Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "С" (часть 1, "САВ"-"СИН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САВ"-"СИН")

САВОЙЯ

САВОЙЯ - графство с XI в. до 1416 г., вначале в составе королевства Бургундия, а с 1032 по 1034 г. - в составе Священной Рим. империи. С 1416 г. - герцогство. В течение Средневековья С. неоднократно присоединяла к себе Пьемонт. В XV в. неразделимость С. и Пьемонта была закреплена юридически.

САВОНАРОЛА ДЖИРОЛАМО

САВОНАРОЛА ДЖИРОЛАМО (1452- 1498) - ит. религ. реформатор и полит, деятель, уроженец г. Феррары. Уже в 20 лет написал поэму «О гибели мира», где показал несправедливость тогдашнего общества, в котором безнадежно попраны добрые нравы, а счастлив только тот, кто живет грабежом, кто обирает вдов и сирот и толкает в пропасть бедняков. Все свои надежды на избавление от этих зол С. возлагал на веру и вскоре вступил в монашеский орден доминиканцев. В ордене он получил серьезное теологич. образование и принял сан священника. После служения и проповедования в ряде городов С. в 1491 г. был избран аббатом монастыря Сан-Марко во Флоренции.

Обладая прекрасными качествами оратора, он притягивал к себе многочисленных слушателей. Главными темами его пламенных проповедей были беспощадное обличение роскоши и разврата высшего духовенства («блудница церковь» - одно из его определений), обвинение его в неверии в Бога, требование возврата церкви к первоначальной простоте и бедности. Вместе с тем он осуждал и светских правителей за роскошь и непомерное угнетение бедняков. В 1492 г. С. приступил к осуществлению своей программы реформы церкви, начав ее с монастыря Сан-Марко. Суть преобразований сводилась к тому, что монахи должны жить за счет собственного труда.

После ликвидации тирании Медичи, яростным обличителем которой выступал С, он стал фактическим лидером республики, разработал и провел в жизнь ряд реформ противоречивого характера. Устройство республики приобрело олигархический характер, новый налоговый закон облегчил положение мелких собственников, была запрещена деятельность ростовщиков. По настоянию С. были проведены и преобразования в сфере нравов и быта: запрещались азартные игры, танцы, ношение модной одежды, книги и произведения искусства с малейшим намеком на эротику. Было устроено публичное сожжение изъятых нарядов, книг и картин.

Попытки С. реформировать церковь привели к его отлучению от церкви папой Александром VI. Реформы, проведенные им во Флоренции, не удовлетворили в полной мере ни один из слоев горожан. 8 апреля 1498 г. С. был схвачен толпой его былых горячих поклонников и после жестоких пыток казнен 23 мая 1498 г.

Лит.: Федосик В А. Отвергнутый трибун // Идолы без маски. Мн., 1996; Херманн К. Савонарола: еретик из Сан-Марко. М., 1982.

САГИ

САГИ (др.-сканд. saga, от segja - сказывать) - древнескандинавские прозаич. повествования, преимущественно исл. народов. Зарождаются как особый жанр и достигают расцвета в XII-XIII вв., однако события, о которых в них повествуется, относятся в основном к 930-1030 гг., к т. наз. «эпохе саг». С. делятся на три группы: саги давних времен; королев, саги (повествуют о конунгах); родовые саги, или саги об исландцах. Всем им свойственны ист. и бытовой реализм, эпическая простота, психологизм, однако степень ист. достоверности каждой группы различна. Герои с. - реально жившие выдающиеся люди времен заселения Исландии; в с. дана подробная генеалогия известных родов Исландии. Основные сюжеты с: распри между родами, описание жизни вождей, епископов, королей.

САКСОН ГРАММАТИК

САКСОН ГРАММАТИК (1140-ок 1208)- дат. священнослужитель, историк-хронист. Автор «Истории Дании» (или «Деяний данов») в 16 книгах на лат. языке. Первые 9 книг представляют собой сборник героич. сказаний и песен Сев. Европы, в частности сказание о Гамлете, использованное В. Шекспиром в его трагедии. Остальные книги содержат материалы по истории Дании до 1185 г.

САКСОНСКАЯ ДИНАСТИЯ

САКСОНСКАЯ ДИНАСТИЯ - династия герм, королей и императоров Священной Рим. империи: Генрих I, Оттон I, Оттон II, Оттон III; представитель младшей линии - Генрих II (1002- 1024).

САКСОНСКИЕ КАПИТУЛЯРИИ

САКСОНСКИЕ КАПИТУЛЯРИИ - постановления короля Карла Великого (конец VIII в.), изданные в ходе покорения саксов франками. С.к. вводили у саксов административно-полит, систему франков и христиан, церковь. Первый Саксонский капитулярий был издан ок. 782 г. и вводил в Саксонии особый режим: смертную казнь за любую провинность против королев, власти и церкви, за попытки возрождения язычества, за нарушение христиан, культа; устанавливал регуляр ную церковную десятину и конфискацию земли в пользу церкви. Второй Саксонский капитулярий (издан в 797 г.) несколько изменил режим в сторону смягчения. Инициатором его был Ллкуин.

САКСОНСКОЕ ВОССТАНИЕ

САКСОНСКОЕ ВОССТАНИЕ - восстание 1073-1075 гг. в Саксонии и Тюрингии против герм, короля Генриха IV. Восставшие (крестьяне во главе с местной знатью) выступили против системы мероприятий Генриха IV (строительство крепостей и размещение в них гарнизонов из министериалов, главным образом из Швабии и Франконии, обложение местного населения различными повинностями), направленных на укрепление в Саксонии и Тюрингии королев, домена.

В движении приняли участие 40- 60 тыс. человек. Вначале восставшие добились некоторых успехов, захватили и разрушили ряд крепостей; король вынужден был бежать из осажденного Харцбурга (август 1073 г.). В дальнейшем Генриха IV поддержали феодалы западных и юж. областей Германии, а также г. Вормс. 2 февраля 1074 г. вожди Св. заключили мир с Генрихом IV. Крестьяне, оставшиеся без руководства, были разбиты у Хомбурга 9 июня 1095 г. После подавления восстания в Саксонии ускорился процесс вовлечения крестьян в феод, зависимость. Феодалы почти не пострадали, лишь у отдельных были конфискованы лены и некоторые были подвергнуты непродолжительному заключению.

Лит.: Колесницкий Н.Ф. Саксонское восстание 1073-1075 гг. // Ученые зап. Моск. обл. пед. ин-та им. Н.К. Крупской. 1968. Т. 191.

САКСОНСКОЕ ЗЕРЦАЛО

САКСОНСКОЕ ЗЕРЦАЛО - старейший правовой сборник Германии, составленный Эйке фон Репковым между 1221 и 1235 гг. Должен был, по замыслу автора, «зеркально» отражать право саксов. «С.з.» - это запись сложившегося на протяжении веков обычного права Вост. Саксонии с разделением на земское право (для «неблагородных», но лично-свободных) и ленное право (только для лиц, принадлежащих к «благородным» сословиям, к высшему феод, обществу). Права низших сословий, в т.ч. зависимых крестьян, в этом законодательстве не фиксировались. На содержание «С.з.» наложили отпечаток общественно-полит, и правовые воззрения автора. «С.з.» отражает специфические формы феод, земельной собственности, структуру феод, общества, местные особенности адм. управления, судопроизводства и т.д. «С.з.» стало образцом для составления правовых книг не только в Германии, но и в др. странах Европы. Сохранилось более 200 рукописей «С.з.», некоторые из них обильно иллюстрированы.

САЛАМАНДРА

САЛАМАНДРА - по древним представлениям, животное, способное жить в огне, не сгорая, своего рода субстанция огня. В средневековой алхимии и магии - дух огня, составленный из его частиц. Считалась воплощением этой субстанции и символом филос. камня в его красном воплощении. Для подчинения саламандр и овладения их сущностью (по кабалистическим трактатам) следовало свести в стеклянный сосуд солнечные лучи при помощи системы зеркал, где из них кристаллизовалась солнечная субстанция.

САЛАХ АД-ДИН

САЛАХ АД-ДИН - Саладин

(1138-1193) - правитель Египта, известный в Европе как победитель крестоносцев. Будучи визиром при последнем фатимидском халифе, захватил в 1171 г. власть в Египте и принял титул султана. Создал новую армию, основу которой составили курды (С.а.-Д. сам был курдом) и туркмены. Присоединил к своим владениям Сирию, Йемен, завоевал ливийское побережье. Одновременно вел войны с крестоносцами. В битве у Хиттина (возле Генисаретского озера) 3 июля 1187 г. наголову разгромил войско палестинских крестоносных государств. В плен к С.а.-Д. попали иерусалимский король и великий магистр тамплиеров. Захватив приморскую полосу Иерусалимского королевства, С.а.-Д. осадил Иерусалим. 2 октября 1187 г. город сдался. В отличие от взятия Иерусалима крестоносцами С. а.-Д. не устраивал в святом городе резни, горожанам была сохранена жизнь и дана возможность выкупиться из рабства.

В ходе 3-го крестового похода С.а-Д. утратил Акру в 1191 г. и потерпел тяжелое поражение от войска Ричарда I Львиное Сердце. По перемирию крестоносцы вернули себе прибрежную территорию. Однако Иерусалим остался мусульманским. После смерти С.а.-Д. в Египте до 1250 г. правили его потомки (династия Айюбидов), нанесшие ряд тяжелых поражений крестоносцам.

Лит.: Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории (600-1258). М., 1988; История Востока. Т. 2: Восток в средние века. М., 1995.

САЛЕРНСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА

САЛЕРНСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА - известная с IX в. корпорация врачей, не только лечивших пациентов, но и обучавших лекарскому искусству. До XII в. развивалась под преобладающим влиянием греч. традиции, а затем и арабского Востока Император Фридрих Я дал С.м.ш. исключительное право на присвоение звания врача и запретил занятия мед. практикой без ее лицензии.

Лит.: Мейер-Штейнег Т., Зудгоф К. История медицины. М., 1925.

САЛЕРНСКИЙ КОДЕКС ЗДОРОВЬЯ

САЛЕРНСКИЙ КОДЕКС ЗДОРОВЬЯ - см. Арнальдо де Виланова

САЛИМБЕНЕ ПАРМСКИЙ

САЛИМБЕНЕ ПАРМСКИЙ (1221 - ок. 1288) - ит. монах-францисканец, автор «Хроники», которая охватывает период с 1168 по 1287 г. Описал в ней не только внутреннюю борьбу в ордене францисканцев, но и мирскую жизнь своего времени, прежде всего Италии, отчасти - Франции. СП. много путешествовал по Италии и Франции и как очевидец описал многие полит, и соц. явления (напр., восстание «пастушков»), осудил борьбу гвельфов и гибеллинов и постоянное соперничество Генуи и Пизы. В «Хронике» нашли отражение новые тенденции, связанные с развитием городов, присутствует автобиографический элемент. Написана «Хроника» на разговорном лат. языке.

Лит.: Бицилли П.М. Салимбене. (Очерки итальянской жизни XIII в.). Одесса, 1916.

САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА

САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА - Салический закон - одна из герм, варварских правд, сборник обычного права (суд. обычаев и казусов) салических (приморских) франков. Древнейший текст судебника (не сохранившийся и дошедший до нас в рукописях VIII- IX вв.) был составлен и записан, по всей вероятности, между 507 и 511 г., т.е. еще при жизни (а возможно, и по приказанию) франкского короля Хлодвига I. Судебник написан на испорченной латыни и содержит в ранних редакциях большое число франкских терминов; рим. влияние минимальное - только лат. язык и штрафы в рим. денежных единицах (солид, динарий). «С.п.» - ценнейший документальный источник по истории франков. Наиболее полно в ней отражены архаич. отношения, существовавшие у франков еще до завоевания Галлии (родоплеменной строй у древних германцев после эпохи, описанной Тацитом). Содержатся и новые данные - сведения о зарождении имущественного и социального неравенства, частной собственности на движимость (аллод), права наследования на землю и, наконец, государства. Вместе с дополнениями к «С.п.», сделанными франкскими королями в VI-IX вв., она позволяет проследить эволюцию франкского общества от первобытнообщинного строя к феодализму.

Лит.: Салическая правда / Пер. Н.П. Грацианского. М, 1950; Средневековье в его памятниках / Под редакцией Д.Н. Егорова. М, 1913.

САЛЮТАТИ КОЛЮЧЧО

САЛЮТАТИ КОЛЮЧЧО (1331-1406) - ит. гуманист. Окончил юр. фак. Болонского ун-та, служил судьей, нотарием (1351-1367) в Вальдиньеволе, затем канцлером коммун Тоди, Лукки, Стиньяно. С 1375 по 1406 г. - канцлер Флорентийской республики. Последователь Петрарки. Автор многочисленных сочинений: трактатов, стихотворений, писем, в которых развивал программу ренессансной культуры. Считал, что истинное знание дает не схоластика, а ант. мудрость. Основная заслуга С. - в утверждении гуманистич. образованности как основы развития новой культуры. Выдвинул на первый план комплекс гуманитарных дисциплин: филологию, поэтику, историю, педагогику, риторику, этику, призванных формировать нового человека, обладающего гуманизмом, который он трактовал как способность к добродетельным поступкам и достижению учености. Гуманизм не присущ человеку от рождения, это свойство приобретается в результате упорного труда.

Основные трактаты С: «О достоинстве права и медицины» (1400) «О тиране» (1400), «О роке, судьбе и случайности» (1396-1399), «О жизни в миру и монашестве» (1381).

Не меньшее значение имеют его речи, инвективы и особенно эпистолярное наследие. Находился в дружеских отношениях с Петраркой и Боккаччо, учениками С. были Леонардо Бруни, Поджо Браччолини.

Лит.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век) / Под редакцией Л.М. Братиной. М., 1985; Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV- XV веков. М, 1977.

САРАЦИНЫ

САРАЦИНЫ - кочевое племя в Аравии, упоминаемое ант. авторами. Название «с.» с эпохи Раннего Средневековья было распространено визант. и западнохристиан. писателями на всех арабов, позднее - на всех мусульман.

САТАНА

САТАНА (греч. satanas, от др.-евр. satan - враг, заговорщик) - дьявол, злой дух, властелин ада в христианстве. Образ С. утвердился в XI веке. С- символ предателя. Цвет С- черный, символ всего губительного. С, или дьявол, появлялся в 2 ипостасях: соблазнителя и преследователя. В первом случае он принимал обманчиво привлекательный вид, во втором - устрашающий. Считали, что С. насылает болезни, а вместе со своим воинством (чертями и чертенятами) мешает творить молитву, задувает свечи, смущает благочестивых, богобоязненных. Черти могут принимать облик свиньи, змеи, собаки, влекут человека к соблазнам. Считали, что хороший, добрый поступок - от Бога, дурной - от С. Согласно ортодоксальному христианству, С- творение Бога, падший ангел. В отличие от ортодоксального христианства, манихейство уравнивало С. и Бога, что с точки зрения христианской ортодоксии являлось величайшим заблуждением.

САЦЕБАРОН

САЦЕБАРОН - термин, встречающийся в «Салической правде» и ряде франкских грамот VII в.

1) Знаток законов и обычаев, следящий за их соблюдением в суде графа.

2) Королев, агент в графском суде для сбора суд. пошлин.

3) Агент графа, собирающий суд. пошлину в пользу графа.

СВЕТСКИЙ ОРДЕН

СВЕТСКИЙ ОРДЕН - в Позднее Средневековье рыцарский орден, магистром которого являлся монарх (англ. Орден Подвязки) либо крупный феодал (бургундский Орден Золотого Руна).

СВЯТОЙ ГРААЛЬ

СВЯТОЙ ГРААЛЬ - таинственный сосуд в легендах Средневековья; обычно считалось, что это чаша с кровью Христа, собранная Иосифом Аримафейским, снявшим с креста тело распятого Иисуса. Местом хранения Г. называли город Саррас либо таинственный замок Корбеник, или Карбоник. Считалось, что Г. терпит ок. себя лишь непогрешимых в целомудрии; недостойный, приблизившийся к святыне, будет наказан недугом, раной и т.д. Чтобы приблизиться к Г., рыцарь должен был совершить подвиг. Легенда о чаше Г. возникла в XII в. Как правило, в легенде говорилось о горе Монсальват, на вершине которой стоял замок из белого мрамора; в этом замке жили рыцари - хранители чудесной чаши Г. Они появлялись там, где нужно было защитить слабых и обиженных. На сюжет этой поэмы написано немало романов и поэм (напр., рыцарская поэма нем. поэта-миннезингера Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» (ок.1210).

СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ

СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ - средневековое государство, занимавшее значительную часть Зап. Европы и включавшее в себя герм., ит., чеш. земли, Нидерланды и ряд др. территорий. Создано в 962 г. герм, королем Оттоном I как Римская империя, в 1157 г. при Фридрихе I Барбароссе в полит, переписке зафиксировано новое название страны - С.Р.и., а затем - С.Р.и. герм, нации. Юр. система империи была закреплена Золотой буллой. С.Р.и. формально просуществовала до 1806 г.

Лит.: Брайс Дж. Священная Римская империя. М, 1891; Колесницкий Н.Ф. Священная Римская империя: притязания и действительность. М., 1977.

СВЯЩЕННИК

СВЯЩЕННИК - служитель христиан, культа, исполнитель церк. обрядов.

СЕГАРЕЛЛИ ГЕРАРДО

СЕГАРЕЛЛИ ГЕРАРДО (?-1300) -крестьянин из Пармской округи, основатель секты апостоликов в Сев. Италии (ок.1260). С. проповедовал общность имущества и всеобщее равенство, обличал католич. духовенство в праздности и алчности. Был объявлен еретиком и по распоряжению папы римского сожжен в 1300 г.

СЕКСТАРИЙ

СЕКСТАРИЙ - мера сыпучих тел и жидкостей в эпоху Карла Великого.

Равнялся 1/16 модия, т.е. приблизительно 3,2 литра.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ЦЕРКОВНЫХ ЗЕМЕЛЬ

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ЦЕРКОВНЫХ ЗЕМЕЛЬ (от лат. secularis - светский) - перевод государством земельных владений из церк. собственности в светскую. В первой пол. VIII в. с.ц.з. была проведена Карлом Мартеллом для перераспределения земельного фонда в пользу бенефициариев. С.ц.з. могла проводиться также в виде прямой конфискации - во время иконоборческого движения в Византии (см. Иконоборчество), после ликвидации ордена тамплиеров во Франции и т.д.

СЕЛЬСКАЯ ОБЩИНА

СЕЛЬСКАЯ ОБЩИНА - крестьянский коллектив, объединявший и сплачивавший отдельные семьи. Со. имела хоз., адм. и др. функции. Прежде всего, она обеспечивала каждому крестьянину-общиннику право пользования алъмендой, могла дарить или продавать угодья альменды как целое, запрещала эксплуатировать общинные земли с целью наживы. Со. осуществляла контроль за с.-х. работами, выполняла суд. и фискальные обязанности. Поскольку владения одного сеньора лежали в разных деревнях, не образуя единого территориального комплекса, со. оказалась разорванной. Кроме того, в со. обычно входили крестьяне разного личного и поземельного статуса, обязанные своим сеньорам разными повинностями. Внутри со., как правило, была группа относительно зажиточных и в силу этого влиятельных семей, которые ссужали деньги на общинные нужды, оказывали влияние на поведение общины. Из них, как правило, выбирались старосты и присяжные.

Кроме того, в функции общины входило: поддержание мира на ее территории, организация противодействия пришельцам, благотворительность контроль за функционированием часовни.

СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ

СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ - система учеб. предметов, которые преподавались в средневековых школах и ун-тах. В «С.с.и.» входили грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка (как теоретическая математическая дисциплина). Были основой обучения в ант. школе; «свободные искусства» в античности - это науки, заниматься которыми считалось достойным свободного человека (в отличие от «нечистых искусств», связанных с физическим и ремесленным трудом). В V в. Марциан Капелла в соч. «О браке Филологии и Меркурия» составил и описал «С.с.и.» на основе девятичастной классификации рим. писателя и ученого Марка Теренция Варрона (116-27 до н.э.), изъяв из нее медицину и архитектуру. Со времени Боэция и Кассиодора «С.с.и.» разделились на 2 группы: тривий, или тривиум, («трехпутье») - словесные науки и квадривиум («четырехпутье») - числовые предметы, знания о природе. В тривиум входили грамматика, риторика, диалектика. В квадривиум - арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Основное внимание уделялось первым трем «искусствам», до XIII в. преобладал тривиум. лат. грамматику учили по руководству Элия Доната - грамматика IV в. Др. языки до XIV в. не проходили. Грамматика (умение читать и писать) сводилась к чтению некоторых классич. авторов с комментариями и к зубрежке. На занятиях риторикой (умение связно выражать свои мысли) упражнялись в составлении проповедей. Диалектика (умение рассуждать и спорить), т.е. формальная логика, учила делать правильные выводы из данных посылок и считалась «гимнастикой ума». Арифметика сводилась к счету, т.е. к умению высчитывать церк. доходы и вычислять «пасхалии» (подвижные церк. праздники). Геометрия включала в себя элементарные понятия о геометрич. фигурах, а также отрывочные данные о космографии и географии, вперемешку с фантастич. рассказами о «чудесах земли» (напр., о людях с двумя головами и т.п.). Той же цели, что и арифметика, служила астрономия - «наука о движении небесных светил». Она была необходима для установления календаря подвижных христиан, праздников, изучала созвездия небесного свода и их движение, которое толковалось геоцентрически. Астрономич. знания служили и астрологии - помогали предсказывать будущее по звездам, гадать по ним. Музыка сводилась к умению петь псалмы и сочинять богослужебные песни. Кроме того, в Средневековье считали, что весь мир связан едиными законами мировой музыки.

Примерно в таком виде этот круг знаний вошел во все средневековые учебники и энциклопедии и оставался до XV в. основой высшего образования. В ун-тах «С.с.и.» преподавались на младшем артистическом фак. (фак. свободных искусств).

Лит.: Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957; Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI-XIII веков. Эпоха. Быт. Костюм. М., 1978.

СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА

СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА - см. Гильом де Шампо.

СЕН-ГАЛЛЕНСКИЙ МОНАХ

СЕН-ГАЛЛЕНСКИЙ МОНАХ - Санкт-Галленский монах

см. Ноткер Заика.

СЕН-ДЕНИ

СЕН-ДЕНИ - бенедиктинское аббатство ок. Парижа (сев. пригород Парижа), главный монастырь средневековой Франции. Основано ок. 625 г. В 626 г. в него были перевезены останки Св. Дионисия (поэтому аббатство называют и по имени Св. Дионисия). Наибольшего расцвета достигло во времена аббата Сугерия, при участии которого в 1137-1144 гг. была построена монастырская церковь - первое сооружение в готическом стиле, оказавшее влияние на развитие готики во Франции; с XIII в. служила усыпальницей фр. королей. В С.-Д. хранился королев, штандарт - орифламма. С.-Д. было разграблено и закрыто во время Великой французской революции. Сейчас национальный памятник.

СЕНЕШАЛ

СЕНЕШАЛ (от позднелат. siniscalcus - старший слуга).

1) Главный управляющий королев, дворцом во Франкском государстве в V-VIII вв. С VIII в. приобрел суд. и воен. функции. С X в. должность стала наследственной; с. стал именоваться «великим с». В период Раннего Средневековья сенешалов имели и крупные сеньоры.

2) С XIII в. - королев, чиновник, глава судебно-адм. округа (сенешальства) на западе и юге Франции с широкими полномочиями (суд., адм., финансовыми). С. назначался из местной эиати. Должность упразднена в XVIII в.

СЕНЕШАЛЬ

СЕНЕШАЛЬ (от позднелат. siniscalcus - старший слуга).

1) Главный управляющий королев, дворцом во Франкском государстве в V-VIII вв. С VIII в. приобрел суд. и воен. функции. С X в. должность стала наследственной; с. стал именоваться «великим с». В период Раннего Средневековья сенешалов имели и крупные сеньоры.

2) С XIII в. - королев, чиновник, глава судебно-адм. округа (сенешальства) на западе и юге Франции с широкими полномочиями (суд., адм., финансовыми). С. назначался из местной эиати. Должность упразднена в XVIII в.

СЕН-ЖЕРМЕН-ДЕ-ПРЕ

СЕН-ЖЕРМЕН-ДЕ-ПРЕ - бенедиктинское аббатство на левом берегу Сены (в черте совр. Парижа). Основано в 543 (или в 558) г. Хильдебер-том I. G-Ж.-де-П. - богатейший монастырь Франции; в описи его владений (полиптик аббата Ирминона, нач. IX в.) перечислено 25 поместий и более 2 тыс. крестьянских семей. Свое название аббатство получило в IX в. по имени епископа Жермена (Германа), поаюроненного в нем в VI в. и провозглашенного святым.

СЕНТОНЖ

СЕНТОНЖ - ист. область Франции; с IX в. графство, входившее в герцогство Аквитания, вместе с которой стало в 1154 г. владением Англии. С. был частично отвоеван Францией в нач. XIII в., а целиком - в 1371 г. В 1375 г. присоединен к королев, домену.

СЕНЬЕРИЯ

СЕНЬЕРИЯ -

1) Фр. обозначение комплекса феод. земельной собственности, обладателю которого (сеньору) принадлежали в его пределах права государя (право суда, взимания налогов, набора войск, законодательства, чеканки монеты), а также права на феодально-зависимое крестьянство. Обычно часть земель с. находилась в непосредственном владении сеньора (домен), другая часть раздавалась в качестве феодов вассалам и в качестве держаний крестьянам. Синоним вотчины.

2) В более узком значении с. - один из видов вотчины, отличающийся небольшой ролью домениального хозяйства или его отсутствием вообще (т.наз. «чистая сеньория»). Земли такой с. находились в руках зависимых крестьян-держателей.

С усилением королев, власти полит, самостоятельность с. стала сокращаться и постепенно исчезла.

СЕНЬОР

СЕНЬОР (от лат. senior - старший).

1) Крупный земельный собственник, собственник сеньории (вотчины). Как феод, земельный собственник с. имел в подчинении зависимых крестьян, а также горожан, живших на территории сеньории.

2) В системе вассалитета - господин группы вассалов. Верховный с. территории (король, герцог, князь) назывался сюзереном. Различались светские и духовные с.

СЕНЬОРИЯ

СЕНЬОРИЯ -

1) Фр. обозначение комплекса феод. земельной собственности, обладателю которого (сеньору) принадлежали в его пределах права государя (право суда, взимания налогов, набора войск, законодательства, чеканки монеты), а также права на феодально-зависимое крестьянство. Обычно часть земель с. находилась в непосредственном владении сеньора (домен), другая часть раздавалась в качестве феодов вассалам и в качестве держаний крестьянам. Синоним вотчины.

2) В более узком значении с. - один из видов вотчины, отличающийся небольшой ролью домениального хозяйства или его отсутствием вообще (т.наз. «чистая сеньория»). Земли такой с. находились в руках зависимых крестьян-держателей.

С усилением королев, власти полит, самостоятельность с. стала сокращаться и постепенно исчезла.

СЕРВАЖ

СЕРВАЖ (от лат. servus - раб) - вид феод, зависимости крестьян средневековой Зап. Европы. Характеризовался личной связью серва с его сеньором и значительным ограничением личных и гражданских прав. По мнению М. Блока, с. как институт возник во Франции в X-XI вв.

СЕРВЫ

СЕРВЫ (от лат. servus - раб) - личнозависимые крестьяне во Франции. Находились в личной, поземельной и суд. зависимости от сеньора. Как личнозависимые с. Платили:

1) поголовную подать (шеваж);

2) пошлины, ограничивающие свободу брака, т.наз. «брачный побор» (см. Формальяж) за вступление в брак со свободным лицом либо с сервом из другой сеньории;

3) пошлины, ограничивающие свободу наследования, т.наз. «посмертный побор», т.е. побор с наследства (см. Мёртвой руки право), чаще всего в виде лучшей головы скота;

4) кроме того, сеньор мог взыскивать с серва произвольную талью, т.е. требовать неограниченных повинностей и платежей. Иными словами с, в отличие от фр. вилланов, были ограничены в правах перехода, свободе брака, наследовании имущества.

Как держатель земельного участка серв обязан был выполнять барщину или выплачивать натуральный и денежный оброки; выполнять транспортные, строительные и др. повинности; как зависимый в суд. отношении обязан был судиться и вести свои тяжбы в поместном суде сеньора, за что с него взимались судебные побоpbi и штрафы; уплачивать сеньору рыночные, мостовые, паромные, дорожные и др. пошлины; кроме того, зависимость крестьян-с. проявлялась в т.наз. баналитетах.

В устаревшей ист. литературе с. зачастую называют крепостными, что далеко не правильно и не корректно. С. Высокого Средневековья были не так принижены, как крепостные в странах Вост. Европы в XVI-XVIII вв., более свободны в хозяйственном отношении, в браке и передвижении.

С конца XII-XIII в. начался выкуп с. на волю путем выкупа четырех вышеперечисленных повинностей, характеризующих личную зависимость. Процесс личного освобождения проходил главным образом в XIII-XIV вв. Сумма выкупа была различной и определялась в результате спора между сеньором и сервом. Со временем многие с. превратились в вилланов и цен-зитариев.

СЕРПАНТИНА

СЕРПАНТИНА - артиллерийское орудие на конной тяге. Ствол укреплялся на двухколесном лафете; заряжалось орудие с дула; имелось устройство для изменения угла наклона ствола. С. была распространена в XV в. Применение с. положило нач. передвижной полевой артиллерии.

СИАГРИИ

СИАГРИИ - рим. полководец, последний рим. наместник в Сев. Галлии (ок.465-486); из галльской сенаторской семьи; отец С. - полководец Эгидий - установил в Сев, Галлии в 456/457-465 гг. свое господство. С. унаследовал область между Луарой и Сеной со столицей в Суассоне и удерживал ее до 486 г., когда франкский король Хлодвиг I разбил его под Суассоном. После этого С. бежал в Тулузу к вестготам, но их король выдал его Хлодвигу, который и казнил С в 487 г.

СИВИЛЛА

СИВИЛЛА (греч. sibylla - женщина-пророк) - предсказательница, ясновидящая, предсказывающая в состоянии экстаза или спонтанно. Считалось, что сивиллы пришли с востока и живут до 1000 лет. Их изображали на своих картинах художники Возрождения, в частности Микеланджело.

СИГЕР БРАБАНТСКИЙ

СИГЕР БРАБАНТСКИЙ (ок.1235/1240 - ок. 1281/1284) - фр. философ, магистр (затем профессор) артистич. фак. Парижского ун-та, основатель западноевроп. аверроизма. Автор трактатов «О вечности мира», «О необходимости и взаимосвязи причин», «О разумной душе» и комментариев к «Физике», «Метафизике» и др. сочинениям Аристотеля. Считал, что истина рационального знания может прийти в противоречие с истиной религиозного откровения. Признавал существование Бога как первопричины, отрицал творение из ничего, считал, что мир «совечен» Богу. Пришел к выводу о вечности и несотворимости мира, полагая, что Бог есть перводвигатель, но не создатель сущего; отрицал бессмертие индивидуальной души человека, отстаивал приоритет разума. Центральным в доктрине СБ. было учение о едином, универсальном разуме - общем всему человечеству. Прозван современниками «Великим». Взгляды СБ. были осуждены Альбертом фон Больштедтом (см. Альберт Великий), Фомой Аквинским и др. Был вызван в Рим к папскому двору, предан суду инквизиции, во время следствия убит. Филос. воззрения СБ. отражали оппозицию бюргерства феод. миру.

Лит.: Быховский Б.Э. Сигер Брабантский. М., 1979; Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979; Шевкина Г.В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты XIII в. М., 1972.

СИГИЗМУНД I

СИГИЗМУНД I (1368-1437) - император Священной Рим. империи (1410- 1437), сын императора Карла IV; последний из династии Люксембургов.

В 1378 г. наследовал маркграфство Бранденбург. Король Венгрии (с 1387 г.) после династии, брака с дочерью венг. короля. Король Чехии в 1436-1437 гг.

В 1396 г. организовал и возглавил крестовый поход (см. Никополийский крестовый поход).

В 1419 г. в его правление начались гуситские войны. C.I вместе с папой римским организовал 5 крестовых походов против гуситов (1420-1431), все они закончились поражением крестоносцев.

СИДОРОВА НИНА АЛЕКСАНДРОВНА

СИДОРОВА НИНА АЛЕКСАНДРОВНА (1910-1961) - сов. историк-медиевист, доктор ист. наук, профессор, ст. науч. сотрудник Ин-та истории АН СССР (с 1942 г.), зав. сектором истории средних веков этого Ин-та (с 1952 г.). Специалист в области ранней гор. культуры. В ряде своих исследований раскрыла характерные черты гор. культуры Франции, ее истоки, коснулась такого вопроса, как католич. церковь и средневековая культура, показала Абеляра как одного из ярких представителей средневекового свободомыслия. Важное значение имеют работы С. по истории еретич. движений XI-XIII вв., по проблемам методологии исследований истории средневековой культуры и по вопросам историографии. С. была отв. редактором и автором ряда глав коллективных трудов, учебника по истории средних веков для вузов и др.

Основные работы С: Зарождение городской культуры во Франции (конец XI - первая половина XII столетия) // СВ. 1951. Вып.З; Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М., 1953; Народные еретические движения во Франции в XI и XII вв. // СВ. 1953. Вып.4; Народные еретические движения во Франции в XII-XIII вв. // Французский ежегодник. 1961. М., 1962.

Лит.: Люблинская АД., Гутнова Е.В., Левицкий Я А. Научная, педагогическая и общественная деятельность Н.А. Сидоровой//СВ. 1964. Вып. 25.

СИМОНИЯ

СИМОНИЯ - продажа и купля церк. должностей или духовного сана. Термин связан с именем Симона-волхва который, согласно евангельской легенде, просил апостолов продать ему в дар секрет творить чудеса, распоряжаться «Святым духом». С. широко практиковалась папством, королями, крупными феодалами. Состоятельный феодал, богатый человек мог купить за деньги церк. должность, иногда не одну. Как правило, симонисты старались извлечь как можно больше выгод от купленных должностей и игнорировали пап. Сторонники Клюнийского движения выдвинули требование ликвидировать с, они, кстати, ввели и сам термин.

СИНЕКУРА

СИНЕКУРА (от лат. sine сura - без заботы) - в средневековой Европе церк. должность, приносившая доход, но не требовавшая вложения труда. В переносном значении - хорошо оплачиваемая должность, не требующая большого труда.

СИНЬОРИЯ

СИНЬОРИЯ (ит. signoria - господство, власть).

1) Форма полит, устройства ряда городов-государств в Сев. и Сред. Италии второй пол. XIII - сер. XVI в., характеризующаяся сосредоточением всей полноты гражданской и воен. власти в руках единоличного правителя - синьора (тирана).

2) Орган гор. самоуправления в средневековых ит. городах-коммунах.

Предыдущая страница Следующая страница