Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "Д"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д"

Д'АБАНО ПЬЕТРО

Д'АБАНО ПЬЕТРО (1257-1315) - ит. философ, медик, основатель аверроистской школы в Падуе, профессор медицины, философии, возможно, математики. Написал соч. «Примиритель разногласий философов и врачей» (ок.1310). Автор руководства по астрономии; одним из первых попытался поставить события человеч. жизни и процессы природы в зависимость от движения небесных светил. Был привлечен к суду инквизиции.

ДАМИАНИ, ПЕТР

ДАМИАНИ, ПЕТР (1007-1072) - ит. церк. деятель, теолог, философ, лат. писатель, аскет. Представитель ранней схоластики, возглавлял монастырскую школу в Равенне (Сев. Италия), епископ, затем - кардинал. По главному вопросу схоластики - об отношении веры и разума - заявлял, что разум ничтожен перед верой, а философия может быть только «служанкой богословия». Утверждал всемогущество Бога и его ничем не ограниченной воли, недоступной человеч. сознанию. Сторонник теократач. программы подчинения светской власти государей духовной власти рим. папы.

ДАМУАЗО

ДАМУАЗО - слуга и оруженосец, проходивший 7-летнее обучение у опытного рыцаря, сеньора, реже отца, если он являлся крупным сеньором. Ступень, предшествовавшая вступлению в рыцарское сословие.

ДАНИЛОВ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

ДАНИЛОВ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1916-1980) - доктор ист. наук, профессор, действ, член АПН СССР (с 1967 г.), заслуженный деятель науки РСФСР, министр просвещения РСФСР (с 1967 г.). С 1973 г. - ответственный редактор сборника «Средние века», зав. кафедрой истории средних веков МГУ. Наряду с конкретно-ист. исследованиями, Д. уделял особое внимание историографии всеобщей истории. В исследовании «Проблемы аграрной истории раннего средневековья в немецкой историографии конца XIX - начала XX в.» (М., 1957) на обширном материале раскрыл теоретич. основы, социальную сущность и идейную направленность основных концепций аграрной истории Раннего Средневековья в нем. историографии. Кроме того, Д. обращался к углубленному изучению методологии истории. Впервые в практике университетского образования начал систематич. чтение курса по методологии истории, вел цикл спецкурсов и спецсеминаров по историографии всеобщей истории. В 1963 г. Д. организовал выпуск сборника «Методологические и историографические вопросы исторической науки» и являлся ответственным его редактором.

Основные работы Д.: К вопросу эволюции фоггства как одной из форм права феодальной собственности // Труды Томского ун-та. 1948. Т. 103; К вопросу о роли светской вотчины в эпоху генезиса феодализма // СВ. 1958. Вып. 12; Историческое событие и историческая наука // СВ. 1980. Вып. 43.

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (1265-1321) великий ит. поэт и мыслитель. Родился во Флоренции, происходил из старинного небогатого дворянского рода; активный участник полит, жизни Флоренции. В 1302 г. Д. был изгнан из города полит, противниками и до конца своих дней вынужден был скитаться по Италии, страстно мечтая вернуться на родину. Д. был горячим поборником объединения и социального обновления Италии; поэтому появление в Италии герм, императора Генриха VII в 1310 г. , якобы для наведения порядка, оживило его надежды на возвращение во Флоренцию. Поэт был убежден, что только императорская власть сможет умиротворить и объединить Италию, дать решительный отпор папской власти. Но Генрих VII умер в 1313 г., так и не успев занять Флоренцию. В 1316 г. Флоренция предложила амнистию Д., но условия были позорными и он отказался. Последние годы жизни поэт провел в Равенне, завершая работу над своей великой поэмой. Здесь он и похоронен. Впоследствии Флоренция делала попытки вернуть прах великого изгнанника, но Равенна всегда отвечала отказом.

В творчестве Д., которое опиралось как на ант., так и на средневековый фундамент, нашли отражение все важнейшие социально-полит, проблемы его времени. Д. стоял на грани двух эпох, и печать этой двойственности, переплетение старого и нового в мировоззрении поэта характерны для его сочинений. Наиболее значительным произведением молодого Д., принесшим ему литературную славу, стала книга стихов и прозы «Новая жизнь», в которой автор повествует о своей юношеской любви к прекрасной флорентийке Беатриче Портинаре, умершей в молодом возрасте. «Новая жизнь» - это первая в истории западноевроп. лит. автобиографич. повесть, раскрывающая читателю самые сокровенные чувства автора. Д. создал в изгнании ряд произведений, среди которых филос. соч. «Пир», полит, трактат «О монархии».

Вершина творчества поэта - «Божественная комедия». Д. назвал свое произведение просто «Комедия», но восхищенный величием этого творения Боккаччо присоединил к этому определение «божественная». Под этим названием - «Божественная комедия»- поэма и вошла в сокровищницу мировой культуры.

Лит.: Данте А Новая жизнь. М., 1965; Данте Л. Малые произведения. М., 1968; Данте Л. Божественная комедия. Мн., 1986; Баткин Л.M. Данте и его время. М., 1965; Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. М., 1971; Глина К.Г. Данте: критико-биографический очерк. М., 1965.

ДАТСКИЕ НАШЕСТВИЯ

ДАТСКИЕ НАШЕСТВИЯ - общее название воен. экспедиций сканд. народов, начавшихся в конце VIII в. и направленных в основном против Англии. Завершением д.н. традиционно считается провал экспедиции Кнута Святого (1085).

ДВОРЯНСТВО

ДВОРЯНСТВО - дворяне - второе привилегированное сословие феод, общества. Состояло из крупной земельной аристократам, средних и мелких светских землевладельцев. Вместе с церк. землевладельцами составляло класс феодалов.

ДЕЗИДЕРИЙ

ДЕЗИДЕРИЙ - последний лангобардский король (756-774). Правил в Сев. Италии, объединил большую часть Италии. Боролся с папой и Карлом Великим. После сдачи Павии (столица Лангобардского королевства) франкам в июне 774 г. Д. был взят в плен и низложен Карлом. Карл стал королем лангобардов и «римским патрицием». Королевство лангобардов прекратило свое существование.

ДЕКРЕТАЛИИ

ДЕКРЕТАЛИИ (от лат. decretum - указ).

1) Послания рим. пап, содержащие разрешение спорных вопросов и ставшие прецедентом.

2) Сборники законов и др. правовых актов.

ДЕРЕВНЯ

ДЕРЕВНЯ - преобладающая форма поселений западноевроп. крестьянства. Средняя численность д. - 200-400 человек. Территория д. состояла из трех частей: внутренней (место поселения), пахотной земли и альменды. Место поселения - это дворы, площадь и колодец. Двор средневекового крестьянина включал дом, хоз. постройки, сад, виноградник, участок, засеянный льном или коноплей. Двор имел особое значение - с ним было связано право пользования пахотной землей, в его рамках крестьянин действовал по своему усмотрению, без регламентации. Территория д. обносилась изгородью (иногда - укреплениями типа гор. валов, рвов), имела особое право (мир); преступления, совершенные на этой территории, карались с особой строгостью. Пахотная земля делилась на 3 поля, которые, в свою очередь, разделялись на отдельные полоски. Полноправный крестьянин (владелец двора) имел в каждом из полей полосу.

ДЕСЯТИНА

ДЕСЯТИНА - десятая часть дохода (урожая, денежной прибыли и т.д.), взимавшаяся с населения в пользу церкви. Существовала еще в странах Древнего Востока, в частности у евреев. В христианстве д. известна с III в. как добровольное пожертвование верующих. Впервые церковь потребовала д. в 585 г. (Маконский собор). В 779 г. при Карле Великом д. стала обязательной для всего населения Франкского королевства. Основная тяжесть при сборе д. падала на крестьянство. Д. делилась на «большую» (decima major), которая бралась с урожая зерна и винограда; «малую» (decima minor) - с огородных и технич. культур и д. «крови» (decima mixta) - со скота и продуктов скотоводства. Постепенно стала исчезать в период Реформации. Была отменена во Франции только в период Французской бурж. революции.

ДЖЕНТРИ

ДЖЕНТРИ - среднее и мелкое дворянство в Англии во второй пол. XV-XVII в., составная часть т.наз. «нового» дворянства, которое сумело приспособиться к бурному капиталистич. развитию Англии и стало главным проводником капиталистич. отношений в англ. деревне в условиях аграрного переворота. Д. увеличили свою земельную собственность за счет захвата общинных угодий и крестьянских участков, покупки монастырских земель и поместий разорившихся аристократов.

ДЖИВЕЛЕГОВ, АЛЕКСЕЙ КАРПОВИЧ

ДЖИВЕЛЕГОВ, АЛЕКСЕЙ КАРПОВИЧ (1875-1952) - рус. сов. историк и искусствовед, ученик П.Г. Виноградова, доктор искусствоведения (1936 г.). Ранние работы Д. посвящены в основном проблемам западноевроп. средневекового города. В дальнейшем науч. интересы Д. затрагивали главным образом историю западноевроп. культуры, особенно культуры Возрождения.

Основные работы Д.: Средневековые города в Западной Европе (СПб., 1902); Торговля на Западе в средние века (СПб., 1904); Начало итальянского Возрождения (М., 1908); Очерки итальянского Возрождения (М., 1929); Данте Алигьери (М., 1933, 1946).

ДЖИХАД

ДЖИХАД (араб. рвение, старание) - по Корану, священная война за ислам. Павшие в д. сразу и навсегда попадают в рай, их не коснется страшный суд во время конца света. Лозунг д. сыграл важную роль в араб, завоеваниях, он активно использовался правителями мусульманских государств. Однако уже в Средневековье появились толкования д. как духовного самоусовершенствования на пути к Аллаху.

ДЖОРДЖОНЕ

ДЖОРДЖОНЕ (собств. Джорджо Барбарелли да Кастельфранко) (1476 или 1477-1510) - ит. живописец, представитель Высокого Возрождения, родоначальник искусства Высокого Возрождения в Венеции, глава венецианской школы. Родился в городке Кастельфранко; в конце 80-х - нач. 90-х гт. приехал в Венецию, поступил в мастерскую Джованни Беллини и стал его учеником. Обладал исключительным талантом живописца, сформировался в среде венецианских гуманистов, был превосходным музыкантом. В Венеции Д. выступил как новатор: первым из художников начал писать картины на сюжеты, навеянные ант. мифологией, лит. произведениями, аллегориями; ввел в живопись изображение обнаженного тела; пейзаж Д. впервые стал играть важную роль в картине - он передавал душевное состояние героев и природы.

Д. реформировал венецианскую школу, подобно тому как это сделал Леонардо да Винчи в Средней Италии. Писал в основном для ценителей искусства и частных коллекций (в отличие от своих предшественников, работавших главным образом по заказам церкви). Многие крупные работы (выполненные по заказам, как, впрочем, и монументальные росписи) не сохранились. Одна из ранних работ Д. - «Юдифь» (ок. 1500-1502) посвящена подвигу библ. героини, спасшей родной город от ассирийцев. Художник тонкого лирич. чувства, Д. изображал своих героев в состоянии задумчивости, созерцательности, погруженными в свой внутренний мир. К ранним работам Д. можно отнести также алтарную картину «Мадонна Кастельфранко» (ок.1504), картины «Гроза» (ок.1506) и «Три философа» (ок.1508). Известен и как мастер портрета: «Неизвестный юноша» (ок.1506), портрет Антонио Брокардо (ок.1508- 1510). Особенно знаменита его «Спящая Венера» (работал над ней в 1507-1508 гг.). Это идеальный жен. образ в искусстве Высокого Возрождения. Д. не успел завершить картину: умер от чумы. Ученик Д. - Тициан - дописал в ней пейзаж.

Лит.: Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения. М., 1965; Смирнова ИЛ. Джорджоне. М., 1962.

ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ

ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ (1266/1267- 1337) - величайший художник ит. Проторенессанса, новатор, реформатор ит. живописи, архитектор, скульптор, поэт, родоначальник живописи Возрождения. Родился во Флоренции в семье кузнеца (или в крестьянской семье близ Флоренции). Учился у Чимабуэ. Работал во многих городах Италии: Риме, Ассизи, Флоренции, Милане, Неаполе, Падуе. Пользовался большим успехом при жизни и оказал сильное влияние на своих последователей. Главное призвание Д. - живопись. Основной его работой, выполненной в зрелые годы (и лучше всего сохранившейся), являются фрески капеллы дель Арена (названа так потому, что на ее месте находилась древнерим. арена цирка) в Падуе (1303-1305/1306 либо 1308-1310). Росписи Д. позднее стали называть «Евангелием для неграмотных», «Евангелием Джотто». С 1313 по 1327 г. жил и работал во Флоренции, где в конце 1320-х гг. расписал две небольшие капеллы в церкви Санта-Кроче. С 1328 по 1333 г. работал в Неаполе (работы не сохранились), в 1335- 1336 гг. - в Милане. Затем окончательно поселился во Флоренции (с 1334 г.), где руководил строительством флорентийского собора и работал над проектом колокольни (кампанилы). Умер во Флоренции и похоронен в соборе как один из самых почитаемых граждан города.

Образы Д. монументальны и величавы, сдержанны, созерцательны и естественны; язык суров и лаконичен. Д., вероятно, первому в искусстве ит. Проторенессанса удалось передать деятельное отношение человека к жизни, показать его душевную жизнь, сблизить церк. искусство с этич. проблемами современности, наполнить религ. сюжеты новым содержанием, передать гамму переживаний и чувств человека (любовь, гнев, печаль, надежду, покорность и пр.) и драматизм повествования. Д. был упомянут в «Божественной комедии» Данте, его высоко ценили гуманисты Петрарка и Боккаччо. У Д. училось мастерству не одно поколение художников Возрождения.

Лит.: Алпатов М.В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. М., 1939; Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 1. М., 1956; Гуковский МЛ. Итальянское Возрождение. Л., 1990; Данилова И.Е. Джотто. М., 1969.

ДИАШ БАРТОЛОМЕУ

ДИАШ БАРТОЛОМЕУ (ок.1450-1500) - португ. мореплаватель. В 1487-1488 гг. возглавлял экспедицию из трех кораблей, направленную для исследования морских путей вдоль юж. побережья Африки. Д. первым обогнул афр. материк с юга, открыв путь из Атлантического в Индийский океан. Д. достиг 27° в.д., но под угрозой бунта экипажа кораблей вынужден был повернуть обратно. На обратном пути им был открыт мыс Игольный (юж. оконечность Африки) и мыс Доброй Надежды. Экспедиция обследовала более 2,5 тыс. км еще не известного европейцам афр. побережья. Результаты плавания Д. были использованы при подготовке экспедиции Васко да Гама, открывшей морской путь в Индию в обход Африки.

Лит.: Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий: В 5 т. Т. 1. М., 1982; Харт Г. Морской путь в Индию. М., 1959.

ДИНАР

ДИНАР (от лат. denarius - денарий) - старинная золотая монета, чеканившаяся в странах мусульманского Востока с VII в. и имевшая хождение в Зап. Европе.

ДИНАСТИЧЕСКИЙ БРАК

ДИНАСТИЧЕСКИЙ БРАК - брак, заключавшийся между членами монархич. династий, главным образом в полит, целях. Напр., брак Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского привел к возникновению единого исп. королевства.

ДИНАСТИЯ

ДИНАСТИЯ (от греч. dynasteia - господство) - ряд правителей одного рода (от общего предка), сменявших друг друга по праву родства.

ДИНАТЫ

ДИНАТЫ (от греч. dynatos - могущественные, сильные) - во все периоды истории Византии богатые и влиятельные высшие светские и церк. должностные лица, в руках которых сосредоточивалась власть, а также значительное земельное и движимое имущество. В период становления феод, отношений д. - лица, которые скупали за бесценок, а нередко и самовольно захватывали общинные земли, превращая бывших свободных крестьян-общинников в своих париков. Несмотря на законодательные ограничения, визант. государство не смогло приостановить процесс поглощения общинных земель.

ДИОНИСИЙ, ДЕНИ

ДИОНИСИЙ, ДЕНИ (V-VI вв.) - патрон Франции. По легенде, один из семи епископов, присланных обратить Галлию. Казнен в Париже. В 626 г. останки Д. были перенесены в монастырь Сен-Дени. В X в. ему приписали авторство «Ареопагитик» - свода философско-мистич. сочинений, в котором впервые произошло слияние библейско-иудейского и философско-эллинистического начал христианства. В лит. принято называть Д. Псевдо-Дионисием Ареопагитом.

ДИОНИСИЙ МАЛЫЙ

ДИОНИСИЙ МАЛЫЙ - Дени Малый

(первая пол. VI в.) - рим. аббат, основоположник летосчисления от рождества Христова (или от нач. н. э.). По поручению папы римского Иоанна I в 525 г. составлял пасхальные таблицы. Отказавшись от тогдашнего летосчисления, начинавшегося от первого года правления жестокого гонителя христиан рим. императора Диоклетиана, предложил новую систему счета годов. При этом Д.М. исходил из того, что Иисусу, когда он начинал свою проповеднич. деятельность, было ок. 30 лет (по Евангелию от Луки), что распят он был в канун иудейской пасхи при императоре Тиберии. Используя уже существовавшую методику исчислений дат пасхи (с учетом солнечного и лунного календарей), он установил, что воскресение Иисуса приходится на 25 марта 31 года от его рождества. В VIII-IX вв. летосчисление, введенное Д.М., широко распространилось в странах Зап. Европы, и вместе с его пасхальными таблицами использовалось в Средневековье католич. церковью.

Д.М. известен и как собиратель церковно-правовых документов (до Халкидонского собора 451 г.).

Лит.: Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1976; Климишин ИЛ. Календарь и хронология. М., 1990; Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

ДИОЦЕЗ

ДИОЦЕЗ - адм. округ в Рим. империи; в католич. церкви - адм. округ (в православной - епархия) во главе с епископом.

ДИСТРЕТТО

ДИСТРЕТТО - гор. округ в Италии в период Средневековья; включал земли, подчиненные городу, - метрополии, в том числе и др. города, в отличие от контадо. Нередко д. перерастали в города-государства, а затем в герцогства.

ДЙНО КОМПАНЬИ

ДЙНО КОМПАНЬИ (ок. 1260-1324) - ит. хронист, уроженец Флоренции, купец, избирался членом советов и комиссий флорентийской коммуны, приором (членом правительства), а в 1293 г. главой коммуны - гонфало-ньером справедливости. Автор «Хроники», в которой дает представление о полит, и воен. истории Флоренции XIII - нач. XIV в.

Лит.: Боткин Л.М. Хроника Дино Компаньи или притча Данте Алигъери? // СВ. 1960. Вып. 17.

ДОБИАШ-РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, ОЛЬГА АНТОНОВНА

ДОБИАШ-РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, ОЛЬГА АНТОНОВНА (1874-1939) - видный рус. сов. медиевист-исследователь и палеограф. Прошла школу рус. и фр. медиевистики. С 1895 г. училась на Санкт-Петербургских Высших жен. (Бестужевских) курсах, ученица И.М. Гревса; с 1908 г. работала в Сорбонне, в Парижской Школе Хартий, в Школе высших исследований под руководством фр. историков Ш. Ланглуа и Ф. Лота. В 1911 г. опубликовала науч. работу, посвященную деятельности фр. прихода XIII в., за которую ей была присвоена степень доктора Парижского ун-та. В 1914 г. издан рус. (расширенный) вариант этой работы «Церковное общество Франции XIII в. Ч. I. Приход», защищенной в качестве магистерской диссертации. Д.-Р.- первая в России женщин-магистр (1915) и доктор (1918) всеобщей истории. Вторая книга Д.-Р. - «Культ Св. Михаила в латинском средневековье V-XIII вв> (Пг., 1917) - защищена в качестве докторской диссертации. С 1918 г. она - профессор Петроградского (Ленинградского) унта, с 1929 г. - член-корреспондент АН СССР. С 1922 по 1939 г. в Отделе рукописей ГПБ им. Салтыкова-Щедрина возглавляла работу по изучению и публикации средневековых документов, лат. рукописей V-X вв., хранящихся в ГПБ, составила их науч. описание и печатный каталог. Д.-Р.- автор работ по истории духовной культуры Зап. Европы в средние века, лат. палеографии, средневековой агрикультуре, поэзии голиардов, крестовым походам, анализу средневековых рукописей и хроник X-XIII вв. Впервые ввела преподавание лат. палеографии и др. вспомогательных дисциплин.

Основные работы Д.-Р.: Церковное общество Франции XIII в. Пг., 1914; Культ Св. Михаила в латинском средневековье. Пг., 1917; Эпоха крестовых походов. Запад в крестоносном движении. Пг., 1918; История письма в средние века. Пг., 1923; Западные паломничества в средние века. Л., 1924; Крестом и мечом. Приключения Ричарда I Львиное Сердце. Л., 1925; Агрикультура в памятниках западного средневековья. М., 1936; Акты Кремоны X-XIII вв. в собрании АН СССР. Л., 1937; Культура западноевропейского средневековья. М., 1987.

Лит.: Люблинская АД. О.А. Добиаш-Рождественская как ученый // Ученые зап. ЛГУ. Серия ист. наук. 1941. Вып. 12; Люблинская АД. О.А. Добиаш-Рождественская как историк // СВ. 1942. Вып. 1.

ДОЖ

ДОЖ (от лат. dux - вождь, предводитель).

1) Глава Венецианской республики в конце VII-XVIII в. (избирался пожизненно).

2) Глава Генуэзской республики в XIV-XVIII вв. (избирался на срок).

ДОКТОР ЦЕРКВИ

ДОКТОР ЦЕРКВИ - учитель церкви - титул, дававшийся в средние века и позднее папой некоторым богословам за особые заслуги перед церковью и святость. Напр., в 1295 г. д.ц. были признаны Григорий I Великий, Амвросий Медиоланский, Августин и Иероним.

ДОЛЬЧИНО

ДОЛЬЧИНО (? - 1307) - вождь крестьянско-плебейского восстания 1304-1307 гг. в Сев. Италии. Бывший послушник францисканского монастыря. Д., бежав оттуда, стал апостоликом, странствующим проповедником. Будучи учеником Сегарелли вел активную пропаганду его учения.

С 1300 г. Д. - преемник Сегарелли в секте апостоликов, сторонник физич. уничтожения папы, духовенства, монахов и богатых людей. Проповедовал аскетизм, общность имущества и социальное равенство, предвещал наступление тысячелетнего царства Божия на земле. Монархич. иллюзии Д. - ставка в борьбе с папством на сицилийского короля Фридриха Арагонского. В конце 1304 г. крестьянско-плебейская ересь переросла в вооруженное восстание в долине р. Сезия (предгорье Пьемонта, Северо-Зап. Италия). Осенью 1306 г. рим. папа объявил крестовый поход против еретиков. В марте 1307 г. восстание было подавлено, Д. казнен.

Лит.: История Италии. Т. 1. М., 1970; Самаркин В.В. Восстание Дольчино. М, 1971; Сказкин СД. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. М., 1981; Сушкевич Л.П. Восстание под руководством Дольчйно // И живы памятью столетий. Мн., 1987.

ДОМЕН

ДОМЕН (от лат. dominium - владение) - совокупность наследственных земельных владений феодала в странах Зап. Европы. Напр., д. королевский - это наследственное земельное владение короля. В него входили города, замки, леса, луга в разных частях страны. Королев, д. пополнялся за счет конфискаций, покупки земли, браков (напр., фр. король Людовик VII расширил свой д. за счет брака с Алиенор Аквитанской) и т.д. Королев, д. служил основным источником существования короля и его двора. Сеньориальный д. - это часть поместья (вотчины) феодала, на которой он вел собственное (домениальное) хозяйство, используя труд зависимых крестьян.

ДОМИНИКАНЦЫ

ДОМИНИКАНЦЫ - члены нищенствующего монашеского ордена, основанного в 1216 г. Домиником Гусманом. «Форменной» одеждой д. был черный плащ с капюшоном. Главной целью ордена была борьба с ересями. Для того чтобы полемизировать с еретиками, д. получали серьезное богослов, образование. В каждом монастыре действовала богослов, школа, а в Болонье, Монпелье, Кёльне и Оксфорде д. создали свои высшие школы. Д. заняли все богослов, кафедры в ун-тах Зап. Европы. Из их среды вышло немало известных богословов Средневековья (напр., Фома Аквинский). В 1232 г. д. была передана инквизиция, что резко повысило роль ордена в католич. церкви. Д. стали официальными цензорами правоверия, получили в руки мощное орудие борьбы с еретиками, противниками папства. Одним из важных направлений деятельности д. было миссионерство - они добирались даже до Монголии и Китая.

Главой ордена был избираемый генерал. Ежегодно (затем раз в два года) собирался генеральный капитул д. (поочередно в Болонье и в Париже). Монастыри д. объединялись в провинции во главе с провинциалами.

В 1219 г. был создан жен. доминиканский орден. В него могли вступать женщины только из семей феодалов. Доминик создал и третий орден - «Рыцарства Христова», в котором состояли светские люди, соблюдавшие монашеские обеты.

Лит.: Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992; Katolicyzm starozytny. Warszawa, 1977.

ДОМИНИК ГУСМАН

ДОМИНИК ГУСМАН - Доменико де Гусман

(1170-1221) - исп. монах, основатель доминиканского ордена. В нач. XIII в. вместе со своим аббатом был послан в Лангедок для борьбы с ересью альбигойцев. Диспуты с альбигойцами убедили его в необходимости создать для борьбы с еретиками монашеский орден, члены которого имели бы глубокую богослов, подготовку и могли бы воздействовать на верующих как силой проповеди, так и примером личной жизни по образцу апостольской. В 1215 г. Д. Г. прибыл на IV Латеранский собор, где рассчитывал получить согласие папы на утверждение своего ордена. Папа Иннокентий III поддержал инициативу Д.Г., но орден утвердить не смог, так как собор принял постановление, запрещавшее создание новых орденов. Чтобы обойти соборное решение, папа посоветовал Д. Г. использовать один из уже действующих монашеских уставов. Д. Г. положил в основу устава своего ордена «устав Августина». В 1216 г. созданный им орден был утвержден папой Гонорием III. Первый орденский монастырь был основан Д. Г. возле Тулузы. Д. Г. вместе с монахами своего ордена вел активную борьбу с альбигойцами, и не только проповедями, но и призывами к вождям крестоносцев уничтожать еретиков физически. После смерти Д. Г. был канонизирован (в 1234 г.).

Лит.: Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992.

ДОНАТЕЛЛО

ДОНАТЕЛЛО (собств. Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (ок 1386-1466) - ит. скульптор, представитель Раннего Возрождения. Родился во Флоренции в семье чесальщика шерсти. Между 1404 и 1407 г. работал помощником в мастерской Гиберти, в 1406 г. получил первый самостоятельный заказ. Ранние работы: статуи «Давида» (1408- 1409), «Иоанна Евангелиста» (1412- 1415) для украшения флорентийского собора.

Д. стоял во главе мастеров, положивших начало расцвету Возрождения. Художник-новатор, он порвал с традициями треченто и выступил за обновление худож. средств скульптуры: первым разработал проблему устойчивой постановки фигуры, передал цельность тела, его массу. Возродил изображение наготы в статуарной пластике («Давид»; 1430-1433), положил начало скульптурному портрету, отлил первый бронзовый памятник Возрождения - конную статую кондотьера Эразмо де Нарни (итальянцы прозвали его «Гаттамелатой», т.е. «Хитрой Кошкой») (1447-1453).

Последние годы жизни Д. провел во Флоренции в состоянии душевного кризиса: его мучили мрачные и тревожные настроения, ожидание старости и смерти. В эти годы он создал «Юдифь и Олоферна» (ок.1456-1457), статую «Марии Магдалины» (1450-е гг.) и некоторые др. работы.

Лит.: Либман МЯ. Донателло. М., 1962.

ДОНАТОР

ДОНАТОР (лат. donator - даритель).

1) Покровитель строительства храма, заказчик (произведения живописи), даритель.

2) Изображение строителя храма (с моделью здания в руках) или заказчика картины. Такие изображения постоянно встречаются в средневековых произведениях искусства.

ДОНЖОН

ДОНЖОН - см. Замок.

ДОН ЖУАН

ДОН ЖУАН - Дон Хуан

образ рыцаря - дерзкого обольстителя женщин, непостоянного в любви искателя чувственных наслаждений, созданный исп. средневековой легендой. Во многом Д.Ж. - лицо историческое: в списке рыцарей Ордена Подвязки и ряде хроник упоминается некто Дон Хуан Тенорио, придворный кастильского короля Педро Жестокого (XIV в.), который на протяжении долгого времени безнаказанно соблазнял женщин и однажды убил командора Ордена, попытавшегося защитить честь дочери. После этого монахи-францисканцы заманили его в монастырский сад и убили, распространив слух о том, что он был уничтожен (низвергнут в ад) оскорбленной им статуей командора. Предания о мести оскорбленных мертвецов существовали и у др. народов Европы.

Образ Д.Ж. оказался весьма типичным, не зря в дальнейшем (в период Нового времени и вплоть до XX в.) на тему легенды писали многие западноевропейские (Мольер, Байрон, Моцарт) и славянские (А.С. Пушкин, А. К. Толстой, А. Блок, Леся Украинка) авторы. В определенной степени образ Д.Ж. был порожден временем - эпохой начавшегося в соседней Италии Возрождения и гуманистич. стилем мышления с его протестом против церк. аскетизма, христиан, идеи греховности и прославлением всего земного.

ДОСПЕХИ

ДОСПЕХИ - защитное боевое снаряжение, в состав которого входили шлем, щит, латы, кольчуга и т. д. (См. Рыцарские доспехи).

ДОФИН

ДОФИН - наследник престола во Франции, старший сын короля. Титул д. носил владетель Дофине.

ДОФИНЕ

ДОФИНЕ - область во Франции, на границе с Италией, в долине р. Роны. Входила в состав Бургундского королевства, потом стала частью Священной Рим. империи. В 1343 г. приобретена за деньги фр. королем Филиппом VI Валуа.

ДРАКАР

ДРАКАР - парусное судно викингов.

ДУКАТ

ДУКАТ - старинная, первоначально серебряная, позже высокопробная золотая монета, впервые пущенная в обращение в Венеции в 1140 г. и получившая впоследствии распространение во всей Зап. Европе. Д. содержал 3,4-3,5 г чистого золота. Позднее чеканился во многих европ. странах (иногда под названием «цехина» или «флорина»).

ДУРНЫЕ ОБЫЧАИ

ДУРНЫЕ ОБЫЧАИ - общее название ряда феод. повинностей в Арагоне, известных с XI в.: интестия (право сеньора на имущество крестьянина, умершего без завещания), экзоркия (право сеньора на имущество держателя, не имеющего прямого наследника), кугусия (право сеньора на часть имущества крестьянина, жена которого была уличена в прелюбодеянии), арсина (право сеньора на имущество крестьянина, по вине которого в усадьбе сеньора произошел пожар).

ДУХОВЕНСТВО

ДУХОВЕНСТВО - совокупность всех служителей церкви. Церковь как организация основывается на делении всех верующих на руководство (д.) и рядовых верующих (мирян, паству). В первоначальном христианстве д. не было, первые христиан, общины имели демократич. устройство. Церк. организация окончательно сложилась на протяжении II-III вв. Только д. могло совершать обряды и богослужения, распоряжаться материальными средствами церкви. Д. было высшей инстанцией в вопросах веры, только оно определяло, что соответствует вере, а что является ересью. Д. имеет иерархич. структуру. Еще в античности выделились три высших ступени: епископ, пресвитер, дьякон, требующие при вступлении в них особого обряда рукоположения. Епископскими являются должности архиепископов, митрополитов, пап, патриархов. Низшее д. (их называют церковнослужителями в отличие от священнослужителей) составили пономари, псаломщики, аколиты, экзорцисты и др. Уже в средние века различали белое и черное д. Черное д. - это монахи, рукоположенные в священнослужители, удалившиеся от мира в свои монастыри; белое д. обслуживало религ. потребности мирян, не давая монашеских обетов. Ведущую роль в католич. и православной церквах играет епископат. Церк. соборы созывались для епископата, который и решал важнейшие вопросы жизни церкви. В средние века д. составляло особое привилегированное сословие - первое в Зап. Европе. Однако существовала колоссальная разница в материальном и общественном положении между высшим д. городов и сельскими приходскими священниками. По ряду подсчетов, в сер. XIV в. в Зап. Европе д. и монахи составляли 1,5% населения. В ряде городов они составляли большинство.

Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994; Федосик В А. Киприан и античное христианство. Мн., 1991.

ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ

ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ - объединения вооруженных рыцарей-монахов, создававшиеся для борьбы с иноверцами. Первые д.-р.о. возникли во времена господства крестоносцев в Палестине. Они вели свое начало от госпитальных братств, члены которых ухаживали за больными паломниками, давали приют пилигримам. Наиболее крупными из возникших на Ближнем Востоке д.-р.о. были ордены тамплиеров, иоаннитов (госпитальеров), тевтонов (см. Тевтонский орден). Несколько д.-р.о. было создано на Пиренейском п-ове в ходе Реконкисты (Алькантара, Калатрава, св. Якова Компостелийского - с сер. XIII в.). В Вост. Прибалтике в 1202 г. возник орден меченосцев.

Рыцари-монахи давали три традиционных монашеских обета (целомудрия, послушания, бедности), добавляя к ним обет борьбы с неверными. В отличие от остальных монахов члены д.-р.о. не соблюдали длительных постов, употребляли в пищу мясо, главным их занятием была война и подготовка к войне. Структура д.-р.о. была иерархичной. Главный слой в них составляли братья-рыцари, кроме них были еще братья-оруженосцы и капелланы. Д.-р.о. возглавлялись избираемыми пожизненно великими магистрами, обладавшими монархич. властью. При них обычно находился совет из дигнитариев (др. высших должностных лиц в орденах). Периодически созывались генеральные капитулы братьев-рыцарей. Наиболее крупные д.-р.о. разделяли территории, где они имели свои монастыри, на провинции. Д.-р.о. подчинялись только папе римскому, они освобождались из-под юрисдикции местных светских и церк. властей.

Д.-р.о. были мощным орудием в руках папства. Им принадлежала одна из главных ролей в крестовых походах. Многие д.-р.о. получили или захватили много земель в Европе и на Ближнем Востоке, обрели громадные богатства. Тамплиеры были крупнейшими финансистами средневековой Европы. Иоанниты и тевтоны создали свои государства - первые вначале на Родосе, а затем на Мальте, вторые в Вост. Прибалтике.

ДУЧЕНТО

ДУЧЕНТО (ит. ducento - двести) - ит. название XIII в., которое в истории культуры и искусства используется для обозначения определенного периода в развитии ит. искусства Возрождения. Д. - начало Проторенессанса.

Д., как и треченто, сыграло большую роль в развитии ит. искусства. В это переходное время был подготовлен будущий подъем ренессансно-го искусства, зародился особый интерес к античности, человека стали воспринимать как сознательную и мыслящую личность. В период д. темпы развития архитектуры, живописи и скульптуры не совпадали. Ранее всего искусство д. проявилось в скульптуре, а именно в творчестве Никколо Пизано и его ученика Арнольфо ди Камбио. Однако ведущим видом изобразительного искусства д. была архитектура.

ДЮБУА ПЬЕР

ДЮБУА ПЬЕР (XIII-XIV вв.) - фр. публицист и законовед. Публицистич. деятельность Д. приходится на период с 1300 по 1313 г. - годы формирования во Франции сословной монархии, победы королев, власти над папством (в лице Бонифация VIII), разгрома ордена тамплиеров. В 1306- 1307 гг. Д. написал трактат «Об отвоевании святой земли», в котором отстаивал независимость королев, власти от папства, ратовал за укрепление феодализма, выдвигал мысль об идеологич. экспансии на Восток, рассматривал христианство и европ. цивилизацию как средства создания всемирной империи. Его интересовал Восток, так как он видел серьезные выгоды от торговли с ним. Важнейшим путем укрепления позиций европейцев на Востоке Д. считал христианизацию населения будущих вост. владений и приобщение его к европ. культуре. Именно этим мотивировалась идея крестовых походов.

Д. предложил свою реформу образования, которая была тесно связана с его внешнеполит. программой - с экспансией на Восток. Именно поэтому в его программе значит, место занимало изучение вост. языков. Д. высоко ценил практич. знания и настаивал на включении в число предметов 2-й ступени обучения (наряду с вост. языками и логикой) медицины, хирургии и ветеринарии. Проявлял интерес к математике, советовал включить в программу новых школ труд Роджера Бэкона «О пользе математики». В философии Д. высоко ценил аверроиста Сигера Брабантского, лекции которого слушал в Париже, и сравнивал его с Фомой Аквинским. Включил в программу образования работы того и другого, не вдаваясь в детали различий их фи-лос. взглядов.

Д. предлагал расширять миссионерство за счет вовлечения в него женщин, которым он предлагал давать такое же образование, как и мужчинам, только несколько облегченное. Образованные женщины могли стать врачами, ветеринарами, миссионерами; красивые и знатные - выходить замуж за вост. правителей, способствуя обращению их в христианство. При помощи новых школ (две или более для мальчиков и столько же для девочек), основанных в местах расположения монастырей госпитальеров и тамплиеров (а также в жен. монастырях), Д. предлагал удовлетворять потребности государства в разного рода специалистах - переводчиках, врачах, юристах, проповедниках, должностных лицах.

ДЮГЕКЛЕН, БЕРТРАН

ДЮГЕКЛЕН, БЕРТРАН (1344-1380) - фр. полководец времен Столетней войны, коннетабль при Карле V. Происходил из рыцарской семьи, родом из Бретани. Обладал полководческим талантом, использовал неординарную воен. тактику: отказавшись от крупных сражений, он нападал на англ. войска на марше, практиковал внезапные захваты городов силами войск и горожан. В результате успешных действий Д. к сер. 70-х гг. была освобождена от англичан почти вся территория Франции, за исключением Кале, Бордо, Байонна, Бреста и Шербура.

ДЮРЕР АЛЬБРЕХТ

ДЮРЕР АЛЬБРЕХТ (1471-1528) - великий нем. живописец и график, основоположник искусства нем. Возрождения. Впервые в Германии воплотил в себе тип художника-ученого, характерный для Возрождения. Д. пробовал свои силы в архитектуре, теоретич. фортификации, интересовался математикой, естественными и гуманитарными науками. Родился в Нюрнберге в семье золотых дел мастера, выходца из Венгрии. Обучался у отца ювелирному делу, затем живописи у известного нюрнбергского художника Михаэля Вольгемута, в мастерской которого провел три года (1486-1489). Затем странствовал по городам Германии, чтобы познакомиться с творчеством др. художников и поработать у разных мастеров. В 1492 г. прибыл в Кольмар с желанием поработать у гравера и живописца Мартина Шонгауэра, но не застал его в живых. Однако он имел возможность видеть его гравюры и доски и детально изучить новую для него технику классич. резцовой гравюры на меди. Некоторое время жил в Страсбурге и Базеле, в последнем принял участие в иллюстрировании книг и сделал (в числе прочих) рисунки для соч. Себастьяна Бранта «Корабль дураков» (1494). В этом же году возвратился в Нюрнберг и женился на дочери бюргера Агнессе Фрей. Годы странствий завершились поездкой в Италию (1494-1495). Вероятно, был в Венеции, Падуе, Милане. Возвратившись в Нюрнберг, открыл свою мастерскую.

Творчество Д. открыло период подъема нем. искусства и во многом определило пути его дальнейшего развития. Его деятельность совпала с периодом гуманизма и подготовкой (а затем и проведением) Реформации в Германии.

Д. был первым нем. художником, кто стал работать одновременно в обоих видах гравюры - на дереве и на меди. Необычайной выразительности он достиг в гравюре на дереве, реформировав традиционную манеру работы и использовав приемы работы, сложившиеся в гравюре на металле. В конце 90-х гг. Д. создал ряд превосходных ксилографии, в том числе один из своих шедевров - серию гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498). Одним из первых европ. художников Д. стал изображать самого себя. Первый автопортрет он сделал в 13 лет; лучшим считается автопортрет, написанный в 1500 г., на котором художник осмелился придать своему облику сходство с изображением Христа.

После появления в Нюрнберге (1500) ит. художника Якопо де Барбари, поразившего воображение Д. композициями, построенными на основе изучения системы пропорций, он увлекся теоретич. проблемами. Эти творч. искания нашли завершение во второй поездке в Италию (1505- 1507), где по заказу нем. купцов Д. написал картину «Праздник четок». Сюжет картины связан с мистич. практикой монахов-доминиканцев читать молитвы при помощи четок.

В 1513-1514 гг. Д. создал три графич. листа (они вошли в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»): «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Эти гравюры знаменовали не только высший творч. подъем Д., но и явились его своеобразной исповедью. В 1520-1521 гг. Д., чтобы получить от нового императора Карла V подтверждение дарованной ему Максимилианом I пожизненной пенсии, предпринял поездку в Нидерланды; посетил Антверпен, Брюссель, Брюгге, Гент. В последний период творчества (1521-1528) Д. создал ряд живописных портретов и большое количество портретных гравюр своих выдающихся современников: гуманистов, писателей, деятелей Реформации (Вилибальд Пиркгеймер, Эразм Роттердамский, Филипп Меланхтон и др.). Одна из немногих картин Д. тех лет - диптих «Четыре апостола» (1526).

Д. написал несколько теоретич. трудов: «Руководство к измерению» (1525), книгу о фортификации «Наставление к укреплению городов» (1527), большой трактат, труд всей его жизни - «Четыре книги о пропорциях» (1528).

Лит.: Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. Т. 1-2. М.; Л., 1957; Либман МЯ. Дюрер. М., 1957; Либман МЯ. Дюрер и его эпоха. М., 1972; Мастера искусства об искусстве. Эпоха Возрождения. Т. 2 / Под редакцией А.А. Губера, В.Н. Гращенкова. М., 1966; Нессельштраус ЦТ. Альбрехт Дюрер. М.; Л., 1961; Нессельштраус ЦТ. Рисунки Дюрера. М., 1966.

Предыдущая страница Следующая страница