Народы и религии мира
Статьи на букву "Ц" (часть 2, "ЦЕР"-"ЦЯН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц" (часть 2, "ЦЕР"-"ЦЯН")

ЦЕРКОВЬ ОЛИВКОВОГО ДЕРЕВА

Це́рковь оли́вкового де́рева, новая религия корейцев. Другие наименования Церкви оливкового дерева: Чхондокван (кор.) («Христианская община»), «Учение оливкового дерева» (Olive treeism), Деревенская вера (Village Faith), Ассоциация возрождения корейского христианства, Пак джанг но кё (япон.) («Религия пресвитера Пака»).

Возникла в 1955, выйдя из недр Пресвитерианской церкви Кореи. Церковь оливкового дерева сформировалась в период социальных и политических катаклизмов, которые переживало общество Республики Корея после тяжелейшей Корейской войны (1950—53), в период социальной нестабильности и неудовлетворённости основной массы населения страны. Она была основана Пак Тхэсоном (1917—?) — бывшим пресвитером одной из сеульских пресвитерианских церквей. Ещё в 1954 Пак Тхэсон стал утверждать, что он избран Богом для того, чтобы проповедовать его учение. В апреле 1955 в Сеуле, в парке Намсан, где в течение 10 дней проходили религиозные митинги «Корейской ассоциации возрождения», Пак Тхэсон, будучи одним из главных ораторов, изложил в своих выступлениях основы своего учения и провозгласил, что он получил от Неба «священный огонь» и «живую воду». Десятки тысяч людей, которых он окроплял на митингах «живой водой», увидели в нём пророка и целителя.

За проповедь своего учения Пак Тхэсон был отлучён от Пресвитерианской церкви Кореи, которая объявила его еретиком. В конце 50-х гг. (при режиме Ли Сынмана) он подвергся гонениям со стороны властей и даже отбывал тюремное заключение. После прихода к власти Пак Чонхи (1961) Пак Тхэсон и его учение стали пользоваться поддержкой государства.

Пак Тхэсон провозгласил себя новым мессией, «тем, кто пришёл с Востока». При этом Пак Тхэсон утверждал, что он является «мужем правды от Востока», о котором говорится в ветхозаветной Книге пророка Исайи, а подразумеваемая страна на Востоке — это Корея. Приверженцы Пак Тхэсона называли своего учителя «Оливковым деревом», «Божественной матерью», «Праведным человеком Востока».

В  елигиозной доктрине Церкви оливкового дерева значительное место занимают социальные мотивы. Церковь провозгласила идею создания «рая на земле». Республике Корея отводится в современном мире исключительная роль.

В религиозных обрядах Церкви оливкового дерева огромное значение придаётся «живой воде», освящённой Пак Тхэсоном. Во время собраний прихожане поют гимны, основным рефреном которых являются слова «Ан-чхаль!» (кор. «Приближаемся к миру! Приближаемся к хорошему!»). Исполнение гимнов сопровождается ритмичным хлопанием в ладоши, скандированием или игрой на барабане.

Последователями Пак Тхэсона были построены в окрестностях Сеула два «христианских города». «Христианский город I» был построен в 1956, а «христианский город II» — в 1962. Эти современные поселения с современной промышленностью и городской инфраструктурой были провозглашены «земным раем». В «христианском городе I» часть населения жила коммунами. Заработная плата рабочих была значительно ниже средней зарплаты южнокорейского рабочего.

В период своего наивысшего подъёма (в 1963) Церковь оливкового дерева имела 303 значительные общины, разбросанные по всей стране, а число последователей определялось от 800 тыс. до 2 млн. человек. В конце 60-х гг. церковь имела около 1700 молельных домов и около 700 тыс. прихожан. Среди последователей Церкви оливкового дерева велико число женщин.

После смерти Пак Тхэсона при его преемниках влияние Церкви оливкового дерева значительно ослабло.

Р. Ш. Джарылгасинова

ЦЕРКОВЬ ПАКИСТАНА

Це́рковь Пакиста́на, одна из объединённых и межденоминационных протестантских церквей.

Возникла в 1970 путём слияния большинства англикан, методистов и лютеран, а также части пресвитериан.

Из объединившихся конфессиональных групп наиболее значительной являлись англикане. Англиканские проповедники из Церковного миссионерского общества начали свою деятельность на территории, ныне занимаемой Пакистаном, в 1850, и через 110 лет в Карачи была создана епархия. Американские методисты проникли на эту территорию в 1873, и в начале XX в. им удалось христианизировать значительное число «неприкасаемых» в Центральном Пенджабе. Лютеранские миссионеры появились на северо-западе современной пакистанской территории в 1903. На первых порах это были датчане, однако позже к ним присоединились проповедники из Финляндии и США, и со временем была создана единая лютеранская церковь. Пресвитерианство на современной территории Пакистана распространяли как шотландские, так и американские миссионеры.

Когда в 1970 было принято решение о создании объединённой протестантской церкви Пакистана, его поддержали не все представители перечисленных деноминаций. В частности, к объединённой церкви не примкнула пакистанская епархия так называемой Англиканской православной церкви (другое название — Епископальная церковь Пакистана) — группа англикан из района Сиалкота, отделившаяся от местной англиканской церкви в 1968. Не вошла в состав объединённой церкви и группа методистов Лахора, образовавшая в 1968 Национальную методистскую церковь Пакистана, а также небольшая группа лютеран, находившаяся под эгидой датских миссионеров (так называемая Датская патанская миссия, иначе именуемая «Палаточной миссией»). Что же касается пресвитериан, то объединительный процесс был поддержан меньшинством из них — лишь бывшими пресвитерианами, которые перед этим какое-то время входили в Объединённую церковь Северной Индии и Пакистана. Другие пресвитерианские церковные организации в объединённую церковь не вошли. В числе их довольно крупная Объединённая пресвитерианская церковь Пакистана (была связана с Объединённой пресвитерианской церковью в Соединённых Штатах Америки), Национальная девственная церковь Пакистана (отделилась от предыдущей церкви), Объединённая церковь в Пакистане — Лахорский церковный совет (прежде входила в состав Объединённой церкви Северной Индии и Пакистана), Ассоциированная реформированная пресвитерианская церковь (связана с церковью того же названия в США), Объединённая пресвитерианская церковь в Пакистане (откололась от Объединённой пресвитерианской церкви Пакистана в связи с её участием в работе Всемирного совета церквей), Лахорский церковный совет (Международный совет христианских церквей), Церкви Бога (небольшая пресвитерианская группа).

В настоящее время численность сторонников Церкви Пакистана составляет 460 тыс. человек. По этнической принадлежности это преимущественно панджабцы, а также синдхи.

П. И. Пучков

ЦЕРКОВЬ ПЕПЛА И ОЧИЩЕНИЯ

Це́рковь пе́пла и очище́ния, афрохристианская маргинальная секта. Другое название — культ Деима. Основана в начале XX в. в Кот-д’Ивуаре Дьигба Даваной после якобы данной ей драконом Гбобо-Меле способности исцелять. Догматической основой секты формально является Библия, однако используются и устные предания традиционных верований. Вероучение Церкви пепла и очищения синкретично и соединяет в себе элементы как местных традиционных верований, так и протестантизма. Ряд важнейших христианских догматов в секте искажён. Например, считается, что смерть пришла в мир после первой кражи, поэтому кража объявлена одним из самых страшных грехов. В секте почитается и ряд богов местного пантеона, однако сектанты резко выступают против фетишизма. Существенную роль в религиозных представлениях сектантов играет фигура её основательницы, почитаемой как великая пророчица.

Культовая практика секты состоит из воскресных собраний, напоминающих протестантские. На них поются псалмы и гимны, читаются проповеди.

Последователи Церкви пепла и очищения сосредоточены в основном в Кот-д’Ивуаре, где их численность достигает 200 тыс. человек.

Р. А. Силантьев

ЦЕРКОВЬ ПРОВИНЦИИ КЕНИИ

Це́рковь прови́нции Ке́нии, одна из англиканских церквей. Местное название (на языке суахили) — Каниса ла Джимбо ла Кенья.

Первые англиканские миссионеры из Церковного миссионерского общества прибыли на территорию, занимаемую ныне Кенией (в город Момбаса), в 1844. В 1885 были рукоположены первые священнослужители из числа местных жителей. С 1910 в стране началось массовое движение за обращение в христианство, и ряды сторонников англиканства стали быстро расти. В 1927 была создана епархия Момбасы. В 1955 в сан епископа были хиротонисаны 2 кенийца. В 1960 образована Церковь провинции Восточной Африки, однако в 1970 её разделили на две самостоятельные церкви: Церковь провинции Кении и Церковь провинции Танзании. По вероучению и культу Церковь провинции Кении не отличается от Церкви Англии. Из течений, существующих ныне в англиканстве, в Церкви провинции Кении всецело господствует евангелистское.

Церковь провинции Кении возглавляется архиепископом, являющимся также епископом столицы Кении — Найроби. Всего в церкви насчитывается 12 епархий, во главе которых стоят епископы (в одной епархии имеется также викарный епископ).

Церковное законодательство осуществляет Провинциальный синод.

Численность сторонников Церкви провинции Кении 1,7 млн. человек (7% населения страны). По этнической принадлежности это прежде всего кикуйю, луо, лухья, а также таита, эмбу, тесо, гирьяма, нанди и др.

П. И. Пучков

ЦЕРКОВЬ ПРОВИНЦИИ НИГЕРИИ

Це́рковь прови́нции Ниге́рии, одна из наиболее значительных англиканских церковных организаций, вторая по численности сторонников (после Римско-католической церкви) церковь страны.

Первыми англиканами, появившимися на территории, ныне входящей в состав Нигерии, были освобождённые рабы из английской колонии Сьерра-Леоне. В 1842 на эту территорию впервые прибыли миссионеры англиканского Церковного миссионерского общества. Через 11 лет была начата работа сразу в 3 крупнейших городах: Абеокутте, Лагосе и Ибадане. В 1864 местная англиканская церковь получила первого африканского епископа.

Церковь провинции Нигерии была создана в 1979 в результате отделения от организованной в 1951 Церкви провинции Западной Африки (численность сторонников последней после выделения из её состава Церкви провинции Нигерии стала очень небольшой — 132 тыс. человек, рассредоточенных по нескольким странам: Гане, Сьерра-Леоне, Гамбии, Либерии, Гвинее, Сенегалу).

Вероучение и культ в Церкви провинции Нигерии тождественны принятым в Церкви Англии. Из существующих в англиканстве течений в Нигерии наиболее сильны позиции у низкой церкви, хотя имеется также немало евангелистов.

Церковь провинции Нигерии возглавляет архиепископ, являющийся одновременно епископом епархии Ибадана. Всего епархий, во главе которых стоят епископы, — 27. Церковное законодательство осуществляет Провинциальный синод, состоящий из 3 палат: епископов, духовенства (низшего) и мирян.

Численность последователей Церкви провинции Нигерии составляет 5,3 млн. человек (6% населения страны), особенно много англикан в южных штатах. По этнической принадлежности это прежде всего йоруба, игбо и в значительно меньшей степени — исоко, урхобо, бини, иджо, огони.

П. И. Пучков

ЦЕРКОВЬ ПРОВИНЦИИ НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ

Це́рковь прови́нции Но́вой Зела́ндии, одна из англиканских церквей. Неофициальное название — Англиканская церковь.

Первая англиканская миссионерская станция была создана в Новой Зеландии в 1814. Вскоре после этого англиканские проповедники Церковного миссионерского общества развернули широкую прозелитическую деятельность среди аборигенов Новой Зеландии — маори. В 1841 в Новую Зеландию был назначен первый англиканский епископ. С 1852 стали создаваться англиканские церковные общины и среди европейских поселенцев. Вначале англикане Новой Зеландии были подчинены в церковном отношении калькуттской епархии. Но уже в 1857 была основана Церковь провинции Новой Зеландии как местная автономная церковь, находящаяся в полном евхаристическом общении с Церковью Англии. В 1883 Церковное миссионерское общество передало этой новой церкви все свои функции.

По вероучению и культу Церковь провинции Новой Зеландии не отличается от Церкви Англии. Так же как в «материнской» церкви, в Церкви провинции Новой Зеландии существует несколько течений. При некотором преобладании сторонников широкой церкви в Новой Зеландии немало также приверженцев низкой и высокой церкви. В настоящее время в Церкви провинции Новой Зеландии женщины получили право рукоположения в диаконы, священники и епископы.

Законодательным органом Церкви провинции Новой Зеландии является Генеральный синод, который созывается раз в 2 года. В период между сессиями Генерального синода работает постоянный комитет, заседания которого проводятся не реже 2 раз в год. Генеральный синод формируется из трёх категорий членов: 1) епархиальных епископов, особого епископа для маори и викарных епископов; 2) представителей низшего духовенства и мирян, причём число этих представителей должно быть пропорционально числу епископов от соответствующих епархий и, кроме того, они должны находиться на постоянной и активной работе в приходах, епархиях и провинциальном церковном управлении (и при этом заняты полный рабочий день); 3) представителей низшего духовенства и мирян от миссионерской епархии и особенно маорийского епископства.

Церковь провинции Новой Зеландии возглавляется примасом и архиепископом Новой Зеландии. В руководстве церковью ему помогает старший епископ, назначаемый из числа епархиальных епископов. Церковь провинции Новой Зеландии имеет 9 епархий, причём в крупнейших епархиях есть также викарные епископы. К числу епархий обычно относят и специально созданное в 1978 для маорийского населения экстерриториальное епископство Аотеароа (маорийское название Новой Зеландии). Особое положение в Церкви провинции Новой Зеландии занимает миссионерская епархия Полинезии, к которой относятся Фиджи, Тонга и Западное Самоа.

С 1964 Церковь провинции Новой Зеландии ведёт переговоры с действующими в Новой Зеландии Пресвитерианской и Методистской церквами, Конгрегациональным союзом и Ассоциированными церквами Христа (так в Новой Зеландии называется организация учеников Христа) о создании церковного союза.

Численность последователей Церкви провинции Новой Зеландии 732 тыс. человек (22% всего населения страны). По этнической принадлежности это преимущественно новозеландцы английского происхождения. Немало среди англикан и маори.

П. И. Пучков

ЦЕРКОВЬ ПРОВИНЦИИ ТАНЗАНИИ

Це́рковь прови́нции Танза́нии, одна из англиканских церквей. Широко употребляемое местное название (на языке суахили) — Каниса ла Джимбо ла Танзаниа.

Обращением коренного населения в христианство на территории, ныне входящей в состав Танзании, занимались (наряду с другими христианскими миссиями) 2 англиканские миссионерские организации: Миссия университетов в Центральную Африку (с 1863) и Церковное миссионерское общество (с 1886). В 1960 на территории Танзании и Кении была организована Церковь провинции Восточной Африки, которую в 1970 разделили на 2 отдельные церковные организации: Церковь провинции Танзании и Церковь провинции Кении.

Церковь провинции Танзании по вероучению и культу практически не отличается от «материнской» Церкви Англии. Из течений, существующих в англиканстве, в Танзании представлены англо-католики и евангелисты.

Церковь провинции Танзании возглавляется архиепископом, который совмещает свою должность с саном одного из епархиальных епископов — Занзибара и Танги. Всего в церкви насчитывается 12 епархий, во главе к рых стоят епископы. В отдельных епархиях имеются, кроме того, викарные епископы. Церковным законодательством ведает Провинциальный синод, созываемый через каждые 3 года.

Численность последователей Церкви провинции Танзании 1,2 млн. человек (4,5% населения страны). По этнической принадлежности это гого, макуа, кагуру, зигула, ха, бондеи, самбаа, маконде, яо, сукума.

П. И. Пучков

ЦЕРКОВЬ ПРОВИНЦИИ ЮЖНОЙ АФРИКИ

Це́рковь прови́нции Ю́жной А́фрики, одна из англиканских церквей. Официальное название — «Церковь провинции Южной Африки (иначе известна как Англиканская церковь, или Церковь Англии, или Английская церковь, или Церковь англиканского сообщества в частях)».

Церковь провинции Южной Африки является старейшей англиканской церковью в Африке. Фактически эта церковь существует с 1806, когда живущие в Кейптауне англикане стали собираться на богослужения. Первый англиканский миссионер был послан Обществом по распространению Евангелия в 1821. В 1847 в Кейптауне была учреждена первая епархия, а в 1870 официально создана Церковь провинции Южной Африки. В том же году от Церкви провинции Новой Зеландии откололась евангелическая группа, которая стала называться Церковью Англии в Южной Африке. В 1875 в границы Церкви провинции Новой Зеландии была включена территория Лесото, в 1893 — Мозамбика и в XX в. — Намибии и Свазиленда.

По вероучению и культу Церковь провинции Южной Африки идентична Церкви Англии. Как и в последней, в ней имеется несколько течений. Наиболее влиятельна высокая церковь, хотя достаточно высока и доля англо-католиков.

Законодательным органом церкви является Провинциальный синод, созываемый раз в 3 года. Он состоит из 3 палат: епископов, духовенства (низшего) и мирян. Число священнослужителей и мирян, направляемых в провинциальный синод от каждой епархии, пропорционально числу священнослужителей в соответствующей епархии. В Церкви провинции Новой Зеландии имеется 18 епархий: 12 из них находятся в ЮАР, 2 — в Мозамбике, по 1 — в Лесото, Свазиленде, Намибии и в британской колонии остров Святой Елены (вместе с островом Вознесения). Острова Тристан-да-Кунья, административно подчинённые острову Святой Елены, в церковном отношении подчинены епархии Кейптауна. Епископы епархий, если число священников в них не менее 10, избираются местным собранием выборщиков, если же меньше 10 — коллегией епископов всей провинции. Церковь провинции Южной Африки возглавляется примасом, архиепископом Кейптауна. Во главе большинства епархий стоят епископы, епархии Кейптауна — архиепископ. В епархиях Кейптауна и Йоханнесбурга имеются также викарные епископы.

Примасом Церкви провинции Новой Зеландии является в настрящее время Десмонд Мпило Туту (род. 1931), известный борец против апартеида, лауреат Нобелевской премии мира (1984). Церковь провинции Южной Африки неоднократно выступала против апартеида и расовой дискриминации в Южной Африке.

Общая численность последователей Церкви провинции Новой Зеландии 2,4 млн. человек, из них 2 млн. живёт в ЮАР (около 6% населения страны), около 170 тыс. — в Лесото, свыше 120 тыс. — в Намибии, около 100 тыс. — в Мозамбике, 16 тыс. — в Свазиленде, 6 тыс. — на острове Святой Елены и зависимых от него островах.

Банту (главным образом коса, а также зулу, суто, тсвана) составляют 3/4 общего числа приверженцев Церкви провинции Новой Зеландии. Много среди членов церкви потомков британских колонистов, есть и «цветные».

П. И. Пучков

ЦЕРКОВЬ САЕНТОЛОГИИ

Це́рковь саентоло́гии (сайентологии), группа, называющая себя религиозно-научным движением и относимая иногда к так называемым новым религиям.

Возникла в Лос-Анджелесе в США в 1954. Основал её писатель-фантаст Лафайет Рональд (Рон) Хаббард (1911—86), опубликовавший в 1950 книгу «Дианетика — современная наука душевного здоровья». Согласно дианетике, человеческий разум имеет два аспекта. Аналитический разум постигает, размышляет и запоминает. «Реагирующий» разум просто записывает. Каждый опыт человека фиксируется в его уме как психическое изображение. Болезненные впечатления от прошлого опыта, названные Хаббардом энграмами, не вполне доступны аналитическому сознанию человека. Эти энграмы, являющиеся частью подсознательной умственной деятельности, обусловливают иррациональное поведение человека.

Дианетика рассматривается её последователями как наука, раскрывающая источник психосоматических болезней и заблуждений человека, как форма психотерапии. Человек, работая со специальным контролёром (аудитором), должен противопоставить себя энграмам, для того чтобы «вычистить» от них свой разум. Такой очищенный от энграм человек называется «чистым». В дианетике рассматриваются методы (так называемая религиозная технология) освобождения от энграм, достижения психического здоровья и совершенствования способностей человека. Согласно дианетике, радикально очиститься от энграм можно, пройдя серию весьма длительных и дорогостоящих курсов.

После того как Л. Р. Хаббард вывел дианетику из чисто практической области совершенствования человека, введя в неё элементы метафизической спекуляции, а также ряд положений древневосточных верований, оккультизма и магии, она превратилась в так называемую саентологию.

Церковь саентологии провозглашает, что, полностью очистившись от энграм, человек превращается в «тетана» (душу, жизненную энергию). «Тетан» становится совершенно недоступным влиянию других людей, он освобождён от действия физических законов, может совершать путешествия по Вселенной и т. д.

Центры Церкви саентологии напоминают читальные залы, где сторонники этой организации изучают произведения Л. Р. Хаббарда. Там же члены Церкви саентологии подвергаются тестированию, с ними работают аудиторы. В центрах также проводятся собрания членов секты, совершаются предусмотренные в ней обряды.

Когда организация Л. Р. Хаббарда стала претендовать на статус церкви, её руководителям пришлось в судебном порядке добиваться квалификации своего учения как религии. В 1977 судебные власти США предъявили соратникам Хаббарда обвинение в шпионской деятельности. Организация Хаббарда была обвинена также в мошенничестве, уклонении от уплаты налогов, финансовых нарушениях. Американская ассоциация психологов выступила с призывом не использовать дианетику в качестве терапии. Отрицательно отозвалась о дианетике и Американская медицинская ассоциация.

Несмотря на это, численность сторонников Церкви саентологии продолжала увеличиваться. Она распространена в 105 странах. Руководители Церкви саентологии утверждают, что число её приверженцев превышает 8 млн. человек. Наиболее крупные организации Церкви саентологии имеются в США и Великобритании (в последней, по некоторым данным, насчитывается 600 тыс. её последователей). Имеются адепты Церкви саентологии также в ряде других европейских стран, в том числе в России (прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге), Австралии.

П. И. Пучков

ЦЕРКОВЬ СЕВЕРНОЙ ИНДИИ

Це́рковь Се́верной И́ндии, конфессия, образовавшаяся путём объединения ряда протестантских церквей в северной части Индии.

Протестанты впервые проникли на территорию Северной Индии в 1612. Миссионерскую работу здесь вели представители разных протестантских конфессий: Церкви Англии, пресвитериан, конгрегационалистов, лютеран, баптистов и др. Процесс объединения протестантских церквей начался в 1924, когда слились пресвитерианская и конгрегационалистская церкви, образовав кальвинистскую по своему вероучению Объединённую церковь Северной Индии. В 1929 к этой церкви примкнуло 11 различных протестантских конфессий.

После 2-й мировой войны тяга протестантов Северной Индии к единству усилилась. В 1951 был разработан проект объединения протестантских церквей, доработка которого была поручена комитету, члены которого представляли различные протестантские конфессии. Окончательный план объединения был готов в 1965. В соответствии с этим планом Объединённая церковь Северной Индии, англиканская Церковь Индии, Совет баптистских церквей в Северной Индии, 2 методистские церкви (связанные генетически с методистскими церквами Великобритании и Австралии), Церковь братьев и ученики Христа создали в 1970 Церковь Северной Индии. Условия объединения были сходны с теми, на основе которых в 1947 была организована Церковь Южной Индии.

В составе Церкви Северной Индии 23 епархии, охватывающие все индийские политико-административные единицы, кроме штатов Андхра-Прадеш, Тамилнад, Керала и Карнатака (сфера влияния Церкви Южной Индии). Возглавляет Церковь Северной Индии председательствующий епископ и модератор. Центр церковного управления находится в Нью-Дели.

Численность последователей Церкви Северной Индии 1 млн. человек. По этнической принадлежности это представители крупных индоарийских народов (хиндустанцы, маратхи, гуджаратцы, панджабцы, бенгальцы, ория, бихарцы, раджастханцы), также говорящие на индоарийском языке, но ведущие племенной образ жизни бхилы и представители некоторых народов, относящихся к другим языковым группам (санталы, мунда, кхаси, ораоны, качари).

В кастовом отношении 60% последователей Церкви Северной Индии бывшие «неприкасаемые» (хариджаны). Имеются среди них шудры (например, среди маратхов), выходцы из некоторых других кастовых подразделений, а также представители так называемых зарегистрированных племён.

П. И. Пучков

ЦЕРКОВЬ УГАНДЫ

Це́рковь Уга́нды, одна из крупнейших англиканских церквей, вторая по числу приверженцев (после Римско-католической церкви) церковная организация Уганды.

Первые миссиoнеры из англиканского Церковного миссионерского общества появились на территории Уганды в 1877. В 1893 в англиканские священники был рукоположен первый угандиец. Особенно быстро англиканство стало распространяться в период так называемого Восточноафриканского возрождения, начавшегося в 1927. В 1914—36 число англикан в стране увеличилось более чем в 3 раза. В 1947 и 1966 были рукоположены соответственно первый угандийский епископ и архиепископ. Уганда сама дала несколько выдающихся миссионеров. Наиболее известным из них является Аполо Кивебулайя, успешно проводивший с 1897 прозелитическую работу среди пигмеев, живших в джунглях по течению реки Итури в Конго (современная Демократическая Республика Конго). Церковь Уганды понесла тяжёлые потери. В 1886 были убиты первый епископ Уганды Джеймс Ханнингтон и его сподвижники. В 1977 по приказу диктатора Уганды Иди Амина был умерщвлён англиканский архиепископ Джанани Лувум, рукоположенный из числа коренных угандийцев.

В 1961 была создана Церковь провинции Уганды, Руанды и Бурунди, в 1972 к ней присоединили англиканские церковные общины конголезского района Бога, а в 1980 разделили на Церковь провинции Бурунди, Руанды и Заира (ныне Демократическая Республика Конго, численность её сторонников — 700 тыс. человек) и Церковь Уганды.

По вероучению и культу Церковь Уганды тождественна «материнской» Церкви Англии. Из англиканских течений в Уганде преобладает евангелистское, хотя есть также приверженцы низкой и (в небольшом числе) широкой церкви.

Церковь Уганды возглавляется архиепископом, который одновременно является епископом столицы страны — Кампалы. В Церкви Уганды имеется 20 епархий, во главе которых стоят епископы. В нескольких епархиях есть викарные епископы. Церковное законодательство находится в ведении Синода.

Численность сторонников Церкви Уганды 4,9 млн. человек (27% населения страны). Среди её приверженцев наиболее крупные группы образуют чига, ганда, нколе и торо. Имеются также сога, тесо, ачоли, ланго, гису, ньоро, лугбара, алур, каква, а также беженцы из Руанды — руанда.

П. И. Пучков

ЦЕРКОВЬ ХРИСТА В КОНГО

Це́рковь Христа́ в Ко́нго, объединённая протестантская церковь.

Церковь, объединившая свыше 90 церковных организаций Демократической Республики Конго (бывший Заир), была создана в 1970 в результате волевого решения властей. На церкви, отказывавшиеся вступить в объединение, государственными органами оказывалось давление. Вследствие этого объединение носит в известной мере формальный характер. Тем не менее некоторые церковные деятели полагают, что объединение в какой-то мере противодействует трайбализму, уменьшает соперничество в миссионерской работе, делает более рациональным церковное управление, повышает возможности кооперации в образовательных программах и средствах массовой информации.

Объединённые церкви принадлежат к разным протестантским конфессиям. Среди них есть баптистские, пятидесятнические, реставрационистские (ученики Христа, Христианские церкви и церкви Христа), пресвитерианские, адвентистская, методистская, меннонитские, конгрегационалистские, англиканская, перфекционистские (Христианский и миссионерский альянс, Свободная методистская церковь), а также такие деноминации, как плимутские братья (открытые и замкнутые), Армия спасения.

Общая численность последователей всех церковных организаций, объединённых Церковь Христа в Конго, — около 13 млн. человек.

П. И. Пучков

ЦЕРКОВЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АФРИКИ

Це́рковь Центра́льной А́фрики, одна из крупных пресвитерианских церковных организаций Африки, крупнейшая протестантская церковь Малави.

Пресвитерианские миссионеры из Шотландии впервые появились на территории современного Малави в 1875, позже на этой территории стали работать и реформатские миссионеры. В 1926 в результате объединения 2 церковных организаций, основанных пресвитерианскими миссионерами (из миссии Церкви Шотландии и миссии Свободной церкви Шотландии), и одной организации, образованной усилиями проповедников Голландской реформатской церкви (ЮАР), была создана единая Церковь Центральной Африки.

Поскольку эта церковь объединила близкие (кальвинистские), но не полностью идентичные по вероучению и культу общины (например, Свободная церковь Шотландии придерживается более строгих кальвинистских позиций, чем Церковь Шотландии), в разных подразделениях (суперинтендентствах) её наблюдаются некоторые различия в понимании доктрины и в богослужебной практике.

В составе Церкви Центральной Африки имеется 3 суперинтендентства: Блантайр на юге страны (прежняя сфера влияния миссии Церкви Шотландии), Ливингстония на севере (где действовала миссия Свободной церкви Шотландии) и Нхома в центре (бывший участок работы Голландской реформатской церкви).

Численность сторонников Церкви Центральной Африки в Малави — свыше 1,5 млн. человек (15% всего населения). По этнической принадлежности это ньянджа и близкие к ним чева, а также тумбука, яо, тонга. В небольшом числе приверженцы Церкви Центральной Африки встречаются также в Зимбабве и Замбии (выходцы из Малави).

П. И. Пучков

ЦЕРКОВЬ ШОТЛАНДИИ

Це́рковь Шотла́ндии, крупнейшая церковная организация Шотландии, относящаяся к пресвитерианской ветви кальвинизма.

Хотя Церковь Шотландии датирует время своего основания 397, то есть годом проникновения христианства в Шотландию, она приняла кальвинистский облик лишь в 1560, когда её возглавил Джон Нокс (1505 или около 1514—72), которого можно в определённом смысле считать основателем пресвитерианской Церкви Шотландии. Правившая в Шотландии династия Стюартов пыталась сделать Церковь Шотландии епископальной, и её характер много раз менялся в зависимости от того, каким был баланс сил между королевской властью и церковью. В 1584, 1612, 1660 церковь возвращалась к епископальному устройству, в 1592, 1638 она вновь приобретала пресвитерианский строй, который окончательно утвердился в 1690.

Вначале вероучительной основой Церкви Шотландии было типично кальвинистское по своему характеру Шотландское исповедание, подготовленное Дж. Ноксом и пятью другими священниками и принятое в 1560 шотландским парламентом. В 1581 оно было дополнено так называемым Вторым Шотландским исповеданием, носящим резко антикатолическую направленность. В 1561 была принята «Книга о дисциплине», в которой указывалось на необходимость строгого выполнения человеком своего религиозного долга и предусматривалось наказание лиц, пренебрегающих им. С 1564 была утверждена «Книга общего порядка» — служебник, написанный Дж. Ноксом в 1556. Позже все эти книги были заменены более современными: Вестминстерским исповеданием (1647), подготовленным Александером Гендерсоном (около 1583—1646), Большим и Кратким Вестминстерскими катехизисами (1648), «Руководством по церковному управлению» (1644), «Руководством по общественному богослужению» (1645).

Церковь Шотландии принимает все основные кальвинистские доктрины. Подчёркивая значение кальвинистского учения о Божьем избрании, церковь всё же признаёт наличие у человека свободы воли, то есть несколько смягчает догмат о предопределении. В отличие от раннего кальвинизма, в вероучении Церкви Шотландии говорится не только о спасении Божьей милостью, но и о значении добрых дел. В церкви совершаются 2 таинства: крещение и причащение.

Богослужение в Церкви Шотландии, как и во всех кальвинистских церквах, отличается простотой и строгостью. Оно состоит в чтении молитв и отрывков из Священного Писания, пении псалмов, а также проповеди. При погребении умерших в Церкви Шотландии не совершается никаких церемоний.

Церковь Шотландии имеет пресвитерианское устройство. Четырьмя ступенями управления являются сессии (собрания общин), пресвитерии (собрания священников и старейшин-мирян нескольких соседних общин), Провинциальные синоды и Генеральная ассамблея.

С 1680 по 1843 Церковь Шотландии испытала несколько расколов. В 1733 от Церкви Шотландии отделилась часть членов, которые в 1842 объединились в так называемую Отделившуюся церковь. В 1761 из-за разногласий относительно системы церковного попечительства от Церкви Шотландии откололся Синод освобождения. В 1843 почти треть священников и членов Церкви Шотландии вышла из неё и образовала Свободную церковь Шотландии. Однако в 1847 Отделившаяся церковь и Синод освобождения слились, создав Объединённую пресвитерианскую церковь. В 1900 подавляющее большинство членов этой церкви объединились с основной частью Свободной церкви Шотландии, образовав Объединённую свободную церковь Шотландии. В 1929 бо́льшая часть членов этой церкви влилась в состав Церкви Шотландии.

Численность последователей Церкви Шотландии составляет 1 млн. человек. Как и многие другие «классические» протестантские церкви, она в последнее время теряет своё влияние среди верующих, но продолжает сохранять статус государственной церкви.

Церковь Шотландии, как и отколовшиеся от неё пресвитерианские церкви, ведёт миссионерскую работу, в результате чего были созданы новые пресвитерианские церкви в ряде стран Африки, Азии, Южной Америки, Вест-Индии и Океании.

П. И. Пучков

ЦЕРКОВЬ ЮЖНОЙ ИНДИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЗАМБА

цзамба, поджаренная ячменная мука у народов Тибета. Употребляется в виде похлёбки или с чаем. Ср. Талкан.

ЦИМБАЛЫ

цимбалы (от греч. kymbalon — кимвал), струнный ударный и щипковый музыкальный инструмент. Трапециевидный плоский корпус, при игре устанавливают на коленях или на столе или подвешивают через плечо на ремне, ударяют двумя палочками, извлекая долго не затихающий звук. Смотри также Чанг.

ЦИПАО

ципао, женская распашная одежда у китайцев со стоячим воротником, подол обычно разрезан по бокам. Распространена в городах, в деревнях надевают по праздникам.

ЦУЙКА

цуйка, фруктовая водка у румын и молдаван.

ЦЯН

цян, жума, жумэй (самоназвание), народ в Китае, преимущественно в провинции Сычуань. Родственны тибетцам. Численность 205 тыс. человек. Говорят на языке цян центральной группы сино-тибетской семьи. Верующие цян — ламаисты. Упоминаются с 1-го тысячелетия до нашей эры. Основные традиционные занятия — земледелие (ячмень цинкэ, пшеница, просо, кукуруза, гречиха), скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот), разведение свиней, охота; традиционное ремесло — ткацкое. Дома каменные, двухэтажные. Мужская одежда — куртка, безрукавка, штаны с поясом, женская — кофта, юбка, передник, иногда халат. Для традиционных верований характерен культ гор.

А. М. Решетов

Этнонимы: цян, жума, жумэй

Предыдущая страница Следующая страница