Народы и религии мира
Статьи на букву "К" (часть 2, "КНЫ"-"КЯМ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 2, "КНЫ"-"КЯМ")

КНЫШ

кныш, сладкая булка у восточных славян.

КОАЛИБ

коали́б, лгалиге, группа кордофанских народов в Судане (на Востоке плато Кордофан): коалиб (лгалиге), кандериа, кавама, ларо, моро, оторо, тира, фунгор, швай, хейбан (самоназвание — лебанг). Общая численность 240 тыс. человек. Говорят на языках коалиб-море. Большинство коалиб — мусульмане-сунниты.

Традиционная культура общекордофанского типа. Основные занятия — богарное и поливное земледелие на террасах (дохна, сорго, кунжут, арахис, хлопчатник), разведение крупного и мелкого рогатого скота; важное значение имеет сбор гуммиарабика.

Сохранился фольклор, в том числе музыкальный.

Б. В. Андрианов

Этнонимы: коалиб, лгалиге

КОБЗА

кобза (тюрк.), струнный щипковый музыкальный инструмент у молдаван, румын и украинцев.

КОБУЗ

кобуз, кобыз, кубыз, комыс, музыкальный инструмент — струнный или варган у тюркских народов.

КОЖУХ

кожух, овчинная шуба, тулуп у народов Восточной Европы.

КОЙЛЕК

койлек (казах.), кюйляк (тат.), койнек (туркм.), куйлак, куйнак (узб.), кунек (шор., телеут.), кулмэк (тат.), женское платье-рубаха у тюркских народов Сибири, Средней Азии и Поволжья.

КОКЛЕ

кокле, гусли у латышей.

КОКОШНИК

кокошник, головной убор замужней женщины в северных русских областях — матерчатая шапочка с высоким твёрдым околышем.

КОЛО

коло, хороводный танец у народов Балканского полуострова.

КОЛОНИЗАЦИЯ

колониза́ция (от лат. colonia — выселки, поселение на чужой территории), форма миграции и политики с целью занятия (захвата), хозяйственного освоения или внешнего контроля территорий со стороны групп населения, государств или предпринимательских структур. Хозяйственная колонизация заключается в заселении и освоении пустующих или слабозаселённых земель. Она может предшествовать военно-политической колонизации — насильственному захвату территорий — или следовать за ней. Хозяйственная колонизация, особенно внутри государств, сопровождается интенсивными контактами этническими и экономической кооперацией, часто также содержит элементы неравного обмена и прямой эксплуатации. Колонизация осуществляется через переселенческую политику, административное управление, миссионерскую деятельность. В результате колонизации происходит распространение в колонии культуры метрополии и интеграция колонизуемой территории и её населения в общегосударственное пространство или в пространство колониальной империи. В районах колонизации могут также формироваться новые культура и идентичность, что приводит со временем к возникновению самостоятельных политических образований.

В. А. Тишков

КОЛЫБЕЛЬНЫЙ СГОВОР

колыбельный сговор, обычай помолвки младенцев.

КОЛЫВО

колыво, коливо, обрядовое блюдо у славян, то же, что кутья.

КОЛЬЦЕВАЯ ПЛАНИРОВКА ПОСЕЛЕНИЯ

кольцевая планировка поселения, тип планировки: постройки расположены по кругу.

КОЛЯДА

коляда, каляда, колядка (от лат. Calendae, календы), обрядовая величальная и благопожелательная песня; колядование — хождение исполнителей колядок. (часто — детей) по домам, обычно сопровождавшееся их угощением и одариванием хозяевами дома. Обычно происходило на святки. Смотри также Щедрование.

КОМОРА

комора, см. Камора.

КОМЫС

комыс, см. Кобуз.

КОНВЕНЦИЯ БАПТИСТСКИХ ЦЕРКВЕЙ ТЕЛУГУ

Конве́нция бапти́стских церкве́й телу́гу, одна из баптистских церковных организаций Индии.

Распространение баптизма среди южноиндийского народа телугу было начато в 1836 американскими миссионерами. Новую веру в основном приняли представители «неприкасаемых» каст мала и мадига, обычно живущих на окраинах телугских деревень или в особых поселениях и выполняющих самую непристижную и ритуально нечистую работу.

Вероучение, культ и организация Конвенции баптистских церквей телугу близки к существующим в американских баптистских церквах.

Конвенция баптистских церквей телугу поддерживает тесные контакты с Американским баптистским зарубежным миссионерским обществом, которое оказывает конвенции финансовую поддержку. Численность приверженцев Конвенции баптистских церквей телугу (вместе с детьми) — 780 тыс. человек.

П. И. Пучков

КОНГО

конго, танец негритянского происхождения в Вест-Индии и Южной Америке.

КОНГРЕГАЦИОНАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНКАНИ

конка́ни, народ на северо-западе Индии. Численность 2450 тыс. человек. Говорят на языке конкани индоарийской группы индоевропейской семьи. Верующие — в основном индуисты. Близки маратхам.

Этнонимы: конкани

КОНСЕРВАТИВНЫЕ КАТОЛИКИ

консервати́вные като́лики, термин, иногда используемый для обозначения одной из групп неримских католиков. Это церковные организации, отколовшиеся сравнительно недавно от Римско-католической церкви из-за принятых ею некоторых либеральных нововведений, а также её попыток приспособления к реальностям современного мира.

В догматическом отношении консервативные католики в основном тождественны римским католикам. В некоторых церковных организациях консервативных католиков была нарушена апостольская преемственность епископата.

Культ консервативных католиков аналогичен культу римских католиков до нововведений II Ватиканского собора. Богослужения у консервативных католиков по-прежнему совершаются исключительно на латинском языке, мирянам разрешается причащаться только хлебом.

Каждая церковная организация консервативных католиков самостоятельна.

Общая численность Консервативных католиков около 6 млн. человек. Наиболее крупная организация консервативных католиков Бразильская католическая апостольская церковь — находится в Бразилии и возглавляется епископом в городе Ботукату (штат Сан-Паулу), порвавшим с Римско-католической церковью в 1945.

П. И. Пучков

КОНСОЛИДАЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ

консолида́ция этни́ческая (от лат. consolio — укреплять, уплотнять), по мнению некоторых учёных один из видов объединительных этнических процессов, слияние близких по языку и культуре групп в более крупную этническую общность или включение в этническую общность близкой ему группы. Более распространено понимание консолидации этнической·как процесса утверждения культурной гомогенности группы, усиления этнической идентичности и политической мобилизации. Консолидация этническая·сопровождает процессы модернизации, которые ослабляют этнографический партикуляризм, и политику национального строительства, когда происходит унификация государственных институтов, идеологии, языка, правовых норм. Консолидация этническая·может возникать в результате внешней угрозы или внутренних кризисов, особенно в условиях открытых конфликтов и войн (например, чеченцы и армяне), а также в результате реальных или мнимых достижений группы и её причастности к мировым событиям (например, норвежцы в связи с зимними Олимпийскими играми). В этнически однородных государствах этническая консолидация равносильна национальной консолидации, то есть укреплению общегражданской, государственной общности (см. Нация).

В. А. Тишков

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНТАКТЫ ЭТНИЧЕСКИЕ

конта́кты этни́ческие, межэтнические взаимодействия на индивидуальном и коллективном уровнях во всех сферах социальной жизни. Контакты этнические происходят в результате пространственного сосуществования групп, миграций, хозяйственной деятельности, политических действий (войны, депортации), воздействия средств массовой информации, туризма. На уровень контактов этнических влияют характер расселения населения, тип экономики и политического устройства общества, наличие в нём расовых и религиозных различий. Они приводят к культурному обмену и заимствованиям (см. Аккультурация), могут создавать основу для различных объединительных этнических процессов или конфликтов этнических. Контакты этнические — важное условие для распространения межэтнических браков (см. Эндогамия). Контакты этнические особенно распространены в городской среде многоэтнических государств, среди молодёжи и представителей таких сфер деятельности, как сервис, образование, бизнес, профессиональные культура и искусство.

В. А. Тишков

КОНФЕДЕРАТКА

конфедератка, мужская шапка с четвероугольным верхом у поляков.

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНФЛИКТ ЭТНИЧЕСКИЙ

конфли́кт этни́ческий, форма гражданского противостояния на внутри- и трансгосударственных уровнях, при которой хотя бы одна из сторон организуется и действует по этническому признаку или от имени определённой этнической общности. Различаются формы межэтнической напряжённости и политической борьбы, спорадического насилия и погромов, этнических чисток, открытой вооружённой борьбы. Причины конфликтов этнических могут заключаться в соперничестве за контроль над ресурсами и власть, в дискриминации и неравенстве по этническому признаку, в стремлении изменить систему управления или статус государств и их границ. Почву для конфликтов этнических могут составлять прошлые межэтнические распри, войны, совершённое в отношении этнической группы насилие со стороны других групп или государства, религиозная нетерпимость и культурно-исторические споры. Участниками конфликтов этнических могут быть представители одной и более этнических групп, он может носить межгрупповой характер или происходить между группой и государством. В ряде случаев конфликт этнический перерастает в межгосударственный конфликт, как это имело место между Индией и Шри-Ланкой, Турцией и Грецией, Азербайджаном и Арменией, Бурунди и Заиром, в ходе палестино-израильского конфликта. Наиболее распространены, в том числе и на территории бывшего СССР, конфликты этнические с целью изменить политический статус, осуществить сецессию и создать новое государство (грузино-абхазский, грузино-осетинский, карабахский, приднестровский, чеченский конфликты). Конфликт этнический сопровождаются эскалацией вражды и насилия, вынужденными миграциями, что делает их разрешение очень трудным. Часто для этого требуется вмешательство третьей стороны, в том числе международных организаций или стран-посредников, как это имело место в бывшей Югославии, Карабахе, Абхазии, Южной Осетии, Чечне. В редких случаях миротворчество может обретать характер миронавязывания (военная операция под эгидой ООН в Боснии).

В. А. Тишков

КОНФУЦИАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПЛАНИРОВКА ПОСЕЛЕНИЯ

концентрическая планировка поселения, то же, что кольцевая планировка поселения.

КОПРА

копра, мякоть кокосового ореха, сырьё для изготовления кокосового масла.

КОПТО-КАТОЛИКИ

ко́пто-като́лики, одна из групп католиков-униатов, придерживающихся александрийского обряда. Группа образовалась в 1741, когда Афанасий, коптский епископ, имеющий резиденцию в Иерусалиме, вступил в унию с Римско-католической церковью. Однако из-за сложной политической обстановки в Египте католический патриархат в этой стране был учреждён лишь в 1824.

Копто-католики придерживаются римско-католической догматики, сохраняя в то же время старую, александрийскую обрядность, характерную для монофиситской Коптской православной церкви. В богослужении обычно используется литургия св. Марка с элементами литургий св. Василия, св. Кирилла и св. Григория. Литургическими языками служат коптский (ныне мёртвый) и арабский. Мужчины и женщины молятся отдельно, отгороженные друг от друга ширмами. Ширмою отделён от остальной части церкви и алтарь. Крещение совершается погружением, за ним сразу следует миропомазание. Хлеб при причащении используется квасный.

В своей внутренней жизни копто-католики пользуются автономией, хотя и признают над собой верховную власть римского папы. Возглавляет копто-католическую церковь назначаемый римским папой патриарх Александрии, резиденция которого находится в Каире. Патриарху подчинены 3 епархии.

Численность копто-католиков 151 тыс. человек. Подавляющее большинство их сосредоточено в Египте (самая крупная группа имеется в Александрии). В этническом отношении они принадлежат к коптской субэтноконфессиональной группе египетских арабов.

П. И. Пучков

КОПТСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОПЬЕМЕТАЛКА

копьеметалка, охотничий снаряд у первобытных народов, увеличивающий дальность полёта копья, — палка или дощечка с желобком и упором для древка.

КОРЕЙСКАЯ БАПТИСТСКАЯ КОНВЕНЦИЯ

Коре́йская бапти́стская конве́нция, одна из крупных протестантских церквей Южной Кореи.

В 1890 в Корею прибыли американские миссионеры Южной баптистской конвенции, начавшие прозелитическую работу среди местного населения, исповедовавшего буддизм, конфуцианство и шаманизм. По вероучению, культу и организации Корейская баптистская конвенция близка Южной баптистской конвенции.

Численность сторонников Корейской баптистской конвенции (вместе с детьми) — 557 тыс. человек.

П. И. Пучков

КОРЕЙСКАЯ ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Коре́йская евангели́ческая це́рковь, одна из крупнейших перфекционистских церквей мира (см. Перфекционизм). Другое название — Корейская церковь святости.

Возникла в 1907 в результате деятельности проповедников американского Ориентального миссионерского общества.

По вероучению Корейская евангелическая церковь относится к перфекционистским церквам, одним из главных положений которых является вера в возможность достижения человеком при жизни полной святости. Культ Корейской евангелической церкви близок к культовой практике методистских церквей.

Численность приверженцев Корейской евангелической церкви 602 тыс. человек.

П. И. Пучков

КОРЕЙСКАЯ МЕТОДИСТСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Коре́йская методи́стская це́рковь, одна из наиболее значительных протестантских церквей Кореи.

Американские методисты начали миссионерскую работу в Корее в 1894. Вначале это были миссионеры Методистской епископальной церкви, а в 1896 к ним присоединились проповедники Методистской епископальной церкви, южной.

В 1930 Корейская методистская церковь стала самостоятельной. По вероучению, культу и организации она практически идентична американской Объединённой методистской церкви, с которой поддерживает тесные связи.

Численность последователей Корейской методистской церкви в Южной Корее — около 1 млн. человек, и она по численности сторонников уступает среди протестантских церквей только 2 крупнейшим пресвитерианским церковным организациям: Пресвитерианской церкви в Корее (Хаптонг) и Пресвитерианской церкви Кореи (Тонгхап). Численность приверженцев Корейской методистской церкви в Северной Корее неизвестна, поскольку многие из северокорейских методистов бежали на юг или были убиты, и церковь фактически находится на нелегальном положении.

Помимо Корейской методистской церкви в Южной Корее имеются 3 другие небольшие методистские церкви, в частности Независимая корейская методистская церковь Иисуса (20 тыс. последователей), основанная в 1962 и отвергающая какие-либо связи с зарубежными миссиями.

П. И. Пучков

КОРЕЙСКИЕ СИНКРЕТИЧЕСКИЕ СЕКТЫ

коре́йские синкрети́ческие се́кты. Возникли в Корее в результате синтеза (в разном сочетании) христианства, конфуцианства, буддизма, даосизма с корейскими традиционными верованиями. Первой крупной корейской синкретической сектой считается Чхондогё, основанная в 1860-х гг.

Вероучения большинства корейских синкретических сект опираются в первую очередь на сочинения их основателей или других руководителей. Используется обычно также христианская, конфуцианская и прочая литературара. Доктринальные положения корейских синкретических сект, хотя достаточно сильно различаются, всё же имеют ряд характерных общих черт. Прежде всего, им свойственна веротерпимость и признание значения основных корейских конфессий. Характерна для корейских синкретических сект и концепция деградирующего века, который вскоре сменится «раем на земле», в большинстве сект называемом «посленебесной эрой». Значительная часть корейских синкретических сект считает корейский народ избранным и акцентирует внимание на том, что "посленебесная эра" вначале должна наступить именно на территории Кореи. Основателей таких сект почитают как пророков, а иногда и как спасителей человечества.

Культовая практика большинства корейских синкретических сект в основном состоит из молитвенных собраний. Доля сект пятидесятнического характера среди корейских синкретических сект сравнительно невелика. Общая численность последователей корейских синкретических сект достигает 12 млн. человек. Самыми крупными из них являются Церковь объединения, Чхондогё, Вон-буддизм, Чхонсангё, Тэджонгё, Чханмулгё, Чхонгёк, Какседо.

Р. А. Силантьев

КОРЕЙСКИЙ ШАМАНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОРЕЙЦЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОРОТ

корот, вид сыра у башкир. См. Курут.

КОРПОРАТИВНАЯ ГРУППА

корпорати́вная гру́ппа, 1) группа, часто кровнородственная, например линидж, которая обладает сильно развитыми сознанием и чувством единства; 2) группа, представляющая собой единое "юридическое лицо", например линидж, владеющий общей собственностью.

О. Ю. Артёмова

КОРРИДА

коррида (исп. corrida, corrida de toros, буквально — бег быков), бой быков у народов Южной Европы и Латинской Америки.

КОРРИДО

корридо, песня-баллада, в основном исторического содержания у мексиканцев и др. народов Латинской Америки.

КОРТ

корт, вид сыра у татар. См. Курут.

КОРТЕ

корте (итал. corte — двор), большое однодворное поселение у итальянцев: жилые и хозяйственные постройки расположены по периметру четырёхугольника, в центре — ток, въезд — через массивные ворота. В корте живут хозяин с семьёй и его наёмные рабочие. Тип корте восходит к древнеримским виллам.

КОСОВОРОТКА

косоворотка, мужская рубаха у русских, обычно туникообразная, с разрезом с левой стороны ворота.

КОСУЛЯ

косуля, усовершенствованный вид сохи с ножом, подрезающим слой почвы, и частичным отвалом пласта. Характерна для северо-восточных областей Европы.

КОФРАДИЯ

кофрадия (исп. cofradia — братство), ритуальное общество в Испании и Латинской Америке, обслуживающее культ определенного католического святого (обычно местного патрона) и устраивающее праздники, театрализованные представления и др. в его честь. Система кофрадии, возглавляемая майордомами, входит в иерархию общинного управления.

КОШИ

коши, женская выходная обувь у грузин — на деревянной подошве и высоком каблуке, без задника, с загнутым носком.

КОШМА

кошма, войлочный ковёр из овечьей или верблюжьей шерсти у скотоводческих народов Азии.

КРААЛЬ

крааль (голл. kraal, от португ. curral — загон для скота), тип поселения у скотоводческих народов Южной и Восточной Африки — кольцевой планировки, обычно укреплённое изгородью, в центре — загон для скота.

КРАКОВЯК

краковяк, народный танец у поляков. Возник в Краковском воеводстве до XIV в., первоначально — в шляхетской среде.

КРЕЗЬ

крезь, название традиционной песни, а также музыкальный инструмента типа гуслей у удмуртов.

КРЕОЛЫ

крео́лы, криолы, криулу, крио, этнические (этнорасовые) общности, отличающиеся своим происхождением от окружающего населения. Выделяются следующие группы креолов:

1) потомки первых европейских поселенцев (преимущественно испанцев) в странах Латинской Америки, не имеющие примеси индейской или негроидной крови и родившиеся в Америке — в отличие от уроженцев метрополии; культура креолов сформировалась на основе испанской колониальной культуры, испытавшей влияния различных индейских этносов и, в меньшей степени, рабов-африканцев;

2) в Бразилии и бывших британских и голландских колониях — потомки рабов-африканцев; составили основу ямайского, гренадского и другие.гих этносов Вест-Индии; культура креолов представляет собой синтез европейских (английских, голландских, португальских) и африканских традиций;

3) потомки от смешанных браков французов и африканцев во Французской Гвиане;

4) потомки от смешанных браков французов и индианок в США (штаты Луизиана и Техас);

5) потомки от браков русских с индианками, алеутками и эскимосками на Аляске (США);

6) этническая общность в Сьерра-Леоне, сформировавшаяся в результате смешения детрибализованных африканцев, вернувшихся из Америки после освобождения от рабства, а также высланных с Ямайки (маруны), с африканцами — бывшими рабами из разных районов Западной Африки; культура — синтез африканских, европейских и американских компонентов;

7) ряд этносов, сформировавшихся в бывших португальских колониях в результате смешения африканцев с португальцами (сантомийцы, кабовердцы и другие.гие);

8) смешанное по происхождению население островов Маврикий, Реюньон и Сейшельских.

В. А. Попов

КРИС

крис (малайск.), стальной кинжал с изогнутым лезвием и богато украшенной рукоятью у народов Индонезии и Малайзии. Составлял обязательную принадлежность мужcкой костюма, хранится в семьях как реликвия.

КРИСТАДЕЛЬФИАНЕ

кристадельфиа́не, одна из протестантских деноминаций. Другие, ныне редко употребляемые названия — томазиты, адельфои (греч., братья, откуда производное «кристадельфиане» — братья Христа).

Деноминация создана в 1848. Основатель — Джон Томас (1805—71) — иммигрировавший в 1832 в США из Англии врач — вначале был связан с кэмпбеллитами (см. Ученики Христа) и миллеритами (ранними адвентистами). Разошедшись с кэмпбеллитами по вопросу о триединстве Бога, Дж. Томас со своими единомышленниками вышел из этой деноминации. В основанную им церковь вошла также часть миллеритов, разочаровавшаяся в своём учителе У. Миллере после того, как его пророчество о втором пришествии Иисуса Христа в 1843—44 не сбылось.

Вероучение кристадельфиан по ряду особенностей сходно с вероучениями учеников Христа, с одной стороны, и адвентистов — с другой. Они считают Библию богодухновенной и непогрешимой. Рассматривая Священное Писание единственным источником веры, кристадельфиане утверждают, что нельзя признавать то, о чём бы не было прямо в нём указано. Как и ученики Христа, они призывают вернуться к вере, культу и правилам жизни ранних христиан.

В отличие от учеников Христа кристадельфиане не признают существования Божественной Троицы и верят только в Бога Отца, то есть являются сторонниками унитарианской доктрины. Кристадельфиане также отвергают доктрину о предсуществовании Иисуса Христа, считая, что до того, как Он был рождён, Его не было — Он существовал лишь в мыслях Отца. Иисус Христос признаётся ими только как Сын Божий, но не как Бог Сын. Утверждается, что Он был лично лишён греха и получил святость от Отца через Святого Духа во время крещения. Святой же Дух рассматривается как энергия Бога в действии.

Кристадельфиане не верят в существование Сатаны как личности, видя в нём лишь персонификацию греха во плоти. Отсутствует также вера в рай и ад. Отрицается и бессмертие души, поскольку в Библии прямо сказано лишь о воскресении мёртвых.

Заметное место в мировоззрении кристадельфиан занимает вера во второе пришествие Христа, который, как они считают, вернётся, чтобы править в Иерусалиме.

Крещение погружением считается обязательным условием спасения. Необращённые, безразличные к вере и дети (поскольку они не крещены) не спасутся. Помимо крещения для спасения требуется постоянство в совершении добрых дел и принятие кристадельфианских доктрин (так называемое условное бессмертие). Спасённые воскреснут для жизни на обновлённой земле, тогда как нечестивцы будут уничтожены. Кроме крещения у кристадельфиан имеется ещё обряд хлебопреломления.

Культ отличается простотой. Молитвенные собрания обычно проводятся на частных квартирах или в арендуемых залах. Оплачиваемых священников нет. Выполнение обязанностей церковного служения возлагается на «служащих братьев», избираемых на 3-годичный срок.

Основной церковной единицей является община, называемая экклесией. Каждая экклесия самостоятельна во внутренних делах, хотя и входит в состав более широкого кристадельфианского товарищества.

Кристадельфианам не рекомендуется принимать участие в общественной жизни за пределами своей организации. Запрещены также браки с иноверцами. Деноминация выступает против войн и службы в вооружённых силах.

Численность кристадельфиан окоо 100 тыс. человек. Они имеются в Великобритании (30 тыс.), Германии (15 тыс.), США (22 тыс.), Канаде (2 тыс.), Австралии (12 тыс.), Новой Зеландии (2 тыс.) и некоторых других странах. Небольшая группа кристадельфиан появилась в России (в Орле и некоторых других городах).

П. И. Пучков

КРИШНАИЗМ

кришнаи́зм, одно из значительных самостоятельных течений в вишнуизме. В основе кришнаизма лежит почитание Кришны (буквально «Чёрного») — одной из аватар (воплощений) Вишну. Кришна почитается и как племенной герой, сын царя Васудевы, предводитель союза пастушеских племён. Комплекс ритуально-мифологических представлений, связанных с Кришной, восходит, по всей вероятности, к древним неарийским культам плодородия и в своих истоках связан с поклонением божествам древних пастушеских племён и культом коровы.

В процессе ассимиляции брахманизмом местных верований мифо-ритуальная традиция Кришны совместилась с вишнуитским культовым циклом, а Кришна стал почитаться как одна из самых популярных аватар Вишну. Большинство мифологических сюжетов, связанных с Кришной, посвящены его детству, прошедшему среди пастухов, его проказам и любовным играм с пастушками-гопи. Именно они стали центральными в обрядовой практике кришнаитов. На первый план в культе выдвинулись эротические эмоции адептов. В основе почитания Кришны лежат сугубо земные чувства — родительской любви к ребёнку, нежности женщины к возлюбленному, сыновней почтительности и преданности слуги к господину.

В кришнаитской культовой практике внешние обряды противопоставляются внутренним, медитативным, которые требуют от адепта напряжения всех психических сил.

Большое значение в кришнаитском культе получила «джапа» — многократное повторение имени бога или молитвы-заклинания. Имя бога надлежит рецитировать не только во время «пуджи» — почитания богов, но и в любое другое время дня. Наиболее популярная форма почитания Кришны — в виде распевания прославляющих гимнов и распевания имени, причём наиболее действенным считается групповое исполнение этих распеваний. «Пуджу» обычно проводят перед алтарём с изображением Кришны на нём, при воскуривании благовоний. Составной частью «пуджи» является совместная трапеза и раздача «прасада» — освящённой пищи. Дни недели, посвящённые Кришне,- среда и четверг. Во дворах своих домов приверженцы кришнаизма обычно сажают священное деревцо — туласи. К его подножию ставят изображение Кришны, обращают к нему песнопения и молитвы и совершают ритуальное возлияние воды. Листья дерева воспринимаются как воплощение пастушки Радхи — возлюбленной Кришны.

Значительное внимание в кришнаизме уделяется обетам («врата»). Самая частая и обязательная форма их — пост, иногда доходящий до полного голодания. Ему придаётся большое магическое значение. Храмовые кришнаитские ритуалы отличаются большим разнообразием по всей стране. В общем виде они сводятся к совершению ежедневной «пуджи», поддерживанию священного огня, омовению и украшению изображения Кришны, возжиганию светильников и воскурению благовоний, чтению мантр (магических заклинаний) и повторению имени бога. Праздничные торжественные ритуалы проводятся в день рождения Кришны — Кришна Джанмаштами, который отмечается в 8-й день тёмной половины месяца бхадра (август-сентябрь). Они напоминают театрализованные мистерии и состоят из церемонии поклонения богам, танцев и игры. Важная часть храмового кришнаитского ритуала — раскачивание изображений божеств Кришны и Радхи на качелях, а также паломничества, распевание гимнов и т. п. С именем Кришны связаны также игровые мистерии и весенний праздник красок Холи.

Кришне посвящено множество храмов, где его почитают в виде ребёнка-ползунка, юноши-пастуха с флейтой, водящего хороводы с пастушками, а также в виде героя, борющегося с демонами. В храмовой скульптуре, живописи, танцах и пантомиме отразились связанные с Кришной сюжеты Махабхараты, а также древних преданий Вишну-пураны и Бхагавата-пураны. Главный центр кришнаизма город Матхура — легендарная родина пастуха Кришны по его мифической биографии, изложенной в Бхагавата-пуране.

В последнее время кришнаизм получил популярность в странах Европы и Америки в форме неоиндуистской секты Международное общество сознания Кришны.

М. Ф. Альбедиль

КРОВНАЯ МЕСТЬ

кро́вная месть, обычай, требующий обязательного возмездия за убийство человека или нанесение ему увечий. Кровная месть представляла собой одно из наиболее действенных средств социальной регуляции и защиты личности или группы в обществах, где отсутствовала или слабо проявлялась государственная власть. Чаще всего кровная месть осуществляется ближайшими родственниками пострадавшего в форме убийства или нанесения аналогичных телесных повреждений ("кровь за кровь"). Уклонение от кровной мести считалось величайшим позором, а соблюдение его — первейшей доблестью. Нередко родственники, не отомстив за смерть человека, не могли вступить в права наследования. Обычно кровная месть осуществлялась открыто, акт отмщения предавался всеобщей гласности. При этом принцип перенесения вины индивида на его сородичей при неразработанности принципа равноценности возмездия часто превращал кровную месть в длительные кровопролитные междоусобицы между родственными группами или даже племенами, порой заканчивавшиеся их полным истреблением. Классический пример кровной мести — корсиканская вендетта. В условиях государствообразования при кодификациях обычного права кровная месть чаще всего узаконивалась, но предпринимались меры к её упорядочению. Так, устанавливался принцип равного возмездия (талионное право), объекты возмездия ограничивались непосредственными виновниками преступлений, ограничивались сроки отмщения и регламентировались его формы, вводилась система замещавших физическую расправу материальных выкупов-композиций и т. п. Композиции, а также иные способы замещения реальной мести известны и в традиционных нормативных системах — всевозможные поединки чести, обычаи символической смерти (виновный ритуально посвящает себя убитому, "вручает ему свою жизнь", родственники покойного прощают вину взамен на выполнение комплекса различных обязательств по отношению к ним — например славянские покоры) и т. д. В развитых государственных системах кровная месть обычно преследуется законом, но иногда укореняются модифицированные традиции кровной мести, а в преступной среде и продолжают бытовать даже в условиях современных индустриальных культур (например, внедрение традиций сицилийской кровной мести в мафиозные организации США и др.).

О. Ю. Артёмова

КРУГОВАЯ ПЛАНИРОВКА ПОСЕЛЕНИЯ

круговая планировка поселения, тип поселения с круговым расположением построек. Смотри также Кольцевая планировка поселения.

КУБЫЗ

кубыз, см. Кобуз.

КУВАДА

кува́да (от франц. couvade — "высиживание яиц"), обрядовая имитация отцом акта деторождения во время родов жены или сразу после них с целью утвердить или продемонстрировать свои права на ребёнка. Он симулирует родовые схватки, ложится в постель роженицы, принимает поздравления с благополучным для него исходом родов, нянчит ребёнка и т. п. Кувада включает также множество приёмов охранительной магии, направленных на обеспечение здоровья роженицы и младенца.

В. А. Попов

КУЗЕННЫЙ БРАК

кузе́нный брак, форма обязательного или предпочтительного брака (см. Брак), распространённая преимущественно в доклассовых и раннеклассовых обществах, а также в элитных слоях более развитых обществ. Различают два основных вида кузенного брака.

1) Кросскузенный (перекрёстно-кузенный) брак — брак между кросскузенами (перекрёстными двоюродными братьями и сёстрами) — детьми разнополых сиблингов. Существует три разновидности кросскузенных браков: матрилатеральный — с детьми брата матери; патрилатеральный — с детьми сестры отца; билатеральный — двусторонний. Последняя часто рассматривается в качестве основного механизма реализации эпигамии, при этом матрилатеральные и патрилатеральные кросскузены терминологически не различались, точнее, совпадали.

2) Ортокузенный (параллельно-кузенный) брак — брак между ортокузенами (параллельными двоюродными или троюродными братьями и сёстрами) — детьми однополых сиблингов. Существует 2 разновидности ортокузенных браков: матрилатеральный — с детьми сестры матери; патрилатеральный — с детьми брата отца. Ортокузенный брак часто используется в целях сохранения имущества в рамках большесемейной общины или патронимии (матрилатеральный — у туарегов; патрилатеральный — у арабов, малагасийцев, ряда этносов Дагестана и Средней Азии).

В. А. Попов

КУКЕР

кукер, ряженый на масленицу у болгар.

КУКСУ

куксу, культурный герой у индейцев Калифорнии. Посвящённые ему эзотерические мужские ежегодные церемонии, связанные с инициациями, сопровождались танцами в огромных головных уборах — отсюда название культа куксу — "Большая голова".

КУЛА

кула, система обмена на островах Тробриан и прилегающих островах и районах Новой Гвинеи. Под другими названиями распространена во всей Меланезии и Полинезии.

КУЛАХ

кулах, кулях, мужской войлочный колпак у народов Передней и Средней Азии.

КУЛЕШ

кулеш, кулиш, похлёбка из муки или крупы с мясом и луком у народов Восточной Европы.

КУЛИЧ

кулич, пасха, паска, сдобный хлеб с пряностями, приготовляемый на Пасху у восточных славян.

КУЛМЭК

кулмэк, женское платье у татар. См. Койлек.

КУМБИТ

кумбит, обычай взаимопомощи африканского происхождения у гаитийцев.

КУМОВСТВО

кумовство́, компадразго, форма родства искусственного, возникшая на основе отношений между кумовьями — крёстными отцом и матерью с родителями крестника и другие.г с другом. Кумовство использовалось у христианских народов в целях взаимопомощи и воспитания детей-крестников.

В. А. Попов

КУМЫС

кумыс (тюрк.), кисломолочный напиток из кобыльего молока у скотоводческих народов Азии.

КУНАЦКАЯ

кунацкая, комната в доме или отдельная постройка в усадьбе для гостей у народов Кавказа.

КУНАЧЕСТВО

куначество, обычай побратимства у народов Кавказа.

КУНЕК

кунек, женская рубаха у тюркских народов Алтая. См. Койлек.

КУПАЛА

купала, иван купала, Иванов день у восточных славян.

КУРАЙ

курай, духовой музыкальный инструмент у башкир и татар — продольная флейта из стебля зонтичного растения.

КУРЗЕ

курзе, кюрзе, род вареников с мясной, овощной или творожной начинкой у народов Кавказа. Ср. Хинкал, Манты.

КУРНАЯ ИЗБА

курная изба, чёрная изба, помещение, топившееся печью без дымохода, у русских и др. народов Восточной Европы. Дым выходил через дверь и спец. отверстия в стене или крыше — волоковые окна.

КУРНИК

курник, праздничный (часто — свадебный) пирог с начинкой из курицы или мяса, рыбы и др. у русских.

КУРОДЗУМИ-КЁ

Куродзу́ми-кё, синтоистская секта. Названа по имени основателя — потомственного синтоистского жреца Куродзуми Мунэтада (1780—1850) из города Окаяма. В возрасте 33 лет Куродзуми теряет обоих родителей, ставших жертвой эпидемии, и тяжело переживает их смерть. Переживания приводят к тому, что он сам надолго заболевает. В этот период в своих духовных исканиях он особенно часто обращается с молитвами к солнечной богине Аматэрасу-Омиками и вдруг приходит к заключению, что бог и человек составляют единую сущность, и поэтому нет ни рождения, ни смерти, а есть вечная жизнь. Датой основания Куродзуми-кё считается 11 ноября 1814 — день, когда её основатель получил откровение божества. Оправившись от болезни, Мунэтада возобновляет свои жреческие обязанности, но всё свободное время проповедует собственные идеи, которые в 1846 были записаны в своде Осадамэкёги, ставшем своего рода исповеданием секты. Организационно движение, основанное Куродзуми, оформляется после смерти наставника, когда его ученики объединяются в религиозную ассоциацию и открывают миссии в других провинциях. Миссионерская деятельность поддерживалась местной феодальной элитой, поскольку учение не противоречило ни официальному синтоизму, ни существовавшим социальным отношениям. После реставрации Мэйдзи (1868) учение Куродзуми распространяется среди самых разных слоёв общества. В 1876 правительство признало Куродзуми-кё в качестве независимой синтоистской секты. В 1885 секта открывает в Окаяма храм Мунэтада. В конце эпохи Мэйдзи движение переживает стагнацию из-за несоответствия его доктрины популярным тогда идеям прогресса. С этого времени Куродзуми кё существует как небольшая региональная секта.

Согласно вероучению Куродзуми-кё, Вселенную создала солнечная богиня Аматэрасу Омиками, которая рассматривается как сущность всех составляющих многообразие мира предметов и явлений. Человек также является одним из проявлений божественной природы, его постоянный контакт с Аматэрасу возможен на основе некой духовной субстанции, пронизывающей Вселенную. Единство бога и человека есть «дайсэймэй» («великий источник жизни»). Бог присутствует во всём, и сама повседневная жизнь с её традиц. укладом определяется как источник благодати, так как именно в повседневном труде проявляются такие добродетели, как искренность и товарищество. Куродзуми-кё благословляет жизнь такой, какая она есть с её бедами и лишениями, потому что именно трудности способствуют сохранению лучших человеч. качеств, благодаря которым можно достичь и счастья, и богатства.

Культовая практика Куродзуми-кё состоит из магических действий, гаданий, целительства, ритуальных очищений. Штаб-квартира Куродзуми-кё и её главный культовый комплекс традиционно располагаются в городе Окаяма префектуры того же названия.

Во второй половине XIX в. в результате миссионерской деятельности секта снискала значительное число сторонников во многих провинциях Японии, особенно в Тюгоку (юго-запад острова Хонсю), Кинки (запад центральной части острова Хонсю), Токио (в северной части этого же острова), а также на юге острова Кюсю. В XIX в. после падения популярности Куродзуми-кё основным местом локализации секты становится её исторический центр — префектура Окаяма.

Число сторонников Куродзуми-кё продолжает сокращаться. В настоящее время оно едва ли превышает 200 тыс. человек.

К. Л. Банников

КУРСИ

курси, кюрси, сандал (перс.), котацу (япон.), отопительное устройство у народов Азии — жаровня под табуретом или столом, накрытым одеялом.

КУРУТ

курут, курт, хурут (бурят.), корт (тат.), сухой сыр у скотоводческих народов Азии. Заготавливался впрок, заменял хлеб.

КУТЬЯ

кутья, кутя, обрядовое (обычно поминальное) блюдо у восточных славян — сладкая каша, часто на меду и с изюмом.

КУУРМА

куурма, см. Кавурма.

КУХЛЯНКА

кухлянка (чукот. ирын, коряк. ямочгын), глухая мужская и женская одежда у народов северо-востока Сибири. Шилась в два слоя из оленьих шкур, а также собачьих, шкур морских животных и др.

КУЧЕВАЯ ПЛАНИРОВКА ПОСЕЛЕНИЯ

кучевая планировка поселения, тип планировки: постройки в поселении образуют скопления.

КУШИТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУШМА

кушма, длинная рубаха, первоначально из тапы, у индейцев Андского нагорья.

КХО

кхо, читральцы, народ на севере Пакистана. Живут на территории бывшего княжества Читрал. Численность 250 тыс. человек. Говорят на языке кховари (читрали, или арнийя) дардской подгруппы индоарийской группы индоевропейской семьи. Верующие кхо — мусульмане (в основном шииты-исмаилиты).

В древности испытали влияние бактрийцев и кушан, позднее — таджиков и пуштунов. В течение нескольких веков княжеством Читрал правила династия князей, носивших титул мехтар.

Основные занятия: пашенное земледелие (ячмень, просяные и некоторые бобовые), скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот). Ремёсла: резьба по дереву, обработка металла (некоторые деревни славятся своими кузнецами и медниками). Материальная культура изучена слабо.

Сохранились пережитки домусульманских верований — почитание богов и духов.

В. И. Кочнев

Этнонимы: кхо, читральцы

КЫШТАК

кыштак, кыштаг, см. Кишлак.

КЭГОН-СЮ

Кэ́гон-сю (школа сутры Аватамсака), одна из нарских школ японского буддизма, оформившаяся на базе учения сутры Аватамсака, проникшего в Японию из Китая в VIII в. Основателем Кэгон-сю считается корейский монах Синдзё, который впервые выступил с проповедью сутры Аватамсака в Нара в 740. Большую роль в популяризации учения Кэгон-сю сыграл Робэн (689—773), ставший первым настоятелем головного храма школы — Тодайдзи (Нара), широко известного в Японии и за её пределами гигантской статуей Будды Рушана. Идеологи Кэгон-сю подразделяют всё учение Шакьямуни на пять групп в порядке увеличения глубины: учение хинаяны, элементарные догмы махаяны, конечная доктрина махаяны, утверждающая наличие «сущности Будды» во всех живых существах, учение о внезапном «просветлении» (дзэн) и совершенная доктрина махаяны, а именно, учение самой Кэгон-сю. Вселенная рассматривается как совершенное единство всего сущего, в котором все «единичные сущности» взаимопроникают и сливаются друг с другом. Таким образом доказывается конечное тождество между абсолютом и феноменальными уровнями бытия и отсутствие сущностных различий между феноменами. Учение Кэгон-сю внесло большой вклад в формирование японского буддизма, но в настоящее время практически не пользуется влиянием среди верующих. Хотя Тодайдзи является наиболее посещаемым среди всех буддийских храмов Японии, число адептов Кэгон-сю не превышает 46 тыс.

Г. Е. Светлов

КЮРСИ

кюрси, см. Курси.

КЮСЛЕ

кюсле, гусли у марийцев.

КЮФТА

кюфта, варёные тефтели из растолчённого мяса у азербайджанцев и армян.

КЯМАНЧА

кяманча, см. Кеманча.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV