Народы и религии мира
Статьи на букву "Ч"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч"

ЧАБАН

чабан, пастух-овчар у народов Кавказа и Средней Азии.

ЧАДАР

чадар (перс.), накидка, покрывало у народов Индии.

ЧАДРА

чадра (тюрк.), женское покрывало у мусульман, надеваемое на голову при выходе из дома.

ЧАДЫР

чадыр (тюрк.), женское покрывало у белуджей из светлого ситца, выкроенное полукругом и доходящее до земли.

ЧАЛМА

чалма (тюрк.), мужской головной убор у мусульман — многократно обёрнутое вокруг головы полотнище, обычно поверх шапки, фески или тюбетейки. Форма и цвет чалмы указывали на этническую, социальную, культовую принадлежность владельца.

ЧАНГ

чанг, вид цимбал в Средней Азии.

ЧАНМУЛЬГЁ

чанмульгё́, группа корейских синкретических сект. Другие названия — религия мульбопа, религия холодной воды.

Возникновение чанмульгё связано со знамением Ким Поннама, объявившего в 1943 о полученном им откровении об истинной сущности воды. Доктринальные положения секты, согласно утверждению её идеологов, объединяют истины конфуцианства, буддизма и даосизма. Особый акцент в чанмульгё делается на «сущности воды сердца», постижение которой, якобы, может решить три основные проблемы человечества. Как считают сектанты, человечество находится из-за своих грехов в глубоком упадке, и чтобы достичь просветления, людям необходимо пить холодную воду, петь заклинания и поститься. Общая численность последователей сект чанмульгё (всего их насчитывается более 20) превышает 100 тыс. человек.

Р. А. Силантьев

ЧАПАН

чапан, см. Шапан.

ЧАРДАШ

чардаш (венг. csárdás, от csárda — кабачок, трактир), венгерский танец; состоит из двух частей: меланхолического или патетического вступления (лассу), сопровождающего мужской круговой танец, и быстрого парного танца (фришки).

ЧАРЫК

чарык, чирки (тюрк.), обувь типа поршней у народов Средней Азии и Кавказа.

ЧАСОВЕННОЕ СОГЛАСИЕ

Часо́венное согла́сие, одна из групп старообрядцев. Образовалось в первой половине XIX в., выйдя из недр беглопоповства. Постоянно испытывая трудности со священниками, а во время гонений на старообрядцев в период царствования Николая I вообще оказавшись без них, группа старообрядцев-беглопоповцев, живших в районе Витебска, решила вовсе отказаться от иереев и заменить их наставниками, или уставщиками (из мирян). Богослужения стали проводиться в часовнях (откуда и название согласия). Таким образом, часовенные фактически превратились в беспоповцев, хотя и не причисляют себя к ним. Во второй половине XIX в. часовенные уже имелись также в Сибири и на Дальнем Востоке. После событий 1917 тысячи последователей часовенного согласия бежали в Китай и расселились там в провинции Синьцзян и в Маньчжурии. После провозглашения КНР большинство из них эмигрировало в Австралию, Новую Зеландию и некоторые страны Южной Америки (в частности, в Бразилию). В 1960-е гг. более тысячи часовенных переехали из Бразилии в США, а в 1970-е гг. некоторые из них перебрались в Канаду.

Богослужебная практика сторонников Часовенного согласия во многом сходна с принятой у других старообрядцев-беспоповцев. Истинным таинством часовенные считают только крещение, выполняемое руководителем общины. Брак, исповедь и причащение считаются по своему статусу ниже крещения. В качестве элементов причастия обычно используют хлеб и воду, когда-то освящённые иереем, а затем размноженные путём добавления обычных муки и воды. Часовенные полагают, что они должны воздерживаться от тесных контактов с иноверцами. Имеются некоторые пищевые запреты: в частности, не разрешается употреблять мясо плотоядных животных, продукты, содержащие кровь, большинство алкогольных напитков, кофе, чай.

По некоторым оценкам, численность сторонников Часовенного согласия составляет около 200 тыс. человек. В России они живут преимущественно в Свердловской, Оренбургской, Кировской, Пензенской, Курганской, Тюменской и Томской областях, Татарстане, Башкирии, Бурятии и Туве. Приверженцы Часовенного согласия имеются в США (в основном в штатах Орегон и Аляска), Канаде (преимущественно в северной части провинции Альберта), некоторых странах Латинской Америки, в Австралии и Новой Зеландии. По этнической принадлежности они русские.

В 1980-е гг. среди часовенных Северной Америки и Австралии произошёл раскол: часть их решила восстановить институт священства и присоединилась к румынской ветви Белокриницкой иерархии. Сходные процессы отмечены и у российских часовенных. Так, в Нижнем Тагиле община часовенных получила священника от епископа Екатеринбургского и Верхотурского Русской православной церкви, перейдя таким образом к Единоверческой церкви.

О. Е. Казьмина

ЧАСТУШКИ

частушки, рифмованные куплеты-четверостишия. Смотри также Пантун, Мани.

ЧЕГЕДЕК

чегедек (алт.), сигидэк (хак.), цэгдек (бурят.), верхняя одежда замужних женщин у народов Южной Сибири — нарядная длиннополая безрукавка, носилась поверх шубы.

ЧЕКМЕНЬ

чекмень, чикмень, чикман, чекпень (тюрк. — верхняя одежда), мужской кафтан из сукна у народов Средней Азии, Южной Сибири и Восточной Европы.

ЧЕРКЕСКА

черкеска, верхняя мужская одежда у народов Кавказа — суконный приталенный кафтан, расклешённый от талии, без воротника или со стоячим воротником, с узкими рукавами и газырями, в основном тёмного цвета, у знатных горцев — белая или светло-серая. Смотри также Чуха.

ЧЕРНЕНИЕ ЗУБОВ

чернение зубов, обычай у народов Юго-Восточной Азии.

ЧЕРНОГОРЦЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЁРНЫЕ МУСУЛЬМАНЕ

чёрные мусульмане, общее название для группы исламских сект, основными приверженцами которых являются представители чёрной расы. Движение чёрные мусульмане (или Чёрный ислам) зародилось в 1913 в США, когда афроамериканец Тимоти Дрью основал Мавро-американский научный храм.

Вероучение всех сект чёрных мусульман опирается на Коран, правда, нередко он бывает сильно изменён, а порой и вовсе переписан заново. Сунна принята лишь в единичных сектах. Признаются также сочинения идеологов сект, а в сектах, имеющих синкретический xарактер, используются и священные писания других религий. Общими чертами для всех групп чёрных мусульман являются специфическая интерпретация истории ислама и христианства (в частности, Иисус Христос и Мухаммед объявляются неграми, равно как и многие их сподвижники) и прoвозглашение ислама религией чёрной расы в противовес христианству — религии белых. Характерен для них также своеобразный «расизм наоборот» — африканцы провозглашаются богоизбранным народом, белые же в одних сектах провозглашаются просто неверными, в других — рассматриваются как демоны во плоти. Все направления чёрных мусульман стоят на позициях монотеизма, хотя многие мусульманские догматы ими не признаются либо сильно искажаются. Лишь единичные секты, например чёрные ханафиты, оставляют их без изменений. В ряде сект приняты некоторые положения индуизма, буддизма и другие.гих восточных религий. Важную роль в вероучениях практически всех сект играют фигуры их основателей, часто почитаемых за пророков или даже сыновей Аллаха, получивших откровение свыше. Пищевые запреты в основном соответствуют ортодоксально-мусульманским, однако в некоторых группах они значительно расширены. Чёрные мусульмане придерживаются так называемого мечетского суннизма, влияние же шиизма и суфизма в них практически не прослеживается.

Культовая практика чёрных мусульман существенно отличается от ортодоксально-мусульманской. Собрания проводятся либо в мечетях, либо в специальных помещениях (как и у ортодоксальных мусульман, обычно по пятницам); совершается совместная молитва, читаются Коран или его «исправленный» вариант, а также сочинения идеологов сект. В конце службы произносится проповедь. Во многих сектах чёрных мусульман есть подобие духовенства, на которое и возлагаются обязанности проведения собраний. К последователям других конфессий большинство чёрные мусульмане относится враждебно, нередко даже призывая к их физическому уничтожению.

В настоящее время существует около 10 различных сект чёрных мусульман, крупнейшими из которых являются Нация ислама, Мавро-американский научный храм и Чёрные ханафиты. Подавляющее большинство чёрных мусульман сосредоточено в США, где их численность достигает 1,5 млн. человек.

Р. А. Силантьев

ЧЁРНЫЙ ИУДАИЗМ

чё́рный иудаи́зм, общее название для группы маргинальных сект иудаизма у негров. В 1920 в США афроамериканец Ф. С. Черри создал первую секту чёрного иудаизма, названную им Церковью Бога, или Церковью чёрных иудеев. Он утверждал, что к нему явился Бог и назначил его своим пророком. Главными чертами догматики чёрного иудаизма являются признание истинными иудеями только негров и наделение всех библейских пророков, а в некоторых случаях и самого Господа Бога чёрной кожей. Вероучение большинства групп чёрного иудаизма опирается на Тору и Талмуд, однако в некоторых сектах принимаются отдельные положения христианства, в частности положения, имеющие эсхатологический характер. Мессианские чаяния чёрному иудаизму в целом не свойственны, хотя в вероучении ряда его групп харизматические лидеры играют существенную роль. Для части сект чёрного иудаизма характерно стремление вернуть своих членов на «историческую родину» (Израиль), причём такие попытки уже предпринимались.

Последователи чёрного иудаизма организуют синагоги, в которых по субботам проводят собрания. Во время них обычно читается Талмуд или Тора, причём верующие задают по ним интересующие их вопросы. В конце службы читается проповедь. В большинстве сект чёрного иудаизма женщины молятся отдельно от мужчин. В повседневной жизни строго соблюдаются пищевые и иные предписанные Талмудом запреты.

В настоящее время насчитывается до 20 сект чёрного иудаизма; общее число приверженцев, не считая членов синкретических «израилитских» сект Африки, не превышает 200 тыс. человек, которые сосредоточены главным образом в США. Наиболее крупными сектами чёрного иудаизма являются Церковь чёрных иудеев и Королевство божественной нации.

Р. А. Силантьев

ЧЕХИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ ГУСИТСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Чехослова́цкая гуси́тская це́рковь, одна из церквей реформированных католиков. До 1972 называлась Чехословацкой церковью. Была создана в январе 1920 на собрании 40 священников, после того как прошение, адресованное папе Бенедикту XV группой чехословацких священнослужителей и содержавшее требование об избрании епископов, демократизации церковного управления, использовании национального языка в литургии и отказе от обязательного целибата духовенства, было отклонено. Церковь возникла на базе свободной ассоциации католических священников «Еднота», образованной в 1890 и поставившей своей целью сделать литургическим чешский язык, отменить безбрачие священников и привлечь мирян к управлению церковью.

Среди сторонников созданной церкви возникли споры относительно её догматических основ. В борьбе между консерваторами и либералами вначале победили последние. В результате были отвергнуты доктрины о первородном грехе, почитании святых. Либеральное толкование получила христологическая доктрина: Иисус Христос признавался сыном Божьим лишь в этическом смысле. В модернистском духе истолковывалось и таинство причащения. Священное Писание рассматривалось лишь как одно из многих возможных свидетельств слова Божьего, причём допускалась критика Библии. С течением времени либеральные тенденции в Чехословацкой церкви заметно ослабли. Культ в Чехословацкой гуситской церкви напоминает католический, хотя и несколько упрощён.

Первый епископ Чехословацкой церкви был рукоположен ещё до её создания с соблюдением апостольской преемственности хиротонии, однако в знак протеста против возобладавших в церкви либералистских устремлений покинул её ряды. После его ухода принцип апостольской преемственности в рукоположении не стал соблюдаться. Епископы Чехословацкой гуситской церкви не рукополагаются, а избираются (с 1946 — не пожизненно, а на 7-летний срок), причём в их избрании участвуют и миряне. Пражский епископ носит титул епископа-патриарха.

В первые годы после образования Чехословацкой церкви она завоевала весьма большое число сторонников, но затем наметилась тенденция к постепенному снижению её влияния. В настоящее время численность последователей Чехословацкой гуситской церкви составляет 173 тыс. человек. Большинство из них — чехи.

П. И. Пучков

ЧИКМЕНЬ

чикмень, см. Чекмень.

ЧИЛИЙЦЫ

чилийцы

Чилийцы. Пастух-уасо.

чили́йцы, чиленьос (самоназвание), народ, основное население Чили. Общая численность 11,78 млн. человек, из них в Чили 11,4 млн. человек. Живут также в соседних районах Аргентины (200 тыс. человек), других странах Америки, Европе и Австралии. Говорят на местном варианте испанского языка. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие - в основном католики, среди протестантов преобладают пятидесятники.

Начало формирования чилийцев относится к периоду завоевания испанцами нынешних центральных районов Чили (от южных границ Атакамы до реки Био-Био) в середине XVI века. До конкисты здесь жили земледельческие племена индейцев пикунче (северных арауканов) и диагитов (300-500 тыс. человек). Испаноязычные чилийцы сложились на основе смешения индейцев с иммигрантами из Европы - испанцами, а со второй половины XIX века - с выходцами из других стран. В связи с колонизацией свободных земель на юге страны в 1850-60-х гг. в Чили прибывали немцы-иммигранты, затем баски, хорваты, ирландцы, итальянцы и особенно французы. Эмигранты из Европы, продолжавшие прибывать вплоть до начала 60-х гг. XX века, в основном быстро ассимилировались. За колониальный период из Европы в Чили переселилось 50-70 тыс. человек. В 1843 испаноязычное население составляло около 1,5 млн. человек. Ассимиляции индейцев способствовали смешанные браки (ввиду отсутствия достаточного числа женщин среди иммигрантов), экономические и социальные преимущества, которые получали метисы. До конца XIX века основную массу чилийцев составляли инкилино - крестьяне. Особую группу представляли переселенцы, обосновавшиеся на границе Араукании, южнее реки Мауле. Здесь меньшее значение имел индейский компонент, быстрее складывалось национальное самосознание. Население этого района сыграло важную роль в борьбе за независимость от Испании (1810-18), в последующих войнах с арауканами и др.

Современные чилийцы заняты в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, мясном животноводстве, земледелии (зерновые и субтропические культуры), лесном хозяйстве.

Материальная культура чилийцев южноевропейского типа (Смотри в статьях Испанцы, Португальцы) со значительным влиянием черт местной культуры индейцев. Традиционный тип "настоящего" чилийца - уасо - конный пастух с арауканской границы. Этот образ широко отражён в народном изобразительном искусстве, в музыкальном фольклоре. В народном творчестве сочетаются испанские и индейские традиции: фольклор близок к испанской народной поэзии, в ткачестве, производстве фигурной керамики, росписи и резьбе по дереву сильны индейские черты, танцы сходны с аргентинскими и перуанскими. Процесс культурного сближения арауканов с испаноязычными чилийцами продолжается.

Ю. Е. Берёзкин

Этнонимы: чилийцы, чиленьос

чилийцы

Чилийцы. Стремена уасо.

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, Санкт-Петербург.

ЧИМПОЙ

чимпой, вид волынки у румын и молдаван.

ЧИНАМПА

чинампа (исп. chinampa, из яз. науатль), земельный участок на искусств. островке у народов Мезоамерики.

ЧИРКИ

чирки, см. Чарык.

ЧИТЕК

читек, полусапожки из мягкой кожи у татар.

ЧОГЕ

Чоге́, Чогеджон, одна из самых крупных школ в современном буддизме в Республике Корея, имеющая наибольшее число последователей.

Чоге оформилась в 1954 в результате дискуссии среди корейских буддийских монахов по поводу обета безбрачия. В период японского господства в Корее (1910—45) корейским буддийским монахам по примеру японских было разрешено вступать в брак. Согласно же корейской традиции, буддийские монахи должны были придерживаться безбрачия. Школа Чоге поддержала идею безбрачия монахов и священнослужителей.

Истоки, догматику и наименование своей школы основатели Чоге склонны возводить к идеям и практике двух корейских сон-буддийских религиозных деятелей, живших в период государства Корё, — Чинуля (Поджо) (1157—1210) и Тхэго Поу (1301—1382). В 1356 Тхэго объединил 9 школ сон-буддизма в одну, назвав её Чоге. По преданию, это название, использовавшееся ранее Чинулем, восходило к наименованию деревни в китайской провинции Гуандун, где в 677 был построен храм сторонниками махаяны. Девизом Чоге стали слова Тхэго: «Беспристрастность в постижении как мудрости, так и сосредоточенности». Уже в период средневековья школа Чоге восприняла многие положения корейского канонического буддизма (кёджон).

Догматика Чоге основана на принципах школы махаяны. Главный храм Чоге —Чогеса находится в Сеуле. Внутри Чоге запрещено функционирование малых сект.

В обрядовой деятельности Чоге значительное место занимают буддийские проповеди, поминально-погребальные обряды, изготовление и распространение амулетов. Среди отмечаемых праздников наиболее значимый — день рождения Будды (8-й день четвёртого месяца по лунному календарю). Праздник дня рождения Будды сочетается с праздником фонарей.

Чоге издаёт еженедельную газету и журналы, имеет свой университет в Сеуле. При университете есть Буддийский колледж, в котором преподаются история буддизма, буддийская философия и индийская философия. Чоге патронирует также ряд средних школ, молодёжных и женских обществ и клубов. В ведении Чоге находится подавляющее число буддийских храмов Кореи. Чоге проводит большую работу по сохранению и пропаганде корейской буддийской культуры.

У Чоге стройная система организации, включающая 25 территориальных отделений. Чоге активно участвует в международных организациях буддизма.

Р. Ш. Джарылгасинова

ЧОКОЙ

чокой, обувь из телячьей кожи с загнутыми кверху носками у туркмен.

ЧУВАЛ

чувал (тюрк.), пристенный открытый очаг у народов Кавказа, Поволжья и Сибири — из брёвен или камней, обмазанных глиной, с нависающим дымоходом.

ЧУВЯКИ

чувяки (тюрк.), мягкая кожаная обувь без каблуков у народов Передней Азии и Кавказа.

ЧУДУ

чуду, пироги с начинкой у народов Кавказа.

ЧУЛБО

чулбо, головной убор у индейцев Андского нагорья — шерстяной вязаный шлем.

ЧУМ

чум (коми — чом, нганасан. — ма, селькуп. — мот, эвенк. — дю), переносное жилище у народов Сибири — конический каркас из жердей, покрытый шкурами (нюками) зимой и парусиной или берестой (тисками) летом. По способу соединения каркасных шестов различают самодийский, тунгусский, кетский, тюркский и тувинский типы Ч.

ЧУТКУ

чутку, см. Чухта.

ЧУХА

чуха (тюрк. — сукно), чоха, муж. верхняя одежда типа черкески у народов Кавказа. Обычно имела сильно клешённый подол, собранный на спине в мелкие складки или сборки.

ЧУХТА

чухта, головной убор замужней женщины у народов Кавказа — шапочка, плотно закрывающая волосы, обычно с мешком-волосником, спускающимся на спину.

ЧХОНДЖОК

Чхонджо́к, корейская синкретическая секта. Другое название — Муджук Тэдо. Основана в 1884 Ким Ильбу, после того как он был якобы наделён небесами способностью просветлять и спасать человечество. Вероучение секты опирается на сочинения её основателя и другие.гую эзотерическую литературу. Доктринальные положения Чхонджока сочетают в себе отдельные элементы конфуцианства, буддизма и христианства. При этом отвергаются основные догматы этих религий. Основатель секты почитается как великий пророк, принёсший на Землю новое учение. Чхонджок призывает своих последователей готовиться к «посленебесной эре», земному раю без грехов и страданий, наступление которого стало возможным лишь после появления Чхонджока. Основы же идущей сейчас «донебесной эры» были заложены, согласно вероучению секты, китайской «Книгой перемен». Целью жизни каждого последователя секты объявляется просветление, достичь которого можно лишь постигнув «йокхак» — науку о достижении божественности и услышав «оумджу» — совокупность 5 божественных звуков, соответствующих 5 составляющим элементам Земли — дереву, огню, земле, металлу и воде. Большое внимание в Чхонджоке уделяется эсхатологии: всем последователям рекомендуется готовиться к предшествующему «посленебесной эре» суду и вести праведную жизнь.

Культовая практика в основном заключается в собраниях, на которых изучаются сочинения идеологов секты и читаются проповеди. Численность последователей Чхонджока достигает 100 тыс. человек, сосредоточенных в основном в Южной Корее.

Р. А. Силантьев

ЧХОНДОГЁ

Чхондогё́ («Религия небесного пути», «Учение небесного пути»), новая религия корейцев.

Чхондогё имеет более чем 130-летнюю историю. Первоначально религия называлась Тонхак («Восточное учение»). Основоположник Тонхак — Чхве Джеу (псевдоним — Чхве Суун) (1824—1864). Чхве Джеу жил в годы, когда началась экспансия европейцев и японцев. В течение ряда лет он изучал конфуцианство, путешествовал по стране, занимался медитацией. В 1860 во время постигшей его тяжёлой и длительной болезни Чхве Джеу объявил, что ему было видение Небесного правителя, который провозгласил ему основы нового учения, цель которого — спасение человечества. Это учение Чхве Джеу назвал Тонхак в противоположность католицизму, которое в Корее называлось Сохак («Западное учение»). Учение Чхве Джеу, обещавшее рай на земле и провозглашавшее равенство человека Небу, Богу, было поддержано крестьянами. Крестьянские выступления в южных провинциях Кореи в 1860—62 проходили под лозунгами Тонхак и имели антифеодальный характер, а также были направлены против японцев. Правительство арестовало Чхве Джеу и обвинило в причастности к католицизму, последователи которого подвергались преследованиям. Его казнь состоялась в городе Тэгу в 1864. Однако идеи Тонхак уже получили широкое распространение. Их взяли на вооружение участники крестьянской войны 1894—95. В 1904 при третьем патриархе Тонхак — Сон Бёнхи религиозное учение изменило своё название и отныне стало именоваться Чхондогё.

Последователи Чхондогё принимали весьма активное участие в национально-освободительной борьбе корейского народа против японской экспансии и японского колониального господства. В ходе исторического развития в Чхондогё возникло немало сект и направлений.

Основа догматики Чхондогё была изложена Чхве Джеу в его сочинении «Тонгён тэджон» («Великое учение Восточного канона») и «Ёндам юса» («Забытые деяния Драконова пруда»). Чхве Джеу писал, что Тонхак — это не конфуцианство, не даосизм и не буддизм; Тонхак — это синтез этих 3 религий. В обрядах и догматике Тонхак есть также немало элементов христианства и традиционных корейских народных верований. Чхве Джеу в своих трудах писал, что в учении Тонхак он соединил воедино конфуцианскую этику, восприятие природы, которому учит буддизм, и даосское совершенствование в использовании энергии. Из католицизма он взял идею персонифицированного Бога. Доктрина Чхондогё включает следующие основные положения: 1) представление о божественности человека; 2) идею единобожия; 3) учение о познанности и непознанности, о деянии через недеяние; 4) догмат об обязанности каждого человека служить другому человеку как Богу; 5) постулат о священном ожидании; 6) учение о рае на земле, о том, что человека ждёт рай, идеальный мир здесь, а не в потустороннем мире. Для достижения «рая на земле» людям предписывается следовать учению Чхве Джеу, который почитается в Чхондогё как великий пророк и целитель.

Важную роль в Чхондогё играет постулат о «молчаливом постоянном общении» с Богом. В обрядовой жизни последователи Чхондогё выполняют 5 установлений («огван»): обращаются с молитвой к Богу (каждый верующий в 9 часов вечера и вся семья в полночь); ставят сосуд с чистой водой в качестве жертвоприношения Богу; организуют религиозное братство; во время каждой трапезы и в конце каждой недели выделяют рис в качестве дара церкви; совершают молитву в церкви. Культовая практика состоит из собраний, проводимых в своеобразных церквах, отдалённо напоминающих протестантские храмы. В послевоенный период в догматике отдельных сект Чхондогё появились положения об особом «исключительном» пути корейского народа.

Общая численность последователей Чхондогё превышает 2,5 млн. человек. 600 тыс. адептов Чхондогё живут в Республике Корея, остальные — в КНДР. Филиалы Чхондогё имеются в Японии и США (Гавайи).

Р. Ш. Джарылгасинова, Р. А. Силантьев

ЧХУНСАНГЁ

чхунсангё́, группа корейских синкретических сект. Другое название — Ассоциация по исследованию идей Чхунсана. Начало чхунсангё было положено в 1901 Кан Ильсуном, принявшим имя Чхунсан, после того как он якобы был наделён Богом силой для построения мира «посленебесной священной эры».

Вероучение сект чхунсангё опирается на сочинения Кан Ильсуна — «Тэсун Кёнджон» и «Чхонджи Конса». Доктринальные положения большинства групп чхунсангё, по утверждению их идеологов, содержат отдельные элементы буддизма, конфуцианства, а также чхондогё, чхонджока и других религиозных течений. Основной целью чхунсангё является создание общекорейского бога и объединение людей, принадлежащих к различным религиям. Согласно догматике чхунсангё, смысл жизни каждого человека состоит в следовании идеям «великого морального принципа» и подготовке к счастливому существованию в «посленебесной эре священного слова», которая будет управляться человеческими и божественными словами.

Общая численность приверженцев чхунсангё, относящихся более чем к 70 различным сектам, оценивается в 1 млн. человек, причём около 650 тыс. из них принадлежат к самой крупной секте чхунсангё Тэсун Синри-со.

Р. А. Силантьев

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV