Народы и религии мира
Статьи на букву "Р" (часть 2, "РИС"-"РЯЖ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 2, "РИС"-"РЯЖ")

РИССЁ КОСЭЙ КАЙ

Риссё́ косэ́й кай (общество по утверждению истинного закона и совершенствованию сообщества верующих), необуддийское движение в Японии, возникшее в 1938 в результате выхода группы верующих из Рэй ю кай. Сохраняя в культе ряд элементов, общих с Рэй ю кай, делает упор на проповеди сутры лотоса благого закона как основного буддийского текста и практике групповых собеседований — ходза, цель которых — помочь верующим осознать свои недостатки, раскаяться и тем самым найти путь к моральному усовершенствованию. Получило развитие после 2-й мировой войны. Пользуется поддержкой мелких и средних городских слоёв, части служащих. Ведёт активную работу среди молодёжи. Имеет издательство, ряд учебных заведений и культурных сооружений. Играет заметную роль в буддологических исследованиях (публикации и комментарии буддийских текстов, издание популярной литературы по буддизму). Активно участвует в благотворительных кампаниях, в оказании помощи развивающимся странам по линии учреждений ООН. Последовательно выступает за диалог с другими конфессиями. Играет ведущую роль в Ассоциации новых религий Японии, объединяющей значительную часть новых общественно-религиозных движений. Выступило в числе инициаторов проводящихся с 1970 международных конгрессов религиозных деятелей под лозунгом «Религия и мир». 1—1,5 млн. членов (оценка). Имеются филиалы за рубежом.

Г. Е. Светлов

РИССЮ

Риссю́, японская буддийская школа. Основана в 756 китайским монахом Цзяньчжэнем (688—763), приехавшим в Японию в 754. Прообразом Риссю являлось одно из течений китайской буддийской школы Люй с центром на горе Наньшань.

Главным условием достижения нирваны идеологи Риссю объявляли строгое следование заповедям, что нашло отражение и в названии школы («рицу» — «установление», «сю» — «[буддийская] школа»). Священное писание Риссю «Установления в четырёх разделах» в 60 свитках — переведённый в VI в. с санскрита на китайский язык свод дисциплинарных правил школы Дхармагупта, одной из 20 индийских хинаянистских школ. В догматике Риссю, систематизированной в трактатах-комментариях к «Установлениям», центральное место занимает описание и классификация заповедей, среди которых 250 являются обязательными для монахов и 348 — для монахинь. Заповеди делятся на «запрещающие» (не убивать, не красть, не лгать и т. д.) и «предписывающие» (соблюдать обеты, делать подаяния, всегда быть спокойным и др.). Формально большинство заповедей хинаянистские, однако их соблюдение признаётся необходимым и для последователей махаяны. Собственно махаянистскими являются заповеди, регулирующие благотворительную деятельность по образцу деяний бодхисатвы. Доктринально необходимость строго блюсти заповеди обосновывалась с точки зрения виджнянавады, второго ведущего течения махаяны: заповеди толковались в качестве «семян», хранящихся в так называемом «сознании-хранилище» и «искуриваемых» оттуда.

Расцвет Риссю пришёлся на VIII—IX вв. После упадка в X—XI вв. наблюдался определённый рост влияния школы в XIII—XIV вв.

В настоящее время в Японии наряду со школой Риссю (главный храм Тосёдайдзи в городе Нара) существует также школа Сингон Риссю (главный храм Сайдайдзи в городе Нара), на учение которой и религиозную практику её адептов большое влияние оказал эзотерический буддизм (см. Сингон).

Численность приверженцев Риссю, по устаревшим данным, несколько превышает 50 тыс. человек.

А. Н. Игнатович

РОВДУГА

ровдуга, оленья или лосиная замша у народов Сибири.

РОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОДСТВО

родство́, связь между людьми (родственниками), обусловленная общностью их происхождения — одного лица от другого (прямая линия родства) или разных лиц от общего предка (боковые линии родства). Существуют два основных вида родства: кровное (реальное, биологическое), определяемое естественной генетической близостью, и социальное, представляющее собой санкционированную обществом систему родственных отношений, за пределами которой даже биологически близкие родственники не считаются таковыми (см. Счёт родства, Системы родства). Отношения родства были универсальной основой, на которой строились конкретные формы социальной и потестарной организации доклассовых и раннеклассовых обществ. Поэтому в этих обществах были широко распространены различные формы родства искусственного. Различают родство близкое и дальнее, прямое и боковое (коллатеральное), восходящее (от потомков к предкам) и нисходящее (от предков к потомкам), а также степени родства, указывающие на близость кровных связей между родственниками: родители и дети — родственники первой степени, братья и сёстры (сиблинги) — второй степени и т. д. Одной из форм социального родства считается родство по браку (свойство).

В. А. Попов

РОДСТВО ИСКУССТВЕННОЕ

родство́ иску́сственное (фиктивное, названое, крёстное, псевдородство, квазиродство, сродство), разновидность социального родства, повсеместно распространённая в позднепервобытных и раннеклассовых обществах — в формах адопции, побратимства, куначества, аталычества, кумовства, братства "по кораблю", шуточного родства (см. подшучивание), родства территориального и др. для установления или укрепления хозяйственных, социальных и идеологических связей, в целях взаимопомощи и взаимозащиты. В категориях родства искусственного на ранних стадиях развития общества выражались потестарно-политические отношения и территориальные связи (см. Родство территориальное). Родство искусственное строилось по модели кровного родства и воспринималось как реальные родственные отношения. Различают родство искусственное индивидуальное и коллективное (групповое), горизонтальное (породнение равных, например братства) и вертикальное (породнение неравных, как в случаях установления отношений патроната-клиентеллы, сюзеренитета-вассалитета), а также казуальные (целенаправленные) и ритуальные (обрядовые) формы родства искусственного.

В. А. Попов

РОДСТВО ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ

родство́ территориа́льное (соседское, общинное), разновидность родства искусственного, широко распространённая в позднепервобытных и раннеклассовых обществах для установления или укрепления хозяйственных и социально-политических отношений между соседними общинами и другими локальными группами. Все отношения между субъектами родства территориального выражались в терминах родства и свойства. Следствием родства территориального могло быть введение для группы неродственных, но соседствующих родов, общей для всех экзогамии (например, институт доха у народов Нижнего Амура), а также признание общего происхождения для всего населения данной территории (у адыгов, северных бурят и другие.гих). Родство территориальное характерно и для взаимоотношений соседних деревенских общин у русских и другие.гих славян.

В. А. Попов

РОНГ

ронг, роонг, мужской дом у малых народов Вьетнама.

РОССИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ СВОБОДНАЯ ЦЕРКОВЬ

Росси́йская правосла́вная свобо́дная це́рковь, православная церковная организация, не подчиняющаяся Русской православной церкви. Сформировалась из приходов, которые в 1989 и последующие годы перешли из ведения Московского патриархата под юрисдикцию Русской православной церкви за границей. В 1991 из этих приходов была образована Российская православная свободная церковь как подразделение Русской православной церкви за границей, действующее на территории бывшего СССравни Однако в 1995 между Российской православной свободной церковью и Архиерейским синодом Русской православной церкви за границей произошёл разрыв и Российская православная свободная церковь вышла из-под его ведения.

По догматике и культу Российская православная свободная церковь практически не отличается от Русской православной церкви. Высшим органом Российской православной свободной церкви является Всероссийское временное церковное управление, старшим членом которого выступает архиепископ Суздальский и Владимирский. В церкви служат 6 епископов. Приходы Российской православной свободной церкви имеются в Суздале, Москве,Санкт-Петербурге, Тюмени,Уссурийске и некоторых других городах России. Численность последователей Российской православной свободной церкви незначительна. В основном это русские.

К Российской православной свободной церкви примкнуло небольшое число общин Истинно православной церкви.

О. Е. Казьмина

РТВЕЛИ

ртвели, праздник окончания сбора винограда у грузин.

РУБАБ

рубаб, см. Ребаб.

РУБАИ

рубаи (араб., букв. — учетверённый), лирический жанр персидской поэзии, четверостишия. Широко распространился в Передней и Средней Азии, расцвет — в XI в., с XII в. вытесняется газелями.

РУБЦЕВАНИЕ

рубцевание, см. Скарификация

РУМЫНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Румы́нская правосла́вная це́рковь, одна из автокефальных православных церквей. На территорию современной Румынии христианство было принесено в IV в., а возможно и раньше, римскими воинами и колонистами. Вначале здесь получила распространение западная форма христианства. Поворот к Константинополю произошёл, когда территория современной Румынии входила в состав Болгарского царства. Во время турецкого господства епископат румынской церкви состоял преимущественно из греков. В XIX в. возникли две автокефальные церкви, объединившие румынских православных верующих: одна в Трансильвании, входившей в состав Габсбургской империи, другая была создана Вселенским патриархатом в 1885 в королевстве Румыния. Кроме того, часть православных румын входила в Черновицкую митрополию, объединявшую живших на территории австрийского государства и исповедовавших православие румын и сербов (Смотри статью Сербская православная церковь). Румынская православная церковь образовалась в результате слияния этих двух церквей и румынских приходов Черновицкой митрополии в 1925. Архиепископ Бухарестский получил титул патриарха Румынской православной церкви. В 1923, по конституции Румынии, Румынская православная церковь получила статус государственной. После прихода коммунистов к власти в Румынии положение Румынской православной церкви ухудшилось; особенно большие притеснения наблюдались в последние годы правления Н. Чаушеску. С падением режима Чаушеску Румынская православная церковь стала вновь играть заметную роль в жизни страны.

По догматике и культу Румынская православная церковь практически не отличается от других православных церквей. Возглавляется церковь патриархом, резиденция которого расположена в Бухаресте. В составе церкви 13 епархий, которые объединяются в 5 митрополий.

Румынская православная церковь — самая многочисленная после Русской православной церкви автокефальная православная церковь. Она насчитывает в Румынии 20 млн. приверженцев. В подавляющем большинстве это румыны. Православными является и бо́льшая часть румын, живущих в ряде других европейских стран, США, Канаде, некоторых странах Южной Америки, Австралии и Новой Зеландии. Под юрисдикцией Румынской православной церкви находится Французская православная церковь, имеющая статус автономной епископии.

В рамках Румынской православной церкви в последние годы возникло неофициальное «обновленческое» движение, называющее себя Армией Господа, приближающееся в некотором отношении к евангелистскому протестантизму и резко враждебно относящееся к руководству Румынской православной церкви. Это движение наиболее влиятельно в северных сельских районах Румынии. Численность его сторонников, по очень приблизительной оценке, — 300 тыс. человек.

О. Е. Казьмина

РУНЫ

руны, 1) древнегерманский алфавит; 2) эпические песни у финноязычных народов.

РУССКАЯ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Ру́сская древлеправосла́вная це́рковь, одна из организаций старообрядцев-поповцев. Иерархия этой церкви была возобновлена в 1923, когда в старообрядчество перешёл бывший иерарх Русской православной церкви, примкнувший к обновленчеству, архиепископ Саратовский и Петровский Николай (Позднев), начавший рукополагать для своей церкви священников. До 1923 эта группа старообрядцев оставалась без епископов, поскольку Белокриницкую иерархию она не признала из-за подозрения, что основавший её митрополит Амвросий был крещён обливанием, а не погружением в воду. В 1929 в Русскую древлеправославную церковь перешёл Свердловский епископ Стефан (Расторгуев), и, таким образом, иерархия в ней стала полной, что дало возможность хиротонисать своих епископов.

По догматике Русская древлеправославная церковь идентична Русской православной церкви, отличаясь от неё прежде всего сохранением древней обрядности. Духовным центром церкви является город Новозыбков Брянской области, где находится резиденция её главы - Древлеправославного архиепископа Новозыбковского, Московского и всея Руси.

По разным оценкам численность последователей Русской древлеправославной церкви колеблется от 400 тыс. до почти 800 тыс. человек (последняя цифра даётся самой Русской древлеправославной церковью). Её сторонники живут в Нижегородской, Читинской областях, в Башкирии, Пермской, Кемеровской, Брянской, Волгоградской областях, Красноярском крае, Бурятии, Саратовской, Свердловской, Иркутской областях, Удмуртии, Алтайском крае, Оренбургской, Самарской, Курской, Московской областях, Краснодарском крае и др.

Пять приходов Русской древлеправославной церкви имеются в Румынии. По этнической принадлежности подавляющее большинство последователей Русской древлеправославной церкви - русские. В Читинской области и Бурятии они образуют этнографическую группу семейских.

О. Е. Казьмина

РУССКАЯ ПЕЧЬ

русская печь, тип печи у восточных славян — большая, кирпичная, реже — глинобитная, с подом, широким устьем, высоким сводом и большой лежанкой. Имела универсальное назначение: для выпечки хлеба, приготовления пищи, обогрева, иногда — мытья и т. п. Располагалась напротив переднего угла.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ

Ру́сская правосла́вная це́рковь за грани́цей, церковная организация, отделившаяся от Русской православной церкви. Известна также под названием Карловацкой церкви. Русская православная церковь за границей была образована в 1921 русским православным духовенством, находившимся в эмиграции. Первые русские православные церкви появились за границей ещё в XVIII в. В XIX - начале XX вв. русские храмы действовали во многих городах Европы, а также в Китае, Северной и Южной Америке. До 1920 они в каноническом отношении подчинялись Петроградскому митрополиту. После установления в России советской власти эмиграция духовенства и верующих, подвергавшихся жестоким репрессиям, резко усилилась. Связь зарубежных епархий с Московской патриархией была нарушена. Во время гражданской войны оторванными от центра оказались и церковные епархии, находившиеся на территории, занятой Белой армией. Эти епархии переходили на самоуправление, создавая свои временные центры. Один из таких центров (Высшее церковное управление) возник на юге России. В 1920 аппарат Высшего церковного управления выехал из России, обосновавшись по приглашению Вселенского патриарха в Константинополе. В 1921 по приглашению сербского патриарха это управление было переведено в Югославию - в город Сремские Карловцы (по названию этого города зарубежную церковь и именуют Карловацкой). В ноябре 1921 в Сремских Карловцах прошёл первый Всезарубежный собор русского рассеяния. После того как в мае 1921 патриарх Тихон под давлением советских властей был вынужден распустить Высшее церковное управление, взамен его были созданы Архиерейский собор (высший церковный орган) и Архиерейский синод (центральный исполнительный орган).

Когда в 1927 под нажимом руководства страны митрополит Сергий потребовал от духовенства и верующих Советского Союза полной лояльности по отношению к советской власти и подобное требование было предъявлено также Русской православной церкви за границей, она полностью порвала отношения с Русской православной церковью. Вместе с тем в специально принятом послании подчёркивалось, что зарубежная часть Русской церкви продолжает считать себя неразрывной, духовно-единой ветвью Матери-Церкви и не претендует на автокефальность. С тех пор Русская православная церковь за границей стала рассматривать себя «свободной частью» Русской церкви, а патриаршью церковь - «несвободной частью» Русской церкви. Русская православная церковь за границей официально не признана ни одной православной автокефальной церковью.

Отношения между Русской православной церковью за границей и Русской православной церковью всегда были напряжёнными. Зарубежная церковь обвиняла Русскую православную церковь в сотрудничестве с атеистической советской властью и с КГБ, а также в том, что её руководство закрывало глаза на гонения, которым подвергались духовенство и верующие.

Догматических и культовых различий между Русской православной церковью за границей и Русской православной церковью почти нет. Они касаются лишь сонма святых. Так, в 1981 Архиерейский синод Русской православной церкви за границей канонизировал русских новомучеников и исповедников, погибших за веру при советской власти, в частности, к лику святых была причислена расстрелянная большевиками царская семья.

В настоящее время Русская православная церковь за границей объединяет 18 епархий (6 из них находятся в США, 5 - в Европе, 3 - в Южной Америке, 2 - в России, по одной - в Канаде и Австралии). Духовный центр церкви располагается в Джорданвилле (недалеко от Нью- Йорка).

Русская православная церковь за границей отмечает в основном те же праздники, что и Русская православная церковь. Большое внимание зарубежная церковь уделяет сохранению у эмигрантов русских традиций и русского языка.

Численность последователей Русской православной церкви за границей в 1988 составляла 150 тыс. человек. В своём подавляющем большинстве это русские эмигранты и их потомки. Наибольшее число последователей Русской православной церкви за границей живёт в США, Канаде, Германии и Франции. Приходы этой церкви имеются более чем в 30 странах мира (также в Бельгии, Нидерландах, Ливане, Турции, Австралии, Новой Зеландии и др.). В последние годы Русская православная церковь за границей начала свою деятельность на территории России и под её юрисдикцию перешли некоторые приходы Русской православной церкви.

О. Е. Казьмина

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КИЕВСКОГО ПАТРИАРХАТА

Ру́сская правосла́вная це́рковь Ки́евского патриарха́та, раскольническая организация, созданная бывшим ногинским священником архимандритом Адрианом (Стариной), запрещённым Русской православной церковью в служении за нарушение правил церковной жизни и рукоположенным одним из руководителей Украинской православной церкви Киевского патриархата Филаретом в епископы. В состав этой организации вошли 6 православных приходов России. Численность её сторонников очень незначительна.

О. Е. Казьмина

РУШНИК

рушник (укр.), ручник (бел.), полотенце у восточных славян, обычно с вышитым или тканым узором.

РУШНИКОВЫЙ ГОЛОВНОЙ УБОР

рушниковый головной убор, то же, что полотенчатый головной убор.

РЫБНИК

рыбник, пирог с целиком запечённой рыбой у народов Восточной Европы.

РЭЙ Ю КАЙ

Рэй ю кай (общество друзей духа), необуддийское движение в Японии, восходящее к вероучению нитирэнизма. Основано в 1925. Сочетает культ сутры лотоса благого закона с практикой поминания предков, которая объявляется квинтэссенцией сутры. В первоначальный период в Рэй ю кай преобладали шаманистские элементы. В довоенные и первые послевоенные годы Общество объединяло наиболее консервативных представителей мелких и средних городских слоёв, усматривавших в культе Рэй ю кай идеологическую основу для сохранения традиционного семейного уклада. Начиная с 1970-х гг. развернуло работу по привлечению молодёжи, используя для этого различные формы рекреационной деятельности. Получило широкую известность благодаря организации молодёжных встреч под лозунгом «Путешествие внутрь себя». Уделяет большое внимание проблемам морального воспитания. В 1930-е и в начале 1950-х гг. от Рэй ю кай откололся ряд групп, положивших начало таким необуддийским организациям, как Риссё косэй кай, Буссё гонэн кай, Мёти кай и другие.гие, составляющим ныне основную массу новых общественно-религиозных движений Японии, восходящих к буддизму. Около полумиллиона членов (оценка). Зарубежные филиалы в ряде стран Америки, Азии и Европы.

Г. Е. Светлов

РЭМИДЖ

рэ́мидж (англ. ramige от rame — ветвь, ответвление), амбилинейная кровнородственная группа (см. Амбилинейность), сформированная на основе учёта генеалогического старшинства. Подобно унилинейному линиджу (см. Унилинейность), рэмидж подвержен членению по образцу ветвящегося дерева, способен создавать иерархию сегментов, носит название в честь общего предка, часто имеет свою эмблему. Рэмидж играет ведущую роль в отношениях собственности, религиозной и потестарной сферах, как правило, в регуляции браков, при том что экзогамия для рэмиджа не обязательна. Подобно линиджу различают разные уровни рэмиджей от "минимального" (кровнородственное ядро расширенной семьи) до "максимального".

Рэмидж подразделяется на два типа: 1) "неограниченный" рэмидж автоматически включает в себя всех без исключения потомков предка-основателя и обусловливает множественность членства (по количеству известных предков) — в перекрывающих друг друга рэмиджах; 2) "ограниченный" рэмидж включает только тех потомков, которые живут вместе в силу выбранного ими брачного поселения.

Приведённая трактовка рэмиджа предложена в 1957 английским антропологом Р. Фиртом. До этого в науке имело хождение принадлежащее тому же автору понимание рэмиджа как унилинейной структуры.

Наибольшее развитие рэмидж получил в традиционных обществах Полинезии и Микронезии.

И. Ж. Кожановская

РЯДОВАЯ ПЛАНИРОВКА ПОСЕЛЕНИЯ

рядовая планировка поселения, то же, что линейная планировка поселения.

РЯЖЕНИЕ

ряжение, ритуальное переодевание у народов Европы, особенно на святки и масленицу. Часто сопровождает театрализованные представления, игры, колядование и т. п. Смотри также Кукер.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV