, но затем был перенесён на 2003.

Помимо Библии, которая, по их мнению, изобилует неточностями, сектанты признают сочинение Виссариона «Последний завет», а также «Агни-йогу» и некоторые другие книги.

Культовая практика состоит из чтения изменённой молитвы «Отче наш» и поклонения Виссариону или его изображениям. На улицах проводятся радения в «священных кругах». С верующими проводятся разъяснительные беседы, самим же им размышлять о высших сферах не рекомендуется. Отмечаются свои праздники.

Последователям Общины единой веры вменяется в обязанность ликвидация своего имущества и внесения его в фонд секты. Они должны приехать на постоянное местожительство в Город Солнца. Там, живя в бараках, они работают на лесоповале и строят город, соблюдая при этом многочисленные предписания и запреты. Так, в пищу запрещено употреблять мясо, рыбу, молоко, сахар, соль, чай и некоторые другие продукты, потребление воды должно в основном ограничиваться влагой, получаемой через овощи, фрукты и снег. Понедельник, среда и пятница объявлены постными днями. Существует запрет на все книги (кроме сказок) и газеты.

Руководство Общины единой веры осуществляется непосредственно Виссарионом и его «апостолами», поселения возглавляют старосты. Численность последователей Общины единой веры достигает 30 тыс. человек, из них около 3 тыс. человек сосредоточены в окрестностях Минусинска. Небольшие общины есть в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Саратове, Волгограде, Астрахани, Твери, Туле, Рязани, Владимире, Орле, Курске, Белгороде, Воронеже, Липецке, Пензе, Краснодаре, Уфе, Новосибирске, Красноярске, Хабаровске, Киеве, Запорожье, Минске, Риге, Таллине и другие.гих городах.

К Русской православной церкви Община единой веры относится резко отрицательно. Против секты неоднократно возбуждались уголовные дела.

Р. А. Силантьев

ОБЪЕДИНЁННАЯ ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ НАМИБИИ

Объединённая евангели́ческая це́рковь Нами́бии, крупнейшая церковная организация Намибии, одна из значительных лютеранских церквей мира. Первые лютеранские миссионеры немецкого Рейнского миссионерского общества прибыли на территорию, ныне занимаемую Намибией, в 1842 по приглашению межденоминационного Лондонского миссионерского общества, которое работало там среди готтентотов с 1805. В 1870 в Намибию, в район расселения бантуязычных овамбо, приехали проповедники Финского миссионерского общества.

Позже миссионерские церкви были заменены «туземными»: на территории Рейнской миссии была учреждена Евангелическо-лютеранская церковь в Намибии, на территории, где действовало Финское миссионерское общество, — Евангелическо-лютеранская церковь Овамбокаванго.

В 1971 эти 2 лютеранские церкви создали федерацию — Объединённую евангелическую церковь Намибии По вероучению, культу и организацииции объединившиеся церкви продолжают сохранять свою специфику: Евангелическо-лютеранская церковь в Намибии близка немецким лютеранам, Евангелическо-лютеранская церковь Овамбокаванго — финским.

Численность сторонников Объединённой евангелической церкви Намибии — около 900 тыс. человек (около 1/2 всего населения страны). По этнической принадлежности — это овамбо (58%), горные дамара (15%), кой-коин (8%), гереро (6%), «цветные» (4%) и др.

Помимо Объединённой евангелической церкви Намибии в стране действует Германская евангелическо-лютеранская церковь, к которой принадлежат большинство живущих в стране немцев (15 тыс. человек).

П. И. Пучков

ОБЪЕДИНЁННАЯ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ГЕРМАНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЪЕДИНЁННАЯ МЕТОДИСТСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЪЕДИНЁННАЯ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ, МЕЖДУНАРОДНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЪЕДИНЁННАЯ ЦЕРКОВЬ БАПТИСТОВ СВОБОДНОЙ ВОЛИ

Объединённая це́рковь бапти́стов свобо́дной во́ли, одна из преимущественно афроамериканских баптистских церковных организаций США.

Основана в 1901 в результате раскола на расовой основе Национальной ассоциации баптистов свободной воли.

Объединённая церковь баптистов свободной воли относится к ветви общих баптистов (см. Баптизм), придерживающихся арминианской доктрины (то есть не принимающих учение об абсолютном предопределении).

Из обрядов наряду с крещением погружением и хлебопреломлением (причащением) в Объединённой церкви баптистов свободной воли совершаются также обряды омовения ног и помазания больных маслом. Местные церкви (конгрегации) самостоятельны в вопросах предпринимательской деятельности, организации выборов должностных лиц и делегатов на конференции, установления порядка церковного управления. Для церковного устройства характерна система окружных, квартальных, ежегодных и Генеральной конференций. Именно конференциям принадлежит право решать доктринальные вопросы.

Сведения о численности своих приверженцев Объединённая церковь баптистов свободной воли не публикует уже несколько десятилетий. По-видимому, эта численность составляет (включая детей) около 200 тыс. человек, в подавляющем большинстве афроамериканцы.

П. И. Пучков

ОБЪЕДИНЁННАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАМБИИ

Объединённая це́рковь За́мбии, одна из объединённых протестантских церквей, крупнейшая протестантская церковная организация Замбии. Создана в 1965, когда трём кальвинистским группам Замбии — реформатам, пресвитерианам и конгрегационалистам, а также методистам, придерживающимся противоположной кальвинизму арминианской доктрины о наличии у человека свободной воли, удалось достичь соглашения об объединении.

Попытки внедрить христианство на территории, ныне входящей в состав Замбии, были сделаны миссионерами преимущественно конгрегационалистского Лондонского миссионерского общества ещё в 1859 и проповедниками реформатской Парижской миссии в 1878, однако первую постоянную миссионерскую станцию удалось создать лишь в 1885. Этого успеха добились французские реформаты, за которыми вскоре последовали английские конгрегационалисты (из Лондонского миссионерского общества) и методисты, а также шотландские пресвитериане. Эти миссионерские органзации длительное время действовали отдельно друг от друга, создав со временем самостоятельные церкви соответствующих деноминаций.

Численность последователей Объединённой церкви Замбии превышает 900 тыс. человек. По этнической принадлежности это лози, бемба и представители других народов страны.

П. И. Пучков

ОБЪЕДИНЁННАЯ ЦЕРКОВЬ КАНАДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЪЕДИНЁННАЯ ЦЕРКОВЬ ПАПУА—НОВОЙ ГВИНЕИ И СОЛОМОНОВЫХ ОСТРОВОВ

Объединённая це́рковь Папуа—Новой Гвинеи и Соломо́новых острово́в, одна из объединённых протестантских церквей.

Образовалась в 1968 в результате слияния местной Папуасской церкви (так называемая Папуа Экалесиа), Методистской церкви в Меланезии, Союзной церкви в Порт-Морсби и небольшой группы пресвитериан. Две из этих церковных оргнизаций сами являлись продуктом объединения. Папуа Экалесиа была создана в 1962 путём слияния трёх групп протестантов: конгрегационалистов — адептов действовавшего на этой территории Лондонского миссионерского общества (первые его сторонники появились на Новой Гвинее в 1871), пресвитериан, находившихся под опекой Пресвитерианской церкви Новой Зеландии, и сторонников межденоминационной миссии Квато. Союзная церковь в Порт-Морсби объединила ряд протестантских церквей этого города. Методистская церковь в Меланезии действовала до объединения на бывшей подопечной территории Новая Гвинея, в Папуа и на Соломоновых островах.

Общая численность приверженцев Объединённой церкви Папуа—Новой Гвинеи и Соломоновых островов — 380 тыс. человек.

П. И. Пучков

ОБЪЕДИНЁННАЯ ЦЕРКОВЬ ХРИСТА В ЯПОНИИ

Объединённая це́рковь Христа́ в Япо́нии, одна из объединённых протестантских церквей.

Первые американские, англиканские, пресвитерианские и реформатские миссионеры прибыли в Японию в 1859, однако население отнеслось к ним с недоверием и первое крещение удалось совершить лишь в 1864. В 1872 в Иокогаме была основана 1-я протестантская (реформатская) церковь Японии. В том же году японские пресвитериане и реформаты, а также конгрегационалисты провели миссионерскую конференцию, на которой было принято решение об объединении. Желая подчеркнуть внеденоминационный характер создаваемых церковных организаций, их стали называть церквами Христа. В 1877 4 церкви Христа и 5 ещё не объединившихся пресвитерианских церквей слились, образовав Объединённую церковь Христа в Японии.

С 1878 в Японии миссионерскую деятельность вели и методисты.

В 1940 японские власти, желая усилить контроль над христианскими церквами, заставили все протестантские церкви войти в состав Объединённой церкви Христа в японии, а отказавшиеся (Армия спасения, англикане, адвентисты 7-го дня, перфекционисты) подверглись преследованиям. Эта организация (её стали называть также Кёдан) фактически утратила самостоятельный характер.

После войны Объединённая церковь Христа в Японии была реформирована. Помимо бывших пресвитериан, реформатов и конгрегационалистов она объединяет также бывших методистов.

Общая численность последователей Объединённой церкви Христа в японии — более 430 тыс. человек. По числу сторонников она намного превышает все остальные протестантские церкви Японии.

П. И. Пучков

ОБЪЕДИНЁННАЯ ЦЕРКОВЬ ХРИСТА (США)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЪЕДИНЁННАЯ ЦЕРКОВЬ ХРИСТА (ФИЛИППИНЫ)

Объединённая це́рковь Христа́ (Филиппины), одна из объединённых протестантских церквей.

Первые протестантские (пресвитерианские и методистские) миссионеры появились на Филиппинах в 1899, затем прибыли проповедники других протестантских деноминаций.

Объединительный процесс среди части филиппинских протестантов начался в 1929, когда местные пресвитериане и конгрегационалисты создали Объединённую евангелическую церковь. Другое церковное объединение под сходным названием Евангелическая церковь было образовано в 1943 учениками Христа и объединёнными братьями (пиетистская деноминация, созданная в США американцами немецкого происхождения и проводившая миссионерскую работу в ряде стран, в том числе на Филиппинах; в 1946 объединилась с близкой к ней Евангелической церковью, образовав Церковь евангелических объединённых братьев, которая, в свою очередь, слилась в 1968 с Методистской церковью, создав одну из крупнейших протестантских церковных организаций США — Объединённую методистскую церковь).

В годы японской оккупации Филиппин оккупационные власти в целях облегчения контроля над христианскими церковными организациями образовали Союз евангелических церквей.

В 1948 этот союз был реорганизован и Объединённая евангелическая церковь, Евангелическая церковь, а также Независимая методистская церковь слились в Объединённую церковь Христа, которая среди всех протестантских деноминаций Филиппин уступает по численности приверженцев только адвентистам 7-го дня.

Объединённая церковь Христа насчитывает 333 тыс. последователей.

П. И. Пучков

ОБЪЕДИНЁННЫЕ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЕ ЦЕРКВИ В ИНДИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЪЕДИНЁННЫЕ И МЕЖДЕНОМИНАЦИОННЫЕ ПРОТЕСТАНТСКИЕ ЦЕРКВИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЪЕДИНЁННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЪЕДИНЯЮЩАЯСЯ ЦЕРКОВЬ В АВСТРАЛИИ

Объединя́ющаяся це́рковь в Австра́лии, конфессия, образовавшаяся в результате слияния трёх протестантских церквей страны и занимающая сейчас третье место по числу сторонников.

Была создана в середине 1977, когда успешно завершились шедшие с 1963 переговоры об объединении между Методистской церковью Австралии, Пресвитерианской церковью Австралии и Конгрегациональным союзом Австралии. При этом 30% пресвитериан, 10% конгрегационалистов и 10% методистов отказались войти в новую церковную организацию.

Пресвитерианство впервые проникло в Австралию в 1802 вместе с несколькими шотландскими семьями, переселившимися в Новый Южный Уэльс. Подавляющее большинство пресвитериан объединила созданная в 1809 (поэтому официальной датой основания Объединяющейся церкви в Австралии считается 1809) Генеральная ассамблея Австралии, которая была связана с Церковью Шотландии (имевшей на территории Шотландии статус государственной церкви), однако ей не подчинялась. Как и в Шотландии, в Австралии существовал ряд «свободных» пресвитерианских церквей, не связанных с главной церковной организацией пресвитериан.

Большинство пресвитериан имели шотландское происхождение, однако пресвитерианства придерживались и лица иной этнической принадлежности. Так, хотя прибывшие в Австралию после 2-й мировой войны реформаты-голландцы и венгры и создали свои церкви, где богослужения велись на национальных языках, значительная их часть позже влилась в состав близкой реформатству пресвитерианской церкви. Пресвитерианами были также часть китайцев, небольшая группа ассирийцев и представители некоторых других национальностей.

Методизм начал распространяться в Австралии с 1812. В XIX в. методисты были расколоты на несколько групп, но в начале XX в. они объединились. По этнической принадлежности большинство методистов были выходцами из Уэльса или Англии. В последние годы Методистская церковь Австралии довольно быстро теряла своих сторонников (примерно 2,5% от общего численного состава в год).

Конгрегационалистские миссионеры начали свою деятельность в Австралии ещё в 1798, то есть через 10 лет после создания первого британского поселения на континенте. Первая организованная группа конгрегационалистов, или, как их тогда называли, индепендентов, появилась в 1810. В 1829 был создан и в 1960 получил автономию Конгрегациональный союз Австралии. При решении в процессе слияния догматических, обрядовых и организационных вопросов руководители объединяющихся церквей пошли на взаимные уступки, однако конкретные церковные общины продолжают придерживаться своих традиций.

Численность сторонников Объединяющейся церкви в Австралии — 1,4 млн. человек. Она наиболее влиятельна в штатах Южная Австралия (где прежде была высока доля методистов) и Виктория (где ранее сильные позиции занимали пресвитериане).

В числе членов Объединяющейся церкви в Австралии имеются представители разных этнических групп: лица шотландского, уэльского и английского происхождения, голландцы, венгры и др.

П. И. Пучков

ОВИМБУНДУ

овимбу́нду, мбунду, народ группы банту, живущий на центральном плоскогорье Анголы. Численность 3,3 млн. человек. Основные подгруппы: баилундо, биено, домбе, ганда, уамбо, ханья, каконда, самбо, селе и др. Язык умбунду служит для межплеменного общения в центральных и южных районах Анголы. Овимбунду — христиане (католики и протестанты), часть — приверженцы традиционных культов.

С конца XVII века активно участвовали в торговле с португальцами (слоновая кость, воск, а также рабы; с конца XIX века дикий каучук), снаряжали караваны в глубь континента. В XVIII—XIX веках у овимбунду сложились предгосударственные образования: Баилундо, Бие, Уамбо и др. В конце XIX — начале XX вв. овимбунду оказали сильное сопротивление португальским колонизаторам и бурам. Пришельцы захватили земли под плантации. Многие овимбунду были вынуждены (особенно в Баилунду) стать рабочими-мигрантами в городах центральной Анголы или работать по контракту на кофейных плантациях на севере страны.

Основное традиционное занятие — ручное переложное земледелие (кукуруза, сорго, просо, бобовые, овощи, батат). Занимаются также охотой, собирательством и добычей соли. Развиты ремёсла — обработка железа, дерева, гончарное, плетение.

Традиционное жилище — круглая хижина с конической крышей из соломы и листьев.

Традиционная одежда — один (у мужчин) или два (у женщин) куска ткани, обёрнутые вокруг тела.

Пища в основном растительная — каши и лепёшки с овощными, рыбными, реже мясными соусами. Составляют наиболее подвижное население Анголы, многие из овимбунду переселились в города, работают на плантациях кофе и сахарного тростника. Развита резьба по дереву (скульптура).

Имеют богатый фольклор.

Э. С. Львова, В. Агаджанян

Этнонимы: овимбунду, мбунду

ОВИН

овин, помещение для сушки хлеба перед молотьбой у народов Восточной Европы: снопы раскладываются на настиле, под которым разводится огонь. Смотри также Рига.

ОЙРАТЫ

ойра́ты, группа монгольских народов в Монголии (свыше 145 тыс. человек) и Китае (25 тыс. человек): дэрбэты, хошуты, захчины, олеты, торгуты, хойты. Говорят на говорах ойратского языка монгольской группы алтайской семьи, переходят на монгольский язык. Литературный ойратский язык сохраняется у синьцзянских ойратов Китая. С 1648 существует ойратская письменность (сохранилась у ойратов Китая).

Этноним ойраты впервые упоминается в "Сокровенном сказании" (1240) в применении к группе западно-монгольских племён. В конце XIV века возник политический союз "Дурбэн ойрат" ("Четыре ойрата"), в состав которого вначале предположительно вошли торгуты, хошуты, дэрбэты, зюнгары, а затем также чоросы, баяты, вероятно, олеты и др. Ойратский союз в течение двух веков с переменным успехом воевал с князьями Восточной Монголии за главенство над всей страной.

В 30-е годы XVII века сложилось самостоятельное Джунгарское (Ойратское) ханство (в 1755-58 разгромлено Китаем). В XVII веке часть ойратов ушла в Россию, приняла русское подданство и осела на землях в низовьях Волги. Их потомки - современные калмыки. Ныне этноним ойраты практически утратил значение, а ойратская этническая общность распалась на самостоятельные, хотя и близкие друг к другу по языку и культуре, народности в составе монголов Китая и халха-монголов.

Н. Л. Жуковская

Этнонимы: ойраты

ОЛЕТЫ

оле́ты, олёт, огелед, народ в составе монголов Монголии (в Кобдоском и Арахангайском аймаках). Численность 10 тыс. человек. Говорят на говоре ойратского языка монгольской группы алтайской семьи.

Входили в состав ойратов (возможно, "олёт" — искажённое "ойрат") и, вероятно, составляли наибольшую по численности их часть. Согласно другой точке зрения, олеты формировались в результате смешения в XVII веке части дэрбэтов, хошутов, хойтов, торгутов, киргизов и урянхайцев (что видно из названий олётских родов). В местах современного расселения олеты оказались после разгрома Джунгарского ханства в 1757—58.

Основные традиционные занятия — скотоводство и охота. Традиционная культура общемонгольская (Смотри в статье Монголы). Кобдоская (западная) группа олетов сохранила больше ойратских черт, чем арахангайская (восточная), которая в основном консолидировалась с халха-монголами.

Н. Л. Жуковская

Этнонимы: олеты, огелед, олёт

ОЛОНХО

олонхо, якутский героический эпос.

ОМАН

оман, племя-вождество у народов акан.

ОМАЧ

омач, рало у народов Средней Азии.

ОМОТО-КЁ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОНДОЛЬ

ондоль, система отопления типа кана у корейцев.

ОНТАКЭ-КЁ

Онта́кэ-кё («учение Онтакэ»), синтоистская секта. Основана в начале 1-й половины XIX в. Симояма Осукэ. Первоначально представляла собой добровольное сообщество единомышленников, почитающих священные горы и рассматривающих восхождение на них как медиумный акт общения с богами. Гора Онтакэ, находящаяся в центральной части Японии, издавна была объектом поклонения. Считалось, что в процессе восхождения на её вершину укрепляется жизненная сила человека. Группа, созданная Симояма, придерживалась традиционных для местности своего проживания форм культа и была признана правительством в 1882 в качестве самостоятельной секты.

Члены секты почитают Онтакэ О-ками («Великого бога горы Онтакэ»), который, по их учению, представляет собой божество, включающее в себя трёх других «ками»: Кунитокотати-но микото, Онаму-но микото и Сукунахикона-но микото. В качестве своих целей Онтакэ-кё ставит достижение личного очищения и постижение божественной мудрости во имя духовной гармонии нации. Счастье и несчастье расцениваются как знаки божьей воли.

Штаб-квартира секты находится в городе Нара. Численность секты составляет, по устаревшим данным, около 700 тыс. человек.

К. Л. Банников

ОНУЧИ

онучи, портянки, обматывающие ногу до колена у народов Восточной Европы. Обычно носились с лаптями.

ОПАНКИ

опанки (серб.-хорв.), опинки (болг., макед.), обувь типа поршней у южных славян.

ОРАН

оран, молочнокислый напиток у марийцев. См. Айран.

ОРАНГ-КАЯ

оранг-кая, глава сельской общины, староста в Индонезии.

ОРТА ОЮНУ

орта оюну (тур. представление на площади), турецкий уличный театр, близок к театру карагез. Расцвет — XVIII — первая половина XIX вв.

ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ХРИСТА

Основно́е звено́ Христа́ (и́стинные христиа́не), одна из групп истинно православных христиан. Отличается крайним аскетизмом. Руководство осуществляется «христами», «апостолами» и «святыми», избираемыми самими членами общины. Численность приверженцев Основного звена Христа очень мала. Живут они на Украине.

О. Е. Казьмина

ОСТРОГА

острога, колющее рыболовное орудие с несколькими (от 2 до 12) зубцами, часто — с отделяющимся наконечником.

ОЧИПОК

очипок, шапочка-чепец, головной убор замужних женщин у украинцев.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV