Народы и религии мира
Статьи на букву "Т"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т"

ТАЙНЫЕ СОЮЗЫ

та́йные сою́зы, тайные общества, ранговые союзы, социальный институт, возникший на основе мужских союзов (реже женских союзов). Тайные союзы выполняли функции социальной регуляции и управления, были одним из механизмов формирования политической власти (см. Потестарная организация), а также общественной и имущественной дифференциации. Структура тайных союзов представляла собой иерархию рангов, принадлежность к которым, в отличие от мужских и женских союзов, зависела от богатства индивида. Вступление в тайные союзы и особенно получение в них высоких рангов требовало крупных натуральных или денежных взносов, устройства пиров (см. Потлач) и т. п. Тайные союзы защищали собственность, престиж и привилегии своих членов как прямым террором по отношению к непосвящённым, так и воздействием на них экзотерическими ритуалами, носившими устрашающий характер. Деятельность тайных союзов окутывалась атмосферой тайны, они имели свою мифологию, связанную с культом предков, а также особый язык. Наиболее широкое распространение тайные союзы получили в Меланезии и Западной Африке, где они превратились в мощные межобщинные и межплеменные организации, осуществлявшие судебно-полицейские и другие.гие раннеполитические функции. Пережитки тайных союзов обнаружены у древних греков, римлян, кельтов, германцев, у народов Средней Азии и китайцев. Женские тайные союзы встречались редко, но в Западной Африке они имели не меньшее значение, чем мужские. Самым известным и могущественным из них был союз Бунду — женский эквивалент мужского тайного союза Поро (Сьерра-Леоне). В Бунду была школа, которая обучала девушек домоводству, танцам, играм, супружеской жизни. По окончании школы совершались инициации, в том числе женское обрезание, и прошедшие их получали право вступать в брак. Все дела Бунду держались в строгой тайне от мужчин.

В. А. Попов

ТАКЫЯ

такыя, такъя, тухъя, круглая шапочка — девичий головной убор у народов Средней Азии и Поволжья. Смотри также Тахя.

ТАЛКАН

талкан, мука из поджаренных зёрен ячменя, кукурузы, пшеницы у народов Средней Азии, Южной Сибири и Поволжья. Талкан ели с чаем, разбавляли водой, молоком и т. п., варили кашу (см. Саламат). Сравни также Цзамба.

ТАЛЬЯНКА

тальянка (искаж. итальянка), вид гармони, распространён в восточной, северной и северо-западной областях России.

ТАМЕЙН

тамейн, женская одежда типа лонджи у бирманцев.

ТАНБУР

танбур, струнный щипковый инструмент у народов Азии.

ТАНДЫР

тандыр, тандур, тендир (тюрк.), танур (тадж.), тонир (арм.), тонэ (груз.), у народов Передней и Средней Азии и Кавказа очаг в доме или жаровня (см. Мангал, Курси). Также печь для обжига керамики и выпечки хлеба. Вырывается в земле (обычно во дворе или в специальной постройке), имеет свод в форме усечённого конуса, топится обычно кизяком, хлеб в виде тонких лепёшек налепливается на стенки (см. Лаваш).

ТАНОК

танок, см. Хоровод.

ТАНТРА САНГХА

Та́нтра са́нгха (санскр., «община тантры»), неоиндуисткая синкретическая секта. Основана в 1992 в Москве российским гражданином, получившим в Индии инициацию и новое имя — Шрипада Садшивачарья. Вероучение Тантра сангхи опирается на тантры, веды, пураны и другие.гую эзотерическую литературу. Доктринальные положения Тантра сангхи представляют собой смесь отдельных положений шиваизма, шактизма, буддизма ваджраяны, даосизма и исламского суфизма. Главным объектом поклонения в секте служит Шива, называемый всевышним господом, верховным учителем тантры и йоги и душой всех душ. Считается, что в этом мире он действует через свою динамическую силу — Шакти, и для освобождения из колеса сансары (мукти) надо добиться слияния в себе Шивы и Шакти. Помимо Шивы и Шакти в секте почитаются многочисленные духи, демоны и учителя тантры. Понятия зла в вероучении Тантра сангхи нет, отчасти его заменяет так называемое отсутствие истинного знания. Большое внимание в секте уделяется следованию «13 опорам тантрической веры», к которым относятся «5 драгоценных принципов»: видение бога во всём и признание всего сущего проявлением Шакти, поклонение Шиве и Шакти, соблюдение долга перед Шивой, дхармой (законом), сангхой (общиной), богиней-матерью и учителем, любовь ко всему живому и необходимость иметь учителя и «8 защит»: священного учителя, священного символа Шивы, священной службы, «живой воды», священной пищи, священного пепла, священного растения и священной молитвы. Учение секты эзотерично, то есть для познания его истинных целей необходимо пройти определённые ступени посвящения.

Культовая практика Тантра сангхи весьма разнообразна. Члены секты делятся на «авадхутов» — священнослужителей и монахов, имеющих право совершать ритуалы, и на неинициированных мирян. Службы проводятся в специальных помещениях и сводятся к медитациям, чтению мантр (специальных заклинаний) и поклонению изображениям Шивы, Шакти и «священному огню». Кульминацией «богослужения» обычно является ритуальный половой акт, для стимуляции которого используются вино, мясо, рыба и жареная фасоль. Помимо службы такое действо практикуется и во время трёхдневного интенсивного тренинга «слияние Тантры». В каждое новолуние проводится ритуальное жертвоприношение чёрного петуха, которому отрубают мечом голову, а его кровь подносят к изображениям Шивы и Шакти. Во время тайных ритуалов проводятся ещё более причудливые манипуляции. После культовых действ читаются лекции по тантре, изучаются сочинения её идеологов.

Секта считает себя самой древней и естественной религией человечества и относится к другим конфессиям враждебно. По мнению многих специалистов, Тантра сангха фактически является одной из форм сатанизма.

Секту возглавляет её «ачарья» — основатель Шрипада Садшивачарья. Центр Тантра сангхи находится в Москве, кроме того, существует община в городе Дзержинск Нижегородской области. Секта поддерживает связи с близкими организациями за рубежом. Общая численность членов Тантра сангхи в нашей стране составляет около 1,5 тыс. человек, из которых около 100 — «авадхуты».

Р. А. Силантьев

ТАНУР

танур, хлебная печь у таджиков. См. Тандыр.

ТАПА

тапа (полинез.), материя из спрессованного луба деревьев семейства тутовых (шелковицы, хлебного дерева, фикусов и т. п.) у народов Океании, Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии, Африки, Центральной и Южной Америки. Кору вымачивают в солёной воде, отделяют луб и выколачивают деревянными или каменными колотушками на специальных наковальнях, сбивая в полотнища нужного размера. Иногда орнаментировалась — росписью и штампами.

ТАПИАЛЬ

тапиаль, строительный материал в Испании — высушенная глина с известью.

ТАР

тар (перс. — струна), тари (груз.), струнный щипковый музыкальный инструмент у народов Кавказа; имеет восьмиобразный корпус из тутового дерева, деку из пузыря животного или рыбьей кожи и длинную шейку.

ТАРАНТЕЛЛА

тарантелла (итал. tarantella, от назв. г. Таранто), итальянский быстрый танец.

ТАРАСУН

тарасун, то же, что архи.

ТАРАФ

тараф (от тур. тараф — группа людей), народный оркестр у румын и молдаван.

ТАТАМИ

татами, тростниковая циновка, покрывающая пол жилища, у японцев.

ТАТУИРОВКА

татуировка (из полинез.), обычай нанесения рисунка на лицо и тело путём введения краски под кожу. Обычно связан с инициациями. Сравни также Скарификация.

ТАХЯ

тахя, девичья тюбетейка у туркмен. См. Такыя.

ТЕГАЛ

тегал, неорошаемое рисовое поле, обрабатываемое подсечно-огневым способом, в Индонезии.

ТЕЛПЕК

телпек, телпак (тюрк.), мужская шапка из овчины у народов Средней Азии.

ТЕМАСКАЛЬ

темаскаль (ацтекск.), паровая баня у индейцев Мексики и Гватемалы. Имела лечебное и культовое назначение.

ТЕНДААНА

тендаана, тенгдана, тенедан (хранитель земли), жрец культа земли у народов группы гур.

ТЕНДИР

тендир, см. Тандыр.

ТЕНЗИ

тензи, эпос суахили.

ТЕПОНАЦТЛЬ

тепонацтль (ацтекск.), майоуан (Куба), магуаре (Верх. Амазонка), трокано (гуарани), барабан у индейцев Центральной и Южной Америки — горизонтальный цилиндр, выдолбленный из дерева, с прорезями. Звук извлекался двумя палками с каучуковыми наконечниками.

ТИГРЕ

тигре

Тигре. Деревня.

тигре́, народ в Эритрее и Судане. Включают около 30 племенных (афылэнда, беллю, бени-амер, менса, месхалит, набрар, сабдерат, уайра, хабаб и др.) и областных групп. Близки тиграи, отдельные группы близки беджа. Численность 1,2 млн. человек. Говорят на языке тигре семитской группы афразийской семьи. Диалекты: богос, хабааб, менса. Распространены также тиграйский, амхарский, арабский и беджа языки. Тигре — в основном мусульмане-сунниты, есть христиане (главным образом монофиситы).

Занимаются пашенным земледелием (пшеница, тефф, бобовые и др.) и скотоводством (крупный и мелкий рогатый скот), а также кочевым и полукочевым скотоводством (крупный и мелкий рогатый скот, верблюды), на побережье — рыболовством.

Богат поэтический фольклор.

Ю. М. Кобищанов

Этнонимы: тигре

ТИКА

тика (санскр.), пятнышко на лбу женщины у индуистов.

ТИПИ

типи (сиу), переносное жилище индейцев Великих Равнин в Северной Америке — коническая палатка на каркасе из жердей, покрытом бизоньими или оленьими шкурами, в вершине — дымовое отверстие, прикрываемое двумя спец. лопастями.

ТОБОГГАН

тобогган (алгонк.), бесполозные сани у индейцев Северной Америки — несколько скреплённых досок с загнутым передком.

ТОВАРИЩЕСТВО ЦЕРКВЕЙ ХРИСТА В НИГЕРИИ

Това́рищество церкве́й Христа́ в Ниге́рии, одна из объединённых протестантских церквей. Краткое название — Церковь Христа в Нигерии.

Образовалась в 1955 (по другим данным — в 1957) как свободная, не связанная крепкими узами федерация нигерийских лютеран, реформатов, братьев (данкеров), методистов (см. Лютеранство, Реформатство, Методизм), а также ряда межденоминационных церковных организаций.

Всего в Товарищество церквей Христа в Нигерии входят 8 церквей, действующих в северных и центральных районах Нигерии: лютеранская — Лютеранская церковь Христа в Нигерии (основана в 1913); 2 реформатские — созданная при содействии южноафриканских реформатов Церковь Христа среди тив (1911) и Церковь Христа в Нигерии: Бенуэ (1906); одна данкерская — Церковь Христа в Нигерии: Габас (1923); одна методистская — Церковь Христа в Нигерии: Мури (возникла в результате начатой в 1923 деятельности миссии евангелических объединённых братьев — американской пиетистской церковной организации, слившейся затем с методистами); 3 межденоминационные, связанные с Суданской объединённой миссией, — Церковь Христа в Нигерии: Плато и Баучи (1904), Церковь Христа в Нигерии: горы Мада (1911), Объединённая церковь Христа в Нигерии, действующая в городах Кадуна и Зариа в штате Кадуна в Северной Нигерии (1940).

Эти объединившиеся церкви продолжают пользоваться самостоятельностью и сохраняют свою доктринальную и культовую специфику.

Общая численность сторонников Товарищества церквей Христа в Нигерии около 1,2 млн. человек. По этнической принадлежности это тив, хауса, фульбе, джукун, биром и др.

П. И. Пучков

ТОГУТИЛ

тогу́тил, этническая общность в Восточной Индонезии (на острове Хальмахера). Входят в число северохальмахерских народов. Делятся на разрозненные бродячие территориальные группы из 3—10 семей, самая крупная — кусури, в центре Северного полуострова Хальмахера. Численность около 1 тыс. человек. Говорят на языке тобело. Тогутил придерживаются традиционных верований (анимизм), есть христиане-реформаты.

Традиционный образ жизни бродячий. Основное занятие — охота на крупную дичь (олени, кабаны) индивидуальная, с собакой. Основное оружие — лук, копьё. С 1920-х годов тогутил постепенно переходят к оседлости и приобщаются к тропическому ручному земледелию, занимаются добычей саго.

М. А. Членов

Этнонимы: тогутил

ТОЛМА

толма, вид голубцов у армян. См. Долма.

ТОЛОКА

толока, то же, что помочь.

ТОЛСТОВСТВО

толсто́вство, религиозно-этическое течение, появившееся в России под влиянием идей писателя Льва Толстого. Возникло в 1880-х гг. и окончательно сформировалось после отлучения писателя от церкви в 1901. Толстой подвергал критике государственные учреждения, церковь, аппарат власти и официальную культуру тогдашней России. Его учение заключало в себя идею создать на месте помещичьего землевладения и полицейско-классового государства общежитие свободных и равноправных крестьян. Учение Толстого идеализировало патриархальный строй жизни и рассматривало развитие истории с точки зрения «вечных», «изначальных» понятий нравственного и религиозного сознания человечества. Главную задачу осознавшей себя личности Толстой видел в усвоении многовековой народной мудрости и религиозной веры, которая одна даёт ответ на вопрос о назначении человека.

Религия Толстого почти целиком сводилась к этике любви и непротивления и своей рационалистичностью напоминала учения некоторых сект протестантизма.

Для толстовства характерно произвольное толкование Евангелия (остальные книги Библии оно не признаёт). Большим авторитетом пользуются книги Л. Н. Толстого «Новое Евангелие», «В чём моя вера», «Исповедь» и др. Вероучение толстовства синкретично и соединяет в себе элементы христианства, ислама, буддизма и другие.гих религий. Наиболее важные христианские догматы в толстовстве отвергаются: отрицается существование Троицы и проповедуется пантеизм, не признаются также положения о божественности Иисуса Христа (Он считается лишь одним из многих религиозных реформаторов), непорочном зачатии, воскресении Иисуса Христа и искуплении Им грехов людей. Отвергаются положения о первородном грехе, бессмертии души, существовании рая и ада, спасающей роли Церкви и необходимости таинств. Единственной достойной святыней считается человеческая жизнь, которую следует всячески оберегать. Сторонники чтут провозглашённые Л. Н. Толстым 5 заповедей: не противься злу или злому, не прелюбодействуй, не судись, не клянись, не воруй. Важнейшим положением толстовства является непротивление злу насилием, в котором буквально поняты слова Евангелия «Возлюбите врагов ваших». Большое внимание в толстовстве уделяется нравственному самосовершенствованию человека.

Культовая практика толстовства достаточно сильно различалась по его отдельным сектам, разделившимся на две основные группы — «светлых» и «тёмных» толстовцев. Основанная женой Л. Н. Толстого первая группа имела приверженцев в основном в среде интеллигенции и ограничивалась салонными беседами, в то время как приобретшая влияние в крестьянской среде вторая группа имела достаточно разработанную культовую практику. Так, в наиболее крупной группе «тёмных» толстовцев — Дружине церкви Христовой (великановцы) — на собраниях читались «Молитвы Христу-Солнцу», «Молитва Мухаммеда», «Молитва Толстого» и др. Всем сектантам давались языческие имена. Характерной чертой этой секты являлось ношение толстовок и стеклянных крестов. Для большинства сект «тёмных» толстовцев была свойственна также организация скльскохозяйственных коммун, некоторые из них просуществовали до начала Великой Отечественной войны 1941—45. В большинстве сект толстовства принято вегетарианство.

В России остались лишь представители новотолстовства — движения, существенно отличающегося от изначального толстовства и возникшего в последнее время. Если в момент расцвета движения число толстовцев достигало 30 тыс. человек, то сейчас оно не превышает 500 человек.

Р. А. Силантьев

ТОЛЬДО

тольдо, переносное жилище у индейцев степей Южной Америки — навес из шкур гуанако, часто окрашенных охрой, натянутый на прямоугольный каркас (перекладины на вертикальных шестах). Могло предназначаться для нескольких семей (внутри перегораживалось шкурами).

ТОМАГАВК

томагавк (алгонк. тамахаак), метательное оружие у индейцев Северной Америки: первоначально — палица с шарообразным навершием, позднее — шлифованный каменный топорик (с XVI—XVIII вв. — металлический) с рукояткой, часто украшенной перьями, рисунками или пиктографическими знаками.

ТОМАНОУС

томано́ус, религиозная система, основанная на широко известной в среде индейцев вере в духов-хранителей.

Сформировалась к 1980 среди индейцев северо-западного побережья Северной Америки. Особое распространение получила у индейцев чинук, квакиутль, нутка. Ритуалы происходят в церемониальных домах на острове Ванкувер в Нанаимо, в заливе Чименус, заливе Коул и другие.гих местах.

Церемонии устраиваются в зимнее время, причём они часто совмещаются с возрастными инициациями. Участники церемонии проходят ритуал инициаций в члены томаноуса. Этот ритуал включает символическую смерть, путешествие в мир духов, воскрешение, омовение, пост. Считается, что после обряда посвящённые обретают личные магические способности, персональных духов-хранителей, личные песни, раскраску лица, головной убор и танец как средства самовыражения. На церемониях участники ритуалов персонифицируют духов-хранителей, образы которых они якобы видели во время ритуала посвящения.

Е. А. Окладникова

ТОН

тон (тюрк.), меховая шуба у народов Южной Сибири.

ТОНГА (В АФРИКЕ)

тонга (в Африке)

Продажа плетёных изделий на рынке в Лусаке.

то́нга (в Африке), батонга, тонка, батонка, народ группы банту в южной провинции Замбии по границе с Зимбабве. Численность (вместе с родственными лендже, ве, ила, соли, тока, тотела, сала и др.) 1650 тыс. человек. Говорят на языке читонга. Письменность на основе латинской графики. В основном придерживаются традиционных верований, есть христиане. Этническая история тонга недостаточно изучена. На территории Замбии они с XII века подвергались нашествию мигрирующих племён.

Занимаются скотоводством, подсечно-огневым земледелием (кукуруза), охотой, рыболовством и собирательством. Развиты изготовление деревянной мебели, утвари, музыкальных инструментов, роспись домов.

Живут деревенскими общинами, социальная и имущественная дифференциация выражена слабо.

Традиционное жилище — круглая хижина с конической крышей и навесом. Деревни состоят из 20—30 хижин, образующих окружность или овал.

Традиционная мужская одежда — кожаные передники, женская — набедренные повязки или юбки из множества ниток разноцветных бус, браслеты, кольца, серьги, бусы из медной проволоки и слоновой кости.

Основная пища — густая кукурузная каша, напитки — кислое молоко, квас (сибванту), кукурузное или просяное пиво.

Традиционные верования — культ предков и природы. Сохраняются обрядовые песни и танцы.

Н. А. Ксенофонтова

Этнонимы: тонга, батонга, батонка, тонка

ТОНИР

тонир, см. Тандыр.

ТОНЭ

тонэ, см. Тандыр.

ТОПИ

топи, мужская шапочка у народов Индии и Непала.

ТОРБАСА

торбаса, этэрбэс (якут.), сапоги из шкур у народов Восточной Сибири. Ср. Унты, Пимы, Бакари.

ТОРТИЛЬЯ

тортилья (исп. tortilla, от torta — торт), 1) лепёшка из кукурузной муки у народов Латинской Америки; 2) омлет с овощами у испанцев.

ТОТОНАКИ

тотонаки

Тотонаки. Крестьянин со связкой виноградной лозы.

тотона́ки, индейский народ в Мексике (на Севере штата Веракрус, в горных районах Пуэблы и на Востоке Идальго). Численность 175 тыс. человек. Говорят на языке тотонак, или натимоло семьи пенути. Диалекты (возможно, говоры): чакауахтль, прибрежный тотонак, ипапана, папанатла, сьерра, татимоло, татикильяти. Распространён также испанский язык. Тотонаки — католики, сохраняются дохристианские верования.

В древности тотонаки занимали область на Атлантическом побережье Мексики. По-видимому, тотонаки являются создателями культуры Тахина в штате Веракрус (начало 2-го тысячелетия). С XIV века находились под властью ацтеков и платили им дань. В начале XVI века были покорены испанцами.

Традиционная культура типична для индейцев Центральной Америки (Смотри в статье Индейцы). Традиционное занятие тотонаков — ручное земледелие (кукуруза, фасоль, тыква, перец-чиле, на побережье — бананы, сахарный тростник, ваниль, ананасы); распространены пчеловодство, птицеводство, свиноводство. Развито отходничество на нефтепромыслы. Традиционные женские промыслы — сбор лекарственных трав и изготовление особой бумаги (амате) из луба местных деревьев (используется в качестве сувениров для туристов). Мужчины плетут корзины и рыболовные сети.

Мальчику родители подыскивают невесту, затем около 3 лет семьи жениха и невесты обмениваются подарками и устраивают совместные праздники.

На побережье хижины прямоугольные, однокамерные, со стенами из жердей тростника, скреплённых лианами, на деревянном каркасе, с крутой двускатной крышей, чаще тростниковой; в горах — дома из сырцового кирпича или дощатые, обмазанные глиной и побелённые, с черепичными крышами. Иногда строят рядом кухню и загоны для скота. Отдельно ставится баня — хиака.

Традиционный женский костюм — длинная белая юбка, белая кофточка без рукавов, тапум — короткая накидка с вышивкой, спускающаяся углами на грудь и спину. Две косы переплетаются лентами и укладываются венцом, в праздник причёску дополняют живые цветы. Носят серьги и бусы.

Характерна "игра летунов" (исполняющаяся для туристов): на высоком столбе устанавливается вращающаяся платформа; один из участников, стоя на ней, играет на флейте, четверо других раскручивают платформу, бросаясь вниз на привязанных канатах.

И. Ф. Хорошаева

Этнонимы: тотонаки

тотонаки

Тотонаки. Музыкант.

тотонаки

Тотонаки. Традиционное жилище.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ

Трансцендента́льная медита́ция, неоиндуистская секта. Другие названия — Международный центр Трансцендентальная медитация, Международное общество медитации, Международный университет Махариши, Ассоциация мирового правительства, Движение Аюрведы.

Основана в 60-х гг. XX в. в Индии Махариши Махеш Йоги (настоящее имя — Махеш Брасад Варма), якобы пришедшим укрепить пошатнувшуюся веру. С 1970 секта активно действует в США и другие.гих странах мира. Вероучение секты основывается на сочинениях её идеологов, в первую очередь Махариши Махеш Йоги. Используется также свой перевод «Бхагават-гиты».

Основные вероучительные положения Трансцендентальной медитации в целом соответствуют общеиндуистским, однако имеют и свою специфику. Представления о Боге в секте монистичны (то есть отрицают личностный аспект божества) и несут в себе элементы политеизма. Сектанты особенно почитают Кришну и Шанкару (реформатор шиваизма), рассматриваемых как предшественников Махариши в деле просветления человечества. Понятия добра и зла в догматике Трансцендентальной медитации отсутствуют. По вероучению секты человек безгрешен от природы и внутри его разлита божественная сущность. Целью человеческой жизни объявляется слияние с Абсолютом, для чего человек должен выйти из цикла перевоплощений, постоянно практикуя «очищающую душу» медитацию. Помимо отрицания всех христианских догматов в Трансцендентальной медитации ставится под сомнение достоверность библейского изложения жизни Иисуса Христа. Сектанты считают, что Он был просто просвещённым человеком, к тому же не испытавшим никаких страданий.

Культовая практика Трансцендентальной медитации состоит из двух 20-минутных медитаций — утренней и вечерней. Во время медитации адепт секты постоянно повторяет на санскрите определенную мантру (магическую формулу, подобранную для него наставником после посвящения). Эта мантра якобы обладает великой исцеляющей и просветляющей силой, хотя перевод её обычно неизвестен медитирующему. Целью медитации объявляется достижение 7-го уровня просветления и полное слияние с божеством. Медитации часто проводятся в особых зданиях куполовидной формы. В зависимости от продолжительности прохождение курсов медитации стоит от 400 до 5000 долларов. В Трансцендентальной медитации также практикуется так называемая пуджа — вид поклонения, заключающийся в подношении фруктов, цветов и различных предметов изображениям Махариши и другие.гих индийских божеств. В секте используются методы одной из разновидностей древнеиндийской медицины — Аюрведы.

Трансцендентальная медитация провозглашает все существующие религии равнозначными и имеющими корни в её собственном учении. При этом секта требует введения своей методики во всех учреждениях всех стран мира для дальнейшего их объединения под её эгидой. Долгое время движение Трансцендентальной медитации отрицало религиозный аспект своей деятельности, что позволило ему проникнуть во многие, в первую очередь американские, учебные заведения и медицинские центры под видом преподавания в них психической техники или различных оздоровительных методик. Против секты неоднократно возбуждались уголовные дела, и в 1978 во всех школах США было запрещено преподавание техник Трансцендентальной медитации.

Общая численность последователей Трансцендентальной медитации, по различным оценкам, составляет 3—5 млн. человек. Её центры есть практически во всех развитых странах мира. Наиболее значительно число приверженцев секты в США, где в городе Вашингтон находится её главный центр. В России секта появилась в 1989 и известна как Всеиндийская аюрведическая ассоциация; число адептов достигает несколько сот человек.

Р. А. Силантьев

ТРАППЕР

траппер (англ. trapper, от trap — ставить ловушки, капканы), охотник на пушного зверя в Северной Америке.

ТРЕЗВЕННИКИ

тре́звенники, отделившаяся от православия деноминация. Несмотря на то что трезвенники считают себя православными и некоторые из них посещают православные церкви, они приобрели ряд специфических черт.

Главным положением учения трезвенников является вера в то, что в случае полного отказа от алкогольных напитков может быть установлено Царство Божие на Земле. Поэтому трезвенники не употребляют алкоголь ни в каком виде — даже как элемент причастия.

Численность трезвенников невелика. Живут они в С.-Петербурге, Москве, Ленинградской, Вологодской, Новгородской областях и некоторых других районах России. Есть трезвенники также на Украине, в Казахстане, Белоруссии, Литве, Финляндии. По этнической принадлежности в основном русские. Трезвенники распадаются на несколько групп, самая крупная — Духовные христиане-трезвенники (чуриковцы). Помимо них существуют евангельские христиане-трезвенники и др.

О. Е. Казьмина

ТРИКСТЕР

трикстер, шутовской персонаж в мифологии.

ТРУЛЛО

трулло (итал. trullo, от лат. trulla — чаша), старинное жилище в Апулии: круглое, без окон, с куполообразной крышей, стены из известняка без раствора.

ТУБА

туба, тонизирующий напиток из сока кокосовой пальмы у филиппинцев.

ТУЙ

туй, той, праздник по случаю обрезания или свадьбы у тюркских народов.

ТУКУЛЕР

тукулер

Тукулер. Молодая женщина. Мавритания.

тукуле́р, халь-пуларен (самоназвание — "говорящие на пулар"), тукулор, токолор, тороббе (так тукулер называют соседние народы, "люди из Фута — Торо"), народ в Сенегале (661,5 тыс. человек), Мавритании (150 тыс. человек), Мали (135 тыс. человек), Гвинее (21 тыс. человек). Основная масса тукулер живёт в долине среднего течения реки Сенегал. Говорят на пулар — одном из диалектов языка фульбе (фульфульде) атлантической группы нигеро-кордофанской семьи. Письменность на основе латинской графики. Распространён также арабский язык, многие тукулер Сенегала говорят на языке волоф или полностью перешли на него. Тукулер — мусульмане-сунниты.

Этноним тукулер происходит, видимо, от названия государства Текрур (середина 1-го — середина 2-го тысячелетий нашей эры).

Основное традиционное занятие тукулер — ручное земледелие (просо, сорго), в том числе на плодородных затопляемых землях долины Сенегала. Тукулер держат крупный рогатый скот и забивают его на мясо лишь в особых случаях. Часть скота продают на городских рынках. Значительное место занимает рыболовство. Традиционные ремёсла — ткачество, выделка кож, обработка металлов и дерева, ювелирное — во многом сохраняют свою древнюю кастовую специализацию; растёт отходничество, особенно после засухи 1970-х гг.

Традиционное жилище тукулер — круглая глинобитная хижина с земляным полом и конической соломенной крышей.

Мужская одежда — чаще всего длинная просторная рубаха и штаны, женская — европейского типа юбка с кофтой или платье.

Пища преимущественно растительная: каши, похлёбки, пюре, лепёшки из проса, сорго с добавлением молока, рыбы, иногда мяса.

У тукулер существовало сословно-кастовое деление на свободных, ремесленников и рабов. Основная социально-экономическая ячейка — большая патриархальная семья, часто полигинная. Несколько больших семей, живущих в одной или нескольких деревнях, составляют родственную группу, носят общее имя и сообща владеют землёй. С развитием товарного хозяйства большие семьи всё чаще распадаются на малые.

Тукулер издавна были активными распространителями ислама среди соседних народов. Из них вышла основная масса лидеров мусульманских орденов — марабутов, ставших крупными земельными собственниками, предпринимателями и пользующихся значительным экономическим и политическим влиянием.

Е. Н. Кальщиков

Этнонимы: тукулер, токолор, тороббе, тукулор, халь-пуларен

ТУКУЛЬ

тукуль, тип жилища в Эфиопии: круглое, каркасно-столбовое, со стенами из плетня, обмазанного глиной, и конической соломенной крышей.

ТУНИКА

туника (лат.), простейший вид наплечной одежды: прямого покроя, без плечевых швов.

ТУОНГ

туонг, вьетнамский классический театр. Возник в XI в.

ТУРЛУК

турлук (тюрк.), плетень, обмазанный глиной, материал для постройки жилищ в Средней Азии, на Кавказе и Юге России.

ТУТЕК

тутек, продольная флейта у народов Ближнего Востока и Кавказа.

ТУТПАШ

тутпаш, похлёбка с кусочками варёного пресного теста у тюркских народов.

ТУХУМ

тухум, родственная группа у народов Кавказа.

ТХЕРАВАДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЭДЖОНГЁ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЭНДАЙ

Тэнда́й (кит. Тяньтай), возникшая в Китае в VI в. и получившая распространение в Японии с начала IX в. школа буддизма. В основе догматики Тэндай, базирующейся на Сутре Лотоса благого закона (Саддхарма пундарика сутра) и взглядах индийского проповедника буддизма махаяны Нагарджуны (II или III в. н. э.), — положения о присутствии Вселенной в каждом отдельном явлении и всеобщности «просветления», то есть обретения каждым «сущности Будды». Основателем Тэндай в Японии был Сайте (767—822), вернувшийся в 805 из Китая. В догматику и религиозную практику Тэндай Сайте привнёс заимствования из учения Кэгон, идеи и практику углублённого созерцания дзэн, элементы тантризма — эзотерического направления в буддизме махаяны. Последнее оказало сильное воздействие на культ Тэндай, обусловив таинственный характер церемоний, доступность некоторых обрядов лишь ограниченному числу посвящённых. Пантеон Тэндай исключительно многообразен: почитаются основатель буддизма Шакьямуни (Сяка нерай), космический будда Махавайрочана (Дайнити нерай), владыка потустороннего мира Амитабха (Амида), будда-целитель Бхайсадхагуру (Якуси нерай), большое число других будд и бодхисатв. Тэндай играла заметную роль в период раннего средневековья как в плане влияния на формирование догматики возникших впоследствии школ буддизма, так и в общественной и политической жизни в целом. В настоящее время число адептов 20 групп, исповедующих вероучение Тэндай, немногим превышает 3 млн. Крупнейшая из них — Тэндай-сю насчитывает несколько больше 600 тыс. человек.

Г. Е. Светлов

ТЭНРИ-КЁ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЭНСЁ КОТАЙ ДЗИНГУ-КЁ

Тэнсё́ Кота́й Дзингу-кё́ («учение небесного божества Дзингу»), неосинтоистская секта. Появление этой секты характеризует состояние общественного сознания и систему ценностей послевоенной Японии. Её основательницей была Китамура Саё, простая крестьянка из деревни Табусэ префектуры Ямагути. В 1943 у неё сгорел дом, и это горе вывело её из состояния психического равновесия. Её стали посещать видения, и однажды она почувствовала себя одержимой небожителем Тэнсё Котай Дзингу — двуполым существом синтоистского пантеона. Получив его откровение, Китамура стала пророчествовать о приближении конца света, который якобы можно предотвратить, исполняя танец спасения, и тем самым способствовать установлению на земле царства божьего. Вскоре вокруг Китамура Саё образовалась группа последователей, которые стали её почитать как Огами-сама («Великую богиню»).

В соответствии с учением секты Тэнсё Котай Дзингу — это то же, что и Будда или Христос, и всё это — лишь различные имена единого абсолютного бога, которому нужно молиться. Вера должна сочетаться с повседневной моралью. Учение Тэнсё Котай Дзингу-кё представляет собой смешение элементов буддизма, христианства и шаманизма. Человек, выполняющий доктринальные предписания, может только приблизиться к царству божьему, войти же в него возможно только танцуя Муга-но Одори — «Танец самоотрицания», исполнители которого обычно погружаются в транс. Тэнсё Котай Дзингу-кё широко известна в стране как «Одору сюкё» — «танцующая религия».

Центр организации — в префектуре Ямагути. По устаревшим данным, число членов секты составляло около 150 тыс. человек.

К. Л. Банников

ТЭТ

тэт, новый год у вьетов.

ТЮБЕТЕЙКА

тюбетейка (тюрк. тюбетей, от тюбе — верх, верхушка), круглая матерчатая шапочка, иногда отороченная мехом, у народов Средней и Передней Азии. Головной убор мужчин и незамужних девушек. Девичья тюбетейка обычно носилась со множеством косичек.

ТЮРКЮ

тюркю, лирическая песня в турецком фольклоре.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV