Народы и религии мира
Статьи на букву "Х"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х"

ХАЛВА

халва (араб.), сладкое блюдо из орехов у народов Востока.

ХАЛДЕИ

халде́и, одна из униатских групп Римско-католической церкви. Называются также католиками халдейского (восточносирийского, ассирийского, персидского) обряда. Впервые появились на Кипре в середине XV в., когда местные несториане вступили в унию с Римом. Однако кипрские халдеи в конце того же века, после того как Венеция захватила остров, приняли латинский обряд. В Двуречье же, основном месте расселения несториан, часть последних вступила в унию с Римом в середине XVI в. Одной из причин раскола среди несториан было недовольство многих из них установленным порядком наследования должности патриарха его племянником. Первым патриархом халдеев Двуречья стал Сулака, игумен монастыря Раббан Хормидз близ Алкоша.

По вероучению халдеи, как и все униаты, в настоящее время нисколько не отличаются от Римско-католической церкви. Что же касается обрядности, то она при заключении унии была сохранена и в основном тождественна принятой несторианами. В частности, при богослужении используется литургия Аддаи (Фаддея) и Мари (Марка), причём богослужение начинается молитвой у подножия алтаря. Затем совершается благодарственный молебен, верующим предлагаются хлеб и вино, произносится молитва Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас»). Далее следует чтение Посланий апостолов, Евангелия, молитвы для новообращённых и молитвы с возложением рук.

Впрочем, со временем всё заметнее ощущается влияние преобладающего в Римско-католической церкви латинского обряда.

Халдеи пользуются григорианским календарём.

В организационном отношении Халдейская церковь сохраняет определённую автономию.

Численность халдеев 0,5 млн. человек. Они живут преимущественно в Ираке (около 400 тыс.), Иране (10 тыс.), Турции (6 тыс.) и Ливане (3 тыс.). Значительная группа халдеев имеется в США (50 тыс.). Язык литургии в Халдейской церкви — старосирийский. Католиками халдейского обряда являются также так называемые сиро-малабарцы.

П. И. Пучков

ХАЛХА

ха́лха, халхасцы, халха-монголы, народ в составе монголов. Численность 1,65 млн. человек. Живут главным образом в центральном, южном и восточном аймаках Монголии. 1 тыс. человек живёт также в Узбекистане, 2 тыс. человек — в Российской Федерации. Говорят на языке халха. Письменность с 1945 на основе русского алфавита. До этого была распространена старомонгольская письменность на основе уйгурской графики, созданная в XIII веке. Верующие — буддисты-ламаисты. Вероятно, первоначально, в середине XVI века, появился топоним халха (монгольское халх — "щит", "прикрытие") для обозначения территории Северной Монголии (основная часть территории современной МНР), а затем как этноним закрепился за населением этого региона. Монгольские хроники XVII—XVIII веков упоминают 12 халхаских поколений (родов), 7 из них, попавшие в XVI веке под власть Гэрэсэндзэ, явились предками халха. В состав халха вошли этнически разнородные элементы: монгольского (борджигины, хотогойты, дариганга, хорчины, чахары, узумчины) и немонгольского происхождения (тангуты, сартулы и др.). Вокруг них консолидируются остальные этнические и этнографические группы Монголии (дербэты, баяты, мингаты, дархаты, хамниганы, хотоны и др.). Материальная и духовная культура халха та же, что у других монголов МНР.

Н. Л. Жуковская

Этнонимы: халха, халха-монголы, халхасцы

ХАНАФИТЫ

ханафи́ты (ханифиты), последователи одной из четырёх религиозно-правовых школ или систем (мазхабов) суннитского ислама, созданной Абу Ханифой (около 699—767). Для системы Абу Ханифы характерны преобладающее значение райя (личного мнения, основанного на здравом смысле) и кыяса (суждения по аналогии); эти принципы можно изложить так: «В данном тексте аналогия в таком-то случае указывает на то-то; но в силу обстоятельств я считаю предпочтительным (ахсан) такой-то образ действия».

Система Абу Ханифы распространялась его учениками на Востоке — в Хорасане и Мавераннахре, где с IX—X вв. получила дальнейшую разработку в соответствии с местными условиями. Ханафитская школа пользовалась большим влиянием в Магрибе и в Сицилии. С падением Аббасидского халифата значение ханафитской школы уменьшилось, однако её поддерживали Сельджукиды, а позднее — султаны Османской империи, где ханафитский мазхаб был провозглашён государственным и все кади и муфтии должны были выносить заключения в соответствии с ним.

Успеху распространения ханафитской школы, особенно среди тюркских кочевых народов, способствовало терпимое отношение к местным традициям и обычаям (урф, адат, канун), что позволяло как бы включать их в мусульманскую систему; более широкое применение райя и кыяса допускало проявления определённой лояльности по отношению к иудеям и христианам.

В настоящее время ханафиты являются самой крупной группой мусульман-суннитов и, по некоторым оценкам, образуют не менее половины адептов суннизма.

Ханафитский толк преобладает в ряде стран Юго-Западной Азии (в Турции, Сирии, центральных районах Ирака,Афганистане), среди мусульман Южной Азии (в Пакистане, Северной Индии), в Джибути, во всех странах Средней Азии (Узбекистане, Таджикистане, Туркмении, Киргизии), среди мусульман Казахстана и России.

Б.-Р. Логашова

ХАНБАЛИТЫ

ханбали́ты, последователи одной из четырёх религиозно-правовых школ или систем (мазхабов) суннитского ислама — Ахмеда ибн Ханбаля (780—855). Как считают некоторые исследователи ислама, сам Ахмед ибн Ханбаль не создал особой системы, но его ученики пропагандировали его мнение по различным проблемам правоведения. Согласно Ибн Ханбалю, источником закона может быть только Священное Писание, поэтому он отрицал какие-либо нововведения (бида). Идеи Ибн Ханбаля получили распространение после отказа от учения мутазилитов, проповедовавших божественную справедливость и единобожие, разум как критерий религиозного познания. Ханбалиты отрицали свободу мнений в толковании Корана и хадисов, фанатически соблюдали обрядовые и правовые нормы шариата; они допускали лишь очень ограниченное применение кыяса (суждения по аналогии) и иджмы (согласного мнения), причём под иджмой признавалось единодушное мнение только сподвижников Мухаммеда.

До XIV в. ханбалиты играли большую роль во всём мусульманском мире, однако с приходом к власти османов их влияние ослабло. В XVIII в. на основе учения Ибн Ханбаля и под влиянием сочинений Ибн Таймии (ум. 1328) в Хиджазе и Неджде возникло движение ваххабитов под руководством Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба, ещё более враждебное и нетерпимое ко всяким нововведениям.

Численность ханбалитов в настоящее время невелика. По одной из оценок, они составляют сейчас лишь 0,2% всех мусульман-суннитов. Наиболее высока доля ханбалитов в Саудовской Аравии, а также в Катаре. Они имеются и в других государствах восточной части Аравийского полуострова, в Индии и Индонезии, ряде стран Северной и Восточной Африки.

Б.-Р. Логашова

ХАРАРИ

харари

Харари. Продажа ремесленных изделий.

хара́ри (самоназвание), адари, народ в Эфиопии, коренное население города Харэр; живут также в городах Аддис-Абеба, Дырэ-Дауа и др. Сельское население отсутствует. Родственны аргобба. Численность 40 тыс. человек. Говорят на языке харари (или диалекте восточных гураге) семитской группы афразийской семьи. Письменность в XVII—XIX вв. на основе арабской графики, современная — на основе эфиопской. Распространены также арабский и амхарский языки. Верующие — мусульмане-сунниты.

В средние века харари составляли население мусульманских султанатов Восточной Эфиопии, в XVII—XIX веках — Харарского эмирата, присоединённого во второй половине XIX века к Эфиопской империи. Занимаются торговлей, ремёслами, значителен слой интеллигенции и служащих. В традиционной социальной организации знать, духовенство, купечество, ремесленники образовывали замкнутые группы кастового типа. Традиционный быт сочетает общеэфиопские, южноаравийские и северосомалийские (см. Сомалийцы) черты. Харэр — важнейший центр ислама в Восточной Эфиопии.

Ю. М. Кобищанов

Этнонимы: харари, адари

харари

Харари. Плетёный сосуд, украшенный раковинами каури.

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, Санкт-Петербург.

ХАРЕМ

харем (от араб. харам — запретный), гарем, жен. половина в жилище у народов Ближнего Востока.

ХАРИДЖИЗМ

хариджи́зм, одно из направлений ислама. Хариджизм возник в результате борьбы за власть в Халифате между сторонниками двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда Али ибн Аби Талиба и наместника Сирии, будущего халифа Муавии. Во время Сиффинской битвы (657) Али согласился на третейский суд, однако часть сражавшихся, не признавая суда людей, заявила, что судить вправе только Бог, и удалилась в деревню Харура в окрестностях города Куфы (поэтому вначале их называли харуритами). Они положили начало хариджитскому движению (харидж — выступающий), которое повело борьбу против Али, и в 661 он был убит. Хариджиты выступали и против халифа Муавии, который жестоко подавлял их мятежи.

Хариджиты выступили с учением о верховенстве мусульманской общины. Согласно их учению, халиф получал власть от общины путём выборов. Каждая община могла избрать себе имама-халифа, равно как и сместить его, и даже убить, если он не соблюдал её интересов; избранным в халифы мог быть любой мусульманин, даже негр. Учение хариджитов никогда не было кодифицировано, но оно сыграло большую роль в развитии мусульманского богословия. Хариджиты выступали как пуритане ислама и даже отвергали 12-ю суру Корана, как легкомысленную, поскольку в ней рассказывается любовная история Иосифа и египтянки, весь же Коран, согласно их учению, является несотворённым словом Аллаха, содержит в себе все знания, и его нужно понимать буквально. Чрезвычайную строгость хариджиты проявляли в отношении культа и веры: телесное очищение перед молитвой необходимо, по их представлению, дополнять абсолютной чистотой совести. Хариджиты осуждали всякую роскошь, запрещали музыку, игры, табак, алкогольные напитки; отступники, совершившие смертный грех, должны быть уничтожены. Хариджиты проявляли фанатическую нетерпимость ко всем инакомыслящим, в том числе прибегали к террору, насилию и убийствам, призывали к отмщению за погибших единомышленников. Проповедники хариджитов учили, что вера, не сопровождаемая делами в духе их учения, не даёт спасения в будущей жизни и что человек, совершивший смертный грех, перестаёт быть мусульманином.

Хариджиты в VII—IX вв. выступали против омейядских и аббасидских халифов. Их выступления, несмотря на жестокость и фанатизм, находили поддержку у населения. В Северной Африке сторонники хариджизма даже образовали своё государство с династией Рустемидов.

Хариджизм уже в VII в. стал распадаться на ряд сект: мухаккимиты, азракиты, надждиты, байхаситы, аджрадиты, са’алабиты, ибадиты, суфриты и др. В настоящее время хариджизм представлен группой ибадитов, утратившей активную нетерпимость к иноверцам.

Общая численность хариджитов — свыше 1 млн. человек (0,1% всех мусульман).

Хариджизм является господствующим направлением ислама в Омане, хариджиты имеются также среди берберов в оазисах Алжира и Ливии и на острове Джерба в Тунисе, а также на острове Занзибар в Танзании.

Б.-Р. Логашова

ХАРРИЗМ

харри́зм, афрохристианское сектантское движение. Другие названия — Церковь Харриса, секта Харриса.

Основана в Либерии в начале XX в. Уильямом Уаде Харрисом, бывшим методистским проповедником, утверждавшим, что он услышал призыв от Бога. Повинуясь этому «призыву», он объявил себя пророком.

Священной книгой харристов считается Библия, причём особое значение придаётся Ветхому Завету. Доктринальные положения харризма близки к протестантским, однако в вероучение инкорпорированы элементы местных традиционных верований. Основные христианские догматы существенных изменений в харризме не претерпели. Большое значение придаётся 10 библейским заповедям, из которых выводятся необходимость воздержания, любви к ближним, подчинение старшим и допустимость многожёнства. Из таинств сохранено только крещение. В секте проповедуется крайне враждебное отношение к местным традиционным верованиям.

Сектанты 3 раза в неделю собираются в особых молельнях — бамбуковых шалашах с алтарями. Службы сходны с протестантскими — на них поются псалмы, духовные песни, а в конце читается проповедь. Существует сложная иерархическая система духовенства. В настоящее время последователи харризма сосредоточены в основном в Кот-д’Ивуаре (150 тыс. человек), Гане (4 тыс.) и в некоторых других африканских странах.

Р. А. Силантьев

ХАСИДИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХАТА

хата, жилище, жилое отапливаемое помещение в доме у украинцев, белорусов и русских южных областей России.

ХАШ

хаш, мясное блюдо из густого бульона с пряностями у народов Кавказа.

ХЕЙРО

хейро, хороводный танец у эвенков.

ХЕЛЬ

хель (араб. — род), родовая группа у афганцев.

ХЕНЕКЕН

хенекен, мексиканский сизаль, сорт агавы, а также волокно, добываемое из её листьев, у народов Центральной Америки.

ХИНКАЛ

хинкал, хинкали, род крупных пельменей у народов Передней Азии и Кавказа. Ср. Курзе, Манты.

ХОАХАО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХОКА

хо́ка (название введено американскими этнологами Р. Диксоном и А. Крёбером, является производным от форм слова "два", предположительно от "хоки" в языке атсугеви), группа индейских народов, говорящих на языках макросемьи хока, в США (Калифорния, Аризона, запад Невады) и Мексике: карок, чимарико, вашо, эсселен, салинан, группы шаста, палаихни (ачумави, атсугеви), яна (яна, яхи), помо, чумаш, юма (типаи-ипаи, кокопа, хавасупай, валапай, явапай, пайпай, мохаве, марикопа, куэчан, килива), а также предположительно сери и чонтали. Выделение макросемьи хока гипотетично. Наиболее вероятно родство карок, чимарико, групп помо, палаихни и яна на севере Калифорнии и юма — на юге. Принадлежность остальных к хока вызывает бо́льшие сомнения. Предполагавшееся ранее существование более широких языковых общностей (хока-коауильтекской, или хокальтекской, и хока-сиу, см. Сиу) ныне отвергается или ставится под сомнение. Предки хока, предположительно, — древнейшее население Калифорнии, позднее вытесненное на периферию этого региона народами группы пенути и другими. Традиционная культура народов хока типична для индейцев Калифорнии, Юго-Запада и Месоамерики (Смотри в статье Индейцы).

А. А. Истомин

Этнонимы: хока

ХОЛИ

холи, праздник весеннего равноденствия у индуистов.

ХОНМИТИ

Хонмити́ («исконный путь»), синтоистская секта, отделившаяся в 1913 от Тэнри-кё. Основательницей Хонмити формально считается Накаяма Мики, создавшая Тэнри-кё; вторым основателем называется харизматический лидер Ониси Аидзиро (1881—1958). Вначале он возглавлял подразделение Тэнри-кё в префектуре Ямагути, однако в 1913 объявил о полученном откровении и своём богоизбранничестве. Вскоре вокруг него образовалась группа учеников из числа адептов учения Тэнри. В 1924 за попытку раскола его лишают сана, после чего группа стала действовать самостоятельно, назвав себя Тэнри Кэнкю-кай («Ассоциация исследователей божественной мудрости»). В этот период организация привлекает в свои ряды много молодых офицеров. В 1926 приверженцы Хонмити выпускают памфлет Кэнкю сирё (Материалы исследований), в котором утверждается, что легендарная история об основателе государства — первом императоре Дзимму — не более чем выдумка, и поэтому власть ныне действующего императора, считающегося его прямым потомком, оснований под собой не имеет. Эта власть губительна для нации, и Японию может спасти только истинное учение Ониси. За антиправительственную пропаганду Ониси Аидзиро вместе с группой активистов были арестованы и осуждены. После освобождения в 1935 Ониси пытается восстановить секту, но вскоре его вновь арестовывают, а организацию распускают. В марте 1946 секта возрождается под новым именем Тэнри Хонмити («Исконный путь божественной мудрости»), а позднее начинает именовать себя просто Хонмити.

Сторонники Хонмити придерживаются доктрины Тэнри-кё, рассматривают записки Накаяма Мики как слово бога и в своей повседневной жизни руководствуются её религиозно-этическими предписаниями.

Главным объектом поклонения являются 10 богов «ками» во главе с Тэнри О-но микото, составляющие ядро Вселенной.

Штаб-квартира организации находится в городе Такаиси в префектуре Осака. Число сторонников составляет, по устаревшим данным, около 300 тыс. человек.

К. Л. Банников

ХОРА

хора, хорэ (от греч. choros — хоровод), молдавский и румынский хороводный танец. Исполняется обычно под аккомпанемент оркестра (тараф).

ХОРОВОД

хоровод, 1) танец-игра, сопровождаемый пением, иногда обрядового значения. Характерно круговое движение, для песен — наличие припева. Смотри также Ёхор, Коло, Лонгдол, Менуэт, Хейро, Хора, Хоруми; 2) (также карагод, танок), молодёжные игры на открытом воздухе у восточных славян, сопровождаемые исполнением хоровода; приходятся в основном на конец весны — начало лета.

ХОРУМИ

хоруми, аджарский мужской хороводный танец.

ХОССО-СЮ

Хоссо́-сю (школа Вид дхарм), одна из нарских школ японского буддизма, оформившаяся на базе учения, проникшего в Японию из Китая в VII в. В основе догматики — утверждение о нереальности единичного (дхарма — единичная сущность) и истинной реальности абсолютного. В учении Хоссо-сю реальным признаётся только некое единое сознание, эквивалентное абсолюту. Все феномены объявляются мыслительными конструкциями. Догматика Хоссо-сю сыграла существенную роль в формировании японского буддизма. В настоящее время влияние Хоссо-сю на верующих крайне незначительно. Число адептов школы составляет менее 580 тыс., преимущественно в районах центральной Японии. Среди 55 храмов Хоссо-сю Кофукудзи и Якусидзи в Нара, принадлежащие к числу наиболее выдающихся памятников буддийской архитектуры.

Г. Е. Светлов

ХРИСТИАНЕ ПОЛНОГО ЕВАНГЕЛИЯ

Христиа́не по́лного Ева́нгелия, радикальная протестантская пятидесятническая секта. Другие названия — Слово жизни, Живая вода, Северная земля. Основана в Швеции во второй половине XX в.

Вероучение секты опирается на Библию (особенно на Ветхий Завет) и на сочинения идеологов секты, составивших основу для принятой в организации так называемой теологии процветания.

Доктринальные положения Христиан полного Евангелия в целом соответствуют общепятидесятническим. Основные христианские положения в догматике секты практически не искажаются (признаётся существование Троицы, воскресение Иисуса Христа и искупление Им грехов людей). Как и в других протестантских конфессиях, в секте отвергается почитание святых, икон и креста. Важную роль у Христиан полного Евангелия играют эсхатологические мотивы. В частности, в проповедях говорится о скором конце света и люди призываются к «уходу от мира» и передаче своего имущества секте. Из обрядов в секте признаются крещение (в сознательном возрасте) и причащение, практикуются также исповедь и рукоположение. Культовая практика секты состоит из воскресных собраний, на которых поются псалмы и духовные песни, читаются проповеди. Кульминационным моментом собрания является впадение в транс членов секты с целью добиться схождения Святого Духа. Для впадения в транс используются гипноз, называемый в секте «сладким гипнозом», и мистическая живая вода. Сектанты считают, что схождение Святого Духа выражается в глоссолалии (говорении на так называемых иноязыках) и судорожных припадках. Во время собраний постоянно повторяется фраза «Ты полностью подчинён Богу!». Собрания проводят специально подготовленные пасторы.

К другим конфессиям, особенно к Русской православной церкви, Христиане полного Евангелия относятся крайне враждебно и иногда призывают к физическому уничтожению их членов (уже зафиксированы случаи столкновения на этой почве). Все люди, не разделяющие учение секты, объявляются одержимыми дьяволом.

Общая численность Христиан полного Евангелия достигает 600 тыс. человек. Они есть практически во всех странах Европы, а также в США и многих других странах мира. Имеются адепты секты и во всех странах СНГ, в том числе в России (20 тыс.). В нашей стране общины Христиан полного Евангелия есть в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Тюмени, Абакане, Нижневартовске, Когалыме, Сургуте, Рыть-Яхе и некоторых других городах.

Р. А. Силантьев

ХРИСТИАНЕ СЕДЬМОГО ДНЯ

Христиа́не седьмо́го дня, одна из групп адвентистов.

Образовалась в 30-х гг. в результате раскола, произошедшего в рядах адвентистов седьмого дня в СССР.

Христиане седьмого дня обвинили руководство адвентистов седьмого дня в отступлении от принципов истинного христианства. Они потребовали более строгого выполнения предписаний раннего адвентизма, поставили под сомнение непогрешимость прорицаний Эллен Уайт, считая, что она неправильно толковала некоторые знамения второго пришествия Христа.

Христиане седьмого дня выступили также против веры в чудеса.

По своим же доктринальным позициям и культу эта группа очень близка адвентистам седьмого дня.

Численность Христиан седьмого дня всегда была весьма небольшой, а о её современном состоянии мало что известно.

П. И. Пучков

ХРИСТИАНСКАЯ МЕТОДИСТСКАЯ ЕПИСКОПАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ

Христиа́нская методи́стская епископа́льная це́рковь, одна из афроамериканских методистских церквей США.

Несмотря на то что многие из исповедовавших методизм бывших рабов в США примкнули к созданным в конце XVIII — начале XIX вв. негритянским методистским церквам — Африканской методистской епископальной церкви и Африканской методистской епископальной сионской церкви, часть из них оставались членами Методистской епископальной церкви, южной, руководство которой находилось в руках белых и которая во время гражданской войны в США фактически выступила против отмены рабства. Однако среди остававшихся в составе этой церкви негров всё увеличивалось желание создать отдельную церковь, и церковное руководство, пойдя навстречу этим стремлениям, оказало содействие в создании новой церковной организации, а с 1880 стало оказывать ей и финансовую помощь. Новая организация была создана в 1870 на конференции в городе Джэксон в штате Теннесси и получила название Цветной методистской епископальной церкви, однако в 1954 была переименована в Христианскую методистскую епископальную церковь.

По вероучению и обрядности Христианская методистская епископальная церковь близка Объединённой методистской церкви.

Высшим органом церкви является, как и в других методистских церквах, Генеральная конференция. Внутренние подразделения церкви также управляются конференциями, созываемыми ежегодно. Христианская методистская епископальная церковь имеет епископальное устройство.

Численность последователей Христианской методистской епископальной церкви в США — 719 тыс. человек.

П. И. Пучков

ХРИСТИАНСКАЯ НАУКА

Христиа́нская нау́ка, маргинальная протестантская деноминация. Официальное название — Церковь Христа, учёного. Основана в Бостоне (США) в 1879, хотя её практика и догматические положения были разработаны несколько ранее — соответственно в 1866 и 1875. Основательницей деноминации является Мэри Бейкер Эдди (1821—1910). На её мировоззрение большое влияние оказал гипнотизёр и целитель Ф. П. Куимби, считавший, что лечить людей нужно не с помощью медицинских средств, а духовным воздействием. Хотя Эдди родилась в кальвинистской семье, элементы кальвинизма в разработанном ею вероучении практически не прослеживаются.

Основное положение Христианской науки — понимание Бога как божественного разума, божественного принципа. Только мысль или дух являются вечными и реальными, материя же представляет собой иллюзию, подверженную разрушению и уничтожению. Бог создал лишь хорошее, поэтому грех, страдание, скорбь, болезнь, смерть — это ошибки человеческого разума, которые обусловлены неправильным представлением о реальном существовании материи. Уничтожить их могут, по мнению Христианской науки, молитва и духовное возрождение. Лечить болезни нужно не с помощью медицины, а выработкой правильного мышления. Исцеление рассматривается не как нечто сверхъестественное, а как божественно естественное. Иисус из Назарета считается человеком, а Христос — божественной идеей. Иисус, полагают последователи Христианской науки, не умер на кресте, поскольку знал, что не может умереть. Троица понимается не как существование Бога в трех лицах, а как единство Отца, Сына и Святого Духа. Её интерпретируют также как жизнь, истину и любовь. Спасение людей достигается познанием ими иллюзорности смерти. Таинства сторонниками Христианской науки не совершаются.

Основное догматическое сочинение деноминации — написанная её основательницей и впервые опубликованная в 1875 книга «Наука и здоровье с ключом к Священному Писанию», в которой изложены вероучение и предлагаемые методы исцеления. Библия признаётся, но ей отводится менее значительное место, чем сочинениям Эдди. Какие-либо инновации в вероучении строго запрещены.

Крещение и причащение в Христианской науке весьма необычны. Крещение было определено М. Б. Эдди как «погружение в дух», а причащение состоит в молчаливом коленопреклонённом общении с Богом.

Культ секты состоит в чтении по воскресеньям специально избранных отрывков из книги Эдди «Наука и здоровье» и Библии, а также в пении гимнов. Впрочем, молитва может быть и молчаливой. По средам последователи Христианской науки отчитываются о проведённых ими исцелениях. Священнослужителей в принятом понимании в деноминации нет, но каждое отделение Христианской науки имеет двух чтецов (обычно это мужчина и женщина) для чтения «Науки и здоровья» и Библии. Чтецы избираются общиной на 3-годичный срок. Кроме того, существуют специально подготовленные целители. Какие-либо священные облачения и знаки отличия у церковных служителей отсутствуют. Помимо церквей функционируют читальные залы, где можно получить периодические издания Христианской науки: широко известную в Америке ежедневную газету «Крисчен сайенс монитор», еженедельник «Крисчен сайенс сентинэл» и ежемесячный официоз «Крисчен сайенс джорнэл».

Истинные приверженцы Христианской науки не употребляют алкогольных напитков, не курят и не участвуют в азартных играх. Они также не обращаются к врачам и не используют лекарства.

В организационном отношении Христианская наука высоко централизована. Её главный штаб находится в Бостоне. Управляется она Советом директоров во главе с президентом. Члены Совета занимают свои должности пожизненно и назначают себе преемников. Все региональные отделения Христианской науки непосредственно подчинены «Материнской церкви» в Бостоне и не имеют каких-либо местных руководителей.

Христианская наука запрещает своим руководителям публиковать данные о числе последователей, и поэтому все такие сведения носят весьма ориентировочный характер. Предполагается, что адептов Христианской науки насчитывается около 1,4 млн., причём в последние десятилетия наблюдается тенденция к уменьшению численности деноминации. Большинство последователей Христианской науки живёт в США (около 1 млн. человек), есть они также в Канаде (25 тыс.), Великобритании (50 тыс.), Германии (10 тыс.), Австралии (20 тыс.) и многих других странах.

П. И. Пучков

ХРИСТИАНСКАЯ РЕФОРМАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ПРИШЕСТВИЯ

Христиа́нская це́рковь прише́ствия, одна из адвентистских церковных организаций.

Основана в 1860 (по другим источникам, датой основания был 1855) Джонатаном Каммингом. В 1964 в Христианскую церковь пришествия влился малочисленный Союз жизни и пришествия, основанный в 1863 и близкий к ней по взглядам, однако просуществовавший в качестве отдельной организации более столетия. И Христианская церковь пришествия и Союз жизни и пришествия возникли как распавшиеся звенья миллеритского движения в период «великого разочарования» его участников, когда в 1844 не состоялось предсказанное Уильямом Миллером (1782—1849) второе пришествие Христа (см. Адвентизм).

Дж. Камминг утверждал, что бессмертие души не является неотъемлемым свойством человека. Позже он пришёл к выводу, что бессмертие носит условный характер, оно даруется Божьей милостью тем, кто через веру в Христа как Спасителя заслужил это. Он считал также, что вплоть до второго пришествия будет неизвестно, кто заслужил бессмертие и какое кого ожидает воздаяние. В промежуточный период между смертью и возвращением Христа душа, по мнению Дж. Камминга, находится в состоянии сна. Неверующие не обречены на вечные муки в аду, а будут истреблены и таким образом прекратят своё существование.

Христианская церковь пришествия продолжает придерживаться взгляда У. Миллера о неизбежности скорого второго пришествия Иисуса Христа, однако не называет конкретных сроков этого события. Церковь стоит также за историческую интерпретацию библейских пророчеств.

Христианская церковь пришествия не признаёт прорицательских высказываний Эллен Уайт, основательницы церкви адвентистов седьмого дня, отвергает предписанные ею пищевые ограничения.

Обрядность в Христианской церкви пришествия сходна с обрядностью других групп адвентистов и баптистов. В отличие от адвентистов седьмого дня, приверженцы Христианской церкви пришествия празднуют не субботу, а воскресение.

Христианская церковь пришествия имеет конгрегациональное устройство. Генеральная конференция, созываемая раз в 3 года, решает все вопросы, связанные с миссионерской и просветительской деятельностью.

Руководящие органы Христианской церкви пришествия находятся в городе Шарлотт в штате Северная Каролина.

Численность сторонников Христианской церкви пришествия (вместе с детьми) составляет в США 24 тыс. человек. Наиболее значительные группы адептов Христианской церкви пришествия имеются в Северной Каролине (более 1/4 всех приверженцев), Флориде и Мэне.

Церковь ведёт миссионерскую работу в Индии, на Филиппинах, в Японии, Малайзии, Мексике, Нигерии. В этих странах насчитывается около 25 тыс. последователей Христианской церкви пришествия (вместе с детьми).

П. И. Пучков

ХРИСТИАНСКАЯ ШКОЛА ЕДИНСТВА

Христиа́нская шко́ла еди́нства, маргинальная протестантская секта, близкая к Христианской науке. Другие названия — Единство, Объединение. Основана в конце XIX в. Чарлзом и Мирт Филмор, увлечёнными методами «целителя» Финеаса Квимби.

Вероучение Христианской школы единства представляет собой конгломерат из догматических положений христианства, гностицизма, индуизма и Христианской науки. Все важнейшие догматы христианства в Христианской школы единства отвергаются. Так, Троица в движении рассматривается как совокупность трёх принципов: Бога Отца — разума, Бога Сына — идеи, Святого Духа — выражения идеи. При этом, по мнению сектантов, ипостаси Троицы не имеют личностного аспекта. Христианская школа единства также разделяет личность Спасителя на две составляющие — Иисуса и Христа, считая при этом, что Христос является божественным принципом, известным под разными именами (Кришна, Будда и др.) также в других религиозных системах, а Иисус — лишь очередное его воплощение. Важное место в догматике секты занимает реинкарнация, рассматриваемая как способ достижения бессмертия и слияния с «божественным разумом». Для достижения совершенства человек должен пройти не менее 20 перевоплощений, что рассматривается Христианской школой единства как акт милосердия со стороны Бога, который не желает людям смерти. В частности, основатель секты Чарлз Филмор считал себя воплощением апостола Павла. В секте отвергается положение о первородном грехе и величайшей радостью считается сознание того, что человек по своей природе безгрешен. Отрицается существование рая и ада, так как, по мнению Христианской школы единства, человек не может нести наказания за грехи. Боль, болезни и старость, как и в Христианской науке, считаются нереальными, и чтобы избавиться от них, достаточно только внушить себе это.

Непогрешимость Библии в Христианской школе единства отрицается, и она трактуется лишь как аллегория. Более авторитетными считаются сочинения основателей секты и их учеников.

Культовая практика Христианской школы единства в основном состоит в проведении собраний по средам и воскресеньям, во время которых читаются молитвы об исцелении от болезней, проводятся сеансы самовнушения и изучаются сочинения идеологов секты. Кроме того, около 200 членов Христианской школы единства круглосуточно молятся в так называемой «башне молитвы» за прошения различных людей об исцелении.

Христианская школа единства имеет около 2 млн. последователей практически во всех странах мира. Наибольшее число сторонников секты сосредоточено в США, где в городе Лиз-Саммит (штат Миссури) находится её центр. Христианская школа единства на данный момент возглавляется Конни Филмор, внучкой основателей секты.

Христианская школа единства предпринимает попытки проникновения в нашу страну, сотрудничая с религиозной ассоциацией «Духовное единство» (толстовцами).

Р. А. Силантьев

ХРИСТИАНСКИЕ КОНГРЕГАЦИИ БРАЗИЛИИ

Христиа́нские конгрега́ции Брази́лии, одна из крупнейших пятидесятнических церковных организаций Бразилии. Возникла в 1910 как объединение итальянских пятидесятников.

По вероучению относится к группе пятидесятников двух благословений (см. Пятидесятничество). В качестве благословений признаются обращение (принятие веры) и крещение Святым Духом, внешне выражаемое так называемой глоссолалией (говорением на иноязыках).

Культ Христианских конгрегаций Бразилии сходен с культом основной массы пятидесятнических церквей.

Церковное устройство — конгрегациональное.

Численность сторонников Христианских конгрегаций Бразилии свыше 3,5 млн. человек. Свыше половины их сосредоточено в штате Сан-Паулу, около трети — в штате Парана. По этнической принадлежности это лица итальянского происхождения.

П. И. Пучков

ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕРКВИ И ЦЕРКВИ ХРИСТА

Христиа́нские це́ркви и це́ркви Христа́, одна из групп реставрационистов, образовавшаяся в результате второго раскола внутри деноминации ученики Христа. Раскол этот произошёл около 1935, хотя официально деноминация Христианские церкви и церкви Христа стала выделяться в церковных статистических материалах лишь с 1968.

Основными причинами раскола были либеральные нововведения и экуменические тенденции у учеников Христа. Консервативная группа, выделившаяся в новую деноминацию, выступила также против получившего распространение у учеников Христа приёма в члены конгрегации взрослых лиц, не крещённых путём погружения.

По вопросам догматики и культа у новой деноминации с учениками Христа каких-либо расхождений практически не было. В частности, Христианские церкви и церкви Христа, в отличие от другой ранее отколовшейся группировки — Церквей Христа, продолжали использовать инструментальную музыку, почему их вместе с учениками Христа называют иногда инструменталистами.

В организационном отношении каждая конгрегация Христианских церквей и церквей Христа обладает автономией.

Общая численность последователей Христианских церквей и церквей Христа — свыше 1,7 млн. человек, 1,2 млн. из которых живёт в США, в штатах Индиана (160 тыс.), Огайо (136 тыс.), Иллинойс (119 тыс.) и др. За пределами США значительные группы сторонников этой деноминации имеются в Индии (263 тыс.), Республике Корея (20 тыс.), Австралии (73 тыс.), Зимбабве (70 тыс.), Малави (21 тыс.), ЮАР (20 тыс.).

П. И. Пучков

ХРИСТИАНСКИЙ И МИССИОНЕРСКИЙ АЛЬЯНС

Христиа́нский и миссионе́рский алья́нс, протестантская церковная организация перфекционистской направленности. Была создана в 1887 верующими, принадлежавшими к разным протестантским деноминациям. Инициативу организации Христианского и миссионерского альянса взял на себя пресвитерианский священник А. Б. Симпсон. Вначале были созданы две отдельных организации: Христианский альянс, состоявший из местных «ветвей», и Миссионерский альянс - своего рода агентство, занимавшееся посылкой миссионеров. В 1897 эти две организации объединились, однако окончательно определились как церковь и деноминация лишь в 1974.

В вероучении Христианского и миссионерского альянса, официально принятом в 1965, делается акцент на центральное положение личности Христа, который рассматривается как спаситель, освятитель (освобождающий от грехов), исцелитель и ожидаемый царь.

Организационная структура Христианского и миссионерского альянса сочетает конгрегациональные и пресвитерианские принципы. В каждой стране (в результате миссионерской деятельности деноминация распространилась далеко за пределы США) церковь автономна.

Общая численность сторонников Христианского и миссионерского альянса - 2,3 млн. человек. Из них в США сосредоточено 272 тыс. [в штатах Калифорния (39 тыс.), Пенсильвания (37 тыс.), Огайо (25 тыс.), Нью-Йорк (20 тыс.) и др.], в Канаде - 74 тыс., Перу - 37 тыс., Чили - 33 тыс., Эквадоре - 25 тыс., Колумбии - 24 тыс., Пуэрто-Рико - 14 тыс., Вьетнаме - 350 тыс., Индонезии - 287 тыс., на Филиппинах - 143 тыс., в Сянгане - 33 тыс., Индии - 25 тыс., Лаосе - 16 тыс., Таиланде - 6 тыс., Японии - 5 тыс., Кот-д’Ивуаре - 189 тыс., Демократической Республике Конго - 94 тыс., Буркина-Фасо - 48 тыс., Габоне - 40 тыс. и т. д. В США значительная часть церквей Христианского и миссионерского альянса носит полиэтнический характер, объединяя представителей многих национальностей (наряду с англоязычными американцами также кхмеров, лаосцев, вьетнамцев, американских индейцев, испаноязычных американцев и др.).

П. И. Пучков

ХРИСТИАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХУЛА

хула, гавайский танец, распространён у многих народов Полинезии.

ХУПЛУ

хуплу, пелеш, пресный пирог с мясом у чувашей. Ср. Белеш.

ХУР

хур, моринхур (буквально — голос лошади), струнный смычковый музыкальный инструмент у монгольских народов. Корпус трапециевидного сечения, дека кожаная, часто орнаментированная, длинная шейка завершается головкой в виде головы лошади. Характерно воспроизведение конского ржания, сигнального посвиста; игра на хуре сопровождает также исполнение эпоса (см. Улигэр) и протяжных песен.

ХУРСТУТ

хурстут, несшитая юбка у угро-финских народов северо-западных областей России.

ХУРУТ

хурут, вид сыра у бурят. См. Курут.

ХУТОР

хутор, однодворное сельское поселение. Смотри также Ранчо.

Предыдущая страница Следующая страница