Народы и религии мира
СТАРООБРЯДЧЕСТВО

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СТАРООБРЯДЧЕСТВО

старообрядчество

Старообрядцы села Городца в традиционной одежде.

старообря́дчество, религиозные группы, отделившиеся от Русской православной церкви в результате раскола, произошедшего в XVII в. в связи с проведением патриархом Никоном церковных реформ. Официально термин «старообрядцы» стал использоваться с 1906. К употребляемому иногда термину «раскольники» сами старообрядцы относятся весьма отрицательно. Они нередко называют себя приверженцами истинной веры и считают себя православными.

Реформы, осуществлявшиеся патриархом Никоном, заключались в изменении некоторых церковных обрядов и в исправлении текстов богослужебных книг с тем, чтобы русскую богослужебную практику привести в полное соответствие с греческой. Патриарх Никон и его сторонники считали, что различия между двумя православными церквами (русской и греческой) растлевают веру, и в 1653 перед началом Великого поста Никон объявил об отмене двуперстного крестного знамения (которое предписывалось постановлением Стоглавого собора 1551) и о введении трёхперстного крестного знамения (как у греков).

Церковный собор 1654 принял решение о необходимости приведения текстов богослужебных книг в полное соответствие с древними славянскими и греческими рукописными книгами. Возмущение части духовенства и мирян вызвал не сам факт исправления текстов (поскольку некоторые поправки делались и раньше), а то, что тексты, вопреки постановлению Собора 1654, исправлялись по новопечатным киевским и греческим книгам. Последние же были изданы в основном в Венеции и другие.гих латинских городах (порабощённые турками греки своих типографий не имели), и их западное происхождение вызывало подозрение в том, что католики внесли в книги свои «ереси».

Из-за того что часть духовенства и верующих отказались принять нововведения, предложенные Никоном, в церкви произошёл раскол и образовалось старообрядчество На Московском соборе 1666—67 противники реформ Никона были преданы анафеме. Спасаясь от преследований, они бежали в глухие, удалённые районы страны, чтобы там сохранить свою веру. Противники Никона считали, что после насильственного проведения реформ официальное православие перестало существовать, и стали называть государственную церковь «никонианством».

Поскольку реформы касались лишь обрядов и исправления неточностей перевода богослужебных книг, то догматических различий между старообрядчеством и Русской православной церковью почти нет. Для раннего старообрядчества были очень характерны эсхатологические представления, однако сейчас они уже не занимают в мировоззрении старообрядцев столь большого места.

Различия в обрядности (которой у старообрядцев придаётся гораздо большее значение, чем у православных) тоже не особенно существенны. Старообрядцы сохранили двуперстное крестное знамение. Крест они признают только восьмиконечный, в то время как у православных используется в качестве символа восьми-, шести- и четырёхконечный крест. Старообрядцы употребляют на проскомидии (часть литургии, во время которой приготовляется вещество для причащения) семь просфор, православные — пять. Старообрядцы отпускают во время богослужений только земные поклоны, тогда как у православных после реформ стали допускаться и земные, и поясные поклоны. Во время совершения церковных обрядов старообрядцы ходят по солнцу, у православных же движение по солнцу было заменено движением против солнца. Старообрядцы произносят «аллилуйя» (хвалите Господа) два раза в конце молитвы, православные — три раза. У старообрядцев по сравнению с православными молебны более длительные.

Старообрядцы усмотрели отступление от истинной веры и во внесённых в богослужебные книги изменениях. Так, после реформы православные вместо «рожденна, а не сотворенна» стали писать в Символе веры просто «рожденна, не сотворенна». Старообрядцы же расценили это как шаг в сторону арианства. Добавленное после реформы второе «и» в имени Иисус старообрядцы сочли дьявольским. Не признали они и чисто орфографические поправки (например, «с душею» вместо «з душею»), равно как и исправления в ударении («во ве́ки, во дни́, по чи́ну» вместо «во́ веки, во́ дни, по́ чину» и т. д.).

Старообрядцы отмечают в основном те же церковные праздники, что и православные. Для старообрядцев весьма характерны глубина веры, большая религиозность, преданность старым заветам и приверженность традициям в быту. В 1971 собор Московского патриархата снял анафему со старообрядцев (в 1974 анафема была снята и Русской православной церковью за границей).

Общая численность старообрядцев — свыше 3 млн. человек. Большинство из них (свыше 2 млн.) живёт в России. Много старообрядцев и на Украине. Расселены они также в Белоруссии, Литве, Латвии, Молдавии, Казахстане, а также в Польше, Румынии, США, Канаде, Бразилии, Австралии, Новой Зеландии и в других странах. Преобладают русские, однако есть среди них также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и представители других народов Среднего Поволжья.

Старообрядчество никогда не было единым течением. В зависимости от наличия или отсутствия священства старообрядцев подразделяют на поповцев и беспоповцев. Оба эти направления, в свою очередь, распадаются на целый ряд церквей, согласий и толков.

О. Е. Казьмина

старообрядчество

Молодая старообрядка в праздничной одежде.

старообрядчество

Старообрядческий храм в селе Городец Нижегородской губернии.

старообрядчество

Чернухинский скит в Семёновском уезде Нижегородской губернии.

В начало словаря