Народы и религии мира
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПЛА"-"ПОП")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПЛА"-"ПОП")

ПЛАХТА

плахта, женская праздничная одежда у украинцев — род запашной юбки, сшитой из двух полотнищ.

ПЛЕМЯ

пле́мя (англ. tribe, от лат. tribus), тип этнической общности и социально-потестарной структуры, вплоть до недавнего времени теоретически связываемый преимущественно с ранними этапами социальной эволюции. Так, в американской неоэволюционистской этнологии (Э. Сэрвис) племя рассматривалось как эволюционная стадия политической организации, располагающаяся между первобытной общиной (band) и вождеством (chiefdom). В советской историографии было принято выделять два вида племён. 1. Стадиально более раннее, присущее охотникам и собирателям, характеризующееся реальными или (чаще) фиктивными кровнородственными связями между его членами, делением на роды, наличием племенной территории, некоторой экономической общностью, племенным языком и определённым культурным, в первую очередь религиозно-обрядовым, единством, самоназванием и самосознанием. Считалось, что такое племя выступало главным образом как этническая или протоэтническая (В. А. Шнирельман) общность первобытности. 2. Позднепервобытное племя, характеризовавшееся помимо перечисленных признаков ещё и наличием потестарной организации (племенной совет, племенные вожди), а также более тесными социально-экономическими связями между родами.

Однако этнографические материалы по так называемым аналогам первобытности заставляют полагать, что в чистом виде эти две теоретически выделенные формы встречались довольно редко. Так, не было племён ни у сан (бушменов), ни у пигмеев — африканских охотников и собирателей. У аборигенов Австралии общности, именуемые племенами, были весьма аморфными образованиями без выраженного культурного и языкового единства, а в некоторых частях страны вообще отсутствовали. Племена позднего типа, образец которых связывали с социальной системой ирокезов, как она была описана Л. Г. Морганом, также далеко не универсальны для примитивных земледельцев или специализированных (так называемых высших) охотников и собирателей. В 1960-х годах в американской и британской антропологии (М. Фрид и другие.гие) было высказано мнение о вторичном характере племени, обладавшего потестарной или политической (по англоязычной терминологической традиции) организацией. В соответствии с этой концепцией, племя возникает лишь в итоге контакта доклассовых и безгосударственных обществ с более развитыми соседями, главным образом классовыми обществами (в частности, при колонизации) как вынужденная форма организации для отпора внешнему давлению. Несомненный факт "вторичного" или просто позднего образования племён у многих народов (в ряде случаев племена приходили на смену вождествам или даже государственным образованиям) и длительного сохранения их в классовых, главным образом кочевых, обществах (белуджи, арабы-бедуины, туареги, луры, пуштуны) не считается в отечественной литературе достаточным для пересмотра представления о племени как о первобытной этнопотестарной структуре. Однако именно изучению таких возникших сравнительно поздно и имевших ограниченное географическое распространение "непервобытных" племён уделяется в последнее время значительное внимание. При этом в племенах, представляющих собой устойчивые традиционные структуры, интегрирующие население многочисленных общин в широких ареалах Ближнего и Среднего Востока (как у кочевых, так и у оседлых земледельческих народов), предлагается видеть особую форму социально-политической организации, которая стадиально не ниже, чем вождество или даже раннее государство, и является весьма эффективной — в определенных экологических и социально-исторических условиях — альтернативой этим двум (А. В. Коротаев).

Термин "племя" в англоязычной литературе употребляется также для обозначения многих крупных этнических общностей, прежде всего африканских (например, йоруба, хауса, игбо и др.), далёких от племенного уровня развития (в классическом понимании) и являющихся в некотором роде аналогами крупных наций. Именно с таким употреблением термина "племя" связано появление понятия "трибализм" (трайбализм).

О. Ю. Артёмова, Л.·Е. Куббель

ПЛИМУТСКИЕ БРАТЬЯ

пли́мутские бра́тья, протестантская деноминация. Сами последователи деноминации это наименование не употребляют. Другие названия: христианские братья, братья. Основана в 1826 в Ирландии, в Дублине, Джоном Нелсоном Дарби (1800—82) — бывшим англиканским священником. Определение «плимутские» (которое никогда не было официально признанным) деноминация получила в связи с тем, что первая её конгрегация была создана в 1831 в английском городе Плимуте. Вероучение плимутских братьев совмещает элементы кальвинизма и пиетизма (течения в протестантизме, ставившего на первый план в жизни верующего благочестие, глубину веры и не придававшего особого значения церковным обрядам).

Основной целью деноминации был возврат к принципам раннего христианства, простоте жизни и культа апостольских времён. Плимутские братья выступили против секуляризации религии, формализма, который, по их мнению, утвердился в Церкви Англии, ставшей орудием государства, и сектантских тенденций, охвативших разные группы английских нонконформистов. В вероучении плимутских братьев большое место занимает концепция диспенсационализма. Согласно ей, вся история человечества делится на периоды (диспенсации), в каждый из которых люди заключали с Богом договоры, затем ими нарушавшиеся. Для плимутских братевтакже характерен премилленаризм (вера во второе пришествие Иисуса Христа до наступления тысячелетнего Его царства). В толковании Библии деноминация придерживается принципов фундаментализма, не допускающего критического анализа её текстов. Плимутские братья признают основное содержание Апостольского символа веры, хотя и избегают давать какие-либо его строгие формулировки. Признаком предопределения человека к спасению считается наличие у него истинной веры.

Основными обрядами у плимутских братьев являются крещение (путём погружения) и проводимое каждое воскресенье хлебопреломление, причём они не рассматриваются в качестве таинств. Для хлебопреломления используется, в отличие от других протестантов, обычная буханка хлеба, вторым элементом обряда могут быть либо вино, либо виноградный сок (каждая община самостоятельно решает, что выбрать). Обряды крещения и хлебопреломления могут совершаться любым верующим. Молитвенные собрания проводятся в небольших залах или в обычных комнатах в частных квартирах. К верующим предъявляются строгие этические требования, в частности, они могут заниматься только теми видами деятельности, которые сравнимы с занятиями людей новозаветных времён. Плимутские братья ведут трезвый образ жизни, не одобряют воскресный спорт и азартные игры.

Общая численность плимутских братьев 2,4 млн. человек. Наиболее многочисленны они в Великобритании (около 0,4 млн.), Германии (около 0,1 млн.), Индии (свыше 0,2 млн.), на Тайване (около 0,1 млн.), в США (свыше 0,1 млн.), Аргентине (0,1 млн.), Демократической Республике Конго (0,1 млн.).

Распадается на две основные ветви: плимутские братья (открытые) и плимутские братья (замкнутые).

П. И. Пучков

ПЛИМУТСКИЕ БРАТЬЯ (ЗАМКНУТЫЕ)

пли́мутские бра́тья (замкнутые), одна из двух ветвей протестантской деноминации плимутские братья. Другие названия: христианские братья (замкнутые), братья (замкнутые), дарбисты.

Появление ветви связано с расколом в 1848 в среде плимутских братьев. Она является той частью деноминации, которая осталась верной своему основателю Джону Нелсону Дарби.

Плимутские братья (замкнутые) в основном сохранили вероучение, которое существовало у деноминации до её раскола. Одним из главных расхождений между Дарби и другие.гим церковным лидером плимутских братьев Бенджамином Уиллсом Ньютоном был вопрос о молитвенных собраниях: Дарби настаивал на том, что они должны быть закрытыми, доступными только для членов деноминации, Ньютон же предлагал сделать их открытыми для всех христиан (откуда и названия этих двух ветвей — замкнутые и открытые плимутские братья). Некоторые плимутские братья (замкнутые) до такой степени доводят свою изоляцию от всех не принадлежащих к их деноминации, что отказываются есть с ними за одним столом, даже если они являются членами семьи.

Существуют между двумя ветвями и различия в обряде крещения. В отличие от открытых плимутских братьев, плимутские братья (замкнутые) крестят своих членов в детском возрасте или совершают общесемейные крещения.

Несколько различаются взгляды двух ветвей и на вопросы организации. Для плимутских братьев (замкнутых) характерна некоторая тенденция к централизации.

Решительно выступая против сектантства, плимутские братья (замкнутые) тем не менее сами раскололись на несколько самостоятельных групп.

Численность плимутских братьв (замкнутых) — свыше 0,4 млн. человек. Наиболее крупная группа их имеется в Великобритании (110 тыс.), есть они также во Франции (20 тыс.), на Тайване (80 тыс.), в континентальном Китае (30 тыс.), на Филиппинах (10 тыс.), в США (20 тыс.), Демократической Республике Конго (20 тыс.), Египте (20 тыс.), Австралии (15 тыс.) и других странах. Встречаются дарбисты и на Украине (в Закарпатье).

П. И. Пучков

ПЛИМУТСКИЕ БРАТЬЯ (ОТКРЫТЫЕ)

пли́мутские бра́тья (откры́тые), одна из двух ветвей протестантской деноминации плимутские братья. Другие названия: христианские братья (открытые), братья (открытые). Ветвь образовалась в результате раскола, происшедшего среди плимутских братьев в 1848 и представляла собой оппозицию основателю деноминации Джону Нелсону Дарби. Одним из наиболее видных руководителей плимутских братьев (открытых) стал Бенджамин Уиллс Ньютон (1807—1899), выходец из квакерской семьи.

Хотя обе ветви плимутских братьев в целом между собой близки, в ряде вопросов догматики, обрядности, организации у них возникли некоторые различия. Прежде всего Ньютон существенно разошёлся с Дарби в вопросе о молитвенных собраниях, считая, что они должны быть открытыми (откуда и само название — открытые плимутские братья).

Различается у двух ветвей и обряд крещения: плимутские братьея (открытые), в отличие от плимутских братьев (замкнутых), крестятся по вере, то есть по достижении совершеннолетия. В организационном отношении каждая местная церковная община у плимутских братьев (открытых) абсолютно автономна. Несмотря на свои призывы к борьбе с сектантством, плимутские братьея (открытые) сейчас раскололись на ряд отдельных групп. Плимутских братьев (открытых) в несколько раз больше, чем плимутских братьев (замкнутых), — около 2 млн. человек.

Существенные группы плимутских братьев (открытых) имеются в Великобритании (240 тыс.), Германии (82 тыс.), Венгрии (20 тыс.), Италии (20 тыс.), Испании (15 тыс.), Франции (10 тыс.), Чехии (10 тыс.), на Фарерских островах (5 тыс., то есть свыше 1/10 всего населения), в Индии (220 тыс.), Пакистане (11 тыс.), Аргентине (100 тыс.), США (100 тыс.), Канаде (40 тыс.), Бразилии (25 тыс.), Венесуэле (20 тыс.), Демократической Республике Конго (81 тыс.), Чаде (60 тыс.), Замбии (55 тыс.), Нигерии (21 тыс.), Анголе (20 тыс.), ЮАР (18 тыс.), Австралии (35 тыс., в том числе группа австралийских аборигенов), Новой Зеландии (23 тыс.), Папуа — Новой Гвинее (15 тыс.).

Генетически связано с плимутскими братьями(открытыми) появившееся в России в середине 70-х гг. XIX в. под влиянием проповеднической деятельности в Санкт-Петербурге лорда Гренвила Уолдигрева Редстока (1833—1913) движение евангельских христиан (в настоящее время более 600 тыс. сторонников в России, на Украине и в других государствах СНГ), объединившееся в 1944 с баптистами (см. Евроазиатский союз евангельских христиан-баптистов).

П. И. Пучков

ПЛОВ

плов, блюдо из риса с мясом, овощами и др. приправами у народов Средней Азии.

ПЛЭЧИНТЯ

плэчинтя, слоёный пирог с начинкой у молдаван и румын.

ПЛЯСКА ДУХА

пляска духа, мессианистский культ у индейцев Северной Америки. Распространился в конце XIX в.

ПЛЯСКА СОЛНЦА

пляска солнца, ежегодная церемония, связанная с солярным культом, у индейцев Северной Америки.

ПОБРАТИМСТВО

побрати́мство (посестримство), одна из форм родства искусственного, установление между людьми, не состоящими в кровном родстве, отношений, приравниваемых к братским или сестринским.

ПОВЕТЬ

поветь, повитка, паветка, сеновал, настил для хранения сена и хозяйственного инвентаря под навесом или над хлевом у восточных славян.

ПОВЯЗКА

повязка, девичий нарядный головной убор у народов Восточной Европы в виде широкой ленты, украшенной вышивкой, бисером и т. п.

ПОДКЛЕТ

подклет, подклеть, хозяйственное помещение под жилищем.

ПОДПИЛИВАНИЕ ЗУБОВ

подпиливание зубов, спиливание зубов, обычай. Характерен главным образом для народов Юго-Восточной Азии.

ПОДСЕЧНО-ОГНЕВОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

подсечно-огневое земледелие, примитивная система земледелия в лесной зоне: участки расчищаются от леса и выжигаются, а через несколько лет, после истощения леса, забрасываются.

ПОДШУЧИВАНИЕ

подшу́чивание, шуточное родство (англ. joking relationship), форма отношений между индивидами и группами, состоящая в подчёркнутой демонстрации близости или, наоборот, неприязни между людьми при помощи шуточных действий и высказываний, которые в обычных обстоятельствах и при ином составе партнёров воспринимались бы как непристойные. В подшучивании можно видеть противоположность избеганиям. Во многих доклассовых обществах подшучивание было нормой отношений между определенными категориями родственников, чаще всего теми, которые могли быть половыми партнёрами, например, между перекрёстными кузенами там, где практиковался кросскузенный брак (см. Кузенный брак). В некоторых обществах (например, африканских) подшучивание представляло собой вид родства искусственного, установившегося в результате зафиксированного традицией реального события, например помощи, некогда оказанной предком одного из партнёров предку другого. С развитием социального неравенства отношения подшучивания могли приводить к эксплуатации одного партнёра другим, считавшимся "старшим".

Л. Е. Куббель

ПОКОМАНИЯ

покома́ния, общее название группы ямайских маргинальных афрохристианских сект. Секты покомании основаны на Ямайке в первой половине XX в. Выйдя из недр католицизма, они приблизились к пятидесятничеству.

Догматика сект покомания опирается на Библию. Священное Предание в них, несмотря на их католические корни, практически не используется. Основные христианские догматы в покомания существенных изменений не претерпели, сохранено также почитание святых и икон. В то же время в покомания из таинств признаются только крещение (в сознательном возрасте), причащение и исповедь (публичная). Особое место в вероучении сект занимает положение о схождении на человека Святого Духа, в общих чертах соответствующее пятидесятническим представлениям. Характерны для покомания и эсхатологические тенденции.

Члены сект покомания проводят по субботам или воскресеньям собрания в специальных хижинах, где имеется импровизированный алтарь с распятием и иконами. Службы совершаются пресвитером, обязанности которого сходны с функциями аналогичного лица в баптистских, методистских и некоторых других протестантских церквах. Во время богослужений поются гимны, псалмы, читается проповедь. Практикуется глоссолалия, рассматриваемая как свидетельство схождения на человека Святого Духа. В конце службы проводится публичная исповедь, после которой следует причащение (хлебопреломление). Крещению обычно предшествует трёхдневный пост.

Секты покомания (их насчитывается несколько десятков) сосредоточены в основном на Ямайке, где численность их последователей достигает 200 тыс. человек.

Р. А. Силантьев

ПОЛАЗНИК

полазник, участник новогоднего обрядового хождения с благожеланиями по домам у западных и южных славян. Ср. Коляда, Сурвакар.

ПОЛЕНДВИЦА

полендвица, филейная вырезка, филейная колбаса у поляков и белорусов.

ПОЛЕНТА

полента, каша, заменяющая хлеб, из пшеницы, позднее — из кукурузы, у итальянцев и соседних народов. Ср. Мамалыга, Гоми, Паста.

ПОЛИАНДРИЯ

полиа́ндрия (от греч. polý — много и anēr, род. пад. andrós — муж, мужчина), форма полигамии, брак одной женщины с более чем одним мужчиной. Встречается довольно редко, преимущественно при матрилинейности и матрилокальности. Известна в двух формах: 1) мужья одной женщины — родные или классификационные (см. Системы родства) братья (братская полиандрия); 2) мужья одной женщины — не родственники друг другу.

ПОЛИГАМИЯ

полига́мия (от греч. polý — много, и gāmos — брак), брак одного мужчины с более чем одной женщиной или одной женщины с более чем одним мужчиной. Встречается в двух формах: полиандрия и полигиния. Противопоставляется моногамии.

ПОЛИГИНИЯ

полиги́ния (от греч. polý— много, и gynē — женщина), форма полигамии, брак одного мужчины с более чем с одной женщиной. Сороратная полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами, которые приходятся друг другу сёстрами (см. Сорорат). Полигиния, в том числе и сороратная, была широко распространена в доиндустриальных обществах, особенно в тех, которые характеризовались выраженным доминированием мужчин в семейной и общественной жизни. В современных обществах полигиния встречается главным образом там, где действуют нормы шариата.

ПОЛОНЕЗ

полонез (от франц. danse polonaise, польский танец), польский медленный, торжественный танец; широко распространён у народов Европы.

ПОЛОТЕНЧАТЫЙ ГОЛОВНОЙ УБОР

полотенчатый головной убор, тип головного убора, состоящего из полотнища, обёртываемого вокруг головы.

ПОЛУЗЕМЛЯНКА

полуземлянка, постройка, частично углублённая в землю, часто с земляной крышей. Смотри также Валкаран, Земляной дом, Карадам.

ПОЛЬКА

полька, чешский танец. Широко распространён у народов Европы.

ПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

По́льская правосла́вная це́рковь, одна из 15 автокефальных православных церквей. Православные епархии существуют на современной территории Польши с XIII в. В течение длительного времени они находились в юрисдикции Московского патриархата, однако в 1919 после достижения Польшей независимости они вышли из подчинения Русской православной церкви, образовав Польскую православную церковь. В 1924 её автокефалия была признана Вселенским патриархом. Патриарх Московский и всея Руси признал такой её статус лишь в 1948. Догматика и обрядность в Польской православной церкви такие же, как и в других православных церквах. Язык богослужения — церковно-славянский. Польская православная церковь возглавляется митрополитом Варшавским и всей Польши, резиденция которого находится в Варшаве. В Польской православной церкви 4 епархии: Варшавско-Бельская, Белостокско-Гданьская, Лодзинско-Познанская и Вроцлавско-Щецинская. Численность последователей Польской православной церкви 800 тыс. человек. По этнической принадлежности это украинцы, белорусы и др.

О. Е. Казьмина

ПОЛЯКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ

Поме́стная це́рковь, маргинальная протестантская секта. Альтернативные названия — Церковь такого-то города, Церковь дома собраний, «Живой поток». Основана в 20-х гг. XX в. в Китае Вочманом (англ. «страж») Ни (полное имя — Ни Шуцу). В 1949 церковь была обвинена властями КНР в шпионской деятельности и запрещена. Часть её последователей была репрессирована, другой части удалось эмигрировать на Тайвань и в США.

Догматика Поместной церкви по некоторым своим положениям близка к вероучению плимутских братьев (замкнутых), однако имеет и свою специфику, гораздо значительней выходя за пределы общепризнанных христианских доктрин. Признавая догмат о Троице, Поместная церковь вносит в него существенные изменения. Так, Иисус Христос рассматривается сектантами как основная ипостась Троицы, причём человеческое естество в Нём является лишь добавлением к божественному естеству. Присутствуют в учении Поместной церкви также элементы модализма (учения о том, что Бог один, но является людям в разных видах). Никео-Константинопольский символ веры считается недостаточным и помимо него используется свой собственный символ из 11 пунктов. Для секты характерны эсхатологические тенденции. Она придерживается концепции премилленаризма (учения о втором пришествии Иисуса Христа перед установлением Им царства Божьего на Земле). Признаётся также характерный для плимутских братьев принцип диспенсационализма (учения, согласно которому история человечества делится на отдельные периоды, а в каждом из них действует свойственный именно для него закон Бога). Важное место в вероучении Поместной церкви занимают сочинения Вочмана Ни и его соратника Уитнесса (англ. «свидетель») Ли. Сектантами принята «возрождённая» версия Нового Завета, во многом расходящаяся с канонической.

Поместная церковь категорически отвергает разделение верующих на мирян и духовенство и не имеет духовенства как такового. Таинства Поместной церкви сильно отличаются не только от протестантских, но и от христианских вообще. Так, крещение может повторяться несколько раз, знаменуя новые этапы духовного развития. Повторное крещение называется «погребением» и часто сопровождается сжиганием вещей, символизирующих прошлую «неправедную» жизнь. При причащении хлебом и вином акцентируется внимание на их раздельном употреблении. Перед причащением члены Поместной церкви 10—15 минут мысленно просят у Бога прощения за совершённые грехи, что заменяет им исповедь.

В Поместной церкви проводятся воскресные собрания, присутствие на которых обязательно для всех членов секты. На богослужениях в качестве молитв используются стихи из Библии, многократно повторяемые хором. Это должно, по мнению сектантов, вызвать «возжигание» людей, в результате чего произойдёт схождение на них Святого Духа. «Загоревшийся» человек должен постараться «зажечь» и других. Сектанты стремятся войти в состояние «наслаждения Богом», постоянно повторяя при этом фразу «О Господь Иисус!». После службы обязательно читается проповедь, в которой подробно разъясняются сочинения идеологов секты. На собраниях женщины должны покрывать голову.

Во главе иерархии Поместной церкви стоят «апостолы», в обязанности которых входит открытие новых церквей и координация деятельности уже существующих. Церковные общины возглавляют старейшины. Задачей-минимум секты объявлено создание в каждом городе своей общины, для чего ведётся активная миссионерская работа. При этом проповедники Поместной церкви обычно избегают указывать свою конфессиональную принадлежность.

Враждебно относясь к другим конфессиям, Поместная церковь не признаёт разделения христианства на отдельные деноминации и призывает всех христиан объединиться с ней, якобы являющейся последним звеном возрождения библейского христианства.

Общины Поместной церкви есть во многих странах мира, и общая численность её последователей достигает 100 тыс. человек. Наиболее крупные общины находятся на Тайване (60 тыс. человек), в США и Канаде (15 тыс.), странах Латинской Америки (16,5 тыс.). В России число последователей Поместной церкви достигает 2 тыс. человек, в основном в крупных городах. Центр секты находится в городе Тайбэе на Тайване.

Р. А. Силантьев

ПОМОРЦЫ

помо́рцы, наиболее умеренное согласие среди беспоповцев, другое название группы — даниловцы. Возникло в Поморье вскоре после раскола. В 1695 бывший дьяк Данила Викулин основал на реке Выге первое общежительство (общину) поморцев. Через четыре года к общине присоединились братья Андрей и Семён Денисовы, ставшие впоследствии главными идеологами согласия. От своих последователей поморцы требуют полного разрыва с Русской православной церковью и переходящих к ним из православия обязательно перекрещивают. Таинства поморцы делят на «нужно-потребные» (крещение, покаяние и причащение), абсолютно необходимые для спасения, и «потребные» (все остальные), без которых, по их мнению, спасение возможно. Совершают таинства миряне. Первоначально поморцы отвергали брак, но затем различные их группы стали относиться к браку по-разному. На крестах поморцы, в отличие от некоторых других старообрядцев и последователей Русской православной церкви, пишут Ц.С.I.Х.С.Б. (Царь Славы Исус Христос Сын Божий). Литургии у поморцев, как и у других беспоповцев, нет. Однако у них имеются богослужения, которые совершаются в часовнях и проводятся наставниками (в народе их нередко называют попами, хотя они и не имеют священного сана). Уходя из часовни после богослужения, поморцы говорят друг другу: «Простите Христа ради», и отвечают: «Бог простит».

После 1988 поморцы образовали 3 отдельных республиканских центра: в Литве (Высший старообрядческий совет в Вильнюсе), Латвии (гребенщиковская община в Риге) и России (Российский совет древлеправославной поморской церкви в Москве; ему подчиняются и поморские общины Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана и Киргизии).

Общая численность поморцев составляет приблизительно 1,4 млн. человек. Большинство их живёт в России (в Томской, Тюменской, Кировской, Костромской, Нижегородской, Пермской, Оренбургской, Самарской, Ульяновской, Саратовской областях и Удмуртии). За пределами России поморцев много в Литве, они расселены также в Белоруссии, Латвии, на Украине, в Молдавии, Казахстане, Киргизии и в Польше. Среди поморцев резко преобладают русские.

Споры по некоторым вопросам (прежде всего по вопросу об отношении к браку) привели к возникновению различных подразделений внутри Поморского согласия. Появились группы брачных поморцев, или новожёнов (венчающихся в православных церквах), небрачных (не вступающих в брак) и полубрачных, которые считают, что, хотя каждый должен стремиться к безбрачию, вступившим в брак без благословения священника общество не судья. Поморцы, совершавшие, в отличие от других сторонников согласия, молитву за царя, образовали группу тропарщиков.

О. Е. Казьмина

ПОМОЧЬ

помочь, толока, обычай взаимопомощи у славян.

ПОНЁВА

понёва, панёва, род запашной юбки у русских, обычно состоящей из трёх полотнищ. Характерна для южных областей России.

ПОНИТОК

пониток, кафтан из плотной домотканой материи у восточных славян.

ПОНЧО

пончо (исп. poncho, из арауканск.), шерстяной плащ с вырезом для шеи у индейцев Латинской Америки.

ПОПОВЦЫ

попо́вцы, одна из двух основных групп старообрядчества, приемлющая все 7 таинств православия. Поповское направление зародилось одновременно с расколом и окончательно оформилось в последнее десятилетие XVII в. Старообрядцам-поповцам не удалось сразу создать свою иерархию, поскольку епископы, сохранившие старую веру, вскоре после раскола были либо посажены в тюрьмы, либо погибли, либо в конце концов приняли церковную реформу, так и не успев рукоположить новых епископов, которые могли бы потом возводить в сан новых иереев и архиереев. Поэтому старообрядцы-поповцы вынуждены были принимать священников, перебегавших из Русской православной церкви, получив за это название «беглопоповцы». При приёме православных священников беглопоповцы исходили из признания действительными рукоположения в Русской православной церкви, считая, что благодать в этой церкви сохранилась, поскольку не все епископы в душе были сторонниками реформы Никона.

Впоследствии часть старообрядцев-беглопоповцев перешла под юрисдикцию Русской православной церкви, сохранив дореформенную обрядность, другая после серии неудачных попыток создала свои собственные иерархии, третья же из-за постоянной нехватки священников вынуждена была перейти в беспоповщину.

По догматике старообрядцы-поповцы не отличаются от православных, однако придерживаются при этом старой культовой обрядности. Для поповцев характерно активное участие в церковных делах не только высшего церковного руководства, но также приходских священников и мирян. Праздники у старообрядцев-поповцев в основном те же, что и у православных.

Численность поповцев составляет около 1,5 млн. человек. Большинство их сосредоточено в России (самые многочисленные группы имеются в Московской и Ростовской областях). За пределами России старообрядцев-поповцев больше всего на Украине, в Молдавии и Казахстане. Среди приверженцев этого старообрядческого направления резко преобладают русские.

Старообрядцы-поповцы делятся на три основные группы: единоверцев, сторонников Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) и приверженцев Русской древлеправославной церкви.

О. Е. Казьмина

ПОПОИ

попои, у полинезийцев кушанье из плодов хлебного дерева, которые нарезают на ломти и сквашивают под прессом в ямах, периодически разминая руками и ногами. Полученную массу запекают в земляной печи и растирают каменными пестами с добавлением воды в однородную массу. Едят холодным.

ПОПУЛЯЦИЯ

популя́ция (от лат. populus — население, народ), группа людей, населяющая определённую территорию и связанная более тесным родством между собой, чем с представителями других групп. Это свойство популяции обусловлено той или иной степенью эндогамии. Популяция — элементарная структурная единица любого биологического вида, в том числе Homo sapiens, группировка, способная сохраняться в ряду поколений без заметного притока иммигрантов. Собственно популяцией, или малой популяцией, демом, называется группа, занимающая столь малое пространство, что брачные связи между её членами могут пронизывать её, обеспечивая панмиксию; в реальных человеческих популяциях этой тенденции противостоят нормы экзогамии. Малые популяции группируются в системы и подсистемы различных уровней, образующие большие и малые расы. Всё человечество также можно рассматривать как единую видовую популяцию. В качестве одного из видов популяций или группы популяций можно рассматривать также этнические группы.

Н. А. Дубова

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV