Народы и религии мира
Статьи на букву "Л"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л"

ЛАБАЗ

лабаз (вероятно, от коми лобос — хижина, сарай), сарай, настил для охотничьих принадлежностей в лесу.

ЛАБРЕТКА

лабретка (от лат. labrum — губа), губная втулка, вид украшения, втулка или пластина, вставляемая в губу.

ЛАВАШ

лаваш, тонкий пресный хлеб, выпекаемый в тандыре, у народов Передней Азии и Кавказа.

ЛАГМАН

лагман, лапша с приправой из мяса и овощей у народов Средней Азии и Южной Сибири.

ЛАДИНЫ

лади́ны, немецкое ладинер, итальянское ладини (от латинского латинус, "латинский"), народ группы ретороманцев на севере Италии (область Трентино-Альто-Адидже и прилегающие районы Доломитовых Альп). Численность 30—35 тыс. человек. Говорят на ладинском диалекте ретороманского языка. Распространены также итальянский и немецкий языки. Верующие — католики.

Название ладины распространяется иногда на часть ретороманского населения Восточной Швейцарии (области Верхняя и Нижняя Энгадина, кантон Граубюнден) или (в италоязычной литературе) на всех ретороманцев.

Основные занятия — пастбищное скотоводство, обслуживание туристов, местами земледелие. Из ремёсел развиты резьба по дереву и плетение кружев.

Сохраняется фольклор.

М. Н. Новиков

Этнонимы: ладины, ладинер, ладини

ЛАНДЫЙ

ландый, ландай, песня-двустишие в фольклоре народов Ближнего Востока.

ЛАП-ЛАП

лап-лап (от местного названия одного из сортов банана), у меланезийцев запеканка из тёртых клубнеплодов, бананов с мясом, приправами и кокосовым молоком, завёрнутых в листья лап-лапа (длина и ширина свёртка достигают 80 Смотри и запечённых в земляной печи. Под другими названием известен также в Полинезии.

ЛАПТИ

лапти, плетёная обувь из лыка у народов Восточной Европы.

ЛАССО

лассо (франц. lasso, от исп. lazo — петля), длинный аркан со скользящей петлёй. Характерно для конных охотников и скотоводов Америки.

ЛАТЕРАЛЬНОСТЬ

латера́льность (от лат. latus — сторона), в области систем терминов родства принцип различения двух категорий родственников идивида: с материнской стороны (матрилатеральность) и отцовской стороны (патрилатеральность). Соответственно учёт только одной стороны выражает унилатеральность, учёт обеих сторон — билатеральность. В обиходной речи встречается употребление в латеральном смысле слова "линия": например, "мои родственники по линии матери" в значении "со стороны матери".

Ряд отечественных авторов (Н. М. Гиренко, В. А. Попов и другие.гие) используют термин "латеральность" также в применении к понятиям из области счёта родства, например к принципам наследования и зачисления в родственную группу. Латеральные кровнородственные образования они противопоставляют линейным. Для латеральности, с их точки зрения, характерно отсутствие значимых генеалогических представлений в обществе, и латеральность рассматривается как стадиально более ранний этап исторического развития по сравнению с линейностью.

Однако в мировой литературе термин "латеральность" к собственным правилам счёта родства не применяется, а в связи с наличием или отсутствием генеалогического мышления более употребительна специфическая терминология: линидж, рэмидж, конический клан — для обозначения генеалогических структур, клан, сиб, септ — для обозначения негенеалогических. Особый случай применения термина "латеральность" представляет билатеральный счёт родства (см. Билатеральность).

И. Ж. Кожановская

ЛЕБДА

лебда, мужская войлочная шапочка у египетских арабов.

ЛЕВАНТИЙСКИЙ ТИП ЖИЛИЩА

левантийский тип жилища, одно-, двух- или полутораэтажный дом с плоской, купольной или конусообразной крышей.

ЛЕВИРАТ

левира́т (от лат. levir — брат мужа), обычай, предписывающий женитьбу на вдове брата. Левират широко распространён в качестве предпочтительной или даже обязательной нормы в традиционных и традиционно ориентированных обществах. Считается, что его бытование указывает на то, что, выдавая девушку замуж, семья или родственная группа отдаёт её не только мужу, но и его семье или родственной группе.

ЛЕГИОН МАРИИ

Легио́н Мари́и, афрохристианская католическая секта. Другое название — Церковь легиона Марии. Используется и непереведённая форма — Мариа Легио. Возникла в 1963 среди народа луо в западной Кении. Основательницей секты была Гауденсия Аоко, объявившая себя после смерти двух своих сыновей «пророчицей» и получившая титул «святой матери», а впоследствии и сан «епископа».

Легион Марии признаёт Библию, догматика в общих чертах близка к католической. Вместе с тем наблюдаются и некотрые протестантские черты — в частности, допущено женское священство, упрощены многие обряды, соответственно изменено и толкование отдельных мест Библии. В секте есть трёхстепенное священство, характерное для католицизма, сохранено звание кардинала. Численность приверженцев Легиона Марии, по несколько устаревшим данным, составляет около 160 тыс. человек., 150 тыс. из которых сосредоточены в Кении, 5 тыс. — в Танзании и 3 тыс. — в Уганде.

Р. А. Силантьев

ЛЕЗГИНКА

лезгинка, лезгинский сольный мужской и парный танец, распространён у многих народов Кавказа.

ЛЕКУРИ

лекури (лезгинка), картули, грузинский сольный мужской и женский, в городах — парный танец. Сформировался в Картли и Кахетии.

ЛЕСНЫЕ НЕГРЫ

лесны́е негры, народ в пограничных районах Суринама и Гвианы Французской (по среднему и верхнему течению рек Суринам и Сарамак, а также в долине реки Мароне). Численность в Суринаме 44 тыс. человек, Гвиане французской — 6 тыс. человек. Говорят на креольских языках: ауканском и сарамакканском (на основе английского языка). Верующие — католики.

Лесные негры — потомки беглых негров-рабов, выходцев из Западной Африки. Сохранили многие черты своего традиционного быта, общественной организации, материальной культуры.

Занимаются земледелием, работают на лесных промыслах (рубка и сплав леса, сбор каучука).

Сохраняются культы африканского происхождения.

С. И. Брук

Этнонимы: лесные негры

ЛИБЕРАЛЬНЫЕ КАТОЛИКИ

либера́льные като́лики, одна из групп неримских католиков. Группа возникла в середине 10-х гг. XX в. в Великобритании, в Лондоне, хотя своё теперешнее наименование получила в 1918.

Возникновение группы связано с вхождением в очень малочисленную британскую старокатолическую церковь ряда членов Английского теософического общества, часть которых была затем рукоположена в священники и епископы. В 1916 в епископы был рукоположен теософ Джеймс Ингалл Уэджвуд, ставший лидером новой доктринальной ориентации церкви. С 1918 церковь стала называться либерально-католической.

К либеральным католикам относят и некоторые другие церковные группы, не связанные по своему происхождению с указанной церковью, но также эклектически включившие в своё вероучение и практику различные теософские, масонские, гностические, магические и оккультные положения.

Догматика либерально-католической церкви представляет собой синтез старокатолических и теософских доктрин. Церковь не считает нужным закреплять свои догматические положения, считая, что существует много путей к правде. Целью жизни христианина объявляется умение распознать божественный свет в себе и другие.гих людях. Либерально-католическая доктрина пытается интерпретировать апостольскую веру христианства как древнюю мистическую мысль, которая была разъяснена Е. П. Блаватской и Анни Безант. Троица воспринимается как вершина священной иерархии. Человек рассматривается как искра Божья и поэтому считается бессмертным. Часть либеральных католиков верит в переселение душ, которое происходит в соответствии с законом кармы (зависимости нового рождения человека от совершённых в жизни поступков).

Среди либеральных католиков нет единства по догматическим вопросам. Часть из них делает упор на теософские положения, другие же стремятся закрепить в своём вероучении основные католические доктрины.

В либерально-католической церкви совершается семь таинств, которые воспринимаются как внешние знаки Божественной милости, имеющие своей целью позволить молящимся присутствовать при изливании духовной силы на мир.

Культ в либерально-католической церкви представляет собой смешение старокатолических и теософских элементов. Либеральные католики в основном заимствовали католическую литургию, однако претендуют на то, что их литургическое служение освобождено от искажений, якобы допущенных в римско-католической, англиканской и православной церквах. Как самим литургическим действием, так и всем предметам на алтаре, церковным облачениям и подбору цветов придаётся мистическое значение.

Церковь имеет епископальное устройство. Труд служителей культа не оплачивается. Как священники, так и епископы могут вступать в брак. Членство в церкви открытое, для вступления в церковную организацию не требуется согласия с её доктринами. Причащаться в либерально-католической церкви могут приверженцы любой религии.

Численность либеральных католиков невелика — около 100 тыс. человек., в том числе в США (6 тыс.), Канаде (1 тыс.), Австралии (2 тыс.), Франции (10 тыс.), Великобритании (1 тыс.), Нидерландах (1 тыс.) и других странах, нигде не образуя крупных групп.

П. И. Пучков

ЛИГО

лиго, иванов день у латышей.

ЛИМБА

лимба, духовой музыкальный инструмент из бамбука, род поперечной флейты у тюркских и монгольских народов.

ЛИНЕЙНАЯ ПЛАНИРОВКА ПОСЕЛЕНИЯ

линейная планировка поселения, тип планировки: постройки образуют одну линию, обычно вдоль дороги или реки. Смотри также Рядовая планировка поселения.

ЛИНИДЖ

ли́нидж (англ. lineage, от лат. linea — линия, ряд), наиболее распространённая в догосударственных обществах форма унилинейных родственных объединений, имеющих либо отцовскую, либо материнскую филиацию и основанных на генеалогическом принципе: все члены могут проследить реальные генеалогические связи друг с другом, ведущие к одному общему реальному предку, вследствие чего линидж имеет тенденцию сегментироваться. Различают матрилинейные и патрилинейные линиджи (матри- и патрилиниджи), а также минимальные, малые, большие и максимальные линиджи (или уровни линиджей). За минимальный линидж принимается родственное ядро большой семьи. Линиджи имеют название и часто экзогамны (см. Экзогамия). Кроме того, в обществах с линиджной организацией этнологами выделяются крупные унилинейные образования, имеющие надлиниджный характер, — сибы, которые не имеют генеалогической структуры.

В отечественной этнологии линидж часто без достаточных оснований отождествляется с родом. Однако главный признак линиджа — генеалогическая структура — отсутствует во всех общепринятых определениях рода, а неотъемлемый признак рода — экзогамия — является типичным для линиджа, но не абсолютно обязательным. Иногда также линиджную организацию отождествляют с патронимической (см. Патронимия).

В нестратифицированных обществах линиджи одного уровня обычно равноправны, в стратифицированных — образуют иерархические структуры. В иерархических линиджных структурах наиболее высокостатусные линиджи те, что считаются генеалогически наиболее близкими к главному предку-прародителю. Ранжированные линиджные структуры часто именуются "коническими кланами", в прежние годы к ним также применялся термин "рэмидж", впоследствии приобретший иное значение (см. Рэмидж). В вождествах выделяются линиджи наследственно правящих вождей. В раннегосударственных обществах линиджную организацию чаще всего сохраняют преимущественно верхушечные слои населения. Пережитки линиджа сохраняются и в более развитых государственных обществах, главным образом в элитарных слоях (например, средневековые европейские дворянские фамилии и монархические династии).

О. Ю. Артёмова

ЛИНИЯ РОДСТВА

ли́ния родства́, последовательность родственников, связанных друг с другом отношениями порождения (см. Родство). Различают прямую и боковые линии родства. Прямой линией родства связаны индивиды, происходящие друг от друга: прадед — дед — отец — эго — сын — внук — правнук (см. Счёт родства). Прямую линию родства подразделяют на восходящую (от потомков к предкам) и нисходящую, или филиацию (от предков к потомкам). Боковые (коллатеральные) линии родства составляют родственники, имеющие общего предка. Разграничение прямой и боковых линий родства (так называемый принцип линейности) характерно для бифуркативно-линейного и линейного типов систем терминов родства. В юриспруденции с линиями родства обычно связаны определённые правовые нормы, в частности изменение или прекращение прав и обязанностей. В России правовое значение имеют как прямая, так и боковые линии родства.

В. А. Попов

ЛОБИО

лобио, лоби, блюдо из фасоли со специями у народов Кавказа.

ЛОНГДОЛ

лонгдол, хороводный танец у юкагиров.

ЛОНДЖИ

лонджи, мужская одежда у бирманцев — полотнище (до 1,5 м длиной), обёртываемое вокруг пояса. Смотри также Тамейн.

ЛУЖИЧАНЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛУЖКОВЦЫ

лужко́вцы, группа старообрядцев-беспоповцев, ведущая своё происхождение от беглопоповского лужковского толка. Прозвище, данное им окружающим населением, — лужкены.

Лужковский толк возник в 1822 у беглопоповцев посада Лужки в Стародубье Черниговской губернии. В этом году русское правительство официально разрешило старообрядцам иметь беглых священников, которые должны были вести в приходах метрики. В отличие от большинства беглопоповцев, сторонники лужковского толка не признали этот указ правительства, считая истинным только тайное священство, и выступили против любых контактов с «царством духовного антихриста». Созданную в 1846 Белокриницкую иерархию они также не признали и затем слились с остальными беглопоповцами. Группа приверженцев лужковского толка, жившая в восточном Подмосковье, осталась без священников и превратилась в беспоповцев. Часть их позже присоединилась к Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия).

Крещение детей и отпевание покойников лужковцы совершают сами, венчаются же в православной церкви.

Численность лужковцев очень невелика, живут в Орехово-Зуевском, Воскресенском и Павлово-Посадском районах Московской области. По этнической принадлежности — русские.

О. Е. Казьмина

ЛУМПА

Лумпа́, афрохристианская маргинальная протестантская секта. Другое название — Видимая церковь спасения. Основана в 1953 в северной Замбии представительницей народа бемба Алисией Мулени Лубусхой, бывшей пресвитерианкой. Основательница секты утверждала, что она побывала на небесах, где Бог дал ей копию «настоящей Библии» и велел проповедовать на Земле «истину».

Вероучение Лумпа опирается на «настоящую Библию», существенно отличающуюся от канонической, и сочинения других идеологов секты. Догматические положения Лумпа синкретичны и сочетают в себе элементы как местных традиционных верований, так и протестантизма. Как и в большинстве аналогичных сект, в Лумпа активно проповедуется богоизбранность именно африканцев. Сектанты, подобно другим протестантам, отвергают почитание святых, икон и креста, активно выступая при этом против католической церкви. Особую роль в догматике Лумпа занимает фигура её основательницы, почитающейся пророчицей и именуемой Леншина — королева.

Для секты характерно строительство «священных поселений» — своеобразных коммун для её адептов. Первое и главное из этих поселений называется Новым Сионом. В 1964 члены секты, вооружённые копьями и луками, напали на ряд полицейских участков в Замбии, в результате чего погибло свыше 500 человек, а сама секта запрещена. Её последователи в своём большинстве перебрались в другие страны.

Общая численность сектантов достигает 100 тыс. человек.

Р. А. Силантьев

ЛУНГИ

лунги (санскр.), разновидность дхоти.

ЛУО ЮЖНЫЕ

лу́о ю́жные, группа нилотских народов в Уганде, Кении и в пограничных районах Заира, Танзании и Судана: ачоли, ланго, кумам, луо, алур. общая численность 5245 тыс. человек, из них: в Кении 2,6 млн., в Уганде 2,1 млн., в Заире 0,35 млн., в Танзании 180 тыс., в Судане 15 тыс. человек.

Основные занятия — скотоводство и земледелие.

По культуре близки луо северным.

Б. В. Андрианов

Этнонимы: луо южные

ЛЫЖИ

лыжи, характерный тип передвижения по снегу у охотников севера Евразии и Америки. В Северной Америке и на Тихоокеанском побережье Азии (у чукчей, коряков, айнов и др.) распространены ступательные или "ракетные" лыжи в виде овальной рамы, переплетённой ремнями. У народов Сибири и Северной Европы распространены скользящие лыжи в виде подволоков — подшитых камусами или голиц — неподшитых, загнутых кверху досок.

ЛЮЛЯ-КЕБАБ

люля-кебаб, мясное блюдо у народов Кавказа — баранина, мелко нарезанная с луком и поджаренная на вертеле.

ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ МАДАГАСКАРА

Лютера́нская це́рковь Мадагаска́ра, одна из крупнейших лютеранских церквей Африки, 2 я по численности последователей протестантская церковная организация страны.

Первые лютеранские миссионеры, посланные Норвежским миссионерским обществом, прибыли на остров Мадагаскар в 1866 и приступили к прозелитической работе в районе к югу от города Тананариве (среди бецилеу, а затем также среди бара и сакалава). С 1887 к норвежским миссионерам присоединились проповедники, направленные 2 американскими церквами: Лютеранской свободной церковью (образованной небольшой группой лютеран норвежского происхождения в 1890) и Объединённой норвежской церковью (созданной также в 1890 путём слияния 4 норвежских лютеранских организаций США). Первая из них стала работать на западе южной части Мадагаскара, вторая - на востоке (среди антандруи и антануси).

В 1950 лютеране Мадагаскара объединились, создав единую церковь, что значительно усилило позиции лютеранства в стране.

Поскольку все миссионерские группы Мадагаскара имели норвежское происхождение, Лютеранская церковь Мадагаскара по вероучению и культу близка к Норвежской церкви. Управляется Лютеранская церковь Мадагаскара 6 синодами, пользующимися значительной самостоятельностью.

Численность сторонников Лютеранской церкви Мадагаскара 890 тыс. человек. По этнической принадлежности - прежде всего бецилеу, а также бара, антануси, антандруи и сакалава.

Около 1960 от Лютеранской церкви Мадагаскара откололась Малагасийская лютеранская церковь Евангелия, её численность - 1 тыс. человек.

П. И. Пучков

ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ - МИССУРИЙСКИЙ СИНОД

Лютера́нская це́рковь - Миссури́йский сино́д, вторая по численности последователей лютеранская церковная организация США. Иногда её называют Миссурийский синод.

Лютеранская церковь - Миссурийский синод образована в 1847 прибывшими в 1839 в США иммигрантами из Саксонии. К ней присоединилась часть поселившихся в штате Мичиган выходцев из Франконии (северной части Баварии) и живших в штате Индиана переселенцев из Ганновера (ныне земля Нижняя Саксония). Позже с Лютеранской церковью - Миссурийский синод объединились некоторые другие (небольшие по численности) лютеранские синоды, в том числе Иллинойсский синод (в 1880) и Английский синод Миссури (в 1911). В 1963 в Лютеранскую церковь - Миссурийский синод влилась Национальная евангелическая лютеранская церковь. В 1971 к Лютеранской церкви - Мссурийский синод присоединился Синод евангелических лютеранских церквей.

По догматике Лютеранская церковь - Миссурийский синод близка другим лютеранским церквам, однако выделяется среди них своей консервативностью. В частности, Миссурийский синод выступает против ординации (рукоположения в священнический сан) женщин. В 1960-е гг. в Миссурийском синоде возник доктринальный спор о Библии. Консервативное крыло настаивало на том, что Библия непосредственно представляет собой непогрешимое Слово Божье и должна трактоваться буквально. Более либеральная часть Миссурийского синода считала, что Библия только содержит Слово Божье, то есть Слово Иисуса Христа, обращённое к церкви, и может быть объектом исторической критики. В результате 200 из 6100 общин Миссурийского синода вышли из него и образовали более либеральную Ассоциацию евангелическо-лютеранских церквей, которая позже влилась в Евангелическо-лютеранскую церковь в Америке (1988). Апостольская преемственность епископата в Лютеранской церкви - Миссурийский синод нарушена.

Обрядность в Лютеранской церкви - Миссурийский синод сходна с практикуемой в других лютеранских церквах. Общины в Миссурийском синоде самостоятельны. Один раз в 3 года представители общин собираются на Конвенцию (церковное собрание), которая следит за миссионерской деятельностью церкви. На Конвенции избирается президент. Подавляющее большинство последователей Лютеранской церкви - Миссурийский синод живёт в США, где их числ. составляет 2,6 млн. человек. Они преимущественно сконцентрированы в штатах Иллинойс (296 тыс.), Мичиган (250 тыс.), Висконсин (249 тыс.), Миннесота (216 тыс.), Миссури (146 тыс.), Калифорния (144 тыс.), Техас (134 тыс.), Айова (124 тыс.), Небраска (115 тыс.), Индиана (110 тыс.), Нью-Йорк (91 тыс.), Огайо (83 тыс.), Флорида (68 тыс.) и Канзас (63 тыс.). Кроме того, Лютеранская церковь - миссурийский синод ведёт миссионерскую деятельность в Канаде, Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Мексике, Панаме, Парагвае, Уругвае, Чили, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Франции, Сянгане, Индии, Южной Корее, Ливане и другие.гих странах Ближнего Востока, в Таиланде, на Тайване, Филиппинах, в Шри-Ланке, Японии, Ботсване, Гане, Либерии, Нигерии, Сьерра-Леоне, Того, Австралии, Новой Зеландии, Папуа - Новой Гвинее.

О. Е. Казьмина

ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ХРИСТА

Лютера́нская це́рковь Христа́, одна из протестантских церковных организаций Нигерии.

Лютеранские проповедники датской Суданской объединённой миссии (федерация различных независимых миссий) начали миссионерскую работу в Нигерии в  913 (по другим данным, несколько ранее - около 1909). Работа велась в районе города Нуман и в горном массиве Адамава (современный штат Гонгола), и ряды сторонников церкви быстро увеличивались.

Когда в годы 2-й мировой войны Суданская объединённая миссия из-за оккупации Германией Дании попала в тяжёлое положение, на помощь ей пришла Объединённая евангелическо-лютеранская церковь Америки, основанная в США в 1896 в результате слияния 2 церковных организаций лютеран датского происхождения.

Эта церковь продолжала сотрудничать с нигерийскими лютеранами и в послевоенный период. Когда же она в 1960 слилась с 3 другими церквами, образовав Американскую лютеранскую церковь, то последняя сложившиеся связи не прервала.

В 1956 Лютеранская церковь Христа была зарегистрирована властями Нигерии как независимая самоуправляющаяся организация.

По вероучению и культу Лютеранская церковь Христа близка к Евангелическо-лютеранской народной церкви Дании.

Численность сторонников Лютеранской церкви Христа 405 тыс. человек. По этнической принадлежности это прежде всего джукун.

Помимо Лютеранской церкви Христа в Нигерии имеется ещё Евангелическо-лютеранская церковь Нигерии, образовавшаяся в результате деятельности миссионеров 2 консервативных лютеранских церковных организаций Америки: Лютеранской церкви - Миссурийский синод и Висконсинского евангелическо-лютеранского синода. Эти церкви откликнулись на просьбу 20 африканских общин, направивших эмиссара в Америку с целью найти церковь, которая бы была готова оказать им финансовую и иную помощь.

Евангелическо-лютеранская церковь Нигерии действует в южной части страны, в штате Кросс-Ривер, в районе городов Экет, Нунг-Удое и др. Приверженцев церкви насчитывается 68 тыс. человек, в подавляющем большинстве это ибибио.

П. И. Пучков

ЛЮТЕРАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV