Народы и религии мира
Статьи на букву "А" (часть 1, "ААЛ"-"АКА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "ААЛ"-"АКА")

ААЛ

аал, поселение у тувинцев-кочевников. См. Аул.

АБА

аба (араб.), мужская распашная одежда у народов Ближнего Востока — длинный плащ из верблюжьей шерсти, с отверстиями для рук. Характерен для одежды бедуинов.

АБАЗИНЫ

абази́ны, абаза (самоназвание), народ в России, в Карачаево-Черкесии и на востоке Адыгеи. Численность 33,0 тыс. человек, в том числе в Карачаево-Черкесии 27,5 тыс. человек. Живут также в Турции, Сирии, Иордании, Ливане (около 10 тыс. человек). Общая численность около 44 тыс. человек. Язык абазинский абхазско-адыгейской группы северокавказской семьи, имеет два диалекта: тапантский (лежит в основе литературного языка) и ашхарский. Распространены кабардино-черкесский, русский язык. Письменность на русской графической основе. Верующие - мусульмане-сунниты.

Абазины - коренные жители Кавказа. Их предки были северными соседями абхазов и, по-видимому, уже в 1-м тысячелетии нашей эры частично ими ассимилированы. В XIV-XVII вв. абазины, жившие по черноморскому побережью между реками Туапсе и Бзыбь, переселились на Северный Кавказ, где осели по соседству с адыгскими племенами. В дальнейшем значительная часть абазинов была ассимилирована адыгами, другая испытала их сильное культурное влияние. К середине XIX века традиционные занятия, быт и народное творчество абазинов мало отличались от адыгских, вместе с тем некоторые черты традиционной культуры абазинов сближают их с абхазами (развитое садоводство и пчеловодство, особенности фольклора и орнаментики и др.). В 1860-х гг. Российским правительством было осуществлено переселение абазинов на равнину.

До переселения главной отраслью хозяйства было отгонное скотоводство (главным образом мелкий, а также крупный рогатый скот, лошади; коневодство - престижное занятие), со второй половины XIX века стало преобладать земледелие (просо, ячмень, кукуруза; садоводство, овощеводство). Домашние промыслы и ремёсла: обработка шерсти (изготовление сукна, войлоков - гладких и узорных, бурок, войлочных шляп, ноговиц, поясов, попон и т. д.), выделка шкур и кож, деревообработка, кузнечество.

Традиционная социальная организация - сельские общины, большие и малые семьи, патронимии.

Традиционные аулы делились на патронимические кварталы, на равнине - скученные, в горах гнездового типа. Древнейшее жилище - круглое, плетёное, распространены были также прямоугольные одно- и многокамерные дома из плетня; в конце XIX века стал применяться саман. Со второй половины XIX века появились кирпичные и деревянные рубленые дома под железной или черепичной крышей. Традиционная усадьба включала один или несколько жилых домов, в том числе помещение для гостей - кунацкую, и, в отдалении от них, комплекс хозяйственных построек.

Традиционная одежда общекавказского типа.

Основу традиционной кухни составляют растительные, молочные и мясные продукты. Излюбленное блюдо - белый соус с курятиной, заправленный чесноком и пряностями. Пили слабоалкогольный напиток (буза).

Характерны обычаи и обряды, связанные с годичным циклом. Сохраняется фольклор: нартский эпос, различные жанры сказок, песен.

Особенности традиционно-бытовой культуры более всего сохраняются в пище, семейной и другие.гой обрядности, этикете, народном творчестве. Продолжается ассимиляция абазинов, в том числе за счёт частых смешанных браков с черкесами; в то же время усиливается движение за культурное возрождение и национальную автономию.

Л. З. Кунижева, Я. С. Смирнова

Этнонимы: абазины, абаза

АБАКА

абака, манильская пенька, волокно, получаемое из листьев текстильного банана. Основной центр производства — Юго-Восточная Азия, главным образом Филиппины.

АБЕЛАМ

абелам

Абелам. Изображение предка.

Резьба по дереву.

Частная коллекция.

абела́м, папуасский народ на северо-востоке Папуа - Новой Гвинеи, к северо-западу от среднего течения реки Сепик. Численность 70 тыс. человек. Выделяются группы: северные (маприк) и южные (возера). Язык группы сепик-раму семьи нду; диалекты: маприк, абелам и возера. Распространены ток-писин, английский. Абелам - христиане (католики и протестанты), сохраняются традиционные верования.

Основа хозяйства - ручное подсечно-огневое земледелие (ямс, таро, бананы, кокосовая и арековая пальмы, сахарный тростник), разведение свиней, кур, добывание саго. Занимаются также охотой на диких свиней, древесного кенгуру, казуара, летучих собак и птиц, собирательством. Основное оружие - копьё, лук. Из ремёсел развиты плетение, изготовление тапы, лепной керамики, резьба по дереву и кости.

Поселения северных абелам располагаются на вершинах холмов, вытянуты вдоль главной улицы. Дома наземные, каркасно-столбовой конструкции, с крышами до земли из листьев саговой пальмы. Южные абелам живут на равнинах в свайных домах. Общественный и культовый центр поселения - дом духов (тамбаран, на языке ток-писин) и площадь перед ним (амай). Треугольный фасад тамбарана, достигающий 30 м высоты, украшен панно, расписанным минеральными красками (жёлтая, красная, чёрная и белая) на прогрунтованных глиной влагалищах листа саговой пальмы. Балки и столбы дома духов представляют резные многофигурные композиции, изображающие предков.

Абелам делятся на патрилинейные тотемические кланы (кум, гем), не имеющие наследственных вождей. Лидерство в клане определяется личными достоинствами. Мужчины деревни делятся на две группы (ара) ритуальных партнёров по церемониальному обмену ямсом и свиньями. Мужчины одной ара производят инициации подростков другой ара. Семья моногамная. Допускается полигиния.

Мужчины носили фаллокрипт, женщины ходили обнажёнными; праздничная мужская одежда - юбочка из окрашенных растительных волокон, плетёные и раковинные браслеты (ручные и ножные), серьги, гребни, головные украшения плетёные или из перьев казуара, ожерелья из цветов, плодов, раковин; распространено раскрашивание лица и тела. Праздничная женская одежда - кусок белой тапы и плетёная сумка, крепящаяся к голове, расшитая кольцами из раковин.

Основа пищи - растительная.

Л. А. Иванова

Этнонимы: абелам

АБУНГ

абу́нг (самоназвание), оранг абунг, лампунг, лампонг, народ в Индонезии, на юге острова Суматра. Численность 300 тыс. человек. Говорят на языке лампунг западно-австронезийской группы австронезийской семьи. Распространён также индонезийский язык. Абунг - мусульмане-сунниты.

Мигрировали на территорию современного расселения с нагорья в западной части южной Суматры в XV веке. На культуре абунг отразились длительные контакты с пубианами (пабеанами), аборигенным населением южной Суматры, с паминггирами и маринггаями, выходцами из центральной Суматры и Явы, яванцами и сундами, живущими в Лампунге. По материальной культуре абунг близки малайцам.

Основное занятие - ручное и пашенное земледелие (суходольный рис, перец). В некоторых районах развито рыболовство. Держат буйволов, мелкую породу крупного рогатого скота, коз, птицу.

Постоянное поселение окружено сезонными хуторами. Жилище каркасно-столбовое, свайное, прямоугольное, с седлообразной крышей, окружено открытой верандой. Каждая деревня имеет общинный дом площадью до 500 м2.

Абунг делились на 19 локализованных племён (бувей), состоящих из патрилинейных родов (суку), возглавляемых вождями (пеньимбанг) и образующих родовые сегменты в сельской общине (тиух). Существовали рабство, сословное деление, охота за головами. Брак патрилокальный, счёт родства патрилинейный, практикуется левират, изредка полигиния.

Сохраняются пережитки традиционных культов, инициаций, потлача и престижных церемоний.

М. А. Членов

Этнонимы: абунг, лампонг, лампунг, оранг абунг

АБУСУА

абусуа, матрилинейный род у народов акан.

АБХАЗЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВАРЦЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВЛОС

авлос, тростниковая флейта у греков.

АВСТРАЛИЙЦЫ

австрали́йцы, народ, население Австралии. Численность по переписи 1991 - 16 850 тыс. человек, по оценкам на 1995 - 18 338 тысяч. Коренное население - австралийцы-аборигены - составляют 1,6% (265 459 человек, 1991, перепись), 94% - европейского происхождения, в основном из Великобритании, 4,5% - выходцы из Азии. Австралийцы говорят на австралийском варианте английского языка. Письменность на основе латинской графики. Верующие - преимущественно христиане: 26% католики, 24% принадлежат к Англиканской церкви Австралии, более 20% - к другим протестантским конфессиям, включая приверженцев Объединённой Церкви, образовавшейся в 1977 при слиянии методистов, пресвитериан и конгрегационалистов, а также баптистов, лютеран и прихожан Церкви Христа; православных 4%, иудаистов, буддистов и мусульман около 13%.

Этнотерриториальные образования отсутствуют, но имеются этнодисперсные группы. Например, фермеры-садоводы в Новом Южном Уэльсе - итальянцы, в Южной Австралии в долине Баросса традиционно виноградарством и виноделием заняты немцы, в Мельбурне находятся самые большие итальянские и греческие общины, в Сиднее есть китайские. Чайна-таун и "маленькая Мальта", где мальтийцев живёт примерно на 100 тысяч больше, чем на Мальте, а также вьетнамские районы - Парраматта и Кабраматта. Есть компактные поселения выходцев из бывшего СССР в крупных городах. Более 100 тысяч русскоговорящих живут в сиднейском районе Бондай.

Первыми европейцами в Австралии были голландские моряки, высадившиеся там в начале XVII века. Освоение материка происходило после экспедиции Дж. Кука 1768-71. Заселение Австралии с Британских островов началось в конце XVIII века, эмиграция с XIX века. В Австралию прибывали англичане, ирландцы, шотландцы и уэльсцы. Потомки этих иммигрантов стали называться австралийскими британцами, англоавстралийцами, или англос. Со второй половины XIX века начался массовый приток новых переселенцев, в том числе из Германии, Нидерландов, Греции, Италии, Китая, США, Канады, особенно в связи с открытием месторождений золота в 1850-х. Население Австралии увеличилось с 400 тысяч в 1850 до 1200 тысяч в 1861. Формировалась австралийская народная культура. Уже во второй половине XIX века язык поселенцев признавался особым австралийским вариантом английского языка. Разрозненные колониальные поселения на территории Австралии объединились в Австралийский Союз 1 января 1901.

К концу 2-й мировой войны население Австралии составляло около 7,4 млн. человек. В результате крупномасштабной иммиграционной политики правительства в Австралию в послевоенный период переселилось более 5 млн. человек: из Великобритании и Ирландии - 1,79 млн. человек, из Италии, Греции, Югославии, Нидерландов, Германии, Новой Зеландии, Польши, США, Вьетнама, Ливана, Малайзии и другие.гих стран - 2,4 млн. В Австралии оказались тысячи беженцев и перемещённых лиц, в том числе 14 тысяч венгров после венгерского восстания 1956, около 6 тысяч чехов и словаков после 1968, 15 тысяч беженцев из Ливана, 70 тысяч из Индокитая. Ныне в Австралии насчитывается около 100 этнических групп, говорящих, по разным оценкам, на 75-100 языках, не считая государственного английского языка и языков австралийцев-аборигенов. У 25% иммигрантов небританские этнические корни. В 1970-е были выработаны принципы межэтнических отношений и этнического развития, обозначенные термином мультикультурализм.

Иммигранты в третьем поколении уже не выступают носителями культуры страны происхождения. Принадлежность к общине нередко становится символической.

Около 85% австралийцев живут в городах, большинство в пяти мегаполисах: Сиднее, Мельбурне, Брисбене, Перте и Аделаиде, в отдельных собственных домах, что делает города огромными по площади.

Сельское население занято в традиционных отраслях: овцеводстве, виноделии, выращивании сахарного тростника и табака.

И. Г. Остроух

Этнонимы: австралийцы, англоавстралийцы

АВТОНОМИЯ

автоно́мия (от греч. autonomia — самоуправление), одна из форм внутреннего самоопределения этнических и региональных общностей в рамках единого государства. Различаются два основных типа автономий — территориальная и культурная. Территориальная автономия предполагает установление региональной формы управления разного уровня в районах преимущественного проживания меньшинств этнических и других групп, имеющих отличительные религиозные, историко-культурные или регионально-экономические характеристики. Территориальные автономии могут иметь статус государственного образования в рамках федерации с собственной конституцией, законодательством и официальным языком. Его отношения с федеральной властью регулируются на основе общей конституции и соглашений. Таковы, например, Каталония и Страна Басков в Испании, республики в Российской Федерации. Автономией по религиозному признаку является Аджарская автономная республика в составе Грузии, где проживают аджарцы — исламизированные грузины. Другими автономными территориальными образованиями являются автономные округа в Российской Федерации, национальные районы в Китае, индейские резерваты и самоуправляемые арктические общины аборигенных народов в США и Канаде.

Культурная автономия — это экстерриториальная форма самоорганизации меньшинств в целях сохранения и развития культуры, обеспечения социально-экономического развития и политического представительства, взаимодействия с государственной и местной властями. Национальными законодательствами и международно-правовыми нормами предусматривается поддержка государством культурной автономии. В 1996 в России принят Закон "О национально-культурной автономии", согласно которому в стране создан ряд автономий различного уровня.

В. А. Тишков

АВУНКУЛАТ

авункула́т (от лат. avunculus — брат матери), широко распространённый в традиционных обществах социальный институт, оформляющий особые отношения между индивидом (чаще мужского пола, реже — женского) и братом его/её матери. Характер этих отношений варьирует от высокой степени близости (дядя по матери играет более важную роль в жизни человека, чем родной отец, является его главным воспитателем, передаёт ему по наследству статус и имущество и т. д.) до чисто символических, ритуально-поведенческих правил, выделяющих отношения между братом женщины и её детьми на фоне остальных родственных связей (некоторые формы подшучивания, подарки со стороны дяди по матери, ритуальное воровство со стороны племянников и т. п.).

Вопрос о происхождении и функциональном смысле авункулата не считается окончательно решённым. В отечественной этнологии длительное время господствовала введённая эволюционистами XIX веке гипотеза, исходившая из универсальности родовой организации (см. Род) и единообразия исторической преемственности между материнско- и отцовско-родовой системами (см. Матрилинейность, Патрилинейность). В соответствии с ней авункулат порождается условиями материнского рода, когда в обществе и семье доминируют не мужья, а братья женщин, через которых прослеживается родство. При переходе к отцовскому роду и даже позднее авункулат сохраняется как пережиток, указывающий на былую матрилинейность счёта родства.

В зарубежной этнологии уже на рубеже XIX—XX веков стали отрицаться универсальность рода и единая схема смены линейности родственных структур. Сторонники этой позиции объясняли авункулат не как пережиток одной эпохи в условиях другой, но как обычай, функционально нагруженный в матрилинейных, равно как и в патрилинейных, обществах. Если в первом случае ведущая роль брата матери в воспитании детей (в особенности сыновей) сестры изначально обусловлена его доминирующим положением, то во втором авункулат призван активизировать и укреплять связи человека с ближайшим родственником его матери (часто не с ним одним: роль матрилатерального деда тоже может быть значительной) в качестве противовеса доминирующей патрилатеральной родне (см. Матрилатеральность, Патрилатеральность). Сильным аргументом в пользу последней точки зрения, выдвинутым А. Рэдклиффом-Брауном, является распространение в традиционных обществах наряду с авункулатом обычаев, отводящих особую роль в жизни человека сестре его отца, которая как в патрилинейных, так и в матрилинейных системах обычно территориально и социально удалена от индивида (то есть принадлежит к другой родственной группе), вследствие чего активизация отношений с нею требует специальной институализации. Таким образом, оба эти института выполняют функцию расширения социально значимых родственных связей индивида.

О. Ю. Артёмова

АВУНКУЛОКАЛЬНОСТЬ

авункулока́льность (от лат. avunculus — брат матери и locus — место), норма брачного поселения, при которой молодые селятся вместе с братом матери мужа. Распространена преимущественно в обществах с доминирующим матрилинейным счётом родства (см. Матрилинейность). Если авункулокальность является обязательной для всех членов общества, то получается, что мужчины одной матрилинейной группы живут вместе или поблизости, а женщины, через которых они прослеживают родство, расселены дисперсно. См. также Авункулат.

АВЫЛ

авыл, поселение у татар. См. Аул.

АГАРАН

агаран, сливки, снятые с верблюжьего молока, у туркмен. Ср. Айран.

АГАУ

ага́у, агав (самоназвание), группа кушитских народов Северной Эфиопии (350 тыс. человек) и Эритрее (70 тыс. человек): авийя - южнее озера Тана; кайла, куара, кемант и др. - на берегах озера Тана; камир и камта - в области Ласта; бого, или билин, - в районе города Кэрэн. Общая численность 420 тыс. человек. Языки агау. Распространены также языки амхараи тиграи (у билин). Агау - в основном христиане-монофиситы, часть - иудаисты (фалаша) и последователи местной синкретической религии (кемант).

В III-VI веках агау создали княжество к югу от плато Тигре (Тыграй). В X веке появились другие княжества, началась борьба между северо-западными агау-фалаша, принявшими иудаизм, и восточными агау-христианами (предки камир и камта). В XIV-XVI веках продолжалась христианизация агау. В XVIII-XIX веках усилилась ассимиляция всех групп агау народами амхара и тиграи.

Основное занятие - пашенное земледелие на склонах и горных террасах, а также разведение крупного и мелкого рогатого скота, пчеловодство. Ремёсла: керамические изделия у фалаша; кузнечное ремесло - занятие низшей касты.

Нехристианские группы сохраняют элементы традиционной социальной организации: вожди-жрецы и дуальная родовая организация у кемант; иерархия духовенства у фалаша.

Материальная культура близка культуре амхара. У агау сохраняются древние предания, мифы, у фалаша имеется литература на языке гёэз, поэзия на языке агау.

Ю. М. Кобищанов

Этнонимы: агау, агав

АДАТ

адат (араб.), у мусульман обычное право, в отличие от религиозного права — шариата.

АДВЕНТИЗМ

адвенти́зм, одно из течений протестантизма. Основано в 1831 Уильямом Миллером (1782-1849), бывшим капитаном американской армии. Будучи какое-то время деистом, У. Миллер затем встал на позиции баптизма и позднее основал новое протестантское течение.

У. Миллер задался целью определить, когда, где и каким образом состоится второе пришествие Иисуса Христа. Тщательно изучив пророчества, записанные в ветхозаветной Книге пророка Даниила и в одной из книг Нового Завета - Откровении Иоанна Богослова, он путём сложных подсчётов пришёл к выводу, что Иисус Христос должен вернуться между 21 марта 1843 и 21 марта 1844 (позже дата была перенесена на 22 октября 1844). Хотя время второго пришествия было исчислено У. Миллером ещё в 1822, он стал активно проповедовать свой взгляд на дату второго пришествия с 1831. Многие тысячи людей, прежде всего из числа баптистов, поверили ему и продали своё имущество в ожидании пришествия Христа и конца света. Когда этого не произошло, последователи У. Миллера, которых стали называть миллеритами, испытали «великое разочарование», однако часть их осталась верна своему руководителю, который признал свою ошибку, но продолжал настаивать на скором втором пришествии.

Сторонники адвентизма, как и баптисты, считают Библию вдохновенным словом Божиим и признают её единственным источником вероучения. Аналогичны баптистским и адвентистские взгляды на Бога, Христа. Адвентисты, подобно баптистам, рассматривают крещение и причащение (хлебопреломление) не как таинства, а как обряды. Характерные для баптизма эсхатологические мотивы (то есть представления о конце света) в адвентизме получили ещё большее развитие. Доктрина о втором пришествии Христа и конце света фактически заняла в адвентизме центральное место.

Адвентистская обрядность также очень близка к баптистской. Как и баптисты, адвентисты практикуют водное крещение взрослых погружением, хлебопреломление, омовение ног.

Сторонники У. Миллера после «великого разочарования» в ходе споров раскололись на несколько групп, из которых большой популярности добилась лишь одна - адвентисты седьмого дня. Из других сохранившихся до наших дней адвентистских групп более известны адвентисты-реформисты и Христианская церковь пришествия. Группа ортодоксальных миллеритов в начале XX в. фактически прекратила своё существование.

Число сторонников адвентизма (вместе с детьми) составляет 16 млн. человек, около 99% из них являются адвентистами седьмого дня.

П. И. Пучков

АДВЕНТИСТЫ-РЕФОРМИСТЫ

адвенти́сты-реформи́сты, сторонники одной из адвентистских церквей. Полное название церковной организации - Реформационное движение церкви адвентистов седьмого дня.

Движение адвентистов-реформистов возникло в годы Первой мировой войны в Германии по инициативе адвентистских проповедников братьев Шпанкнабе. В отличие от большинства адвентистов седьмого дня, выступивших за службу в вооруженных силах своих государств, адвентисты-реформисты, ссылаясь на историческую позицию церкви по этому вопросу, и прежде всего на писания Э. Г. Х. Уайт, категорически возражали против участия в военных действиях. Они заявили, что верующие должны соблюдать лишь те законы, которые не противоречат их религиозным убеждениям. В результате примерно 2% адвентистов седьмого дня были исключены из своей церкви.

После окончания войны руководители церкви адвентистов седьмого дня предприняли попытку примириться с отделившейся группой. На встрече с диссидентами во Фриденсау (Германия) руководители церкви пошли на уступки, заявив, что участие или неучастие в вооруженных силах должно зависеть от личного мнения каждого человека. Несмотря на это, раскол ликвидировать не удалось. В 1926 на съезде в Готе в Тюрингии (Германия) адвентисты-реформисты создали свою церковь.

Вероучение и богослужебная практика у адвентистов-реформистов и адвентистов седьмого дня практически тождественны. Вместе с тем адвентисты-реформисты считают, что адвентисты седьмого дня отступили от 4-й и 6-й библейских заповедей, строго запрещающих работать по субботам и брать в руки оружие.

Численность адвентистов-реформистов (вместе с детьми) - 40 тыс. человек. Они есть в 62 странах мира. Бо́льшая часть (30 тыс.) адвентистов-реформистов живёт в странах бывшего СССравни на Украине, в России (на Северном Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке), Белоруссии, Молдавии, прибалтийских государствах, Казахстане, Киргизии. В СССР адвентисты-реформисты впервые появились в 1923, а в 1924 на 5-м Всесоюзном съезде адвентистов седьмого дня они вышли из церкви и образовали отдельную организацию. Современная организация адвентистов-реформистов в СНГ называется Церковью верных и свободных адвентистов седьмого дня (употребляется также название: адвентисты седьмого дня верного остатка).

П. И. Пучков

АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДИВАСИ

адиваси (первопоселенцы), зарегистрированные племена, малые народы Индии, сохраняющие архаическую культуру и пережитки первобытно-общинного строя.

АДОБ

адоб (исп. adobe, от араб. ат-туб), сырцовый кирпич с добавлением резаной соломы у народов Латинской Америки. Ср. Саман.

АДОПЦИЯ

адо́пция (от лат. adoptio — усыновление), форма установления родства искусственного — включение индивида или нескольких лиц в какую-либо родственную группу или семью. Мотивы для адопции могли быть различны: обеспечение одинокого человека определённым статусом в системе социальных связей; обеспечение наследника бездетным семьям; взаимная адопция индивидов для установления союзных отношений между группами; адопция с целью поддержки экономически ослабленных групп и т. п. В стратифицированных обществах адопция часто ведёт к зависимому положению адоптируемых в группе.

АДЫГЕЙЦЫ

адыгейцы

Адыгейцы. Традиционное жилище.

адыге́йцы, адыгэ (самоназвание), народ в России (122,9 тыс. человек), коренное население Адыгеи (95,4 тыс. человек). Живут также в соседних районах Краснодарского края (20,8 тыс. человек). Часть живёт в Турции (5 тыс. человек) и странах Ближнего Востока. До XX века существовали субэтнические группы: абадзехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, егерухаевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, шапсуги, хакучи. Говорят на адыгейском языке абхазо-адыгской группы северокавказской семьи, диалекты: темиргоевский (лежит в основе литературного языка), абадзехский, бжедугский, шапсугский. Распространён русский язык. Письменнность на русской графической основе. Верующие - мусульмане-сунниты.

Адыгейцы, как и другие.гие адыги - кабардинцы и черкесы, - потомки автохтонного населения Северо-Западного Кавказа. После территориального обособления в XIII-XIV веках кабардинцев этнические процессы среди остального населения привели к формированию современных адыгейцев. Социальное развитие адыгейцев протекало неравномерно. Шапсугам, натухайцам и абадзехам (так называемые демократические племена) удавалось ограничивать права своего дворянства, они управлялись выборными старшинами. Так называемые аристократические племена (бжедуги, темиргоевцы, хатукаевцы и др.) управлялись князьями. С 1820-х гг. царское правительство начало планомерное завоевание Адыгеи. Подъём освободительного движения в годы Кавказской войны стимулировал исламизацию адыгейцев, сопровождался внутренней самоорганизацией адыгейцев, складывались основы военно-государственного союза всех групп адыгейцев. Последние очаги сопротивления адыгейцев были подавлены царскими войсками в 1864. Несколько сот тысяч адыгейцев в 1860-е годы были депортированы и рассеялись по странам Ближнего Востока, меньшая часть адыгейцев переселилась в равнинные районы.

В 1922 образовалась Адыгейская автономная область, с 1937 в составе Краснодарского края, с 1991 - Республика Адыгея.

Традиционные занятия - пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные культуры - кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Домашние промыслы - плетение, ткачество, бурочное и кожевенное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитьё.

Традиционные поселения состояли из отдельных хуторов-усадеб, делились на патронимические части, на равнине - улично-квартальной планировки. Традиционное жилище турлучное, однокамерное, к которому пристраивали дополнительные изолированные помещения с отдельным входом для женатых сыновей.

Одежда общесеверокавказского типа, у мужчин - нательная рубаха, бешмет, черкеска, ременный пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы; у женщин - шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок.

В пище используются зерновые, мясные, молочные продукты, широко употребляются овощи.

В начале XX века при преобладании малых семей сохранялись большесемейные общины (до нескольких десятков человек). Семейно-бытовой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было распространено аталычество.

Для традиционных верований характерен разветвлённый пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т. д. Фольклор включает нартский эпос, разнообразные песни - героические, лирические, бытовые и др., танцы.

Ю. Д. Анчабадзе, Я. С. Смирнова

Этнонимы: адыгейцы, адыгэ

АИЛ

аил, См. Аул.

АЙВАН

айван, эйван (перс.), айвон (тадж.), терраса с плоским покрытием на столбах у народов Передней и Средней Азии. У татар — девичья комната.

АЙМАК

аймак (тюрк., монг.), родовая или племенная группа у тюркских и монгольских народов; страна, народ, административная единица.

АЙОВА

айова

Волчонок, воин айова.

Рисунок Дж. Кэтлина.

Вашингтон, Национальная коллекция изящных искусств.

айо́ва ("спинной мозг"), па́ходже (самоназвание, буквально "покрытые снегом"), индейский народ группы сиу в США (резервации на севере штата Оклахома, 280 человек, и на границе штатов Канзас и Небраска, 1520 человек). Говорят на диалекте языка чивере, в основном перешли на английский язык. Верующие - баптисты и методисты.

К началу XVIII века мигрировали из района к северу от Великих озёр к устью реки Айова. Традиционная культура типична для индейцев Восточных Великих равнин (Смотри в статье Индейцы).

Занимались конной охотой на бизонов и ручным подсечно-огневым земледелием. Строили плоты и круглые кожаные лодки, вырезали курительные трубки из катлинита на продажу.

Племя айова состояло из двух фратрий (зимы и лета), занимавших каждая свою половину в охотничьем лагере, возглавлялось двумя вождями, управлявшими по полгода и избиравшимися из родов Бизона (фратрия лета) и Медведя (фратрия зимы). Семья малая патрилокальная. Существовали обычаи избегания.

Традиционные культы - промысловые, земледельческие, шаманизм. До середины XX века сохраняли элементы традиционной культуры: жилище, обычай захоронений на ветвях деревьев, татуировки на лбу у представителей знати.

А. В. Логинов

Этнонимы: айова, паходже

АЙРАН

айран (тюрк.), айрак (бурят.), уйран (чуваш.), эран (марийск.), кисломолочный напиток у народов Средней и Передней Азии, Сибири, Восточной Европы и Кавказа.

АЙШОН

айшон, женский головной убор у удмуртов: высокий колпак на твердой кожаной или берестяной основе, обшитый монетами и другие.гими привесками.

АКАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV