Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "В" (часть 2, "ВЕС"-"ВСЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 2, "ВЕС"-"ВСЕ")

ВЕСПУЧЧИ АМЕРИГО

ВЕСПУЧЧИ АМЕРИГО (1454-1512) - мореплаватель, именем которого названа одна из частей света - Америка. Родился во Флоренции. Участвовал в ряде исп. и португ. экспедиций к Юж. Америке (1499-1500, 1501-1502), когда были открыты побережья Гвианы и Бразилии. В. не возглавлял ни одной из этих экспедиций, славу же приобрел благодаря красочному описанию новооткрытых земель. Эти описания были переведены на несколько европ. языков и опубликованы. Многие исследователи выражают сомнения в реальности экспедиций, о которых повествовал В. Тем не менее именно он предложил назвать земли Зап. полушария к югу от экватора Новым Светом. В 1507 г. картограф из Лотарингии Мартин Вальдземюллер предложил назвать эту часть света «страной Америго, или Америкой». Затем название «Америка» было распространено и на сев. часть земель Зап. полушария.

Лит.: Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий: В 5 т. Т. 2. М., 1983.

ВЕСТГОТСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

ВЕСТГОТСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ - подъем культуры в Вестготской Испании в конце VI - нач.VII в. При вестготах в Испании сохранились традиции рим. образования, функционировали школы, имелись богатые библиотеки (напр., в Севилье). Вдохновителем и организатором культурного подъема стал Исидор Севильский, энциклопедист Средневековья.

ВЕСТГОТЫ

ВЕСТГОТЫ - герм, племя, зап. ветвь готов. В 418 г. создали королевство на территории Зап. Рим. империи с центром в Тулузе. После поражения в войнах с франками и утраты галльских владений столица была перенесена в Толедо. В 718 г. королевство вестготов было завоевано арабами.

Лит.: Корсунский АР. Готская Испания. М., 1969.

ВЕСТМИНСТЕР

ВЕСТМИНСТЕР - часть Лондона, где находится Вестминстерское аббатство с готич. собором (1245), место коронации и погребения англ. королей (впоследствии - усыпальница выдающихся людей Англии), а также Вестминстерский дворец.

ВЕСТМИНСТЕРСКИЕ ПРОВИЗИИ,

ВЕСТМИНСТЕРСКИЕ ПРОВИЗИИ, - «Уэстминстерские провизии»

постановление, принятое 15 октября 1259 г. Советом 15 баронов при короле Генрихе III по требованию рыцарства и при поддержке наиболее прозорливых баронов во главе с Симоном де Монфором вскоре после появления «Оксфордских провизии». «В.п.» были вызваны недовольством рыцарства и частично городов узкосословной политикой баронов, утвердившихся у власти в 1258 г. (после принятия «Оксфордских провизии»). «В.п.» защищали интересы рыцарства, горожан и верхушки свободных крестьян.

ВЕСТМИНСТЕРСКИЕ СТАТУТЫ

ВЕСТМИНСТЕРСКИЕ СТАТУТЫ - общее название ряда разных по характеру законодат. актов в Англии XIII-XIV вв. Получили свое название по месту издания - резиденции англ. королей в Вестминстерском дворце. В.с. были направлены на укрепление и расширение крупного землевладения, они запрещали пожалования феодов подвассалам (т.е. субинфеодация), переход светских земель в руки церкви, были узаконены огораживания и т.д. Более других известны статуты 1275, 1285, 1290 и 1295 гг. В.с. были значительной уступкой знати со стороны королев, власти, но в ряде статутов англ. король Эдуард I поддержал и мелких землевладельцев (напр., Вестминстерский статут 1285 г. установил, что огораживания не должны касаться свободных крестьян). Статут 1295 г. интересен тем, что в нем впервые упоминаются «мировые судьи».

Лит.: Вестминстерские статуты. М., 1948.

ВИДЕНИЯ

ВИДЕНИЯ - популярный жанр средневековой лат. лит., описывающий путешествие души в загробный мир и посещение ею ада и рая. Общая сюжетная линия жанра была использована Данте в «Божественной комедии».

ВИДУКИНД КОРВЕЙСКИЙ

ВИДУКИНД КОРВЕЙСКИЙ (ок.925- 980) - нем. историк, выходец из светских сакс, феодалов; получил классич. образование, монах Корвейского монастыря в Вестфалии. В.К.- автор хроники «Деяния саксов» (в 3 кн.), в которой, стремясь прославить подвиги саксов и их королей, излагает на основе старых саг, песен, преданий, ант. и средневековых источников, собственной осведомленности историю саксов и королей Саксонской династии (Генриха I и Оттона I). События в «Деяниях...» доведены до 967 г., даны сведения по истории саксоно-славянских отношений.

Лит.: Видукинд Корвёйский. Деяния саксов. М., 1975; СанчукГ.Э. Политические взгляды Видукинда Корвейского // Исследования по славяно-герм. отношениям. М., 1971; Санчук Г.Э. Видукинд Корвейский и его «Деяния саксов» // Вопр. историографии и источниковедения славяно-герм. отношений. М., 1973.

ВИЙОН, (ВИЛЬОН) ФРАНСУА

ВИЙОН, (ВИЛЬОН) ФРАНСУА (собств. Монкорбье или де Лож) (1431/1432 - после 1463) - фр. поэт. Сын капеллана Гийома де Вийона, учился в Сорбонне на артистич. фак., получил звание бакалавра, потом магистра искусств (1452). В 1455 г. убил в драке священника, бежал из Парижа. После помилования связал свою жизнь с воровскими шайками, несколько раз сидел в тюрьме. В 1463 г. был приговорен к повешению. В ожидании смерти написал «Балладу повешенных». Казнь была отменена, а В. изгнали из Парижа; участвовал в состязаниях поэтов при дворе герцога Карла Орлеанского. В 1456 г. В. создал поэму «Лэ», известную больше под названием «Малое завещание». Поэма представляет собой исповедь студента-бродяги. В 1462 г. В. написал «Большое завещание». В своих стихах он с иронией высмеивал богатых горожан, монахов, воспевал земные радости. Герои его произведений - бродяги, воры, трактирщики, проститутки, спившиеся священнослужители. Глубокий интерес к человеку и его переживаниям позволяет назвать В. одним из предшественников фр. Возрождения.

Лит.: Вийон Ф. Стихи / Пер. Ф. Мендельсона и И. Эренбурга. М., 1963; Вийон Ф. Стихи // Тень деревьев. Стихи зарубеж. поэтов / Пер. И. Эренбурга. М., 1969; Андреев Л.Г. История французской литературы. М., 1987; Веселовский ЮЛ. Литературные очерки. Т. 1. М., 1910; История всемирной литературы: В 9 т. Т. 3. М., 1985; История французской литературы. Т. 1. М.; Л., 1946; Чернеет М.Н. История французской литературы. М., 1965.

ВИКИНГИ

ВИКИНГИ - участники морских походов и воен. экспедиций сканд. народов в конце VIII - сер. XI в. На территории Зап. Европы были известны как «норманны» («северные люди»).

Лит.: Гуревич А.Я. Походы викингов. М., 1966; Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе. М., 1985; Стришолъм А.М. Походы викингов, государственное устройство, нравы и обычаи древних скандинавов. Ч. 1-2. М., 1861.

ВИКЛИФ (УИКЛИФ) ДЖОН

ВИКЛИФ (УИКЛИФ) ДЖОН (между 1320 и 1330-1384) - доктор Оксфордского ун-та, священнике известен как реформатор, идеолог бюргерской ереси в Англии, возникшей в сер. 70-х гг. XIV в. в атмосфере всеобщей антицерк. оппозиции. Будучи сторонником сильной королев, власти, В. доказывал, что католич. церковь и рим. папа не имеют права вмешиваться в светские дела, взимать поборы с Англии, а, наоборот, во всех гражданских делах должны подчиняться королю. Из этого он выводил право англ. короля на секуляризацию церк. имущества. Получив поддержку англ. правительства и жителей Лондона, В. отвергал ряд основных догматов католич. церкви: учение о благодати - особых сверхъестественных дарах духовенства, которые дают ему право отпускать грехи и спасать души верующих; ортодоксальное понимание пресуществления (превращения хлеба и вина в тело и кровь Иисуса Христа) в обряде причащения. В. поставил под сомнение право папы и кардиналов на отпущение грехов через индульгенции и право на тайную исповедь. Единственным авторитетом В. считал Священное писание, которое было переведено им на англ. язык и стало доступным для мирян. Радикальные взгляды В., выражавшие интересы рыцарства и горожан, отпугнули от него правящие круги. В 1381 г. учение В. было осуждено как еретическое, но оно получило развитие в движении лоллардов. В. являлся предвестником Реформации в Англии.

Лит.: Вейш Я.Я. Религия и церковь в Англии. М., 1976; Очерки истории Англии.

Средние века и Новое время / Под редакцией Г.Р. Левина. М., 1959; Удальцов А.Д., Сказкин С Д. История средних веков. Курс лекций. М, 1948.

ВИКОНТ

ВИКОНТ - во Франкском государстве Каролингов заместитель графа; позднее - дворянский титул, средний между бароном и графом.

ВИЛЛА

ВИЛЛА (лат. villa - поместье, усадьба) - в Зап. Европе название различных форм поселений, общин, деревень (в частности, в «Салической правде»), позже в. - это феод, деревня, поместье, иногда даже гор. центр.

ВИЛЛАНЫ

ВИЛЛАНЫ (от лат. villa - поместье, усадьба) - зависимое крестьянство разных категорий:

1) лично-свободные, но поземельно-зависимые крестьяне - во Франции, в Зап. Германии, Италии. Они выплачивали сеньору за пользование землей натуральную и денежную ренту, несли барщину (отработочную ренту), но меньшую, чем сервы, могли отчуждать свои владения, уходить в др. вотчину или город; были свободны от формальяжа, произвольной тальи и т.д. По мере выкупа сервами своих личных повинностей, большинство крестьян этих стран превратились в в-в;

2) в Англии в XI в. (в частности, по «Книге Страшного суда») - личнозависимые, но юридически обособленные от сервов крестьяне. Выполняли наиболее тяжелые формы барщины, а также личные повинности; были подсудны суду лорда манора. К сер. XII в. институт в. достиг здесь юр. завершенности: произошло слияние в. и сервов в один слой личнозависимых несвободных крестьян. В XV- XVI вв. как юр. категория в. в Англии исчезли в связи с превращением вилланс-ких держаний в копигольд. В XIII- XV вв. термин «в> применялся в ряде областей Европы как собирательное обозначение всего крестьянства.

Лит.: Барг М.Л. Исследования по социальной истории английского феодализма в XI-XIII вв. М, 1962; Бессмертный Ю.Л. Феодальная деревня и рынок в Западной Европе XII-XIII вв. М., 1969; Блок М. Характерные черты французской аграрной истории. М, 1957; Люблинская А.Д. и др. Очерки истории Франции с древнейших времен до окончания второй мировой войны. Л., 1957; Петрушевский Д.М. Очерки из истории английского государства и общества в средние века. М, 1937.

ВИЛЛАРДУЭН, ЖОФРУА ДЕ

ВИЛЛАРДУЭН, ЖОФРУА ДЕ (ок. 1155- ок. 1213) - крупный фр. феодал, маршал графа Шампанского, фр. руководитель 4-го крестового похода, автор хроники «Завоевание Константинополя». В созданной в 1204 г. Латинской империи получил крупные владения. В 1205-1207 гг. играл заметную роль в борьбе крестоносцев против болгар.

Лит.: Виллардуэн Ж. де. Взятие Константинополя. Песни труверов. М., 1984; Заборов МЛ. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977.

ВИЛЬГЕЛЬМ I

ВИЛЬГЕЛЬМ I (1027/ 1028-1087) - англ. король с 1066 г. из Нормандской династии. С 1035 г. - герцог Нормандии; присоединил к своим владениям графство Мэн (1062) и часть земель графа Анжуйского. В 1066 г. B.I во главе войска из нормандских, северофр. и ит. рыцарей высадился на побережье Англии, разбил англосакс, короля Гарольда II в битве при Гастингсе 14 октября 1066 г. и стал англ. королем. Объявил себя наследником англосакс. короля Эдуарда Исповедника. В своей политике опирался на нормандских рыцарей, прибывших с ним из Франции, частично - на англосакс, знать, перешедшую на сторону завоевателей. Пользовался поддержкой церкви. До сер. 70-х гг. против B.I не прекращались восстания англосакс, знати и свободного крестьянства (1069, 1071). B.I конфисковал земли англосакс, знати, из которых составил огромный домен короля (1/7 часть всех возделанных земель), передал часть этих земель нормандским феодалам, установил прямую зависимость от короля всех феодалов («Солсберийская присяга»), что способствовало укреплению центр, власти. Провел всеангл. поземельную перепись (1086), получившую в народе название «Книга Страшного суда», в результате чего значительно ухудшилось положение крестьян: «Книга Страшного суда» перевела многих свободных крестьян в разряд вилланов.

Лит.: Грин Д.Р. Краткая история английского народа. Вып. 1. М., 1897; Памятники истории Англии. XI-XIII вв. / Пер. и введ. Д.М. Петрушевского. М., 1936; Петрушевский Д.М. Очерки из истории английского государства и общества в средние века. СПб., 1903; Штокмар В.В. История Англии в средние века. Л., 1973.

ВИМПФЕЛИНГ ЯКОБ

ВИМПФЕЛИНГ ЯКОБ (1450-1528) - нем. гуманист, крупнейший представитель страсбургского кружка гуманистов. С 1471 г. профессор в Гейдельберге, с 1501 г. жил в Страсбурге. Писал гуманистич. соч. и вел педагогич. деятельность. С 1515 г. работал в Шлетштадте. Автор соч. «Путеводитель по Германии» (1497), «Юность» (1500), «Обузы» (опубликов. в 1520 г.), комедии «Стильфон» (1480), а также ист. трудов «Германия» и «Очерк немецкой истории» (1505) - первого значительного произведения нем. историографии.

ВИНОГРАДОВ, ПАВЕЛ ГАВРИЛОВИЧ

ВИНОГРАДОВ, ПАВЕЛ ГАВРИЛОВИЧ (1854-1925) - крупнейший рус. историк-медиевист. Учился в Московском ун-те. Ученик В.И. Герье, его преемник в Московском ун-те. С 1884 г. - профессор. Обладал блестящей науч. подготовкой, которой во многом обязан семинарам крупного нем. историка Теодора Моммзена и историка права Генриха Бруннера; находился также под влиянием Леопольда фон Ранке. В. - крупнейший представитель либерально-позитивистской историографии не только России, но и Запада. В 1902 г. (после конфликта с министром просвещения Ванновским) В. подал в отставку. С 1903 г. - профессор Оксфордского ун-та. Вернулся в Московский ун-т в 1908 г. С 1914 г. - академик.

В центре науч. интересов В. находились проблемы происхождения и развития западноевроп. феодализма, правовая и социальная история Средневековья и др. Первая его заметная работа (магистерская диссертация, защищенная в 1880 г.) была посвящена генезису феодализма в Италии - «Происхождение феодальных отношений в лангобардской Италии» (СПб., 1880). Автор, анализируя правовые памятники, показал механизм образования крупной земельной собственности и возникновения феодализма в Италии с учетом герм, и романского элементов.

В дальнейшем В. обратился к истории средневековой Англии, к проблемам происхождения англ. феодализма, к исследованию истории англ. манора. По признанию англ. историков, В. открыл им их собственную историю.

В 1911 г. В. подал в отставку и окончательно порвал с Россией; после Октябрьской революции он стал англ. подданным. Преподавал в Оксфорде и именно в оксфордский период занял видное положение в науч. мире.

Основные работы В.: Исследования по социальной истории Англии в средние века. СПб., 1887; Средневековое поместье в Англии. СПб., 1911.

ВИНСЕНТ ИЗ БОВЕ

ВИНСЕНТ ИЗ БОВЕ (ок. 1190 - ок. 1264) - ученый монах-доминиканец, фр. писатель-энциклопедист, автор энциклопедии «Большое зерцало» («Великое зеркало»). Энциклопедия давала обширные сведения по философии, истории, естественным наукам. В ней комментировались отрывки из ант. авторов, богослов, труды. В целом «Великое зерцало» представляет собой систематизацию знаний того времени по различным вопросам. Написана на латыни, состоит из 80 книг и 9885 глав, делится на «Зерцало природы», «Зерцало науки» и «Зерцало истории»; в последнем события доведены до сер. XIII в. Это самая значительная энциклопедия Средневековья. Кроме того, В. из Б. принадлежит педагогич. трактат «О наставлении детей знатных граждан» (ок.1246) из 51 главы, который рассматривает следующие вопросы: как найти хорошего учителя, что мешает и что содействует обучению, о способе обучения и преимуществах обучения в раннем возрасте и т.д. Одно время В. из Б. был монахом в цистерцианском монастыре неподалеку от королев, резиденции, где читал лекции и стремился донести до слушателей лучшее из ант. и христиан, наследия. Трактат «О наставлении детей знатных граждан» был написан в помощь придворным учителям по просьбе королевы.

Лит.: Малеин А.И. Энциклопедия Винценция из Бовэ // Труды Ин-та книги, документа и письма. Т. 2. М.; Л., 1932.

ВИОЛА

ВИОЛА - старинный смычковый инструмент в Зап. Европе, предшественница скрипичных инструментов.

ВИПО

ВИПО - историк, поэт Германии первой пол. XI в. Родился в Бургундии. Капеллан императора Конрада II, автор его жизнеописания (1046).

ВИРГАТА

ВИРГАТА - земельный надел зависимого крестьянина в средневековой Англии. В. составляла 1/4 гайды - первоначального земельного надела свободного общинника. Средний размер в. - 30 акров.

ВИСКОНТИ

ВИСКОНТИ - знатный род ломбардских феодалов; известен с конца X в.; тираны Милана в 1277-1447 гт.

ВИССАРИОН НИКЕЙСКИЙ

ВИССАРИОН НИКЕЙСКИЙ (ок.1403- 1472) - визант. гуманист, богослов, церк. деятель из Трапезунда; с 1437 г. архиепископ Никейский. Входил в латинофильскую группировку визант. знати. Сторонник унии между греч. и рим. церквами; считал необходимым союз Византии и Запада, предлагал компромисс с папством в целях борьбы против турок. В.Н. способствовал заключению на Флорентийском соборе 1438-1445 гт. унии между католич. и православной церквами, которая затем была отвергнута Византией. Эмигрировал в Италию, перешел в католицизм и в 1439 г. стал кардиналом. В.Н. - один из виднейших греч. гуманистов в Италии. После падения Константинополя (1453) пытался организовать крестовый поход против турок. В.Н. был энциклопедически образованным человеком, переводил с древнегреческого на лат. язык, в частности произведения Аристотеля; он автор ряда филос. соч. Собрал большую библиотеку (746 греч. рукописей), которую завещал Венеции. Рукописи В.Н. составили основу Библиотеки св. Марка.

Лит.: Удалъцова З.К. Борьба партий в Византии XV в. и деятельность Виссариона Никейского // Визант. временник. Т. 2. М., 1949.

ВИТРАЖ

ВИТРАЖ (фр. vitrage - остекление, от лат. vitrum - стекло) - орнаментальное или сюжетное изображение из цветного стекла; помещалось обычно в окнах. С давних пор в. использовался в храмах. В раннехристиан. храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенина), из которых составляли орнамент. В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стекол, скрепленных свинцовыми перемычками, являлись особенностью готич. соборов. Чаще всего готич. в. изображал религ, и бытовые сцены; он размещался в огромных стрельчатых окнах, т.наз. «розах». В эпоху Возрождения в. существовал как живопись на стекле.

ВИТРИ ЖАК ДЕ

ВИТРИ ЖАК ДЕ (сер.ХН в. - 1244) - фр. священнослужитель, литератор. Родился, вероятно, в Витри-на-Сене; достиг больших высот в духовной области: был каноником, священником, затем епископом в Акконе. Выполнял поручения как папский легат (при папе Иннокентии III). Так, в землях Германии и во Франции он призывал к крестовому походу против альбигойцев. При Григории IX стал кардиналом. Создал историко-литературные произведения «Восточная история» и «Западная история», в которых показал свое видение положения церкви на земле, роль христианства в мире и т.д. В первом соч. В. рассказывает о 1-м крестовом походе и Святой земле. «Западная история» посвящена главным образом истории католич. церкви. Сочинения В. насыщены фактами и зарисовками.

Лит.: Жак де Витри. Восточная история // Стасюлевич М. История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Т. 3. Ч. 2. СПб., 1906.

ВИТТЕЛЬСБАХИ

ВИТТЕЛЬСБАХИ - княжеский род в Юж. Германии. Назван по бургу Виттельсбах (Верх. Бавария). Представители этого дома были герм, королями и императорами Священной Рим. империи: Людовик IV Баварский (1314- 1347), Рупрехт Пфальцский (1400- 1410). Упоминаются как В. с 1115 г.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

ВОЗРОЖДЕНИЕ - термин, впервые употребленный архитектором, живописцем и историком искусства XVI в. Джорджо Вазари. В XVI в. В. рассматривалось как подъем культуры после долгих веков Средневековья. Оно возникло и ярче всего проявилось в Италии. Хронологич. рамки ит. В. - XIV-XVI вв. В ист. лит. принято говорить о Раннем, зрелом (Высоком) и Позднем В. Эпоха, предшествующая В., - Проторенессанс (Предвозрождение) (XIII - нач-XIV в.) - время Данте и Джотто; кроме того, часто используются ит. наименования столетий: дученто - XIII в., треченто - XIV в., кватроченто - XV в. И чинквеченто - XVI в. В. - раннебуржуазная культура, возникшая на почве раннекапиталистич. отношений, которые прежде всего зародились в Италии. Отличительными чертами В. являются: светский характер, индивидуализм, реализм (в области лит. и искусства), обращение к античности, глубокий интерес к ант. культурному наследию (отсюда и само название «В.»). Античность была для людей В. источником и образцом их творчества; мировоззренческой основой В. являлся гуманизм. В. обратилось к человеку как высшему началу бытия, обладавшему духовной и физ. красотой. Великие ит. художники Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан в совершенстве владели искусством изображения человека и окружающей среды (в объеме, пространстве, свете). В архитектуре главное внимание уделялось созданию светских зданий. В музыке развивалась вокальная и инструментальная полифония; появились новые муз. жанры: сольная песня, кантата, оратория, опера. Ит. В. оказало сильное влияние на развитие искусства др. западноевроп. стран, где оно наступило позднее. Подъем и развитие искусства Нидерландов, Франции и Германии в конце XV-XVI в. называют Северным В. Вершина Северного В. - творчество Яна ван Эйка, Питера Брейгеля Старшего, Дюрера, Ф. Рабле, поэтов «Плеяды» и т.д.

Лит.: Алпатов М.В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. М., 1939; Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т. 2. М.; Л., 1949; Боткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995; Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990; Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973; Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Т. 1-2. СПб., 1904-1906; Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения. СПб., 1992; Виппер БР. Итальянский Ренессанс XIII-XVI вв. Т. 2. М., 1977; Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986; Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977; Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980; Гуковский МЛ. Итальянское Возрождение. Л., 1990; Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. М., 1978; Дживелегов А.К. Начало итальянского Возрождения. М., 1925; Культура Возрождения и общество. М, 1986; Культура эпохи Возрождения. М.,1986; Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения: В 3 т. М., 1956, 1959, 1979; Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982; Рутенбург В.И. Итальянское Возрождение и «Возрождение мировое» // Вопр. истории. 1969. № 11; Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Л., 1976; Сказкин С Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. М., 1981; Стам С.М. Культура Возрождения: вопросы содержания, эволюции, периодизации // Вопр. истории. 1977. № 4; Стам С.М. Корифеи Возрождения. Кн. 2. Саратов, 1993; Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978.

ВОЛЬНЫЕ ГОРОДА

ВОЛЬНЫЕ ГОРОДА - города в Германии в XIV в., которые освободились из-под власти сеньора и приобрели почти все права гос. власти (право набора войск, взимания налогов, иногда высшего суда). В.г. находились в зависимости от императора и по правовому положению приближались к имперским городам. В.г. назывались и ганзейские города Любек, Гамбург, Бремен, фактически не зависимые от императора.

ВОЛЬФРАМ ФОН ЭШЕНБАХ

ВОЛЬФРАМ ФОН ЭШЕНБАХ (ок.1170- 1220) - нем. поэт-миннезингер, баварский рыцарь, странствующий певец, автор грандиозного рыцарского эпоса «Парцифаль» (28 840 стихов), входящего в цикл романов о короле Артуре. В этом сложном и многоплановом по композиции произведении действия происходят на Западе и на Востоке. Главный герой романа королевич Парцифаль проходит трудный путь духовного развития и в конце его становится хранителем священного камня Грааля, который у В. фон Э. является и символом христиан, святыни, и символом высшей человечности. В романе рассказ о поисках нравственного идеала сочетается с изображением быта городов, турниров, битв, поединков, хорошо передающим колорит той эпохи. Помимо еще двух незаконченных романов В. фон Э. написал песни, относящиеся к жанру альбы (утренней песни).

Лит.: Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов АЛ. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М., 1987.

ВОРМССКИЙ КОНКОРДАТ 1122 Г.

ВОРМССКИЙ КОНКОРДАТ 1122 Г. - соглашение между папой римским Калликстом II и герм, королем Генрихом V. Представляет собой грамоту папы и грамоту короля. В.к. явился итогом борьбы за инвеституру, начатую еще Григорием VII и Генрихом IV. По В.к., обе стороны даровали друг другу истинный мир, король обязался вернуть папе и местным церквам захваченное в ходе конфликта имущество. Устанавливалось, что епископы и аббаты в Герм, королевстве избираются только высшим духовенством. Из светских лиц на выборах имеет право присутствовать только король или его представитель, вмешательство его в выборы допустимо лишь в случае серьезных разногласий среди духовенства. По условиям В.к., после избрания епископа и аббата следовала двойная инвеститура: светская (король вручал скипетр - символ власти над землями епископства или аббатства) и духовная (архиепископ вручал кольцо и посох как символы духовной власти и пастырского служения). В Бургундии и Италии устанавливался обратный порядок инвеституры.

Будучи в определенной мере компромиссом между папством и королев, властью в Германии, В.к. все же был более выгоден папам и церкви - он восстанавливал практику избрания епископов и аббатов самим духовенством, значительно ограничивал вмешательство светских властей в церк. дела.

Лит.: Лозинский С.Г. История папства. М., 1988; The Great Documents of Western Civilisation. New York, Toronto, London, 1967. Documents of the Christian Church. London, Oxford, New York, 1967.

ВОСКОВЫЕ ТАБЛИЧКИ

ВОСКОВЫЕ ТАБЛИЧКИ - вощечки, церы

деревянные или костяные таблички, покрытые с внутренней стороны цветным воском для нанесения надписей острой металлической палочкой (стилем). В Древнем Риме употреблялись для письма, в Средневековье использовались главным образом для черновых заметок, деловых записей, писем, денежных расчетов. Складывались воском вовнутрь и соединялись по две (диптих) или три (триптих) штуки или по нескольку штук кожаным ремешком -получалась книжка, которая стоила недорого, а служила долго: стерев написанное и разгладив воск, можно было писать снова. Оригиналы в.т. сохранились до наших дней (напр., с записями фр. королей). В XIII в. в Париже существовал цех мастеров, где изготавливались в.т. Сохранились и миниатюры с изображениями людей Средневековья, пишущих на них (напр., изображение писательницы XII в. Хильдегарды Бингенской).

ВОТЧИНА

ВОТЧИНА - комплекс феод, земельной собственности (земли, постройки, инвентарь) и прав на зависимых крестьян. Синонимы в. - сеньория, поместье, манор. С VIII-IX вв. в. - господствующая форма землевладения в большинстве стран Зап. Европы. В процессе формирования в. создавался аппарат принуждения (суд, администрация и т.д.). Крестьяне сохраняли свою общинную организацию (община, альменда). В. различалась по экономич. структуре (в зависимости от роли домена, типа эксплуатации крестьян), по величине (крупная, средняя, мелкая), по социальной принадлежности вотчинников (светские, в том числе королевские, церковные), по юр. происхождению собственнических прав вотчинников (феоды, аллоды).

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ - съезды высшего христиан, духовенства, представляющего все поместные церкви. На в.с. обсуждались и принимались решения по важнейшим вопросам церк. жизни, разрабатывались догматика, культ, особенно большое внимание уделялось борьбе с ересями. 1-й вселенский собор состоялся в Никее в 325 г.; на нем был принят единый для всех христиан символ веры, осуждено как ересь арианство. В эпоху античности состоялись еще три в.с. (Константинопольский в 381 г., Эфесский в 431 г., Халкидонский в 451 г.).

Рим. папы не присутствовали на этих соборах, посылая на них вместо себя своих легатов.

В Раннем Средневековье состоялось три В.С, которые признаются таковыми как католич., так и православной церковью. II Константинопольский собор (553) осудил «три главы» - трех теологов (Феодора Мопсуэстского, Феодорита Киррского и Ива Эдесского) за их симпатии к несторианству. Как ересь было осуждено и учение Оригена. На III Константинопольском соборе (680- 681) ересью было объявлено монофизитство. II Никейский собор (787) осудил иконоборчество. На IV Константинопольском соборе (869-870) был осужден низложенный константинопольский патриарх Фотий, выступавший за равноправие светской и духовной властей.

Католич. церковь признает вселенским и V Константинопольский собор (879-880), отменивший осуждение Фотия. Православная церковь не признает вселенский характер этого собора. В дальнейшем соборы с участием представителей всех церквей не проводились, но католич. церковь считает вселенскими ряд соборов, состоявшихся в средние века. Соборы XII в. (I, II, III Латеранские - 1123, 1139, 1179 гг.) принимали решения по вопросам внутрицерк. жизни (напр., установление строгого целибата для высшего духовенства и монашества II Латеранским собором), положения церкви в миру и отношений со светскими властями (напр., постановления о Божьем перемирии, об анафеме для нарушивших право церквей на убежище, о запрете контактов христиан с евреями), борьбы с ересями.

Из соборов XIII в. (IV Латеранский - 1215 г., I Лионский - 1245 г., II Лионский - 1274 г.) наиболее важные решения были приняты IV Латеранским собором, самым крупным из соборов Средневековья. Собор постановил беспощадно преследовать еретиков (катаров, вальденсов и др.), осудил учение Иоахима Флорского о Троице, принял догмат о пресуществлении в таинстве евхаристии, установил обязательную ежегодную исповедь, принял решение об уставах новых монашеских орденов и т.д. II Лионский собор распустил или лишил права нищенствовать все остальные нищенствующие монашеские ордены, кроме францисканцев, доминиканцев, августинцев и кармелитов. Суровые меры против еретиков принял и Вьеннский собор (1311-1312). Все эти католич. в.с. проходили под полным контролем рим. пап, которые их созывали, определяли порядок работы, утверждали принятые решения.

Констанцский собор (1414-1417) положил конец «Великому расколу» в католич. церкви, принял решение о том, что высшим органом в церкви является вселенский собор и папы обязаны подчиняться его решениям. Одним из своих канонов собор постановил, что следующий вселенский собор будет созван через 5 лет, следующий - через 7, а затем каждые десять лет. Однако это постановление не было исполнено, папам удалось отбить посягательства соборного движения на свою монархич. власть в церкви. Констанцский собор осудил как еретиков Джона Виклифа, Яна Гуса, Иеронима Пражского.

Базельско-Флорентийский собор (1431-1449), заседавший с перерывами в Ферраре, Риме и Лозанне, известен заключением (с участием визант. делегации во главе с императором Иоанном VIII) т.наз. «Флорентийской унии», отвергнутой затем православными церквами. На соборе была предпринята неудачная попытка сторонников соборного движения низложить папу Евгения IV и избрать нового - большинство собора последовало за Евгением IV.

Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994; Bredero АЛ. Christendom and Christianity in the Middle Ages. Grand Rapids, 1994.

ВСЕОБЩИЕ ШКОЛЫ

ВСЕОБЩИЕ ШКОЛЫ - школы, в которых изучали все основные науки периода Высокого Средневековья: «Семь свободных искусств», а также по крайней мере еще одну специальную дисциплину - право, богословие либо медицину. В.ш. не носили местного характера, т.е. не принадлежали тому или иному городу или государству. Они были открыты для всего зап. мира и были достоянием всех, вне зависимости от происхождения, национальности и места проживания. Кроме того, всеобщими назывались школы, пользовавшиеся особой известностью. В.ш; выросли из школ кафедральных и были предшественницами ун-тов. Старейшей из в.ш. являлась медицинская школа в Салерно (Италия) (XI в.); в XII в. существовала всеобщая школа в Париже, которая затем получила ряд привилегий и превратилась в университетскую корпорацию.

Лит.: История Европы. Т. 2. М, 1992.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV