Народы и религии мира
Статьи на букву "М" (часть 2, "МАР"-"МЕН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 2, "МАР"-"МЕН")

МАРОНИТЫ

марони́ты, одна из групп католиков антиохийского (западносирийского) обряда (точнее, особой, маронитской его разновидности). Названы по имени монастыря Байт-Марун, сооружённого над гробницей св. Маро (ум. 433), по другой версии, — по имени отшельника Мара Марона.

Придерживаясь с VII в. монофелитства (то есть компромиссной доктрины между диофиситством и монофиситством, согласно которой в Иисусе Христе признаются две природы, но единая воля), осуждённого на III Константинопольском вселенском соборе как ересь, марониты во время Крестовых походов вступили в 1182 в унию с Римско-католической церковью, приняв её догматику, её руководство, и в 1254 папа дал их главному епископу титул патриарха.

Признав католические доктрины, марониты сохранили свою обрядность, близкую к обрядности, существующей у яковитов и сиро-католиков, хотя и подвергшуюся определённой «латинизации».

Во время богослужения у маронитов используется латинизированная сирийская Евхаристическая литургия св. Якова, совершаемая на сирийском и арабском языках. Литургия начинается с подготовки элементов причастия (незаквашенного хлеба) и произнесения исповедальной молитвы. Церковнослужитель читает отрывки из апостольского послания и Евангелия на арабском языке (хотя основным литургическим языком является сирийский). Заканчивается литургия общим благословением.

Крещение совершается, как и у католиков латинского обряда, обливанием. Конфирмация отделена от крещения и может быть совершена только епископом или его уполномоченным. Для причащения используется пресный хлеб, употребление квасного хлеба запрещено. Духовенство делится на белое и чёрное (монашествующее), причём только последнее придерживается целибата. Священное облачение у маронитских служителей культа сходно с облачением священнослужителей латинского обряда, отличаясь лишь в деталях (например, лента вокруг левого запястья, надеваемая во время служения мессы, заменена поручами, то есть особыми манжетами).

Маронитская церковь автономна и внутренние проблемы решает самостоятельно. Находясь под юрисдикцией Ватикана, она управляется избираемым местными епископами, но утверждаемым римским папой архиереем, носящим титул патриарха Антиохии и всего Востока. Его резиденция находится в Бкирки (Бкерке) около Бейрута в Ливане. Патриарху подчинены 11 епархий.

Общая численность маронитов более 1 млн. человек. Основная часть их сосредоточена в Ливане (540 тыс.), где, в соответствии с не зафиксированным в письменной форме соглашением, президентом страны избирается маронит. Значительные группы маронитов имеются в Сирии (21 тыс.), Египте (8 тыс.), США (54 тыс.), Бразилии (48 тыс.), Аргентине, Канаде, Австралии, на Кипре и в других странах.

По иным данным, где в число маронитов, по-видимому, включены все лица маронитского происхождения, многие из которых уже давно утратили маронитское самосознание и придерживаются не антиохийского, а латинского обряда, численность их гораздо выше — 3—4 млн. человек. По этим сведениям, в Бразилии живёт 1,5 млн. маронитов, США — 1 млн., Австралии — 120 тыс., Канаде — 100 тыс., Франции — 45 тыс.

Вопрос о национальной принадлежности маронитов вызывает споры. В связи с языковой идентичностью представителей этой конфессии с арабами Ливана (лишь бо́льшая часть кипрских маронитов говорит на греческом языке) и культурной близости к ним некоторые исследователи считают маронитов субэтноконфессиональной группой ливанских арабов. Многие же марониты считают себя самостоятельным этносом, имеющим финикийские генетические корни.

П. И. Пучков

МАРЬЯЧИ

марьячи, народный струнный оркестр у мексиканцев.

МАСЛЕНИЦА

масленица, праздник проводов зимы у народов Европы. Приурочивался к началу Великого поста. Смотри также Карнавал.

МАТЕ

мате, парагвайский чай, тонизирующий напиток у народов Южной Америки — настойка из листьев парагвайского падуба. Пьётся из маленьких тыквенных сосудов, также называемых мате.

МАТРИАРХАТ

матриарха́т (от лат. mater — мать и греч. arche — власть), гинекократия, материнское право, гипотетически реконструировавшаяся этнологами-эволюционистами стадия социальной эволюции, характеризующаяся доминированием женщин в семье и обществе. Представление о матриархате как об универсальном явлении, у всех народов исторически предшествовавшем патриархату, было введено в научный оборот во второй половине XIX века Й. Бахофеном, одобрительно воспринято классиками марксизма и до середины 50-х годов XX века занимало господствующие позиции в советской теории первобытности. Однако уже на рубеже прошлого и нашего столетий рядом отечественных и зарубежных исследователей было убедительно показано, что наука не только не располагает данными для реконструкции подобной эпохи, но и не знает ни одного исторически или этнографически описанного общества, где бы властные функции систематически осуществлялись женщинами или нормативно закреплялось их социальное преобладание. Даже в обществах с доминирующими матрилинейными родственными институтами (см. Матрилинейность) управление находилось в руках мужчин, обычно родственников тех женщин, через которых прослеживалось родство, и мужчины, как правило, обладали более высоким статусом, чем женщины.

Некоторые исследователи применяли термин "матриархат" для обозначения гипотетической стадии социальной эволюции, которой приписывалась универсальность матрилинейного счёта родства, или же просто для обозначения социальной организации, основанной на матрилинейных родственных институтах. В современной этнологии такое употребление термина "матриархат" также отошло в прошлое, и используют его лишь в историографическом контексте.

О. Ю. Артёмова

МАТРИЛАТЕРАЛЬНОСТЬ

матрилатера́льность (от лат. mater — мать и latus — сторона), понятие из области систем терминов родства, обозначающее связи эго с родственниками со стороны матери (например, матрилатеральный дед — отец матери, матрилатеральные тётки — сёстры матери, матрилатеральный кросскузенный брак — женитьба на дочери брата матери). См. также Унилатеральность.

Некоторые отечественные этнографы (в настоящем издании это авторы значительной части статей по народам Африки) используют термин "матрилатеральность" и для области счёта родства, рассматривая его как более раннее явление, чем матрилинейность. См. также Латеральность.

И. Ж. Кожановская

МАТРИЛИНЕЙНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТРИЛОКАЛЬНОСТЬ

матрилока́льность (от лат. mater — мать и locus — место), норма брачного поселения, при которой молодые поселяются там, где живёт или жила мать жены, чаще всего — в матрилинейной группе жены (см. Матрилинейность). Иногда матрилокальность неверно отождествляют с уксорилокальностью. Строго говоря, матрилокальностью называется уксорилокальность, неуклонно повторяемая из поколения в поколение. Как обязательная норма матрилокальность встречается главным образом в традиционных обществах, при этом значительно реже, чем патрилокальность. Существует мнение, идущее от эволюционистов XIX века и долго доминировавшее в отечественной этнологии, что матрилокальность представляет собой наиболее раннюю форму брачного поселения, у всех народов обязательно предшествовавшую патрилокальности. Эта точка зрения многими современными исследователями считается устаревшей. Однако несомненно, что многие народы, практиковавшие или практикующие патрилокальность, ранее характеризовались нормами матрилокальности.

О. Ю. Артёмова

МАХАЯНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЦА

маца, опресноки, сухой тонкий пресный хлеб у евреев, выпекаемый на Пасху.

МАЦОНИ

мацони (груз.), мацун (арм.), кисломолочный напиток у народов Кавказа.

МАЧЕТЕ

мачете, нож для расчистки леса у народов, занимающихся подсечно-огневым земледелием, в Латинской Америке. Ср. Паранг, Боло.

МЕГАЛИТЫ

мегалиты (от греч. mégas — большой и líthos — камень), культовые сооружения из огромных необработанных или полуобработанных камней. Смотри также Дольмен и Менгир.

МЕДВЕЖИЙ ПРАЗДНИК

медвежий праздник, обряды, связанные с охотой на медведя и поеданием его мяса, у народов лесной зоны Азии и Северной Америки. На Дальнем Востоке для медвежьего праздника специально выкармливали медвежонка, которого затем торжественно убивали.

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОММУНА САНЬЯСИНОВ

Междунаро́дная комму́на саньяси́нов, неоиндуистская синкретическая секта. Другое названия — Международное бюро саньясинов, раджнишизм, Международный фонд Раджниша, корпорация Раджниша.

Основана в 1974 в индийском городе Пуна Бхагаваном Шри Раджнишем (настоящее имя — Раджниш Чандра Мохан), якобы получившим «просветление» в 1953. В 1981 секта была запрещена в Индии и её последователи перебрались в США, где их центром стал один из городков в штате Орегон, впоследствии переименованный в Раджнишпурам. Здесь в секту вступили и некоторые американцы.

Догматика секты основывается на сочинениях Раджниша. Используются и различные оккультные книги.

Вероучение секты синкретично и основывается на сочетании отдельных положений кундалини-йоги, тантризма и буддизма с элементами различных оккультных течений. Бог, в представлении сектантов, — это состояние сознания, и каждый человек может стать богом. В Международной коммуне саньясинов приняты положения о перевоплощении и карме, почитаются некоторые боги индуистского и буддийского пантеонов. Особое место в догматике секты занимает личность её основателя, Бхагавана Шри Раджниша, объявленного величайшим пророком и спасителем человечества. Лишь он, по мнению сектантов, может выработать «энергию поля Будды» и создать новую расу сверхлюдей с пробудившимися сокровенными энергиями (в частности, «кундалини»). Понятия греха в вероучении Международной коммуны саньясинов нет, наоборот, считается, что человек обладает изначальной божественностью и потерять её не может ни при каких условиях. Секта враждебно относится к христианству. Согласно положениям Международной коммуны саньясинов, человек произошёл от обезьяны, причём настоящими людьми считаются лишь последователи Раджниша. В секте пропагандируется свободный секс и поощряются оргии, при этом сектантам не рекомендуется вступать в брак. В Международной коммуне саньясинов провозглашён культ богатства, и примером тут служит сам Раджниш, желавший иметь каждый день новый автомобиль (ему удалось приобрести 91 «роллс-ройс»). Большое внимание в секте уделяется эсхатологии. По мнению Международной коммуны саньясинов, в 1984 начался всемирный кризис, который должен закончиться в 1999. Во время него погибнут все люди, не вошедшие в «ноев ковчег» учения Раджниша.

Культовая практика секты достаточно разнообразна и различается в зависимости от степени посвящения. День сектанта начинается с утренней медитации, затем следуют прослушивание записей лекций Раджниша, дневная медитация по пробуждению «кундалини» (мистической энергии, якобы дремлющей в копчике), медитация небольшими группами под руководством учителя. Изучаются также различные мистические учения, в частности тантризм, хасидизм, тайные техники даосизма. Один год медитативного курса стоит около 5 тыс. долларов. Последователи Международной коммуны саньясинов делятся на монахов (саньясинов), живущих в коммунах, носящих оранжевые одеяния и использующих чётки, и мирян, медитирующих в домашних условиях. Широко практикуется работа на секту, обычно в форме агитации.

В 1985 Международная коммуна саньясинов была запрещена в США и её основателю было предъявлено обвинение по 35 статьям. Раджниш был приговорён к крупному штрафу и выдворен из страны. В 1989 он умер.

Численность Международной коммуны саньясинов превышает 500 тыс. человек, и её последователи есть в большинстве стран мира. Центр секты находится в индийском городе Пуна. В Россию секта проникла в 1984, и сейчас насчитывается около 2 тыс. её сторонников.

Р. А. Силантьев

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЦЕРКОВЬ ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНОГО ЕВАНГЕЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ

Междунаро́дное о́бщество созна́ния Кри́шны, неоиндуистская секта, представляющая собой европеизированный вариант кришнаизма. Другие названия - Сознание Кришны, Харе Кришна, вайшнавизм. Основана в 1963 индийским религиозным деятелем Шри Шримад А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой (1896-1977), членом вишнуитского общества Гудья Вайшнава, посланного на Запад для распространения его идеи.

Вероучение Международного общества сознания Кришны содержит многие общеиндуистские положения, но имеет и свои особенности. Прежде всего секта придерживается монотеизма. Главное место в её догматике занимает «верховная личность бога» - Кришны, который проникает во всё, но одновременно находится над всем, то есть имеет как личностный, так и безличностный аспекты (доктрина пантеизма). Кришна безграничен и у него много имён: Аллах, Будда, Иегова, Рама. Считается, что Вишну является воплощением Кришны, а не наоборот. Кришна способен приходить на землю в различных аватарах (воплощениях). Верховная личность бога обитает на высшей планете духовного мира Кришналоке, в то же время имея возможность находиться на Земле в тысячах форм и часто в устрашающем виде. Помимо Кришны почитаются его родные и близкие. Боги индуистского пантеона: Шива, Брахма, Индра и другие.гие почитаются как полубоги и слуги Кришны. Понятия Сатаны в вероучении нет, частично его заменяет материальная энергия «майя», уводящая людей от истины, а частично - многочисленные демоны, враги Кришны. Мировая история разделена на 4 периода - юги, сейчас кончается последний период Калиюга - близится конец света и приход последней аватары Кришны - Калки. Следуя ведическим традициям, Международное общество сознания Кришны признаёт кастовую систему, хотя и считает, что принадлежность человека к какой-либо касте зависит от его поведения, а не определяется рождением. Человеческая душа является неотъемлемой частицей Кришны и существует вечно, лишь меняя тела. Освободиться из круговорота перевоплощений может только человек, преданный Кришне. Для людей же с демонической натурой уготованы многочисленные ады. Преданные Кришне вайшнавы, или бхакты, должны придерживаться 4 регулирующих принципов: не есть мясо, рыбу, яйца и некоторые другие продукты, не играть в азартные игры, не употреблять дурманящих напитков (в том числе чай), иметь половые сношения только для деторождения и не чаще одного раза в месяц. Призывая все религии и особенно христианство к единению вокруг Кришны, Международное общество сознания Кришны в то же время отрицает божественность Иисуса Христа, считая его лишь сыном Кришны.

В секте очень высок авторитет гуру (учителей) и особенно основателя общества Бхактиведанты Свами Прабхупады, почитаемого выше Шивы. Инициированные и получившие индийские имена члены секты - монахи живут в своеобразных коммунах - «ашрамах», где они подчиняются жёсткой дисциплине, разграничивающей их жизнь по минутам. В культовой практике особое место занимает поклонение идолу Кришны. Медитация, рекомендуемая вайшнаву, делится на индивидуальную - «джапа», заключающуюся в прочтении про себя молитвы - «махамантры», и коллективную - «санкиртана», во время которой «махамантра» поётся хором под аккомпанемент индийских музыкальных инструментов.

Члены секты активно занимаются распространением своей религиозной литературы, проводят по поручению руководителей и другие.гую работу. Монахи должны быть бриты наголо, носить чётки из 108 бусин и быть одетыми в красные или оранжевые сари, национальную индийскую одежду. Помимо монахов в секте есть и миряне, жизнь которых не подвергается столь жёсткой регламентации, хотя определённые обязанности на них всё-таки накладываются.

Международное общество сознания Кришны имеет около 500 центров практически во всех странах мира, число его членов примерно 3 млн., из них около 100 тыс. живёт в России (в разных источниках указываются весьма различные цифры: от 15 тыс. до 700 тыс. человек; последняя цифра очень сильно преувеличивает истинную численность сектантов).

В России первые сторонники этой секты появились в 1971. Международное общество сознания Кришны ведёт активную миссионерскую деятельность и на территории других стран.

Р. А. Силантьев

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЦЕРКВИ ХРИСТА

Междунаро́дные це́ркви Христа́, протестантская неометодистская конфессия. Другие названия — Бостонская церковь Христа, Движение разностороннего служения. В России конфессия именуется Московской церковью Христа. Основана в 1979 в Бостоне методистским пастором Кипом Мак-Кином, начавшим проповедовать в одной из общин этого города своё учение, которое не всеми её членами было принято.

Вероучение Международных церквей Христа в целом соответствует методистскому. Принимаются догматы о Троице, воскресении Иисуса Христа и искуплении Им грехов. Святые мощи и иконы, как и в других протестантских конфессиях, не почитаются. Из таинств признаются крещение (только взрослых и в водоёмах), публичная исповедь и причащение. Международные церкви Христа придерживаются арминианского догмата о свободе воли человека, а также положения об оправдании не только верой, но и делами. В Международных церквах Христа практикуется буквалистское толкование Библии, другие книги не признаются. Верующие соблюдают посты, правда, назначаемые произвольно. По словам самих членов Международных церквей Христа, их вероучение опирается на три столпа — веру, дисциплину, агитацию. Отношение к другим вероисповеданиям враждебное.

Культовая практика Международных церквей Христа включает в себя организацию общих собраний в кинотеатрах и дворцах культуры, на которых читаются проповеди, поются духовные песни и проводятся общие молитвы. В конце собрания всех присутствующих «причащают» хлебом и вином.

Большинство членов Международных церквей Христа — это люди не старше 30 лет. Во внутренней организации церкви соблюдается принцип пирамидальной структуры: у каждого её члена есть свой наставник, слово которого является для него законом. Перед наставником следует отчитываться каждый день и испрашивать у него позволение на любое серьёзное действие. Наставнику также следует исповедоваться и нести назначенное им наказание за совершённые грехи. Наставник же, в свою очередь, имеет наставника рангом выше, которому также беспрекословно подчиняется. Приверженцы Международных церквей Христа условно делятся на две группы: неофитов, которым ещё позволяется вести личную жизнь, и действительных членов секты, живущих в своеобразных коммунальных квартирах и полностью контролируемых церковной организацией. В свободное от работы или учёбы время им предписывается изучать одни и те же места Библии, причём одновременно с другими членами церкви. Самостоятельно же изучать Библию адептам Международных церквей Христа не рекомендуется. В Международных церквах Христа широко распространена практика пожертвований — каждый член в среднем жертвует не менее 10 долларов в неделю. Членам Международных церквей Христа предписывается также постоянно вести агитацию, в основном ориентированную на студенческую молодёжь.

Главный центр Международных церквей Христа находится в Бостоне. Из него осуществляется управление 24 столповыми церквами, которые, в свою очередь, управляют дочерними церквами.

Численность последователей Международных церквей Христа составляет во всём мире 87 тыс. человек. Церковь действует в 63 странах. В России Международные церкви Христа появилась в 1990 и насчитывает более 4 тыс. приверженцев (в основном это студенты в Москве).

За агрессивные методы вербовки и насилие над личностью деятельность Международных церквей Христа запрещена в студенческих городках США и Англии. Международные церкви христа относят к тоталитарным сектам.

Р. А. Силантьев

МЕЛХИСЕДЕКИ

мелхиседе́ки, одно из согласий старообрядцев-беспоповцев.

Особенностью вероучения мелхиседеков является их убеждение в необходимости причащения, без которого, считают они, спасение невозможно. Допуская возможность совершения таинства евхаристии без священников, они ссылаются при этом на ветхозаветного царя Салимского Мелхиседека, который, не имея священнического сана, приносил в жертву Богу хлеб и вино. Мелхиседеки называют себя священниками по чину мелхиседекову. Приготавливая причастие, мелхиседеки вечером кладут перед иконами хлеб и ставят вино. После совершения вечерних и утренних молитв элементы причастия считаются готовыми, и мелхиседеки принимают их как тело и кровь Христовы.

Численность мелхиседеков не известна, но она никогда не была значительной. В настоящее время небольшая их группа обитает в Башкирии. По этнической принадлежности - русские.

О. Е. Казьмина

МЕЛЬКИТЫ

мельки́ты, одна из групп католиков-униатов, придерживающихся византийского обряда. Другие названия — последователи Мелькитской католической церкви; греко-католики — арабы. Мелькитами часто называют и православных арабов. (Термин «мелькиты» происходит от эллинизированной формы сирийского прилагательного «малкайя» — имперский: монофиситы называли «имперскими людьми» тех христиан Сирии и Египта, которые отвергли монофиситство и несторианство, сохранив верность поддерживаемому византийским императором православию.)

Мелькиты-униаты как особая группа возникли после того, как в 1724 по инициативе антиохийского патриарха Кирилла VI Танаса была заключена уния между группой порвавших с православием арабов и Римско-католической церковью.

По вероучению мелькиты являются католиками, однако обрядность ими сохранена византийская. Вместе с тем в эту обрядность, а также в каноническое право были инкорпорированы и некоторые латинские элементы. Так, крещение у мелькитов совершается не полным погружением, а полупогружением вместе с обливанием. Хотя мелькитскому белому духовенству разрешено вступать в брак, половина немонашествующих священников придерживается целибата. Для мелькитской обрядности характерен и ряд черт, не свойственных ни православию, ни католицизму. Например, мелькитские священники перестали использовать во время евхаристии лжицу, а подобно яковитам, смачивают литургический хлеб в разбавленном вине и затем подносят его причащающимся верующим руками.

Литургия совершается мелькитами либо на арабском языке со вставкой отрывков из Священного Писания на старогреческом (византийском) языке, либо целиком на старогреческом. Мелькиты, живущие в разных странах Америки, используют также в качестве литургических языков английский, португальский и испанский.

Хотя мелькиты подчинены римскому папе, во внутрицерковных делах они пользуются автономией. Во главе их стоит патриарх, имеющий резиденцию в Дамаске.

Общая численность мелькитов, по разным данным, — 0,5 млн.—1 млн. человек. Они имеются во многих ближневосточных странах: Сирии (свыше 150 тыс.), Ливане (130 тыс.), Израиле (около 60 тыс.), Иордании (свыше 25 тыс.), Египте (около 10 тыс.), Палестине (4 тыс.). Большая группа мелькитов живёт в Бразилии (300 тыс.). Они есть также в США (28 тыс.), Венесуэле, Австралии и некоторых других странах.

По национальной принадлежности мелькиты — арабы (сирийские, ливанские, палестинские), а точнее, арабизированное население Сирии и другие.гих стран Ближнего Востока, ранее говорившее на сирийском (арамейском) языке.

П. И. Пучков

МЕНГИР

менгир (от бретон. men — камень и hir — длинный), мегалитическое сооружение — камень, вертикально вкопанный в землю.

МЕННОНИТСКАЯ БРАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

Меннони́тская бра́тская це́рковь Се́верной Аме́рики, одна из меннонитских церковных организаций.

Братские меннониты как отдельная группа меннонитов появились в 1860-е гг. в России. С первой волной меннонитской эмиграции из России братские меннониты попали в Америку. Прибывший в 1879 в США старейшина Абрахам Шеленберг провёл организационную работу по созданию местных общин братских меннонитов.

В 1869 Якоб Вибе организовал в Таврической губернии общину так называемых крымских братьев. В 1874 крымские братья переселились в США, обосновавшись в Канзасе. Они были близки братским меннонитам, но отличались от них тем, что запрещали покупку земли, посещение публичных увеселений и излишнее многословие. В 1960 крымские меннониты влились в состав Меннонитской братской церкви Северной Америки.

Братские меннониты испытали влияние со стороны баптистов. Под этим влиянием они, в частности, заменили крещение обливанием на крещение погружением. Большой упор Меннонитская братская церковь Северной Америки делает на опыт, получаемый человеком при крещении, и на религиозный опыт вообще.

Последователи Меннонитской братской церкви Северной Америки живут в Канаде (30 тыс. человек) и США (22 тыс.). Им близки братские меннониты, оставшиеся в России, Казахстане и Киргизии. В результате миссионерской деятельности Меннонитская братская церковь появилась и в Индии (120 тыс. человек).

О. Е. Казьмина

МЕННОНИТСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Меннони́тская це́рковь, крупнейшая меннонитская организация США. Её последователей часто называют староменнонитами. Церковь ведёт своё происхождение от первого меннонитского поселения в Джермантауне (штат Пенсильвания), основанного в 1683.

Меннонитская церковь придерживается Дордрехтского исповедания. Её приверженцы строго соблюдают такие меннонитские положения, как пацифизм и воздержание от общения с окружающим миром. Богослужения в Меннонитской церкви сопровождаются лишь хоровым пением, муз. инструменты не используются. Женщины во время богослужений должны обязательно покрывать голову специальными маленькими белыми вуалями. Некоторые члены церкви носят особую старомодную одежду. Священники раньше не получали жалования за свою службу, однако теперь оплата труда священника не запрещается. В Меннонитской церкви поддерживается строгая церковная дисциплина.

Отдельные общины Меннонитской церкви автономны, но их представители собираются на региональные конференции. Раз в два года проводится консультативная Генеральная конференция церкви.

Большинство последователей Меннонитской церкви сконцентрировано на востоке США. Всего в этой стране их насчитывается (вместе с детьми) 154 тыс. человек. По этническому происхождению они в основном являются потомками выходцев из Швейцарии и Пфальца (Германия). В США Меннонитская церковь ведёт внутреннюю миссионерскую работу среди индейцев, евреев, испаноязычного населения и иммигрантов из Азии. Помимо США группы последователей Меннонитской церкви имеются в Мексике (32 тыс. человек), Канаде (14 тыс.), Боливии (5,5 тыс.) и других странах.

С Меннонитской церковью организационно связаны некоторые группы амишей.

О. Е. Казьмина

МЕННОНИТСКАЯ ЦЕРКОВЬ ГЕНЕРАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Меннони́тская це́рковь Генера́льной конфере́нции, одна из меннонитских организаций. Была создана в 1860 в результате попыток объединить все меннонитские группы Северной Америки. Основателем Меннонитской церкви Генеральной конференции является Джон Оберхольцер, служивший священником во Франконском округе в Пенсильвании. Вначале он выступил против традиционно носившегося большинством меннонитских священников церковного облачения (это была простая одежда, не имевшая воротничка). Позже на конференции Франконского округа он предложил принять письменную конституцию, с тем чтобы церковная служба стала более систематизированной. В 1847 он покинул Франконскую конференцию, которая в свою очередь намеревалась исключить его. Вместе с 16 священниками и членами нескольких общин он создал новую конференцию. Оберхольцер начал также выпускать первую в США меннонитскую газету. Основной же своей целью он считал объединение всех меннонитских общин.

Тем временем образовывались и новые либеральные меннонитские церкви. В 1855 Дэниел Хох, священник нескольких меннонитских церквей в канадской провинции Онтарио, вместе с Эфраимом Хунсбергером, руководившим общиной в штате Огайо, создали Совет конференции меннонитских общин запада Канады и Огайо. В Айове также были объединены две конференции, оказавшиеся в изоляции. На встрече в Айове в 1860 все перечисленные группы (включая группу Дж. Оберхольцера) объединились, создав Меннонитскую церковь Генеральной конференции. Её председателем был избран Оберхольцер.

Меннонитская церковь Генеральной конференции в целом близка Меннонитской церкви, от которой она откололась, однако для неё характерны более либеральная позиция и менее жёсткая церковная дисциплина. В Меннонитской церкви Генеральной конференции не практикуется обряд взаимного омовения ног. Она более открыта контактам с окружающим миром, терпимее относится к бракам с представителями других конфессий. Её члены не носят специальной одежды, и женщины не должны обязательно покрывать голову во время богослужений. Богослужения сопровождаются органной или фортепьянной музыкой. Священнослужители получают жалованье.

Общины в Меннонитской церкви Генеральной конференции, так же как и в других меннонитских организациях, автономны. Генеральная конференция проводится раз в три года. Церковь проводит внутреннюю миссионерскую работу среди испаноязычного населения США, живущих в этой стране китайцев, афроамериканцев и индейцев. Ведётся миссионерская работа и за пределами страны.

Численность членов Меннонитской церкви Генеральной конференции составляет (вместе с детьми) около 200 тыс. человек, из них 110 тыс. живут в Демократической Республике Конго, 49 тыс. — в США, 30 тыс. — в Канаде, 6 тыс. — в Индии. Небольшие группы последователей Меннонитской церкви Генеральной конференции имеются и в других странах. Канадские члены Меннонитской церкви Генеральной конференции имеют свою Конференцию меннонитов Канады.

О. Е. Казьмина

МЕННОНИТСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕНУЭТ

менуэт (франц. menuet, от menu, маленький), французский танец, произошёл от хороводного танца жителей Пуату. В XVII в. распространился при королевском дворе и затем — по всей Европе.

МЕНЬШИНСТВО ЭТНИЧЕСКОЕ

меньши́нство этни́ческое, в широком смысле — численно, культурно и политически недоминирующая этническая группа в государстве (например, нерусские народы в России или неханьские народы в Китае). Члены меньшинства этнического демонстрируют солидарное желание сохранить своеобразие и групповую целостность либо же, напротив, стремятся к интеграции в доминирующую культуру. Термин "меньшинство этническое" схож с термином "национальное меньшинство", который более распространён в странах Восточной Европы и бывшего СССравни где под ним понимается группа, относящая себя к этнической (культурной) нации, но проживающая за пределами основного территориального самоопределения последней (например, венгры вне Венгрии, украинцы вне Украины, русские вне России, татары вне Татарии).

Проблема меньшинств, в том числе меньшинств этнических, возникла вместе со становлением системы европейских государств, когда централизация власти и идеологическое оформление национального единства приводили к утверждению господствующих культурных систем и одновременно к порождению нетерпимости в отношении всех "чужаков". Особую остроту проблема меньшинств этнических приобрела в XX веке в связи с ростом самосознания этнического у малых групп, интенсивной международной миграцией, процессами демократизации и правозащитным движением. Эта проблема требовала специальных решений и регулирования со стороны государств, а также межгосударственных договорённостей, так как этническая общность, представленная меньшинством в одном государстве, часто оказывалась большинством в соседнем. Так возник корпус прав меньшинств, который носил не только гуманитарный (защита прав человека), но и прагматический защитный (избегание международных конфликтов) характер.

Система международной защиты меньшинств этнических была создана после первой мировой войны в рамках Лиги наций, а затем развита в конвенциях, международных пактах и декларациях ООН, в том числе в принятой в 1992 "Декларации о правах личности, принадлежащей к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам". В 1992 при Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе был учреждён институт Верховного комиссара по делам национальных меньшинств с целью предотвращения конфликтов, связанных с положением меньшинств этнических. При этом чёткое определение меньшинства этнического отсутствует, оно прежде всего связано с культурной и социально-политической ситуацией, которая воспринимается представителями этнической группы как негативная и требующая изменения, а не только с ситуацией численного меньшинства. Таким образом, меньшинство этническое — это не только объективная ситуация, но и представление членов группы о своих неравных правах. Группы, претендующие на статус меньшинств этнических, могут занимать и доминирующее положение по отношению к остальному населению государства, а значит таковыми не являются. Некоторые меньшинства этнические составляют большинство в рамках территориальных автономий и пользуются в них привилегированным статусом, считая себя нациями (например, каталонцы в испанской области Каталония, франкоканадцы в канадской провинции Квебек, титульные национальности в республиках России). Проблема меньшинств этнических имеет особое значение для иммигрантских и для дисперсно расселённых этнических групп, не имеющих территориальной автономии, так как международные механизмы предусматривают главным образом защиту от дискриминации без предоставления территориальной автономии. Некоторые государства поэтому намеренно переводят в категорию меньшинств этнических значительную часть населения, не принадлежащего к доминирующей группе, чтобы избежать предоставления территориальной автономии или формулы равнообщинных сообществ, как это имеет место с русскими на Украине, в Латвии и Эстонии. Аналогичные группы в других странах (франкоканадцы в Канаде, ирландцы и шотландцы в Великобритании, каталонцы в Испании) не считаются меньшинствами этническими, а квалифицируются как народы-партнёры, составляющие одну гражданскую нацию (канадскую, британскую, испанскую).

Общественные движения меньшинств этнических активизировались на территории СССравни особенно после его распада, в связи с появлением этнических общностей, разделённых новыми границами. Ряд постсоветских государств принял законы о правах меньшинств этнических. Россия приняла международные обязательства по соблюдению прав меньшинств этнических, в том числе в рамках СНГ.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV