Народы и религии мира
Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАД"-"БЕТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАД"-"БЕТ")

БАДЖУ

баджу (малайск.), мужская и женская длинная прямая кофта с длинными рукавами у народов Юго-Восточной Азии.

БАИТ

баит (от араб. бейт, двустишие), фольклорный жанр у татар и башкир, лиро-эпическое сказание.

БАЙДАРА

байдара, большая вёсельная или парусная лодка из шкуры моржа на деревянном каркасе у народов тихоокеанского побережья Дальнего Востока и Аляски. Ср. Умиак.

БАЙДАРКА

байдарка, одно- или двухместная промысловая лодка из шкуры моржа у алеутов. Ср. Каяк.

БАКАРИ

бакари, сапоги из оленьих камусов у ненцев и их соседей. Ср. Пимы, Унты, Торбаса.

БАЛАБАН

балабан, баламан, деревянный духовой музыкальный инструмент у народов Кавказа и Средней Азии.

БАЛАГАН

балаган, жилая или хозяйственная постройка из косо поставленных жердей у народов Сибири.

БАЛЛАДА

баллада (франц. ballade, от лат. ballo, танцую), фольклорный жанр у народов Европы, первоначально — хороводная песня с рефреном (у романских народов) или лироэпическая песня с хоровым рефреном (у германских народов).

БАЛОК

балок, нартяной чум, нарты с крытым возком, жилище народов нижнего Енисея.

БАПТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАПТИСТСКАЯ ГЕНЕРАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Бапти́стская генера́льная конфере́нция, одна из баптистских церковных организаций США.

Основана в 1852 шведским лютеранским проповедником и учителем Густафом Палмквистом, переселившимся незадолго до этого в Америку и принявшим баптизм.

Баптистская генеральная конференция придерживается, в отличие от большинства баптистских церквей, не кальвинистской доктрины о предопределении Богом избранных людей к спасению, а арминианского учения о наличии у человека свободной воли и, таким образом, принадлежит к группе общих баптистов.

В общинах, относящихся к Баптистской генеральной конференции, совершаются 2 обряда: крещение и хлебопреломление (празднование Вечери Господней).

Устройство в церковных организациях Баптистской генеральной конференции конгрегациональное. Ежегодно проводится собрание, на которое церковные общины Баптистской генеральной конференции посылают делегатов. Исполнительная власть принадлежит наблюдательному совету из 22 членов - представителей разных органов, выполняющих программные установки конференции, и делегатов 14 округов, на которые подразделяется церковная организация. Штаб-квартира Баптистской генеральной конференции находится в городе Арлингтон-Хейтс в штате Иллинойс.

Численность сторонников Баптистской генеральной конференции 168 тыс. человек, в основном сосредоточенных в городах и сельских поселениях Среднего и Дальнего Запада. Наиболее значительные группы их имеются в штатах Калифорния (44 тыс.), Миннесота (32 тыс.), Иллинойс (17 тыс.), Вашингтон (11 тыс.), Мичиган (около 10 тыс.). По этнической принадлежности это главным образом потомки выходцев из Швеции.

Баптистская генеральная конференция ведёт большую миссионерскую работу как на территории США (среди индейцев) и их владений (на Виргинских островах), так и в зарубежных странах: Мексике, Бразилии, Аргентине, Уругвае, Кот-д’Ивуаре, Камеруне, Кении, Эфиопии, Индии, Таиланде, на Филиппинах, в Японии, государствах Ближнего Востока и Восточной Европы.

П. И. Пучков

БАПТИСТСКАЯ МИССИОНЕРСКАЯ АССОЦИАЦИЯ АМЕРИКИ

Бапти́стская миссионе́рская ассоциа́ция Аме́рики, одна из баптистских церковных организаций США. Откололась в 1950 от Американской баптистской Ассоциации в знак протеста против утвердившейся в этой церковной организации практики допущения на собрания некоторых делегатов, которые не являются членами конгрегаций, избравших их. После того как направленный в местные церкви в 1949 протест по этому поводу был проигнорирован, на следующий год в Литл-Роке было проведено собрание лиц, выступающих за «церковное равенство», на котором было объявлено о создании Северо-Американской баптистской Ассоциации. В 1968 (по другим данным, в 1969) ассоциация изменила своё название на современное.

Вероучение Баптистской миссионерской ассоциации Америки сходно с вероучением Американской баптистской Ассоциации. В Баптистской миссионерской ассоциации Америки принята строгая фундаменталистская интерпретация христианской доктрины. Все положения Библии толкуются буквально. Сторонники Баптистской миссионерской ассоциации Америки ждут второго пришествия Иисуса Христа. С другими группами (даже баптистскими), которые не разделяют её доктринальных взглядов, Баптистская миссионерская ассоциация Америки сотрудничать или кооперироваться отказывается.

Культ в Баптистской миссионерской ассоциации Америки сходен с культом в других баптистских церквах.

Все конгрегации, входящие в Баптистскую миссионерскую ассоциацию Америки, самостоятельны и участвуют в равных долях в кооперативной деятельности ассоциации. От Американской баптистской Ассоциации Баптистская миссионерская ассоциация Америки отличается только тем, что на собрания она допускает по 3 делегата от каждой своей конгрегации, причём эти делегаты непременно должны быть членами соответствующих конгрегаций. Штаб-квартира ассоциации находится в Литл-Роке.

Входящие в состав ассоциации конгрегации кооперируются прежде всего в миссионерской работе, посылая миссионеров в разные страны мира. Большое значение придаётся также изданию разной литературы религиозного содержания и подготовке религиозных радиопрограмм.

Численность приверженцев Баптистской миссионерской ассоциации Америки в Соединённых Штатах - 290 тыс. человек. Наиболее значительные группы её сторонников имеются в Техасе (125 тыс.), Арканзасе (78 тыс.), Миссисипи (39 тыс.), Миссури (11 тыс.), Луизиане (11 тыс.), Оклахоме (около 10 тыс.).

П. И. Пучков

БАПТИСТСКИЙ СОЮЗ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ИРЛАНДИИ

Бапти́стский сою́з Великобрита́нии и Ирла́ндии, крупнейшая баптистская церковная организация Великобритании.

В Великобритании в XVII в. появились оба основных течения баптизма: в 1611 или 1612 - группа общих баптистов и между 1633 и 1638 - группа частных баптистов. В течение длительного периода местные конгрегации как общих, так и частных баптистов не имели каких-либо объединений на национальном уровне, однако со временем тяга к сближению становилась всё заметнее. В 1770 многие конгрегации общих баптистов во главе с Даном Тейлором (1738-1816) в целях борьбы с распространявшимися в их рядах унитарианскими, антитринитарианскими взглядами создали организацию под названием «Новое сплочение». В 1792 по инициативе священника Уильяма Кэри (1761-1834) своё объединение под названием Баптистское миссионерское общество образовали и частные баптисты, сумев к тому времени несколько смягчить крайнюю кальвинистскую позицию по вопросу об предопределении, господствовавшую до этого среди них.

Баптистское миссионерское общество стало основой созданного в 1813 Генерального союза священнослужителей и церквей, переименованного в 1873 в Баптистский союз Великобритании и Ирландии. На протяжении XIX в. шло постепенное сближение этой организации частных баптистов с организацией «Новое сплочение» (общие баптисты), что привело в 1891 к их слиянию, основную роль в котором сыграл Джон Клиффорд (1836-1923). Такого рода объединение - довольно редкий в истории баптизма случай: обычно частные и общие баптисты предпочитают иметь отдельные организации.

Хотя многие позиции по догматическим вопросам частным и общим баптистам Великобритании удалось сблизить, ряд расхождений во мнениях давал о себе знать. Так, острые споры вызвал вопрос о возможности совместного причащения с представителями других церквей. Большинство частных баптистов и некоторые общие баптисты стояли за закрытое причащение, то есть допущение к Вечере Господней только тех лиц, кто был крещён по вере. В противоположность этому большинство общих баптистов и небольшое число частных баптистов требовали открытого причащения. Дискуссия возникла и по вопросу о так называемом открытом членстве, то есть о возможности принятия в члены общин лиц, не крещённых по вере.

Баптистский союз Великобритании и Ирландии допускает в своих рядах значительную свободу мнений и не настаивает на жёстком доктринальном стандарте. Для приспособления организации к новым требованиям XX в. немало сделал Дж. Х. Шекспир (1857-1928), занимавший с 1898 пост секретаря союза.

Культ Баптистского союза Великобритании и Ирландии сходен с культом других баптистских церковных организаций.

Баптистский союз Великобритании и Ирландии имеет конгрегациональное церковное устройство. Он представляет собой добровольную организацию, объединяющую территориальные ассоциации церквей, индивидуальные церкви, колледжи и отдельных лиц. В XX в. в союзе наметилась определённая тенденция к централизации. Тем не менее он не обладает правом вмешиваться во внутреннюю жизнь местных церквей, и в его ведении находятся лишь обучение, миссионерская работа, социальное обеспечение, экуменические связи (Баптистский союз Великобритании и Ирландии является членом Всемирного совета церквей).

Штаб-квартира союза находится в Лондоне.

Численность сторонников Баптистского союза Великобритании и Ирландии (вместе с детьми) - 600 тыс. человек.

В Великобритании и Северной Ирландии имеются и другие.гие баптистские церковные организации. Это Баптистский союз Уэльса и Баптистский союз Шотландии, насчитывающие соответственно 84 тыс. и 40,5 тыс. последователей (вместе с детьми) и поддерживающие с Баптистским союзом Великобритании и Ирландии дружеские связи, а также несколько малочисленных более консервативных баптистских групп.

П. И. Пучков

БАПТИСТСКОЕ БИБЛЕЙСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО

Бапти́стское библе́йское това́рищество, одна из крупных баптистских церковных организаций США.

Баптистское библейское товарищество возникло в результате раскола в так называемом Всемирном баптистском товариществе, связанного с противостоянием в нём двух церковных руководителей - Б. Вика и Дж. Ф. Норриса. Будучи отстранённым от занимаемой им должности президента семинарии, Б. Вик основал в 1950 свою собственную школу - Баптистский библейский колледж и свой печатный орган - «Баптист байбл трибюн». В том же году он вместе со своими сторонниками основал Баптистское библейское товарищество.

Баптистское библейское товарищество разделяет основные доктринальные положения баптизма. Придерживаясь фундаменталистских позиций, товарищество настаивает на отказе от каких-либо связей, как на групповом, так и на личном уровне со всеми неверующими, идолопоклонниками и лицами аморального поведения. Подчёркивается богодухновенность и непогрешимость Священного Писания, необходимость его буквального толкования.

Вместе с тем в Баптистском библейском товариществе кальвинистская доктрина о предопределении существенно смягчена. Соглашаясь с тем, что Божья милость избирательна, сторонники Баптистского библейского товарищества в то же время говорят о доступности спасения для всех.

В товариществе практикуются два обряда: крещение погружением и празднование Вечери Господней.

По своим взглядам на роль церкви Баптистское библейское товарищество существенно отличается от других баптистских церковных организаций. Характерное для баптизма положение о самостоятельности каждой местной церкви соединено в нём со значительной властью пастора как «пастуха своего стада». Местные конгрегации Баптистского библейского товарищества объединяются в округа, которых насчитывается 48.

Баптистское библейское товарищество провозглашает о своей поддержке государственной власти, утверждая, что ей нужно подчиняться во всём, что не противоречит «воле Иисуса Христа».

Баптистское библейское товарищество ведёт широкую миссионерскую работу более чем в 80 странах. Немалое значение в товариществе придаётся работе организованных им колледжей и выпуску периодики на религиозные темы. Штаб-квартира находится в городе Спрингфилде в штате Миссури.

В связи с тем, что Баптистское библейское товарищество считает евангелизацию своей главной целью, а также свободным принятием в Баптистское библейское товарищество всех конгрегаций, которые заявят о согласии с его доктринальными положениями, эта церковная организация растёт очень быстрыми темпами. В 1970 она насчитывала 1,2 млн. приверженцев (вместе с детьми), а её современная численность, по ориентировочным подсчётам, превышает 3 млн. человек. Последователи Баптистского библейского товарищества в основном сосредоточены в штатах Юга и Среднего Запада.

П. И. Пучков

БАПТИСТСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО СВОБОДЫ

Бапти́стское това́рищество свобо́ды, одна из баптистских церковных организаций США.

Баптистское товарищество свободы основано в 1981 как ассоциация независимых фундаменталистских баптистских церквей и священнослужителей. Возникновение товарищества связано с проповеднической деятельностью баптистского священника Дж. Фолуэлла (р. 1933). Он основал в 1956 баптистскую церковь в городке Линчберг в штате Виргиния, вёл телевизионные религиозные передачи, открыл баптистские колледж и семинарию (позже они были объединены в баптистский университет). В результате всех этих мероприятий Дж. Фолуэллу и выпускникам его школ удалось завоевать большое число сторонников, что послужило основой создания новой церковной организации.

Для Баптистского товарищества свободы характерен строгий фундаментализм. Неуклонно подчёркивается непогрешимость Священного Писания во всех содержащихся в нём положениях. Сторонники товарищества считают, что нужно буквально, а не в аллегорическом смысле понимать имеющееся в Ветхом Завете утверждение о сотворении мира в 6 дней. Они также ждут скорого пришествия Иисуса Христа. Баптистское товарищество свободы требует воздерживаться от любых контактов с теми из религиозных групп, которые отвергают какие-либо из важнейших положений христианской веры.

Культ в общинах Баптистского товарищества свободы сходен с культом, принятым в других баптистских церквах.

Церковное устройство Баптистского товарищества свободы имеет конгрегациональный характер. Дж. Фолуэлл занимает пост председателя Исполнительного комитета. Численность членов Баптистского товарищества свободы 200 тыс. человек.

П. И. Пучков

БАРАНГАЙ

барангай, сельская община у филиппинцев.

БАРД

бард (кельт.), народный поэт и певец у кельтских народов.

БАРРИО

баррио (исп. barrio — квартал, предместье), сельское поселение на Филиппинах.

БАРУЦ

баруц, пуруц, бияца, пахотное орудие типа полозного рала у народов Кавказа.

БАРШЧ

баршч, см. Борщ.

БАСЕТЛЯ

басетля, струнный смычковый инструмент, род виолончели у белорусов.

БАСКА

баска, летняя церемония у индейцев Калифорнии.

БАТ

бат, долблёная лодка у народов Северной Сибири.

БАТАКСКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАТИК

батик, вид многоцветной ткани. Каждый цвет наносится на ткань, последовательно освобождаемую от слоя воска. Производство батика особенно развито у народов Индонезии.

БАТЛЕЙКА

батлейка, бетлейка (от названия г. Вифлеем), народный кукольный театр у белорусов; представления батлейки связаны с рождественскими праздниками.

БАТЫР

батыр (тюрк. багатур, богатырь), военачальник, выдающийся воин у тюркских и монгольских народов, фольклорный персонаж.

БАХАИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАХИЛЫ

бахилы, мужская рабочая обувь, высокие кожаные сапоги.

БАХШИ

бахши (каракалп., казах. баксы, узб. бахши от санскр. бхикшу — учитель), шаман, народный поэт, певец и сказитель у народов Средней Азии.

БАШЛЫК

башлык, паштык (от тюрк. баш — голова), 1) родовой и общинный старейшина у тюркских народов Средней Азии и Сибири; 2) муж. головной убор (преимущественно у народов Кавказа) — шерстяной капюшон с длинными концами-лопастями.

БЕГУНЫ

бегуны́, один из толков беспоповского направления старообрядчества,альтернативные названия — странники, пустынники, сопелковцы. Толк возник в 1772 на юге Ярославской губернии, в Пошехонье. Основатель — бывший солдат Евфимий, уроженец Переславля-Залесского. Духовный центр — село Сопелки в 16 км от Ярославля. Бегуны отделились от филипповцев, которых критиковали за соглашательство с «антихристовой властью», выражавшееся, по их мнению, в уплате налогов, посещении суда, получении паспортов, захоронении умерших на православных кладбищах. В отличие от большинства беспоповцев, Антихрист понимается бегунами не как духовное явление, а как конкретная физическая личность, а именно царь Пётр I, поэтому царскую власть они считают «апокалипсическим зверем». Для вероучения бегунов характерна проповедь полного социального нигилизма. Они призывают порвать все связи с обществом, не иметь дома, постоянно странствовать и скрываться. Со временем у бегунов появились так называемые «жиловые», которым вменяется в обязанность давать пристанище странствующим. Сами же они обычно выполняют обет странствия лишь формально: перед приближением смерти «жилового» выносят в сад или тайник. Бегуны никогда не хоронят своих покойников на кладбище, а устраивают захоронения в укромных местах, никак не отмечая могилы.

Бегуны не признают крещения, совершённого в любом другом вероисповедании, поэтому переходящие к ним должны обязательно перекрещиваться. У бегунов каждый крестит себя сам, чтобы быть совершенно уверенным в том, что к этому таинству не причастен какой-либо человек, связанный с Антихристом. К браку бегуны относятся по-разному: одни из них придерживаются безбрачия, другие же вступают в брак, при заключении которого дают обет верности.

Численность бегунов всегда была небольшой, однако из-за подвижного образа жизни они быстро распространились по территории страны. Бегуны встречаются в Томской области, а также в Ярославской, Саратовской, Пермской и Кемеровской областях России. За её пределами они обитают в Тургайской области Казахстана и Могилёвской области Белоруссии, но везде — малочисленны.

Внутри бегунского толка обособились отдельные группы, например безденежники (антипово согласие), которые отказались от денег, считая, что на них стоит печать Антихриста; статейники (иерархиты), создавшие свою собственную иерархию во главе с основателем этой группы, именовавшимся «патриархом»; противостатейники, брачные странники и др.

О. Е. Казьмина

БЕДЖА

беджа́, бедауйе, бедавир, народ группы кушитов на северо-западе Судана между Нилом и красноморским побережьем (1,75 млн. человек), в Египте вдоль побережья Красного моря (20 тыс. человек), в северо-западной Эритрее в бассейне реки Барка (80 тыс. человек). Общая численность 1850 тыс. человек. Подразделяется на племена: бишарин (бисарин, бисариаб), делящееся в свою очередь на более мелкие подразделения (атбаи, атбара и др.), хадендоа (хендава), амарар, халенга, абабде, бени-амер. Язык беджа то-бедауйе имеет два диалекта: беджа и хадареб. Распространён арабский язык. Бени-амер (Судан, Эритрея) говорят также на языке тигре. Беджа - мусульмане-сунниты.

О предках беджа известно из египетских письменных источников. Это блеммии, кочевые племена верблюдоводов, заселившие долину Нила в начале 1-го тысячелетия нашей эры. Они основали государство со столицей Талмис у южных границ Египта, уничтоженное в 543 нубийским царём. Беджа были вытеснены из Нильской долины в пустынные земли красноморского побережья. В VIII веке беджа завоевали земли в Эритрее, воспользовавшись ослаблением государства Аксум, и расселились в долине реки Барка.

Беджа сохранили традиционный тип кочевого скотоводства, аналогичный аравийскому ("азиатская" форма номадизма). Местами отдельные группы беджа сочетают отгонное скотоводство с земледелием, иногда с отходничеством в города и на хлопковые плантации. Кочевые группы беджа разводят верблюдов, овец и коз. Группы оседлых беджа разводят крупный рогатый скот породы зебу. Кочевые беджа совершают меридиональные перекочёвки на относительно короткие дистанции, они слабо связаны с земледелием. Развиты ремёсла: кожевенное (обработка шкур, выделка кож); изготовление домашней утвари из кожи, дерева; плетение; обработка металла.

Традиционное жилище кочевников - переносная четырёхугольная палатка, собирается из деревянных ветвей или шестов, стянутых хлопчатобумажными верёвками, покрывается матерчатыми полотнищами, циновками, шкурами. Палатку во время кочевания переносят грузовые верблюды, на стойбище палатку разбирают, устанавливают и собирают женщины. Жилище оседлых беджа - хижина, круглая или четырёхугольная в плане, крыша коническая, соломенная.

Традиционная одежда у мужчин из белой хлопчатобумажной ткани, состоит из широких штанов по щиколотку и длинной свободного покроя рубахи, поверх которой теперь нередко надевают европейский пиджак или жилет. Сверху - накидка из длинного куска ткани, набрасывается или обматывается произвольно. У бени-амер накидка надевается только на спину, концы её пропускаются под руками и перекрещиваются на груди и затем забрасываются на плечи. Беджа носят чалму, на ногах - грубые кожаные сандалии. Женская одежда включает хлопчатобумажное тёмного цвета платье, шаровары и шаль.

Основная пища молочная (молоко верблюжье, козье, коровье, в основном - кислое, и молочные продукты) и растительная (каши с разными приправами), мясо едят редко. Рыбу в пищу употребляет только группа абабде на берегу Красного моря.

Беджа сохраняют племенную структуру, в основе которой лежат патриархально-генеалогические связи; имеются и социально-возрастные связи. Счёт родства патрилинейный, брак вирилокальный.

В традиционном фольклоре преобладают исторические мифы, сказки, притчи.

К. П. Калиновская

Этнонимы: беджа, бедавир, бедауйе

БЕДУИН

бедуин (от араб. бадавиун — жители пустыни), у арабов — кочевые скотоводы, преимущественно верблюдоводы.

БЕКТАШИ

бекташи́, члены дервишского ордена, возникшего в Малой Азии в XII—XIII вв. и превратившегося в особую мусульманскую секту. Основателем ордена считается Хаджи Бекташи Вали. О жизни и деятельности Бекташи известно очень мало, его легендарная биография составлена не ранее XV в.

Верования и обряды бекташей включают разнородные, обычно заметно искажённые элементы ислама (в основном шиитского) и христианства. Характерны культ Али, признание 12 шиитских имамов, почитание мучеников, вера в троицу — Аллаха, Мухаммеда и Али, нечто вроде причащения вином, хлебом и сыром, исповедь наставнику, обет безбрачия и др.

Резиденция духовного главы ордена — «деде» располагалась в обители у предполагаемой могилы Бекташи, между Кыршехиром и Кайсери. Остальные обители (текке) возглавляются настоятелями — «баба». Наставники — «муршиды» обучают послушников, не прошедших обряд посвящения в дервиши.

Бекташи играли большую роль в султанской Турции вплоть до XIX в. Это было отчасти обусловлено их политическими связями с янычарами, однако в 1826 султан Махмуд II запретил орден. Тем не менее в середине XIX в. бекташи возобновили свою деятельность. В 1925 правительство упразднило все дервишские ордена, однако, несмотря на запрет, бекташи продолжали действовать в Турции даже после 2-й мировой войны.

Кроме Турции орден бекташей распространён также в Албании.

Б.-Р. Логашова

БЕЛЕШ

белеш, пирожок с мясом у татар. Ср. Хуплу.

БЕЛОЕ БРАТСТВО

Бе́лое бра́тство, синкретическая секта, соединяющая в себе элементы учения супругов Рерихов, христианства, оккультизма и гностицизма. Другие названия — Великое белое братство, Юсмалос. Относится к так называемым тоталитарным сектам. Официально появилась в 1990 в Донецке, где Марина Цвигун объявила о воплощении в себе Иисуса Христа и Богоматери и стала именоваться Марией Дэви Христос и Матерью Мира.

Догматика секты основывается на утверждении, что небесный Бог сочетает мужское (Иисус Христос) и женское (Святой Дух) начала в едином лице и может сойти на Землю в мужском или женском лице. Мария Дэви Христос рассматривается как монада-эксплантация Иисуса Христа и Святого Духа в одном человеке. Мария Дэви Христос и пророк Юоанн Свами (Иоанн Креститель), в роли которого выступает бывший научный работник Юрий Кривоногов, якобы излучают энергию Живого Бога — фохат, которой они крестят, совершают чудеса и уничтожают несогласных с их учением. Большую роль в вероучении играют эсхатологические мотивы — конец света был назначен руководителями секты на 24 ноября 1993. Утверждалось, что в день конца света 144 тыс. сторонников секты вознесутся на небо к божественной Дуаде (Мария Дэви Христос и Юоанн Свами) и будут вершить Страшный суд над землянами вместе с сефоритами — небесными ипостасями Дуады. Избранные юсмалиане составят седьмую расу Нового Иерусалима. Основными источниками вероучения секты являются книги «Юсмалос», «Третий завет», «Евангелие эпохи Водолея», «Агни-йога».

Адептам Белого братства внушалось, что живут они в последние времена существования человечества и им надо стойко сопротивляться Антихристу: не участвовать в общественной жизни, не учиться и не работать, не держать дома электронную аппаратуру и не есть мяса, яиц и грибов, через которые сатана якобы ведёт свою кодировку. Запрещено также вступать в брак, дабы не отдавать детей дьяволу. Предписывается усиленный пост, обязательны постоянные молитвы, покаяния и ночные молебны. Для причащения используется «живая вода». Секта крайне враждебно относится к другим конфессиям, особенно к Русской православной церкви (называет её «невестой сатаны»).

К 1993 в Белом братстве произошёл раскол: Марина Цвигун прокляла Юрия Кривоногова, объявив его Антихристом, который совращал её паству, запрещая есть мясо и другие.гие продукты. Часть юсмалиан осталась вегетарианцами, другие же сейчас употребляют в пищу мясо. Впрочем, сами юсмалиане на расколе внимания не заостряют. 10 ноября 1993 члены Белого братства, проникнув в Софийский собор в Киеве, пытались провести там свою службу. Руководители секты были задержаны. Следствие по делу Белого братства завершено, деятельность секты запрещена, её руководители приговорены к различным срокам тюремного заключения. Члены секты ушли в подполье. Белое братство имеет своих приверженцев в крупных городах Украины и европейской части России, в меньшей степени — в городах Белоруссии. Численность юсмалиан, в прежние годы достигавшая 5—7 тыс. (3—4 тыс. было сосредоточено на Украине), сократилась более чем в два раза.

Р. А. Силантьев

БЕЛОРУССКАЯ АВТОКЕФАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Белору́сская автокефа́льная правосла́вная це́рковь, одна из двух православных церковных организаций белорусских иммигрантов в Америке.

Образовалась после 2-й мировой войны, хотя её история восходит к несколько более раннему периоду. В 1922 в Минске состоялся собор духовенства и мирян под руководством митрополита Мелхиседека, на котором была предпринята попытка создать Белорусскую церковь, независимую от Московского патриархата, что не получило одобрения Русской православной церкви. Советское руководство отнеслось отрицательно к созданию отдельной Белорусской церкви, и вскоре все белорусские церковные руководители были арестованы и сосланы в Сибирь. Очередная попытка создания самостоятельной церкви была сделана во время немецкой оккупации Белоруссии, однако после освобождения Белоруссии эта церковь прекратила своё существование. Белорусская автокефальная православная церковь была образована после войны белорусскими беженцами в Германии. Когда же все епископы вновь созданной церковной организации вернулись в лоно Русской православной церкви, её священники и миряне обратились за содействием к Украинской автокефальной православной церкви. Митрополит этой церкви Поликарп не только благословил белорусскую церковную организацию, но в 1948 разрешил перейти в неё одному своему епископу.

Белорусская автокефальная православная церковь возглавляется архиепископом. Его резиденция находится в Торонто в Канаде. В США приходы этой церкви имеются в Кливленде (штат Огайо), Детройте (штат Мичиган) и Дороти (штат Нью-Джерси). Кроме того, приходы Белорусской автокефальной православной церкви есть в Великобритании, Бельгии и Австралии. Автокефалия этой церкви не признаётся ни одной из 15 автокефальных поместных православных церквей.

Численность последователей Белорусской автокефальной православной церкви составляет 24 тыс., в том числе в США 20 тыс.

О. Е. Казьмина

БЕЛОРУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Белору́сская правосла́вная це́рковь, самая многочисленная церковная организация, действующая в Белоруссии. Белорусская православная церковь входит в Русскую православную церковь, являясь её экзархатом, и в значительной степени самостоятельна в решении внутренних вопросов. Возглавляется митрополитом. Митрополит Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Беларуси, является одним из пяти постоянных членов Священного синода Русской православной церкви. К Белорусской православной церкви относятся бо́льшая часть верующих белорусов, а также русских, живущих в Белоруссии.

О. Е. Казьмина

БЕСПОПОВЦЫ

беспопо́вцы, одно из двух основных направлений старообрядчества, последователи которого не имеют духовенства. Когда после раскола старообрядцы столкнулись с проблемой нехватки священников, то часть из них стала принимать беглых священников из Русской православной церкви (беглопоповцы), другая же часть решила вообще отказаться от института священства, мотивируя свой отказ тем, что у плохой, с их точки зрения, «никонианской» церкви не могут быть хорошими священники. Окончательное формирование беспоповского направления происходило в последнее десятилетие XVII в. В 1692 и 1694 под руководством Харитона Карпова, Феодосия Васильева и другие.гих сторонников старой веры прошли соборы новгородских старообрядцев-беспоповцев, на которых были выработаны главные положения этого направления. На этих соборах, в частности, было провозглашено, что в мире окончательно воцарился Антихрист, благодати больше не существует, священство перевелось, что не даёт возможности совершать таинства причащения и брака. Соборы объявили безбрачие обязательным для беспоповцев. Из всех таинств оставлены были только таинства крещения и покаяния, которые и в Русской православной церкви при отсутствии священника в исключительных случаях разрешается совершать мирянам.

Для беспоповцев была характерна вера в скорый конец света и второе пришествие Христа. Именно поэтому среди его сторонников получили довольно широкое распространение «гари» (самосожжения), которые рассматривались как единственный способ спасения от царства Антихриста.

Руководство беспоповскими общинами осуществляют «наставники», «уставщики» и «начётчики».

Общая численность старообрядцев-беспоповцев составляет более 1 млн. человек. Они живут в разных районах России, а также в Литве, Латвии, Белоруссии, на Украине, в Казахстане и Польше. Подавляющее большинство составляют русские, встречаются также карелы, финны, коми, удмурты и представители некоторых других народов.

Решения беспоповских соборов 1692 и 1694 не были признаны всеми старообрядцами и поэтому беспоповское направление разделилось на разные согласия и толки: Часовенное, Поморское, Федосеевское, Спасово согласия, Филипповский, Страннический и другие.гие толки.

О. Е. Казьмина

БЕТЕЛЬ

бетель, жевательная смесь, возбуждающая нервную систему, из листьев перца бетель, орехов арековой пальмы и извести. Употребляется в Южной и Юго-Восточной Азии.

БЕТЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ИНДОНЕЗИИ

Бете́льская це́рковь в Индоне́зии, одна из пятидесятнических церквей страны. Основана в 1946 при содействии американских пятидесятнических миссионеров.

По вероучению относится к группе пятидесятников 3 благословений, то есть церквей, признающих наряду с 2 обычными пятидесятническими благословениями (обращением и крещением Святым Духом) ещё 3-е, «промежуточное» благословение — освящение (см. Пятидесятничество). Бетельская церковь в Индонезии тесно связана с влиятельной американской пятидесятнической церковью — Церковью Бога (Кливленд, Теннесси).

По догматике, культу и церковной организации Бетельская церковь в Индонезии идентична этой американской церкви.

Численность сторонников Бетельской церкви в Индонезии (вместе с детьми) — 724 тыс. человек. Половина из них — проживающие в Индонезии китайцы.

П. И. Пучков

БЕТЯР

бетяр, бетиар, разбойник, персонаж венгерского фольклора.

Предыдущая страница Следующая страница