Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "К" (часть 2, "КАТ"-"КОН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 2, "КАТ"-"КОН")

КАТАЛОНИЯ

КАТАЛОНИЯ - название Барселонского графства, появившееся в нач. XII в. В 1137 г. К. объединилась на основе личной унии с Арагоном. С 1164 г; графы К. стали правителями Арагона с титулом «граф-король».

Лит.: Альтамира-и-Кревеа Р. История Испании. Т. 1. М, 1951; Кудрявцев А.Е. Испания в средние века. Л., 1937; Пискорский В.К. История Испании и Португалии. СПб., 1909.

КАТАРЫ

КАТАРЫ (от греч. katharos - чистый) - приверженцы ереси, возникшей на юге Франции и в Италии в XI в. Основная идея их учения - дуализм в мироздании. По их представлениям, в мире существуют два начала: Добро (Бог) и Зло (Сатана). Материальный мир есть творение Сатаны. Отсюда феод, отношения выступали как порождение Зла. Католич. церковь они считали дьявольской, называли «матерью блуда», «великим Вавилоном». К. обличали пороки католич. духовенства, католиков считали еретиками. Они отвергали церк. таинства, обряды, богослужения, иконы, крест, догматику, отрицали воскресение тела, полагая, что воскресает лишь душа человека, которая покидает земной мир Сатаны и возносится в высший мир. По учению к., спасение человеку дает лишь принадлежность к секте и совершение над умирающим особого обряда «утешения».

К. создали свою организацию, противопоставив ее католич. церкви. Все к. были разделены на «совершенных» и «верующих». Немногочисленные «совершенные» вели строго аскетич. образ жизни, только из них формировалась четырехступенчатая иерархия руководства сектой. Основными приверженцами этого учения были ремесленники, торговцы, крестьяне. К ним примкнуло и немало феодалов юга Франции, оппозиционно настроенных к королев, власти. Решающий удар движению к. был нанесен альбигойскими войнами. IV Латеранский собор (1215) принял решение о беспощадном преследовании к. В XIV-XV вв. еще продолжали существовать небольшие тайные группы к., но в дальнейшем ересь была окончательно разгромлена.

Лит.: Керов В.Л. Народные восстания и еретические движения во Франции в конце XIII-начале XIV века. М., 1986.

КАТАФРАКТЫ

КАТАФРАКТЫ - см. Стратиоты.

КАТЕРИНА СИЕНСКАЯ

КАТЕРИНА СИЕНСКАЯ (1347-1380) - ит. писательница, монахиня доминиканского ордена. Автор богослов, соч. «Книга божественной доктрины» (1378) и 388 писем, адресованных полит, и церк. деятелям XIV в. В ее наследии содержится проповедь мира и сотрудничества между христиан, народами, призыв к их объединению против иноверцев, а также проповедь крестового похода против неверных.

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - католицизм (от греч. katholikos - всеобщий, вселенский) - христиан. (Римско-католическая) церковь, сформировавшаяся в последние века античности и в Средневековье преимущественно в Зап. Европе и возглавляемая папами римскими. Термин «к.ц.» употреблялся христиан, лидерами еще во И-III вв., отображая единство веры, обрядности, организационной структуры христиан, общин (церквей), рассеянных по всей Рим. империи. С течением времени (особенно после разделения церквей 1054 г.) название «к.ц.» закрепилось за зап. церковью, хотя и православная церковь считает себя вселенской.

К концу Раннего Средневековья в к.ц. установилось строгое единоначалие папы римского, считающегося наместником Иисуса Христа и главы апостолов Петра на земле (по церк. традиции, он был первым епископом Рима). Будучи духовными главами католиков, папы с 756 г. стали и светскими правителями собственного государства в Сред. Италии. Подчинив себе другие зап. церкви, рим. папы унифицировали в зап. христианстве догматику, культ, организационную структуру по образцу рим. церкви. Основные догматы, богослужение и обряды в к.ц. такие же, как и в православной. Главные особенности к.ц. в вероучении - это добавление к символу веры филиокве (см. Спор о филиокве), догмат о чистилище (принят уже после разделения церкви). Признавая, как и православная церковь, источником вероучения Священное писание (Библию) и Священное предание, к.ц. к последнему относит не только труды «отцов церкви» и решения первых семи вселенских соборов, но и решения последующих католич. соборов и постановления пап. В обеих церквах главным богослужением является литургия, но существуют некоторые различия в порядке ее совершения. К.ц. признает те же семь таинств, но имеет ряд отличий в их отправлении (напр., католики крестят окроплением водой, православные - окунанием, хлеб для причащения у православных квасной, у католиков - опресночный). К.ц. больше внимания уделяет поклонению Деве Марии. Все католич. духовенство обязательно должно соблюдать целибат (XI в.). Только в к.ц. монахи объединены в монашеские ордены. Вторая по значимости в иерархии к.ц. должность кардинала в православии отсутствует. Единственным богослужебным языком к.ц. в Средневековье была латынь.

В отличие от православной (византийской) церкви, строго подчиненной императорской власти, к.ц. в средние века нередко играла самостоятельную полит, роль, особенно в условиях феод, раздробленности Зап. Европы. Уже в Раннем Средневековье к.ц. стала одним из крупнейших феодалов. По ряду подсчетов, ей принадлежало до трети всей обрабатываемой земли в Зап. Европе. Так, бенедиктинский монастырь в Фульде (Германия) имел более 250 тыс. га земли, Сен-Жерменский монастырь (Франция) - более 100 тыс. зависимых людей. Еще Карл Мартелл использовал церк. земли для проведения бенефициальной реформы. Вовлечение духовенства и монашества в светскую систему сюзеренитета - вассалитета (напр., распоряжение Карла Великого епископам и аббатам поставлять в королев, войско определенное число рыцарей-вассалов), обогащение их верхушки (что вело к утрате авторитета к.ц. в обществе) вызвали ответную реакцию в виде клюнийского движения. Это привело к столкновению папства с королев, властью, прежде всего из-за порядка введения в должность епископов и аббатов. Наиболее острым был конфликт между папой римским Григорием VII и герм, королем Генрихом IV. В период феод, усобиц в Зап. Европе к.ц. пыталась ограничить их размах и приносимый ими ущерб обществу, принимая постановления о Мире Божьем и Божьем перемирии. Правда, существенного эффекта они не дали. Выступив организатором кровавых войн против иноверцев - мусульман (см. Крестовые походы), папство способствовало оттоку на Восток из Европы наиболее опасных анархичных слоев общества. В условиях полит, раздробленности папство в XIII в. достигло зенита своего могущества, когда многие европ. монархи признавали свою вассальную зависимость от рим. пап, а позиция и воля последних во многом определяли полит, ситуацию в Европе. Создание сильных централизованных государств (прежде всего Англии и Франции) привело к упадку полит, могущества папства, что отчетливо показали так. наз. авиньонское пленение пап и последующий «Великий раскол» в кц. (1378-1414). В XV в. в Англии и Франции фактически сложились свои национальные церкви, которые подчинялись не столько рим. папам, сколько своим королям.

КЦ. сыграла огромную роль в культ, развитии Европы, особенно в Раннем Средневековье. Почти все известные деятели культуры Раннего Средневековья (Григорий Турский, Исидор Севильский, Беда Достопочтенный и др.) - духовные лица. Среди архитектурных шедевров Средневековья господствовали здания соборов и монастырей. В живописи преобладали религ. сюжеты. При монастырях и церквах действовали школы. Вместе с тем к.ц. ревностно боролась с инакомыслием; жертвами этой борьбы пали многие ученые, мыслители, деятели культуры. Консервативная модель мира и человека в мире, насаждаемая к.ц., в конце Средневековья вызвала оппозицию в виде гуманизма.

Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994; Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. М., 1994.

КАУЛА

КАУЛА - фелонь, риза

верхняя одежда (плащ) священников и монахов. Представляла собой круглое Цельное одеяние с отверстием в центре. В XII в. была обычно темно-синего или красного цвета.

КВАДРИВИУМ

КВАДРИВИУМ - см. «Семь свободных искусств».

КВАРТАЛ СОЛОМЕННЫХ ПОДСТИЛОК,

КВАРТАЛ СОЛОМЕННЫХ ПОДСТИЛОК, - Улица соломы - улица в Париже, где занимались студенты фак. «Семи свободных искусств». Название происходит от обычая устилать пол, на котором сидели студенты («артисты»), слушавшие лекции, соломой.

КВАТЕРНИОН

КВАТЕРНИОН (от лат. quaterni - по четыре) - листы пергамена, сложенные пополам и сброшюрованные в тетради по четыре таких листа. В дальнейшем так стали называть всякую тетрадь, независимо от числа листов в ней. Затем из к. составляли рукописную книгу.

КВАТРОЧЕНТО

КВАТРОЧЕНТО (ит. quattrocento - четыреста) - XV в. Термин используется в истории искусства и культуры для обозначения определенного периода в развитии ит. искусства - Раннего Возрождения и нач. Высокого Возрождения.

К. характеризуется расцветом архитектуры, живописи и скульптуры. В этот период в Италии работала целая плеяда выдающихся мастеров, и среди них - архитектор Брунеллески, скульптор Донателло, живописец Мазаччо. В XV в. начали работать Рафаэль, Микеланджело, творил Леонардо да Винчи.

КВЕСТОР

КВЕСТОР (лат. quaestor - изыскатель) - во времена Остготской Италии должностное лицо, ведавшее фин. и суд. делами.

КЕКАВМЕН

КЕКАВМЕН - визант. писатель, полководец, идеолог провинциальной феод, знати. Ему не были чужды некоторые передовые для того времени демократич. идеи. К. - автор оригинального литературного памятника, написанного в 70-х гг. XI в. и условно названного «Стратегикон». Это сборник советов и наставлений, преподанных отцом своим детям, своего рода руководство в жизни, созданное на основе многообразного личного опыта автора. Здесь не только наставления по воен. искусству, но и правила житейской мудрости, разумного управления хозяйством и семьей, приличного поведения и нравственности. В качестве поучительных примеров приводится множество эпизодов воен., полит, и дипломатич. истории и в целом визант. действительности X-XI вв.

Лит.: Советы и рассказы Кекавмена. Сочинения византийского полководца. М., 1972; Алексидзе А.Д. Литература XI-XII вв. // Культура Византии. Вторая пол. VII-XII вв. М., 1989; Литаврин Г.Г. Был ли Кекавмен, автор «Стратегикона», феодалом? // Визант. очерки. М., 1961; Фокич БЛ. О рукописи «Стратегикона» Кекавмена // Визант. временник. 1971. Т. 31.

КЁР, ЖАК

КЁР, ЖАК (ок. 1395-1456) - фр. купец, банкир и гос. деятель, родом из Монпелье (юг Франции); самый богатый человек Франции того времени. Составил свое состояние не традиционными феод, методами (воен. добыча, богатое наследство, пожалования), а торговлей с Востоком, с Левантом, эксплуатацией серебряных и медных рудников, которыми он владел, а также сукноделием. К. предоставлял Карлу VII крупные займы (банкиры Юж. Франции в этом отношении вытесняли итальянцев) для ведения Столетней войны. В 1440 г. он был назначен королев, казначеем, возглавлял фин. совет при короле, получил дворянский титул, исполнял дипломатич. поручения, оказывал влияние на полит, жизнь. Помимо прочего, К. получил в свои руки чеканку монет. В 1451 г. по обвинению в утайке денег он был арестован, в 1455 г. изгнан из Франции с конфискацией имущества, бежал на Восток и умер на о-ве Хиос. В 1463 г. Людовик XI пересмотрел приговор в отношении К. и вернул его наследникам часть имущества.

КЕРЛЫ

КЕРЛЫ - Кэрлы

рядовые свободные общинники в Англии в период Раннего Средневековья, составлявшие вместе с эрлами основу англосакс, общества. К. жили большими семьями, которые владели нередко крупными земельными наделами - гайдами. Община к. была низовой ячейкой местного самоуправления. В IX- XI вв. основная масса к. превратилась в феодально-зависимых крестьян, а их верхушка вошла в состав мелких феодалов. В XI в. термин «к> вышел из употребления.

КИМВАЛЫ

КИМВАЛЫ - в средние века разнообразные муз. инструменты - тарелки, трещотки, колокольчики и т.д.

КИПРСКОЕ КОРОЛЕВСТВО

КИПРСКОЕ КОРОЛЕВСТВО - королевство, созданное в 1192 г. крестоносцами, захватившими о. Кипр в 1191 г. Власть в государстве, просуществовавшем до 1489 г., принадлежала феод, роду Лузиньянов.

КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ

КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ - 827-869) и Мефодий (820-885) - визант. теологи, дипломаты, ученые, славянские просветители, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг на славянский язык. Кирилл (до пострижения в монахи - Константин) и Мефодий - братья, родились в г. Фессалоники в семье знатного военачальника (помощника стратига фемы). И в городе, и в его окрестностях еще с VII в. жило много славян, поэтому братья с детства свободно владели как греч., так и славянским языками. Младший из братьев рано обнаружил тягу к знаниям, учился в знаменитой Магнаврской школе в Константинополе. Его учителями были известные ученые Визант. империи Лев Математик и Фотий (будущий патриарх). Затем Кирилл сам преподавал в этой школе и достиг большой известности своими познаниями в области философии и искусства вести публичные диспуты. Вскоре его стали привлекать к важным дипломатич. миссиям, которые носили не только церк., но и полит, характер.

Старший брат в молодости сделал военно-адм. карьеру, стал управляющим одной из областей, населенной славянами. Затем он удалился в один из монастырей Малой Азии, куда вскоре приехал и Кирилл. Полагают, что во время пребывания в монастыре братья, при решающей роли Кирилла, создали славянскую азбуку (ее первый оригинальный вариант, именуемый обычно глаголицей) и приступили к переводу на славянский язык важнейших церк. книг, без которых была невозможна организация богослужения на славянском языке.

В 863 г. по просьбе князя Ростислава просветители были направлены визант. императором в Великую Моравию для выполнения церковно-дипломатич. миссии. С их именем связаны введение в Великой Моравии богослужения на славянском языке, создание славянской азбуки, начало славянской письменности. К. и М. проделали большую работу по переводу религ. памятников - Библии, Псалтыри, Евангелия, свода богослужебных текстов, а также по обучению местных священнослужителей. В 869 г. Мефодий получил от папы Адриана II сан архиепископа паннонско-моравского.

Великие традиции славянских первоучителей в Великой Моравии продержались недолго. После смерти Мефодия славянское богослужение было запрещено, а ученики великих просветителей были изгнаны из страны нем. духовенством.

Лит.: Застерова Б. Кирилло-мефодиевская миссия и становление Великоморавского государства // Визант. временник. Т. 38. 1977; Можаева И.Е. Библиография по кирилло-мефодиевской проблематике. 1945-1974 гг. М., 1980; Флоря Б.Н. К оценке исторического значения славянской письменности в Великой Моравии // Великая Моравия. Ее ист. и культурное значение. М., 1985.

КЛАРЕНДОНСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

КЛАРЕНДОНСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ - Кларендонские конституции

16 статей, составленных по распоряжению англ. короля Генриха II Плантагенета в 1164 г. Преследовали цель ограничить полномочия католич. церкви в Англии в пользу королев, власти (ограничение компетенции церк. судов и подчинение их королев, власти; запрещение епископам выезжать из Англии без разрешения короля; наказание светскими властями духовных лиц, осужденных церк. судом; запрещение апелляций к папе). К. п. были одним из проявлений политики укрепления королев, власти. Обсуждались в январе 1164 г. на съезде светских и духовных баронов в Кларендоне. Были опротестованы главой англ. церкви архиепископом Кентерберийским Томасом Бекетом. Папа Александр III отказался признать К.п. После того как Бекет был осужден и бежал в конце 1164 г., К. п. были официально приняты. В 1170 г. глава церк. оппозиции Бекет был убит королев, придворными, и Генриху II под угрозой отлучения от церкви пришлось отказаться от применения К.п. В 1176 г. Генриху удалось возобновить К.п. в новом варианте, где все наиболее важные ограничения компетенции церк. судов были отменены.

Лит.: Петрушевский Д.М. Очерки из истории английского государства и общества в средние века. М.,1937; Штокмар ВВ. История Англии в средние века. Л., 1973.

КЛЕПСИДРА

КЛЕПСИДРА (греч. klepsydra - крадущая воду) - водяные часы: сосуд с одинаковыми отверстиями в днище и на ручке для вытекания определенного объема воды, отсчитываемого «амфорами» (53 мин.) или «хоями» (4,5 мин.). К. сохранилась с ант. времен, использовалась в период Раннего Средневековья. Ее, как и солнечные часы, делали только в Византии и в араб. мире. На Западе к. была большой редкостью. Напр., в одной из хроник отмечается, что к. прислал в дар Карлу Великому араб, халиф Харун-ар-Рашид.

КЛЕРМОНСКИЙ СОБОР

КЛЕРМОНСКИЙ СОБОР - церк. собор в г.Клермоне (Центр. Франция), созванный папой Урбаном II 18 ноября 1095 г. для решения церковно-адм. и церковно-полит, вопросов: отлучения от церкви фр. короля Филиппа I за развод с женой, провозглашения т.наз. Мира Божьего и пр. На соборе присутствовали представители духовенства, Фр. рыцари и вельможи. После завершения заседания К.с. 27 ноября 1095 г. папа Урбан II произнес речь, в которой призвал к организации крестового похода против «неверных», т.е. мусульман, за «завоевание гроба Господня». Всем участникам 1-го крестового похода были обещаны отпущение грехов, освобождение от долгов, защита имущества, а всем, кто погибнет, - рай.

Лит.: Заборов МА. Папство и крестовые походы. М.,1960; Заборов МЛ. История крестовых походов в документах и материалах. М.,1977; Куглер Б. История крестовых походов. СПб., 1895.

КЛИМЕНТ V

КЛИМЕНТ V (в миру - Бертран де Го) (ок.1264-1314) - папа римский с 1305 г. Епископ Комменжа ( с 1295 г.), архиепископ Бордо (с 1299 г.). Избран папой под нажимом Филиппа IV Красивого. В 1308 г. перенес в Авиньон папскую резиденцию (см. Авиньонское пленение пап). Передал Филиппу IV на пять лет право сбора церк. десятины, согласился на обвинение в ереси ордена тамплиеров и на его роспуск (1312).

Лит.: Лозинский СТ. История папства. М.,1986.

КЛИР

КЛИР (от греч. kleros - часть, владение, наследство, жребий) - совокупность всех служителей церкви (см. Духовенство). В узком смысле - священнослужители и церковнослужители одного церк. прихода.

КЛУАТР

КЛУАТР - монастырский двор, окруженный галереей.

КЛЮНИЙСКОЕ АББАТСТВО

КЛЮНИЙСКОЕ АББАТСТВО - монастырь в Бургундии, основанный в 910 г. аббатом Берно на земле, подаренной для этой цели герцогом Вильгельмом Аквитанским. По акту дарения герцог обязался (и за своих наследников тоже) не вмешиваться в выборы монахами аббата. К.а. было изъято из-под всякой юрисдикции светских и духовных властей и подчинялось только папе римскому, в знак чего каждые пять лет в Рим отсылался символич. налог - десять золотых монет. Построенный в Клюни собор был самым грандиозным из христиан, храмов до XVI в. К.а. в ходе предпринятой его аббатами (Одоном, Одилоном и Гуго) реформы монастырской жизни возглавило конгрегацию реформированных монастырей. Клюнийскими монахами были рим. папы Урбан II и Григорий VII.

Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994.

КЛЮНИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

КЛЮНИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - движение за реформу монашеской жизни и церкви, центром которого было Клюнийское аббатство. Возникло как протест против падения нравственности монашества и духовенства, против вмешательства светских властей в церк. жизнь. Главное требование К.д. к жизни монахов - строгое соблюдение устава Бенедикта Нурсийского, особое внимание уделялось длительному и торжественному совершению литургии, строгому соблюдению распорядка молитв. Лидеры К.д. осуждали симонию, требовали строгого соблюдения целибата духовенством, на практике добивались освобождения монастырей от власти светских сеньоров и епископов. В ходе К.д. сложилась клюнийская конгрегация монастырей. Она была строго централизованной и возглавлялась аббатом Клюни. Монахи реформированных монастырей именно ему давали обет послушания, он считался аббатом всех монастырей конгрегации. Для управления повседневными делами аббат Клюни сам назначал настоятелей в монастыри. Если в нач. XI в. насчитывалось ок. 30 клюнийских монастырей, то в первой пол. XII в. - уже более 1000. Строго централизованная, с фактически монархич. управлением клюнийская конгрегация, независимая от светских и местных духовных властей, была мощным орудием в руках папства как в укреплении его власти в церкви, так и в борьбе за независимость от светской власти.

Лит.: Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. М., 1994.

КНИГА РЕМЁСЕЛ

КНИГА РЕМЁСЕЛ - запись статутов ста парижских цехов, сведенных в одну книгу. Выпущена в 1268 г. по распоряжению королев, чиновника Этьена Буало. Ценный источник для изучения организации ремесленного дела в средневековом городе и жизни горожан.

КНИГА СРЕДНЕВЕКОВАЯ

КНИГА СРЕДНЕВЕКОВАЯ -

1) Рукописная книга - книга, выполненная ручным способом средневековым писцом на пергамене (в отличие от ант. книги - папирусного свитка) в монастырском скриптории (гор. мастерские по переписыванию рукописей, а также бродячие писцы появились в период Высокого Средневековья). Процесс был длительным и порой занимал несколько лет. Основная форма рукописи - кодекс.

2) Печатная книга. Она начинает вытеснять рукописную книгу в сер. XV в. в результате изобретения Гутенберга (см. Книгопечатание).

Лит.: Кацпржак Е.И. История письменности и книги. М., 1955; Киселева Л.И. О чем рассказывают средневековые рукописи. Рукописная книга в Западной Европе. Л., 1978; Киселева Л.И. Западноевропейская рукописная и печатная книга XIV-XV вв. Л., 1985; Романова ВЛ. Рукописная книга и готическое письмо во Франции XIII- XIV вв. М„ 1975.

КНИГА СТРАШНОГО СУДА

КНИГА СТРАШНОГО СУДА - свод материалов всеобщей переписи населения и всего имущества Англии, произведенной королев, чиновниками по приказу Вильгельма I Завоевателя в 1086 г. Перепись преследовала прежде всего фискальную цель - установить объекты для взимания денежного налога и материальные ресурсы короны. В результате переписи король получил точные сведения о размерах владений и доходов его вассалов. Название документа было вызвано тем, что при составлении описи предписывалось быть столь же правдивым, как в день «Страшного суда». Помимо фискальных целей перепись имела большое социальное значение. Она явилась важнейшим мероприятием по феодализации Англии, укреплению феод, строя, превращению свободного крестьянства в зависимое, поскольку ранее свободные крестьяне записывались как зависимые (вилланы).

КНИГОПЕЧАТАНИЕ

КНИГОПЕЧАТАНИЕ - К. предшествовала система оттискивания текста посредством покрытых краской клише из дерева, обожженной глины, камня или металла. В 1423 г. голландец Л.Я. Костер применил не оправдавший себя шрифт из деревянных литер и создал прототип печатного станка. По-настоящему к. начало вытеснять ручной способ изготовления книг после изобретения нем. ювелира Иоганна Гутенберга. В сер. XV в. (после 1434 г.) он сделал металлич. литеры, нашел технически простой способ их изготовления путем отливки в любом количестве с заготовленных матриц, сконструировал ручной словолитный прибор и печатный станок для изготовления оттисков.

До 1500 г. в 260 европ. городах появились 1050 типографий, в том числе 532 - в Италии, 214 - в Германии, 147 - во Франции, 71 - в Испании, 40 - в Нидерландах, 13 - в Англии. На основе рукописных шрифтов были созданы главные зап. типографские шрифты: готический - в книгах традиционного содержания и антиква - в книгах нового содержания либо при переиздании греко-рим. сочинений. До конца XV в. было напечатано свыше 40 тыс. названий инкунабул. К. сыграло в истории поистине рев. роль, став фактором технического и интеллектуального прогресса. Англ. философ Ф.Бэкон писал: «Изобретение книгопечатания, пороха и компаса оказало такое влияние на человеческие отношения, какого не оказывала ни одна власть».

Лит.: Кацпржак Е.И. История письменности и книги. М, 1955; Киселева Л.И. Западноевропейская рукописная и печатная книга XIV-XV вв. Л., 1985; Немировский ЕЛ. Мир книги: с древнейших времен до начала XX в. М, 1986; Немировский ЕЛ. Иоганн Гутенберг (ок. 1399 - 1468). М., 1989.

КОДЕКС

КОДЕКС (лат. codex - букв, ствол, бревно) - основная форма средневековой книги из пергамена (с VI в.), в период Позднего Средневековья - из бумаги. Папирус как писчий материал не сразу исчез из употребления. В эпоху Раннего Средневековья его привозили из Египта, а в X в. наладили производство и в Сицилии. Однако применялся он в основном для документов папской курии (до конца XI в.), а не для книг. В странах, расположенных севернее Альп, папирус был заменен пергаменом, и до XIII в. именно пергамен был основным материалом для письма.

Писали гусиными, лебяжьими и павлиньими перьями по линейкам, намеченным пункторием и проведенным острой палочкой, дававшей бесцветный след. С сер. XI в. иногда проводили цветные линейки (след от свинцовой пластинки), а в XIII в. подчас делали их чернилами. Чернила изготавливали из сока дубовых орешков, и они отличались большой стойкостью - смыть их практически было невозможно. Часто (из-за дороговизны пергамена) текст в к. счищался и записывался заново (см. Палимпсест). При переписке употреблялись и цветные чернила. Так, красными чернилами выписывали вводные или заключительные слова главы. Для инициалов предпочитали краски, в XII в. - красную, зеленую и голубую (Средневековье любило сверкающие, яркие цвета, это был «варварский» вкус).

Текст писали различными (в зависимости от времени) типами письма (см. Каролингский минускул; Унциальное письмо), затем иллюминировали (см. Иллюминирование). Тетради (см. Кватернион) сшивали, обрезали, выравнивали страницы, заключали в переплет из досок, обтянутых кожей, и переплетали. Именно с к. связано появление переплета, страниц. Он вытеснил ант. формы книги - свитки и восковые таблички. С XIII в. появились застежки или кожаные завязки для стягивания досок переплета. Доски переплета украшали металлич. пластинками по углам и посередине. Металлич. наугольники придавали переплету прочность, а выпуклые шишечки на поверхности переплета оберегали кожу от царапин при соприкосновении с поверхностью стола. Затем к. обычно передавали в библиотеку монастыря на хранение. Библиотекарь вел учет книг, составлял их список - каталог, ведал книжным обменом, охранял библиотеку от пожаров и крыс. Вплоть до XIII в. собраниями книг владели только монастыри. В дальнейшем книги хранились также во дворцах королей, крупных сеньоров. Так, большим собранием (1000 книг) располагал королев, замок Лувр. Для большинства населения (неграмотного и малоимущего) рукописная книга была недоступной роскошью, драгоценностью, к ней (особенно в эпоху расцвета Средневековья) испытывали страх и почтение, ее видели только во время богослужения (Библию, Евангелие).

КОДЕКС ЮСТИНИАНА

КОДЕКС ЮСТИНИАНА - собрание законодат. постановлений (конституций) рим. императоров II-VI вв. Издание этого сборника имело цель пересмотреть существовавшие ранее законодат. установления, переработать их согласно требованиям времени, устранить устаревшие постановления, пополнить позднее изданными и систематизировать весь этот материал (при этом имелось в виду закрепить в законе принцип неограниченной власти императора). Инициатором этой работы был визант. император Юстиниан I. К.Ю. состоит из 12 книг (издан в 529 г., переиздан в 534 г.). Он является одной из частей «Свода гражданского права» (это название появилось в XII в.) - сборника трудов юр. характера.

Лит.: История Византии. Т. 1. М., 1967; Липшиц Е.Э. Право и суд в Византии в IV- VIII вв. Л., 1976; Удальцова З.В. Законодательные реформы Юстиниана // Визант. временник. Т. 27. 1967.

КОЗЬМА ПРАЖСКИЙ

КОЗЬМА ПРАЖСКИЙ (1045-1125) пражский каноник, декан собора св. Вита в Праге (с 1110 г.), первый чешский хронист. Происходил из знатного рода, получил образование в Льеже (Фландрия), побывал в Германии, Италии, Венгрии. Автор «Чешской хроники» (из 3 книг), написанной на лат. языке. К ее созданию К.П. приступил в 1119-1120 гг. Утверждал, что всех чехов связывает единство происхождения от мифологич. праотца Чеха. Ссылаясь на сказания о призвании Пршемысла-пахаря на княжение, подчеркивал, что народ сам добровольно избрал первого князя и отказался от своей свободы и права собственности в его пользу. Утверждение о добровольной передаче власти народом князю было составной частью идеологии всех раннефеод. государств. «Чешская хроника» содержит сведения об истории чеш. народа до 1125 г.

Лит.: Краткая история Чехословакии. М.,1988.

КОЛА ДИ РИЕНЦО

КОЛА ДИ РИЕНЦО (собств. Никола ди Лоренцо Габрини) (1313-1354) - ит. полит, деятель; уроженец Рима, сын трактирщика и прачки. Сумел получить хорошее образование, был страстным почитателем античности. В 1344 г. написал на лат. языке книгу о древних памятниках под названием «Описание города Рима и его великолепия». Разделяя гуманистич. взгляды Петрарки, мечтал о восстановлении былого величия Рима. Будучи блестящим оратором, К. ди Р. выступал перед народом с обличением феодалов, грабивших Рим и творящих беззаконие. 20 мая 1347 г. он возглавил восстание пополанов, в ходе которого были захвачены правительственные здания на Капитолии, а Рим объявлен народной республикой. Себя К. ди Р. провозгласил «трибуном свободы, мира и справедливости». Тем самым папа был лишен светской власти. Последний объявил К. ди Р. еретиком и узурпатором.

Вдохновляемый Петраркой, который восторженно относился к «народному трибуну» и посвятил ему канцону «Высокий дух, царящий в этом теле», К. ди Р. за время недолгого пребывания у власти упорядочил налоги, отменил таможенные пошлины, стеснявшие торговлю, ввел единую систему мер и веса, выпустил новую монету с надписью «Родной трибунат. Рим - глава мира». Все бароны обязаны были принести присягу Рим. республике и передать ей все крепости; отменялась присяга населения сеньорам. К. ди Р. призвал все ит. города сплотиться вокруг Рима как столицы единой Италии. Этот утопический план был неприемлем для гор. республик Италии, которые соперничали между собой и боялись потерять независимость. Поэтому они отказались подчиниться Риму и начали открытую борьбу с республикой. Кроме того, в проведении своих мероприятий К. ди Р. не проявил ни последовательности, ни решительности. Он раздавал прощения мятежным баронам, правил единолично, как диктатор. В результате он потерял доверие народа. 15 декабря 1347 г. в ходе восстания власть феодалов над Римом была восстановлена., а К. ди Р. был вынужден бежать из Рима.

В 1354 г. К. ди Р. снова появился в Риме в качестве посланца папы Иннокентия VI, который хотел использовать его популярность в целях восстановления своей власти в Риме. 1 августа 1354 г. с отрядом кондотьеров К. ди Р. вступил в Рим, где горожане, недовольные правлением феод, магнатов, приветствовали его как победителя. В Риме вновь была провозглашена республика с К. ди Р. во главе. Но последовавшее вскоре увеличение налогов (чтобы обеспечить содержание наемной армии, необходимой для борьбы с магнатами), а вместе с тем и тиранич. методы правления К. ди Р. вызвали 8 октября 1354 г. восстание населения Рима, во время которого К. ди Р. был убит.

Лит.: История Италии. Т. 1. М., 1970; Макашовский В.Н. Кола ди Риенцо. Л., 1936.

КОЛЕТ ДЖОН

КОЛЕТ ДЖОН (ок.1467-1519) - англ. гуманист, теолог, предшественник Реформации. В 1493-1496 гт. во Франции и в Италии встречался с гуманистами Г.Бюде, Пико делла Мирандолой и др. Глава кружка Оксфордских гуманистов, с 1497 г. читал в Оксфордском ун-те курс лекций, посвященных посланиям Павла, давал критич. толкование библ. текстов.

КОЛЛЕГИИ

КОЛЛЕГИИ (от лат. collegium - товарищество, содружество).

1) Благотворительные учреждения, основанные в Париже в конце XII в. при госпиталях как общежития для бедных клириков, обучавшихся в парижских школах; т.е. они были местом проживания школяров из той или иной области. Эти к. создавались на благотворительные средства состоятельных людей, королей, городов и т.д.

2) Учебные заведения и общежития для студентов. Первая такая коллегия (Сорбонна) была создана в 1257-1258 гг. капелланом фр. короля Людовика IX Робером де Сорбоном для 16 бедных студентов богословского фак. Парижского ун-та (по 4 из каждой «нации»). Эта коллегия давала студентам стол, квартиру, а также была местом их занятий (магистры изучали здесь богословие), причем преподаватели приходили прямо в коллегию. Со временем эта коллегия была расширена, в нее стали принимать и более состоятельных студентов на платный пансион. Чаще всего коллегия носила имя своего создателя (основателя) (напр., Сорбонна; в дальнейшем весь фр. ун-т в Париже получил имя де Сорбона), название области (см. Наваррский коллеж), реже - имя святого покровителя. К. создавались и монашескими орденами. Вначале к. дублировали университетские курсы, но затем создали свои курсы и в сер. XV в. получили такую популярность, что во многом затмили и заменили образование в ун-тах. Преимущественное развитие (начиная с XIII в.) система к. получила в англ. ун-тах. Этот исторически сложившийся тип к. сохранился в Оксфордском и Кембриджском ун-тах в традиционном виде до сих пор.

КОЛЛЕНУЧЧО ПАНДОЛЬФО

КОЛЛЕНУЧЧО ПАНДОЛЬФО (1444- 1504) - ит. гуманист и полит, деятель. Учился в Падуе, состоял на службе у Сфорца, Медичи и Эсте; написал морально-филос. «Диалоги» в духе Лукиана, «Историю Неаполитанского королевства», поэтич. сочинения, географич. труд о Германии и т.д. Погиб от руки Сфорца.

КОЛОНАТ

КОЛОНАТ (позднелат. colonatus, от лат. colonus - земледелец) - особая форма производственных взаимоотношений между непосредственным производителем и крупным землевладельцем, получившая широкое распространение в поздней Рим. империи. Появление к. было связано с кризисом рабовлад. хозяйства и экономич. невыгодностью рабского труда. К. стал основной формой эксплуатации земледельцев и являлся переходной формой к феод, зависимости. По своему юр. положению колон приближался к рабу, однако наличие собственного хозяйства, арендная плата из доли урожая сближают колона с феодально-зависимым крестьянином.

Первоначально к. был одной из разновидностей рабовлад. отношений. В IV-V вв. колоны - это уже группы зависимого сельского населения, различного по происхождению, юр. и социальному положению. Они слились в одно сословие, которое занимало промежуточное положение между рабами и свободными и являлось предшественником средневековых феодально-зависимых крестьян.

КОЛУМБАН

КОЛУМБАН (ок.543-615) - ирл. монах, просветитель, проповедник-миссионер в странах Зап. Европы. С группой монахов в 591 г. покинул Ирландию (тогдашний центр распространения христианства и церк. образованности на Западе) и отправился на континент. Основал там ряд монастырей: в Бургундии, Нейстрии, Австразии и Лангобардском королевстве (только в Сев. Франции - 4 монастыря). Из-за конфликта с королевой Брунгильдой был изгнан из Нанта и оказался в Германии, где вел проповеднич. деятельность. В 612 (или 614) г. основал в Сев. Италии один из самых знаменитых монастырей - монастырь Боббио, превратившийся в дальнейшем в крупный науч. центр. Вместе с учениками (Галлом и Сигибертом) К. вел просветительскую деятельность, способствовавшую сохранению ант. традиций и становлению духовных и светских школ; написал монашеские уставы, книгу покаяний, проповеди, комментарии к псалмам, ряд стихов и писем.

КОЛУМБ ХРИСТОФОР

КОЛУМБ ХРИСТОФОР (между 1446 и 1451 - 1506) - великий мореплаватель, родился в Генуе в семье ткача (возможно, торговца). Родным языком К. был испанский, поэтому ряд европ. исследователей считает, что К. происходил из семьи марранов, т.е. исп. католиков евр. происхождения.

Вероятно, его предки бежали в Геную, спасаясь от инквизиции. В 1472 г. К. стал моряком и плавал по Средиземному морю. Обладал серьезными знаниями в области астрономии, географии, геометрии, картографии, истории мореплавания и др. наук. В 1476 г. в поисках заработка К. оказался в Португалии, жил в Лиссабоне и на португ. островах Мадейра и Порту-Санту (1476-1484); здесь он познакомился со многими сподвижниками Энрики Мореплавателя. Плавал по Атлантике - от Англии до Гвинеи и Азорских островов; вероятно, в 1477 г. был в Ирландии и Исландии, где мог слышать об ирл. и сканд. мореходах Раннего Средневековья.

На основе учения о шарообразности Земли и расчетов космографов XV в. (Паоло Тосканелли и др.) К. ок. 1479 г. разработал проект плавания к вост. берегам Азии западным путем. В 1476 г. предложил его королю Португалии Жуану II, отвергнувшему проект. К. переселился в Испанию, где предложил свой проект правящей чете - Изабелле Кастильской и Фердинанду Арагонскому, которые 17 апреля 1492 г. утвердили его: казна была пуста, с Реконкистой было покончено, а исп. идальго нуждались в деньгах, и поэтому были готовы на любые завоевания.

При поддержке исп. короны, андалузских и арагонских купцов и банкиров К. снарядил эскадру из трех каравелл - «Санта-Мария» (флагманский корабль), «Пинта» и «Нинья», которая 3 августа 1492 г. вышла из порта Палое (возле Севильи), взяв курс на юго-запад. К. отправился на поиск «Индий» ( так в средние века называли страны Южной, Юго-Восточной и Вост. Азии); на самом же деле он искал Японию (Сипангу). Согласно договору между К. и исп. короной, в случае успеха К. становился вице-королем всех открытых им земель, получал дворянский титул, звание адмирала и десятую часть всех доходов от открытых владений, а также восьмую часть прибыли от торговли. На 71-й день плавания, 12 октября 1492 г. (официальная дата открытия Америки), испанцы увидели землю - один из Багамских о-вов - Гуанахани (адмирал назвал его Сан-Сальвадором). Затем К. открыл о-ва Кубу и Эспаньолу (ныне Гаити), основав на последнем крепость Нави-дад (Рождество). В марте 1493 г. он вернулся в Испанию и был принят с большим почетом; в надежде на будущее золото Фердинанд и Изабелла осыпали К. наградами и собирались субсидировать его дальнейшие экспедиции.

К. совершил еще три путешествия в Америку: в 1493-1496 гг., в 1498-1500 гг. и в 1502-1504 гг, открыл острова в Карибском море - Малые Антилы, Ямайку, Пуэрто-Рико, Тринидад и др., часть Центральной (Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика, Панама) и часть Юж. Америки (во время 4-го плавания К. намеревался совершить кругосветное путешествие), но большого количества золота не нашел, из-за чего его «звезда» закатилась. 20 мая 1506 г. он умер в Вальядолиде (Испания) в нищете и полном забвении. До конца жизни К. так и не понял, что открыл новый континент, считая себя открывателем нового пути в «Индии», а открытые им земли - Индией. Значение его открытия оценили спустя несколько десятилетий, когда в Европу хлынул поток дешевого американского золота и серебра. Строго говоря, К. нельзя считать первым европейцем, ступившим на землю Америки (это сделали не известные нам мореходы), но после его открытия Америки навсегда была установлена связь между землями Старого и Нового Света, началась колонизация новых земель.

Лит.: Гуляев В.И., Юров ЮГ. Кто открыл Америку. М., 1993.

КОММЕНДАЦИЯ

КОММЕНДАЦИЯ (от лат. commendare - рекомендовать, поручать, вверять) - в Зап. Европе Раннего Средневековья акт вступления под покровительство более могущественного человека. Существовало 2 основных типа к.: 1) акт признания вассалом своего подчинения власти сеньора, за которым следовала клятва верности (вассал получал земельное владение - бенефиций или феоду, такая к. оформляла отношения вассалитета; и 2) подчинение разорившихся свободных людей крупному землевладельцу. Вступление «слабого» человека под покровительство более «сильного» и богатого сопровождалось вступлением в поземельную, а затем и в личную зависимость крестьянина от феодала.

КОММИН (КОМИН) ФИЛИПП ДЕ

КОММИН (КОМИН) ФИЛИПП ДЕ (1447- 1511) - фр. гос. деятель, историк. Происходил из знатного фламандского семейства ван ден Клитов. В юности попал ко двору бургундского герцога Филиппа III Доброго, стал приближенным графа Шароле (с 1467 г. - герцог Бургундии Карл Смелый). В 1467 г. был посвящен в рыцари, получил высокую придворную должность камергера. Повсюду сопровождал Карла Смелого и выполнял его дипломатич. поручения. В 1468 г. во время встречи в Перонне Карла Смелого с фр. королем Людовиком XI познакомился с последним и в 1472 г. перешел на его сторону, став личным советником. Принимал участие в переговорах 1473-1476 гг. между Людовиком и Карлом Смелым; с целью создания союза против папы Сикста IV был послан в Италию (до 1478 г.). После смерти Людовика XI арестован (1487) за участие в оппозиционной лиге принцев, просидел 5 месяцев в железной клетке в донжоне Лошского замка. В марте 1489 г. удалился в одно из своих поместий без права выезда. Вновь был приглашен ко двору, но уже Карла VIII, в 1490 г., включен в свиту короля, сопровождавшую Карла в Италию. Участвовал в дипломатич. подготовке ит. войн 1494-1559 гг. В 1495 г. был послом в Венеции, сопровождал Людовика XII в Геную (1507). Во время ссылки начал работу над «Мемуарами» (1489-1498). Воспоминания К. делятся на 2 части: первая, большая, охватывает время правления Карла Смелого и Людовика XI и состоит из 6 книг; вторая (из двух книг) посвящена ит. походу Карла VIII.

Лит.: Коммин Филипп де. Мемуары/ Пер., вступ. статья и примеч. Ю.П. Малинина. М., 1986.

КОММУНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

КОММУНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ - в Зап. Европе X-XIII вв. движение горожан против сеньоров за самоуправление и независимость. Вначале требования горожан сводились к ограничению феод, гнета и сокращению поборов. Затем возникли полит, задачи - обретение гор. самоуправления и прав. Борьба велась не против феод, системы, а против сеньоров тех или иных городов.

В Юж. Франции горожане добились независимости без кровопролития (IX-XII вв.). Города Сев. Франции (Амьен, Лан, Бове, Суассон и др.) и Фландрии (Гент, Брюгге, Лилль) стали самоуправляющимися в результате упорной, в основном вооруженной, борьбы. Горожане выбирали из своей среды совет, его главу - мэра и др. должностных лиц, имели собственный суд, воен. ополчение, финансы, самостоятельно устанавливали налоги. Эти города освобождались от ренты и сеньориальных повинностей. Взамен они уплачивали сеньору определенную небольшую денежную ренту, в случае войны выставляли небольшой воен. отряд, нередко сами выступали как коллективный сеньор по отношению к крестьянам окрестных территорий. Коммунальная борьба могла носить длительный характер (напр., северофр. г. Лан боролся за свою независимость от сеньора более 200 лет).

Города Сев. и Сред. Италии (Венеция, Генуя, Сиена, Флоренция, Лукка, Равенна, Болонья и др.) стали коммунами в IX-XII вв.; в Германии в XII-XIII вв. появились т.наз. имперские города - они формально подчинялись императору, но на деле были независимыми гор. республиками (Любек, Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне и др.).

Города, расположенные на королев, земле, в странах с относительно сильной центр, властью, не могли добиться полного самоуправления; под властью сеньоров оставалось и большинство мелких городов, особенно принадлежавших духовным сеньорам. Важнейший результат борьбы городов с сеньорами - освобождение большинства их жителей от личной зависимости. Было установлено также правило, согласно которому бежавший в город зависимый крестьянин, прожив там «год и один день», становился свободным. Средневековая пословица не зря говорила, что «городской воздух делает свободным».

КОММУТАЦИЯ

КОММУТАЦИЯ (от лат. commutatio - изменение, перемена) - замена отработочной и продуктовой рент феодально-зависимых крестьян денежной рентой. К. являлась прямым результатом развития денежного хозяйства и городов, проникновения товарно-денежных отношений в деревню. Желая получить больший доход от своих земель, сеньор переводил крестьян на денежную ренту, а домен, ранее обрабатывавшийся личнозависимыми крестьянами, сдавал в аренду или обрабатывал при помощи малоземельных или безземельных крестьян. Процесс к. начался в Англии в конце XII в. и активно шел с конца XIII в. в различных странах Зап. Европы. Окончательно же к. восторжествовала в Англии в конце XIV-XV вв. Установление размера денежной ренты зависело главным образом от воли сеньора (лорда). Долгое время к. носила условный характер: лорд сохранял за собой право требовать с крестьян либо барщину, либо денежные платежи (в зависимости от хоз. конъюнктуры). К. вела к усилению дифференциации крестьянства. Но денежная рента была наиболее гибкой, универсальной формой феод, ренты.

КОМНИНЫ

КОМНИНЫ - династия визант. императоров 1057-1185 гг. (с перерывом в 1059-1081 гг.). Выходцы из среды крупной землевладельч. знати Малой Азии. Главную опору К. составляли военно-феод. знать и расцветшие провинциальные города. При К. завершилось оформление основных институтов феод, общества. За счет предоставления феодалам широких привилегий шло укрепление их власти. К. содействовали дальнейшему закрепощению крестьянства; при них значительно возрос налоговый гнет. Игнорируя интересы визант. ремесленников и торговцев, К. предоставляли многочисленные льготы, торговые привилегии ит. купцам, которые со временем захватили ключевые позиции не только во внешней, но и во внутренней торговле (что в дальнейшем привело к глубокому упадку городов). Церковь, игравшая самостоятельную роль, при К. с .конца XI в. стала послушным исполнителем воли светского главы государства.

Первые правители династии К. Алексей I (1081-1118), Иоанн II (1118-1143) и Мануил I (1143-1180) были одаренными политиками и одаренными гос. деятелями. Им, особенно Алексею I, удалось вывести империю из глубокого кризиса, победить мятежных магнатов и упрочить власть своей династии. Ведя активную внешнюю политику, К. отвоевали у сельджуков все малоазийское побережье, подчинили, правда временно, Сербию и Венгрию, боролись за гегемонию Византии в Италии, успешно предотвратили конфликты с крестоносцами 1-го и 2-го крестовых походов. В этот период Византия вновь выступила на международной арене как великая европ. держава. Но эти успехи первых К. не могли быть прочными в Византии, которая уже стояла перед катастрофой. В последние десятилетия XII в. при преемниках Мануила I внешняя ситуация резко обострилась, Византия была вынуждена перейти к обороне. В это же время Визант. государство было ввергнуто в пучину смут и междоусобиц. Начались выступления народных масс городов, недовольных экономич. засильем иностранцев. На волне этих движений к власти в 1183 г. пришел двоюродный брат императора Мануила I - Андроник I Комнин (1183-1185), одна из наиболее колоритных фигур на визант престоле. Его попытки с помощью реформ стабилизировать положение не имели успеха. Воен. поражения и растущее недовольство самовластным правлением василевса привели к свержению в 1185 г. Андроника I с престола. Андроник был схвачен разъяренным константинопольским плебсом и предан мучительной казни. В 1185 г. к власти пришла Династия Ангелов.

Представители династии К.: Исаак I (1057-1059); Алексей I (1081-1118); Иоанн II (1118-1143); Мануил I (1143-1180); Алексей II (1180-1183); Андроник I (1183-1185).

Лит.: Анна Комнина. Алексиада. М., 1965; История Византии. Т. 2. М., 1967; Дашков С.Б. Императоры Византии. М., 1996; Курбатов ГЛ. История Византии. М., 1984.

КОМПАНИЯ КУПЦОВ-АВАНТЮРИСТОВ

КОМПАНИЯ КУПЦОВ-АВАНТЮРИСТОВ - англ. торговая компания, занимавшаяся вывозом сукна за границу (в Нидерланды, Германию, сканд. страны); одна из старейших в Англии. Вероятно, К.к.-а. выделилась из компании розничных торговцев или из компании купцов-складочников. Хартия Генриха IV (1406) положила начало самостоятельному существованию компании с центром в Лондоне; ведущую роль в ней играли лондонские купцы. К.к.-а. была построена на паевом принципе с общей ответственностью (зародышевая форма акционерного общества). Главной складочной базой компании был г. Антверпен. К. к.-а. была главным конкурентом Ганзы в европ. торговле.

КОМПАНИЯ КУПЦОВ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

КОМПАНИЯ КУПЦОВ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ - англ. торговая компания, занимавшаяся вывозом сукна за границу (в Нидерланды, Германию, сканд. страны); одна из старейших в Англии. Вероятно, К.к.-а. выделилась из компании розничных торговцев или из компании купцов-складочников. Хартия Генриха IV (1406) положила начало самостоятельному существованию компании с центром в Лондоне; ведущую роль в ней играли лондонские купцы. К.к.-а. была построена на паевом принципе с общей ответственностью (зародышевая форма акционерного общества). Главной складочной базой компании был г. Антверпен. К. к.-а. была главным конкурентом Ганзы в европ. торговле.

КОМПАНЬОНАЖИ

КОМПАНЬОНАЖИ (от фр. compagnon - подмастерье) - тайные союзы подмастерьев Франции. Появились, вероятно, в XII-XIII вв., получили распространение в XIV-XVI вв., превратившись в организации борьбы подмастерьев против эксплуатировавших их мастеров.

КОМПАС

КОМПАС (от позднелат. compasso - измеряю) - прибор для ориентирования на местности. Появился в Зап. Европе не позднее XII в. Представлял собой магнитную стрелку, прикрепленную к пробке, плававшей в сосуде с водой. К. был усовершенствован в XIV в. - магнитную стрелку поместили на острие в центре бумажного круга (картушки) с делениями сначала на 16, потом на 32 сектора. Имея к., европейцы стали отправляться в далекие плавания, что во многом сделало возможным Великие географические открытия.

КОНДОМА

КОНДОМА - разновидность большой семьи, домовая община в Италии VII-X вв. В к. входили три поколения родственников и несвободные люди. К. имела дома, пашни, виноградники, движимое и недвижимое имущество, а также скот.

Предыдущая страница Следующая страница