Народы и религии мира
ЛЮТЕРАНСТВО

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЛЮТЕРАНСТВО

лютера́нство, одно из основных и наиболее крупных по численности последователей течений протестантизма. Церковные организации, принадлежащие к этому течению, обычно называют евангелическо-лютеранскими церквами.

Лютеранство названо по имени основателя Мартина Лютера (1483-1546). М. Лютер родился в небольшом саксонском городке Эйслебен в бедной семье. Его отец дал сыну хорошее образование. Окончив Эрфуртский университет и получив степень магистра, М. Лютер, однако, отказывается от преподавательской работы в университете, принимает монашеский постриг и затем становится католическим священником. Будучи священником, он получает степень доктора теологии.

Обычно датой основания лютеранства считают 31 октября 1517, когда М. Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге, где он служил священником, доску с 95 тезисами, в которых подверг суровой критике католицизм. Но иногда основание этого течения приурочивают к зиме 1513-14, так как именно в это время М. Лютер пришёл к выводу о решающем значении для спасения Божьей милости. Существует ещё одна точка зрения, согласно которой возникновение лютеранства связывают с 1530, когда было опубликовано написанное сподвижником М. Лютера Филиппом Меланхтоном (1497-1560) Аугсбургское исповедание, содержащее основы лютеранского вероучения.

Доктринальные положения лютеранства даны в так называемой Книге согласия. В неё включены три исторических символа веры (Апостольский, Никейский, или Никео-Константинопольский, и Афанасьевский), Аугсбургское исповедание и Апология Аугсбургского исповедания (1531), Малый и Большой (для детей и для взрослых) катехизисы Лютера (1529), Шмалькальденские статьи (содержащий резкую критику католицизма ответ лютеранских лидеров на приглашение папы Павла III на собор в Мантуе, который должен был состояться в 1537) и Формула согласия (принятый в 1577 церковный документ, в котором был разрешён возникший после смерти М. Лютера спор между его сторонниками). Среди этих документов особое значение придаётся Аугсбургскому исповеданию и Малому катехизису Лютера.

Лютеране, как и большинство христиан, принимают учения о Святой Троице и о двойной природе Иисуса Христа - божественной и человеческой. Они верят также в искупительную жертву Христа, Его воскресение и вознесение.

Одной из важнейших доктрин лютеранства является положение о спасении человека только Божьей милостью через веру в Иисуса Христа (так называемые sola gratia и sola fide). Лютеране считают, что из-за первородного греха человек нуждается в примирении с Богом, а это примирение вместе с прощением грехов являются сущностью оправдания. Христова праведность вменяется верующему, который получает её через Святого Духа. Согласно лютеранству, оправдание человека перед Богом происходит не в результате его заслуг и добрых дел, а по милости Божьей. Лютеране не отрицают того, что верующие должны совершать добрые дела, но утверждают, что сами эти дела являются плодом веры.

В лютеранстве, как и в кальвинизме, принята доктрина о предопределении некоторых избранных людей к спасению, однако в этом течении протестантизма, в отличие от кальвинизма, отсутствует положение об избрании людей к осуждению. Лютеране, как и большинство других протестантов, признают единственным источником, правилом и нормой веры Священное Писание. Символы веры и другие.гие принятые традицией положения имеют, согласно лютеранству, лишь подчинённый характер. В лютеранстве отвергаются признаваемое в католицизме чистилище (промежуточное звено между адом и раем), молитвы за умерших, возможность заступничества святых перед Богом.

Догматика лютеранства строго христоцентрична, в отличие от учений кальвинизма, для которого скорее характерен богоцентризм, и пятидесятничества с его духоцентристскими тенденциями.

Двумя общепризнанными таинствами в лютеранстве являются крещение и причащение (Вечеря Господня, евхаристия, таинство алтаря). Они не рассматриваются лишь как простые культовые обряды. Крещение, совершаемое в детском возрасте, воспринимается лютеранами как вода возрождения, крещёный человек как бы вновь рождается во Христе, ему прощаются грехи и он освобождается от власти зла. Крещение считается обязательным условием спасения. Оно обычно совершается у лютеран окроплением, но может совершаться и в другой форме. Вечеря Господня, считают лютеране, была учреждена Христом для укрепления веры, для выражения союза верующего с Богом. Веря в истинное присутствие в элементах причастия - хлебе и вине - тела и крови Христа, лютеране тем не менее отказались от католической и православной доктрины пресуществления (изменения субстанции) хлеба и вина. Вечеря Господня празднуется в одних лютеранских церквах только раз в году - в Великую Пятницу, в других - значительно чаще. На исповедь у лютеран не выработалось единого взгляда. Если в лютеранских исповеданиях XVI в. она считалась таинством, то теперь часть лютеран рассматривает её просто как обряд. Только обрядами считают лютеране также конфирмацию, рукоположение, брак и соборование.

В отличие от католиков и кальвинистов, лютеране строго разделяют сферы действия Евангелия и закона. Первая из них связана с церковью, вторая - с государством. Закон осуждает, а Евангелие оправдывает. Закон рассматривается как Божий гнев, Евангелие же - как Божья милость.

Богослужебная практика в лютеранских церквах, как и в других церквах протестантизма, сильно упрощена по сравнению с католическим культом. Тем не менее лютеране не пошли так далеко в упрощении обрядности, как кальвинисты, баптисты, методисты, и сохранили ряд элементов католической литургии. Во время богослужения в лютеранских церквах возжигаются свечи, в некоторых из них используется ладан. Не признавая икон, лютеранство допускает наличие в церквах настенной живописи на библейские сюжеты. В церквах имеется алтарь, крест является официальным церковным символом. В отличие от кальвинистских священнослужителей, лютеранские пасторы надевают особые церковные облачения, хотя они гораздо скромнее, чем у католических священников. Прежде облачения были чёрного цвета, теперь же пасторы носят альбу (белое литургическое одеяние), поверх которого надевается ещё одно облачение, различающееся в разных национальных церквах.

Центральное место в церковных службах занимает проповедь. Кроме неё поются гимны, читаются молитвы и отрывки из Священного Писания. Богослужения совершаются на национальных языках. В XX в. некоторые лютеранские церкви несколько упростили свою обрядность.

Лютеранство провозгласило священство всех верующих и этим стёрло резкую грань, отделявшую мирян от священников. Тем не менее священнослужители (пасторы) в лютеранских церквах всё же имеются, поскольку священнослужение, как подчёркивают лютеране, было установлено самим Христом. Пасторы в лютеранских церквах избираются и остаются в сане пожизненно. Рукоположение (ординация) рассматривается в лютеранстве как обычай, имеющий корни ещё в древней церкви, но не считается обязательным. В связи с этим большинство лютеранских церквей утратило апостольскую преемственность рукоположения. В последние десятилетия XX в. во многих лютеранских церквах была введена в практику ординация женщин. Отсутствует в лютеранстве и единая система церковного устройства. В лютеранских церквах существуют епископальные, пресвитерианские и конгрегациональные формы организации. Главы церквей могут иметь титул епископа, генерального суперинтендента или президента. Делами церквей управляют синоды, в состав которых входят как священнослужители, так и миряне. Как правило, лютеранские церкви в различных государствах совершенно самостоятельны (в некоторых странах, например, в США, существует по нескольку лютеранских церквей).

Вообще лютеранские церкви склонны рассматривать и обрядность, и церковное устройство как сферы адиафоры, то есть того, что безразлично с точки зрения веры, так как оно не подтверждается, но и не опровергается Священным Писанием. Поэтому некоторые обряды можно совершать, но можно и не совершать. Церковное устройство также может быть различным.

В 1947 в Лунде (Швеция) была создана Всемирная лютеранская федерация, штаб-квартирой которой стала Женева. Однако эта организация не является каким-то управленческим центром, а лишь призвана способствовать единению лютеранских церквей, оказывать помощь нуждающимся, содействовать миссионерской работе.

Общая численность последователей лютеранства во всём мире составляет 76 млн. человек. Наибольшее число лютеран по-прежнему сосредоточено в Германии (27 млн., или 35% населения страны). Сторонники лютеранства образуют большинство населения в странах Северной Европы: в Дании (4,6 млн., или 89%), Швеции (4,4 млн., или 53%; данные церковной статистики показывают гораздо более высокую цифру, однако значительная часть лиц, формально числящихся лютеранами, на самом деле отошла от религии), Финляндии (4,2 млн., или 85%), Норвегии (3,8 млн., или 89%), Исландии (243 тыс., или 96%), на Фарерских островах (38 тыс., или 79%). Из других европейских стран значительные группы приверженцев лютеранства имеются в Эстонии (569 тыс., или 36%), Латвии (491 тыс., или 18%), Венгрии (450 тыс., или 4%), Австрии (359 тыс., или 5%), Словакии (326 тыс., или 6%), Франции (263 тыс., или 0,5%), России (170 тыс., или 0,1%, - преимущественно немцы), Румынии (137 тыс., или 0,6%, - немцы, венгры). Меньшие по численности группы лютеран есть в Польше (91 тыс.), Чехии (49 тыс.), Югославии (41 тыс. - словаки, венгры), Литве (32 тыс.), на Украине (25 тыс.), в Великобритании (20 тыс.), Словении (19 тыс.), Хорватии (15 тыс. - немцы), Швейцарии (13 тыс.).

В Америке самые крупные группы сторонников лютеранства имеются в США (12 млн., или 5% населения) и Бразилии (1,1 млн., или 0,7%). Значительно меньше лютеран в Канаде (301 тыс.), Аргентине (97 тыс.), Гренландии (53 тыс., или 95%), Боливии (27 тыс.), Гайане (13 тыс.), Парагвае (11 тыс.), Сальвадоре (10 тыс.).

В Африке крупные группы последователей лютеранства имеются в Танзании (1,5 млн., или 5%), Эфиопии (1 млн., или 2%) и Намибии (около 1 млн., или 51%). Лютеране есть также на Мадагаскаре (852 тыс., или 7%), в ЮАР (748 тыс., или 2%), Нигерии (410 тыс.), Камеруне (132 тыс.), Либерии (70 тыс.), Зимбабве (60,5 тыс.), Чаде (44 тыс.), Ботсване (24 тыс.), ЦАР (22 тыс.), Анголе (12 тыс.), Гане (10 тыс.).

Из азиатских стран значительной численностью сторонников лютеранства выделяются Индонезия (3,5 млн., или 2%, - часть батаков и ниасцы) и Индия (1,2 млн., или 0,1%). Лютеране имеются также в Казахстане (50 тыс., немцы), Сянгане (37 тыс.), Японии (29 тыс.).

В австралийско-океанийском регионе приверженцы лютеранства представлены в Папуа - Новой Гвинее (около 1 млн., или около 1/4 населения) и Австралии (134 тыс., главным образом немцы).

П. И. Пучков

В начало словаря

© 2000- NIV