Народы и религии мира
Статьи на букву "У"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

УАСО

уасо, професс. группа конных пастухов в Чили.

УД

уд (араб., буквально — дерево), струнный щипковый музыкальный инструмент у народов Передней и Средней Азии и Кавказа.

УДАСИ

уда́си, сикхская секта. Создана в XV в. старшим сыном основателя сикхизма гуру Нанака — Шри Чандом. удасины не признавали постановлений последних гуру, особенно реформатора сикхизма Гобинда Сингха. По обычаям и обрядности удаси близка к индуизму: почитают индуистские священные писания, поклоняются индуистским божествам, признают касты. Члены секты по традиции управляли гурдварами — сикхскими храмами и пользовались большим влиянием в общине. К концу XVIII в. члены секты стали наследственными профессиональными жрецами — руководителями храмов, подчас бесконтрольно используя доходы гурдвар. В колониальный период ортодоксальные сикхи вели борьбу против удасинских руководителей гурдвар, за ограничение их власти, консолидацию сикхской общины и очищение сикхской веры от индуистских влияний.

В настоящее время удаси — небольшая секта, имеющая свои молитвенные дома и не признаваемая ортодоксальными сикхами.

М. Ф. Альбедиль

УЗВАР

узвар (укр.), взвар, отвар из сухих фруктов, распространённый на Юге России.

УЗЕЛКОВОЕ ПИСЬМО

узелковое письмо, система передачи сообщений с помощью комбинаций из узелков на шнуре.

УИПИЛЬ

уипиль (науатль), туникообразная одежда, часто без рукавов, у индейцев Мезоамерики.

УЙ

уй, ой, см. Юрта.

УЙРАН

уйран, кисломолочный напиток у чувашей. См. Айран.

УКРАИНСКАЯ АВТОКЕФАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАНАДЫ

Украи́нская правосла́вная це́рковь Кана́ды, крупнейшая украинская православная церковная организация за пределами Украины.

После Февральской революции 1917 часть украинского православного духовенства и верующих стали стремиться к созданию своей собственной церкви. В этом же направлении начали действовать и украинские иммигранты, жившие в Канаде. В июле 1918 около 150 их представителей собрались в городе Саскатуне (провинция Саскачеван) и объявили о создании самостоятельной церковной организации. Росту числа сторонников этой церкви способствовало то обстоятельство, что в православие вернулись многие греко-католики, возмущённые попытками Римско-католической церкви добиться перехода католиков византийского обряда на латинскую обрядность. В 1919 митрополит Антиохийской православной церкви в Америке Герман согласился временно принять Украинскую православную церковь Канады под свою юрисдикцию. В 1924 Украинскую православную церковь Канады возглавил архиепископ Украинской автокефальной православной церкви Иван Теодорович, рукоположенный митрополитом Василием Лыпкивским, который сам не имел канонического рукоположения, так как был рукоположен соборно (позже Иван Теодорович был заново рукоположен архиереями, обладающими апостольской преемственностью).

Украинская православная церковь Канады по догматике и культу близка другим православным церквам. В настоящее время Украинская православная церковь Канады возглавляется митрополитом, имеющим титул митропоита Виннипегского и всея Канады. Его резиденция находится в городе Виннипеге в провинции Манитоба. При митрополите действуют Синод, Консистория и Епископский совет. В 1990 Украинская православная церковь Канады вступила в евхаристическое общение с Константинопольской православной церковью. Численность последователей Украинской православной церкви Канады составляет 140 тыс. человек. Это живущие в Канаде украинцы.

О. Е. Казьмина

УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КИЕВСКОГО ПАТРИАРХАТА

Украи́нская правосла́вная це́рковь Ки́евского патриарха́та, церковная организация, объединяющая часть православного духовенства и верующих Украины. На созванном в июне 1992 так называемом Всеукраинском православном соборе было принято решение об объединении националистически настроенной части Украинской православной церкви (являвшейся экзархатом Русской православной церкви) и так называемой Украинской автокефальной православной церкви и создании новой религиозной организации — Украинской православной церкви Киевского патриархата. Патриархом новой церкви стал патриарх Украинской автокефальной православной церкви Мстислав. После смерти патриарха Мстислава в 1993 и избрания на этот пост Владимира (Романюка) в Украинской православной церкви Киевского патриархата произошёл раскол: из неё вышла часть духовенства, воссоздав Украинскую автокефальную православную церковь. После смерти в 1995 Владимира патриархом Украинской православной церкви Киевского патриархата был избран Филарет (Денисенко), бывший митрополит Русской православной церкви и экзарх Украины, который в 1992 был осуждён церковным архиерейским судом Русской православной церкви за действия, порочащие духовный сан (сотрудничество с КГБ, блуд и гонения на украинское православие), и лишён всех степеней священства. После избрания Филарета патриархом четыре епископа — Винницкий, Ивано-Франковский, Тернопольский и Хмельницкий — вышли из Украинской православной церкви Киевского патриархата и примкнули к Украинской автокефальной православной церкви.

Украинская православная церковь Киевского патриархата не признана ни Русской православной церковью, ни другими автокефальными православными церквами.

Последователями Украинской православной церкви Киевского патриархата является часть православных украинцев (большинство православных украинцев относятся к Украинской православной церкви Московского патриархата).

В юрисдикции Украинской православной церкви Киевского патриархата находится так называемая Русская православная церковь Киевского патриархата — малочисленная раскольническая церковная организация, стремящаяся опираться на поддержку церквей, находящихся в конфронтации с Русской православной церковью.

О. Е. Казьмина

УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА

Украи́нская правосла́вная це́рковь Моско́вского патриарха́та, каноническая православная церковная организация, действующая на Украине. Украинская православная церковь Московского патриархата входит в Русскую православную церковь, однако пользуется в ней большой автономией и самостоятельно решает все внутрицерковные дела.

Возглавляется митрополитом. Митрополит Киевский и всея Украины является одним из пяти постоянных членов Священного синода Русской православной церкви. В ведении Украинской православной церкви Московского патриархата находится основная часть православных храмов на Украине, которые посещают большинство верующих украинцев и живущих в этой стране русских. Особенно сильно влияние Украинской православной церкви Московского патриархата в южных и восточных районах Украины.

О. Е. Казьмина

УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ США

Украи́нская правосла́вная це́рковь США, одна из православных церковных организаций украинцев. Ведёт своё происхождение от украинских греко-католических приходов, основанных в США в XIX в. В ответ на попытки Римско-католической церкви латинизировать их обрядность многие греко-католики вернулись в православие и вошли в состав Русской православной церкви. Однако в 1915 они создали Украинскую национальную церковь, которую возглавил независимый католический епископ Кармел Хенри Карфора, управлявший до этого Национальной католической епархией Северной Америки. Позже он стал примасом Северноамериканской староримско-католической церкви, предварительно договорившись с украинцами, что в случае создания на Украине самостоятельной украинской православной церкви он будет с ней сотрудничать. Когда в 1919 на Украине была образована Украинская автокефальная православная церковь, украинские иммигранты в США также развернули активную деятельность по созданию независимой церкви. На собравшемся в 1922 Всеукраинском православном совете была создана Украинская православная церковь США. Двумя годами позже её возглавил епископ Украинской автокефальной православной церкви Иван Теодорович (рукоположенный в 1921 митрополитом Василием Лыпкивским, который сам был рукоположен соборно, то есть с нарушением апостольской преемственности). После образования Украинской православной церкви США ряд общин, до этого остававшихся греко-католическими, перешли в православие и присоединились к новой церкви. Чтобы как-то сдержать процесс перехода греко-католиков в православие, Римом был назначен отдельный греко-католический епископ, возглавивший все украинские приходы. Однако из-за возникшего вскоре конфликта с новым епископом многие члены этих общин порвали с Римско-католической церковью и образовали свою собственную Американскую украинскую греко-католическую церковь. Спустя несколько лет приходы этой церкви решили вернуться в православие и обратились к архиепископу Американской епархии Константинопольской православной церкви с просьбой поставить для них епископа. В 1932 эта просьба была удовлетворена и была образована Украинская православная церковь Америки. На протяжении ряда лет Украинская православная церковь США и Украинская православная церковь Америки существовали независимо друг от друга и постоянно соперничали, а все попытки их объединения заканчивались неудачей. Очередная попытка была предпринята в 1948, когда во главе Украинской православной церкви Америки стал архиепископ Мстислав Скрыпник, возглавлявший и Украинскую православную церковь Канады. В результате переговоров представителей этих церквей было решено заново рукоположить неканонически рукоположенного архиепископа Ивана Теодоровича, после чего бо́льшая часть членов Украинской православной церкви Америки присоединилась к Украинской православной церкви США. Иван Теодорович получил сан митрополита объединённой церкви, а архиепископ Мстислав Скрыпник возглавил её консисторию. Несколько приходов Украинской православной церкви Америки во главе с епископом Богданом Шпилкой не захотели присоединиться к Украинской православной церкви США и продолжали существовать самостоятельно как Украинская православная церковь Америки Константинопольского патриархата (эта церковная организация функционирует и поныне, имея приблизительно 25 тыс. членов).

Украинская православная церковь США по своим догматике и обрядности близка к другим православным церквам. Церковь возглавляется митрополитом, являющимся одновременно архиепископом филадельфийским. При митрополите действует собор епископов, который собирается каждые два года. Помимо филадельфийской архиепархии эта церковь имеет в США чикагскую и нью-йоркскую епархии. За пределами страны под руководством Украинской православной церкви США находятся латиноамериканская, великобританская, западноевропейская и австралийско-новозеландская епархии. Численность последователей Украинской православной церкви США составляет 85 тыс. человек. По этнической принадлежности — украинцы.

О. Е. Казьмина

УКРАИНЦЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УКСОРИЛОКАЛЬНОСТЬ

уксорилока́льность (от лат. uxor — жена и locus — место), норма брачного поселения, при которой молодые живут там, где до этого постоянно жила невеста. Противопоставляется вирилокальности. Результатом уксорилокальности, повторяемой из поколения в поколение и называемой матрилокальностью, оказывается совместное проживание женщин матрилинейной родственной группы (см. Матрилинейность).

УЛИГЭР

улигэр (бурят.), ульгэр (монг.), богатырский эпос у монгольских народов (калм. Джангар, бурят. Гэсэр и др.). Исполнялся под аккомпанемент игры на хуре.

УЛИЧНАЯ ПЛАНИРОВКА ПОСЕЛЕНИЯ

уличная планировка поселения, тип планировки: постройки образуют улицы.

УЛУС

улус (тюрк. — народ), племенное объединение, поселение, административная единица у тюркских народов.

УМБАНДА

Умба́нда, общее название группы афроамериканских синкретических сект в Бразилии. Первая умбандийская группа появилась в 1907. Окончательно Умбанда сформировалась как движение к 1920. Хотя в сектах Умбанды формально признаётся Библия и многие их члены считают себя полноправными католиками, фактически наибольшим авторитетом пользуются устные предания народа йоруба.

Для Умбанды характерен синтез отдельных положений католицизма и верований йоруба. Основным объектом поклонения служат божества йоруба — ориша, ассоциируемые с рядом католических святых. В целом этот пантеон близок сантерийскому, однако имеет и свои отличительные черты. Так, умбандисты верят в существование некоего верховного бога, окружённого менее влиятельными божествами — как богами йоруба, так и католическими святыми, которые возглавляют армии или фаланги духов (божеств ещё более низкого ранга). Духи делятся на 3 основных класса: духов-божеств, злых духов и душ умерших людей. Сектанты считают, что духи разделены также и на социальные классы. Согласно вероучению Умбанды, для достижения большего успеха в жизни необходимо молиться своему собственному духу, в общих чертах аналогичному христианскому ангелу-хранителю.

Целью культовой практики Умбанды является достижение схождения духов-божеств на людей и установление с ними связи. Практика эта близка к сантерийской (см. Сантерия) или шангоистской (см. Шангоизм). Собрания — так называемые сессии милосердия — проводятся по воскресным или субботним вечерам жрецами Умбанды «бабалоанами», или «бабалоришами», в специальных помещениях с алтарём, на котором языческие символы соседствуют с католическими. Для достижения схождения на человека духа-божества используется ритуальная африканская музыка. Умбанда состоит из нескольких сотен мелких сект, общее число приверженцев которых достигает 1 млн. человек. Сосредоточены они в основном в Бразилии.

Р. А. Силантьев

УМИАК

умиак, многовёсельная каркасная лодка, обтянутая тюленьей кожей, у эскимосов. Употреблялась для охоты на китов и грузовых перевозок. Ср. Байдара.

УМЫКАНИЕ

умыка́ние, заключение брака через похищение невесты. Часто служило способом избежать уплаты брачного выкупа. Настоящее (насильственное) умыкание было редким явлением. Более распространено фиктивное умыкание — по предварительной договорённости между семьями жениха и невесты. В игровой форме умыкание часто воспроизводится во многих элементах свадебного обряда.

УНИЛАТЕРАЛЬНОСТЬ

унилатера́льность (от лат. unus — один и latus — сторона), в области систем терминов родства принцип выделения всех родственников индивида с какой-либо одной стороны: материнской (матрилатеральность) или отцовской (патрилатеральность). Унилатеральность противопоставляется билатеральности.

Некоторые отечественные исследователи используют термин "унилатеральность" для характеристики ранних стадий развития счёта родства, предшествовавших появлению генеалогических представлений.

И. Ж. Кожановская

УНИЛИНЕЙНОСТЬ

унилине́йность (от лат. unus — один и linea — линия), принцип счёта родства, учитывающий из поколения в поколение связи детей только с родителем определённого пола. Унилинейность встречается в форме матри- и патрилинейности, а также как сочетание обеих этих форм (так называемый "двойной счёт родства"). Унилинейность является наиболее распространённым принципом формирования кровнородственных групп, ориентированных на общее происхождение (линидж, клан, сиб). Противопоставляется неунилинейному счёту родства.

Ряд авторов настоящего издания придают понятию унилинейности стадиальное значение и ограничивают его относительно поздним этапом, когда появляются развитые генеалогические представления. В этой трактовке унилинейность противопоставляется унилатеральности как более раннему этапу.

И. Ж. Кожановская

УНИТАРИАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

УЧЕНИКИ ХРИСТА

ученики́ Христа́, протестантское церковное объединение, одна из основных групп так называемых реставрационистов. Официальное название (с 1956) — Международная конвенция Христианских церквей.

Церковная организация сформировалась в 1832 в США в результате слияния двух близких между собой религиозных групп. Первая из них была образована в 1804 в штате Кентукки бывшим пресвитерианским священником Бартоном Уорреном Стоуном (1772—1844), и её сторонники стали называть себя просто «христианами», а свои конгрегации — Христианскими церквами. Вторая была создана в 1809 (этот год иногда считают и датой основания ныне существующего объединения) в штате Пенсильвания также бывшими пресвитерианскими священниками Томасом Кэмпбеллом (1763—1854) и его сыном Александром (1788—1866). На мировоззрение Кэмпбеллов большое влияние оказало сравнительно малочисленное движение гласитов в Шотландии (XVIII в.), сторонники которого обвиняли пресвитерианскую церковь в отходе от Священного Писания. Приверженцы группы Кэмпбеллов именовали себя «учениками Христа», а свои общины — Церквами Христа и в 1813—30 входили в состав Баптистских ассоциаций. К новой деноминации примкнула часть пресвитериан, методистов и баптистов, стремившаяся вернуться к простой новозаветной церкви. Главными целями нового объединения были объявлены борьба с сектантством и объединение всех христиан на основе их возврата к новозаветному христианству. Ученики Христа не признают каких-либо символов и исповеданий веры и выступают против любых «сектантских» названий церкви, считая, что всё это не имеет оснований в Священном Писании. Один из основных выдвинутых Т. Кэмпбеллом принципов деноминации выражается следующим образом: «Где Священное Писание говорит — мы говорим, где Священное Писание молчит — мы молчим». Вместе с тем ученики Христа считают, что относительно вопросов, о которых в Библии нет твёрдого указания, у человека может быть свободное мнение. Ученики Христа верят в Божественную Троицу и многие из них (но не все) считают, что зачатие Иисуса Христа было непорочным.

Крещение (погружением) у учеников Христа совершается «по вере» (то есть над взрослыми сознательными людьми), причащаются они хлебом и виноградным соком каждую неделю, строго по воскресеньям. И крещение, и причащение считаются у них обрядами, а не таинствами. Если ранее священнослужители обычно либо совершенно не оплачивались (старейшины и диаконы), либо получали весьма скудное довольствие (евангелисты), то в последнее время конгрегации стали содержать оплачиваемых пасторов. Священниками могут быть как мужчины, так и женщины. Пасторы не имеют каких-либо священных облачений. Порядок церковной службы каждая община определяет сама. Большинство учеников Христа являются убеждёнными трезвенниками. В деноминации отрицательно относятся к спортивным увлечениям и азартным играм.

Ученики Христа отвергают авторитарные церковные организации, и их конгрегации в своей внутренней жизни полностью самостоятельны. Вместе с тем у них существуют региональные и общенациональные объединения, обладающие весьма ограниченными функциями (координация деятельности, сбор денег для покрытия расходов надобщинных организаций и т. п.). Штаб национального объединения находится в городе Индианаполисе в штате Индиана.

Объединение испытало два крупных раскола, в результате которых ответвились две самостоятельные церковные группировки: Церковь Христа и Христианские церкви и церкви Христа.

Численность учеников Христа (включая детей) составляет более 1,8 млн. человек. Бо́льшая их часть сосредоточена в США (свыше 1 млн.), в штатах Техас (105 тыс.), Миссури (102 тыс.) и др. В результате развёрнутой миссионерской работы появились значительные группы последователей этого церковного объединения и в других странах. Это прежде всего Демократическая Республика Конго(700 тыс.), а также Малави (20 тыс.), Пуэрто-Рико (15 тыс.), Ямайка (12 тыс.), Великобритания (10 тыс.) и т. д.

П. И. Пучков

УЭСЛИАНСКАЯ (ВЕСЛЕЯНСКАЯ) ЦЕРКОВЬ

Уэ́слианская (Ве́слеянская) це́рковь, одна из перфекционистских протестантских деноминаций. Образовалась в 1968 в результате слияния двух близких по вероучению перфекционистских организаций: функционирующей с 1843 Уэслианской методистской церкви и созданной в 1897 Церкви паломнической святости (вначале последняя носила название — Международный союз святости и молитвенная лига). Обе объединившиеся церкви имели методистские корни.

В вероучении деноминации делается акцент на возможность освящения людей. Говорится также о практике исцеления больных, дотысячелетнем приходе Иисуса Христа и проповеднической деятельности.

Своих членов церковь обязывает воздерживаться от употребления алкоголя и курения, запрещается также участие в тайных обществах, рекомендуется соблюдение скромности в одежде.

Высшими церковными органами являются две региональные конференции — Североамериканская и Филиппинская. Конференции избирают на 4-годичный срок генеральных суперинтдендентов, возглавляющих генеральные административные советы.

Насчитывается около 0,3 млн. последователей Уэслианской (Веслеянской) церкви. Они имеются в США (120 тыс.), в том числе в штатах Мичиган (39 тыс.), Индиана (34 тыс.), Северная Каролина (23 тыс.), Нью-Йорк (20 тыс.) и др. Есть сторонники Уэслианской (Веслеянской) церкви также в Мексике (30 тыс.), Японии (11 тыс.) и некоторых других странах.

П. И. Пучков

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV