Народы и религии мира
УНИТАРИАНСТВО

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

УНИТАРИАНСТВО

унитариа́нство, одна из форм маргинального протестантизма.

Истоки унитарианства восходят к учению Ария и другие.гим раннехристианским ересям, пытавшимся оспаривать один из важнейших христианских догматов — положение о Божественной Троице. В эпоху Реформации с антитринитарианских позиций выступил ряд религиозных деятелей и учёных: немец Мартин Целлариус (1499—1561), итальянец Бернардино Охино (1487—1564), испанцы Хуан Вальдес (около 1500 — 1541) и Мигель Сервет (1511—1553). Вскоре унитарианство появилось и в организованной форме, причём в нескольких странах: в XVI—XVII вв. в Польше и Трансильвании (тогда подчинённой Венгрии), в XVII—XVIII вв. — в Англии и в конце XVIII в. — в США. Хотя возникшие в разных странах формы унитарианства и несколько различались между собой, им были свойственны некоторые общие черты, и прежде всего чёткая антитринитарианская направленность.

В Польше споры между тринитариями (сторонниками догмата о Троице) и антитринитариями, или унитариями (отвергавшими этот догмат), происходившие во влиятельной в те годы Польской реформатской церкви, привели в 1565 к исключению синодом этой церковной организации приверженцев унитарианства. Исключённые унитарии создали в том же году так называемую Малую реформатскую церковь и опубликовали в 1605 унитарианский по своему характеру Раковский катехизис. Церковь возглавили итальянский врач Джорджо Бландрата (1515 — около 1590), поляк Мартин Чехович и другие.гие религиозные деятели. Наибольшую роль в новой церкви стала играть община, образованная в 1579 в Ракове. Её вскоре возглавил прибывший в Польшу итальянец Фаусто Соццини (1539—1604), имя которого более известно в латинизированной форме — Фаустус Социнис. По имени этого религиозного деятеля польских унитариев стали называть социнианами (другое употреблявшееся название — польские братья). Социниане не считали Иисуса Христа Богом и молились Ему лишь как человеку, воскрешённому Богом и получившему от Него власть над церковью. Действовавшая в Литве ветвь социниан — возглавляемые Симоном Будны литовские братья — оказалась ещё более радикальной и полностью отменила почитание Иисуса Христа. Пережив период расцвета своего движения в 1580—1620, польские и литовские унитарии в годы контрреформации в Речи Посполитой стали подвергаться преследованиям, а в 1658 были изгнаны из страны. Многие из них бежали к своим единоверцам в Трансильванию.

Трансильванскую ветвь унитариев возглавил венгр Ференц Да́вид (1510—1579). Будучи вначале католиком, а затем лютеранином, он стал в 1658 епископом Реформатской церкви Трансильвании, внутри которой образовалось сильное унитарианское крыло. Распространению унитарианства в Трансильвании и всей Венгрии способствовало то, что венгерский король Сигизмунд сам принял эту веру. После его смерти в 1570 и вступления на престол Стефана Батория положение унитариев в Венгрии ухудшилось. Это усугублялось тем, что Ф. Давид всё более склонялся к ветви унитарианства, не допускавшей, в отличие от ветви Дж. Бландраты, почитания Иисуса Христа. Именно эта форма стала со временем преобладающей в Трансильвании. Испытав преследования, унитарианская церковь в Венгрии всё же добилась своего признания. Её приверженцы и ныне сохранились в Румынии, в состав которой после 1-й мировой войны вошла Трансильвания, а также в Венгрии.

Основателем унитарианства в Англии считают Джона Биддла (1615—1662), написавшего ряд богословских трактатов в поддержку унитарианской доктрины. Однако создание первой унитарианской конгрегации в этой стране произошло более чем столетие спустя — в 1774. Организовал эту конгрегацию бывший англиканский священнослужитель Теофилус Линдси (1723—1808). Активным участником унитарианского движения в Англии был знаменитый химик Джозеф Пристли (1733—1804), которому человечество обязано открытием кислорода. Он был не только учёным, но и религиозным деятелем и служил унитарианским священником в городах Лидсе и Бирмингеме. Из-за преследований Дж. Пристли вынужден был в 1794 эмигрировать в США, где два года спустя организовал в штате Пенсильвания первую унитарианскую церковь.

Унитарианские ассоциации были созданы в Англии и США в 1825. Правда, в США ассоциация фактически представляла собой объединение отдельных людей, а не церквей. В 1865 в США была предпринята попытка объединить унитарианские церкви, но она оказалась неудачной из-за разногласий по христологическим и некоторым другим вопросам. Лишь в 1925 произошло слияние наиболее значительных унитарианских организаций США. В 1961 американские унитарии объединились с близкой им по взглядам церковью универсалистов, центральной доктриной которых являлось положение о спасении всех без исключения людей. В результате слияния была создана Унитарианская универсалистская ассоциация, являющаяся самой крупной в мире организацией унитариев.

Современные унитарии в основном сохранили ключевые доктринальные положения средневекового унитарианства.

Главной их доктриной по-прежнему остаётся утверждение о полном единстве Бога и связанный с этим отказ от признания Божественной Троицы. Они подчёркивают наличие у Иисуса Христа лишь одной, человеческой природы и отвергают Его божественность. Считается, что Христос не будучи божественным, лишь возвышен Богом до божественности. Сам же Бог отождествляется с мировым разумом.

Полагая, что человек по своей природе добродетелен, а не греховен, последователи унитарианства критикуют доктрину о грехопадении, не верят в искупительную жертву Иисуса Христа. Они не признают также положение об осуждении грешников, полагая, что все люди должны быть спасены. При этом спасение ждёт и лиц, не являющихся христианами.

В унитарианстве в настоящее время нет какого-либо зафиксированного вероучения и допускается большая свобода мнений и различие взглядов по догматическим вопросам.

Священное Писание принимается унитариями «в пределах разума». Критериями веры и практики, считают они, является не Писание, а рассудок и сознание. Разрешено свободное толкование Библии.

В XIX и XX вв. под влиянием таких религиозных деятелей, как англичанин Джеймс Мартино (1805—1900) и американец Теодор Паркер (1810—1860), унитарианство ещё более эволюционировало в сторону либерализма. Если прежде унитарии обосновывали свои взгляды ссылками на Священное Писание, то теперь в формулировке своих религиозных убеждений они всё более полагаются на разум. Если ранее унитарианство всё же в какой-то мере носило библейский характер, то теперь можно уже говорить об унитарианстве рационалистическом. Некоторые религиеведы считают, что унитарианство представляет собой нечто среднее между религией и философией.

Таинства у унитариев отсутствуют. Обрядность в разных унитарианских церквах различается, но везде она выделяется своей простотой и своеобразием. Во время собраний читаются проповеди, поются гимны. На праздники в церквах часто даются концерты и театральные представления. Проявляя предельную либеральность во всех вопросах, некоторые унитарианские церкви ввели у себя церковное оформление браков между гомосексуалистами.

Унитарианские церкви имеют конгрегациональное устройство. Каждая церковная община полностью самостоятельна. Все общинные дела решаются коллективно её членами. Численность унитариев во всём мире составляет 0,7 млн. человек. Больше всего их в США (190 тыс.). Последователи Унитарианской универсалистской ассоциации есть в штате Массачусетс (36 тыс.), Калифорния (15 тыс.), Нью-Йорк (14 тыс.) и др. Имеются унитарии также в Германии (65 тыс.), Румынии (55 тыс.), Великобритании (49 тыс.), Нидерландах (23 тыс.), Канаде (20 тыс.), Бельгии (16 тыс.), Швейцарии (5 тыс.), Индии (5 тыс.) и некоторых других странах.

Несмотря на сравнительно небольшую численность, унитарии в ряде стран, и прежде всего в США, пользуются влиянием, не сопоставимым с их долей в населении.

П. И. Пучков

В начало словаря

© 2000- NIV