Народы и религии мира
Статьи на букву "Ф"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф"

ФАДУ

фаду, лирическая сольная песня у португальцев; обычно исполняется под аккомпанемент двух гитар.

ФАЛЛОКРИПТ

фаллокрипт (от греч. fallos — мужской половой орган и krypto — покрываю), чехол, надевающийся на мужской половой орган.

ФАНЗА

фанза (от кит. фан-цзы), тип жилища у китайцев: прямоугольное, двух- или трёхкомнатное, каркасно-столбовое, с соломенными, саманными или кирпичными стенами и двускатной крышей из соломы, тростника или черепицы. Вход в фанзе с юга через кухню, в жилых помещениях в южной стене устроены окна и отапливаемые лежанки-каны.

ФАРАНДОЛА

фарандола, провансальский танец; исполнители составляют цепочку, образующую круглые и спиралевидные фигуры, впереди — музыканты с тамбурином и флейтой. В XVIII—XIX вв. широко распространилась у народов Европы.

ФАХА

фаха, мужской широкий тканый пояс у народов Испании и Латинской Америки.

ФЕДЕРАЦИЯ ПРОТЕСТАНТСКИХ ЦЕРКВЕЙ ШВЕЙЦАРИИ

Федера́ция протеста́нтских церкве́й Швейца́рии, основное протестантское церковное объединение Швейцарии.

Федерация создана в 1920. В неё в наст. время входят 16 кантональных, 2 полукантональные и 2 межкантональные реформатские церкви, а также позже присоединившиеся Евангелическая свободная церковь Женевы (по вероучению тоже реформатская) и Евангелическо-методистская церковь. Кроме того, к Федерации относятся швейцарские (реформатские) церкви за границей.

Возникновение реформатства в Швейцарии (и во всей Европе) иногда датируют 1519, когда Ульрих Цвингли (1484—1531) начал проповедовать в Цюрихе «чистое Евангелие» (впрочем, некоторые швейцарские местные реформатские церкви датируют своё образование более ранним временем: кантон Ааргау — 1516, полукантоны Базель-Штадт и Базель-Ланд — 1517). Несмотря на упорное сопротивление Римско-католической церкви, реформатское движение не только закрепилось в Цюрихе, Базеле и Ааргау, но и начало распространяться в других швейцарских кантонах: Берне, Гларусе, Аппенцелле, Граубюндене, Санкт-Галлене, Во, Тургау, Шафхаузене, Золотурне, Невшателе, а также в Женеве, где с 1536 стал проповедовать близкий по своим взглядам к У. Цвингли Ж. Кальвин (1509—1564).

Большинство кантональных церквей принимает Второе Гельветическое исповедание 1566. Тем не менее полного вероучительного единства у реформатов Швейцарии нет: в германоязычных районах преобладает цвинглианское влияние, во франкоязычных — кальвинистское. Существенные различия наблюдаются и в богослужебной практике разных кантональных церквей. Неодинаков и их статус. Некоторые церкви заключили конкордат с государством, другие имеют статус государственных церквей, третьи — независимы. Нет полного единообразия и в церковном устройстве, хотя в большинстве случаев кантональная церковь управляется синодом, который для ведения текущих дел избирает синодальный совет. Синоды контролируют местные церковные общины, руководимые священниками и старейшинами-мирянами.

В состав Федерации входят реформатские церкви следующих кантонов: Цюрих, Шафхаузен, Тургау, Санкт-Галлен, Аппенцелль, Граубюнден, Гларус, Люцерн, Ааргау, Золотурн, Невшатель, Во, Женева, Фрибур, Вале, Тичино. В неё входят также две отдельные реформатские церкви в полукантонах Базель-Штадт и Базель-Ланд. Есть в составе Федерации и 2 межкантональные церкви: Синодального союза Берн—Юра (в кантонах Берн и Юра) и Церковного союза Центральной Швейцарии (объединяет реформатов в кантонах, где они составляют незначительное меньшинство: Цуг, Швиц, Ури, Унтервальден).

Численность сторонников Федерации протестантских церквей Швейцарии 2,5 млн. человек, что составляет 38% всего населения страны (среди граждан Швейцарии доля последователей Федерации протестантских церквей Швейцарии существенно выше — около 50%). В 9 кантонах и полукантонах (из 26) реформаты (вместе с небольшими группами других протестантов) образуют абсолютное большинство населения: в Берне (77%), Аппенцелле-Аусерродене (64%), Шафхаузене (61%), Во (56%), Цюрихе (55%), Базель-Ланде (54%), Невшателе (53%), Тургау (53%), Гларусе (52%). В Базель-Штадте реформаты (вместе с небольшими группами других протестантов) составляют относительное большинство населения (44%). Кроме того, значительное меньшинство (30—45%) реформаты образуют в кантонах Ааргау, Граубюнден, Золотурн, Женева, Санкт-Галлен. Во всех остальных кантонах доля реформатов ниже 20%.

Конфессиональные и этнические границы в Швейцарии в большинстве случаев не совпадают. Сторонниками Федерации протестантских церквей Швейцарии являются несколько более половины и германошвейцарцев, и франкошвейцарцев, и ретороманцев, хотя среди каждого из этих этносов много и католиков (в подавляющем большинстве католиками являются только италошвейцарцы).

П. И. Пучков

ФЁДОРОВЦЫ

фё́доровцы, одна из групп, причисляемая обычно к истинно православным христианам. Была образована в 1920-е гг. монахами Ново-Донского монастыря, которыми руководил Фёдор Рыбалкин, известный своими «чудесами» и пророчествами. Он, в частности, предсказывал неизбежное падение советской власти.

Фёдоровцы считают, что в 1917 в мир явился Антихрист, но царствие его продолжалось лишь до 1922, когда произошло второе пришествие Иисуса Христа и началось тысячелетнее царство Божие. По их мнению, Иисус Христос пришёл в образе монаха Фёдора Рыбалкина. Как и в первое пришествие, Христос был распят не признавшими его в качестве мессии. Он воскрес, но не вознёсся после этого на небо, а остался на земле среди своих последователей. Себя фёдоровцы считают богоизбранным народом, который может не страшиться смерти. По приблизительным данным, численность фёдоровцев около 100 человек. Живут они в Воронежской, Ростовской областях и Краснодарском крае, а также в Майкопе. По этнической принадлежности фёдоровцы — русские.

О. Е. Казьмина

ФЕДОСЕЕВЦЫ

федосе́евцы, одно из беспоповских направлений старообрядчества. Основатель - бывший дьячок Феодосий Васильев, переселившийся в 1696 со своей семьёй на территорию, принадлежавшую в то время Литве, и создавший там свою общину. Жизнь общины отличалась строгой дисциплиной, безоговорочным послушанием своему наставнику Феодосию. Члены общины обязаны были соблюдать безбрачие и строгое целомудрие. Основы догматики федосеевцев были выработаны за несколько лет до создания общины - на местных соборах новгородских беспоповцев в 1692 и 1694, одним из организаторов и активных участников которых был Феодосий Васильев. Федосеевцы считают, что в мире окончательно воцарился Антихрист, однако представляют его не как конкретную личность, а как духовное явление. Как и другие.гие беспоповцы, федосеевцы считают, что благодати больше в мире не существует, поэтому не может быть священства и таинств евхаристии и брака, совершаемых священниками. Из таинств сохранены лишь крещение и исповедь, но совершаются они не духовными лицами, а мирянами. Брак в любой его форме федосеевцами категорически отвергался, запрещалось и иметь детей. Позже, правда, в части федосеевских общин семья была восстановлена.

Федосеевцы крайне враждебно относились к государству, на котором, по их мнению, лежит печать Антихриста, и требовали от членов своей церкви избегать всяких контактов с властями. Они, в отличие от поповцев и большей части поморцев, не приняли молитву за царя. Во главе федосеевских общин стоят миряне, имеющие звание наставников.

Духовным центром федосеевцев стала их община, созданная ещё в 1771 в районе Преображенского кладбища в Москве. Однако наиболее крупные группы федосеевцев находятся за пределами Москвы. В России федосеевцы наиболее многочисленны в Псковской, Новгородской, Кировской, Ульяновской и Тюменской областях. За границами России федосеевцев довольно много в Латвии, Белоруссии и Литве.

Общая численность федосеевцев приблизительно 200 тыс. человек. Подавляющее большинство их - русские.

Федосеевское согласие распалось на несколько групп. Различаются они в основном по своему отношению к браку. Аристовцы, рижские и польские федосеевцы, а также так называемые новожёны браки разрешают. Кондратьевцы придерживаются аскетизма и выступают против брака. От федосеевцев отделилась группа титловцев, не согласившихся с принятой большинством сторонников федосеевского согласия надписью на кресте. Они считают, что на кресте должно стоять не I.H.Ц.I. (Исус Назореянин Царь Иудейский), а поморский вариант - Ц.С.I.Х.С.Б. (Царь Славы Исус Христос Сын Божий).

О. Е. Казьмина

ФЕЛЛАХИ

феллахи (араб. фаллах — крестьянин), сельское оседлое население в арабских странах, крестьянство.

ФЕСКА

феска (от названия г. Фес в Марокко), мужская шапочка из шерсти в виде усечённого конуса с кисточкой у народов Ближнего Востока, Сев. Африки и Балкан.

ФИБУЛА

фибула (лат.), декоративная застёжка, брошь.

ФИЕФО

фиефо, большая семья у народов акан.

ФИЛИАЦИЯ

филиа́ция (от лат. filius, filia — сын, дочь), 1) прослеживание родства от одного поколения к другому; 2) нисходящая линия родства — от предков к потомкам; 3) принцип формирования родственных групп или принцип определения принадлежности человека к родственной группе по линиям родства. В этнологии термин филиация наиболее употребителен в третьем значении. Унилинейная филиация — по линии отца (патрифилиация) или по линии матери (матрифилиация), амбилинейная — либо по отцовской, либо по материнской линии в зависимости от выбора. См. также Счёт родства, Унилинейность, Амбилинейность, Билинейность, Матрилинейность, Патрилинейность.

О. Ю. Артёмова

ФИЛИППИНСКАЯ НЕЗАВИСИМАЯ ЦЕРКОВЬ

Филиппи́нская незави́симая це́рковь, одна из церквей, относимых к группе реформированных католиков. Неофициальное название — Аглипаянская церковь. Возникла в 1902, отделившись от Римско-католической церкви в знак протеста против солидарности филиппинских католических епископов с политикой испанских колониальных властей. Создание Филиппинской независимой церкви было провозглашено одним из лидеров национально-освободительного движения на Филиппинах Исабело де лос Рейесом (1864—1938). Главным епископом новой церкви стал «белый» (немонашествующий) католический священник, принимавший участие в национально-освободительной борьбе, — Грегорио Аглипай-Крус-и-Лабайян, от фамилии которого и происходит второе название церкви.

В догматическом отношении Филиппинская независимая церковь не сразу смогла достичь единства. Часть её членов примкнула к американским унитариям, распавшись затем на несколько групп. Основная же часть осталась верной тринитарианской доктрине. На первых порах церковь утратила апостольскую преемственность в рукоположении, установив порядок посвящения в епископы собранием священников (таким путём в верховные епископы был посвящён и сам Аглипай). Однако затем она вернулась к апостольской преемственности рукоположения духовенства, вступив в 1948 в контакт с англиканской Протестантской епископальной церковью в США, которая поставила для неё епископов. В 1961 произошло даже их формальное объединение. Церковь находится в полном евхаристическом общении с англиканскими церквами, регулярно участвуя в англиканских Ламбетских конференциях, а также со старокатоликами.

Культ в Филиппинской независимой церкви, и в частности культ, посвящённый святым, существенно упрощён. Богослужение ведётся на местных филиппинских языках. Отменены исповедь, целибат (безбрачие) духовенства.

Церковь возглавляется верховным епископом, избираемым на 4-летний срок. Филиппинская независимая церковь переживала периоды подъёмов и спадов. В первые годы существования она пользовалась особенно большим авторитетом и к ней принадлежало более 1/3 населения страны. К середине века церковь постепенно растеряла своё влияние и доля её сторонников в населении уменьшилась в несколько раз. Однако в последние десятилетия эта доля вновь стала повышаться.

Филиппинская независимая церковь насчитывает 4,8 млн. последователей, что составляет 8% населения страны. Она особенно влиятельна на северо-западе острова Лусон (провинции Северный Илокос, Южный Илокос, Ла-Унион), немало её приверженцев в центральной части этого острова (провинции Пангасинан, Самбалес, Тарлак, Нуэва-Эсиха, Кавите), есть они на островах Негрос, Себу, в северной части острова Минданао и на некоторых других островах. По этнической принадлежности сторонники Филиппинской независимой церкви — прежде всего илоки, а также пангасинан, самбал, тагалы, себуано и др.

П. И. Пучков

ФИЛИППИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ХРИСТА

Филиппи́нская це́рковь Христа́, маргинальная протестантская секта. Другие названия — Церковь Христа Феликса Манало, маналиста. Используется также непереведённая форма Иглесия ни Кристо. Основана в 1913 на Филиппинах Феликсом Манало, объявившим себя Божьим избранником и призвавшим восстановить христианство в его первоначальной чистоте.

Вероучение секты формально основывается на Библии, хотя в нём отвергаются многие основополагающие догматы христианства. Так, отрицается божественность Иисуса Христа и проповедуется Его земное происхождение. По утверждению сектантов, в Апокалипсисе якобы есть место, в котором указано, что рождение и второе пришествие Иисуса Христа произойдут на Филиппинах, и поэтому все филиппинцы являются богоизбранным народом. Члены Филиппинской церкви Христа отказались от почитания святых, икон и креста. Не признаёт секта и существование Святой Троицы. Не принимается сектантами и католический догмат о чистилище. Важное место в догматике Филиппинской церкви Христа занимают эсхатологические мотивы: первоначально конец света назначался на 1914, затем был перенесён на неопределённое время.

Культовая практика Филиппинской церкви Христа близка к протестантской. Из таинств признаётся крещение, совершаемое в сознательном возрасте. В секте не отмечаются никакие праздники, так как все дни считаются святыми.

Численность последователей Филиппинской церкви Христа (вместе с детьми) — 1750 тыс. человек, что составляет около 3% населения Филиппин. За пределами этой страны они практически не встречаются.

Р. А. Силантьев

ФИЛИППОВЦЫ

фили́пповцы, один из толков беспоповского направления старообрядчества. Возник в 30-е гг. XVIII в. Основатель — бывший стрелец Фотий Васильев, в монашестве Филипп. Филипповцы вышли из среды поморцев, которых они обвинили в примиренчестве и от которых отличаются более радикальным мировоззрением и фанатизмом. Филипповцы категорически отвергли брак, отказались от введённой частью поморцев молитвы за царя. Самосожжение было провозглашено наиболее верным способом очищения души от греха (из всех беспоповских толков и согласий филипповцы выделяются наибольшим числом случаев «огнеопальной смерти»). В 1743 в огне «гарей» погиб сам основатель толка Филипп, такую же смерть приняли и многие другие филипповские духовные вожди. За непреклонность и радикализм филипповцев в старообрядческой среде стали называть «крепкими христианами». C течением времени их радикализм стал ослабевать; ослабло их резкое противостояние браку: старожёнов (то есть женившихся до вступления в толк) стали наказывать лишь епитимьёй, известны и случаи новожёнства среди филипповцев.

Численность филипповцев очень незначительна. Отдельные их представители есть в Архангельской и Мурманской областях, Карелии, Вологодской, Кировской, Костромской, Ярославской (на Ярославщине, в городе Угличе, в начале XIX в. много раз проходили соборы филипповцев), Тверской и Орловской областях, Москве (в часовне на территории Преображенского кладбища располагается их духовный центр), Республике Коми, а также в Белоруссии.

О. Е. Казьмина

ФИНЛЯНДСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Финля́ндская правосла́вная це́рковь, автономная церковь, находящаяся с 1923 в юрисдикции Константинопольской православной церкви.

Православие стало проникать на территорию Финляндии в XI—XII вв. из Новгорода. До 1923 православные верующие Финляндии принадлежали к Русской православной церкви (в XVII в. православные приходы Финляндии были включены в Новгородскую епархию, а с 1775 стали относиться к Санкт-Петербургской епархии). С 1918, после получения Финляндией независимости, православная церковь официально считается второй национальной церковью Финляндии. Русская православная церковь признала автономный статус Финляндской православной церкви и её подчинённость Константинопольскому патриархату лишь в 1958.

Догматика и культ Финляндской православной церкви практически не отличаются от принятых в Русской православной церкви. Вместе с тем в 1921 финские православные перешли на григорианский календарь.

В настоящее время Финляндская православная церковь состоит из трёх епархий: Карьялаской, Хельсинкской и Оулуской. Возглавляется церковь архиепископом, резиденция которого находится в городе Куопио.

Численность последователей Финляндской православной церкви составляет 56 тыс. человек. Раньше они жили главным образом в финской провинции Карьяла. Когда же в 1947, по Парижскому мирному договору, Южная Карьяла и Райа Карьяла были вторично присоединены к СССравни большинство жителей этой территории переселились во внутренние районы Финляндии и сейчас разбросаны по всей стране.

О. Е. Казьмина

ФИНСКАЯ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Фи́нская евангели́ческо-лютера́нская це́рковь, одна из лютеранских церквей. Христианское вероучение стало проникать в Финляндию в раннее средневековье в двух формах: западной и восточной. Однако массовое обращение населения в христианство было связано с завоеванием страны шведами, проходившим в форме крестовых походов. Во время этих походов в XII-XIII вв. всё население южной Финляндии и западного побережья страны было постепенно обращено в католицизм. Вне влияния католицизма осталась только лапландская часть Финляндии.

Начало Реформации в Финляндии относится к 1520-м гг., и лютеранское вероучение постепенно распространяется по всей стране. Окончательно реформационное движение победило в Финляндии после неудачной попытки контрреформации, предпринятой королём Швеции и Речи Посполитой Сигизмундом Вазой. Были признаны решения Упсалаского собора 1593 о введении протестантизма в лютеранской форме и принято Аугсбургское исповедание. В середине XVI в. было начато обращение в христианство саамов. На протяжении XVII в. положение лютеранской церкви в Финляндии неуклонно укреплялось. Как и в других лютеранских церквах, вся церковная служба стала вестись на языке народа, и в 1642 была напечатана первая Библия на финском языке, позже на этом языке были изданы катехизис и книга псалмов.

XVII-XVIII вв. считаются в Финляндии временем «старого лютеранства», когда вера имела коллективный характер и посещение церкви в церковные праздники считалось обязательным. С конца XVIII в. характер веры начинает меняться, она становится постепенно лишь личным делом.

В начале XIX в. влияние церкви на народные массы вновь усилилось в связи с развитием различных пиетистских движений. Первые пиетистские движения появились в Финляндии ещё в XVIII в. Распространение в 1730-х гг. гернгутерства (Смотри в статье моравские братья) было незначительным. Шире охватило юго-западную Финляндию и саво-карельские районы движение так называемых молельщиков, однако потом и его влияние сильно упало. В конце XVIII в. появляется новое пиетистское «движение пробуждения», распространившееся преимущественно в Похьанмаа и отчасти в Саво. Южнее среди пиетистов преобладали так называемые евангелисты, а на севере страны - лестадианцы.

Однако наряду с этим в образованных кругах населения с развитием либерализма происходит падение значимости церкви. В 1923 был принят закон о свободе вероисповедания и введена гражданская регистрация рождений, браков, разводов и смертей. Тем не менее и в настоящее время доля населения, не входящего в церковные общины, остаётся сравнительно небольшой.

Вероучение Финской евангелическо-лютеранской церкви близко к догматике других лютеранских церквей. Нет каких-либо существенных особенностей по сравнению с другими лютеранскими церквами и в богослужебной практике.

Финская евангелическо-лютеранская церковь имеет статус государственной церкви. Все законы, касающиеся церкви, принимаются государством и церковью совместно, причём инициатива законотворчества в этой области принадлежит самой церкви.

К Финской евангелическо-лютеранской церкви принадлежит 4,2 млн. человек (85% населения Финляндии). Во главе церкви стоит архиепископ, имеющий резиденцию в городе Турку. Территория страны делится на 8 епархий (стифтов), подразделяющихся на пробства, каждое из которых состоит из нескольких приходов. Главы епархий - епископы - назначаются президентом страны. Церковный собор, в ведении которого находится решение внутрицерковных проблем, на 2/3 состоит из мирян и только на 1/3 - из священнослужителей. Члены собора избираются на 4 года по епархиям, его заседания проводятся дважды в год. Нормами религиозного поведения считаются чтение молитв, принятие причастия, конфирмация (в возрасте 15 лет). Посещение церкви, особенно в городах, стало довольно редким (воскресные богослужения посещают немногим более 2% членов церкви), но наряду с этим передачи богослужения по радио и телевидению слушают регулярно около полумиллиона человек.

В Финской евангелическо-лютеранской церкви, как уже отмечалось, есть несколько форм пиетистских течений, однако все они признают власть церкви. Существует и ряд протестантских сект, стоящих вне церкви.

Н. В. Шлыгина

ФЛАМЕНКО

фламенко, южноиспанский музыкальный, песенный и танцевальный стиль цыганского происхождения. Сложился в Андалусии в средние века. Пение и танец сольные, сопровождаются игрой на гитаре, кастаньетах, прищёлкиванием пальцами. С середине XIX в. распространяется в городах.

ФУСО-КЁ

Фусо-кё́ («учение чудесной страны Восхода»), синтоистская секта. Идейные основы Фусо-кё заложены Хасэгава Какугё (1541—1646), однако организация секты сформировалась лишь в 70-х гг. XIX в. во главе с Сисино Накаба (1844—1884) на волне возрождения национальной духовности в эпоху Мэйдзи. Официально признана японским правительством в качестве независимой синтоистской секты в 1882.

Суть доктрины Фусо-кё — почитание священных гор. Название Фусо-кё связано с легендой о том, что за восточным горизонтом есть чудесная страна Фусо (в другой мифологической традиции она носит название Нираи). Туда переселяются души предков и оттуда в мир их потомков приходит благодать. В том месте, где восходит солнце, растёт волшебное дерево, которое также называется Фусо.

Истоки учения и ритуальной практики Фусо-кё теряются в первобытной древности. Доктринальная основа типична для универсальных форм культа «acsis mundi» — «мировой оси», а сам основной обряд Фусо-кё имеет массу аналогов не только в Японии, но и в самых разных уголках планеты.

В Японии культ гор имеет свои специфические черты, обусловленные особенностями пространственного восприятия японцев и спецификой их хозяйственно-культурных типов. В их традиционной картине мира принципиально важную роль играет культ священных вертикалей, связанный с шаманистской концепцией космоса. С развитием рисоводства культ гор, изначально присущий охотничьим племенам, приобретает аграрную окраску. Главное в годовом календарном цикле восхождение на священные вершины стало проводиться в дни праздника Нийна-но Мэ мацури («Праздник нового риса»). Культ плодородия и культ предков переплетаются во многом благодаря практике ритуальных восхождений. Восхождения были, как правило, коллективные. По сути они являлись медиумным актом, который совершало общество, поднимаясь вверх — в мир богов и предков. Кстати, обычай оставлять стариков умирать в горах также имел медиативное значение.

Верховное божество Фусо-кё Сэнгэн Дайсин (Великий бог горы Фудзи), который в секте рассматривается в качестве единой сущности трёх первых богов японской космогонии. В соответствии с мифологической традицией эти божества выступают как неперсонифицированные креативные силы. В вероучении Фусо-кё выдвигается идея о том, что сама креация есть проявление воли Сэнгэн Дайсин и что от почитания традиционных богов «ками» и собственных божественных предков зависит духовное здоровье как всей нации, так и отдельной родственной группы. Основное ритуальное действо для Фусо-кё восхождение на священную гору Фудзи. Горы сами по себе считаются сакральным пространством, поэтому секта не имеет храмовых сооружений. Общее число сторонников Фусо-кё, по несколько устаревшим данным, около 150 тыс. человек.

К. Л. Банников

ФУСТАНЕЛЛА

фустанелла (новогреч. phustanella, от phustani — женское платье), мужская короткая юбка у албанцев, греков, румын.

ФУТА

фута, запашная юбка у арабов.

Предыдущая страница Следующая страница