Народы и религии мира
Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МАР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МАР")

МАВРО-АМЕРИКАНСКИЙ НАУЧНЫЙ ХРАМ

Ма́вро-америка́нский нау́чный храм, синкретическая секта, относящаяся к группе чёрных мусульман. Основана в 1913 в США американским негром Тимоти Дрью и создала доктринальную базу для всего движения чёрных мусульман.

Вероучение секты опирается на Коран, соответственно переписанный и переделанный Тимоти Дрью, а также на другие его сочинения. Догматика секты синкретична, и ортодоксальные суннитские элементы дополнены в ней различными новациями. Главное место в вероучении занимает фигура основателя секты, который провозглашается пророком и сыном Аллаха и сравнивается с Буддой, Конфуцием и Заратуштрой. Именно Тимоти Дрью, по мнению сектантов, открыл человечеству истинный смысл ислама и христианства, показав, что и Иисус Христос и Мухаммед были неграми, равно как и многие их сподвижники. Согласно вероучению Мавро-американского научного храма, все представители чёрной, высшей, по их представлению, расы должны быть мусульманами, в то время как людям более низкой, белой расы надлежит исповедовать христианство. Провозглашается также практическое равенство всех религий, поскольку они в большей или меньшей степени ведут к Аллаху. Сектанты считают, что всех представителей чёрной расы следует называть не неграми, а маврами, которые, по их мнению, были самым цивилизованным народом на Земле.

Культовая практика секты может быть как индивидуальной, так и общей. Каждому члену секты вменяется в обязанность ежедневная молитва, которая должна читаться утром, в полдень и вечером. Кроме того, каждую пятницу проводятся собрания, на которых сектанты читают совместную молитву и изучают «исправленный» Коран Тимоти Дрью и другие.гие его сочинения. Всем членам секты предписывается прибавлять к своему имени «бей» и ходить в красной феске. В Мавро-американском научном храме существуют многочисленные запреты и ограничения: запрещается есть мясо и яйца, пить вино, курить и посещать увеселительные заведения. Число приверженцев Мавро-американского научного храма достигает 100 тыс. человек. Сосредоточены они преимущественно в США.

Р. А. Силантьев

МАГЕРКА

магерка (польск. magierka, от венг. magyar — венгр), войлочная шапка у поляков, белорусов и украинцев.

МАГИЯ

ма́гия (колдовство, ведовство, кудесничество, волхвование, чародейство, волшебство), действия и обряды, совершаемые с целью сверхъестественного воздействия на явления природы, человека, животных, духов, божеств и т. д. Фактически магия является обрядово-культовым элементом очень многих форм верований и религий. По общей направленности различают магию положительную (колдовство) и отрицательную (табу). По целевому назначению — магию «чёрную» (агрессивную, заразительную, протрептическую) и «белую» (оборонительную, охранительную, профилактическую). По числу участвующих лиц — индивидуальную и коллективную. По функциональному принципу — лечебную, хозяйственную (производственную, промысловую, аграрную), метеорологическую, военную, любовную (половую), вредоносную (насылание «порчи»), предохранительную. В качестве особого вида выделяют магию вербальную (заговоры, заклинания, молитвы). По психологическому механизму действия магические приёмы подразделяют на следующие типы: контактный (перенесение магической силы путём прямого контакта); инициальный, или гомеопатический (совершение только начальных действий желаемого результата); парциальный, или контагиозный, заразительный (действие магической силы направляется на заместителя объекта — имя человека, его волосы, части одежды); имитативный (подражание тому действию, которое необходимо вызвать, воздействие на изображение объекта магии); апотропеический (уклонение, избегание, отпугивание магических сил); катартический (очищение омовением, окуриванием, кровопусканием, постом). Как правило, магические обряды сочетают несколько из этих типов (смешанные типы магических приёмов). Исполнителями магических обрядов обычно выступают знахари, гадатели, «делатели дождя», ведьмы (ведуны), колдуны, а также жрецы и священнослужители.

В. А. Попов

МАЗАНДЕРАНЦЫ

мазандеранцы

Мазандеранцы. Жилище.

мазандера́нцы, мазендеранцы, народ в Иране, в исторической области Мазандеран (в IX—XII вв. называлась Табаристан) на южном побережье Каспийского моря между Гиляном и Горганом. Численность 2,2 млн. человек. Говорят на языке мазандерани, или мазандеранском, относящемся к так называемой прикаспийской группе западно-иранских языков индоевропейской семьи. Верующие — мусульмане-шииты.

Восходят к древне-иранским племенам, заселившим территорию Ирана на рубеже 2-го — 1-го тысячелетий до нашей эры. В средние века в Мазандеране правили местные династии. В конце XVI века включены в состав иранского государства.

Мазандеранцы прибрежных районов занимаются в основном земледелием (рис, цитрусовые, табак, хлопчатник) и рыболовством. В горных районах преобладает отгонное скотоводство (овцы, козы).

Дома деревянные каркасно-столбовой конструкции.

Сохраняются особенности женского костюма — светлая рубаха, длинные серые штаны, цветная плиссированная юбка и тёмный кафтан с глубоким вырезом; на голове — белый платок.

В горных районах сохраняются племена (крупнейшие — гадикулахи и палани).

В. Н. Кисляков

Этнонимы: мазандеранцы, мазендеранцы

МАЗУРКА

мазурка, польский танец, сложился в Мазовии, широко распространился у народов Европы.

МАКАМ

макам (араб.), музыкальный жанр в фольклоре народов Ближнего Востока. Смотри также Мугам.

МАКЕДОНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Македо́нская правосла́вная це́рковь, церковная организация, отколовшаяся от Сербской православной церкви.

Христианство получило распространение на территории современной Македонии весьма рано: первые христиане появились здесь в 60 н. э. Движение за самостоятельность местной церкви возникло после 2-й мировой войны и было поддержано югославскими властями. Созданная в 1947 Македонская православная церковь, хотя и провозглашала свою автономию, признавала верховенство Белградского патриархата. В 1959 сербский патриарх признал эту автономную церковь. Тем не менее Македонская православная церковь не удовлетворилась таким положением и в 1967 провозгласила себя полностью независимой, но её автокефалия не была признана Сербской православной церковью и другие.гими поместными православными церквами.

Македонская православная церковь возглавляется архиепископом, резиденция которого находится в городе Скопье. При архиепископе действуют Священный архиепископский синод, Национальное церковное собрание и другие.гие церковные органы. В Македонскую православную церковь входят 5 епархий.

Численность последователей Македонской православной церкви составляет в Македонии 1,2 млн. человек. Приходы Македонской православной церкви имеются также в Австралии (6 тыс. человек), США (в штатах Индиана, Нью-Йорк и Огайо) и Канаде (город Торонто). По этнической принадлежности последователи этой церкви - македонцы. В США от Македонской православной церкви в 1972 откололась группа, заявившая, что она лояльна не коммунистическому режиму Тито, а американским властям.

О. Е. Казьмина

МАКЕДОНЦЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЛАБАРСКАЯ СИРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ФОМЫ

Малаба́рская сири́йская це́рковь свято́го Фомы́ (Мар Тома), одна из церквей малабарских христиан, приблизившаяся по ряду доктринальных положений и культовой практике к протестантизму. Иногда сторонников этой церкви называют марфомитами.

В 1816 англиканское Церковное миссионерское общество по призыву британского резидента в южноиндийских княжествах Траванкур и Кочин полковника Монро направило в эти княжества своих миссионеров с целью оказания помощи в подготовке священнослужителей из числа древних малабарских христиан, исповедовавших в то время монофиситство [см. Малабарская сирийская православная (яковитская) церковь]. Англиканские миссионеры, в частности, перевели Библию на дравидийский язык малаялам (до этого богослужение велось на непонятном для местного населения древнесирийском языке).

И хотя официальной целью миссии было не обращение в англиканство, а «обновление древней церкви», которое к тому же должно было согласовываться с руководством этой церкви, часть местных христиан подпала под сильное влияние миссии и пыталась проводить реформы в англиканском духе. В связи с этим в 1836 был проведён церковный синод, который отстранил англиканских миссионеров от работы в Малабарской церкви. После этого часть её членов, ощутивших наиболее сильное влияние со стороны англиканских проповедников, перешла в англиканство.

Другая группа, хотя и осталась на какое-то время в составе Малабарской церкви, образовала там реформаторское крыло и продолжала вести внутри церкви борьбу за протестантские нововведения. В целом эта борьба сложилась в пользу консервативных кругов, в частности они получили всю собственность Малабарской церкви, которую неудачно пытались отсудить у них реформаторы.

Глава реформаторов А. Малпан был отлучён за свою деятельность от церкви. Попытка искать поддержки у главы Сирийской православной (яковитской) церкви патриарха Антиохии успеха не принесла, и в 1889 А. Малпан с группой своих сторонников откололся от Малабарской церкви, образовав Малабарскую сирийскую церковь святого Фомы

В вероучении этой церкви сильны элементы протестантизма. Фактически её догматика представляет собой синтез монофиситских и протестантских положений. Поэтому разные исследователи квалифицируют эту церковь неодинаково: одни считают её реформированной монофиситской, другие — протестантской.

Протестантские черты заметны и в литургии Малабарской сирийской церкви святого Фомы. Тем не менее многие яковитские литургические традиции в этой церкви соблюдаются. Остались и прежние церковные облачения священнослужителей.

Сохранена и традиционная для сирийских христиан организационная структура. Во главе церкви стоит митрополит, выполняющий также обязанности архиепископа Тируваллы (Ниранама). Кроме архиепархии имеются ещё 4 епархии.

Численность членов Малабарской сирийской церкви святого Фомы 718 тыс. человек. Подавляющее большинство из них сосредоточено в южноиндийском штате Керала (хотя церковь ведёт и миссионерскую работу). По этнической принадлежности они — малаяли.

П. И. Пучков

МАЛАХАЙ

малахай, шапка на меху с широкими наушниками.

МАЛЕВАНЦЫ

малева́нцы, мистическая секта. Появилась в 80-е гг. XIX в., выйдя из недр штундо-баптизма. Несмотря на рационалистический характер этого течения, она приобрела чёткие мистические черты и в этом отношении приблизилась к хлыстовщине. Основатель секты — Кондрат Малеванный, признанный душевнобольным и неоднократно помещавшийся в психиатрические больницы.

Читая Библию, К. Малеванный пришёл к выводу, что описанные в ней события никогда не происходили, а являются прообразом будущего. Личность Иисуса Христа рассматривалась им как синоним вековечной правды. Позже К. Малеванный решил, что в него вселился Святой Дух, и объявил себя Христом. Для малеванцев характерны эсхатологические воззрения. Они нетерпеливо ожидают второго пришествия и считают себя подготовленными к встрече таинственного момента. Проповедуя пассивный анархизм, малеванцы тем не менее иногда переходят к активным действиям.

Богослужения у малеванцев, как и у хлыстов, совершаются в форме радений.

Численность малеванцев незначительна. Они встречаются в Киевской, Харьковской и Херсонской областях Украины.

О. Е. Казьмина

МАЛИК

малик (араб.), вождь у народов Передней Азии.

МАЛИКИТЫ

малики́ты, последователи одной из четырёх религиозно-правовых школ или систем (мазхабов) суннитского ислама, основателем которой был имам Малик ибн Анас (между 708 и 715—795).

Учение Малика ибн Анаса получило распространение на западе мусульманского мира — странах Магриба и другие.гих районах Африки. В качестве государственного этот мазхаб был принят в арабской Испании. Считается, что Малик ибн Анас в некоторых вопросах правоведения являлся более строгим, чем последователи ханафитской школы, и, хотя считал возможным применение райя (личного мнения, основанного на здравом смысле) и кыяса (суждения по аналогии), законность согласного мнения — иджма признавал только за мединскими учёными; Малик ибн Анас не допускал умозрительного толкования Корана и преданий-хадисов, бо́льшую часть которых он воспринял от Сихиль ибн Саада, лично общавшегося с пророком. В настоящее время маликиты составляют около 1/4 всех суннитов. Маликизм распространён среди населения стран Магриба, Верхнего Египта, Республики Судан, Чада и стран Западной Африки.

Б.-Р. Логашова

МАЛИНКЕ

малинке́, манинка (самоназвание), народ группы мандинго в Гвинее (1,9 млн. человек), Сенегале (520 тыс. человек вместе с мандинка), Мали (660 тыс. человек). Говорят на языке малинке (манинка). Диалекты: манинка-мори (основа литературного языка малинке в Гвинее), конья, манья, васулю и др. С 1960-х гг. проводились попытки введения письменности на латинской основе. В настоящее время распространяется письменность (нко) на основе оригинальной графики, созданная в 1949. Большинство малинке — мусульмане-сунниты, часть придерживается традиционных верований.

Малинке восходят к этническому ядру раннеполитического образования Мали (VIII—XVII вв.).

Культура типична для народов мандинго. Малинке отличает высокая степень исламизации.

В. Ф. Выдрин

Этнонимы: малинке, манинка

МАЛИЦА

малица (ненец. мальця), мужская одежда глухого покроя длиной ниже колен, с капюшоном у ненцев и соседних народов. Шилась из оленьих шкур мехом внутрь.

МАЛОКА

малока, большой дом, как правило, круглый в плане у индейцев тропических лесов Южной Америки.

МАЛЬТИЙЦЫ

мальти́йцы, народ, основное население Мальты (355 тыс. человек). Живут также в Австралии (85 тыс. человек), Великобритании (35 тыс. человек), Канаде (15 тыс. человек) и некоторых странах Африки. Общая численность 490 тыс. человек. Говорят на мальтийском языке семитской группы афразийской семьи. Распространены также английский и итальянский языки. Письменность с XIX века на основе латинского алфавита. Верующие — католики.

Мальтийцы, очевидно, — потомки финикийцев, колонизовавших остров в XIII веке до нашей эры. Находились под властью карфагенян (VI—III вв. до нашей эры), римлян (210 до нашей эры — 395 нашей эры), византийцев (395—870), арабов (870—1091), норманнов (присоединивших Мальту в 1091 к Сицилии), Ордена Иоаннитов, или Мальтийского (с 1530), англичан (в 1800 захвативших Мальту, которая сохраняла статус английской колонии до 1964). Завоеватели, хотя и в разной степени, оказали влияние на язык и культуру мальтийцев.

Традиционные занятия — огородничество (в том числе картофель на экспорт), садоводство, виноградарство. Распространены скотоводство, рыболовство и мореходство. Из традиционных ремёсел сохранились выделка кружев, известная ещё с античных времён, филигранные работы, плетение из соломы.

Характерный тип городских построек — дома с галереей перед фасадом.

Традиционная деталь женской одежды — чёрная накидка, надеваемая на голову поверх жёсткого каркаса (фальдетта).

Сильны патриархальные традиции. До XIX века сохранялся обычай затворничества женщин.

Этнонимы: мальтийцы

МАМАЛЫГА

мамалыга, крутая кукурузная каша, заменяющая хлеб, у народов Юго-Восточной Европы и Кавказа. Ср. Гоми, Полента.

МАНА

мана, магическая сила в верованиях народов Океании.

МАНАСЧИ

манасчи, сказитель, исполнитель эпоса "Манас" у киргизов.

МАНГАЛ

мангал (араб.), жаровня у народов Ближнего Востока — медная чаша на ножках с широкими горизонтальными полями, двумя ручками для переноски и полусферической крышкой. Внутрь ставят медную или глиняную чашку с горячими углями. Крышка имеет уплощённый верх, на который можно ставить посуду для разогревания пищи. При приготовлении пищи крышку снимают и посуду ставят на таганок. Иногда мангал накрывают одеялами, под которыми греются (см. Курси).

МАНДЕЙЦЫ

манде́йцы, приверженцы одной из древних восточных религий. Называются также последователями св. Иоанна (иногда «христианами» св. Иоанна), назореями, сабиями (или сабейцами). Время появления этой религии точно не известно. Существует точка зрения, что мандеизм существовал ещё до возникновения христианства, однако, скорее всего, он появился в I—II вв. н. э. в Двуречье. Некоторые исследователи рассматривают мандейцев как раннехристианскую секту, другие считают их единственной сохранившейся гностической сектой иудаистского происхождения.

Вероучение мандейцев носит синкретический характер, в нём заметны элементы древневосточных верований (в особенности связанных с астрологией), зороастризма, иудаизма, христианства. Однако, несмотря на наличие определённой близости с двумя последними религиями, мандейцы относятсяк их последователям враждебно.

Большим почитанием у мандейцев пользуется Иоанн Креститель, которого они считают своим единоверцем. Представления о нём весьма отличаются от принятых в христианстве. У мандейцев существует представление о высшем существе (Боге), которому противостоит злой дух и который посылает людям своего спасителя — Манда́-да-Хайе («Знание жизни»), носителя божественного откровения.

Для мандеизма, как и для зороастризма, характерно дуалистическое противопоставление доброго и злого начал, света и тьмы. Свет ассоциируется с душой, а тьма — с телом. Спасение видится ими в освобождении пришедшей из царства света и заточённой против своей воли в теле души. Мандейцы верят, что их спаситель Манда́-да-Хайе, победивший тьму, проведёт их души через небесные сферы и вернёт в царство света. Священными книгами мандейцев являются написанные на арамейском языке Гинза («Сокровище»), представляющая собой космологический трактат, в котором, в частности, говорится о противоречивости актов творения, Сидра-де-Яхья, или Книга Иоанна, в которой сообщается о его деятельности и критикуется Иисус Христос, Коласта — сборник литургий, Сфар Малвасиа (Книга Зодиака) — описание гороскопов и магических средств, и Крещение Хибила Зиви, описывающая очищение небесного спасителя мандейцев.

Из практикуемых мандейцами обрядов наиболее примечательно крещение в проточной воде, которое, в отличие от христиан, совершается многократно и призвано дать человеку возможность познать жизнь и подготовиться к вознесению в царство света после смерти (от арамейского слова «саба» — «крестить» происходит другое название мандейцев — сабии). Второй основной обряд мандейцев — омовение человека на смертном одре, помазание его маслом, вкушение им хлеба и испитие освящённой воды. В целом совершаемые мандейцами обряды несколько напоминают христианские таинства. Некоторые обряды выполняются мандейцами в особых хижинах без окон. Богослужение заключается в чтении молитв.

Помимо выполнения культовых действий для спасения требуется обретение знаний и нравственно прожитая жизнь.

Служители культа (ими могут быть как мужчины, так и женщины) делятся у мандейцев на три категории: помощников, священников и надзирателей (последние осуществляют контроль над выполнением верующими обрядовых действий).

Среди мандейцев получила распространение полигамия. Брак и рождение детей считаются священной обязанностью.

В 1996 численность мандейцев составляла 45 тыс. человек. Прежде довольно широко распространённые в Юго-Западной Азии, они в настоящее время сконцентрированы в нескольких деревнях, расположенных в болотистой местности на юге Ирака, а также в соседних районах Ирана. Говоря в настоящее время на арабском языке, мандейцы тем не менее выделяются среди окружающего мусульманского населения некоторыми культурными особенностями, образуя отдельную этноконфессиональную группу.

П. И. Пучков

МАНИ

мани, турецкие частушки.

МАНТИЛЬЯ

мантилья, женская нарядная накидка на голову и плечи у народов Южной Европы и Латинской Америки.

МАНТЫ

манты, большие пельмени у народов Средней Азии. Ср. Хинкал, Курзе.

МАРАЭ

мараэ, марае, святилище у полинезийцев.

МАРГИНАЛЬНЫЙ ПРОТЕСТАНТИЗМ

маргина́льный протестанти́зм, термин, используемый многими религиеведами для обозначения религиозных течений, конфессий, церквей, сект и культов, вышедших из недр протестантизма, но в своих вероучениях достаточно далеко отошедших от основных догматических положений протестантизма и христианства в целом. Эти группы иногда называют парахристианскими или квазихристианскими (некоторые из них, наиболее далеко отошедшие от христианства, например Новый век, правильнее называть псевдохристианскими).

Маргинальные протестанты либо дополняют Библию иными источниками Божественного откровения, либо вообще заменяют её своими собственными новыми писаниями и т. п. (отдельные группы маргинального протестантизма вообще утверждают о непрерывности Божественного откровения).

Вероучения всех этих групп обычно включают в большей или меньшей мере христианские доктрины (веру в Иисуса Христа, его мученическую смерть на кресте, последующее воскресение и др.), хотя наряду с христианскими положениями у разных конфессий маргинального протестантизма имеются и догматы, не совместимые с христианством (неприятие Божественной Троицы, отрицание божественности Иисуса Христа, а иногда даже и многобожие).

Хотя маргинальные протестанты обычно называют себя христианами, они всё же не полностью идентифицируют свои конфессии с основной частью христианского мира.

Основатели некоторых из конфессий маргинального протестантизма претендуют на то, что сами являлись свидетелями Божественного откровения, на основе которого якобы и создали своё вероучение.

Маргинальный протестантизм представлен многими течениями и конфессиями. Это русселлиты (свидетели Иеговы и ответвления от этой секты), британские израилиты, иудо-христиане, Христианская наука и близкие к ней организации, Церковь объединения (мунисты), Церковь сайентологии, сведенборгианцы, спиритуалисты, мормоны, унитарианцы, теософы, гностики, апокалипсисты и др. Иногда к маргинальным деноминациям относят также апостольских и либеральных католиков.

Численность маргинальных протестантов по приблизительным оценкам составляет около 100 млн. человек.

Маргинальный протестантизм представлен во многих странах мира, но особенно широко в США.

П. И. Пучков

МАРИМБА

маримба, ударный инструмент у народов Африки — род ксилофона из деревянных дощечек с резонаторами из полых тыкв. Распространён также в Латинской Америке.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV