Народы и религии мира
Статьи на букву "И" (часть 1, "ИБА"-"ИНД")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 1, "ИБА"-"ИНД")

ИБАДИТЫ

ибади́ты, члены одной из наиболее умеренных хариджитских сект, единственной, сохранившейся до настоящего времени. Основана Абдаллахом ибн Ибадом в БаСравни в 684. При последнем омейядском халифе в 40-е гг. VIII в. ибадиты подняли восстание в Аравии и ненадолго овладели Хадрамаутом, Саной, Меккой и Мединой, невольно способствовав победе Аббасидов. Их вытеснили из священных мусульманских городов, но они удержались в Омане, расселились по Северной Африке и на Занзибаре и смогли убедить последователей другой секты хариджитов — суфритов поднять совместное восстание против правоверных мусульман — берберов. Несмотря на разногласия между ибадитами и суфритами, правителем Кайруана стал ибадит Ибн Рустем, иранец по происхождению. Вынужденный бежать под натиском Аббасидов, он основал династию Рустемидов (Ростемидов) в Тахерте. Влияние Рустемидов распространилось почти на всю Северную Африку и создалась угроза отпадения её от Халифата. После ряда тяжёлых сражений Халифату удалось сохранить свою власть, но не покончить с влиянием хариджитов. Династия Рустемидов в Тахерте существовала в 761—911, пока Фатимиды не победили ибадитов и не заставили их искать убежища в Сахаре.

Впоследствии единство ибадитов было разрушено политическими и религиозными противоречиями, но их общины до недавнего времени процветали в Джебель-Нефусе, Джербе, Уаргле и особенно в Мзабе, где они создали ряд городов и сумели сделать пустыню плодородной. Многие из ибадитов стали заниматься торговлей, интеллектуальной деятельностью. При первых Аббасидах многие учёные и писатели были под влиянием идей хариджизма, среди последователей которого появились свои поэты и ораторы. Общая численность ибадитов составляет в настоящее время немногим более 1 млн. человек. Они составляют большинство населения в Омане, имеются также в Алжире (Мзаб, Уаргла), Тунисе (Джерба), Ливии (Джебель-Нефуса), Танзании (Занзибар).

Б.-Р. Логашова

ИВАНОВ ДЕНЬ

Иванов день, праздник летнего солнцестояния у народов Европы, приуроченный к дню рождества Иоанна Крестителя. Смотри также Купала, Лиго.

ИВАНОВЦЫ

ива́новцы, секта, возникшая в православной среде, но сильно отдалившаяся не только от православия, но и от христианства вообще; другое название (данное православными) - ересь Порфирия Иванова. Секта появилась в 1930-е гг. Её основатель - Порфирий Корнеевич Иванов, живший на хуторе Верхний Кондрючий Луганской области. По утверждению П. К. Иванова, он в конце 1920-х гг. стал ощущать особую связь с природой и слышать голоса, призывавшие к единению с ней. В апреле 1933 на него якобы нашло некое «просветление», которое было истолковано как вселение Святого Духа. П. К. Иванов претендовал на роль основателя новой мировой религии - религии второго пришествия Бога на землю (для христиан - нового Христа, для мусульман - Махди, для буддистов - Майтреи).

К православной церкви последователи П. К. Иванова относятся враждебно, считая, что в ней всё ложно. Ивановцы отказались от креста и молитв, не верят в бессмертие души, посмертное воздаяние, рай и ад, обожествляют природу, считают, что человек спасётся через слияние с природой. Жизнь членов секты строго регламентирована и отличается аскетизмом: многие из них едят только один раз в день, постоянно обливаются холодной водой и т. д. Правила, которым должны следовать в своей жизни члены секты, изложены в сочинении «Детка». Оно состоит из 12 заповедей, 6 из которых были даны П. К. Ивановым, 6 - добавлены его последователями уже после смерти своего учителя. Заповеди в основном представляют собой описание обязательных для сектанта физических упражнений и правил личной гигиены. Выполнение их должно сопровождаться мистическими формулами и заклинаниями. Члены секты отрицают церковную иерархию, считая, что каждый из них сам себе поп. Единственным посредником между человеком и Богом они признают П. К. Иванова.

Православные церковные праздники ивановцами не отмечаются. Не соблюдают они и православных постов, придерживаясь своего собственного поста, начинающегося каждую пятницу в 6 часов вечера и заканчивающегося в воскресенье в полдень.

Численность приверженцев секты очень мала. Небольшие группы ивановцев встречаются в России и на Украине, в основном среди русских.

О. Е. Казьмина

ИГИЛЬ

игиль (тув.), икили (алт.), ыыху (хак.), струнный смычковый музыкальный инструмент у народов Южной Сибири.

ИГЛУ

иглу, куполообразное жилище канадских эскимосов из снеговых плит. Имеет вход через тоннель в толще снега ниже уровня пола. Часто несколько игл соединяются тоннелями.

ИГРА В МЯЧ

игра в мяч, ритуальная игра у индейцев юго-востока Северной Америки и Центральной Америки.

ИДЗУМО ОЯСИРО-КЁ

Идзумо Оясиро-кё («учение Великого храма Идзумо»), синтоистская секта. Другое название — Тайся-кё.

В 1873 верховный жрец большого храма Идзумо Сэнгэ Накатоми (1845—1917) основал религиозную ассоциацию, существовавшую при храме, но организационно от него независимую. В 1882 Идзумо Оясиро-кё было признано японским правительством в качестве независимой синтоистской секты. Верования провинции Идзумо изначально существенно отличались от официального синтоизма, что и послужило основой для формирования при храме Идзумо самостоятельного религиозного направления. Божество этого храма Окунинуси-но ками («Бог — хозяин земли») стало верховным богом секты Идзумо Оясиро-кё. В её представлении первая синтоистская космогоническая триада богов и Аматэрасу иерархически подчинена Окунинуси-но ками.

Догматика и обряды провинции Идзумо имеют черты народных верований с их культом жизненных сил и молитвами о благополучии. Верховный бог секты — это бог счастья и плодородия, покровитель земледелия, рыболовства, ремёсел и их конкретных плодов — пищи, одежды и жилища. Также Окунинуси-но ками особенно почитается за способность устраивать счастливые браки.

В ритуальной практике секты реанимированы некоторые архаические культы провинции Идзумо, в частности змеиный и фаллический. Однако институализация фрагментов древних верований в качестве новой самостоятельной конфессии имела под собой определённую идеологическую подоплёку: идейной основой реставрации Мэйдзи было возрождение исконных форм японской государственности и духовности. Большинство возникавших в это время просинтоистских концепций было направлено на поиск новых форм интеграции национальной идеи, и у новой секты были для этого все основания. Издавна этот храм считался одним из главных духовных центров Японии. Считалось, что в конце года в храме собирались все синтоистские боги на совет, в связи с чем в нём устраивались празднества, традиция которых естественным образом вошла в культ Идзумо Оясиро-кё.

Деятельность Идзумо Оясиро-кё, как и прочих новых сект, направлена на психологическую защиту традиционного сознания от индустриальных реалий нового времени, проникающих в Японию в период её вхождения в мировое сообщество.

Внимание Идзумо Оясиро-кё к народным верованиям во многом предопределило популярность секты. Особенно быстро стало расти число её сторонников в послевоенные годы. Численность приверженцев Идзумо Оясиро-кё, по несколько устаревшим данным, составляет 1,5 млн. человек.

Традиционным центром Идзумо Оясиро-кё является Тайсямати — город, где находится храм Идзумо. Секта влиятельна также в Симонэ-кэн, Хикава-гун, Кидзуки-хигаси и другие.гих районах.

К. Л. Банников

ИЕГОВИСТЫ-ИЛЬИНЦЫ

иегови́сты-ильи́нцы, русская секта, вышедшая из недр православия и сочетающая элементы христианства и иудаизма. Известна также под названиями «Десное братство» и «Сионская весть». Была основана в 1846 на Урале отставным штабс-капитаном Николаем Созонтовичем Ильиным, который, увлёкшись мистическими учениями и проповедуя необходимость объединения всех вероисповеданий, порвал с Русской православной церковью.

Своё религиозное учение Н. С. Ильин изложил в сочинении «Сионская весть» (откуда одно из названий секты). Центральное место в нём занимает содержащееся в Откровении Иоанна Богослова положение об Армагеддоне - сражении Бога с сатаной, после которого должно наступить тысячелетнее Царство Божие. Н. С. Ильин указывал, что на земле уже проложен путь Антихристу, поскольку лжеучители разорвали единое стадо Христово на 666 клочков. Все люди, утверждал Н. С. Ильин, разделены Господом на стоящих одесную и ошуюю Его (справа и слева от Него). Десные (праведники) при приближении тысячелетнего царствия Христова окажутся вместе с еврейским народом на Сионской горе и их зачислят в святые граждане Иерусалима, который будет тогда переименован в Герренбург. Ошуйцы же (сатанисты) попадут в ад. К ошуйцам Н. С. Ильин причислял католиков, православных, мусульман, буддистов и иудаистов. Свою веру Н. С. Ильин определял как «неизвестное» или «возрождённое иудейство».

Его последователи празднуют субботу, не едят свинину и выполняют некоторые другие иудейские предписания. Иеговисты-ильинцы не имеют духовенства и храмов, считая, что молиться Богу можно где угодно. Их моления совершаются по ночам и сопровождаются пением гимнов на мотивы народных песен. Православную обрядность иеговисты-ильинцы отвергли, отказались они и от всех православных таинств. Секта запрещает своим членам выполнять какие-либо государственные повинности. Иеговисты-ильинцы отмечают иудаистские праздники.

Численность иеговистов-ильинцев достигает, по-видимому, нескольких тысяч человек. Живут они преимущественно на Урале, Северном Кавказе, Украине и в Казахстане. По этнической принадлежности иеговисты-ильинцы - русские.

О. Е. Казьмина

ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Иерусали́мская правосла́вная це́рковь, одна из старейших автокефальных православных церквей. Альтернативное название — Греко-православный патриархат Иерусалима.

Основателем Иерусалимской православной церкви считается св. апостол Иаков Алфеев, который был первым епископом Иерусалима. Впрочем, существует точка зрения, что Иерусалимская православная церковь была основана самим Иисусом Христом. На 4-м Вселенском соборе (451) Иерусалимская православная церковь, так же как и другие.гие восточные церкви (Константинопольская, Александрийская и Антиохийская), получила статус патриархата и стала автокефальной. До этого она была подчинена Кесарийской митрополии Антиохийской церкви. С получением независимости к Иерусалимской православной церкви перешли 58 епархий, ранее находившихся в ведении Антиохийской православной церкви. Тогда же патриарх Иерусалимской православной церкви получил по преимуществам чести четвёртое место в перечне предстоятелей православных церквей.

Догматика и культ в Иерусалимской православной церкви такие же, как и в других православных церквах. Богослужение ведётся на греческом и арабском языках. В Иерусалимской православной церкви принят юлианский календарь.

Иерусалимская православная церковь возглавляется патриархом, имеющим титул Блаженнейшего и Всесвятейшего (имя) патриарха Святого града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, обонпола Иордана, Каны Галилейской и святого Сиона. Резиденция патриарха находится в Иерусалиме. При патриархе действует Священный Синод. Иерусалимская православная церковь включает одну архиепископию и две митрополии.

Одной из важнейших функций Иерусалимской православной церкви является сохранение святых мест. Её выполняет прежде всего Святогробское братство (при храме Гроба Господня), состоящее из всех архиереев, архимандритов, иеромонахов, диаконов, монахов и послушников Иерусалимской православной церкви. Во главе братства стоит сам патриарх.

Высшее духовенство Иерусалимской православной церкви образуют по традиции почти исключительно греки, греками в основном являются также монашествующее духовенство и монахи, белое духовенство и миряне — в подавляющем большинстве арабы, хотя в последнее время в этой области и наметились некоторые изменения.

Численность последователей Иерусалимской православной церкви составляет свыше 130 тыс. человек. 99% их — арабы, 1% — греки. Живут сторонники Иерусалимской православной церкви в Иордании, Палестине, Израиле, свыше 4 тыс. последователей Иерусалимской православной церкви (палестинских арабов) поселились в Гондурасе. Приверженцы Иерусалимской православной церкви обитают также на принадлежащем Египту Синайском полуострове. Там действует Синайская православная церковь, находящаяся под юрисдикцией Иерусалимской православной церкви и имеющая статус автономной церковной организации.

О. Е. Казьмина

ИЗБА

изба, у народов севера Восточной Европы: 1) срубная жилая постройка; 2) отапливаемое жилое помещение в доме. Смотри также Истаба.

ИЗБЕ

избе, срубное жилище у турок.

ИЗБЕГАНИЕ

избега́ние, норма, ограничивающая или запрещающая контакты между определёнными категориями родственников и свойственников (англ. avoidance). Избегание встречается преимущественно в традиционных и традиционно ориентированных обществах в самых разнообразных формах: запреты видеться, смотреть друг на друга, прикасаться друг к другу, разговаривать друг с другом, произносить личные имена, совместно принимать пищу, шутить, сквернословить или обсуждать сексуальные темы в присутствии друг друга и т. п. Избегание может действовать (постоянно или в каких-то нормативно определённых временных рамках) между одним из супругов и родственниками другого (между мужчиной и родителями его жены, особенно часто между зятем и тёщей; между женщиной и родителями её мужа, особенно часто между снохой и свёкром), между мужем и женой (обычно, в ограниченный период времени после брака), между родителями мужа и родителями жены, между одним из супругов и сиблингами другого (чаще всего старшими по возрасту), между близкими родственниками (родителями и детьми, братьями и сёстрами).

В силу своей экзотичности избегание издавна привлекает внимание исследователей. Имеются многочисленные гипотезы происхождения избегания и объяснения его значения. К числу наиболее ранних принадлежат гипотезы, связывавшие происхождение избегания между свойственниками с браком путем умыкания невесты (родственники похищенной женщины "не признают жениха", с течением времени такое "непризнавание" превращается в ритуальный пережиток). При этом, однако, без объяснения остаются случаи избегания между женщиной и родственниками её мужа. Кроме того, признаки умыкания, пусть даже пережиточные, часто отсутствуют там, где практикуется данный тип избегания. Многие авторы видели в избегании превентивную меру против инцеста и иных недозволенных половых контактов, но в этом случае без объяснения остаются избегания между родственниками или свойственниками одного пола. Большой популярностью пользовалась гипотеза Э. Тайлора, который видел в избегании подчёркивание разницы между исконными и пришлыми членами семьи: между мужчиной и родственниками жены при матрилокальном брачном поселении, между женщиной и родственниками её мужа — при патрилокальном, обоюдные избегания при сочетании временной матрилокальности с постоянной патрилокальностью. Однако такая корреляция в действительности не всегда наблюдается. Существует также более универсальное психологическое объяснение избегания (А. Н. Максимов), в соответствии с которым избегание между одним из супругов и родственниками другого, ограничивая общение и мелочно регламентируя поведение, облегчают отношения, чрезвычайно сложные в силу своей новизны и неопределённости. Не случайно избегания обычно ограничивают контакты между человеком и его старшими свойственниками (с ровесниками и младшими по возрасту строить отношения психологически легче). К этим идеям примыкает объяснение А. Рэдклиффа-Брауна, рассматривавшего избегание вкупе с противоположными им по форме обычаями подшучивания, в частности между одним из супругов и младшими свойственниками, и подчёркивавшего, что обе нормы действуют в структурно сходных ситуациях — потенциально конфликтных и нуждающихся в укреплении "дружественности". Именно этим целям — снятию напряжённости и усилению взаимного расположения — и служат оба типа обычаев.

Характерно, что ни одно из существующих объяснений не удовлетворяет всем этнографически фиксируемым видам избеганий. Даже наиболее "широкая" гипотеза А. Рэдклиффа-Брауна оставляет без объяснения избегание и подшучивание между близкими родственниками (первое — между родителями и детьми, братьями и сестрами; второе — между дедами и внуками, племянниками и братьями матери). Вероятно, эти инструментальные явления — отработанные приёмы регламентации поведения, которые при внешнем формальном сходстве могут вводиться в действие в различных ситуациях и выполнять весьма различные функции. Представляется также методологически плодотворной характерная для западной этнологии традиция рассматривать избегание в тесной взаимосвязи с подшучиванием.

О. Ю. Артёмова

ИКЕТ

икет, батиковый платок у яванцев, повязываемый в виде тюрбана и закрепляемый гребнем.

ИМАМИТЫ

имами́ты, одно из основных направлений шиитского ислама. Их называют также двунадесятниками, так как они верят в то, что из рода Али ибн Аби Талиба было 12 имамов, причём после смерти 11-го имама аль-Хасана аль-Аскари (ум. 873) двенадцатый имам - малолетний сын последнего - Мухаммед «скрылся», «исчез». Имамиты провозгласили его махди (мессией), который вернётся и после долгого периода подготовки установит царство справедливости.

После открытого выступления шиитов в Иране в X в. были составлены четыре книги - сборники преданий - ахбар (хадисов). Те имамиты, которые считают источниками закона только Коран и эти четыре книги, не признавая иджтихад (право выносить собственное решение по важным вопросам), составляют партию ахбари (сторонников Священного Предания). Однако большинство имамитов принадлежат к школе усули (сторонников умозрительных методов). Следует отметить, что в шиитском исламе право и необходимость иджтихада признаются за муджтахидами (наиболее авторитетными законоведами), которые в своих решениях выражают мнение «скрытого» имама.

Согласно учению имамитов, имамат есть эманация вечного «божественного света», которая передаётся от отца к сыну в роде Али. Считается, что Алиды обладают непогрешимостью и сверхчеловеческими знаниями, смерть очередного имама должна быть мученической. Для имамитов характерны идеи страдания, искупления, культ мученичества, в частности обряд ашура (поминовение) в честь мученической смерти имама Хусейна 10 мухаррама - 10 октября 680.

Имамиты верят, что «скрытый» имам управляет шиитской общиной, надеются на его скорое возвращение и требуют от каждого принесения присяги в верности ему.

Общая численность имамитов, по очень приблизительной оценке, составляет около 140 млн. человек (они образуют около 3/4 всех шиитов). Более всего имамитов находится в Иране и Пакистане, много их также в Ираке, Индии, Азербайджане, Ливане, Кувейте, Бахрейне,Объединённых Арабских Эмиратах, Омане, Катаре. В Иране учение имамитов является государственным вероисповеданием.

Б.-Р. Логашова

ИМЯСЛАВЦЫ

имясла́вцы, секта, отделившаяся от православия. Иногда её относят к истинно православным христианам, объединяя с федоровцами, что не совсем верно. Секта была основана в 1911 на горе Афон русскими монахами, подпавшими под влияние византийского мистицизма. Имяславцы считают, что само имя Бога должно служить объектом особого почитания. На Афоне учение имяславцев было отвергнуто, и монахи были вынуждены переселиться на Северный Кавказ. Русская православная церковь также осудила взгляды имяславцев.

Имяславцы поддерживают в своих рядах строгую монастырскую дисциплину. У них запрещены брак и сексуальные отношения. Секта всегда носила конспиративный характер: её члены дают клятву о сохранении полной секретности деятельности своей организации. Под влиянием офицеров Белой армии, примкнувших к имяславцам, секта приобрела монархический характер. Имяславцы решительно выступили против советской власти, они отказывались служить в армии, читать газеты, платить налоги. Имяславцы неоднократно преследовались со стороны ГПУ и другие.гих карательных органов, особенно сильно они пострадали в 1927, когда было расстреляно всё их руководство. Имяславцы также резко выступали против Русской православной церкви, обвиняя её в сотрудничестве с советской властью.

Высший орган имяславцев — совет двенадцати, который пользуется большой властью и налагает строгие наказания на нарушителей дисциплины. Совету двенадцати подчинены группы верующих, каждая из которых насчитывает от 5 до 60 человек.

Численность имяславцев незначительна. Живут они в районах Армавира и Майкопа и в Карачаево-Черкесии. Центр имяславцев находится в Бабук-Ауле (Карачаево-Черкесия).

О. Е. Казьмина

ИНДОПАКИСТАНЦЫ

индопакиста́нцы, общее название индийцев за рубежом, выходцев из стран Южной Азии (преимущественно из Индии и Пакистана).

Значительные группы индопакистанцев имеются в нескольких десятках стран, примерно в десяти из них они составляют один из важнейших этнических компонентов населения. В Гайане, на Маврикии, Реюньоне, в Суринаме, Тринидаде и Тобаго и на Фиджи они расселены компактно, составляют часто более половины всего населения страны и формируются в самостоятельные этносы — гайанцев-индопакистанцев, индомаврикийцев, индийцев-малабаров, суринамцев-индопакистанцев, тринидадцев-индопакистанцев, фиджи-индийцев. Среди остальных индопакистанцев растёт сознание принадлежности к единой общеиндийской общности. Без указанных выше этносов общая численность индопакистанцев 5 млн. человек, в том числе в Малайзии 1650 тыс., Великобритании 1550 тыс., ЮАР 990 тыс., США 420 тыс., Саудовской Аравии 210 тыс., Сингапуре 180 тыс., Канаде 175 тыс., Танзании 126 тыс., Мьянме 125 тыс., Таиланде 110 тыс., Кувейте и Индонезии по 70 тыс., в Германии 48 тыс. и др.

Среди индопакистанцев, живущих в Юго-восточной Азии, более 4/5 — потомки дравидийских народов (преимущественно тамилов, есть потомки малаяли и каннара), остальные — представители индоарийской группы (панджабцы, хиндустанцы, бихарцы, раджастханцы, маратхи и др.). В Африке и Америке примерно поровну потомков дравидийских и индоарийских народов. В тех же пропорциях распространены языки хинди, тамили и др. Все индопакистанцы в той или иной степени владеют основными языками стран проживания. 4/5 верующих индопакистанцев — индуисты, бо́льшая часть остальных — мусульмане-сунниты, имеются небольшие группы сикхов.

Переселенцы направлялись из Индостана в Юго-Восточную Азию ещё в древности и средневековье. Эмиграция приобрела массовый характер в конце 30-х гг. XIX века (в результате разорения широких слоёв крестьянства и ремесленников). Эмигранты направлялись в основном в британские владения в Южной и Восточной Африке, в Карибском бассейне и Океании. Больше всего жителей Индостана эмигрировало между 1880 и 1929. Переселение происходило на основе контрактации (срок контракта обычно составлял от 3 до 10 лет), при этом значительная часть законтрактованных оставалась в стране иммиграции на постоянное жительство. Между двумя мировыми войнами и после 2-й мировой войны возросло число так называемых свободных эмигрантов (в первую очередь в страны Восточной Африки).

Индопакистанцы в целом мало смешиваются с другими народами и сохраняют традиционную культуру.

С. И. Брук

Этнонимы: индопакистанцы

ИНДУИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница