Народы и религии мира
Статьи на букву "А" (часть 2, "АКК"-"АНТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АКК"-"АНТ")

АККУЛЬТУРАЦИЯ

аккультура́ция 1) адаптация индивидов или групп к какой-либо культуре. 2) Взаимное влияние сильно отличающихся и (обычно) соседствующих культур. 3) Изменение культуры одного народа — более слабого в политическом и экономическом отношениях — под воздействием другого, более сильного. В последнем значении термин "аккультурация" широко бытовал в англоязычной, преимущественно американской этнологии в 1930—40. Понятие "аккультурация" тщательно разрабатывалось такими исследователями как Р. Рэдфилд, Р. Линтон, М. Херсковиц. Они и их последователи вели интенсивное изучение культурных и социально-психологических процессов, происходивших укоренных народов (главным образом Нового Света) под воздействием европейской колонизации. В настоящее время термин "аккультурация" малоупотребителен.

АКЫН

акын, поэт-импровизатор у казахов и киргизов, исполняет эпос речитативом под аккомпанемент домбры.

АЛАКАЛУФ

алакалу́ф, кауашкар (самоназвание), индейский народ в Чили, в поселке Пуэрто-Эден на острове Веллингтон. Численность около 50 человек. Близки яганам и она, вместе с которыми часто называются огнеземельцами. Язык алакалуф. Современные алакалуф говорят по-испански или двуязычны.

Алакалуф населяли западное побережье Патагонии и Огненной Земли и прилегающие острова. Заселение этих районов происходило, по-видимому, с севера около 8—6-го тысячелетия до нашей эры.

Контакты с испанцами с начала XVI века, усилились в XIX веке, что привело к распространению болезней и вымиранию алакалуф. В начале XIX века насчитывали 4 тыс. человек, в 1920-х гг. — 150 человек.

Характерны орудия из раковин и кости (камень почти не употреблялся). Изготовляли лодки из коры, после испанского завоевания — из досок.

Современные алакалуф утратили традиционную культуру, занимаются рыболовством и работой по найму.

Жилище куполообразное.

Ю. Е. Берёзкин

Этнонимы: алакалуф, кауашкар, огнеземельцы

АЛАЧИК

алачик (тур.), алачыг (аэсрб.), аласык (башк.), лачиг (узб.), аланчык (телеут.), алажы (тув.), лачуга (рус.), переносное жилище у народов Центральной и Передней Азии. Имеет обычно полусферический каркас, крытый войлоком.

АЛБАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Алба́нская правосла́вная це́рковь, одна из автокефальных православных церквей.

Христианство проникло на территорию современной Албании очень рано - в первых веках нашей эры, однако в V-VI вв. его влияние резко упало. С середины VII в. албанские xристиане находились под юрисдикцией Константинополя. После происшедшего между западным и восточным христианством раскола часть албанских христиан (в северной части страны) подчинилась Риму. С конца IX в. православные албанцы перешли под юрисдикцию Болгарской православной церкви. В XV в. Албанию завоевали турки, внедрившие здесь ислам, который постепенно стал основной религией. Кроме того, часть православных во время турецкого владычества перешла в католицизм, отношение к которому со стороны завоевателей было более терпимым. Со второй половины XVIII в. Албанская православная церковь вновь подчинена Константинопольской (Вселенской) православной церкви. После того как в 1912 Албания стала независимой, среди албанского православного духовенства возникает движение за получение албанской церковью статуса автокефальной. В 1922 Албанская православная церковь провозглашает себя независимой, однако Константинопольский патриархат признал её автокефалию лишь в 1937.

Догматика в Албанской православной церкви тождественна принятой в других православных церквах. Близок к остальным ветвям православия и культ.

В 1967 с провозглашением албанским коммунистическим руководством всеобщей атеизации страны все церкви в Албании были закрыты (Албанская православная церковь к тому времени состояла из четырёх епархий), а духовенство и верующие подверглись репрессиям (очень большое число священнослужителей было расстреляно). Восстановление церковной жизни началось лишь с 1990-х гг. после падения тоталитарного режима. Священный синод Константинопольской (Вселенской) православной церкви назначил в Албанию своего экзарха.

По приблизительной оценке, численность последователей Албанской православной церкви около 300 тыс. человек. Это в подавляющем большинстве албанцы, а также небольшая группа живущих на юге греков.

О. Е. Казьмина

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛИИ

алии, алики, см. Арики.

АЛЬДЕЯ

альдея (исп. aldea), тип поселения в Испании и Латинской Америке — небольшая деревня.

АЛЬКАЛЬД

алькальд (исп. alcalde, от араб. аль-кади, судья), глава местного управления в Испании и Латинской Америке, глава общины.

АЛЬПИЙСКИЙ ТИП ЖИЛИЩА

альпийский тип жилища, большой двух- или трёхэтажный дом из камня или с каменным нижним этажом с крытой галереей на верхнем этаже, на который ведёт наружная лестница; крыша двускатная из дранки или черепицы.

АМБАР

амбар (тюрк.), анбар (перс., араб.), хранилище для съестных продуктов; для предохранения от сырости и грызунов часто ставилось на столбах.

АМБИЛИНЕЙНОСТЬ

амбилине́йность (от лат. ambo — оба и linea — линия), правило счёта родства, формирующее (подобно унилинейности) лишь одну линию происхождения от предка к потомку, но позволяющее в каждом поколении привлекать к этому любого из родителей. Возникает комбинация произвольно чередующихся мужских и женских связей, подобная цепи из звеньев двух цветов. На основе амбилинейности формируются родственные группы, называемые рэмиджем и септом. Амбилинейность чаще всего встречается в Полинезии и Микронезии, а также среди некоторых индейских племён северо-западного побережья Северной Америки.

И. Ж. Кожановская

АМБИЛОКАЛЬНОСТЬ

амбилока́льность (от лат. ambo — оба и locus — место), норма брачного поселения, при которой молодые по выбору (определяемому самыми различными обстоятельствами) поселяются либо там, где до брака жил жених, либо там, где до брака жила невеста.

АМЕРИКАНСКАЯ БАПТИСТСКАЯ АССОЦИАЦИЯ

Америка́нская бапти́стская Ассоциа́ция, одна из крупных баптистских церквей США. После создания в 1845 Южной баптистской конвенции среди части приверженцев баптизма южных штатов США возникло движение, получившее название «Старые межевые знаки». Руководители его (Дж. Р. Грейвс, Дж. М. Пендлтон и др.) заявляли, что они стремятся восстановить апостольскую чистоту баптистских церквей посредством сохранения старых межевых знаков раннего христианства. Ландмаркисты (от англ. «landmark», межевой знак) утверждали, что ранние христиане являлись баптистами, так как, якобы, крестились только во взрослом возрасте путём погружения и объединялись в местные автономные общины. Таким образом они пытались доказать преемственность современных баптистов c ранним христианством, считая звеньями в этой преемственной цепи древние и средневековые христианские секты монтанистов, новациан, донатистов, павликиан, вальденсов и анабаптистов.

Ландмаркисты называли всех (как небаптистов, так и другие.гих баптистов), кто расходился с ними во взглядах, отошедшими от традиций новозаветных церквей и отказывались вступать с ними в какую-либо связь.

Они не признавали крещений, совершённых в небаптистских церквах, не допускали небаптистов к хлебопреломлению, отказывались предоставлять кафедру «чужим» проповедникам. Ландмаркисты действовали как вне Южной баптистской конвенции, так и внутри неё. В последнем случае они создавали в структуре конвенции оппозиционные группы, активно сопротивлявшиеся её попыткам усиления централизации. Вначале сторонники течения «Старых межевых знаков» не были организованы, однако в 1899 они создали Баптистскую миссионерскую ассоциацию Техаса. В 1905 ландмаркисты других регионов (включая и тех, кто до того времени оставался в Южной баптистской конвенции) образовали Генеральную ассоциацию баптистских церквей, которая в 1924 после присоединения к ней Баптистской миссионерской ассоциации Техаса и Баптистской конвенции Оклахомы стала называться Американской баптистской Ассоциацией.

В доктринальном отношении Американская баптистская Ассоциация, без учёта ландмаркистских идей, близка Южной баптистской конвенции. По основным догматическим вопросам ассоциация занимает фундаменталистские позиции и настаивает на буквальном толковании Священного Писания. Для неё характерно также ожидание второго пришествия (хотя этот вопрос не акцентируется так сильно, как в адвентизме).

Культ Американской баптистской Ассоциации сходен с культом, принятым в других баптистских церквах. Церковное устройство Американской баптистской Ассоциации имеет конгрегациональный характер. Ассоциация проводит ежегодные собрания представителей конгрегаций. Местные конгрегации полностью автономны.

Штаб-квартира Американской баптистской Ассоциации находится в городе Тексаркана в штате Техас. Численность сторонников Американской баптистской Ассоциации (включая детей) - 900 тыс. человек, в основном это «белые» американцы.

П. И. Пучков

АМЕРИКАНСКАЯ КАРПАТОРОССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Америка́нская карпаторо́сская правосла́вная гре́ко-католи́ческая це́рковь, православная церковная организация, образованная в США в 1930-е гг. группой бывших греко-католиков — иммигрантов-карпатороссов.

В 1891 один католический приход карпатороссов решил вернуться в лоно православия. Вскоре к нему присоединились другие карпаторосские приходы. В 1936 около 40 православных карпаторосских приходов избрали своим духовным руководителем Ореста Чорнока и в 1937 обратились к Вселенскому патриарху с просьбой о признании своей церкви. В 1938 Вселенский патриарх рукоположил О. Чорнока в сан епископа и признал Американскую карпаторосскую православную греко-католическую церковь самостоятельной церковной организацией.

По догматике и культу Американская карпаторосская православная греко-католическая церковь близка другим православным церквам, хотя в её литургии сохранились отдельные незначительные католические черты.

С 1966 Американская карпаторосская православная греко-католическая церковь возглавляется митрополитом. Она является автономной церковной организацией, подчиняющейся непосредственно Вселенскому патриарху. Тем не менее она поддерживает тесные контакты с архиепархией Северной и Южной Америки Константинопольской православной церкви.

Численность последователей Американской карпаторосской православной греко-католической церкви составляет 100 тыс. человек. Живут в США, по этнической принадлежности — карпатороссы.

О. Е. Казьмина

АМЕРИКАНСКИЕ БАПТИСТСКИЕ ЦЕРКВИ В США

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМИДАИЗМ

амидаи́зм, японская разновидность буддизма, сложившаяся вокруг культа будды Амиды (санскр. Амитабха — неизмеримый свет). Культ Амиды в Японии известен с VI—IX вв., с X—XI вв. возникают школы амидаизма.Одним из первых догмы амидаизма сформулировал монах Гэнсин (942—1017). В начале XI в. основана первая школа амидаизма Юдзу нэмбуцу-сю. Превращение амидаизма в одно из главных направлений японского буддизма относится к XII—XIII вв. и связано с деятельностью Хонэна, Синрана и Иппэна, положивших начало школам Дзёдо-сю, Дзёдо син-сю и Дзи-сю. Основу догм амидаизма составляет учение о возрождении в обетованной чистой земле (дзёдо) — раю в поле будды Амиды. Верующему предлагается полностью положиться на помощь будды Амиды, не затрачивая собственных усилий и лишь многократно повторяя его имя. Обещание всеобщего спасения наряду со значительным упрощением обряда обеспечило популярность амидаизма среди широких слоёв населения. С амидаизмом связано введение в культовую практику японского буддизма заупокойно-поминальных обрядов, которые в настоящее время занимают в ней ведущее место. 24 амидаистские группы составляют ядро традиционных школ буддизма Японии. Прихожанами около 30 тыс. амидаистских храмов числятся 19,7 млн. человек.

Г. Е. Светлов

АМИШИ

а́миши, протестантская секта меннонитского происхождения. Основатель — Якоб Амман, священник из Швейцарии, эмигрировавший в Эльзас. В 1693 его последователи откололись от меннонитов. Отделение произошло из-за того, что Якоб Амман считал недостаточно строгим отношение меннонитов к грешникам. По его мнению, совершивший грех человек должен быть изгнан из церковного братства и никто не должен с ним общаться до тех пор, пока тот не раскается и не будет восстановлен в братстве. В 1712 французский король Людовик XIV изгнал всех амишей, и большинство их расселились в соседних странах, а около 300 человек отправились в Америку. После наполеоновских войн эмиграция амишей в Америку усилилась.

Церковную доктрину амишей можно охарактеризовать как наиболее консервативный вариант меннонитства. Главная черта их вероучения — более строгое, чем у меннонитов, следование Священному Писанию. Первостепенное значение амиши придают содержащемуся в Послании Павла к римлянам положению об отделении церкви от государства. Основная часть их по возможности отказывается от любых технических средств, связывающих их с внешним миром: электричества, водопровода, центрального отопления, телефона и пр. Амиши — приверженцы старого традиционного образа жизни. Большинство из них носит одежду и головные уборы определённых цветов и фасонов (у мужчин пуговицы имеются только на рубашках и брюках, на костюмах, жилетах и пальто они запрещены), ездит в старинных повозках, запряжённых лошадьми, использует только стальные колёса, пашет землю конным плугом. Им запрещается служить в армии, фотографироваться, водить автомобили и летать на самолётах, иметь компьютеры, телевизоры, радиоприёмники, носить наручные часы и обручальные кольца. Браки амиши заключают только со своими единоверцами.

Специальных культовых зданий у большинства амишей нет, и моления проходят поочерёдно в домах членов общины. Семья, в доме которой проводится служба, должна приготовить для всей общины угощение, включающее сыр, домашний хлеб, соленья, свёклу и пирог. Службы проводятся через воскресенье. В те воскресенья, когда служб нет (так называемые Воскресенья дружбы), амиши отдыхают и навещают друзей. Каждая амишская община имеет двух проповедников. Епископ и диакон служат в двух общинах, проводя в них богослужения поочерёдно в разные воскресенья.

Численность амишей составляет 150 тыс. человек, по этническому происхождению это в основном эльзасцы. Живут главным образом в США (наиболее крупные общины амишей имеются в штатах Огайо, Пенсильвания и Индиана). Небольшая группа амишей есть в Канаде.

Осознавая себя принадлежащими к одной деноминации, амиши тем не менее распадаются на разные группы. Наиболее консервативной и особенно строго следующей традициям является Меннонитская церковь амишей старого порядка. От неё отделился ряд общин, которые ввели некоторые инновации. Так, в 1910 в Пиджине (штат Мичиган) была создана церковная организация, принявшая название Консервативная меннонитская конференция. Её приверженцы стали проводить богослужения в специальных домах собраний, организовали воскресные школы, стали совершать богослужения на английском языке (у амишей старого порядка язык богослужений, так же как и язык в быту, — немецкий). Другая отделившаяся организация — Амишские меннонитские церкви Бичи (названа по имени создавшего её епископа) — разрешила использование автомобилей, тракторов, электричества. В отличие от стремящихся к изоляции амишей старого порядка, они ведут миссионерскую работу. В 1866 в Индиане в результате движения за духовное пробуждение амишей была основана Евангелическая меннонитская церковь.

О. Е. Казьмина

АМУЛЕТ

амулет, оберег, в магических представлениях предмет, способный охранять владельца.

АНАНАЙ-КЁ

Анана́й-кё («учение трёх и пяти»), японская синкретическая секта, сложившаяся в 1949 на основе синтоизма, но сочетающая в своём учении и отдельные положения некоторых других религий. Основатель секты — Наканоэ Ёносукэ был последователем Нагасава Кацутоти, синтоистского жреца и спирита. Сам Наканоэ стал заниматься спиритизмом под руководством Нагасава вместе с Дэгути Онисабуро, основателем секты Омото-кё, и Окада Мокити, основателем секты Сэкай кюсэй-кё. До основания своих сект Наканоэ и Окада признавали духовное руководство со стороны Дэгути.

Догматика Ананай-кё весьма противоречива. Она характеризуется смешением доктринальных положений нескольких религий, о чём говорит и её название. Под словом «ана» («три») подразумеваются синтоизм (в его спиритуальной традиции), Общество красной свастики Китая и бахаизм; под словом «най» («пять») — конфуцианство, даосизм, буддизм, ислам и христианство.

Как и Омото-кё, Ананай-кё в своей культовой практике использует тип медитации, называемый «тинкон-кисин» («умиротворение души с целью стать ками»). В своей основе этот тип является разновидностью шаманской экзальтации как способа достижения «камигакари» — состояния «одержимости божеством». Понятие божественной одержимости, так же как и её практика, были канонизированы священной книгой синтоизма «Кодзики». От народных верований доктрина Ананай-кё унаследовала понимание экстаза как проявление присутствия в человеке божественной природы; изменение состояния сознания играет принципиально важную роль в культовой практике секты.

Учение Ананай-кё отличается своеобразной эсхатологией. В соответствии с утверждениями Наканоэ, приближается конец света, о котором возвестит явление спасителя, верховного бога Куни Токотати-но микото. Он появится в небе, и поэтому получить божественное откровение и спастись возможно посредством наблюдений за движением небесных тел. Астрономическая практика приобретает в Ананай-кё значение религиозного таинства, и в качестве своих культовых центров секта строит ряд обсерваторий в разных провинциях Японии.

Число сторонников Ананай-кё составляет свыше 200 тыс. человек. Штаб-квартира секты находится в городе Накамати в префектуре Сидзуока.

К. Л. Банников

АНАНДА МАРГ

Ана́нда марг (букв. «путь радости»), неоиндуистская шовинистическая религиозная организация.

Создана в 1955 П. Р. Саркаром (р. 1923) в штате Бихар. Саркар, несостоявшийся журналист, мелкий путейский чиновник, объявил себя «анандамурти», то есть высшим божеством, воплощением высшего блаженства, которому надлежит оказывать почести как живому богу. Одна из главных идей организации — мессианское возвеличивание индуизма.

С самого начала организация имела строго иерархизированную структуру, была закрытой и тайной, зиждилась на авторитарных принципах неукоснительного подчинения гуру, железной дисциплины и безусловной покорности. Подобная структура организации соответствует её конечной задаче — созданию сверхлюдей (садвипра), обладающих сверхобычными способностями и космическим сознанием. Для их обретения используются тантрические и йогические способы психофизиологической тренировки.

Новые члены привлекаются путём личных контактов, испытаний и проверок, отступники жестоко наказываются. Выдержавшие испытания проходят обряд посвящения в безлунную тёмную ночь на площадке для сожжения трупов. Главные атрибуты обряда — кинжал, символизирующий преданность делу, и человеческий череп, призванный побеждать страх смерти.

Программа организации — создать элиту, готовую путём насилия захватить власть сначала в Индии, а потом и во всём мире с тем, чтобы установить диктатуру, способную перестроить общество.

Ананда марг имеет филиалы в ряде стран Западной Европы, Азии, Австралии.

М. Ф. Альбедиль

АНГКЛУНГ

ангклунг (индонез.), ударный музыкальный инструмент у народов Индонезии. Состоит из нескольких бамбуковых трубок, входящих нижними концами в прорези бамбукового ствола и ударяющихся о него при сотрясении.

АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В АВСТРАЛИИ

Англика́нская це́рковь в Австра́лии (до 1981 — Церковь Англии в Австралии), крупнейшая протестантская церковь в Австралии, одна из наиболее значительных англиканских церквей мира.

Впервые англикане прибыли в Австралию в составе первой группы каторжан и сопровождавших их военных. С освоением Австралии численность поселенцев — приверженцев Церкви Англии быстро увеличивалась. В 1824 англикане австралийского континента были подчинены в церковном отношении епископу Церкви Англии в Калькутте, и Австралия стала считаться «архидиаконатом» калькуттской епархии. В 1836 на континенте была организована своя собственная епархия. Через 6 лет создана вторая епархия — на острове Тасмания. В последующие годы число епархий увеличивалось, и, когда в 1872 был созван первый Генеральный синод, их насчитывалось уже 10.

По вероучению и культу Англиканская церковь в Австралии близка другим церквам, придерживающимся англиканства. В Австралии представлены все 5 основных течений этой конфессии, хотя наиболее влиятельна широкая церковь. В разных городах страны преобладают различные течения англиканства: в Сиднее — низкая церковь, в Канберре, Ньюкасле, Хобарте — широкая, в Аделаиде — высокая, в Брисбене — англо-католики; в Мельбурне и Перте значительным влиянием пользуются сразу несколько течений.

Англиканская церковь в Австралии является автономной церковью, объединяющей 24 епархии, возглавляемые архиепископами или епископами (при некоторых из них имеются викарные епископы). Епархии объединены в 5 провинций: Нового Южного Уэльса, Квинсленда, Виктории, Южной Австралии, Западной Австралии. Епархия Тасмании не входит ни в одну из провинций и считается «экстрапровинциальной».

Границы провинций Англиканской церкви в Австралии в основном соответствуют границам австралийских штатов (имеется лишь два исключения: Австралийская столичная территория входит в состав провинции Новый Южный Уэльс, а Северная территория — в состав провинции Квинсленд).

Главы церковных провинций имеют титул архиепископа (своей конкретной епархии) и митрополита (провинции).

Законодательным органом Англиканской церкви в Австралии является Генеральный синод, который созывается не реже одного раза в 4 года. Возглавляет церковь примас, избираемый из числа епископов епархий специальной коллегией выборщиков, состоящей из епископов, представителей прочего духовенства и мирян.

Численность членов Англиканской церкви в Австралии 4,8 млн. человек (28,5% всего населения). По этнической принадлежности это в основном австралийцы английского происхождения. Высок процент англикан и среди аборигенов.

П. И. Пучков

АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ КАНАДЫ

Англика́нская це́рковь Кана́ды, одна из англиканских церквей, считающая себя частью всемирного Англиканского содружества. До 1955 была известна под названием Церковь Англии в Канаде.

Службы Церкви Англии были впервые совершены в Канаде в 1710 в городе Порт-Ройал в Новой Шотландии (впоследствии переименованный в Аннаполис-Ройал). Первая англиканская церковь (Св. Павла) была сооружена в этой стране в 1750 в городе Галифакс, административном центре Новой Шотландии.

Во второй половине XVIII в. численность английских поселенцев в Новой Шотландии быстро росла. В 1758 Церковь Англии получила здесь статус официально установленной церкви. После достижения США независимости в Канаду мигрировало большое число лоялистов (лиц, оставшихся верными Англии). Значительное увеличение населения страны обусловило необходимость создания в ней своей епархии. В 1787 священник Чарлз Инглис был рукоположен в епископы Новой Шотландии и зависимых территорий (к их числу тогда относились Нью-Брансуик, Принс-Эдуард остров, Верхняя и Нижняя Канада, Ньюфаундленд и даже Бермудские острова). Инглис стал первым заморским епископом Церкви Англии.

В 1864 один из канадских епископов обратился к примасу всей Англии архиепископу Кентерберийскому с посланием, в котором призвал созвать конференцию епископов Англиканского содружества, что и привело с 1867 к практике созыва Ламбетских конференций (Смотри в статье Англиканство).

В 1893 канадская церковь стала независимой от Церкви Англии и избрала собственного примаса (председательствующего епископа).

Догматика и культ Англиканской церкви Канады очень близки к принятым в других англиканских церквах.

Англиканская церковь Канады включает четыре церковные провинции (границы которых не совпадают с границами «административных» провинций): Канады (в неё входят «административные» провинции Новая Шотландия, Принc-Эдуард остров, Ньюфаундленд, Нью-Брансуик, Квебек, кроме западной части полуострова Лабрадор, узкая полоса на крайнем востоке провинции Онтарио), Онтарио (центральная и восточная части «административной» провинции того же названия, юго-западная часть Лабрадора в провинции Квебек), Земли Руперта («административные» провинции Манитоба, Саскачеван, Альберта, западная часть провинции Онтарио, северо-запад Лабрадора в провинции Квебек, а также Северо-Западные территории), Британская Колумбия («административная» провинция того же наименования и территория Юкон).

Церковные провинции подразделяются на епархии, которые придерживаются различных течений англиканства. Из 30 существующих епархий больше всего — 12 — принадлежат к широкой церкви, в 10 представлены разные течения, в 5 господствует высокая церковь, в 2 — низкая церковь и в 1 — евангелистское течение.

Высшим органом Англиканской церкви Канады является Генеральный синод (создан в 1893), возглавляемый примасом всей Канады. В провинциях (церковных) и епархиях действуют провинциальные и епархиальные синоды, во главе которых стоят, соответственно, архиепископы и епископы. Синоды состоят из епископов и представителей от священников и мирян. Епископы избираются священнослужителями и мирянами и лишь после этого рукополагаются.

Численность сторонников Англиканской церкви Канады составляет 848 тыс. человек и в последнее время имеет тенденцию к сокращению. По числу своих последователей Англиканская церковь Канады стоит в стране на третьем месте, уступая Объединённой церкви Канады и особенно — Римско-католической церкви.

Англиканская церковь Канады ведёт миссионерскую работу в ряде стран Африки, в Индии, Пакистане, Малайзии, Сянгане, Японии.

П. И. Пучков

АНГЛИКАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДАРАК

андарак, юбка из шерстяной ткани, обычно в клетку либо в поперечную или продольную полоску, иногда с пришитым лифом. Распространен в Белоруссии и западных районах России.

АНДРЕЕВЦЫ

Андре́евцы, группа приверженцев Единоверческой церкви, ушедших в катакомбную церковь. Называют себя последователями Единой древлеправославной церкви. Группа сформировалась в 1920-е гг. одновременно с Истинно православной церковью и по сходным с нею причинам. Андреевцы считают основателем своей иерархии епископа Андрея (Ухтомского), откуда и происходит их название. Позже к Андреевцам присоединились представители других старообрядческих течений: в 1925 — часть беглопоповцев, в 1936 — группа неокружников, в 1954 — значительное число последователей Часовенного согласия. С Единоверческой церковью Андреевцы прервали всякие контакты.

Формально высшим руководящим органом Андреевцев считается собор епископов и старцев, подчиняющийся архиерейскому собору Истинно православной церкви. Однако из-за раздоров в Истинно православной церкви оба собора фактически не действуют, и каждая община Андреевцев фактически самостоятельна, хотя и признаёт епископа, в ведении которого находится. Управление общинами осуществляют старосты (из мирян). Духовным центром Андреевцев является Никольский скит, находящийся в Белорецком районе Башкирии.

Численность Андреевцев составляет около 10 тыс. человек. Живут они главным образом в сельских местностях Среднего Поволжья, Урала, Восточной Сибири и Краснодарского края. По этнической принадлежности большинство их — русские, но есть также мордва, коми, татары и башкиры.

О. Е. Казьмина

АНИ-АНИ

ани-ани, жатвенный нож у народов Индонезии: металлическое лезвие вставлено в деревянную пластину.

АНИТО

анито, духи в верованиях филиппинцев.

АНТИЛЬЦЫ

анти́льцы, народ, основное население Антильских островов (Нидерландских — Кюрасао, Аруба, Бонайре и др.). Численность 260 тыс. человек, из них на Антильских островах 225 тыс. человек, остальные главным образом в Нидерландах. Язык папиаменто (смешение испанского, голландского, португальского и английского языков), а также английский и испанский. Антильцы — преимущественно католики, есть протестанты (англикане, методисты и др.).

Основу антильского этноса составляют потомки негров-рабов, ввозившихся в XVII—XIX веках из Африки, частично смешавшиеся с местными индейцами (араваками, карибами), голландцами, испанцами.

Заняты в основном в нефтеперерабатывающей промышленности и сфере обслуживания.

Культура креольского типа, сочетает европейские и африканские традиции.

А. Д. Дридзо

Этнонимы: антильцы

АНТИНГ-АНТИНГ

антинг-антинг, амулет у филиппинских народов — изречение из Библии, которое носят на груди, зашитым в мешочек.

АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV