Народы и религии мира
Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАБ"-"РИН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАБ"-"РИН")

РАБАБА

рабаба, см. Ребаб.

РАДЖА

раджа (санскр. — царь), титул местного правителя, вождя в Южной и Юго-Восточной Азии.

РАДИАЛЬНАЯ ПЛАНИРОВКА ПОСЕЛЕНИЯ

радиальная планировка поселения, тип планировки: улицы сходятся радиусами к центру поселения. В сочетании с круговым принципом расположения построек образует тип радиально-кольцевой планировки.

РАЗБРОСАННАЯ ПЛАНИРОВКА ПОСЕЛЕНИЯ

разбросанная планировка поселения, рассредоточенная планировка, тип планировки: усадьбы, вместе с семейными земельными участками, расположены поодаль друг от друга, часто в центре — культовые и административные учреждения.

РАЛО

рало, примитивное пахотное орудие. Состоит из рабочей части — ральника, поставленного горизонтально (полозное рало) или под углом к почве; дышла, или грядиля, в которое запрягалось тягловое животное (обычно — пара быков или волов); рукояти, которой управляет пахарь. В 1-м тыс. н. э. полозное рало, получив отвальную доску, превратилось в плуг.

РАМАИЗМ

рамаи́зм, одно из течений вишнуизма.

В основе рамаизма лежит почитание седьмой аватары (воплощения) Вишну — в героя-царя Раму, сошедшего на землю ради уничтожения зла, персонифицированного в образе царя демонов-ракшасов Раваны. Тождество Рамы и Вишну утверждается в эпосе и пуранах (древних преданиях). Герой и богочеловек Рама расценивался приверженцами рамаизма как высшее проявление божественности, а отношения Рамы и Ситы — как пример высшей божественной любви.

В качестве религиозного течения рамаизм получил воплощение в различных общинах и сектах, возглавляемых наставниками-гуру. Первым рамаитским гуру был Рамананда (XV в.), последователь рамаитского вероучителя Рамануджи (XII в.). Основанная им община отличалась глубокой веротерпимостью, так как считалось, что все религии под разными именами почитают одного и того же бога. Одним из ярких представителей рамаизма был поэт Тулсидас, автор эпической поэмы Рамачаритаманаса (XVI в.).

Одним из самых значительных праздничных ритуалов рамаитов является день рождения Рамы — Раманавами, отмечаемый в 9-й день светлой половины месяца чайтра (март-апрель). Одна из форм коллективного почитания Рамы — рамлила, мистериальная народная драма, исполняемая в течение нескольких недель и в дни праздника дасера, приуроченного к осеннему равноденствию. Представления на темы Рамаяны обычно завершаются церемонией сожжения гигантских чучел демонов Раваны и его братьев; она символизирует победу Рамы над врагами.

В ежедневных богослужениях — пуджах центральное значение имеют постоянное повторение имён бога (джапа) и медитация. Наиболее ревностные почитатели Рамы покрывают всё тело татуировкой, нанося на кожу имя Рамы или Рамы и Ситы.

С культом Рамы связано почитание Ханумана — обезьяньего полководца, друга и соратника Рамы. Иногда в пуджу Раме входят жесты, имитирующие обезьяну и воспроизводящие образ Ханумана.

М. Ф. Альбедиль

РАНЧЕРИЯ

ранчерия, небольшое сельское поселение в Латинской Америке.

РАНЧО

ранчо, крестьянская усадьба, хутор в Латинской Америке.

РАСПАШНАЯ ОДЕЖДА

распашная одежда, тип наплечной одежды с разрезом спереди.

РАСЫ

ра́сы, человеческие группы, выделяемые на основании исторически возникшей общности наследственно обусловленных биологических особенностей. Расовый комплекс представляет собой мозаику признаков, возникших в разное время на разных территориях. Корреляция между ними проявляется лишь на межгрупповом уровне. Имевшие место в прошлом попытки игнорировать это и относить индивидуумов в однородных группах к разным расовым типам необоснованы.

Все человеческие расы относятся к одному виду — Homo sapiens и примерно соответствуют зоологическим подвидам. Специфика человеческих рас по сравнению с подвидами обусловлена социальными факторами, воздействующими на расообразование. Эти факторы ослабляют естественный отбор, уменьшая тем самым адаптивность расовых признаков, а также нарушают связь расы с территорией (вследствие многочисленных и массовых миграций, приводящих к смешению рас). Социальные факторы могут тормозить метисацию (таково, например, действие кастовой системы в Индии). Как правило, социальные барьеры оказываются недостаточными и метисация происходит в зонах контакта любых рас, что подтверждает видовое единство человечества.

Биологическая систематика человеческих групп в значительной мере условна и произвольна. В основе старых расовых классификаций лежали внешние физические признаки — цвет кожи, форма волос, строение лица и др. Сочетание этих признаков позволяет наиболее чётко разграничить три расовых комплекса — европеоидный, монголоидный и экваториальный (негро-австралоидный). Наиболее надёжными признаны классификации, построенные по большому числу генетических систем (групп крови, белков сыворотки, ферментов и др.). При одновременном учёте частот многих генов негроиды Африки, в том числе сан (бушмены) и пигмеи, оказываются наиболее обособленной, то·есть древнейшей, ветвью человечества. Австралоиды (в том·числе негритосы, например аэта) генетически ближе к монголоидам, чем к негроидам Африки. Американские индейцы, полинезийцы и айны родственны монголоидам, саамы — смешанная европеоидно-монголоидная группа.

А. Г. Козинцев

РАТАНА

Ратана, синкретическая океанийская секта. Основана в 1925 в Новой Зеландии маори Тахупотики Вирему Ратана после того, как ему в 1918 во время эпидемии гриппа якобы стали являться видения свыше. Священной книгой считается Библия, но авторитетом пользуются также сочинения видных деятелей секты. Догматика Ратана синкретична и содержит элементы как протестантизма, так и местных традиц. верований. В Ратана приняты практически без искажения основные христианские догматы. Вместе с тем сектанты делают особый акцент на общении со сверхъестественными силами. Важную роль в вероучении Ратана играет фигура основателя секты, почитаемого как великий пророк, который может вызвать небесных ангелов для защиты своих адептов. Секта насчитывает более 50 тыс. приверженцев, в основном среди маори.

Р. А. Силантьев

РЕБАБ

ребаб, рубаб, рабаба, двухструнный смычковый музыкальный инструмент у арабов. Разновидности ребаб распространены до Юго-Восточной Азии.

РЕБОСО

ребосо, женская шаль-накидка у народов Латинской Америки.

РЕОРГАНИЗОВАННАЯ ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕСТАВРАЦИОНИСТЫ

реставрациони́сты, название, иногда употребляемое для обозначения последователей одного из течений протестантизма, объединяющего деноминацию Ученики Христа и ответвившиеся от неё деноминации (из них только две приобрели значительное число сторонников и получили достаточно широкую известность: Церкви Христа, Христианские церкви и церкви Христа).

Реставрационисты призывают к реставрации новозаветного христианства (откуда и само их название), предполагая на этой основе объединить всех христиан, преодолев существующие в настоящее время сектантские тенденции.

Соглашаясь по основным догматическим вопросам, реставрационисты не смогли прийти к единому мнению по некоторым вопросам культа и организации, что и привело к их разделению.

Общая численность сторонников реставрационистского течения составляет 7 млн. человек. Основная часть реставрационистов сосредоточена в США (3,9 млн.), однако в результате миссионерской деятельности их сейчас можно встретить и в ряде других стран мира: Нигерии (1 млн.), Демократической Республике Конго (0,7 млн.), Малави (свыше 0,1 млн.), Зимбабве (свыше 0,1 млн.), Индии (около 0,3 млн.), Австралии (около 0,1 млн.) и т. д.

П. И. Пучков

РЕТОРОМАНЦЫ

реторома́нцы, группа народов: фриулы и ладины в Италии и романши в Швейцарии. Численность 700 тыс. человек, в том числе 635 тыс. человек в Италии. Говорят на ретороманском языке романской группы индоевропейской семьи.

Термин "ретороманцы" распространился в середине XIX века на основе представлений о единой ретороманской этнической общности и ретороманского праязыка. В современной науке преобладает мнение о гетерогенном происхождении ретороманцев, особенно фриулов.

М. Н. Новиков

Этнонимы: ретороманцы

РЕФОРМАТСКАЯ·ЦЕРКОВЬ·ФРАНЦИИ

Реформа́тская·це́рковь·Фра́нции, вторая по численности последователей христианская церковная организация Франции.

Церковь была создана в 1938 в результате объединения нескольких прежде самостоятельных протестантских групп страны.

Предтечей реформатства во Франции иногда называют возникший в конце XV в. кружок гуманистов, которым руководил Жак Лефевр д’Этапль (около 1450—1536), известный также под именем Якобус Фабер Стапуленсис.

Хотя Жан Кальвин ещё в 30-х годах XVI в. начал свою реформаторскую деятельность на территории Франции, первая попытка создания протестантских общин в этой стране относится лишь к 1555. С 1559 французские протестантские церкви стали руководиться пресвитериями, включающими как священнослужителей, так и старейшин из числа мирян. Тогда же в качестве доктринальной основы протестантских церковных организаций было принято кальвинистское Галликанское исповедание.

Французские протестанты, которых стали называть гугенотами, на первых порах достигли значительных успехов, однако острое противостояние с католиками привело в так называемую Варфоломеевскую ночь (1572) к кровавой резне и гибели многих тысяч сторонников протестантизма в стране. Нантский эдикт 1598 на какое-то время установил религиозную терпимость во Франции, однако в XVII в. вновь начались религиозные преследования французских протестантов, что привело к бегству свыше 400 тыс. гугенотов в другие европейские страны (главным образом в Германию, Нидерланды, Швейцарию, Англию) и Америку. Оставшиеся во Франции протестанты вплоть до эдикта о веротерпимости 1787 находились на нелегальном положении.

Начиная с середины XIX в. в среде французских реформатов произошёл ряд расколов, разделивших их на консервативное крыло, требовавшее строго соблюдать доктринальные положения кальвинизма, и либеральные группы, отрицательно относившиеся к жёсткой регламентации исповедания веры. С 1933 между 4 основными реформатскими группами Франции начались переговоры об объединении, в результате которых в 1938 была создана единая церковь. Во вновь созданную церковь, однако, отказались войти реформаты Эльзаса и Лотарингии.

По вероучению и культу Реформатская церковь Франции близка к другим реформатским церквам.

Численность последователей Реформатской церкви Франции 320 тыс., Реформатской церкви Эльзаса и Лотарингии — 32 тыс. человек.

Французские реформаты вели активную миссионерскую работу в бывших французских колониях, и во многих из этих стран в настоящее время имеются значительные группы сторонников реформатства.

П. И. Пучков

РЕФОРМАТСКАЯ (ГУСИТСКАЯ) ЦЕРКОВЬ РУМЫНИИ

Реформа́тская (гуси́тская) це́рковь Румы́нии, самая крупная по числу последователей протестантская церковь Румынии.

Реформатство появилось на территории современной Румынии в 1554 в результате проповеднической деятельности Пьера Мельюса. В 1881 местная реформатская церковь присоединилась к Реформатской церкви Венгрии, однако после окончания 1-й мировой войны вновь стала самостоятельной.

По вероучению, культу и организационному устройству Реформатская (гуситская) церковь Румынии очень близка к Реформатской церкви Венгрии.

Численность сторонников Реформатской (гуситской) церкви Румынии — 715 тыс. человек, что составляет 3% населения Румынии. По этнической принадлежности это значительная часть живущих в стране венгров (в уездах Муреш, Клуж, Бихор и Сату-Маре; венгры в уездах Харгита, Ковасна и Тимиш — католики, в уезде Брашов — лютеране).

П. И. Пучков

РЕФОРМАТСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Реформа́тская федера́ция, объединение реформатских церквей и общин в Германии.

Создана в 1884 в городе Марбург (ныне в земле Гессен) с целью защиты доктринальных, богослужебных и организационных традиций действующих в Германии реформатских церквей и общин.

В настоящее время Реформатская федерация включает следующие организации: Евангелическо-реформатскую церковь (в Баварии и Северо-Западной Германии), Липпскую земельную церковь, Федерацию евангелическо-реформатских церквей Германии, Евангелическо-старореформатскую церковь, а также реформатские общины в ряде объединённых лютеранско-реформатских церквей (см. Евангелическая церковь союза).

Входящая в состав Реформатской федерации Евангелическо-реформатская церковь была создана в 1989 в результате слияния Евангелическо-реформатской церкви в Северо-Западной Германии (объединяла ряд реформатских общин современной земли Нижняя Саксония, а также Бремерхафена, Бремена-Рекума, Гамбурга-Альтоны, Любека и Штутгарта) и Евангелическо-реформатской церкви в Баварии (включала реформатские общины городов Байрёйт, Эрланген, Нюрнберг, Швабах, Мариенхайм, Мюнхен, Хербисхофен и Грёненбах).

Липпская земельная церковь действует на территории бывшего княжества, позднее земли Липпе, ныне входящей в состав земли Северный Рейн-Вестфалия. Подавляющая часть членов этой «земельной» церкви — реформаты, хотя для имеющегося лютеранского меньшинства в ней создан особый лютеранский «класс».

Федерация евангелическо-реформатских церквей Германии (первоначальное название — Федерация свободных евангелическо-реформатских общин Германии) была организована в Лейпциге в 1928 и объединила существовавшую с 1703 Конфедерацию евангелическо-реформатских церквей в Нижней Саксонии (действовала в городах Брауншвейг, Штадтхаген и Гёттинген), евангелическо-реформатскую общину в Гамбурге и евангелическо-реформатские общины в Дрездене и Лейпциге. В том же году к федерации присоединились имевшиеся в небольшом городе Ханау на Майне (ныне земля Гессен) голландские и валлонские реформатские общины. В 1932 в федерацию вступил Реформатский синод в Баварии, переименованный в 1949 в Евангелическо-реформатскую церковь в Баварии, однако последняя слилась в 1989 с Евангелическо-реформатской церковью в Северо- Западной Германии. Кроме того, в федерацию, которая с 1932 получила своё современное название, вошли ещё две конгрегации: в 1966 — реформатская община города Бютцов в Мекленбурге и в 1970 — новообразованная община Мюнхен II.

Небольшая Евангелическо-старореформатская церковь (создана в 30-х гг. XIX в.) охватывает 5 общин в Восточной Фрисландии (на северо-западе современной земли Нижняя Саксония) и 8 общин в бывшем графстве Бентхайм (крайний юго-запад земли Нижняя Саксония). Эта церковь занимает в догматических вопросах консервативные позиции и тесно связана с Реформатскими церквами в Нидерландах.

Церкви и общины, объединяемые Реформатской федерацией, разделяют догматические положения, сформулированные в Гейдельбергском катехизисе.

Богослужебная практика этих реформатских церковных организаций близка к культовой традиции других реформатских церквей.

Объём функций, выполняемых руководством Реформатской федерации, невелик. Каждая входящая в неё церковь или община вполне самостоятельна в своих внутренних делах.

Численность лиц, объединяемых Реформатской федерацией, достигает 2 млн. человек.

Штаб-квартира федерации находится в городе Вупперталль в земле Северный Рейн-Вестфалия.

Реформатская федерация входит как коллективный член в состав Евангелической церкви в Германии.

П. И. Пучков

РЕФОРМАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ В АМЕРИКЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕФОРМАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВЕНГРИИ

Реформа́тская це́рковь Ве́нгрии, вторая по влиянию церковная организация Венгрии.

Хотя венгерские протестанты вскоре после свершившейся в стране Реформации на Эрдодском синоде 1545 приняли лютеранское Аугсбургское вероисповедание, в 1557 или 1558 было выработано кальвинистское по своей сущности Венгерское исповедание, а созванный в 1567 Дебреценский синод отдал предпочтение классическому кальвинистскому Второму Гельветическому исповеданию.

Начавшаяся в XVII в. Контрреформация сильно потеснила позиции венгерских реформатов, и многие из них подверглись преследованиям. Тем не менее в ряде районов страны, прежде всего на востоке, сохранились крупные группы реформатского населения.

По вероучению и культу Реформатская церковь Венгрии близка к другим реформатским церквам. Во главе церковного управления Реформатской церкви Венгрии стоят епископы (суперинтенденты).

Общая численность последователей Реформатской церкви Венгрии составляет 2 млн. человек (19% населения Венгрии). Реформаты сосредоточены в основном к востоку от Дуная, в Альфёльде, где во многих районах они образуют большинство населения. Ответвлениями Реформатской церкви Венгрии фактически являются Реформатская (гуситская) церковь Румынии (715 тыс.), Реформатская христианская церковь в Словакии (330 тыс.), Реформатская церковь на Украине (200 тыс.), Христианская реформатская церковь в Югославии (22 тыс.). Первая из них объединяет венгров, расселённых в уездах Муреш, Клуж, Бихор и Сату-Маре в Румынии, вторая — венгров и небольшие группы немцев и словаков, живущих в южных районах Словакии, третья — бо́льшую часть венгров Закарпатской области Украины, четвёртая — венгров автономного края Воеводина в Союзной Республике Югославия.

П. И. Пучков

РЕФОРМАТСКИЕ ЦЕРКВИ В НИДЕРЛАНДАХ

Реформа́тские це́ркви в Нидерла́ндах, вторая по численности последователей реформатская церковная организация Нидерландов, прекратившая своё существование как самостоятельная организация в 1994.

Организация была создана в 1892 в результате слияния отколовшейся в 1834 от Нидерландской реформированной церкви группы, требовавшей строгого следования кальвинистской доктрине (в 1869 эта группа приняла название Христианской реформатской церкви), с группой сторонников консервативного голландского церковного деятеля Кюйпера, порвавшей с Нидерландской реформированной церковью в 1886 из-за её либерализма. Близкие к Нидерландской реформированной церкви по вероучению и культу, Реформатские церкви в Нидерландах отличались от неё прежде всего своим консерватизмом и более буквальным толкованием кальвинистской доктрины о предопределении.

Более чем в 3 раза уступая по численности сторонников Нидерландской реформированной церкви, Реформатские церкви в Нидерландах не столь стремительно, как эта церковь, теряли влияние в голландском обществе. В 1990 в стране насчитывалось 784 тыс. последователей Реформатских церквей в Нидерландах, что составляло более 5% населения. Сторонники этой церковной организации имелись также в ЮАР, Зимбабве, Намибии, Мозамбике, Лесото.

В 1994 Реформатские церкви в Нидерландах слились с Нидерландской реформированной церковью и малочисленной в Нидерландах Лютеранской церковью.

П. И. Пучков

РЕФОРМАТСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕФОРМИРОВАННЫЕ КАТОЛИКИ

реформи́рованные като́лики, термин, иногда употребляемый для обозначения одной из групп неримских католиков. Речь идёт о нескольких церковных организациях, отделившихся (преимущественно в XX в.) от Римско-католической церкви из-за её консерватизма, а иногда и ввиду неприятия ею ведшейся в некоторых католических странах национально-освободительной борьбы.

Реформированные католики провели в своих организациях ряд преобразований в протестантском духе, что привело и к некоторым изменениям в догматике. Часто этими церквами отвергалась апостольская преемственность епископата, в результате чего эти организации (в отличие, например, от старокатоликов) обычно не вступали в евхаристическое общение или какие-либо иные связи с англиканами и тем более с православными. Культ у реформированных католиков существенно упрощён и несколько приближен к культу, принятому в некоторых протестантских церквах. Каждая из церквей реформированных католиков является полностью независимой организацией.

Общая численность реформированных католиков — приблизительно 8 млн. человек. Бо́льшая часть (около 5 млн.) находится на Филиппинах. В Европе значительная группа реформированных католиков имеется в Чешской Республике.

Две наиболее крупные церковные организации реформированных католиков Филиппинская независимая церковь и Чехословацкая гуситская церковь.

П. И. Пучков

РИГА

рига, овин на северо-западе России и в Прибалтике. У эстонцев служила жилищем (рехетуба — буквально рига-изба).

РИНДЗАЙ-СЮ

Ри́ндзай-сю, одна из школ буддизма дзэн в Японии. Названа по имени её родоначальника — китайского монаха Линьцзы (по-японски — Риндзай). В Японию учение Риндзай-сю ввёз в 1191 монах Эйсай (1141-1215). Получив широкую поддержку в среде самурайства, Риндзай-сю особое влияние приобрела в конце XIII — XIV вв. В религиозной практике Риндзай-сю упор делается на коанах — вопросах, которые наставник задаёт ученику с целью развить у него способности к непосредственному постижению «природы Будды», то есть сути бытия, и тем самым привести его к «просветлению». С Риндзай-сю связано возникновение чайной церемонии в Японии. В настоящее время в Японии насчитывается 17 групп, исповедующих учение Риндзай-сю Крупнейшая из них — Риндзай-сю Мёсиндзи ха (свыше 1 млн. верующих).

Г. Е. Светлов

Предыдущая страница Следующая страница