Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАВ"-"БЕР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАВ"-"БЕР")

БАВАРЫ

БАВАРЫ - герм. племя. Впервые упоминается в несохранившейся «Истории готов» Флавия Кассиодора и в соч. «О происхождении и деянии гетов» остготского историка Иордана. Вероятно, б. произошли от маркоманов, которые смешались с остатками др. герм, племен. Маркоманы некоторое время заселяли территорию, на которой ранее проживало кельтское племя боев, - Богемию. В связи с чем (по одной из версий) они и получили новое название. Б. жили на территории современных Верх. Австрии, Зальцбурга, Верх, и Ниж. Баварии, частично Тироля и некоторых др. земель. Основной источник, по которому можно судить о б. VII-VIII вв.,- это «Баварская правда». С VI в. у б. существовало племенное герцогство.

БАГАУДЫ

БАГАУДЫ (от кельт. baga - борьба) - участники антирим. освободительного движения, охватившего Севере-Зап. Галлию и, позднее, Северо-Вост. Испанию. Выступления б. продолжались с перерывами с III по V в. и были особенно активными в 30- 50-е гг. V в. Основную массу б. составляли разорившееся население, колоны (см. Колонат), рабы. Объединяясь в отряды, б. нападали на виллы крупных землевладельцев, слабозащищенные города. В отдельных районах Галлии б. добились успеха и образовали независимые общины, не признававшие власть Рима. Предводители б. Аманд и Элиан, провозглашенные императорами, создали армию, которая включала пехоту (из земледельцев) и конницу (из пастухов). Подавленное римлянами восстание вновь вспыхнуло в 408 г., в 435- 447 гг. оно охватило Северо-Зап. Галлию, однако было подавлено вторично. В сер. V в. движение б. распространилось на сев. области Испании. В 454 г. вестготское войско уничтожило исп. б. С этого времени источники не упоминают и о галльских б. Движение б., наряду с др. народными движениями, ослабляло мощь Рима и содействовало утверждению на территории Галлии и Испании варварских племен.

Лит.: Дмитрев А.Д. Движение багаудов // ВДИ. 1940. № 3-4; Корсунский А.Р. Движение багаудов // ВДИ. 1957. № 4.

БАЗИЛИКА

БАЗИЛИКА (от греч. basilike - царский дом) - в ант. и средневековой культуре здание вытянутой прямоугольной формы, разделенное на несколько продольных проходов-нефов рядами колонн или столбов. Средний (главный) неф, как правило, выше и шире боковых и освещается через окна над крышами боковых нефов. С утверждением христианства б. стала одним из основных типов храмов, центр, неф которого завершается ориентированной на восток апсидой, где находится алтарь. Постепенно б. приобрела форму лат. креста.

БАКАЛАВР

БАКАЛАВР - первая ученая степень в западноевроп. ун-тах.

БАЛЛАДА

БАЛЛАДА (от позднелат. ballo - танцую) - наиболее популярный жанр народной поэзии; начал складываться почти одновременно во многих странах Зап. Европы с XIII в., но первые записи были осуществлены только спустя почти два столетия. Все это время б. существовала в устной традиции. Первоначально термин означал плясовую песню. Отличительная черта балладного жанра - краткость и драматичность, даже трагичность сюжета, но главное - реальность, жизненность. Объектом б. являлась психологическая коллизия, связанная с семейной или социальной проблемой. Герой б. - всегда активная, деятельная личность, которая пытается бороться против существующих несправедливых порядков. Ранняя народная б. связана с сюжетами героич. эпоса, многие б. имеют ист. источники. К лучшим образцам народной поэзии относятся англ. баллады, посвященные Робин Гуду.

Лит.: Английская и шотландская народная баллада. М., 1988.

БАЛЬИ

БАЛЬИ - королев, чиновник, осуществлявший в основном суд. полномочия на территории бальяжа - мелкой адм. единицы Сев. Франции.

БАЛЬЯЖ

БАЛЬЯЖ - см. Бальи.

БАН

БАН (от др.-верх.-нем. ban - публичное объявление) - право главы государства осуществлять высшую власть - судебную (судебный б.) и военную (военный б.), издавать распоряжения, подвергать наказанию и т.д. В период Раннего Средневековья б. принадлежал королю и гос. должностным лицам. Позднее, в период Высокого Средневековья, б. перешел к сеньорам. В этот период б. называли также распространение судебно-адм. власти феодала на ту или иную территорию.

БАНАЛИТЕТ

БАНАЛИТЕТ (от фр. banal - принадлежащий сюзерену) - в феод. Зап. Европе монопольное право, по которому сеньор, обладая собственностью на мельницу, печь, виноградный пресс и т.д., мог принудить крестьян использовать его инвентарь; крестьяне при этом расплачивались частью своего продукта или деньгами. За нарушение б. сеньор требовал от крестьянина штраф или конфисковывал его продукты. Б. принадлежал к числу наиболее обременительных для крестьян феод, привилегий. Наиболее полное развитие б. получил во Франции, где он известен с X в.(именно здесь это монопольное право получило свое название). Институт, подобный б., был распространен при феодализме повсеместно.

БАНК

БАНК (от позднелат. banca - лавка менялы) - фин. предприятие, осуществлявшее посредничество в платеже и кредите. Развитие товарно-денежных отношений в феод, эпоху вызвало необходимость в банковском деле. При наличии в обращении большого количества монет с различным содержанием благородных металлов купцы вынуждены были для осуществления платежей постоянно обменивать монеты одних стран и княжеств на монеты других. Банковское дело возникло в Сев. Италии (в Ломбардии); в X-XI вв. здесь появились купцы-менялы, в XII в. - купцы-банкиры, которые занимались обменом денег, ростовщичеством, переводили деньги из одной страны в другую, принимали вклады на хранение и т. п. С XII в. банковское дело стало развиваться и в др. странах Европы. Банковскими операциями занимались частные лица (преимущественно итальянцы и евреи); крупнейшим ростовщиком была католич. церковь, в частности духовно-рыцарские ордены (напр., тамплиеры, которые первыми ввели банковские чеки и бух. документы); крупные кредитные и ростовщические операции осуществляла рим. курия. Правда, в 1179 г. церковь официально запретила ростовщичество христианам, что во многом объяснялось той ролью, которую играли иудеи в этой области. Такие банковские операции, как ссуды, были весьма рискованным делом, поскольку короли и крупные феодалы часто отказывались от платежей. В таком случае банкир терпел крах. В 1407 г. в Генуе возник первый б. - б. св. Георгия (коллективный б. Генуэзской республики).

В период Высокого Средневековья некоторые банкирские дома, особенно флорентийские (Барди, Перуцци, Медичи), стали крупной полит, силой, их банковский капитал завоевал ряд стран Европы, от них зависели императоры и короли. Так, на деньги Барди и Перуцци велась Столетняя война, Медичи финансировали целые государства (являлись, напр., кредиторами англ. королей Эдуарда II и Эдуарда III) и были фактическими правителями Флоренции. Свои филиалы банкирский дом Медичи имел в Риме, Милане, Пизе, Женеве, Авиньоне, Брюгге, Генте, Лондоне и др. городах. В XV в. появились крупные банковско-ростовщические фирмы в др. странах Европы. Наиболее известны южногерм. фирмы Вельзеров и Баумгартнеров, фирма Фуггеров, снабжавшая деньгами папу и Габсбургов.

Лит.: Гуревич Л.Я. Средневековый купец // Одиссей. Человек в истории. М., 1990.

БАНН

БАНН (от др.-верх.-нем. ban - публичное объявление) - право главы государства осуществлять высшую власть - судебную (судебный б.) и военную (военный б.), издавать распоряжения, подвергать наказанию и т.д. В период Раннего Средневековья б. принадлежал королю и гос. должностным лицам. Позднее, в период Высокого Средневековья, б. перешел к сеньорам. В этот период б. называли также распространение судебно-адм. власти феодала на ту или иную территорию.

БАПТИСТЕРИЙ

БАПТИСТЕРИЙ (греч. baptisterion - купель) - здание для крещения. Строилось при соборах как отдельно стоящее сооружение (позже купель стали ставить прямо в церкви) - восьмигранное либо круглое. Обычно завершалось куполом. Б. украшали скульптурой и мозаикой, посредине устанавливали купель для крещения. Баптистерии были особенно необходимы в первые века новой официальной религии - христианства. Известны баптистерии в Равенне (сер. V - нач. VI в.), Пизе (строительство начато в 1153 г.), во Флоренции (XI- XIII вв.).

БАРБЕТТ

БАРБЕТТ - жен. головной убор XIII-XIV вв. в виде небольшой косынки, закрывающей подбородок и завязывающейся на голове. При выходе на улицу поверх б. обычно набрасывали покрывало. Появился в эпоху крестовых походов как подражание головному и шейному покрытию рыцарских доспехов. На базе б. были созданы головные уборы католич. монахинь.

БАРД

БАРД - кельт. исполнитель древних песен в Галлии и Британии. В средние века барды сохранились на территории Уэльса, где они были организованы в специальные сообщества с особыми правами и привилегиями. Слеты валлийских бардов (эйстедфоды) проводились и после англ. завоевания Уэльса.

БАРДИ

БАРДИ - старинный род флорентийских банкиров. Б. возглавляли одну из крупнейших в Европе банковско-торговых компаний (с сер. XIII в. до сер. XIV в.); выступали кредиторами пап и королей; на деньги Б. велась Столетняя война. С конца XIII в. Б. принимали участие в полит, жизни Флоренции.

БАРКЕНТИНА

БАРКЕНТИНА - морское парусное судно. Имело не менее трех мачт, первая из которых была снабжена прямым, а остальные - косыми парусами.

БАРОН

БАРОН (от позднелат. baro - человек, мужчина).

1) В период становления феод. иерархии в Зап. Европе - непосредственный вассал короля.

2) В более поздний период - дворянский титул. Баронский титул во Франции и Германии был ниже графского, в Англии - ниже виконтского и занимал пятое место в дворянской иерархии.

3) Представитель высшего титулованного дворянства вообще. В Англии т наз. «высшие» бароны с XIII в. постепенно выделились в особую привилегированную социальную группу и стали наследственными членами палаты лордов в парламенте.

БАРОНЕТ

БАРОНЕТ (уменьшит, от барон) - наследственный дворянский титул в Англии.

БАРЦИЦЦА ГАСПАРИНО

БАРЦИЦЦА ГАСПАРИНО (1359-1431) - ит. гуманист, педагог, родом из Бергамо. Преподавал философию в Падуанском ун-те (с 1407 по 1421 г. с перерывами), создал частную школу на принципах гуманистич. педагогики, из которой вышли такие гуманисты, как Франческо Барбаро, Франческо Филельфо; у него учился Леон Баттиста Альберти. Б. придавал огромное значение комплексу гуманитарных знаний для формирования всесторонне совершенной личности. Написал соч. «О композиции» (1420); в своих соч. и письмах подражал Цицерону.

БАРЩИНА

БАРЩИНА - отработочная рента, форма феод, земельной ренты, бесплатный принудительный труд феодально-зависимых крестьян, работавших с собственным инвентарем в хозяйстве феодала. Возникла в период Раннего Средневековья, достигла наивысшего развития в Зап. Европе в XI-XIII вв. Но уже в XI в. в Италии и во Франции, с XII в. в Англии, в XIII в. в Зап. Германии начала вытесняться продуктовой рентой (оброком), что было связано с сокращением домениального хозяйства, раздачей домена в держания и с дальнейшей перестройкой феод. вотчины.

Б. могла быть повременной, т.е. измерялась числом дней, недель, которые крестьянин обязан был работать на феодала, и поурочной, когда она определялась объемом работы, которую должен был выполнить крестьянин (напр., обработать определенную площадь земли). Размер отработочной ренты чаще всего соответствовал площади крестьянского надела. Так, полнонадельный крестьянин работал на б. 4 дня в неделю, владелец половины надела - 2 дня. Сервы должны были отработать 2-4 дня в неделю, другие категории зависимых крестьян - 1-2 дня.

Сведения о б. на территории Франции, Англии, Зап. Германии, Сев. и Сред. Италии содержатся в поземельных описях, грамотах, некоторых варварских правдах и др. источниках.

В XIII - нач. XIV в. на юго-востоке Англии, в XIII в. в отдельных районах Франции, в XIV-XV вв. в Германии крупные собственники земли вновь расширили барщинное хозяйство. Однако эта тенденция была пресечена в Англии и Франции мощным развитием городов и усилением бюргерства. В новых условиях б. стала невыгодной и сошла на нет.

Лит.: Косминский Е.Л. Исследования аграрной истории Англии XIII в. М.; Л., 1947; Косминский ЕЛ. Эволюция феодальной ренты в Англии в XI-XV вв. // Вопр. истории. 1955. № 2; Поршнев Б.Ф. Очерк политической экономии феодализма. М., 1956; Сказкин С Д. Основные проблемы так называемого «второго издания крепостничества» в Средней и Восточной Европе // Вопр. истории. 1958. № 2.

БАСТАРД

БАСТАРД - внебрачный ребенок. В средневековой Европе б. благородного происхождения мог получить права на престол, равные с правами законных детей: король франков Теодорих I, бастард Хлодвига, правил вместе с его сыновьями; герцог Нормандии Вильгельм II Незаконнорожденный получил корону Англии.

БАСТИДЫ

БАСТИДЫ - укрепленные города в Юго-Вост. Франции XII-XIV вв. Старейшая из б. - Монт де Марсан (основана в 1141 г.). Б. строились по плану, включавшему в себя большую центр, площадь и улицы - параллельные или пересекающиеся под прямым углом.

БАУМГАРТНЕРЫ

БАУМГАРТНЕРЫ (Баумгартнеры, Паумгартнеры)

южногерм. купцы и банкиры XV- XVI вв.; с 60-80-х гг. XV в. занимались скупкой горнорудной продукции Тироля. Ганс Б. Старший (1456- 1527) в 1498-1499 гг. был одним из участников торговой компании, монополизировавшей сбыт добываемой в герм, империи меди и ее реализацию в Венеции.

БАШМАК

БАШМАК - название тайного крестьянского союза в Юго-Зап. Германии XV - нач. XVI в. Возник в 30-40-е гг. XV в. в районах Юж. Шварцвальда, Эльзаса и др. землях Верх. Рейна. Знамя с изображением крестьянского башмака было символом антифеод, борьбы. В 1493 г. был раскрыт заговор «Б.» в Эльзасе. Одним из его руководителей был бургомистр Шлетштадта Ганс Ульман. В движении участвовали и представители бюргерства. Последующие заговоры «Б.» относятся к 1502, 1513 и 1517 гг.

Лит.: Смирин М.М. Очерки истории политической борьбы в Германии перед Реформацией. М., 1952.

БЕАТИФИКАЦИЯ

БЕАТИФИКАЦИЯ (от лат. beatus - блаженный и facere - делать) - в католич. церкви акт причисления к блаженным. Официальной категорией канонич. права б. была признана папой Урбаном VIII в 1635 г. С этого времени б. стала рассматриваться как низшая ступень при подготовке к канонизации (акт причисления к святым). В своей основе б. имела практику канонизации, сложившуюся в Средневековье, когда существовало два разряда святых: канонизированные рим. папами и объявленные святыми местными церквами. Право на б. принадлежит папам римским.

Лит.: Bredero А.Н. Christendom and Christianity in the Middle Ages. Grand Rapids, 1994.

БЕАТРИЧЕ

БЕАТРИЧЕ - Портинари (1265-1290)- возлюбленная Данте Алигьери, героиня многих его произведений.

БЕГАРДЫ

БЕГАРДЫ - Бегины, бегарды, беггарды

члены муж. религ. общин. Впервые упоминаются в источниках XIII в. (Льеж, 1220 г.; Антверпен, 1228 г.; Брюгге, 1252 г.). По социальному составу - ремесленники. В XIV в. б. сблизились с лоллардами. Последние сведения о б. относятся к 1445 г.

БЕГГАРДЫ

БЕГГАРДЫ - Бегины, бегарды, беггарды

члены муж. религ. общин. Впервые упоминаются в источниках XIII в. (Льеж, 1220 г.; Антверпен, 1228 г.; Брюгге, 1252 г.). По социальному составу - ремесленники. В XIV в. б. сблизились с лоллардами. Последние сведения о б. относятся к 1445 г.

БЕГЕТРИЯ

БЕГЕТРИЯ - свободная крестьянская община в Кастилии. «Б. между родственниками» имела право выбора сеньора в рамках одного знатного рода, «б. от моря до моря» - на территории всей страны. Бегетрии представляли собой значительную воен. силу во время Реконкисты.

БЕГИНКИ

БЕГИНКИ - члены жен. религ. общин, возникших ок. 1170 г. в Брабанте и получивших распространение в Нидерландах и отдельных нем. городах (главным образом вдоль Рейна). Б. могли вступать в брак, выходить из общин, не давать монашеских обетов. Вели полумонашескую жизнь в бегинажах (общежитиях), но могли жить и в отдельных жилищах. Б. преследовала инквизиция, многие из них закончили жизнь на костре. В 1215 г. (на IV Латеранском соборе) ив 1311 г. (на Вьенском соборе) общины б. были запрещены.

БЕГИНЫ

БЕГИНЫ - Бегины, бегарды, беггарды

члены муж. религ. общин. Впервые упоминаются в источниках XIII в. (Льеж, 1220 г.; Антверпен, 1228 г.; Брюгге, 1252 г.). По социальному составу - ремесленники. В XIV в. б. сблизились с лоллардами. Последние сведения о б. относятся к 1445 г.

БЕГУИН

БЕГУИН - муж. чепец из белой ткани, надевавшийся под верхние головные уборы. Появился в XIII в. У простонародья б. был самостоятельным головным убором вплоть до XVI в.

БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ

БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (672-735) - англосакс. монах из Нортумбрии (важный центр англ. культуры), летописец (писал на лат. языке), один из самых знаменитых ученых Средневековья. Родился в Уирмуте и большую часть жизни провел в монастырях (в Уирмуте и Ярроу). Наиболее значительная работа - «Церковная история народа англов», благодаря которой Б.Д. считается первым англ. историком. Она охватывает период от походов Юлия Цезаря в Британию (55 и 54 гг. до н. э.) до 731 г.; это главный и часто единственный письменный источник по истории Англии VII-VIII вв. Перевод «Церковной истории...» на англосакс, язык был сделан в IX в. королем Альфредом. В 731-766 гг., вероятно современниками Б.Д., было написано продолжение «Церковной истории...». БД принадлежит также множество соч. по богословию, арифметике, медицине, астрономии, грамматике и философии. Во многом именно Б.Д. мы обязаны тем, что ведем летосчисление от Рождества Христова. Он поддержал высказанную еще в VI в. мысль о том, что Иисус родился в 753 г. от основания Рима. В соч. «О шести возрастах мира» он защищал счет времени от Рождества Христова.

БЕЗАНТ

БЕЗАНТ -

1) Золотая визант. монета, ходившая в Европе до сер. XIII в.; в XIII- XIV вв. известны также серебряные безанты.

2) В геральдике - изображение золотого кружка на щите герба.

БЕКЕТ, ТОМАС

БЕКЕТ, ТОМАС (ок.1118-1170) - глава англ. церкви, архиепископ Кентерберийский с 1162 г. В прошлом - блестящий царедворец, советник и друг короля Генриха II, прекрасный администратор, не имевший никакого отношения к церкви. С 1155 г. был канцлером королевства. Став архиепископом, Б. изменил образ жизни и мыслей, превратился в строгого аскета. Известен своим противодействием политике Генриха II по подчинению англ. церкви светской власти, в частности подчинению церк. лиц королев, суду. После принятия т.наз. Кларендонских постановлений 1164 г. бежал из Англии во Францию. Изгнание Б. продолжалось 6 лет и превратило его в фанатика. Он пытался найти поддержку у папы, но, не получив ее, примирился с Генрихом и вернулся в Англию (1170). Посчитав, что большинство населения Англии на его стороне, снова начал борьбу с королем и был убит по указанию последнего. По требованию народа, считавшего Б. мучеником, Генрих II отменил суд. положения Кларендонских постановлений. В 1173 г. Б. был канонизирован папой.

Лит.: Петрушевский Д.М. Очерки из истории английского государства и общества в средние века. М., 1937; Штокмар В.В. История Англии в средние века. Л., 1973.

БЕЛЛИНИ

БЕЛЛИНИ - семья венецианских живописцев, представители искусства Возрождения в Венеции. Глава семьи - Якопо Б. (1400-1470) - родоначальник искусства Ренессанса в Венеции; помимо Венеции работал в Вероне, Падуе, Брешии, Ферраре и др. городах. Большинство его произведений погибли; сохранились «Мадонны» и альбомы рисунков. Джентиле Б. (1429-1507) - старший сын Якопо - писал алтарные картины, портреты, но больше всего известен как художник повествовательных циклов картин, написанных для Палаццо дожей и религ. братств. Из его сохранившихся картин самыми известными являются написанные для скуола ди Сан Джованни Эванджелиста - «Процессия на площади Сан-Марко» (1496) и «Чудо святого креста» (1500). Младший брат Якопо - Джованни Б.- крупнейший мастер венецианского кватроченто, творчество которого заложило основы искусства Высокого Возрождения в Венеции. Он писал преимущественно алтарные картины, нередко обращался к аллегории; созданные им образы отмечены чувством достоинства, гармонии и красоты. Среди работ Джованни «Преображение» (1480-1485), «Озерная мадонна» (1488), «Мадонна с деревцами» (1487). В 1501-1502 гг. Джованни написал портрет венецианского дожа Леонардо Лоредана, предваривший расцвет венецианского портрета XVI в. Учениками Джованни Б. были Джорджоне и Тициан.

Лит.: Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения. М., 1965; Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 2. М., 1963; Всеобщая история искусств. Т. 2. М., 1961; История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под редакцией Ц.Г. Нессельштраус. М., 1982.

БЕНЕДИКТ IX

БЕНЕДИКТ IX - папа римский в 1032-1044 гт. Папой стал в 10- или 12-летнем возрасте благодаря протекции графов Тосканелли. Жестокость и распущенность Б. IX вызвали восстание в Риме, и он был изгнан в 1044 г. Однако в след. году папа Сильвестр III был свергнут родственниками Б.IX, и последний вновь стал папой. В том же 1045 г. Б. IX продал папский престол симонисту Григорию VI. В 1045 г. Б. IX вновь объявил себя папой; таким образом, пап стало три, и каждый из них считал легитимным только себя. Вступивший в Рим герм, король Генрих III созвал церк. собор, который низложил всех трех пап и избрал нового. Тем не менее Б. IX еще дважды предпринимал попытки занять папский престол, но не смог на нем удержаться.

Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994.

БЕНЕДИКТИНЦЫ

БЕНЕДИКТИНЦЫ - монашеский орден, члены которого руководствовались уставом для монахов, созданным Бенедиктом Нурсийским. Этот устав не предусматривал каких-либо орденских структур, каждый монастырь считался автономной единицей под властью своего аббата. Процесс распространения устава Бенедикта среди монашества был длительным, ведь помимо него существовало немало др. монашеских уставов. Однако именно бенедиктинский устав пользовался поддержкой рим. пап, начиная с Григория I Великого. Папы были заинтересованы в установлении единообразия в монашеской жизни. В этом же были заинтересованы и короли державы франков. При Каролингах (особенно при Пипине Коротком и Людовике Благочестивом) устав Бенедикта насаждался королев, властью. В результате уже к концу Раннего Средневековья большинство монахов в Зап. Европе жило по этому уставу.

В отличие от большинства будущих орденов б. не имели централизованного управления, монастыри оставались автономными. Они были в то время важными очагами культуры и образования. Монахи не только читали, но и переписывали книги, обучали грамоте. Монастыри превратились в крупнейших собственников, их земли обрабатывались зависимыми людьми (устав Бенедикта допускал труд на монастырских полях таких людей в те часы, когда монахи предавались молитвам). Так, один из крупнейших бенедиктинских монастырей в Фульде (Германия) владел более чем 250 тыс. га земли.

Лит.: Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994; Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. М, 1994.

БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ

БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ (ок.480- 545) - один из основоположников монашеской жизни в Зап. Европе. Уроженец Нурсии (в Италии), происходил из знатной семьи. В юности стал отшельником (жил в пещере). Вскоре был приглашен в качестве настоятеля соседнего монастыря, но из-за недовольства монахов введенной им суровой дисциплиной вынужден был покинуть его. Через несколько лет (вероятно, в 529 г.) Б.Н. сам основал монастырь на горе Монте-Кассино. Для монахов он написал устав, использовав уже существовавшие правила монашеской жизни. По уставу Б.Н., желающий стать монахом должен был пройти годичный испытательный срок (новициат). Монахи давали 3 обета: целомудрия, бедности, послушания. Послушание понималось, прежде всего, как беспрекословное повиновение монахов своему аббату. Монахи должны были соблюдать молчание, молиться (был установлен определенный порядок молитв), читать Священное писание и труды «отцов церкви», обеспечивать себя средствами существования за счет труда своих рук. Аскетич. нормы, установленные Б.Н., были довольно доступными. По уставу, каждый монах приписывался к определенному монастырю и должен был жить там. Жизнь монастыря находилась под контролем епископа. Устав Б.Н. упорядочил монашескую жизнь на Западе, исключив из нее анархию и бродяжничество монахов. С течением времени устав Б.Н. стал господствующим в католич. монашестве.

Лит.: Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992; Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994

БЕНЕФИЦИАРИЙ

БЕНЕФИЦИАРИЙ - в период Раннего Средневековья вассал, наделенный сеньором (королем либо крупным феодалом) земельным владением (вместе с зависимыми крестьянами) в пожизненное пользование на условии несения им воен. или адм. службы. Бенефициарий стремились превратить свои держания в наследственные.

БЕНЕФИЦИАРНАЯ РЕФОРМА

БЕНЕФИЦИАРНАЯ РЕФОРМА - земельная реформа, проведенная Карлом Мартеллом в 30-е гг. VIII в. Сущность ее состояла в том, что земли, которые дарились Меровингами магнатам и дружинникам в их полную безусловную собственность, теперь жаловались в условную феод, собственность (условием чаще всего выдвигалось несение конной воен. службы). В случаях отказа от службы или измены пожалованные земли подлежали конфискации. Так, во Франкском государстве получил развитие особый вид землевладения - бенефиций. Б.р. укрепила слой мелких и средних феодалов, которые в качестве проф. воинов стали основой конного ополчения и всей воен. организации, привела к созданию иерархич. структуры вассалитета, к укреплению феод, земельной собственности и крестьянской зависимости. Б.р. способствовала дальнейшему утверждению феод, отношений во Франкском государстве.

БЕНЕФИЦИЙ

БЕНЕФИЦИЙ (от лат. beneficium - благодеяние).

1) Земельное владение, передаваемое в пожизненное пользование на условии несения службы - придворной, административной, но главным образом - военной; поэтому под б. обычно понимают воен. условное земельное держание (в отличие от прекария, который был условным держанием крестьянского типа). Невыполнение условий держателем влекло ликвидацию б. В случае смерти получателя либо жалователя б. возвращался собственнику или его наследникам. Затем б. мог быть передан на основе нового соглашения. Появление б. - одно из проявлений аграрного переворота, произошедшего во Франкском государстве в VIII в.: аллоды, дарения в полную безусловную собственность, были заменены пожалованиями в пожизненное пользование. Изменилась социальная структура франкского общества, появился новый воен. слой бенефициариев, связанных с королев, властью поземельными отношениями. В IX-X вв. б. приобрел черты феода (лена). Б. способствовал появлению проф. воинов-рыцарей, а также возникновению отношений личной верности и покровительства (вассалитета) между жалователем и бенефициарием. Б. раздавали не только короли, но и крупные феодалы. Вскоре многие бенефициарий стали могущественнее королей.

2) В католич. церкви - доходная должность или земельный участок, получаемые духовными лицами как вознаграждение. Подобная практика установилась с нач. VI в.

БЕОВУЛЬФ

БЕОВУЛЬФ - самый известный (из сохранившихся) памятник англосакс, героич. эпоса. Создан до нормандского завоевания Англии: в устной традиции сложился в VIII в., записан до 1000 г. Исследователи сравнивают «Б> с «Илиадой» и «Одиссеей». Эпич. поэма сохранилась в единственной рукописи на древнеангл. языке и состоит из двух частей. Герой поэмы - молодой воин из народа гаутов (сканд. племя на юге Швеции) Беовульф. В первой части (большей по объему) он совершает подвиги, побеждает в стране данов великана Гренделя и освобождает от него Данию. Во второй части Беовульф-старец, правивший гаутами 50 лет, убивает дракона, угрожавшего его стране, и умирает. Эти фантастич. приключения даны на реальном ист. фоне и отражают процесс феодализации у народов Сев. Европы.

Лит.: Беовульф / Пер. В.Г. Тихомирова // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах. М., 1975; Смирницкая OA. Поэтическое искусство англосаксов // Древнеангл. поэзия. М., 1982.

БЕРЕНГАРИЙ ТУРСКИЙ

БЕРЕНГАРИЙ ТУРСКИЙ (ок.1000-1088) - фр. философ-схоласт, номиналист. Учение Б.Т. явилось наиболее ранним проявлением номинализма. Он защищал человеческий разум, доходил до откровенных насмешек над церковью. Главное соч. Б.Т. - «О святой трапезе» (1049). Выступал против мистич. учения о таинстве причащения, которое трактовал рационалистически. Учение Б.Т. было осуждено церковью как еретическое.

БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ

БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ (1091-1153) - фр. религ. и полит, деятель. Происходил из знатной семьи, в 20-летнем возрасте вступил в цистерцианский орден (см. Цистерцианцы), где своим подвижничеством приобрел популярность. В 1115 г. основал монастырь Клерво, где стал аббатом. Благодаря его деятельности малочисленный цистерцианский орден стал одним из крупнейших. Б. К. придерживался мистич. направления в теологии, был ярым сторонником папской теократии. Активно боролся с ересями и свободомыслием, был, в частности, инициатором осуждения П. Абеляра и Арнольда Брешианского. На фоне невыразительных фигур пап того времени (среди которых были и его ученики из Клерво) Б. К. приобрел колоссальный авторитет в церк. и светских кругах.. Он диктовал свою волю папам, фр. королю Людовику VII. Б. К. был главным идеологом и организатором 2-го крестового похода. Он написал первый устав для духовно-рыцарских орденов (устав тамплиеров). Канонизирован в 1174 г.

Лит.: Офм Л.Х. История христианского монашества. СПб., 1993.

БЕРНАРТ ДЕ ВЕНТАДОРН

БЕРНАРТ ДЕ ВЕНТАДОРН (ок.1150- 1180) - провансальский лирич. поэт XII в. Выходец из низов. Литературное наследие составляет ок. 44 песен. Вся его поэзия проникнута любовной темой. В творчестве Б.де В. куртуазная лирика нашла наиболее полное выражение. Он считал, что только настоящая любовь рождает поэтич. вдохновение:

Коль не от сердца песнь идет,

Она не стоит ни гроша,

А сердце песни не споет,

Любви не зная совершенной.

Мои кансоны вдохновенны -

Любовью у меня горят

И сердце, и уста, и взгляд.

Лит.: Бернарт де Вентадорн. Песни. М., 1979; История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М., 1987; Найман А.Г. О поэзии трубадуров // Песни трубадуров. М., 1979.

БЕРСЕРК

БЕРСЕРК - древнесканд. воин, посвятивший себя верховному богу Одину; во время битвы б. приходил в неистовство, сражался без доспехов и считался неуязвимым.

БЕРТРАН ДЕ БОРН

БЕРТРАН ДЕ БОРН (ок.1140-1215) - один из самых знаменитых провансальских трубадуров. Типичный феодал, участник грабительских набегов и междоусобных войн на юге Франции. На склоне лет принял монашество. Больше проявил себя в политической, чем в любовной, тематике. Особенно известны его сирвенты, в которых, выражая идеологию рыцарства, Б. де Б. откровенно прославлял феод. войну, радость боя, рыцарскую доблесть, щедрость королей и вельмож во время войн. Вместе с тем в его стихах выражено презрение к крестьянам (вилланам).

Лит.: Бертран де Борн. Песни // Песни трубадуров / Сост., предисл. и прим. А.Г. Наймана. М., 1979; Фридман РА. Любовная лирика трубадуров и «Кодекс» и «Законы» служения даме // Ученые зап. Рязанского гос. пед. ин-та. Т. 34. М, 1966; Шишмарёв В.Ф. Избранные статьи. Французская литература. М.; Л., 1965.

Предыдущая страница Следующая страница