Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГИЛ"-"ГУФ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГИЛ"-"ГУФ")

ГИЛЬОМ КАЛЬ

ГИЛЬОМ КАЛЬ (?-1358) - руководитель крестьянского восстания Жакерия, крестьянин из дер. Мелло. Хроники изображают Г. К. как человека, «видавшего виды, хорошего говоруна, статного телосложения и красивого лицом». Накануне решительного сражения у Мелло по предложению командующего феод. войском короля Наварры Карла Злого Г. К. согласился на переговоры со своими противниками. Он явился на встречу, не потребовав заложников, был схвачен и после мучительных пыток казнен. Лишенные своего руководителя, «жаки» были разгромлены.

ГИРАЛЬД КАМБРЙЙСКИЙ

ГИРАЛЬД КАМБРЙЙСКИЙ (собств. Джеральд Барри) (ок.1146 - ок.1220) - англ. писатель. Родился в знатной нормандской семье в Юж. Уэльсе. Учился в Парижском ун-те. Автор сочинений «Топография Ирландии» и «Завоевание Ирландии». В 1185 г. был участником англ. воен. экспедиции в Ирландию.

ГИРЛАНДАЙО ДОМЕНИКО

ГИРЛАНДАЙО ДОМЕНИКО (собств. Доменико ди Томмазо Бигорди) (1449- 1493/1494) - ит. живописец Раннего Возрождения, жил во Флоренции. Фрески и картины Г., написанные главным образом на религ. сюжеты, отображали современную ему жизнь. Г. стал портретистом семейств Медичи, Спассетти, Торнабуони, писал портреты многих флорентийских гуманистов, писателей и поэтов. Его произведения производили хорошее впечатление на современников, хотя Г. оставался в стороне от новых творч. исканий ит. художников последней трети XV в. и работал в манере его предшественников.

Ок. 1485 г. для алтаря капеллы Сассетти церкви Санта-Тринита Г. написал «Поклонение пастухов». Между 1486 и 1490 гг. создал самый обширный цикл своих фресок в капелле Торнабуони церкви Санта-Мария Новелла, расписав три стены («Жизнь Иоанна Крестителя», «Жизнь Марии», эпизоды из жизни святых Доминика и Петра мученика). Известны также его фрески «Тайная вечеря» (монастырь Оньисанти, Флоренция) и «Призвание апостолов Петра и Андрея» (Сикстинская капелла в Ватикане).

Лит.: Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. СПб., 1992; История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под редакцией Ц.Г. Несселынтраус. М., 1982.

ГИСТРИОН

ГИСТРИОН (от лат. histrio - актер, трагик) - странствующий актер Средневековья. Был одновременно поэтом, рассказчиком, певцом, лицедеем, музыкантом-инструменталистом, танцовщиком, дрессировщиком зверей, циркачом. В Германии это шпильман («играющий человек»), во Франции - жонглер, в Италии и Испании - голиард.

ГЛАБЕР, РАУЛЬ

ГЛАБЕР, РАУЛЬ (985 - ок.1047) бургундский монах, историк. Автор хроники «Истории своего времени в пяти книгах», в которой излагает историю Франции, преимущественно Бургундии (где он провел большую часть жизни) с 900 по 1044 г.; ожидал близкого конца света. Несмотря на определенную противоречивость, в хронике встречается много любопытных подробностей (напр., ужасный голод 1031-1033 гг. в Нормандии), легенд, рассказов о чудесах и пр. О некоторых событиях X-XI вв. сведения можно найти только у Г.

Лит.: Глабер Р. Настроение умов в Западной Европе перед началом крестовых походов // Стасюлевич М. История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Т. 3. Ч. 1. СПб., 1906; Люблинская АД. Источниковедение истории средних веков. Л., 1955.

ГНОМЫ

ГНОМЫ - в европ. мифологии маленькие антропоморфные существа, обитающие под землей, в горах или в лесу. Ростом г. с ребенка или даже с палец, однако наделены сверхъестественной силой. Г. отличает длинная борода, иногда козлиные ноги или гусиные лапы; они живут долго и хранят в глубине земли свои сокровища - драгоценные камни, металлы. Г. - искусные ремесленники (напр., они могут выковать волшебный меч или кольцо). Г. выступают и как дружелюбные советчики человека, и как его враги; иногда они похищают красивых девушек.

ГОГЕНШТАУФЕНЫ

ГОГЕНШТАУФЕНЫ - см. Штауфены.

ГОДЕСКАЛЬК

ГОДЕСКАЛЬК (VIII в.) - художник из Ахена (теперь территория Германии). В 781-789 гг. по заказу Карла Великого выполнил Евангелие - т.наз. «Евангелие Годескалька».

ГОДФРУА ПАРИЖСКИЙ

ГОДФРУА ПАРИЖСКИЙ (? - после 1318) - фр. хронист; ему принадлежит «Метрическая хроника» в стихах, поэмы. Особенно ценна «Метрическая хроника», описывающая Францию времен Филиппа IV Красивого.

ГОЛИАРДЫ

ГОЛИАРДЫ - см. Ваганты.

ГОНЗАГА

ГОНЗАГА - ит. феод. род. Тираны Мантуи (1328-1708). Основатель династии - Луиджи I (1278-1360). С 1433 г. представители рода Г. носили титул маркизов.

ГОНОРИЙ III

ГОНОРИЙ III - папа римский в 1216- 1227 гг. Официально утвердил и всячески поддерживал монашеские ордены францисканцев и доминиканцев. Именно при Г.III началась борьба папства с Фридрихом II Штауфеном (Гогенштауфеном). Стремление герм, короля (и короля Сицилии) установить контроль над Италией вызвало беспокойство Г.III, и он в своей булле обвинил Фридриха II в несоблюдении обязательств перед церковью, в частности, в затягивании подготовки к очередному крестовому походу. Фридрих II ответил резким письмом, где заявил, что он является опекуном Папского государства и имеет право на особое отношение к духовенству. Однако при Г.III полемика еще не переросла в открытый конфликт с применением войск и самых страшных церк. наказаний.

ГОНОРИЙ АВГУСТОДУНСКИЙ

ГОНОРИЙ АВГУСТОДУНСКИЙ - Гонорий Отенский

(XII в.) - теолог и философ, автор более 30 популярных в Средневековье трактатов филос, теологич. и общенаучн. содержания. Вероятно, жил в Аугсбурге (Германия). Примыкал к платоникам, стоявшим на позициях реализма. Г. А. - автор энциклопедич. трактата «Светильник», в котором впервые заметил, что «трудящиеся» делятся на две группы - горожане (ремесленники и купцы) и крестьяне. Первые хуже крестьян, так как лживы, коварны и беспокойны. Здесь же он приводил свои космографич. представления. По Г.А., небо состоит из трех сфер: телесное небо (которое мы видим), духовное (где обитают духовные субстанции, т.е. ангелы) и интеллектуальное небо (где блаженные созерцают лик Святой Троицы). Человек же как микрокосм (т.е. уменьшенный мир) состоит из четырех элементов: земли (плоть), воды (кровь), воздуха (дыхание) и огня (теплота). В трактате «Картина мира» Г.А. изложил знания своего времени об астрономии, географии, истории и др. В диалоге «Физический ключ» и некоторых др. соч. он изложил идеи ант. авторов о строении мира.

Лит.: История Европы. Т. 2. М, 1992; Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. М, 1992; Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI-XIII веков. Эпоха. Быт. Костюм. М, 1978.

ГОНФАЛОНЬЕР

ГОНФАЛОНЬЕР (ит. gonfaloniere - знаменосец) - с сер. XIII в. глава ополчения пополанов во Флоренции и др. городах Италии. В 1289 г. во Флоренции была установлена должность г. справедливости (правосудия), который был главой синьории. Г. имел знамя определенной формы и цвета, символизировавшее его власть. Ему была поручена охрана конституции «Установления справедливости».

ГОРЖ

ГОРЖ - жен. платок из белой ткани, сшитый в виде трубы, расширенной по краям. Носили женщины всех сословий - от простых горожанок до герцогинь - в XIII-XV вв.

ГОРОДСКИЕ КОММУНЫ

ГОРОДСКИЕ КОММУНЫ -

1) Союз заговорщиков, созданный для борьбы против сеньориальной зависимости города.

2) Система самоуправления средневековых городов, включавшая гор. совет, выборных должностных лиц, суд, ополчение, фин. систему.

Лит.: Пиррен А. Средневековые города Бельгии. М., 1937; Тьерри О. Городские коммуны во Франции в средние века. СПб., 1901.

ГОРОДСКИЕ ШКОЛЫ

ГОРОДСКИЕ ШКОЛЫ - светские школы - нецерковные школы, возникшие в городах в период Высокого Средневековья; начиная с XII в. число их постоянно увеличивалось. Г.ш. были представлены гильдейскими, цеховыми, частными, муниципальными школами. Учащимися нецерковных школ были бродячие школяры - ваганты, или голиарды. Школу мог открыть цех, купеческая гильдия, отдельные светские лица и т.д. Учащиеся г.ш. не получали содержания и могли рассчитывать только на средства родителей или частную благотворительность. Многие из учеников жили в постоянной нужде и сами добывали себе пропитание.

ГОСПИТАЛЬЕРЫ

ГОСПИТАЛЬЕРЫ - см. Иоанниты.

ГОСУДАРСТВА КРЕСТОНОСЦЕВ

ГОСУДАРСТВА КРЕСТОНОСЦЕВ - четыре типично феод, государства, образованные на захваченных крестоносцами землях; графство Эдесское (Сев. Месопотамия; 1098 г.; Балдуин Фландрский), где утвердилось нормандское рыцарство\ княжество Антиохийское (Сев. Сирия; 1098 г.; Боэмунд Тарентский); Иерусалимское королевство (Юж. Сирия и Палестина; 1099 г.) и к северу от него - графство Триполи (зависело от Антиохии). Главным было Иерусалимское королевство во главе с герцогом Готфридом Бульонским, который считался (хотя и номинально) верховным вождем всех крестоносцев. В 1100 г. Балдуин Эдесский унаследовал Иерусалим на правах иерусалимского короля Балдуина I (1100-1118). Глава Иерусалимского королевства считался первым среди сеньоров. В вассальной зависимости от него находились три остальных государя, но фактически они были самостоятельными. Вся территория делилась на рыцарские феоды, владельцы которых несли воен. службу у сюзерена. В отличие от Зап. Европы король мог ее требовать в течение всего года, но «Иерусалимские ассизы» ограничивали королев, власть (см. Ассизы). Особое место в г.к. занимала церковь. В Иерусалимском королевстве был утвержден пост патриарха, создано пять архиепископств, девять епископств, множество монастырей. Собственностью католич. церкви стали земельные владения мусульманского духовенства, и частично греч. церкви. Католич. иерархи составили влиятельную часть феодалов на Востоке. Они не платили налогов, получали огромные доходы от десятины и поступлений от паломников. Был введен институт папских легатов в Святой земле; в нач. XII в. учреждены духовно-рыцарские ордены тамплиеров и госпитальеров, а в конце XII в. - Тевтонский орден. Эти полувоенные-полумонашеские объединения создавались рыцарями с целью обороны и расширения владений крестоносцев и подчинялись непосредственно папе.

Большое влияние в г.к. имели купцы из Венеции, Генуи, Пизы и Марселя, особенно в Иерусалимском королевстве. Они фактически контролировали всю внешнюю торговлю между Востоком и Зап. Европой, но не укрепляли экономич. связей между г.к., что подрывало полит, централизацию. Постоянная вражда между собой, полит, и экономич. нестабильность, все усиливающиеся набеги сельджуков привели к ослаблению и гибели г.к.: графство Эдесское прекратило существование в 1144 г.; в 1187 г. пал Иерусалим; в 1268 г. Египет захватил Антиохию, а в 1289 г. - Триполи. В 1191 г. крестоносцы вернули себе порт Акру и контролировали узкую прибрежную полосу от Тира до Яффы, но с переходом в 1291 г. Акры к сельджукам они полностью утратили свое влияние на Востоке.

Лит.: Заборов М.Л. Папство и крестовые походы. М., 1960; Заборов М.Л. Крестоносцы на Востоке. М., 1980.

ГОТИКА

ГОТИКА - готический стиль (от ит. gotico - готский, от названия герм. племени готов) - худож. стиль, преимущественно архитектурный, господствовавший в искусстве средневековой Европы с XII до XV-XVI вв. Расцвет г. приходится на XIII-XIV вв. Стиль возник во Франции; колыбель г. - Иль-де-Франс. Термин введен теоретиками ит. Возрождения. Французы удачно назвали г. «ожившим», «стрельчатым» стилем. Главный феномен г. - кафедральный собор. Готич. храм в плане мало отличается от романского. В основе его длинный «корабль» - неф (высокий, продольный зал, по обеим сторонам которого расположены боковые нефы, более низкие). Центр, неф вместе с боковыми пересечен поперечным залом (трансептом). Главная особенность готич. храма - крестовый нервюрный свод стрельчатой формы. Применение нервюры (стрельчатой дуги) - великолепное инженерное решение Средневековья, позволившее снизить давление свода на стены, за счет чего главное давление распределялось по отдельным опорам - столбам, колоннам и т.д. В силу этого уменьшилась массивность стен. Стрельчатая дуга как бы переместила ось храма: из горизонтальной она превратилась в вертикальную. Готич. храм устремился ввысь, стены его стали более легкими, ажурными, их прорезали огромные окна с многоцветными витражами. Характерная особенность готич. храма - круглые витражные окна (т.наз. «розы»). Собор украшали стрельчатые арки, порталы, окна, ажурные башни, статуи, скульптурные группы, орнаменты и химеры (фантастич. фигуры зверей). Соборы возводились по заказу гор. коммун и символизировали могущество церкви и вольность городов. Собор был архитектурным центром города.

Выдающиеся произведения готич. архитектуры были созданы во Франции: церковь Сен-Дени, собор Парижской Богоматери, собор в Лане, Шартрский собор, соборы в Реймсе и Амьене, капелла Людовика IX, «Святая часовня» Сен-Шапель; в Германии: соборы во Фрейбурге и в Ульме, Кёльнский собор; в Англии: собор в Солсбери, Кентерберийский собор, собор Вестминстерского аббатства (близок к г.); в Италии - Миланский собор; в Чехии - собор св. Вита и т.д. Самым знаменитым циклом скульптур периода г. считается скульптурный декор собора в Наумбурге (Германия) - рельефы «Страстей Христовых» («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу») и 12 статуй основателей (донаторов) храма внутри.

В период поздней г., в XIV-XVI вв., получило развитие готич. градостроительство: сооружение ратуш, торговых рядов, дворцов, жилых зданий. Эпоха г. - время расцвета книжной миниатюры, эмалей, худож. ткачества, декоративных изделий из серебра и т.д. Готич. стиль объединил в единый ансамбль худож. предметы быта, мебель, одежду, украшения и архитектуру.

Строители готич. соборов объединялись в артели-ложи. Возникшее через несколько веков масонство использовало эту форму организации и заимствовало само название - франкмасоны (вольные каменщики).

Лит.: Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1968; Лясковская О.Ф. Французская готика. М., 1973; История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под редакцией Ц.Г. Нессельшраус. М., 1982; Сопоцинский О.И. Искусство западноевропейского Средневековья. М., 1964.

ГОТФРИД БУЛЬОНСКИЙ

ГОТФРИД БУЛЬОНСКИЙ (ок.1060- 1100) - герцог Ниж. Лотарингии с 1076 г., один из руководителей 1-го крестового похода на Восток. Возглавлял 20-тысячное лотарингское ополчение. Избран первым правителем Иерусалимского королевства с титулом «защитник гроба Господня» (1099).

ГОФМАРШАЛ

ГОФМАРШАЛ - придворная должность в Германии в период Позднего Средневековья. Ведал дворцовым хозяйством.

ГОФМЕЙСТЕР

ГОФМЕЙСТЕР - Хофмейстер

придворная должность в средневековой Германии в XIII-XIV вв. Управлял дворцовым хозяйством и штатом придворных императоров, князей. Ведал придворным церемониалом.

ГОХШТЕТТЕРЫ

ГОХШТЕТТЕРЫ - семья купцов и банкиров Юж. Германии конца XV - нач. XVI в. Основатель фирмы Амброзии Г. довел оборотный капитал до 1 млрд. фр. Объектом оптовой торговли Г. были металлы, лес, зерно, вино и пр. С 1486 г. фактория Г. находилась в Антверпене. Г. финансировали (вместе с др. купцами и банкирами) экспедицию в Ост-Индию (1505).

ГРААЛЬ

ГРААЛЬ - таинственный сосуд в легендах Средневековья; обычно считалось, что это чаша с кровью Христа, собранная Иосифом Аримафейским, снявшим с креста тело распятого Иисуса. Местом хранения Г. называли город Саррас либо таинственный замок Корбеник, или Карбоник. Считалось, что Г. терпит ок. себя лишь непогрешимых в целомудрии; недостойный, приблизившийся к святыне, будет наказан недугом, раной и т.д. Чтобы приблизиться к Г., рыцарь должен был совершить подвиг. Легенда о чаше Г. возникла в XII в. Как правило, в легенде говорилось о горе Монсальват, на вершине которой стоял замок из белого мрамора; в этом замке жили рыцари - хранители чудесной чаши Г. Они появлялись там, где нужно было защитить слабых и обиженных. На сюжет этой поэмы написано немало романов и поэм (напр., рыцарская поэма нем. поэта-миннезингера Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» (ок.1210).

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ВИЗАНТИИ

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ВИЗАНТИИ - одно из крупнейших полит, событий в истории Визант. государства В 1341 г. власть в империи оказалась в руках одного из самых знатных и богатых землевладельцев Фракии Иоанна Кантакузина - регента малолетнего императора Иоанна V Палеолога. Его опорой являлась крупная провинциальная знать и армия. Оппозиция ему, сплотившаяся вокруг императрицы-матери Анны Савойской, включала столич. чиновно-служилую знать и торгово-ремесленные круги столицы. Во главе ее стоял незнатный по происхождению, но влиятельный сановник Алексей Апокавк, сумевший в борьбе с Кантакузином привлечь на свою сторону народные массы.

Поначалу ссора между Кантакузином и Апокавком привела к вспышке интриг при дворе, что создало крайне нервозную обстановку вокруг юного василевса и его матери. Затем, во время путча, организованного Апокавком, были разграблены дома сторонников Кантакузина, многие из них погибли или оказались в тюрьме. Сам Кантакузин бежал в Дидимотику - мощную фракийскую крепость. Константинополь оказался в руках временщика Апокавка. Вскоре стычка двух придворных группировок переросла в гражданскую войну - самую тяжелую и разорительную за всю историю Византии.

В это время в ряде городов вспыхнули народные восстания против налогового гнета и феод, произвола. Восставшие ремесленники и гор. беднота Адрианополя изгнали феодалов и ростовщиков и захватили власть. Массовый характер приняло движение низов и в Фессалонике, во главе которого стояли зилоты, сторонники центр, правительства, предложившие ему помощь в борьбе с непокорной знатью. Так впервые в истории Византии стихийно складывался союз городов с законной императорской властью, которую представляло правительство Анны Савойской.

Социальная и полит, борьба в империи тесно переплелась с идейно-религ. борьбой между представителями мистич. течения исихазма во главе с Григорием Паламой и умеренно рационалистич. направлением в богословии, возглавляемым Варлаамом. Исихасты поддерживали Кантакузина, их противники были на стороне законного императора Иоанна V и его матери Анны.

Гражданская война протекала с крайним ожесточением. Обе враждующие партии, не считаясь с интересами греч. населения, призывали на помощь сербов, болгар, турок. К 1347 г. перевес сил оказался на стороне Кантакузина, который овладел Константинополем и узурпировал престол. Новый правитель повел осторожную политику: он сделал Иоанна V своим соправителем и выдал за него замуж свою дочь Елену. Этим была достигнута видимость примирения. К власти пришла феод. аристократия империи. В течение всего своего царствования Иоанн VI Кантакузин (1347-1354) вел войны с Сербией, генуэзцами и турками. Страна была разорена, императорская казна пуста. Воен. неудачи, уступки туркам, покровительство феод, знати и исихастам ослабили позиции Кантакузина и обеспечили победу законному императору. В 1354 г. Иоанн V при поддержке населения Константинополя сверг Кантакузина, который отрекся от престола и ушел в монастырь. Итоги гражданской войны для Византии были плачевными: наиболее плодородные области Фракии и Македонии были опустошены, вост. провинции завоеваны турками, а многие зап. области отпали от империи.

Лит.: Горянов Б.Т. Поздневизантийский феодализм. М., 1962; История Византии. Т. 3. М., 1967; Курбатов ГЛ. История Византии (от античности к феодализму). М., 1984.

ГРАЖДАНСКИЙ ГУМАНИЗМ

ГРАЖДАНСКИЙ ГУМАНИЗМ - направление общественной мысли периода Раннего Возрождения, связанное с активной разработкой социально-полит, проблематики в тесной связи с этикой, историей, педагогикой.

Лит.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век) / Под редакцией Л.М. Братиной. М., 1985.

ГРАНДЫ

ГРАНДЫ - высший слой исп. дворянства, известный с XIII в. Г. занимали ключевые гос. посты, могли иметь армию, объявлять войну королю, служить иному монарху. После объединения Кастилии и Арагона права г. были значительно ограничены.

ГРАНОВСКИЙ, ТИМОФЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

ГРАНОВСКИЙ, ТИМОФЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1813-1855) - рус. медиевист, заложил основы науч. разработки западноевроп. Средневековья. Профессор всеобщей истории Московского унта (1839-1855). Родился в Орле, в дворянской семье. Окончил Петербургский ун-т в 1835 г. (юр. фак.). Занимался в Берлинском ун-те у Л. Ранке, Ф.К. Савиньи и др. (до 1839 г.), изучал философию Гегеля, затем преподавал в Московском ун-те (с 1839 г.), читал курс истории средних веков. В 1849 г. опубликовал свою докторскую диссертацию «Аббат Сугерий», в 50-е годы работал над учебником по всеобщей истории (опубликован частично); интересовался т.наз. «переходными» эпохами: от рабовладения к феодализму (рождение нового средневекового мира), от Средневековья к Новому времени, а также историей средневекового города, феодализмом как системой полит, и правовых отношений и т.д. По своим воззрениям Г. был сторонником Гегеля, главный смысл всеобщей истории видел в развитии «духа рода человеческого».

Лит.: Грановский Т.Н. Лекции по истории Средневековья. М., 1987; Алпатов М.А. Труды Т.Н. Грановского // Очерки истории ист. науки в СССР. Т. 1. М., 1955; Гутнова Е.В., Асиновская СЛ. Грановский как историк // Грановский Т.Н. Лекции по истории Средневековья. М., 1987; Косминский ЕЛ. Жизнь и деятельность Т.Н. Грановского // Вести. Московского унта. 1956. № 4.

ГРАФ

ГРАФ - в период Раннего Средневековья должностное лицо, представлявшее короля в графстве (адм. единица) и наделенное суд., адм. и воен. полномочиями. В VII в. должность г. стала наследственной. Далее, в период феод, раздробленности, графы превратились в независимых крупных феодалов. В XV в. (и позднее) г. - один из высших феод, титулов.

ГРАФСТВО

ГРАФСТВО -

1) Наследственное феод, владение графа.

2) В Англии - адм. округ.

ГРАЦИАНСКИЙ, НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ

ГРАЦИАНСКИЙ, НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ (1886-1945) - историк-медиевист, выпускник историко-филологич. фак. Казанского ун-та (1910), доктор ист. наук (1934), профессор. Занимался науч. и преподавательской деятельностью в Казанском (1910-1920) и Московском (1934-1936 и 1941-1945) ун-тах, на ист. факультетах московских вузов, заведовал кафедрой в МГПИ и пединституте им. Карла Либкнехта, науч. сотрудник ин-та истории АН СССР. Науч. интересы Г.: проблемы социально-экономич. истории Раннего Средневековья, история древних германцев и славяногерм, отношений. Главная исследовательская работа Г. - «Бургундская деревня в X-XII столетиях» (1935). Особое внимание уделял подготовке учеб. лит.: систематически публиковал лекции, метод, разработки, пособия и хрестоматии. Г. принадлежит перевод «Салической правды* на рус. язык (1913), которым пользуются до сих пор.

Лит.: Грацианский Н.П. Из социально-экономической истории западноевропейского средневековья. Сб. ст. М., 1960; Гутнова Е.В., Мильская Л.Т. Жизненный и творческий путь профессора Николая Павловича Грацианского. 1886-1945. СВ. 1989. Вып. 52; Егорова Т.Е. К столетию со дня рождения Н.П. Грацианского // СВ. 1988. Вып. 51; Москаленко А.Е. Николай Павлович Грацианский (1886-1945) // СВ. 1976. Вып. 40.

ГРЕВС, ИВАН МИХАЙЛОВИЧ

ГРЕВС, ИВАН МИХАЙЛОВИЧ (1860- 1941) - рус. историк, в 1892-1918 гг.-профессор на Высших жен. (Бестужевских) курсах, с 1899 г. - профессор Петербургского (с 1924 г. Ленинградского) ун-та. Написал ряд работ, посвященных истории средневековой культуры и быта - «Очерки флорентийской культуры» (1903-1905), «Очерки о Данте» (1913 и 1923), «Кровавая свадьба Буондельмонте. Жизнь итальянского города в XIII в.» (1925), в которых стремился сблизить средневековую культуру с античной, недооценивая связь средневековой культуры и быта с их феод, основой.

Считал, что Средневековье является прямым продолжением рим. социального строя. Г. - автор ряда историографич. работ, а также «Очерков из истории римского землевладения».

Лит.: Алпатов МЛ. Очерки истории исторической науки в СССР. Т. 2. М.; Л., 1960.

ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ

ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ - канонизированные песнопения католич. церкви. В конце VI в., при папе Григории I (отсюда название), были отобраны 200 напевов, которые папа признал богодухновенными, и собраны в т.наз. «григорианский антифонарий» (хоровые песнопения назывались антифонами, позднее их стали называть хоралами). Песни-молитвы предназначались исключительно для муж. хора и исполнялись на лат. языке, в унисон. Григорианское пение подразделяется на два вида: псалмодия (протяжная речитация лат. молитвенных текстов в прозе) и гимн (мелодически более развитый напев нередко со стихотворным текстом).

В форме гимна были созданы все основные песнопения мессы, которая состоит из пяти главных песенных частей:

1) Купе eleison (греч. ) - «Господи помилуй»;

2) Gloria (лам) - «Слава»;

3) Credo (лат. ) - «Верую» - полный текст символа веры;

4) Sanctus (лат. ) - «Свят, свят, свят»;

5) Agnus Dei (лат. ) - «Агнец Божий» и Benedictus (лат. ) - «Благословен грядный». Этот цикл сохранился в католич. богослужении по сей день.

ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ

ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ (540-604) - папа римский в 590-604 гг. Происходил из знатной семьи. Совершил блестящую светскую карьеру - в 33 года был префектом Рима (т.е. занимал высшую гражданскую должность в городе). Активно участвовал в обороне Рима от лангобардов. В 34 года Ушел в монахи, продав свое имущество и основав 7 монастырей, в одном из которых (св. Андрея в Риме) поселился сам. С 579 по 585 г. был представителем папы римского при дворе визант. императора. Возвратившись в Рим, стал аббатом монастыря св. Андрея. В 590 г. избран папой (первый папа из монахов) в исключительно тяжелой для Рима ситуации - натиск лангобардов продолжался, а визант. император, чьими подданными были римляне, не мог оказать им помощи. Обладая качествами превосходного администратора, Г.I возглавил защиту Рима, провел самостоятельные переговоры с лангобардами, организовал и финансировал ополчение, заботился о беженцах, обеспечивал горожан продовольствием. Фактически Г.I стал хозяином Рима, оставаясь лояльным подданным визант. императора. Огромные доходы Г.I получал от богатых имений, подаренных императором и богатыми людьми в различных частях Средиземноморья.

Г.I много сделал для распространения христианства. В 597 г. он отправил миссию во главе с Августином на Британские о-ва для крещения язычников англосаксов; поддерживал католичество в вестготской Испании; способствовал переходу короля лангобардов из арианства в католичество.

Г.I написал книгу «Пастырское правило» (правила жизни для духовенства), четыре книги «Моралий» (изложение христиан, этики), более 850 посланий. Много внимания уделял эсхатологич. проблемам. Утверждал, что императорская власть существует для того, «чтобы земное царство служило Небесному».

Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994; Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. М., 1994.

ГРИГОРИЙ VII

ГРИГОРИЙ VII (в миру Гильдебранд) - папа римский в 1073-1085 гг. Перед своим избранием папой более 20 лет служил в рим. курии, исполняя функции главы фин. ведомства, папского легата, кардинала. Уже тогда стал лидером сторонников церк. реформы и оказывал огромное влияние на деятельность пап. Именно под его нажимом Латеранский собор 1059 г. принял решение о том, что папа должен избираться только кардиналами, светские же властители от этих выборов отстраняются. Г. VII выступал против симонии, за строгий целибат духовенства. Главную же причину тогдашнего упадка церкви он видел в подчинении ее светским властям. Став папой, T.VII принялся энергично осуществлять свою программу независимости церкви от светских властей и главенства власти папы, т.е. доктрину папской теократии. Наиболее полно и систематично эта доктрина изложена Г.VII в его «Диктате папы», написанном в 1075 г. В 27 пунктах этого документа утверждалось, что только рим. папа является главой церкви, что его не может судить никто из людей. Только папа имеет право короновать императора и даже свергать его. Более того, папа может освобождать подданных неправедного императора от присяги верности ему. Кто не согласен с рим. церковью, по словам Г.VII, тот не может считаться католиком.

Наиболее решительные шаги в борьбе за независимость церкви от светской власти Г.VII предпринял в борьбе за инвеституру. К тому времени духовенство фактически было включено в феод, иерархию, было обязано выполнять ряд гос. повинностей (напр., поставлять своих рыцарей-вассалов в королев, войско). Короли рассматривали епископов и аббатов как своих вассалов. Выражением этого была церемония светской инвеституры при введении в должность высших должностных лиц, когда епископы и аббаты приносили клятву верности королю как своему сюзерену и получали от него кольцо и посох как символы пастырского служения и светского главенства в их владениях. При этом нарушалось канонич. право, по которому епископы и аббаты должны были избираться только духовными лицами. В 1075 г. Г.VII запретил любым представителям светской власти (императору, королям, герцогам, графам и т.д.) под угрозой отлучения от церкви давать инвеституру священнослужителям. Поскольку герм, король Генрих IV продолжал назначать епископов и аббатов, Г. VII направил ему письмо с изложением своих взглядов на инвеституру. В ответ Генрих IV в 1076 г. созвал в Вормсе собор герм, епископов, который объявил папу низложенным. Тогда Г.VII осуществил на деле требования «Диктата папы» - отлучил короля от церкви и освободил его подданных от присяги на верность. В Германии сложилась неблагоприятная для Генриха IV обстановка - воспользовавшись конфликтом, герм, князья потребовали, чтобы в течение года король добился от папы снятия отлучения, в противном случае они выберут себе другого короля. Генрих IV вынужден был просить прощения у папы в замке Колосса. В дальнейшем, разгромив своих основных противников в Германии, Генрих IV снова пошел на обострение конфликта с папой. Он снова объявил Г. VII низложенным, а Г.VII вторично отлучил короля от церкви. Генриху IV удалось захватить Рим. Г.VII бежал в Солерно, где и скончался. Однако борьбу за инвеституру продолжили преемники Г.VII и Генриха IV. Закончилась она заключением Вормсского конкордата.

Г.VII пытался навязать свою волю и др. европ. монархам, но, в основном, безрезультатно. Его преобразования в церк. жизни часто характеризуют как грегорианскую реформу, имевшую незавершенный характер.

Лит.: Лозинский С.Г. История папства. М, 1986; Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. М., 1994; The Great Documents of Western Civilisation. New York, Toronto, London, 1967.

ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ

ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ (собств. Георгий Флоренции) (ок.538-594) - историк франков, агиограф, епископ Тура (с 573 г.), бывшего тогда столицей Галлии, один из влиятельнейших духовных лиц в государстве Меровингов. Происходил из знатной галло-рим. семьи из Оверни. Автор «Истории франков» в 10 книгах (на лат. языке) - крупнейшего памятника эпохи Меровингов, основного источника по истории Франкского государства V-VI вв. (описываются события с 498 по 591 г.). Кроме того, Г.Т. автор ряда «житий святых» и др. церк. сочинений.

Лит.: Вайнштейн ОЛ. Западноевропейская средневековая историография. М; Л., 1964; Люблинская АД. Источниковедение истории средних веков. Л., 1955; Савукова В Д. Григорий Турский и его сочинение // Григорий Турский. История франков. М., 1987.

ГУГО КАПЕТ

ГУГО КАПЕТ (ок.940-996) - фр. король с 987 г., основатель династии Капетингов; до 987 г. - герцог Иль-де-Франса. Избран королем после смерти Людовика V Ленивого (Каролинга). Власть Г. К. распространялась на земли домена (Иль-де-Франс с городами Париж и Орлеан). Главной резиденцией первых Каролингов был Орлеан.

ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ

ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (1096/1097-1141) - фр. философ, богослов, педагог. Родился во Фландрии в знатной семье. Получил начальное образование в Хаммерслебенском монастыре близ нем. города Хальберштадта, затем переехал в Париж, который был центром философско-теологич. образования Зап. Европы. Обосновался в аббатстве Сен-Виктор, где находилась крупная филос. школа, созданная Гильомом де Шампо. Г.С.-В. - самый знаменитый представитель этой школы, с 1138 г. - ее глава. Он автор многочисленных богословских («О таинствах христианской веры», «О суетности мира», «Описание небесной иерархии св. Дионисия Ареопагита» и др.) и дидактических («Описание карты мира», «О грамматике», «Практическая геометрия» и др.) трактатов. Самое известное философско-дидактич. соч. Г.С-В. - «Дидаскаликон», написанный в 20-е гг. Этот труд резюмирует дидактическую лит. поздней античности и Раннего Средневековья. Вобрав в себя основные достижения филос. и дидактич. мысли, он дает стройное и краткое определение системы знаний и наук, способов и последовательности их освоения, связывая все это с системой мира и со смыслом существования человека. «Дидаскаликон, или Семь книг назидательного обучения» по своему филос. содержанию - одно из лучших и наиболее характерных соч. XII в. Поскольку для средневековой философии был присущ дидактизм (задача состояла не только в познании истины, но и в передаче ее другим), философия была схоластической (т.е. школьной) и филос. труды создавались в форме диалога между учителем и учеником. Поэтому Г.С.-В. при написании этого трактата поставил перед собой откровенно дидактич. цель - наставить учащихся в том, что, как и в какой последовательности читать, чтобы быстрее постигнуть искусства и науки. Чтение должно перемежаться с размышлениями и запоминанием прочитанного и услышанного от учителя. Рассказ о различных науках и искусствах Г.С-В. связывал с картиной мироздания, которая объясняла разнообразие знаний.

Лит.: Гуго Сен-Викторский. Семь книг назидательного обучения, или Дидаскаликон / Пер. с лат. Ю.П.Малинина // Антология пед. мысли христиан. Средневековья. Т. 2. М., 1994; Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М, 1991.

ГУКОВСКИЙ, МАТВЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ГУКОВСКИЙ, МАТВЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1898-1971) - сов. историк, доктор ист. наук, профессор Ленинградского ун-та; в 1946-1969 гг. - директор науч. б-ки Эрмитажа. Особенно значителен вклад Г. в изучение проблем ит. Возрождения. Им была написана серия работ по истории науки в эпоху Возрождения. Он был первым историографом отечественного ренессансоведения.

Основные работы Г.: Итальянское Возрождение. Т. 1. Л., 1947; Т. 2. Л., 1961; Механика Леонардо да Винчи. М., 1947; Рождение и гибель итальянского Возрождения // Труды Гос. Эрмитажа. Т. 8. Л., 1964; Леонардо да Винчи. М.; Л., 1967.

ГУЛЬДЕН

ГУЛЬДЕН (от нем. Gold - золото) - золотая монета, имевшая хождение в Германии, Нидерландах и Австрии. Др. название - флорин.

ГУМАНИЗМ

ГУМАНИЗМ (от лат. humanus - человеческий, человечный) - мировоззрение эпохи Возрождения, идейное содержание ренессансной культуры, выразившееся в научных, литературных, филос, педагогич. и др. взглядах, которые ставили в центр мира человека. Родина г. - Италия. В первой пол. XV в. ит. ученый и писатель Леонардо Бруни назвал новую светскую науку о человеке, его месте в мире и поведении в обществе термином «humanitas» (человеческая природа, духовная культура). В Италии XV- XVI вв. термин «humanitas» означал светскую образованность. Светские науки (studia humana) были противопоставлены науке церковной (studia divina). В противовес studia divinitatis - познанию божественного - гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний - studia humanitatis, куда входили грамматика, филология, риторика, история, педагогика и этика, ставшая стержнем всего этого комплекса. От термина «studia humanitatis» ведут начало термины «гуманист» (знаток и приверженец studia humanitatis) и «г.». Впервые слово «гуманист» встречается в 1490 г. В сер. XVI в. оно прочно вошло в обиход ученых. Так стали называть знатоков и преподавателей философии, риторики, истории, поэзии. В Италии раньше всего выработалось представление о гуманисте как об образованном человеке, владеющем древними языками, знающем историю, древнюю лит., философию, поэзию и т.д.

Программа становления новой гуманистич. культуры в главных чертах была намечена Петраркой, а ее разработку завершили его друзья и последователи - Боккаччо, Салютати и др.

Ит. г. охватывает 3 столетия - с XIV до нач. XVII в. В Германии, Франции, Англии и др. странах Зап. Европы г. развивался в конце XV- XVI в. Г. носил светский, антиклерикальный характер, способствовал раскрытию творч. возможностей человека, его разума, признавал право человека на счастье, понимаемое как гармония души и тела, чувств и разума. Гуманисты провозгласили разрыв с официальной церковно-схоластич. культурой Средневековья, бросили вызов схоластике, ее претендующему на универсальность формальнологич. методу познания, выступали против религ. этики, монополии церкви в интеллектуальной сфере, подвергали критике католич. духовенство, пороки монашества. Однако большинство гуманистов не порвало с религией и отводило Богу роль творца.

Главными проблемами гуманистич. философии (в которой ведущее место принадлежит этике) были человек и природа, человек и общество. Гуманистич. этика к достоинствам человеч. личности относила свободу воли, разум, знание, труд, деятельность на благо общества. Гуманисты признавали высокую нравственную роль труда и именно в нем, в деяниях самой личности, а не в знатности происхождения видели основу ее благородства и достоинства. Особую роль гуманисты отводили худож. слову, в котором видели ключ к постижению мира и человека; они всемерно возвышали поэзию, уравнивая ее в правах с теологией. Источником мудрости для них была греч. и лат. лит. античности, а также творчество «новых поэтов», особенно Данте. Актуализация ант. наследия была подчинена задачам, выдвинутым их собственной эпохой с ее бурным расцветом гор. экономики и зародившимися раннекапиталистич. отношениями. Эта эпоха требовала расширения границ науч. знания, основанного на светеки-рационалистич. принципах. В 40-90-е гг. XV в. г. становится мощным идеологич. движением, укрепляются его позиции в области образования. Чтение университетских курсов становится важной стороной деятельности многих гуманистов, которые в этот период представляли собой, по сути, новую прослойку светской интеллигенции. Они выступали и в сфере гос. власти - в роли канцлеров, секретарей, придворных, дипломатов; определенного воздействия г. не избежала и католич. церковь. Гуманистов, прекрасно владевших лат. языком и риторикой, охотно приглашали на службу в папскую курию, наделяли церк. пребендами.

Крупными центрами г. в Италии были Флоренция, Милан, Рим, Неаполь, Венеция, Феррара, Мантуя, Болонья и др. В ит. г. существовало несколько направлений: гражданский г., флорентийский неоплатонизм, направления, опиравшиеся на эпикурейскую этику Баллы и учение о человеке Альберти. Крупнейшими гуманистами эпохи Возрождения были Франческо Петрарка, Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Леонардо Бруни, Леон Баггиста Альберти, Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен, Франсуа Рабле и мн. др.

Лит.: Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978; Баткин ЛМ. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989; Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995; Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков. М., 1977; Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977; Корелин М.С. Ранний итальянский гуманизм и его историография. Вып. 1. СПб., 1892; Немилов А.Н. Немецкие гуманисты XV в. Л., 1979; Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения / Под. ред. Л. М. Братина. М., 1985.

ГУННЫ

ГУННЫ - кочевой народ, передвижение которого из приуральских степей в 70-е гг. IV в. н. э. на запад дало толчок Великому переселению народов. В 375 г. г. разгромили готский союз племен. В 394-395 гг. обосновались в Паноннии. Наивысший расцвет государства г. пришелся на период правления Аттилы (434-453). В 455 г. г. были разгромлены и ушли в Причерноморье. В скором времени они исчезли с ист. арены.

Лит.: Бернштам А.Л. Очерк истории гуннов. Л., 1951.

ГУСИТСКИЕ ВОЙНЫ

ГУСИТСКИЕ ВОЙНЫ - гражданская война между католич. и гуситским лагерями в Чехии. Началась в 1419 г. в ответ на расправу с Яном Гусом. В ряде битв гуситы наголову разбили войско феодалов-католиков. Император Сигизмунд I, понимая, что своими силами победить гуситов не может, организовал в 1420-1431 гг. вместе с рим. папой (обеспокоенным отпадением Чехии от католичества) пять крестовых походов (1420, 1421-1422, 1426, 1427, 1431) против чехов-гуситов, в которых приняли участие феодалы (со своими отрядами) из многих стран Европы, но прежде всего из Германии. Все походы крестоносцев в Чехию закончились их поражением. Когда речь шла о сопротивлении общему врагу, гуситы объединялись, но основной воен. силой гуситов была армия таборитов во главе с Яном Жижкой, который применил новую тактику боя: в ограждение из возов заманивалась конница противника, которая затем истреблялась скрывавшейся в возах пехотой. Со временем воен. тактика таборитов усовершенствовалась: они стали применять конницу и артиллерию, использовать топографич. особенности местности. После смерти Жижки (1424) его дело продолжил Прокоп Голый. В 1426 г. (после 3-го крестового похода) гуситы перенесли воен. действия за пределы Чехии. Начался новый этап - наступательный. Заграничные походы гуситов преследовали следующие цели: исключить новые интервенции, обеспечить себя всем необходимым за счет врагов, принудить их к заключению мира. Постепенно эти походы приобрели чисто грабительский характер.

В августе 1431 г. в битве у Домажлиц крестоносцы - участники 5-го крестового похода - потерпели сокрушительное поражение, эта победа гуситов ознаменовала поворот в отношениях между Чехией и католич. силами Европы. Церк. собор, собравшийся в швейцарском г. Базеле в октябре 1431 г., согласился выслушать гуситов. Начались переговоры в Базеле (1433), продолженные затем в Праге. Делегаты собора смогли расколоть гуситов, признав требования чашников. Установлению мира мешали лишь табориты. В решающей битве у дер. Липаны (30 мая 1434 г.) войска таборитов были разбиты, большая часть их погибла, в том числе Прокоп Голый. Битва у Липан не была нац. трагедией (как долгое время считалось в историографии), победило умеренное крыло гуситов, которое стало решающей полит, силой в стране. В 1436 г. Базельский собор принял т.наз. «Компактаты» - документ, по которому за чехами признавалось право на чашу и некоторые др. права, ставшие законами страны, с которыми были обязаны считаться католич. церковь и др. государства. В результате гуситского движения чехи смогли легализовать гуситскую церковь, был создан прецедент в Европе. Чехи перестали платить Риму налоги и признавать авторитет папы. Гегемония католич. церкви была впервые поколеблена, католич. церковь потеряла все свои владения, церков. земли достались дворянству, появились земельные владения и у городов. Королев, власть была ограничена сеймом (земским парламентом), хотя права императора Сигизмунда на чеш. трон были подтверждены. У гуситского движения были и отрицательные стороны: оно раскололо чеш. общество в религ. отношении. Возник, как выражались современники, «раздвоенный народ», и эта трещина стала весьма опасной в связи с усиливавшимся абсолютизмом Габсбургов и в конечном счете привела в нач. XVII в. к новой гражданской войне. Гуситское движение надолго оторвало Чехию и от общеевроп. культурного развития. Чехия стала замкнутой в рамках своих местных религ. проблем европ. провинцией.

Гуситское движение стало прообразом европ. Реформации XVI в.

Лит.: Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. М., 1962; Краткая история Чехословакии. М., 1988; Лаптева Л.П. Гуситское движение в Чехии XV века. М., 1990; Рубцов Б.Т. Гуситские войны. Великая крестьянская война в Чехии XV века. М., 1955; Рубцов Б.Т. Подвиги таборитов. М., 1961.

ГУСИТЫ

ГУСИТЫ - последователи и сторонники учения Яна Гуса, участники широкого общественного и нац. движения в Чехии в первой пол. XV в. за реформу католич. церкви (в дальнейшем названного гуситским). Впервые заявили о себе весной 1419 г., когда начались их походы в горы, а также в период восстания, поднятого в Праге Яном Желивским (1419). Делились на два лагеря: умеренные - чашники (в основном пражане) и непримиримо настроенные - табориты. Поскольку разделение чеш. общества в гуситский период осуществлялось не по принципу «низы против верхов», а по принадлежности к религ. учению, среди г. (как и среди католиков) имелись представители всех слоев чеш. общества. Главные социальные силы г. - дворянство, горожане, духовные и светские интеллектуалы, крестьяне - выступали против католич. церкви и нем. патрициата городов.

Название «чашники» произошло от требований г. установить единый для духовенства и мирян обряд причащения - и хлебом и вином (до этого миряне причащались только хлебом). Г. потребовали «чашу для всех». Их символом стала чаша - сосуд для церк. вина. Последователи Гуса стали причащать вином из чаши и простой народ. Поэтому г. называют «подобоями», или «утраквистами» (от чеш. и лат. слов, означающих причащение под двумя видами).

Требования чашников были изложены в т.наз. «четырех пражских статьях»:

1) свободная проповедь слова Божьего в духе гусизма на чеш. языке;

2) право мирян на причащение под обоими видами;

3) секуляризация церк. земель, духовенство должно вернуться к евангельским правилам и апостольской жизни, какую вел Христос. Этим фактически утверждалась «дешевая» церковь;

4) искоренение «смертных грехов», противных закону Божию.

Среди чашников было много феодалов, зажиточных бюргеров, рыцарей.

Табориты - сторонники радикальных действий - получили свое название по месту сбора на горе Табор, где затем они основали город (Табор). Табор возник как община «воен. коммунизма», каждый, приходивший в Табор, отдавал все свое имущество в общий фонд и вступал в «общину равных», предметы первой необходимости в которой распределялись поровну. Признавая программные положения чашников, табориты трактовали их шире и радикальнее: уничтожение феод, сословий, имущественных различий, раздел секуляризированных земель, полная свобода проповеди, уничтожение феодалов и их собственности. Табориты избирали своих священников, их главной целью была вооруженная борьба, недаром они назвали себя «Божьими воинами». Возглавлял таборитов Ян Жижка. Таборитский «коммунизм» продержался недолго: со временем «Божьи воины», разорявшие монастыри, храмы, замки, стали применять принцип дележа награбленного, значительную часть которого оставляли себе их командиры. Табор наложил повинности на окрестное крестьянство, став, таким образом, как бы коллективным феодалом. Табориты разоряли лишь владения панов-католиков, дворяне-гуситы продолжали эксплуатировать своих крестьян, как и раньше. Среди таборитов было больше представителей крестьянства, гор. плебса, но были и рыцари, бюргеры и т.д. Выделялись крайне левые - хилиасты (ожидавшие второго пришествия Христа и наступления 1000-летнего царства Божьего на земле; см. Хилиазм), а также группа экстремистов - пикартов. Действия таборитских войск отличались особой даже для Средневековья жестокостью.

Лит.: Гуситское движение в освещении современников / Сост. и пер. Л.П. Лаптева. М., 1992; Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. М., 1962; Лаптева Л.П. Гуситское движение в Чехии XV века. М., 1990.

ГУС ЯН

ГУС ЯН (1371-1415) - чеш. проповедник, идеолог чеш. Реформации, профессор богословия в Пражском (Карловом) ун-те, мыслитель, нац. герой чехов. Родился в бедной крестьянской семье в местечке Гусинец (Юж. Чехия). Закончил Карлов ун-т (1393), в 1396 г. стал магистром свободных искусств и доктором философии, что дало ему право преподавать в ун-те. С 1398 г. преподавал богословие в Пражском ун-те. В 1401- 1402 гг. Г. - декан фак. свободных искусств, в 1402-1403 гг. и 1409-1410 гг. - ректор ун-та. Оставаясь профессором, Г. с 1402 г. стал проповедовать в специально построенной Вифлеемской часовне (Прага), которая превратилась в центр распространения реформационных идей. Г. был знаком с сочинениями Виклифа, привезенными в Чехию его другом Иеронимом Пражским из Оксфорда, и открыто объявил себя сторонником его учения, запрещенного в Чехии. В проповедях он выступал против церк. богатства, призывал лишить церковь собственности, подчинить ее светской власти, осуждал развращенность клира и обличал нравы духовенства, требовал реформы церкви, осуждал симонию, выступал против нем. засилья в Чехии, в частности в Пражском унте. Эта критика импонировала шляхте, мечтавшей захватить церк. земли и богатства, и даже королю Вацлаву IV. Проповеди Г. отвечали и требованиям бюргерства, стремившегося к «дешевой» церкви. В конфликте с нем. магистрами Пражского ун-та, выступившими против идей Г., король Вацлав IV стал на его сторону и в 1409 г. подписал Кутнагорский декрет, превративший Пражский ун-т в чеш. учеб. заведение; руководство унтом перешло в руки чехов, нем. магистры его покинули. Но Пражский ун-т из международного центра превратился в провинциальное учеб. заведение. 1409-1412 гг. - время полного разрыва Г. с католич. церковью и дальнейшего развития его реформационного учения. Вслед за Виклифом он поставил авторитет Священного писания выше авторитета папы, церк. соборов и папских постановлений, которые, по его мнению, противоречили Библии. Идеалом Г. была раннехристиан. церковь. Источником веры Г. признавал только Священное писание. К 1410-1412 гг. положение Г. в Праге ухудшилось, против него выступил пражский архиепископ. В 1412 г. Г. выступил против продажи папских индульгенций, что вызвало конфликт с Вацлавом IV, отказавшимся дальше поддерживать опасного еретика, так как это наносило удар по его и без того слабому международному престижу. В 1413 г. появилась булла с отлучением Г. от церкви и интердиктом на Прагу и др. города, которые предоставят ему убежище. Под давлением обстоятельств Г. вынужден был покинуть Прагу и в течение двух лет жил в замках покровительствовавших ему дворян, продолжая свою проповеднич. деятельность в Юж. и Зап. Чехии. В изгнании Г. написал свою главную работу - большое соч. «О церкви» (1413), в котором критиковал всю организацию католич. церкви и церк. порядки, отрицал особое положение папы, необходимость его власти, доказывал, что необходимо лишить священников светской власти и оставить им имущества столько, сколько необходимо для безбедного существования. Но он не отвергал догматы и таинства католич. церкви и не призывал к уничтожению феод, собственности насильственным путем. Основным принципом считал познаваемый разумом «закон Божий», которым обязан руководствоваться каждый человек. Кроме того, Г. подверг резкой критике существовавшую практику причастия, когда священнослужители могли причащаться хлебом и вином, а миряне должны были довольствоваться только хлебом. Он доказывал, что в раннем христианстве все верующие причащались одинаково. Этот тезис имел особое общественное значение, поскольку уравнивал служителей церкви с др. слоями населения. В дальнейшем ученики и последователи Г. начали причащать простой народ и вином. В эти же годы Г. завершил перевод Библии на чеш. язык.

В учении Г. церковь увидела опаснейшую ересь, и в 1414 г. он был вызван в нем. город Констанц на церк. собор, который собрался, чтобы положить конец расколу в церкви и осудить ереси. Г., получив охранную грамоту императора Сигизмунда I, решил ехать в Констанц и отстаивать свои взгляды. Однако в нарушение всех обязательств он был заключен в тюрьму, в которой провел 7 месяцев. Затем ему предложили отказаться от своих сочинений. 6 июля 1415 г. Г. привели в кафедральный собор и прочитали приговор, по которому, в случае если он не отречется от своих взглядов, его отправят на костер. Г. произнес «Не отрекусь!», был лишен сана священника и сразу же казнен. Прах Г. был выброшен в воды Рейна. Казнь Г. всколыхнула чеш. общество и вызвала взрыв возмущения, вылившийся в гуситское движение. Г. был объявлен чеш. святым. Участь Г. в 1416 г. постигла и его друга Иеронима Пражского.

Лит.: Гусакова Н.А. «Я выбираю не между жизнью и смертью, а между правдой и ложью» // И живы памятью столетий. Мн., 1987; Краткая история Чехословакии. М., 1988; Кратохвш М. Я. Гус. М., 1959; Кратохвш М. Магистр Ян. Прага, 1966; Рубцов Б.Т. Ян Гус. М., 1958.

ГУТЕНБЕРГ ИОГАНН

ГУТЕНБЕРГ ИОГАНН (между 1394 и 1399 или 1406-1468) - нем. изобретатель книгопечатания. До его открытия использовался ксилографии, способ печатания книг: на деревянной доске вырезалась целая страница текста, с которой затем делался оттиск. Г. стал вырезать, а затем и лить из металла отдельные буквы, которые составлялись вместе (наборный шрифт). В 1450 г. в Майнце (Германия) была напечатана т.наз. «42-строчная Библия» - первое полнообъемное печатное издание в Европе.

Лит.: Пятьсот лет после Гутенберга. М, 1968.

ГУФА

ГУФА - земельный надел сначала свободного общинника, затем крепостного крестьянина в средневековой Германии (то же, что и манс в зап. часта Франкского государства). В каждый надел вхбдили: крестьянский двор с домом и надворными постройками, иногда огород, сад и виноградник, примыкавшие к двору, и пахотный надел, состоявший из отдельных полос пашни, разбросанных череспо-лосно с земельными участками др. крестьян и самого вотчинника.

Лит.: Неусыхин А.Л. Судьбы свободного крестьянства в Германии VIII-XII вв. М., 1964.

Предыдущая страница Следующая страница