Народы и религии мира
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАЛ"-"ПИЧ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАЛ"-"ПИЧ")

ПАЛЕРИЯ

Палери́я, общее название группы афрохристианских синкретических сект.

Появилась на Кубе в конце XIX — начале XX вв. Ряд исследователей считают Палерию одной из разновидностей Сантерии. Догматика сект Палерии близка к сантерийской и имеет сходный пантеон «ориша» (богов). Однако для Палерии характерно большее использование колдовских элементов по сравнению с Сантерией и поэтому возможно отнесение её к так называемой брухерии — культам, делающим основной акцент на магии.

Культовая практика в сектах Палерии существенно отличается от принятой в Сантерии. Службы проводят палеро — жрецы, считающиеся также колдунами и знахарями. Во время культовых церемоний особую роль играют магические сосуды «нганга», обычно заполняемые мелкими палочками («палос»), собственно и давшими название движению. Ряд сосудов заполняется и «священной землёй». Церемонии Палерии в целом имеют более замкнутый характер, чем сантерийские, и нередко проводятся в труднодоступных местах.

К Палерии принадлежит несколько десятков сект, последователи которых сосредоточены в основном на Кубе. Численность членов этих сект, по ориентировочным данным, не превышает 500 тыс. человек.

Р. А. Силантьев

ПАЛИНКА

палинка (венг.), фруктовая водка у венгров.

ПАЛКА-КОПАЛКА

палка-копалка, примитивное орудие собирательства и земледелия. Иногда имеет наконечник, каменный утяжелитель, педаль и др. Сохраняется в основном у народов экваториального и тропического пояса.

ПАЛЬЯСО

пальясо, архаичный тип жилища на северо-западе Испании: круглое, обычно однокамерное, с низкими стенами из необработанного камня и конической соломенной крышей.

ПАМПУШКА

пампушка, сдобная булочка у восточных славян.

ПАНЁВА

панёва, см. Понёва.

ПАНТУНЫ

пантуны, фольклорный жанр, частушка у малайцев и индонезийцев.

ПАНУНГ

панунг, род набедренной повязки у сиамцев.

ПАНЧАЯТ

панчаят (санскр.), деревенский совет у народов Индии.

ПАПАНАКИ

папанаки, мужской головной убор у имеретин: маленькая круглая или четырёхугольная шапочка из сукна, обшитая тесьмой или вышивкой, с подвязкой под подбородком.

ПАПАХА

папаха, мужская высокая шапка из овчины у народов Кавказа.

ПАПЕДА

папеда, каша из высушенных саговых лепёшек у народов Юго-Восточной Азии.

ПАРАНГ

паранг, нож для расчистки леса у народов, занимающихся подсечно-огневым земледелием, в Индонезии. Ср. Мачете, Боло.

ПАРАНДЖА

паранджа (от араб. фараджийя), верхняя женская одежда у мусульман: накидка в виде широкого халата с ложными рукавами, скреплёнными за спиной, надевается на голову; разрез спереди закрывается чачваном — густой чёрной волосяной сеткой, скрывающей лицо. Смотри также Жегде.

ПАРКА

парка (от селькуп. паргы, порго), зимняя распашная мужская и женская одежда у народов Западной и частично Восточной Сибири. У ненцев, северных хантов и манси и др. — также верхняя глухая меховая одежда типа сокуя. Иногда парку называют кухлянка.

ПАСТА

паста, крутая каша из пшена или проса у адыгских народов.

ПАТРИАРХАТ

патриарха́т (от греч. pater — отец и arche — власть, начало), отцовское право — в узком смысле, управление, осуществляемое отцом семейства, в расширительном смысле — управление, сосредоточенное в руках мужчин или ещё шире — доминирующее положение мужчин в семье и обществе.

В этнологической теории второй половины XIX века термин патриархат широко употреблялся в полемическом контексте. Сторонники так называемой патриархальной теории в противовес приверженцам матриархальной (см. Матриархат) утверждали, что в истории человечества никогда не было эпохи преобладания женщин в семье и обществе, а также эпохи универсального распространения матрилинейных родственных институтов (см. Матрилинейность) и матрилокальности, и изначально существовал патриархат в виде доминирования мужчин и патрилокальности. У так называемых первобытных народов, по этой концепции, патриархат сопрягался также с патрилинейностью родственных институтов.

В советской этнологии, до середины 1950-х годов исходившей из представления о первобытном матриархате, а в последующие годы — из идеи универсального первобытного равенства полов, понятие "патриархат" долгое время жёстко связывалось с периодом разложения первобытно-общинного строя и процессами классообразования, поэтому общества, переживавшие подобные процессы, нередко именовались "патриархальными", принято было говорить о "патриархальном" укладе, "патриархальном" рабстве и т. п. Патриархат рассматривался в качестве стадиального явления и характеризовался такими признаками, как непререкаемая власть отца — главы семейства, монополизация мужчинами (преимущественно главами больших или малых семей) формирующейся частной собственности, а также всех властных функций в общественной жизни, господство патрилинейных родственных структур (часто именуемых поздним отцовским родом), патронимия, проявления неравноправия женщин — брачный выкуп, полигиния, умыкание и др. (А. И. Першиц).

Однако постепенно выяснялось, что далеко не все общества, развившие достаточно высокую степень социальной и имущественной стратификации, имели подобные формы социальных и семейных отношений. Многие из них, напротив, характеризовались, если не равноправным, то достаточно независимым положением женщин, а также матрилинейными системами счёта родства. Вместе с тем было показано, что проявляющееся в весьма жёстких формах доминирование мужчин в семье и обществе, сопряжённое с патрилинейным счётом родства, могло существовать уже на достаточно ранних стадиях социальной эволюции. Этнографически оно зафиксировано у неспециализированных охотников и собирателей, например у австралийцев-аборигенов. Таким·образом, в патриархате вряд ли можно видеть универсальную стадию эволюции семейных и социальных институтов или хотя бы типичную форму организации властных отношений в эпоху классообразования. Скорее патриархат можно рассматривать как социально-бытовой уклад, характеризующийся доминированием мужчин (в целом превышающим сбалансированное, хотя бы относительно, соотношение статусов полов), который представлен в самых различных социально-экономических системах, но получил особенно определённое выражение в некоторых предклассовых и раннеклассовых доиндустриальных обществах Европы и Азии.

О. Ю. Артёмова

ПАТРИЛАТЕРАЛЬНОСТЬ

патрилатера́льность (от лат. pater — отец и latus — сторона), понятие из области систем терминов родства, обозначающее связи эго с родственниками со стороны отца (например, патрилатеральный дядя — брат отца, патрилатеральные кузены — племянники отца, патрилатеральный кросскузенный брак — женитьба на дочери сестры отца и т. д.). См. Унилатеральность.

Некоторые отечественные этнографы (в настоящем издании это авторы значительной части статей по народам Африки) используют термин патрилатеральность и для области счёта родства, рассматривая её как более раннее явление, чем патрилинейность. См. также Латеральность.

И. Ж. Кожановская

ПАТРИЛИНЕЙНОСТЬ

патрилине́йность (от лат. pater — отец и linea — линия), унилинейное правило счёта родства, учитывающее из поколения в поколение связи детей только с отцом. Таким образом, непрерывную связь от потомка к предку ("линию") поддерживают исключительно мужчины. Из всех правил счёта родства патрилинейность встречается в мире наиболее часто. Существует мнение, что исторически патрилинейности универсально предшествовала матрилинейность.

Ряд авторов публикуемых в настоящем издании статей (главным образом по народам Африки) вкладывают в понятие "патрилинейность" дополнительный, стадиальный, смысл, противопоставляя его патрилатеральности, и применяют его только к тем сравнительно поздним доклассовым и раннеклассовым патрилинейным образованиям, для которых характерно наличие генеалогий.

И. Ж. Кожановская

ПАТРИЛОКАЛЬНОСТЬ

патрилока́льность (от лат. pater — отец и locus — место), норма брачного поселения, при которой молодые живут там, где живёт или жил отец мужа. Иногда патрилокальность неверно отождествляется с вирилокальностью. В строгом смысле патрилокальность — это вирилокальное поселение, повторяемое из поколения в поколение и обычно соответствующее поселению в патрилинейной группе мужа (см. Патрилинейность). Патрилокальность — преобладающая в традиционных и традиционно ориентированных обществах норма брачного поселения. В отечественной этнологии долгое время считалось, что патрилокальность — явление исторически более позднее, чем матрилокальность.

О. Ю. Артёмова

ПАТРОНИМИЯ

патрони́мия (от греч. pater — отец и ónyma — имя), 1) родственная или территориальная группа, наименование которой происходит от общего мужского предка. Употребляется преимущественно в ономастике. В этнологии используется многозначно, и разными авторами определяется по-разному, однако можно выделить два основных значения; 2) унилинейная генеалогическая родственная группа, ведущая своё происхождение от общего мужского предка (см. Патрилинейность) и часто именующая себя по этому общему предку (аналог патрилинейного линиджа); 3) объединение семей, главы которых ведут своё происхождение от общего мужского предка. Часто носит имя этого предка (аналог одного из значений термина "клан").

Поскольку оба типа названных родственных структур имеют тенденцию сегментироваться, то либо различаются патронимии первого, второго, третьего и т. д. порядков, либо понятие патронимия связывается с одной из промежуточных ступеней двух-, трёх (или более) — ступенчатой структуры, нижние и верхние ступени которой именуются как-то иначе (например, три ступени: линидж, патронимия, клан, или род). Оба типа структур (что и повело к выделению их в особую категорию) характеризуются идеологическим единством, тесными экономическими связями между составляющими их людьми, нормами взаимопомощи и т. д. Локализованная часть структур первого типа обычно составляет костяк общины. Структуры второго типа по существу и являются одной из форм общины. Аналогичные структуры, имеющие в своей основе женский счёт родства и наименования по женскому предку, называются матронимиями.

Термин "патронимия" используется преимущественно в русскоязычной этнологии, был введён в обиход М. О. Косвеном в 1930-е годы (первоначально в первом, ономастическом, значении), а в 1950-х — начале 1960-х годов им же была разработана концепция патронимии, в которой ещё отсутствовало разграничение между вторым и третьим значениями термина "патронимия" (оно возникло позднее), а одна и та же структура рассматривалась в генеалогическом (все входящие в объединение родственники по мужской линии, независимо от места проживания), локально-хозяйственном, или общинном (родственники по мужской линии, совместно проживающие, и жёны местных мужчин), и ядерном (мужчины-родственники, совместно проживающие и составляющие костяк общины) аспектах. М. О. Косвен менял свои взгляды на сущность, происхождение, стадиальную атрибуцию предложенной им категории, и впоследствии среди авторов, принявших концепцию патронимии, велось и ведётся много споров, особенно о соотношении патронимии и рода. Одни исследователи видят в патронимии (преимущественно во втором значении) форму позднего отцовского рода (или "пережиточную", остаточную позднеродовую патрилинейную структуру), распространённого в предклассовых и классовых докапиталистических обществах и генетически связанного с родом первобытной эпохи. Другие (в том же значении) — родоподобное новообразование классовой эпохи, которое в новых условиях может не иметь такого важного для характеристики рода признака как экзогамия, а напротив, быть эндогамным. Третьи (рассматривающие её как группу родственных семей) полагают, что патронимия формируется в результате сегментации большесемейной общины и, следовательно, также не связана в своём происхождении с так называемым первобытным родом.

Вместе с тем существует мнение, что понятие "патронимия", так же как и понятие "род", либо не охватывает всего многообразия конкретных родственных группировок, либо требует столь широкой трактовки, что теряет всякую содержательность, а значит и теоретическую ценность. В качестве довода в пользу отказа от термина "патронимия" в этнологии приводится и то обстоятельство, что все обозначаемые им родственные группировки уже ранее имели свои, более устоявшиеся в международной этнологической традиции обозначения (патрилинидж, клан). Однако вряд ли можно считать, что многозначный термин "клан" предпочтительнее для обозначения группы родственных семей, главы которых ведут своё происхождение от общего мужского предка, чем менее нагруженный термин "патронимия". Представляется, что именно в последнем значении понятие "патронимия" имеет возможности для уточнения функционального смысла и стадиальной атрибуции соответствующих социальных формирований.

О. Ю. Артёмова

ПАХСА

пахса, утрамбованная глина, материал для глинобитных построек в Передней и Средней Азии.

ПАШТЫК

паштык, см. Башлык.

ПЕКТОРАЛЬ

пектораль (от лат. pectus — грудь), шейное металлическое украшение, облегающее грудь и плечи.

ПЕЛЬМЕНИ

пельмени, маленькие варёные пирожки из пресного теста, обычно с мясной начинкой. Характерны для народов Средней Азии, Кавказа, Поволжья и Сибири.

ПЕММИКАН

пеммикан, вид консервированной пищи у индейцев Северной Америки — затвердевшая паста из высушенного на солнце и истолчённого в порошок оленьего или бизоньего мяса, смешанного с растопленным жиром и толчёными ягодами.

ПЕНУТИ

пену́ти (от "пен" и "ути" — "два" в языке различных групп пенути Калифорнии, название введено американскими этнографами и лингвистами А. Л. Крёбером и Р. Б. Диксоном), группа индейских народов запада Северной Америки, главным образом Калифорнии, говорящих на языках гипотетической макросемьи пенути. Включает языковые группы: ути (мивок, костаньо), винту (винтун, номлаки, патвин), майду (майду, конкау, нисенан), йокутс (в трёх последних группах употребляется "пен"), с ещё большей степенью гипотетичности к пенути относят группы сахаптинов, чинук, кус, такелма, алсеа, язык — изолят сайусла. Существуют также неподтверждённые гипотезы о принадлежности к пенути цимшиан, о связи пенути с зуни (язык — изолят) и майя. Народы пенути принадлежали к различным историко-культурным областям (Смотри в статье Индейцы).

Предположительно во 2—1-м тысячелетиях до нашей эры расселились в Калифорнии, вытеснив предков хока из её центральной части.

А. А. Истомин

Этнонимы: пенути

ПЕРЕДНИЙ УГОЛ

передний угол, красный угол, кутный угол, покут, почётное место в жилище у православного населения Восточной Европы — угол напротив входа в избу, где висели иконы; в передний угол помещался стол.

ПЕРЕЖИТКИ

пережи́тки, культурные реликты, остаточные явления в культуре, считающиеся перенесёнными в силу привычки из той стадии развития культуры, которой они были свойственны, в более позднюю и рассматривающиеся как живые свидетельства или памятники прошлого. Термин "пережитки" (англ. survival) введён в науку Э. Тайлором во второй половине XIX века, им же разработан так называемый метод пережитков, с помощью которого по пережиткам реконструируются исчезнувшие культурные явления и порой гипотетически восстанавливаются целые культурные эпохи или стадии социокультурной эволюции. Метод пережитков получил большую популярность у этнологов эволюционистского направления, однако часто производимые его приверженцами реконструкции уязвимы для критики. На этом основании многие исследователи отрицают научную ценность метода пережитков. Другие же считают, что при тщательном предварительном историческом анализе самого явления, именуемого пережитки, этот метод правомерен (А. Н. Максимов, А. И. Першиц и др.). Однако далеко не всегда такое историческое исследование в принципе возможно. Существует также точка зрения, отрицающая существование пережитков, так как все компоненты культуры имеют смысл только в её современном контексте (в частности, подход этнологов-функционалистов). В целом проблема пережитков имеет дискуссионный характер.

О. Ю. Артёмова

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ

перфекциони́зм, одно из течений в протестантизме. Другое название - церкви святости.

Перфекционизм имеет корни в некоторых учениях раннего христианства, однако его современные формы генетически связаны в первую очередь с методизмом, и прежде всего с учением Джона Уэсли (впрочем, близкие к перфекционизму взгляды высказывали и религиозные деятели, не стоявшие на позициях методизма, например известный конгрегационалистский проповедник Ч. Г. Финни). Именно из методистской среды в середине XIX в. возникло американское движение святости, к которому принадлежат основные перфекционистские деноминации современности.

В настоящее время разные перфекционистские церкви существенно отличаются друг от друга, и поэтому дать им какую-либо обобщающую характеристику довольно сложно. Их учения, как правило, базируются на характерном для раннего методизма представлении о возможности полного освящения человека (то есть освобождения его от грехов) и достижения им христианского совершенства (откуда само название «перфекционисты»: англ. «perfection», «совершенство»). Считается, что полное освящение обычно обретается мгновенно в результате душевного переживания, сходного с обращением (в истинную веру). В такой момент человек очищается от первородного греха и становится способным жить без сознательного или умышленного греха. В догматических вопросах перфекционисты придерживаются принципов фундаментализма.

Перфекционистские деноминации во многом близки к пятидесятническим, некоторые из них признают, как и пятидесятники, «крещение Святым Духом», однако все они, в отличие от пятидесятников, не принимают глоссолалию (говорение на иноязыках).

Обрядность у разных перфекционистских деноминаций существенно различается. Как и большинство протестантов, перфекционисты совершают крещение и причащение (некоторые деноминации считают их таинствами, другие - лишь обрядами). Вместе с тем они считают, что ни таинства, ни церковь не могут обеспечить спасение: последнее даётся Святым Духом.

Перфекционисты делятся на ряд самостоятельных (и обычно независимо друг от друга возникших) церковных организаций, важнейшими из которых являются следующие: Христианский и миссионерский альянс; Церковь назарянина; Церковь Бога (Андерсон, Индиана); Свободная методистская церковь Северной Америки; Уэслианская (веслеянская) церковь; Евангелическая церковь Северной Америки; Христианская церковь святости; Церкви Христа в христианском союзе. Перфекционистами иногда называют также американскую религиозную общину Онейда, просуществовавшую с начала 1840-х гг. до 1880 и практиковавшую регулируемый групповой брак.

Общая численность перфекционистов - около 6 млн. Наиболее крупная группа их имеется в США - свыше 2 млн. Значительные группы перфекционистов есть во Вьетнаме (0,4 млн.), Индонезии (0,3 млн.), на Филиппинах (0,2 млн.), в Индии (0,1 млн.), Мексике (0,2 млн.), Гаити (0,2 млн.), Перу (0,1 млн.), Канаде (0,1 млн.), Кот-д’Ивуаре (0,2 млн.), Кении (0,1 млн.), Демократич. Республике Конго (0,1 млн.), ЮАР (0,1 млн.).

П. И. Пучков

ПЕТРОВЦЫ

петро́вцы, православная секта. Другое название- «ревнители истинного благочестия». По некоторым данным, основана в 1993 в Краснодаре неким Петром, якобы горным сухумским старцем.

Вероучение секты не отвергает основных христианских догматов, однако в нём исключается какая-либо роль современной православной церкви в спасении души, а сама церковь объявляется сатанинской.

Культовая практика секты ярко не выражена. Сектанты не имеют каких-либо молитвенных домов и собираются на частных квартирах. Для обрядов петровцы используют только родниковую воду и только восковые свечи, вода и свечи других видов считаются нечистыми. Петровцев обязывают продавать свои квартиры и передавать вырученные деньги в организацию. Члены секты обычно бросают работу. Питаются они нередко продуктами, подобранными на помойках. Для петровцев характерно устройство пикетов с целью агитации за вступление в секту, в проповедях основной упор делается на близкий конец света.

Численность петровцев достигает около 200 человек, сосредоточены они главным образом в Москве и в меньшей степени в Краснодаре.

Р. А. Силантьев

ПЕЧОК

печок, мужская и женская глухая одежда типа малицы из оленьих шкур у саамов.

ПИКТОГРАФИЯ

пиктография (от лат. pictus — нарисованный и греч. grárhō, пишу), рисуночное письмо, способ передачи сообщения при помощи последовательности рисунков.

ПИМЫ

пимы, высокие сапоги из оленьих камусов мехом наружу у народов Западной Сибири. Ср. Бакари, Торбаса, Унты.

ПИРОГА

пирога, узкая длинная лодка у индейцев — долблёная или из шкур либо коры на деревянном каркасе. Название пирога перенесено на лодки сходных форм у других народов.

ПИСАНКА

писанка, яйцо или его деревянная имитация, расписанное на Пасху, у народов Европы.

ПИЦЦА

пицца, пирог с сыром, овощами и др. у итальянцев.

ПИЧИ

пичи, чёрная бархатная шапочка у мусульман Индонезии.

Предыдущая страница Следующая страница