Народы и религии мира
Статьи на букву "С" (часть 2, "СЕН"-"СОВ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "СЕН"-"СОВ")

СЕНИ

сени, прихожая, помещение, соединяющее жильё с улицей. В Древней Руси — крытый переход на верхний этаж.

СЕНТКИТСЦЫ

сентки́тсцы, народ, основное население государства Сент-Китс и Невис. Численность 41 тыс. человек. Говорят на местном креоле с английской основой. Верующие сенткитсцы — протестанты (англикане и методисты).

Основной компонент составляют негры, частично смешавшиеся с англичанами.

Этнонимы: сенткитсцы

СЕОК

сеок (букв. — кость), суок, соок, род у тюркских народов Южной Сибири.

СЕПТ

септ (от ирл. sept — клан, племя), амбилинейная кровнородственная группировка (см. Амбилинейность) с представлением о едином предке, но без учёта генеалогических связей и соответствующего внутреннего членения. В этом септ отличается от рэмиджа. Септ играет ту же роль, что и сиб в унилинейных структурах. Септ зафиксирован прежде всего в Полинезии и Микронезии, встречается также на северо-западном побережье Северной Америки и в Шотландии.

И. Ж. Кожановская

СЕРАПЕ

серапе, мужской плащ-накидка у индейцев Латинской Америки.

СЕРБСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Се́рбская правосла́вная це́рковь, одна из автокефальных православных церквей. Христианство проникло на территорию современной Сербии в VII в. в своей западной форме, но было воспринято лишь частью её жителей. В IX в. сербы были крещены византийскими священниками и подчинились Константинопольскому патриарху, и христианство стало официальной религией страны. В конце X - начале XI вв. сербская церковь находилась в юрисдикции болгарского охридского архиепископа. В XI в. она на некоторое время попадает в подчинение к Риму. Окончательно православие победило в Сербии в начале XIII в.: в 1219 в византийской Никее был рукоположен первый сербский архиепископ (им стал св. Савва Сербский), и сербская церковь получила автокефалию. В 1346 глава сербской церкви получает сан патриарха, и его резиденция размещается в Пече (Ипеке). В 1375 патриарх Сербии был признан Константинополем. Во время турецкого господства сербские патриархи поддерживали народ в его стремлении к освобождению, и в 1776 турецкое правительство ликвидировало Сербскую (Ипекскую) патриархию. Сербская церковь была подчинена Константинопольскому патриарху, а епископы-сербы заменены греками. В 1832 Сербская православная церковь получает определённую автономию: высшая иерархическая власть передаётся Белградскому архиепископу, который получает титул митрополита всей Сербии. Однако, хотя митрополит и избирался сербами, согласие на его избрание давал Константинопольский патриарх. Кроме того, Сербская православная церковь должна была делать ежегодный денежный взнос в казну Константинопольского патриарха. Полная автокефалия Сербской православной церкви была восстановлена лишь в 1879. В XIX в. образовалось также несколько других независимых сербских церквей, действовавших в районах, которые не были подчинены Турции. Это - Церковь Черногории с митрополичьей резиденцией в Цетинье, Карловацкий патриархат (резиденция патриарха находилась в Сремских Карловцах в Хорватии), Черновицкая митрополия (к ней в 1873 были присоединены две епархии в Далмации). В XIX в. возникла и Церковь Боснии и Герцеговины, которая, однако, не была полностью независимой от Константинополя. В 1920 все перечисленные церкви объединились с Сербской православной церковью, и в том же году её глава вновь получил сан патриарха. В 1922 эти преобразования были одобрены Константинопольским патриархом.

До 2-й мировой войны помимо 31 епархии на территории Югославии в юрисдикции Сербской православной церкви находились Тимишоарская епархия в румынском Банате, Мукачевская епархия в принадлежавшем тогда Чехословакии Закарпатье, а также некоторые православные приходы в Венгрии.

В годы 2-й мировой войны сербское духовенство активно поддерживало движение Сопротивления и сильно пострадало от нацистов. Патриарх Сербии в 1941 был арестован и отправлен в концлагерь в Дахау. После войны начались преследования Сербской православной церкви со стороны коммунистического руководства, которым было организовано несколько показательных судебных процессов над высшим духовенством.

Догматика в Сербской православной церкви такая же, как и в других православных церквах, обрядность также близка принятой в остальных поместных церквах.

В настоящее время Сербская православная церковь состоит из 28 епархий, часть из них находится за рубежом. Резиденция главы церкви расположена в Белграде. Его полный титул: архиепископ Печский, митрополит Белградо-Карловацкий, патриарх Сербский.

Численность последователей Сербской православной церкви составляет 6,8 млн. человек в Союзной Республике Югославии (Сербии и Черногории), 1,2 млн. человек в Боснии и Герцеговине, 0,7 млн. человек в Хорватии (эта цифра в последние годы сильно уменьшилась в результате изгнания сербов из Хорватии), 1,2 млн. человек в Македонии.

Внутри Сербской православной церкви определённой автономией пользуется Македонская православная церковь, претендующая на полную независимость, однако её автокефалия не была признана ни патриархатом Сербии, ни другими автокефальными православными церквами.

О. Е. Казьмина

СЕРБЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИБ

сиб (от англ. sib — родство, потомство), унилинейная кровнородственная группировка (см. Унилинейность) с представлением о единстве происхождения, но без учёта генеалогических связей и соответствующего внутреннего членения. В этом структура сиба противопоставляется структуре линиджа. Сиб может включать линиджи в свой состав. Сиб не обязательно экзогамен. Термин "сиб" больше характерен для научной традиции США; в Великобритании его синоним — "клан".

И. Ж. Кожановская

СИБЛИНГИ

си́блинги (англ. "siblings"), дети родителей индивида, (родственники второй степени родства). Различаются сиблинги полнородные (имеющие общих мать и отца) и неполнородные, если они имеют общую мать (единоутробные) или общего отца (единокровные).

В. А. Попов

СИДР

сидр, слабоалкогольный напиток из яблочного сока у народов Западной Европы.

СИЗАЛЬ

сизаль, сорт агавы и волокна, добываемые из её листьев. Культура агавы вывезена в колониальную эпоху из Центральной Америки (см. Хенекен) и широко распространилась в тропич. странах, особенно в Африке, Бразилии и др.

СИКХИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИНАЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Сина́йская правосла́вная це́рковь, старейшая автономная православная церковь. Находится в юрисдикции Иерусалимской православной церкви. Основана около 200 н. э. на Синае. Статус автономной церковной организации получила в 1782.

Синайская православная церковь образует одну епархию, которая состоит из монастыря великомученицы Екатерины, построенного в 537.

Игумен монастыря имеет титул архиепископа и является главой Синайской православной церкви. Хотя игумен избирается монахами, титул архиепископа Синая, Фарана и Райфы и пост главы Синайской православной церкви он получает от патриарха Иерусалимского. Архиепископ бо́льшую часть времени пребывает в представительстве монастыря в Каире.

Помимо насельников монастыря великомученицы Екатерины (этнических греков) к Синайской православной церкви принадлежит небольшое число живущих поблизости арабов-бедуинов. Синайская православная церковь имеет также 14 подворий, расположенных в Египте, Ливане, Турции, на Кипре, в Греции. Численность последователей Синайской православной церкви составляет менее 1 тыс. человек. Это самая малочисленная из признанных самоуправляющихся православных церквей.

О. Е. Казьмина

СИНГОН

Синго́н (истинные слова Будды), школа японского буддизма, основанная монахом Кукаем (774—835) после его поездки в Китай в 806. Сингон базируется на сутрах Махавайрочана и Ваджрасекхара, которые, согласно традиции, содержат «истинные слова» Будды, произнесённые им в период его существования в виде универсального духа (дхармакайя). Всё сущее отождествляется с «вселенским буддой» Махавайрочаной (Дайнити нерай), «естество» которого воплощено в «шести великих первоначалах» — земле, воде, огне, ветре (или воздухе), пространстве и сознании. Согласно учению Сингон, «вселенский будда» в различных его манифестациях «показывает» себя на мандалах — графических изображениях мироздания, каждый элемент которого символизируется определённым буддой или бодхисатвой. «Активность» Махавайрочаны проявляется в трёх видах действий: жизни, звуках и разуме Вселенной. Указанные три вида действий «вселенского будды» и обыкновенного человека принципиально тождественны, хотя это тождество скрыто от глаз подавляющего большинства людей. Цель тщательно разработанного мистического ритуала Сингон, многие элементы которого заимствованы из тантризма — эзотерического направления в буддизме махаяны, состоит в том, чтобы побудить верующего осознать это тождество и тем самым достичь «просветления». Основные мистические ритуалы Сингон — синмицу (многочисленные виды сплетения пальцев рук — мудр, имеющие сакральное значение), кумицу (повторение мистических заклинаний) и имицу (углублённое самосозерцание), для которого в ряде случаев используются мандалы. Пантеон Сингон наиболее многообразный среди всех школ японского буддизма, включает в себя не только будд и бодхисатв, но и множество божеств, заимствованных буддизмом из индуистской религии. Каждое из них призвано исполнять определённые желания людей. Именно возможность исполнения желаний посредством магических ритуалов привлекала к Сингон большое число верующих. Хотя в настоящее время Сингон утратила своё былое влияние, она продолжает оставаться одной из самых крупных школ буддизма в Японии. К ней принадлежат 45 организаций с общим числом верующих около 14 млн. Крупнейшая из них — Коясан Сингон сю (Школа истинных слов Будды на горе Коя) насчитывает около 5,5 млн. адептов.

Г. Е. Светлов

СИНРИ-КЁ

Синри-кё́ («учение божественного закона»), синтоистская секта. Сформировалась в конце XIX в. Основатель Синри-кё Сано Цунэхико (1834—1906) начал путь духовного наставника в секте Онтакэ-кё. Ядром секты была первоначально семья Сано, от членов которой её глава требовал почитания «ками» в древнейших культовых формах. После того как секта разрослась, она была в 1894 официально признана самостоятельной религиозной организацией.

В качестве главных трансцендентных субъектов почитаются первая триада богов космогонии «Кодзики» и глава общесинтоистского пантеона Аматэрасу. Секта требует также почитать предков, родителей и императора. Для Синри-кё характерны обряды очищения. Сакральное значение придаётся искусству составления цветочных композиций (икебана), чайной церемонии и традиционной музыке.

Центр секты находится в районе Кокура города Китакюсю (префектура Фукуока). Число приверженцев Синри-кё, по устаревшим данным, составляло около 600 тыс. человек.

К. Л. Банников

СИНСЮ-КЁ

Синсю-кё́ («учение постижения Бога»), синтоистская секта. Основатель — самурай, знаток традиционной культуры Японии и Китая, жрец Великого храма Исэ Ёсимура Масамоти (1839—1915). Стремление к духовному совершенству путём исполнения различных упражнений было в течение многих поколений фамильной традицией Ёсимура. Однажды в горах Ёсимура Масамоти испытал сильное мистическое переживание. Это привело к разработке им нового учения, привлекшего немало сторонников. Секта Синсю-кё была основана в 1880 и в 1882 официально признана.

Приверженцы секты почитают Хоти Тайсин — божество, представляющее собой некую трансцендентную сущность, которая включает в себя первую синтоистскую космогоническую триаду божеств, солнечную богиню, главу синтоистского пантеона Аматэрасу и все «восемь мириадов богов» неба и земли. Суть учения Синсю-кё заключается в вере в единство видимого и сокрытого миров и в мистическую связь с Богом.

Культовая практика состоит в избегании осквернённых вещей, обрядах очищения и медитации ради умиротворения жизненных сил тела и души и их гармонии.

Штаб-квартира находится в районе Сэтагайя города Токио.

Численность секты, по устаревшим данным, превышает 500 тыс. человек.

К. Л. Банников

СИНТО СЮСЭЙ-ХА

Си́нто сюсэй-ха́ («общество совершенствующегося синто»), синтоистская секта. Основана в 1873 Нитта Кунитэру (1829—1902). Официально признана в октябре 1876.

Догматика и культ Синто сюсэй-ха основываются на традиционном для синтоизма почитании трёх первых богов космогонического пантеона «Кодзики», Аматэрасу (Аматэрасу-но ками) и мириад небесных и земных богов. Спецификой секты являются её проконфуцианская ориентация, а также практикуемая система контроля за состоянием сознания посредством медитации и прочих спиритуальных упражнений. Секта имеет специальный центр для подготовки жрецов.

Штаб-квартира Синто сюсэй-ха в городе Токио. По устаревшим данным, численность сторонников секты превышала 50 тыс. человек.

Г. Б. Навлицкая

СИНТО ТАЙСЭЙ-КЁ

Си́нто тайсэй-кё́ («учение совершенного синто»), синтоистская секта. Возникла в годы реставрации Мэйдзи. Её основатель Нараяма Сосай (1815—1890) был «гайкоку собугё» (что в европейской традиции соответствует министру иностранных дел) в сёгунате Токугава. После падения сёгуната в 1868 Нараяма был отстранён от государственной службы и посвятил себя духовным занятиям, в частности очистительному аскетизму. Он развивает традиционную для синтоизма концепцию очищения «о-хараи» (стоит под холодным водопадом и т. п.). Постепенно у него появляются последователи, которые организуются в религиозную группу, получившую официальное признание в 1882.

Основная идея учения Синто тайсэй-кё непосредственно связана с традиционной японской этикой — это личная ответственность человека перед своей группой. Она осознаётся в общенациональном масштабе через мистическую сопричастность личности и народа, что вообще характерно для религиозных течений эпохи Мэйдзи. Центральный тезис доктрины Синто тайсэй-кё: каждый может способствовать процветанию нации путём личного аскетизма и ублажения «ками». Радикальные формы аскезы есть разновидность жертвоприношения, то есть посвящения себя богам или достижения состояния тождества человеческой и божественной природы. Апологеты учения Синто тайсэй-кё находились под влиянием западных религий и конфуцианства.

В ритуальной практике используются такие обряды, как очищение через пребывание в водном потоке, умиротворение души через сдерживание дыхания, упражнения в постижении покоя через длительное пребывание в неподвижной позе.

Штаб-квартира находится в городе Токио.

Численность секты, по несколько устаревшим данным, составляет около 200 тыс. человек.

К. Л. Банников

СИОНСКИЕ ЦЕРКВИ АФРИКИ

сио́нские це́ркви А́фрики, общее название группы африканских пятидесятнических сект. Другие названия — сионские секты, сионисты.

Сионские церкви Африки появились в начале XX в. в Южной Африке, распространившись затем и в других странах континента. Священной книгой этих сект считается Библия, однако многие сионские церкви Африки полагают, что «белые» исказили Священное Писание, и поэтому используют свои собственные версии Библии. Вероучение большинства сионских церквей Африки синкретично и представляет собой синтез пятидесятничества и отдельных положений африканских традиционных верований, в частности культа предков. Основополагающие христианские догматы в ряде сект достаточно сильно искажены, хотя в большинстве сионских церквей Африки положения христианства существенных изменений не претерпели. Все секты объединяет идея о богоизбранности африканцев и необходимости создания нового Сиона в Африке. Особую роль в догматике многих сионских церквей Африки играют фигуры их основателей и руководителей, нередко почитаемых как великие пророки и целители. В сектах практикуется полигиния (многожёнство).

В настоящее время насчитывается более 800 сионских церквей Африки с общей численностью приверженцев свыше 6 млн. человек. Особенно высока доля сионских церквей Африки среди афрохристианских сект в ЮАР. Наиболее крупными являются Сионская христианская церковь, Сионская апостольская церковь, Африканская сионистская церковь, Апостольская церковь Сиона, Сионская церковь зулу.

Р. А. Силантьев

СИРО-КАТОЛИКИ

си́ро-като́лики, одна из групп католиков-униатов, придерживающихся антиохийского (западносирийского) обряда. Альтернативное название — сирияки. Группа возникла в результате раскола в Сирийской православной (яковитской) церкви и вступления отколовшихся общин в унию с Римско-католической церковью. Первые случаи присоединения отдельных групп бывших яковитов к католицизму относятся к XVII в. (в 1633 была даже создана епархия, объединившая их), однако к началу XVIII в. эти группы прекратили своё существование. Возникновение современной сиро-католической церкви, вероятно, следует датировать 1781. Сиро-католики наряду с яковитами и другие.гими христианами стали одной из церковных общин Сирии, а в 1830 их существование было признано и турецкими властями этой страны.

Сиро-католики используют в богослужении характерную для антиохийского обряда литургию св. Якова Иерусалимского. Литургическими языками служат сирийский и арабский.

Хотя сиро-католики подчинены Римскому папе, они сохраняют автономию во внутренних делах и возглавляются патриархом Антиохии и всего Востока. Сиро-католическая церковь объединяет 9 епархий (викариатов патриархата). 4 из этих епархий расположены в Сирии, 2 — в Ираке, по 1 — в Ливане, Иордании и Турции. Местонахождение резиденции сиро-католического патриарха неоднократно менялось из-за преследований со стороны османских властей. Она находилась в Шарфехе (современный Ливан), затем в Халеде (Сирия), Мардине (Турция) и Бейруте (Ливан).

Общая численность сиро-католиков невелика — 102 тыс. человек. Основная часть их сосредоточена в Ираке (30 тыс.), Сирии (21 тыс.), Ливане (12 тыс.), есть они также в Турции, Иордании, США, Австралии и некоторых других странах. По этнической принадлежности сиро-католики — иракцы, сирийцы и другие.гие арабы Юго-Западной Азии.

П. И. Пучков

СИРО-МАЛАБАРЦЫ

си́ро-малаба́рцы, одна из групп католиков-униатов халдейского, или восточносирийского, обряда. Группа возникла в Южной Индии в результате сложной борьбы, развернувшейся между местными древними христианами, придерживавшимися несторианства, и Римско-католической церковью, поддерживаемой завоевавшими Малабарское побережье португальцами.

Попытка португальских католических миссионеров внедрить католицизм в его западной, латинской, форме не принесла больших успехов, и в 1599 был достигнут компромисс в виде унии между малабарскими христианами и Римско-католической церковью. И хотя в 1653 произошёл разрыв местных христиан с Римом, через 9 лет 2/3 христиан Южной Индии восстановили унию.

Согласившись на унию, малабарские христиане полностью признали католическую догматику, отказавшись от несторианской доктрины. Вместе с тем характерная для несториан восточносирийская обрядность была ими сохранена (так же как и порвавшими несколько ранее с несторианством и присоединившимся к католицизму новоассирийцами, которых стали называть халдеями). Особенностью этого халдейского обряда является, в частности, литургия святых Аддаи (Фаддея) и Мари (Марка), не совершаемая в других христианских церквах. В качестве литургических языков используются сирийский и местный дравидийский язык малаялам. И всё же ряд элементов латинского обряда вошёл в ритуал сиро-малабарцев.

Сиро-малабарская униатская церковь, признавая верховное руководство со стороны Ватикана, пользуется внутренней автономией. Центрами сиро-малабарской церкви являются города Эрнакул и Чаганачерри в штате Керала (Индия).

В настоящее время сиро-малабарцы являются самой крупной группой, ведущей своё происхождение от древних христиан Южной Индии (так называемых христиан св. Фомы). Общая численность этой группы достигает 4 млн. человек, причём подавляющее большинство их сосредоточено в Индии (в основном в штате Керала). Имеются сиро-малабарцы также в США и некоторых других странах. По этнической принадлежности сиро-малабарцы - малаяли, хотя многие из них считают себя по происхождению сирийцами.

П. И. Пучков

СИРО-МАЛАНКАРЦЫ

си́ро-маланка́рцы, одна из групп католиков-униатов антиохийского (западносирийского) обряда. Группу образовали бывшие члены яковитской Православной сирийской церкви Востока, вступившие в унию с Римско-католической церковью. Первая попытка части малабарских яковитов воссоединиться с Римом была предпринята около 1870, однако уния была заключена лишь в 1930, по инициативе митрополита Мара Иваниоса и его викарного епископа Мара Теофилуса.

Сиро-маланкарцы при заключении унии приняли римско-католическую догматику, сохранив свою старую антиохийскую обрядность, которая подвергалась относительно небольшой (по сравнению, например, с обрядностью у другой униатской группы - маронитов) латинизации. Во время богослужения используется литургия св. Якова Иерусалимского. Языками литургии служат сирийский и малаялам. Весьма своеобразен интерьер сиро-маланкарской церкви. Особенностью является, в частности, то, что алтарь в ней отделён от нефа занавесом, который во время службы открывается.

Будучи подчинённой Римскому папе, церковь сохраняет самостоятельность в своих внутренних делах. Во главе её стоит сиро-маланкарский архиепископ, имеющий резиденцию в городе Тируванантапурам (Тривандрум) в штате Керала (Индия).

Численность сиро-маланкарцев сравнительно невелика - 290 тыс. человек. В подавляющем большинстве они сосредоточены в штате Керала. По этнической принадлежности сиро-маланкарцы - малаяли.

П. И. Пучков

СИСТЕМЫ РОДСТВА

систе́мы родства́, системы родства, супружества и свойства, исторически обусловленные системы отношений социального родства, представляющие собой совокупности принципов группировки родственников и свойственников. Любая система родства имеет в качестве точки отсчёта индивида. Обычно выделяют два исторических типа, или стадии развития (эпохи у М.В. Крюкова) систем родства: стадию первичных (классификационных, классификаторских) систем родства, характерных для первобытных обществ и представленных различными вариантами систем терминов родства бифуркативного типа, и стадию вторичных (описательных, вертикальных) систем родства, свойственных классовым обществам. Эволюция вторичных систем родства проходит два этапа, первый из которых соответствует доиндустриальному уровню общественно-экономического развития (системы терминов родства бифуркативно-линейного и генерационного типов); для второго этапа характерны системы терминов родства линейного типа. Первичные системы родства — групповые, то есть в качестве эго выступает группа индивидов (как правило, группа сиблингов), и небиологические, ибо на ранних этапах развития человечества генетические связи между индивидами были не столь социально значимыми. Вторичные системы родства — преимущественно индивидуальные, определяются линией родства и степенью родства (поэтому их иногда называют линейно-степенными) и в значительной степени совпадают с биологическими отношениями родства. Системы родства часто отождествляются (например, в работах Д. А. Ольдерогге, М. В. Крюкова, Ю. И. Семёнова и другие.гих) с системами терминов родства.

В. А. Попов

СИСТЕМЫ ТЕРМИНОВ РОДСТВА

систе́мы те́рминов родства́, номенклатуры родства, исторически обусловленные системы наименования отношений социального родства, представляющие собой план выражения систем родства, с которыми их часто отождествляют. Системы терминов родства обладают большим информационным потенциалом и служат наиболее точным источником для реконструкций социальной истории бесписьменных народов.

Системы терминов родства существуют в двух формах: референтивной (система терминов обозначения родственных отношений) и вокативной (система терминов прямого обращения). По морфологической структуре различают элементарные, составные и описательные термины родства, по группировке альтеров (родственников и свойственников) — индивидуальные, групповые и классификационные. Для записи систем терминов родства применяются различные системы метаязыков — буквенные, цифровые, графические, алгебраизированные, но наибольшее распространение получили различные коды (в России чаще всего используется код Ю. И. Левина). Все существующие типологии систем терминов родства строятся на базе двух структурообразующих принципов — бифуркативности (разграничение альтеров по сторонам отца и матери) и линейности (разграничение прямой и боковых линий родства) в двух основных поколениях — первом восходящем (поколении родителей) и нулевом (поколении эго). Выделяют 4 основных типа систем терминов родства:

1. Бифуркативный (бифуркативно-слившийся; турано-ганованский, ирокезский, австралийский, дравидский, дакотский), характеризующийся наличием бифуркативности и отсутствием линейности и противопоставления родства свойству, а также терминологическим выделением кросскузенов и объединением ортокузенов с сиблингами.

2. Бифуркативно-линейный (бифуркативно-коллатеральный; арабский, суданский), в котором реализуются и бифуркативность и линейность.

3. Линейный (английский, эскимосский, арийский), для которого характерна линейность, но отсутствует бифуркативность, а все кузены терминологически объединены и отделены от сиблингов.

4. Генерационный (гавайский, малайский), у которого и бифуркация и линейность отсутствуют, а главный структурообразующий принцип — разграничение альтеров по поколениям.

Кроме того, выделяют два особых типа систем терминов родства с генерационными скосами: кроу (патрилатеральные кросскузены считаются родственниками восходящих поколений, матрилатеральные — нисходящих) и омаха (патрилатеральные кросскузены относятся к нисходящим поколениям, матрилатеральные — к восходящим). Типы кроу и омаха характерны соответственно для матрилатеральных/матрилинейных (см. Матрилатеральность, Матрилинейность) и патрилатеральных/патрилинейных (см. Патрилатеральность, Патрилинейность) обществ. Каждый тип систем терминов родства отражает специфику определённой стадии развития систем родства и обусловлен особенностями социальной организации. Исторически первым типом систем терминов родства был бифуркативный, свойства которого порождены первичными (классификаторскими) системами родства и обычно связываются с родовой организацией. Бифуркативные системы терминов родства трансформировались либо в бифуркативно-линейный тип, обусловленный, по мнению многих авторов, большесемейными отношениями, либо в генерационный, который возникал в экстремальных условиях вынужденной эндогамии. Завершает эволюцию линейный тип, отражающий отношения внутри современной малой (нуклеарной) семьи.

В. А. Попов

СИУ

сиу

Сиу. Два Ворона, вождь хидатса.

Рис. Дж. Кэтлина.

1832.

Вашингтон, Национальная коллекция изящных искусств.

си́у (французское искажение слова "змея" или "враг", на языке оджибве), группа индейских народов в США и Канаде. Численность 103 тыс. человек (США). Языки выделяются в отдельную семью сиу.

В XVII—XVIII веках населяли степи от Миссисипи до Скалистых гор. Происходят с предгорий Аппалачей, где вели оседлое земледельческое хозяйство. В XVI веке стали покидать свои поселения и расселяться на запад, распавшись при этом на три крупные группы: дхегиа (омаха, понка, канза, оседж, куапо); чивере (айова, ото, миссури, часто к ним причисляют виннебаго); мандан (дакота, ассинибойны, хидатса, кроу, мандан); особую группу составляют стоуни, ассинибойны Канады.

М. С. Полинская

Этнонимы: сиу

сиу

Индеец сиу в традиционном костюме.

сиу

Сиу. Мужской праздничный костюм.

сиу

Сиу. Кожаная сумка, расшитая иглами дикобраза.

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, Санкт-Петербург.

сиу

Сиу. Мужской передник с аппликацией.

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, Санкт-Петербург.

сиу

Сиу. Ноговицы, расшитые бисером.

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, Санкт-Петербург.

СИХУЛЕ

сихуле

Сихуле. Весы.

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, Санкт-Петербург.

сихуле́, сималурцы, группа народов в Индонезии (на острове Симёлуэ). Численность 120 тыс. человек. Говорят на языке сималур, или лембано, и сихуле западноавстронезийской группы австронезийской семьи. Сихуле — мусульмане-сунниты.

Длительное смешение с селившимися на острове ачех, хами, минангкабау, малайцами привело к исчезновению традиционной культуры, близкой к культуре ниасцев.

Основное занятие — заливное рисосеяние. Разводят буйволов для экспорта в Ачех.

М. А. Членов

Этнонимы: сихуле, сималурцы

СКАЛЬПИРОВАНИЕ

скальпирование, обычай снятия скальпа (военного трофея) — кожи с волосами с головы убитого противника. Характерен для индейцев Северной Америки.

СКАРИФИКАЦИЯ

скарификация (от лат. scarifico — царапаю), рубцевание, обычай нанесения на кожу лица и тела рисунка из рубцов, в которые втираются воспаляющие составы. Преобладает у народов экваториальной зоны; у народов со светлой кожей ему соответствует татуировка.

СКОПЦЫ

скопцы́, одна из сект духовных христиан. Возникла в 1765 в Орловской губернии, отделившись от наиболее фанатичной группы хлыстов. Основатели секты — А. Иванов и К. Селиванов. К. Селиванов считался членами секты царём Петром III и был провозглашён искупителем и вторым Христом, воплотившимся от Святого Духа и родившимся от Непорочной Девы (которой объявлялась императрица Елизавета Петровна) по благословению Иоанна Богослова. Отличительной особенностью учения скопцов является их вера в необходимость физического подавления плоти для спасения. С этой целью они кастрируют членов своей секты. Молитвенные собрания скопцов проходят в форме радений (похожих на радения хлыстов), которые сопровождаются пением, плясками, кружением, прыжками, доводящими людей до исступлённого состояния. Как считают скопцы, эти действия должны ослаблять «злую лепость». Организация скопцов тоже сходна с организацией хлыстов. Секта делится на общины — «корабли», управляемые «кормщиками», пользующимися в общине неограниченной властью. За кормщиком в иерархии скопцов следует «кормщица», или «богородица».

Численность скопцов незначительна, хотя раньше они вели активную прозелитическую работу. Подавляющее большинство их живёт на Украине, в дельте Дуная.

После 1816 часть скопцов стала для достижения «полной чистоты и полного бесстрастия» подвергать вступивших в секту мужчин второй операции по кастрации, полностью лишая их детородных органов. Эту вторую операцию они назвали «полным крещением», или наложением «царской печати». Второе отсечение приняли не все скопцы, в результате чего из их среды выделилась группа старых скопцов, считавших «царскую печать» преступным нововведением. Разновидностью скопцов являются девственники, заменившие физическое оскопление духовным.

О. Е. Казьмина

СКРЫТНИКИ

скры́тники, старообрядческий толк, выделившийся из поморского согласия. Скрытники отказались от всего, что появилось после раскола. Они не признают книг, напечатанных в пореформенное время, не употребляют в пищу картофель, помидоры и другие.гие новые продукты, не пользуются такими средствами транспорта, как автомобили, поезда, самолёты. Они не используют также какие-либо предметы, на которых имеются несмываемые знаки, трактуемые скрытниками как «антихристова печать». Скрытники стремятся к замкнутому, скрытному образу жизни (откуда их название) и стараются избегать контактов с внешним миром.

Численность скрытников очень незначительна. Живут они в Томской области. По этнической принадлежности — русские.

О. Е. Казьмина

СЛАВА

слава, семейный праздник у сербов и черногорцев.

СЛАМЕТАН

сламетан (араб.), обряд жертвоприношения у народов Индонезии. Включается во многие мусульманские церемонии.

СЛОВАКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЛОВАЦКАЯ ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Слова́цкая евангели́ческая це́рковь, одна из лютеранских церквей, 2-я по численности последователей церковь Словакии. Другое название — Словацкая церковь Аугсбургского исповедания.

Предтечами Реформации в Словакии были гуситы, прибывшие в эту страну в середине XV  в. Они проповедовали Священное Писание на близком к словацкому чешском языке. Лютеранство впервые проникло в Словакию с переселившимися туда немецкими колонистами — земледельцами и рудокопами. Кроме того, влиянию лютеранских идей подвергались посещавшие Германию словацкие торговцы и учившиеся там студенты. Во многих городах Словакии немцы составляли значительную часть населения, а в некоторых из них (например, в Банска-Бистрице) — даже большинство. Именно в таких городах лютеранство закрепилось особенно прочно. Новую веру принимали не только рядовые горожане, но и представители знати.

В восточных районах страны в качестве вероучительной основы было принято своё особое, по сути лютеранское, исповедание «Пентаполитана» (5 городов — Кошице, Прешов, Бардеёв, Сабинов, Левоча), в центральных районах — исповедание «Монтана-Гептаполитана» (7 горных городов — Банска-Бистрица, Любьетова, Кремница, Банска-Ставница, Банска-Бела, Нова-Баня, Пуканец). Кроме того, в Словакии было принято также исповедание «Сепузиана» (братства 24 городов Сепеша).

Взошедший в 1618 на престол Венгрии (в состав которой входила Словакия) Фердинанд II Габсбург (в 1619—37 император «Священной Римской империи») был сторонником Контрреформации, и в его правление началось преследование лютеран. Лишь в 1781 императором Иосифом II был принят эдикт о веротерпимости. Полное же равенство с католиками лютеране (как и прочие протестанты) получили 10 лет спустя.

Самостоятельность лютеранские общины Словакии обрели только после получения Чехословакией независимости: в 1921 в городке Тренчанске-Теплице (около города Тренчин в Западной Словакии) состоялся 1-й синод Словацкой евангелической церкви.

Словацкая евангелическая церковь в настоящее время придерживается Аугсбургского исповедания и по своей догматике тождественна с другими лютеранскими церквами Центральной Европы. Близка она к ним и по богослужебной практике.

Базовой ячейкой в Словацкой евангелической церкви является церковная община (конгрегация). Дела общины решают её общее собрание, а также церковный совет (пресвитерия). Совет образует президиум в составе двух человек: пастора и инспектора (из мирян).

Общины объединяются в сеньораты, а сеньораты образуют 2 округа: Восточный и Западный.

Органами сеньоратов являются собрания (ассамблеи), советы и их президиумы, органами округов — советы и президиумы.

Руководящими органами всей церкви являются Генеральная ассамблея, Генеральный совет, совет директоров, исполнительный совет. Надзор за деятельностью церкви осуществляет генеральный епископ, за работой церковных округов — окружные епископы. Генеральный епископ и 2 окружных епископа образуют коллегию епископов. Церковным законодательством ведает Синод, созываемый на свои сессии по мере надобности Генеральной ассамблеей. В функции Синода входят рассмотрение вероучительных положений, решение вопросов церковного устройства и ординаций (рукоположения священнослужителей).

Все церковные должности являются выборными, причём пасторы и епископы избираются пожизненно.

Местопребывание генерального епископа находится в столице Словакии Братиславе, местопребывание окружных епископов — в Кошице (Восточный округ) и Зволене (Западный округ).

Численность сторонников Словацкой евангелической церкви 380 тыс. человек (7% населения страны). В основном словаки, однако имеются также венгры и немцы.

П. И. Пучков

СЛОВЕНЦЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СМУЙГАС

смуйгас, волынка у латышей.

СНЕГОСТУПЫ

снегоступы, то же, что ступательные лыжи.

СОВЕТ БАПТИСТСКИХ ЦЕРКВЕЙ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ ИНДИИ

Сове́т бапти́стских церкве́й в Се́веро-Восто́чной И́ндии, вторая по численности приверженцев протестантская церковная организация Индии.

Истоки этой организации восходят к 1836, когда усилиями миссионеров Американского баптистского зарубежного миссионерского общества на северо-востоке Британской Индии некоторые группы населения этого региона были обращены в баптизм.

Когда в 1970 многие протестантские церкви северной части Индии объединились, создав Церковь Северной Индии, некоторые из североиндийских баптистов вошли в эту церковь, другие же предпочли сохранить самостоятельность.

По вероучению и культу организация близка баптистским церквам США. Она объединяет 4 конвенции. Являясь независимой организацией, поддерживает тесные связи с Американским баптистским зарубежным миссионерским обществом. Численность сторонников (вместе с детьми) - 1630 тыс. человек.

П. И. Пучков

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV