Статьи на букву "Ш"
шабур, шобур (тюрк.), шупар (чув.), верхняя распашная одежда у тюркских народов. |
шакти́зм, принятое в индологии условное название течения, объединяющего систему ритуально-мифологических воззрений, культов и сект, связанных с почитанием Шакти высшей силы или энергии, воплощённой в женской манифестации божества. Истоки этих воззрений связаны с архаическим культом богинь-матерей, а также с шаманской идеологией. Представления о богине как о Шакти подлинной энергетической основе могущества Бога становятся особенно популярными в раннем средневековье. Мифологический образ богини вырастает до олицетворения всемогущего женского начала Джаганматри (Матери мира), полностью доминирующего над своим супругом: без неё он пассивен, лишь от неё он получает свою творческую энергию. Приверженцы Шакти шактисты (шакты) воспринимают её и как созидательную силу сознания. Её познание они считают единственным путём к спасению от тягот бытия. Шакти имеет практически неисчислимый диапазон проявлений: от активного безличного универсального женского творческого принципа до множества конкретных сельских богинь. Особенно популярны её воплощения в образах супруги Шивы Дурги, Кали, Умы, Парвати и т. п. Иконографически богиня изображается в двух главных ипостасях: благостной, в виде молодой, красивой и обворожительной женщины, и гневной, в виде многорукой вооружённой демоницы с оскаленными клыками, красным языком и ожерельем из черепов. Символ единения Бога со своей Шакти Ардханари, единое существо, соединяющее в себе женское и мужское начала, наполовину мужчина, наполовину женщина. Священные тексты, на которые опираются шактисты,- «агамы» (древнеиндийские неведийские религиозно-философские тексты, составленные в начале 1-го тысячелетия христианской эры) и «тантры» (тексты, появившиеся в шактизме и шиваизме под влиянием буддизма ваджраяны). Главными считаются 77 шиваитских «агам». Шактисты совершают эзотерические обряды, связанные с йогической практикой и психофизиологическим тренингом, несовместимыми с ортодоксальным брахманским ритуалом. Целью культовой практики шактистов считается изменение своего психофизиологического статуса, уподобление богине и мистическое слияние с ней. Важнейшие шактистские обряды почитание Шакти в разных образах и её атрибутов, поклонение «гуру», чтение «мантр» и других священных формул, жертвоприношения божеству и т. п. Шактистские секты традиционно делятся на так называемые секты «правой руки» (дакшиначары) и «левой руки» (вамачары). Последние более закрыты, эзотеричны, их ритуальная практика связана с исполнением «пяти М.», то есть пяти главных элементов ритуала, название которых начинается с буквы М: «мадья» (алкоголь), «мамса» (мясо), «матсья» (рыба), «мудра» (употребление жареных зёрен, другое значение символические жесты рук), «майтхуна» (ритуальное соитие). «Пять М.» в ритуале соответствуют пяти «великим элементам» мироздания или стихиям (земля, вода, огонь, воздух, эфир). Главным объектом поклонения в шактизме служит символ Шакти «йони», женский детородный орган. Изображения «йони», иногда в соединении с мужским детородным органом «лингой», встречаются в Индии повсеместно. Весьма популярно среди шактистов использование «янтр» магических рисунков, геометрических диаграмм. Их приносят в качестве жертвы богине, а также используют для усиления процессов внутренней концентрации при йогических тренировках. Храмы Шакти рассеяны по всей Индии. Наиболее известны храмы Дурги и Кали в Калькутте, храм Дурги в Майсуре, храм Минакши в Мадураи и др. Общая численность шактистов около 20 млн. человек (3% всего индуистского населения Индии). Шактизм особенно популярен на дравидском юге Индии, а также в Бенгалии и в Ассаме. М. Ф. Альбедиль |
шалвар, см. Шаровары. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
шамшура, головной убор замужних женщин у народов Восточной Европы на твёрдой круглой или полукруглой основе. |
шангои́зм, общее название группы афроамериканских синкретических сект на Тринидаде и Тобаго. Секты шангоизма зародились на Тринидаде в начале XIX в. Вероучение шангоизма представляет собой синтез отдельных положений религии африканского народа йоруба и католицизма. Основным объектом поклонения являются ориша боги йоруба, причём этот пантеон в принципе сходен с пантеоном кубинской Сантерии. Особым почитанием среди ориша пользуется бог грома и молнии Шанго, собственно и давший название движению. Помимо ориша в шангоизме существует ряд божеств более низкого ранга, соответствующих «баронам» вуду. Культовая практика шангоизма мало отличается от подобных церемоний в Сантерии и вуду. Главной её частью является поклонение так называемым небесным, или громовым, стрелам (лепесткообразным камням), якобы посылаемым богами в доказательство своей власти. «Небесные стрелы» омывают специальными настоями и «кормят» растительным маслом. Культовые церемонии шангоизма проводятся воскресными вечерами в молитвенных домах помещениях с установленными в них алтарями, несколько отличающимися от вудуистских или сантерийских. Проводят эти церемонии «амомбы» жрецы и жрицы, соответствующие аналогичным служителям Сантерии. Во время служб поются гимны и духовные песни, исполняются пляски под ритуальную барабанную музыку, призванные ввести человека в транс для схождения на него божества. Считается, что это схождение выражается в глоссолалии (говорении на так называемых иноязыках) и судорожных припадках. В конце службы совершается жертвоприношение богам, во время которого убивают различных животных, по преимуществу петухов. Мясо их частью съедается, а частью предлагается божеству. В секты шангоизма принимаются только крещёные католики, обряд посвящения состоит из надрезания лба, плеч и груди. Общая численность последователей сект шангоизма достигает 100 тыс. человек и за пределами Тринидада и Тобаго они практически не встречаются. Р. А. Силантьев |
шаньга, хлебец, оладья, блин, открытый пирог с разнообразной начинкой у народов Восточной Европы. |
шапан (казах., каракалп.), чапан (кирг.), чапон (тадж.), жупан (укр.), зипун (рус.), мужской и женский верхний кафтан из ткани, иногда на меху у народов Средней Азии и Восточной Европы. |
шапар (чуваш.), шувыр (мар.), вид волынки у народов Поволжья с двумя игровыми трубками, на которые надет раструб из коровьего рога. |
шарвали, штаны у грузин. См. Шаровары. |
шариат (от араб. шариа правильный путь), религиозное право у мусульман. |
шаровары, шальвары (перс. шаравара), мужские и женские штаны у народов Востока очень широкие в бёдрах, часто со сборками на талии и сужающиеся к голени. |
шафии́ты, последователи одной из четырёх религиозно-правовых школ или систем (мазхабов) суннитского ислама, основателем которой был Мухаммед ибн Идрис аш-Шафии (767-820). Основы правоведения (усуль аль-фикх), согласно аш-Шафии, включают следующие «корни»: Коран, сунна, иджма и кыяс. Аш-Шафии иджму (согласное мнение) возводил в обязательный принцип и устанавливал, таким образом, своего рода непогрешимость мусульманской общины. Это привело логически к ограничению применения райя (личного мнения). Шафиитская школа первоначально была признана в Багдаде и Каире, в IX-X вв. её центрами стали Мекка и Медина, постепенно идеи шафиитов распространились в Сирии, Кермане, Бухаре, большей части Хорасана, в Северной Месопотамии и Дейлеме, в XI-XII вв. - в Рее (Иран), Египте. С 1724 по 1870 в крупнейшем мусульманском университете Аль-Азхар, расположенном в Каире, руководителями были шафиитские богословы, и до настоящего времени в нём изучается шафиитское право. Известными представителями шафиитской школы были аль-Ашари (ум. 935), аль-Маварди (ум. 1058), аль-Газали (ум. 1111). Шафиитская школа наиболее распространённая после ханафитской, её приверженцами являются четверть всех суннитов. В настоящее время она преобладает среди суннитов Йемена, в Объединённых Арабских Эмиратах, на юге Индии, Мальдивских Островах, в Индонезии, Малайзии и Брунее, в Сомали, на Коморских Островах. Много шафиитов в Сирии, Египте, странах Восточной Африки. Б.-Р. Логашова |
шахсей-вахсей (от перс. Шах Хусейн, вах, Хусейн! возгласа участников процессий шахсей-вахсей), день памяти имама Хусейна у шиитов. Сопровождается постом, самоистязаниями, процессиями, театрализованными представлениями и т. п. |
шашлык (тюрк.), мясное блюдо у народов Передней и Средней Азии и Кавказа жареное (обычно на открытом огне на вертеле) маринованное мясо с луком и перцем. |
шванк, жанр короткого сатирического рассказа (первоначально стихотворного) в немецком фольклоре. Сложился к XIII в. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
шветамба́ры (буквально «одетые в белое»), одна из двух джайнских школ. Раскол единой джайнской общины произошёл в первые века христианской эры, когда Стхулабхадра, возглавивший общину джайнов-северян, допустил ношение белой одежды, в то время как джайны-южане следовали обету наготы (см. Дигамбары). Шветамбары имеют свой священный канон, подлинность которого не признаётся дигамбарами. Согласно преданию, в него входят поучения Махавиры (см. Джайнизм), собранные его ближайшими учениками «ганадхарами». Они оформлены в виде 14 лекций «пувва». Основываясь на проповедях Махавиры, каждый из 11 «ганадхаров» составил по одной книге. Эти 11 книг и 14 «пувва», образовавшие 12-ю книгу, и легли в основу канона шветамбаров. Они именуются «ангами» (членами канона). Написаны «анги»" на джайнском пракрите среднеиндийском языке ардхамагадхи. В «ангах» изложены мировоззренческие взгляды, нумерологические классификации предметов учения, дисциплинарные правила, дидактические истории и т. п. Кроме этих основных текстов в канон шветамбаров входят предания, наставления, притчи и тому подобные тексты, излагающие практические правила и спекулятивные знания, необходимые для джайнского монаха. Со временем расхождения между шветамбарами и дигамбарами смягчились, но в целом раскол сохраняется. М.Ф. Альбедиль |
шейкери́зм, индейское национальное религиозное движение, получившее распространение среди индейцев юта, паютов и шошонов. Официальное название религиозной организации Индейская церковь шейкеров. Церковь шейкеров возникла как реакция на влияние европейцев и христианства. В то же время доктрина шейкеризма впитала многие положения христианской религии. Молитвенные обращения шейкеров по форме и структуре повторяют христианские молитвы, в качестве символа веры используется крест. Шейкеры верят во всемогущего Бога, Иисуса и Бога Святого Духа, которые незримо присутствуют среди людей при совершении ритуалов, включающих в качестве основного танцевального элемента определённые движения (сотрясения тела, подпрыгивания, размахивания руками). Во время исполнения такого ритуального танца наступает момент экстаза, который охватывает и объединяет в едином порыве всех участников ритуала. На ранней стадии своего развития шейкеризм имел некоторые общие черты с шаманизмом, в представлении членов церкви шейкеров духи-хранители шаманов имели много сходного с ангелами. Церемонии происходят в специальных культовых деревянных сооружениях прямоугольной формы с небольшими колокольнями. Вход в помещение ориентирован на запад, алтарь расположен у восточной стены. Стены церковного здания изнутри покрашены белой краской, что символизирует ритуальную чистоту. По периметру помещения располагаются скамьи, на которых сидят присутствующие. Участники церемоний облачаются в одежду светлых тонов. На алтаре располагаются плоский крест, колокольчики, которые используются в качестве музыкальных инструментов, и свечи. Ритуал свершается по воскресным дням, а также по пятницам и субботам. В помещении церкви празднуются свадьбы, устраиваются сеансы излечения и отправляются погребальные обряды. Ритуал открывается молитвой, которую читает его руководитель, далее следует обмен рукопожатиями между присутствующими, всеобщая пляска-хоровод с подпрыгиванием и сотрясением тел танцоров, которые происходят под аккомпанемент колокольчиков, задающих ритм хороводу. Усилия участников ритуалов имеют своей целью излечение психических и соматических недугов, широко распространённых в среде индейцев. Во время ритуалов в центре помещения находятся люди, которые нуждаются в излечении. Танцующие совершают «магические» пассы руками, как бы снимая болезнь со страдающих; в частности, таким путём участники ритуала стараются освободить людей от алкогольной и табачной зависимости, излечить от наркомании. Е. А. Окладникова |
шейх (араб. старец), вождь племени или родовой группы у арабов; духовный глава, почтенный человек у мусульман. |
шейхи́ты, последователи мусульманской шиитской секты. Секта создана в конце XVIII в. шейхом Ахмедом Ахсаи (17441827/8, по другим данным, 17531826), проповедовавшим в Ираке и Иране. Главная идея шейхитов неизбежность скорого пришествия мессии скрытого имама махди, который уничтожит распространившуюся на земле несправедливость, а также появление человека, которого шейхиты называли вратами «баб» посредника между махди и людьми. Шейхиты отрицают воскресение тленного тела человека после смерти, считая, что воскреснет другое, нематериальное тело, которым также наделён человек. Современная численность шейхитов свыше 1 млн. человек. Они живут в Иране, Ираке и Бахрейне. Б.-Р. Логашова |
шербет (араб.), 1) прохладительный фруктовый напиток у народов Передней Азии; 2) сладкое блюдо густая масса из шоколада, кофе, фруктов, орехов и сахара. |
шиваи́зм, принятое в индологии условное обозначение системы ритуально-мифологических воззрений, культов, течений и сект, связанных с одним из главных божеств индуизма Шивой. Истоки мифологического образа Шивы восходят к протоиндийской (хараппской) цивилизации (32-е тыс. до н. э.). В генетическом предшественнике Шивы этого периода, условно названном прото-Шивой, были заложены две контрастные характеристики эротизм и аскетизм, которые на протяжении последующих десятилетий были отличительной чертой индуистского Шивы. В ведийский период прямым предком Шивы было зловещее стихийное божество Рудра. Культ Рудры-Шивы в ведах выявлен слабо, причём он засвидетельствован в наименее арианизированных областях. Со временем Шива становится одним из основных божеств пантеона, его культ приобретает всё бо́льшую популярность. В первые века христианской эры почитание Шивы приобрело регулярный храмовый характер. Цитадель шиваизма дравидоязычный юг Индии. На юге Шива стал отождествляться с богом покровителем городского населения. Для своих приверженцев Шива великий единый бог, который объемлет собой всю Вселенную, пребывая в ней и во всём сущем. Вездесущий бог проявляется в пяти главных манифестациях и потому часто изображается пятиликим. Шиваизм сложился как значительное самостоятельное направление в индуизме, противопоставляющее себя вишнуизму. Появились собственно шиваитские священные тексты («пураны», «агамы»). Шива как бог-разрушитель вошёл в триаду главных индуистских богов вместе с Брахмой творцом мира и Вишну его хранителем. Для шиваитов же он не только разрушитель мира, но и его творец и сохранитель, то есть воплощение всех божественных функций главных индуистских божеств. Всё бо́льшую роль стала играть супруга Шивы, выступающая под разными именами Кали, Ума, Дурга, Парвати. Женское начало стало самостоятельным элементом культа и требовало своих обрядов, священных текстов, способов медитации. Отличительный внешний признак шиваитов горизонтальные полосы и трезубец, которые они наносят на лоб и тело; иногда покрывают себя пастой из пепла. В качестве жертвоприношения Шиве подносят листья растения бильва, вид дикой яблони. Подносят ему также «пять даров коровы»: молоко, масло, простоквашу, мочу и навоз, а также пепел, который считается священным. Чаще всего Шива почитается в виде фаллического символа «линги». Он истолковывается как символ не только плодородия, но и творческой мощи бога, воплощая в себе активное одухотворённое начало Вселенной. «Линга» (лингам) используется как в обрядовой, так и в медитационной практике, составляя существенный элемент йогической тренировки. Важной частью шиваитских богослужений является ритуальный танец, пляска. Он входит в праздничные церемонии, домашние и храмовые обряды. В прошлом с танцами, исполнявшимися в честь Шивы, был связан институт храмовых танцовщиц «дэвадаси». Существенной чертой культа шиваизма является и музыка. Самый значительный праздник шиваитского цикла Шиваратри (ночь Шивы). Он празднуется шиваитами каждое новолуние, но особенно торжественно в 13-ю ночь тёмной половины месяца магха (январь февраль). Главный ритуал праздника осыпание лингама листьями дерева бильба. Предписывается также пост и повторение имени Шивы. В ряде областей почитание «линги» сопровождается экстатическими плясками и оргиями. Поклонение Шиве нередко сосуществует с древними местными верованиями, особенно в глухих сельских уголках. Вообще же культ Шивы и божеств его круга имеет много практически необозримых исторических и локальных вариаций. Шиве, как и Вишну, посвящены сотни больших и малых храмов. Самые знаменитые: храм танцующего Шивы-Натараджи в Дамбараме (Тамилнад), Кедарнатха в Гималаях и др. Шиваизм распадается на несколько течений сект. Наиболее популярны среди них лингаяты, капалики, пашупаты, натхи и некоторые другие. Численность последователей шиваизма 198 млн. человек (25% всех индуистов). Шиваизм особенно широко распространён в штатах Тамилнад, Орисса, Ассам, среди индуистов штата Джамму и Кашмир. М. Ф. Альбедиль |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ширбет, сладкий напиток у татар. См. Шербет. |
шобур, см. Шабур. |
шогирме, чугурма, кураш, мужская шапка из овчины у народов Средней Азии. |
шорва, мясной суп у азербайджанцев. См. Чорба. |
шошала, тошала, примитивная постройка (первоначально жилище, затем кухня или кладовая) в Казахстане и Западной Сибири круглое с конической крышей, из тростника, плетня, дёрна, дерева, на юге глины или сырцового кирпича. Крыша из дёрна или земли опирается на 34 столба внутри жилища, в центре дымовое отверстие. |
шурбо, мясной суп у таджиков. См. Чорба. |