Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАБ"-"РИН")
рабаба, см. Ребаб. |
раджа (санскр. царь), титул местного правителя, вождя в Южной и Юго-Восточной Азии. |
радиальная планировка поселения, тип планировки: улицы сходятся радиусами к центру поселения. В сочетании с круговым принципом расположения построек образует тип радиально-кольцевой планировки. |
разбросанная планировка поселения, рассредоточенная планировка, тип планировки: усадьбы, вместе с семейными земельными участками, расположены поодаль друг от друга, часто в центре культовые и административные учреждения. |
рало, примитивное пахотное орудие. Состоит из рабочей части ральника, поставленного горизонтально (полозное рало) или под углом к почве; дышла, или грядиля, в которое запрягалось тягловое животное (обычно пара быков или волов); рукояти, которой управляет пахарь. В 1-м тыс. н. э. полозное рало, получив отвальную доску, превратилось в плуг. |
рамаи́зм, одно из течений вишнуизма. В основе рамаизма лежит почитание седьмой аватары (воплощения) Вишну в героя-царя Раму, сошедшего на землю ради уничтожения зла, персонифицированного в образе царя демонов-ракшасов Раваны. Тождество Рамы и Вишну утверждается в эпосе и пуранах (древних преданиях). Герой и богочеловек Рама расценивался приверженцами рамаизма как высшее проявление божественности, а отношения Рамы и Ситы как пример высшей божественной любви. В качестве религиозного течения рамаизм получил воплощение в различных общинах и сектах, возглавляемых наставниками-гуру. Первым рамаитским гуру был Рамананда (XV в.), последователь рамаитского вероучителя Рамануджи (XII в.). Основанная им община отличалась глубокой веротерпимостью, так как считалось, что все религии под разными именами почитают одного и того же бога. Одним из ярких представителей рамаизма был поэт Тулсидас, автор эпической поэмы Рамачаритаманаса (XVI в.). Одним из самых значительных праздничных ритуалов рамаитов является день рождения Рамы Раманавами, отмечаемый в 9-й день светлой половины месяца чайтра (март-апрель). Одна из форм коллективного почитания Рамы рамлила, мистериальная народная драма, исполняемая в течение нескольких недель и в дни праздника дасера, приуроченного к осеннему равноденствию. Представления на темы Рамаяны обычно завершаются церемонией сожжения гигантских чучел демонов Раваны и его братьев; она символизирует победу Рамы над врагами. В ежедневных богослужениях пуджах центральное значение имеют постоянное повторение имён бога (джапа) и медитация. Наиболее ревностные почитатели Рамы покрывают всё тело татуировкой, нанося на кожу имя Рамы или Рамы и Ситы. С культом Рамы связано почитание Ханумана обезьяньего полководца, друга и соратника Рамы. Иногда в пуджу Раме входят жесты, имитирующие обезьяну и воспроизводящие образ Ханумана. М. Ф. Альбедиль |
ранчерия, небольшое сельское поселение в Латинской Америке. |
ранчо, крестьянская усадьба, хутор в Латинской Америке. |
распашная одежда, тип наплечной одежды с разрезом спереди. |
ра́сы, человеческие группы, выделяемые на основании исторически возникшей общности наследственно обусловленных биологических особенностей. Расовый комплекс представляет собой мозаику признаков, возникших в разное время на разных территориях. Корреляция между ними проявляется лишь на межгрупповом уровне. Имевшие место в прошлом попытки игнорировать это и относить индивидуумов в однородных группах к разным расовым типам необоснованы. Все человеческие расы относятся к одному виду Homo sapiens и примерно соответствуют зоологическим подвидам. Специфика человеческих рас по сравнению с подвидами обусловлена социальными факторами, воздействующими на расообразование. Эти факторы ослабляют естественный отбор, уменьшая тем самым адаптивность расовых признаков, а также нарушают связь расы с территорией (вследствие многочисленных и массовых миграций, приводящих к смешению рас). Социальные факторы могут тормозить метисацию (таково, например, действие кастовой системы в Индии). Как правило, социальные барьеры оказываются недостаточными и метисация происходит в зонах контакта любых рас, что подтверждает видовое единство человечества. Биологическая систематика человеческих групп в значительной мере условна и произвольна. В основе старых расовых классификаций лежали внешние физические признаки цвет кожи, форма волос, строение лица и др. Сочетание этих признаков позволяет наиболее чётко разграничить три расовых комплекса европеоидный, монголоидный и экваториальный (негро-австралоидный). Наиболее надёжными признаны классификации, построенные по большому числу генетических систем (групп крови, белков сыворотки, ферментов и др.). При одновременном учёте частот многих генов негроиды Африки, в том числе сан (бушмены) и пигмеи, оказываются наиболее обособленной, то·есть древнейшей, ветвью человечества. Австралоиды (в том·числе негритосы, например аэта) генетически ближе к монголоидам, чем к негроидам Африки. Американские индейцы, полинезийцы и айны родственны монголоидам, саамы смешанная европеоидно-монголоидная группа. А. Г. Козинцев |
Ратана, синкретическая океанийская секта. Основана в 1925 в Новой Зеландии маори Тахупотики Вирему Ратана после того, как ему в 1918 во время эпидемии гриппа якобы стали являться видения свыше. Священной книгой считается Библия, но авторитетом пользуются также сочинения видных деятелей секты. Догматика Ратана синкретична и содержит элементы как протестантизма, так и местных традиц. верований. В Ратана приняты практически без искажения основные христианские догматы. Вместе с тем сектанты делают особый акцент на общении со сверхъестественными силами. Важную роль в вероучении Ратана играет фигура основателя секты, почитаемого как великий пророк, который может вызвать небесных ангелов для защиты своих адептов. Секта насчитывает более 50 тыс. приверженцев, в основном среди маори. Р. А. Силантьев |
ребаб, рубаб, рабаба, двухструнный смычковый музыкальный инструмент у арабов. Разновидности ребаб распространены до Юго-Восточной Азии. |
ребосо, женская шаль-накидка у народов Латинской Америки. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
реставрациони́сты, название, иногда употребляемое для обозначения последователей одного из течений протестантизма, объединяющего деноминацию Ученики Христа и ответвившиеся от неё деноминации (из них только две приобрели значительное число сторонников и получили достаточно широкую известность: Церкви Христа, Христианские церкви и церкви Христа). Реставрационисты призывают к реставрации новозаветного христианства (откуда и само их название), предполагая на этой основе объединить всех христиан, преодолев существующие в настоящее время сектантские тенденции. Соглашаясь по основным догматическим вопросам, реставрационисты не смогли прийти к единому мнению по некоторым вопросам культа и организации, что и привело к их разделению. Общая численность сторонников реставрационистского течения составляет 7 млн. человек. Основная часть реставрационистов сосредоточена в США (3,9 млн.), однако в результате миссионерской деятельности их сейчас можно встретить и в ряде других стран мира: Нигерии (1 млн.), Демократической Республике Конго (0,7 млн.), Малави (свыше 0,1 млн.), Зимбабве (свыше 0,1 млн.), Индии (около 0,3 млн.), Австралии (около 0,1 млн.) и т. д. П. И. Пучков |
реторома́нцы, группа народов: фриулы и ладины в Италии и романши в Швейцарии. Численность 700 тыс. человек, в том числе 635 тыс. человек в Италии. Говорят на ретороманском языке романской группы индоевропейской семьи. Термин "ретороманцы" распространился в середине XIX века на основе представлений о единой ретороманской этнической общности и ретороманского праязыка. В современной науке преобладает мнение о гетерогенном происхождении ретороманцев, особенно фриулов. М. Н. Новиков Этнонимы: ретороманцы |
Реформа́тская·це́рковь·Фра́нции, вторая по численности последователей христианская церковная организация Франции. Церковь была создана в 1938 в результате объединения нескольких прежде самостоятельных протестантских групп страны. Предтечей реформатства во Франции иногда называют возникший в конце XV в. кружок гуманистов, которым руководил Жак Лефевр дЭтапль (около 14501536), известный также под именем Якобус Фабер Стапуленсис. Хотя Жан Кальвин ещё в 30-х годах XVI в. начал свою реформаторскую деятельность на территории Франции, первая попытка создания протестантских общин в этой стране относится лишь к 1555. С 1559 французские протестантские церкви стали руководиться пресвитериями, включающими как священнослужителей, так и старейшин из числа мирян. Тогда же в качестве доктринальной основы протестантских церковных организаций было принято кальвинистское Галликанское исповедание. Французские протестанты, которых стали называть гугенотами, на первых порах достигли значительных успехов, однако острое противостояние с католиками привело в так называемую Варфоломеевскую ночь (1572) к кровавой резне и гибели многих тысяч сторонников протестантизма в стране. Нантский эдикт 1598 на какое-то время установил религиозную терпимость во Франции, однако в XVII в. вновь начались религиозные преследования французских протестантов, что привело к бегству свыше 400 тыс. гугенотов в другие европейские страны (главным образом в Германию, Нидерланды, Швейцарию, Англию) и Америку. Оставшиеся во Франции протестанты вплоть до эдикта о веротерпимости 1787 находились на нелегальном положении. Начиная с середины XIX в. в среде французских реформатов произошёл ряд расколов, разделивших их на консервативное крыло, требовавшее строго соблюдать доктринальные положения кальвинизма, и либеральные группы, отрицательно относившиеся к жёсткой регламентации исповедания веры. С 1933 между 4 основными реформатскими группами Франции начались переговоры об объединении, в результате которых в 1938 была создана единая церковь. Во вновь созданную церковь, однако, отказались войти реформаты Эльзаса и Лотарингии. По вероучению и культу Реформатская церковь Франции близка к другим реформатским церквам. Численность последователей Реформатской церкви Франции 320 тыс., Реформатской церкви Эльзаса и Лотарингии 32 тыс. человек. Французские реформаты вели активную миссионерскую работу в бывших французских колониях, и во многих из этих стран в настоящее время имеются значительные группы сторонников реформатства. П. И. Пучков |
Реформа́тская (гуси́тская) це́рковь Румы́нии, самая крупная по числу последователей протестантская церковь Румынии. Реформатство появилось на территории современной Румынии в 1554 в результате проповеднической деятельности Пьера Мельюса. В 1881 местная реформатская церковь присоединилась к Реформатской церкви Венгрии, однако после окончания 1-й мировой войны вновь стала самостоятельной. По вероучению, культу и организационному устройству Реформатская (гуситская) церковь Румынии очень близка к Реформатской церкви Венгрии. Численность сторонников Реформатской (гуситской) церкви Румынии 715 тыс. человек, что составляет 3% населения Румынии. По этнической принадлежности это значительная часть живущих в стране венгров (в уездах Муреш, Клуж, Бихор и Сату-Маре; венгры в уездах Харгита, Ковасна и Тимиш католики, в уезде Брашов лютеране). П. И. Пучков |
Реформа́тская федера́ция, объединение реформатских церквей и общин в Германии. Создана в 1884 в городе Марбург (ныне в земле Гессен) с целью защиты доктринальных, богослужебных и организационных традиций действующих в Германии реформатских церквей и общин. В настоящее время Реформатская федерация включает следующие организации: Евангелическо-реформатскую церковь (в Баварии и Северо-Западной Германии), Липпскую земельную церковь, Федерацию евангелическо-реформатских церквей Германии, Евангелическо-старореформатскую церковь, а также реформатские общины в ряде объединённых лютеранско-реформатских церквей (см. Евангелическая церковь союза). Входящая в состав Реформатской федерации Евангелическо-реформатская церковь была создана в 1989 в результате слияния Евангелическо-реформатской церкви в Северо-Западной Германии (объединяла ряд реформатских общин современной земли Нижняя Саксония, а также Бремерхафена, Бремена-Рекума, Гамбурга-Альтоны, Любека и Штутгарта) и Евангелическо-реформатской церкви в Баварии (включала реформатские общины городов Байрёйт, Эрланген, Нюрнберг, Швабах, Мариенхайм, Мюнхен, Хербисхофен и Грёненбах). Липпская земельная церковь действует на территории бывшего княжества, позднее земли Липпе, ныне входящей в состав земли Северный Рейн-Вестфалия. Подавляющая часть членов этой «земельной» церкви реформаты, хотя для имеющегося лютеранского меньшинства в ней создан особый лютеранский «класс». Федерация евангелическо-реформатских церквей Германии (первоначальное название Федерация свободных евангелическо-реформатских общин Германии) была организована в Лейпциге в 1928 и объединила существовавшую с 1703 Конфедерацию евангелическо-реформатских церквей в Нижней Саксонии (действовала в городах Брауншвейг, Штадтхаген и Гёттинген), евангелическо-реформатскую общину в Гамбурге и евангелическо-реформатские общины в Дрездене и Лейпциге. В том же году к федерации присоединились имевшиеся в небольшом городе Ханау на Майне (ныне земля Гессен) голландские и валлонские реформатские общины. В 1932 в федерацию вступил Реформатский синод в Баварии, переименованный в 1949 в Евангелическо-реформатскую церковь в Баварии, однако последняя слилась в 1989 с Евангелическо-реформатской церковью в Северо- Западной Германии. Кроме того, в федерацию, которая с 1932 получила своё современное название, вошли ещё две конгрегации: в 1966 реформатская община города Бютцов в Мекленбурге и в 1970 новообразованная община Мюнхен II. Небольшая Евангелическо-старореформатская церковь (создана в 30-х гг. XIX в.) охватывает 5 общин в Восточной Фрисландии (на северо-западе современной земли Нижняя Саксония) и 8 общин в бывшем графстве Бентхайм (крайний юго-запад земли Нижняя Саксония). Эта церковь занимает в догматических вопросах консервативные позиции и тесно связана с Реформатскими церквами в Нидерландах. Церкви и общины, объединяемые Реформатской федерацией, разделяют догматические положения, сформулированные в Гейдельбергском катехизисе. Богослужебная практика этих реформатских церковных организаций близка к культовой традиции других реформатских церквей. Объём функций, выполняемых руководством Реформатской федерации, невелик. Каждая входящая в неё церковь или община вполне самостоятельна в своих внутренних делах. Численность лиц, объединяемых Реформатской федерацией, достигает 2 млн. человек. Штаб-квартира федерации находится в городе Вупперталль в земле Северный Рейн-Вестфалия. Реформатская федерация входит как коллективный член в состав Евангелической церкви в Германии. П. И. Пучков |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Реформа́тская це́рковь Ве́нгрии, вторая по влиянию церковная организация Венгрии. Хотя венгерские протестанты вскоре после свершившейся в стране Реформации на Эрдодском синоде 1545 приняли лютеранское Аугсбургское вероисповедание, в 1557 или 1558 было выработано кальвинистское по своей сущности Венгерское исповедание, а созванный в 1567 Дебреценский синод отдал предпочтение классическому кальвинистскому Второму Гельветическому исповеданию. Начавшаяся в XVII в. Контрреформация сильно потеснила позиции венгерских реформатов, и многие из них подверглись преследованиям. Тем не менее в ряде районов страны, прежде всего на востоке, сохранились крупные группы реформатского населения. По вероучению и культу Реформатская церковь Венгрии близка к другим реформатским церквам. Во главе церковного управления Реформатской церкви Венгрии стоят епископы (суперинтенденты). Общая численность последователей Реформатской церкви Венгрии составляет 2 млн. человек (19% населения Венгрии). Реформаты сосредоточены в основном к востоку от Дуная, в Альфёльде, где во многих районах они образуют большинство населения. Ответвлениями Реформатской церкви Венгрии фактически являются Реформатская (гуситская) церковь Румынии (715 тыс.), Реформатская христианская церковь в Словакии (330 тыс.), Реформатская церковь на Украине (200 тыс.), Христианская реформатская церковь в Югославии (22 тыс.). Первая из них объединяет венгров, расселённых в уездах Муреш, Клуж, Бихор и Сату-Маре в Румынии, вторая венгров и небольшие группы немцев и словаков, живущих в южных районах Словакии, третья бо́льшую часть венгров Закарпатской области Украины, четвёртая венгров автономного края Воеводина в Союзной Республике Югославия. П. И. Пучков |
Реформа́тские це́ркви в Нидерла́ндах, вторая по численности последователей реформатская церковная организация Нидерландов, прекратившая своё существование как самостоятельная организация в 1994. Организация была создана в 1892 в результате слияния отколовшейся в 1834 от Нидерландской реформированной церкви группы, требовавшей строгого следования кальвинистской доктрине (в 1869 эта группа приняла название Христианской реформатской церкви), с группой сторонников консервативного голландского церковного деятеля Кюйпера, порвавшей с Нидерландской реформированной церковью в 1886 из-за её либерализма. Близкие к Нидерландской реформированной церкви по вероучению и культу, Реформатские церкви в Нидерландах отличались от неё прежде всего своим консерватизмом и более буквальным толкованием кальвинистской доктрины о предопределении. Более чем в 3 раза уступая по численности сторонников Нидерландской реформированной церкви, Реформатские церкви в Нидерландах не столь стремительно, как эта церковь, теряли влияние в голландском обществе. В 1990 в стране насчитывалось 784 тыс. последователей Реформатских церквей в Нидерландах, что составляло более 5% населения. Сторонники этой церковной организации имелись также в ЮАР, Зимбабве, Намибии, Мозамбике, Лесото. В 1994 Реформатские церкви в Нидерландах слились с Нидерландской реформированной церковью и малочисленной в Нидерландах Лютеранской церковью. П. И. Пучков |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
реформи́рованные като́лики, термин, иногда употребляемый для обозначения одной из групп неримских католиков. Речь идёт о нескольких церковных организациях, отделившихся (преимущественно в XX в.) от Римско-католической церкви из-за её консерватизма, а иногда и ввиду неприятия ею ведшейся в некоторых католических странах национально-освободительной борьбы. Реформированные католики провели в своих организациях ряд преобразований в протестантском духе, что привело и к некоторым изменениям в догматике. Часто этими церквами отвергалась апостольская преемственность епископата, в результате чего эти организации (в отличие, например, от старокатоликов) обычно не вступали в евхаристическое общение или какие-либо иные связи с англиканами и тем более с православными. Культ у реформированных католиков существенно упрощён и несколько приближен к культу, принятому в некоторых протестантских церквах. Каждая из церквей реформированных католиков является полностью независимой организацией. Общая численность реформированных католиков приблизительно 8 млн. человек. Бо́льшая часть (около 5 млн.) находится на Филиппинах. В Европе значительная группа реформированных католиков имеется в Чешской Республике. Две наиболее крупные церковные организации реформированных католиков Филиппинская независимая церковь и Чехословацкая гуситская церковь. П. И. Пучков |
рига, овин на северо-западе России и в Прибалтике. У эстонцев служила жилищем (рехетуба буквально рига-изба). |
Ри́ндзай-сю, одна из школ буддизма дзэн в Японии. Названа по имени её родоначальника китайского монаха Линьцзы (по-японски Риндзай). В Японию учение Риндзай-сю ввёз в 1191 монах Эйсай (1141-1215). Получив широкую поддержку в среде самурайства, Риндзай-сю особое влияние приобрела в конце XIII XIV вв. В религиозной практике Риндзай-сю упор делается на коанах вопросах, которые наставник задаёт ученику с целью развить у него способности к непосредственному постижению «природы Будды», то есть сути бытия, и тем самым привести его к «просветлению». С Риндзай-сю связано возникновение чайной церемонии в Японии. В настоящее время в Японии насчитывается 17 групп, исповедующих учение Риндзай-сю Крупнейшая из них Риндзай-сю Мёсиндзи ха (свыше 1 млн. верующих). Г. Е. Светлов |