Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "И"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И"

ИБН МАДЖИД АХМЕД

ИБН МАДЖИД АХМЕД (XV в.) - араб, мореплаватель, автор выдающихся для своего времени работ по навигации. Родился в Омане, потомственный мореход. На основе собственного опыта, а также опыта предшествовавших араб, и др. азиатских мореплавателей составил «Собрание итогов о главных принципах знания о морях» (1462) и «Книгу польз об основах и правилах морской науки» (закончена в 1490 г.). В них излагались сведения о побережье, островах, морских путях Индийского океана, а также частично Тихого океана (Южно-Китайское море, о-ва Индонезии). И.М.А. описал примерно половину Красного моря, вост. побережье Африки до 24° ю. ш., о-в Мадагаскар. Им даны подробные описания южно-аравийского побережья, Персидского залива. Важное значение имели приводимые И.М.А. сведения о юго-вост. побережье Индии. Он оставил описание Цейлона (Шри-Ланки), изложил сведения о Мальдивских и Андаманских о-вах, о побережье Бирмы, о п-ове Малакка. Ему были известны ряд индонезийских о-вов (Ява, Сула-веси, Суматра и др.). Конечно, в сведениях И.М.А. есть и немало ошибок (напр., в размерах о-ва Мадагаскар, ряда индонезийских о-вов, в форме п-ова Малакка и т.д.). Помимо описаний суши и морей И.М.А. в своих трудах приводит ряд морских и океанских маршрутов, описывает режимы ветров в различных регионах, дает приметы, свидетельствующие о близости земли, и т.д.

В 1497-1498 гг. И.М.А. был лоцманом экспедиции Васко да Гамы, в ходе которой европейцы впервые открыли морской путь в Индию. Его деятельность сыграла огромную роль в этом великом открытии европейцев.

Лит.: Харт Г. Морской путь в Индию. М., 1959; Шумовский ТА. Арабы и море. М., 1964.

ИБН РУШД

ИБН РУШД (латинизир. Аверроэс) (1126-1198) - араб, философ, врач, правовед. Родился в Кордове, жил в Андалусии и Марокко. Занимал должность судьи (кади) в Севилье (с 1169 г.) и в Кордове (с 1171 г.). Представитель школы арабоязычной философии, поклонник Аристотеля, завершил развитие арабоязычного перипатетизма (см. Перипатетики). Вернул в Зап. Европу Аристотеля, труды которого были почти неизвестны средневековым философам. Большинство фил ос. сочинений И.Р. представляли собой свободные комментарии произведений Аристотеля, где авторский и комментаторский тексты не разделялись. Развивал рационалистич. и материалистич. стороны учения Аристотеля, что оказало влияние на развитие средневековой философии. Положил начало аверроизму. Создал оригинальную филос. систему. В филос. трактате «Опровержение опровержения» отверг нападки теологов на философию, отстаивал права разума в познании, утверждал вечность и материальность мира, его бесконечность во времени, безначальность первоматерии. Считал, что время существует и доступно измерению благодаря движению. Отрицал бессмертие индивидуальной человеч. души. Создал учение о «двойственной истине», по которому религ. догматы и филос. положения имеют свои критерии истины.

Лит.: Ибн Рушд. Опровержение опровержения (фрагменты) // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961; Ренан Э. Аверроэс и аверроизм // Ренан Э. Собр. соч. Т. 8. Киев, 1902; Лей Т. Очерк истории средневекового материализма. М., 1962; История философии. Т. 1. М., 1940; История философии. Т. 1. М., 1957; Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979; Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957.

ИДАЛЬГО

ИДАЛЬГО (исп. hijo d'algo - сын имеющего нечто) - с XII в. общее название рыцарей в Испании.

ИЕРАРХИЯ

ИЕРАРХИЯ (от греч. hieros - священный и arche - власть).

1) По христиан, представлениям - порядок расположения ангелов разного чина.

2) Лестница соподчиненных церк. или светских должностей.

ИЕРОНИМ ПРАЖСКИЙ

ИЕРОНИМ ПРАЖСКИЙ (ок. 1371 - 1416) - чеш реформатор, ученый, друг и сподвижник Яна Гуса. Сын мелкого чеш. рыцаря. После окончания Пражского ун-та завершил образование в Оксфорде, где воспринял идеи англ. реформатора Дж. Виклифа и привез его сочинения по возвращении в Чехию. В 1404 г. И.П. получил степень магистра и разрешение читать лекции в ун-тах Парижа, Гейдельберга и Кёльна (1405-1406). После возвращения в 1407 г. в Чехию включился в борьбу против немецко-католич. духовенства. В своих проповедях и выступлениях на диспутах обличал злоупотребления католич. духовенства, требовал конфискации церк. земель. Боролся против нем. засилья в Чехии, в частности, активно участвовал в борьбе за утверждение законных прав чехов в Пражском ун-те.

В 1412 г. вместе с Яном Гусом И.П. выступил против продажи индульгенций, но вынужден был покинуть Прагу и в конце 1412 -1413 г. совершил путешествие в Польшу, Литву и Рус. государство. Посетил города Краков, Витебск, Псков и везде распространял идеи чеш. Реформации. Узнав об аресте Яна Гуса, отправился в Констанц, но был схвачен и заключен в тюрьму. Телесные страдания подорвали его стойкость, и под нажимом собора И.П. отказался от своих взглядов и признал еретическими сочинения Виклифа и Гуса. Но это была временная слабость. На очередном заседании собора, где от него потребовали подтвердить отречение, И.П. отказался сделать это, заявив, что готов умереть за свои убеждения, и отстаивал правильность воззрений Виклифа и Гуса. Был осужден как еретик на церк. соборе в Констанце и 30 мая 1416 г. сожжен.

Лит.: Лившиц Г.М. Реформационное движение в Чехии и Германии. Мн., 1978; Озолин А.И. Из истории гуситского революционного движения. Саратов, 1962; Руколь Б.М. Письмо Поджио Браччиолини к Леонардо Аретинскому и рассказ Младеновица как источники об Иерониме Пражском // Ученые зап. Ин-та славяноведения. Т. 3. М., 1951.

ИЗАБЕЛЛА КАСТИЛЬСКАЯ

ИЗАБЕЛЛА КАСТИЛЬСКАЯ (1451- 1504) - королева Кастилии с 1474 г., дочь короля Хуана II. Получила воспитание вдали от двора своего царствующего брата Генриха IV. Отличалась религиозностью и красотой; слухи о ее высоких добродетелях собирали толпы поклонников. В 1469 г. инфанта И.К. - единственная наследница Кастилии - вышла замуж за наследника Арагона принца Фердинанда Арагонского. Династический брак И.К. и Фердинанда привел в 1479 г. (после смерти короля Арагона Хуана II и короля Кастилии Генриха IV) к Каста л ьско-Арагонской унии и объединению Касталии и Арагона в одно королевство - Испанию. И.К. принесла много пользы Испании: укрепила абсолютизм, нравственность двора, в годы ее правления была завоевана Гранада (1492), открыта Америка Христофором Колумбом (1492). Опираясь на исп. города и католич. церковь, боролась с высшей знатью, лишила ее прежней полит, самостоятельности (при И.К. и Фердинанде была проведена конфискация земель, запрещены частные войны между феодалами, разрушены их замки, у них было отнято право чеканить монету). В годы правления И.К. в Испании появилась инквизиция (1481), которая при поддержке И.К. и Фердинанда (прозванных католич. королями) преследовала еретиков, мавров, маронов, морисков. При И.К. Испанию покинула большая часть евреев и арабов, а оставшихся католич. короли вынуждали принимать христианство.

Лит.: Алътамира-и-Кревеа Р. История Испании. Т. 1. М., 1951.; Бовуар Симона де. Жизнь женщины. СПб., 1997.

ИЗДОЛЬЩИНА

ИЗДОЛЬЩИНА - вид краткосрочной полуфеод, мелкокрестьянской аренды земли. Была распространена в Сев. и Сред. Италии и во Франции в XIV- XV вв.- там, где крестьянство было уже лично-свободным (с XIII в.). Арендная плата при и. уплачивалась собственнику земли долей урожая - 1/2 (см. Испольщина), 1/3, 1/4. Земледелец в организации хозяйства не участвовал.

ИКОНОБОРЧЕСТВО

ИКОНОБОРЧЕСТВО - социально-полит, и религ. движение в Византии в VIII- первой пол. IX в. Прежде всего было борьбой военно-землевладельч. фемной знати (положение которой значительно укрепилось в связи с воен. успехами Византии) и части торгово-ремесленных кругов Константинополя за ограничение могущества церкви и монашества, за секуляризацию монастырских земель и раздачу их военным.

Стремление императоров поднять престиж центр, власти и ослабить влияние вышедших из-под контроля церк. иерархов и монашества вылилось в форму идеологич. борьбы против почитания икон. Культ икон, мощей, церк. реликвий был в руках церкви мощным орудием воздействия на население и приносил большие доходы церкви и монастырям.

Иконоборческое движение возглавили сами императоры Исаврийской династии, выражавшие интересы военно-служилой знати. В 726 г. император Лев III Исавр открыто выступил против почитания икон. Идеи и. нашли поддержку среди части народных масс, недовольных ростом монастырского землевладения. Оплотом и. стали вост. провинции империи, Малая Азия и Армения. На стороне иконопочитателей объединилось высшее духовенство и монашество, гор. сановная знать, верхушка константинопольских торгово-ремесленных кругов, обеспокоенных усилением воен. сословия. С особой силой развернулась полит, и идейная борьба при императоре Константине V, который начал проводить конфискацию церк. сокровищ и секуляризацию монастырских земель и передавать их в виде пожалований военно-служилой знати.

Кульминацией борьбы стал церк. собор 754 г., запретивший почитание икон как в храмах, так и в частных домах. Иконопочитание объявлялось «эллинской» ересью, а его защитники предавались анафеме.

В последней четв. VIII в. основные цели были достигнуты: материальное положение оппозиционного духовенства было подорвано, его сокровища и часть земель конфискованы, иконы и мощи уничтожены, многие монастыри закрыты, подверглись разгрому крупные центры сепаратизма. Решена была и вторая задача иконоборцев - отныне фемная знать подчинялась престолу. Иконоборческая политика ко второй четв. IX в. утратила свою остроту. В 843 г. иконопочитание было восстановлено.

Лит.: Липшиц Е.Э. Очерки истории византийского общества и культуры. VIII - первая половина IX в. М.; Л., 1961.

ИЛЛЮМИНАЦИЯ

ИЛЛЮМИНАЦИЯ - см. Иллюстрация, Миниатюра.

ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ

ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ (от лат. illuminо - освещаю, делаю ярким, украшаю) - процесс выполнения цветных миниатюр (иллюминация) и орнаментации в средневековых рукописных книгах.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение) - худож. произведение небольшого размера в средневековых рукописных книгах, выполненное и раскрашенное от руки. У каждого мастера были свои секреты изготовления краски и клея, заимствованные из рецептов визант. и вост. мастеров. Прежде чем накладывать краски на пергамент, их смешивали с яичным белком. Синюю получали из индиго, из цветков василька, а также из минерала лазурита; красную - из плюща, но особенно ценили киноварь и сурик, который получали при нагревании свинцовых белил; зеленую - из малахитовой зелени, желтую - из отвара корней и стеблей шафрана, коричневую - из отвара ольхи, луковичной шелухи. Получали и искусственные краски: «золотую» - из порошка меди и цинка, «серебряную» - из смеси олова и цинка. «Золотые» участки миниатюр полировали до блеска зубом кабана.

ИЛЬ-ДЕ-ФРАНС

ИЛЬ-ДЕ-ФРАНС - область во Франции между Парижем и Орлеаном, домен Капетингов до нач. XII в. Центр И.-де-Ф. - Париж.

ИММУНИТЕТ

ИММУНИТЕТ (от лат. immunitas - неприкосновенность, освобождение, избавление от чего-либо) - право феодала осуществлять в своих владениях некоторые присущие центр, власти функции (суд, сбор налогов и ополчения и др.). Получил распространение во Франкском государстве. Предоставлялся королев, иммунитетной грамотой, запрещавшей доступ королев, чиновников во владения феодала - обладателя и. Получить и. могли крупные сеньоры и высшее духовенство. И. способствовал установлению раздробленности; в период классического Средневековья означал экономич. и полит, независимость поместья. К и. чаще всего прибегали в Х-ХII вв.

ИМПЕРСКИЕ ГОРОДА

ИМПЕРСКИЕ ГОРОДА - города в средневековой Германии, подчиненные непосредственно императору. С XIII в. имели широкие права самоуправления, почти полную полит, самостоятельность. В дальнейшем получили название «вольных городов».

ИМПЕРСКИЕ РЫЦАРИ

ИМПЕРСКИЕ РЫЦАРИ - мелкие и средние феодалы преимущественно юж. и зап. областей Германии, имевшие лены непосредственно от императора. И.р. в основном были выходцами из министериалов. Представительства в рейхстаге не имели.

ИНВЕСТИТУРА

ИНВЕСТИТУРА (от лат. investio - облачение).

1) И. светская - символич. акт, церемония введения вассала во владение феодом посредством вручения вассалу предмета (кольцо, посох, перчатки, знамя, горсть земли, даже пучок соломы), который символизировал недвижимое имущество или право на него.

2) И. церковная - назначение и церемония введения епископа или аббата в должность. Сопровождалась двумя актами: вручением посоха и кольца, символизирующих духовную власть, и передачей земельного владения (церк. бенефиция) и скипетра - символа светской власти. До конца XI в. право церк. и. фактически принадлежало светской власти (императору или королю). В конце XI в. с притязаниями на исключительное право церковной и. выступило папство. Результат этой борьбы - Вормсский конкордат 1122 г.

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (лат. indulgentia - милость, прощение) - в католич. церкви полное или частичное отпущение грехов, которое оформлялось в виде

ИНИЦИАЛ

ИНИЦИАЛ (от лат. initium - начало) - первая, заглавная буква в начале текста или главы средневековой рукописной книги. Впервые использовался в позднеант. рукописях. И. был укрупненного размера, часто украшался орнаментом с геометрическими, растительными, зооморфными элементами или с фигурным изображением. И. мог быть помещен на фоне небольшой иллюстрации (миниатюры) или внутри буквы. И. был заглавной буквой и в первых печатных книгах. В XII в. для и. использовали в основном красную, зеленую и голубую краски.

ИНКВИЗИЦИЯ

ИНКВИЗИЦИЯ (от лат. inquisitio - розыск, расследование) - специальные трибуналы католич. церкви, созданные для борьбы с еретиками. Церковь и светские власти преследовали еретиков в христ. государствах Европы и до создания и. Главная роль в этом отводилась епископам. Еще в 1215 г. Латеранский собор обязал всех епископов (под угрозой лишения должности) активно выявлять и карать еретиков, светские правители должны были оказывать церкви содействие в этом (в противном случае их ожидала анафема и освобождение вассалов от присяги верности им). После разгрома ересей катаров и вальденсов в ходе альбигойских войн папство сочло необходимым прибегнуть к чрезвычайным мерам в борьбе с ересями. В результате была создана и. - орган, деятельность которого выходила за рамки традиционного церк. права. В 1233 г. папа Григорий IX поручил ведение и. монашескому ордену доминиканцев. Инквизиторы назначались рим. папами и подчинялись только им.

Для разыскания еретиков и. широко использовала доносительство, причем доносчику достаточно было высказать лишь подозрение в правоверии обвиняемого им человека. Следствие было тайным, для него не существовало каких-либо ограничительных сроков. Улики добывались как путем казуистически построенного допроса, так и применением пыток, в том числе и самых чудовищных. Если обвиняемый добровольно признавался в еретич. взглядах, его отпускали, наложив суровую епитимью. При этом имущество раскаявшегося, как правило, подлежало конфискации. Упорствовавшие приговаривались к позорным публичным наказаниям, заключению в тюрьмах, каторжным работам. Тот же, кто, несмотря на пытки, отказывался признать неправоту своих воззрений и действий с точки зрения учения церкви, либо еретики, повторно угодившие в застенки, отлучались от церкви и передавались в руки светских властей. Обычно это означало смертную казнь такого отлученного через сожжение на костре (аутодафе).

Наибольшего размаха деятельность и. достигла в Испании, где она была подчинена королев, власти. Жертвами и. стали миллионы людей, среди которых были и еретики, противники папства, и свободомыслящие деятели науки и культуры. Немало невинных людей пострадало из-за массовых доносов, вызванных личной неприязнью недоброжелателей, корыстными интересами доносчиков.

Лит.: Григулевич И.Р. Инквизиция. М., 1976; Ли Ч. История инквизиции в средние века. Т. 1-2. СПб., 1911.

ИНКУНАБУЛЫ

ИНКУНАБУЛЫ (лат. incunabula - колыбель) - все книги, изданные в Европе со времени изобретения книгопечатания до 1500 г. включительно. Известно до 40 тыс. названий первопечатных книг этого периода. Самая знаменитая из и. - Библия в 42 строки (1454-1456); создание этой Библии приписывают И. Гутенбергу.

ИННОКЕНТИЙ III

ИННОКЕНТИЙ III (в миру Лотарио де Сеньи) (1160-1216) - рим. папа в 1198-1216 гг. Теологич. образование получил в Парижском ун-те, юридическое - в Болонском.

Понтификат И.III - пик полит, могущества папства, период наибольшего воплощения в жизнь доктрины папской теократии. ИЛИ титуловал себя не только «наместником св. Петра», но и «наместником Иисуса Христа». Он утверждал, что власть папы выше власти светских правителей, обосновывал право папы вмешиваться в полит, дела европ. государств.

Вначале И.III восстановил папскую власть над Сред. Италией, изгнав оттуда императорских чиновников. В 1198 г. он стал регентом малолетнего сицилийского короля Фридриха II Гогенштауфена. ИЛИ умело использовал распри между герм, князьями, и избранный королем Германии Фридрих II находился в полной зависимости от него. В ходе острого конфликта папы с англ. королем Иоанном Безземельным ИЛИ прибег к наложению на Англию интердикта и отлучению короля от церкви. Иоанн Безземельный вынужден был принести вассальную присягу верности папе. Признали себя вассалами папы короли Португалии, Арагона, Венгрии, Дании, на некоторое время даже царь православной Болгарии Калоян.

И.III выступил организатором 4-го крестового похода. И хотя он дважды проклял крестоносцев за то, что те двинулись не в Египет, а на христиан. Византию, после разгрома Византии стал протектором Латинской империи. И.III санкционировал создание в Вост. Прибалтике на землях ливов ордена меченосцев. Он покровительствовал созданию нищенствующих орденов францисканцев и доминиканцев. ИЛИ вел беспощадную борьбу с ересями, широко использовал инквизицию, а против альбигойцев организовал крестовый поход. Деятельность ИЛИ явилась основой для последующего полит, могущества папства в XIII в.

Лит.: Katolicyzm sredniowieczny. Warszawa, 1977.

ИННОКЕНТИЙ IV

ИННОКЕНТИЙ IV - папа римский в 1243-1254 гг. Активно боролся с герм, королем Фридрихом II Гогенштауфеном (Штауфеном). Укрывшись во Франции, ИЛУ в 1245 г. созвал церк. собор в Лионе, который объявил Фридриха II низложенным и отлучил его от церкви. Под угрозой суровых церк. кар ИЛУ удалось дважды добиться избрания герм, князьями новых королей (тюрингского ландграфа Генриха в 1246 г. и после его смерти в 1247 г. - графа Вильгельма Голландского) в противовес не признавшему низложения Фридриху II. Против непокорного короля ИЛУ организовал крестовый поход. После смерти Фридриха II И.IV продолжил борьбу с его сыном Конрадом.

ИIV утвердил устав ордена кармелитов (1247).

Лит.: Лозинский С.Г. История папства. М., 1986.

ИНТЕРДИКТ

ИНТЕРДИКТ (лат. intendictum - запрет) - в средневековой католич. церкви временное запрещение отправлять богослужения и обряды на определенной территории. Обычно использовался папами для борьбы с еретиками и политич. противниками. Напр., и. был наложен на Рим в 1155 г. папой Адрианом IV, когда его жители восстали против папы-сеньора. В 1208 г. папа Иннокентий III наложил и. на Англию с целью заставить подчиниться себе короля Иоанна Безземельного. Папа Григорий IX, отлучив от церкви герм, короля Фридриха II, запретил отправлять богослужения и обряды во всех местностях, где появится король. В Средневековье и. был весьма действенным инструментом в борьбе пап с противниками.

ИНТЕСТИЯ

ИНТЕСТИЯ - см. «Дурные обычаи*.

ИНФАНСОНЕС

ИНФАНСОНЕС - среднее дворянство средневекового Арагона.

ИНФЕОДАЦИЯ

ИНФЕОДАЦИЯ - наделение земельным владением (фьефом, или феодом). Пожалование фьефа вассалу - один из важнейших элементов, определявших прочность вассально-ленных отношений. Передача фьефа проходила в форме символич. акта, т.наз. инвеституры. Наделение фьефом (до XIII в.) очень редко закреплялось составлением документа: Средневековье было временем ритуального жеста и слова, а не письменного акта. Оммаж и пожалование фьефа знаменовало включение рыцаря в вассально-ленную систему. Первоначально владение фьефом было личным: оно прерывалось смертью одной из сторон сеньора или вассала). Затем этот обычай исчез, фьефы стали наследственными. В случае неверности вассала его фьеф подлежал конфискации.

ИОАНН II ДОБРЫЙ

ИОАНН II ДОБРЫЙ (1319-1364) фр. король с 1350 г. из династии Валуа. Его правление пришлось на тяжелые годы Столетней войны (после поражения французов при Креси). Пытался получить средства для ведения войны, для чего созвал Генеральные штаты (в 1355 г.). При И.И англичане (под началом «Черного принца») опустошали юго-запад Франции. В 1356 г. король выступил против «Черного принца», настиг последнего у Пуатье, но был разбит, захвачен в плен и в 1357 г. увезен в Лондон. По Лондонскому договору 1359 г. И. II уступил Англии половину своей страны и пообещал 4 млн. золотых экю выкупа. Сын И.И дофин Карл (правил в период его плена) дезавуировал этот договор. В декабре 1360 г. И.И вернулся во Францию после подписания мира в Бретиньи и при условии уплаты выкупа в 3 млн. золотых экю в будущем. Но из-за неуплаты выкупа и бегства из Англии сына-заложника вернулся в Лондон в 1364 г. и вскоре умер.

ИОАНН XII

ИОАНН XII (937-964) - папа римский в 955-964 гг. 18-летний Октавиан из знатной семьи Теофилактов стал папой, приняв имя И.XII (он первый из пап, изменивший при избрании свое имя) в критич. для папства период: территория папских владений значительно сократилась в результате завоеваний ломбардов, внутри Рима все больше вызревало недовольство многолетним засильем Теофилактов. В этих условиях И.XII обратился за помощью к герм, королю Оттону I, пообещав ему императорский титул. Отгон, разгромив ломбардского короля, прибыл в Рим и 2 февраля 962 г. был коронован папой как «император Август». Так было положено начало Священной Рим. империи.

Отгон I признал за папой право на земли, дарованные еще Пипином Коротким, однако считал себя верховным сеньором папы. И.XII принес присягу верности императору. Убедившись вскоре, что Отгон намерен сделать папу таким же орудием в своих руках, как и герм, епископов и аббатов, И.ХН взбунтовался и обратился к венграм и византийцам с призывом напасть на Германию. В 963 г. Отгон I снова захватил Рим и созвал собор, который низложил И.ХП. При этом было постановлено, что папы могут избираться только с согласия герм, короля. Собор избрал нового папу - Льва VIII. Однако после ухода Отгона из Рима недовольная герм, вмешательством рим. знать снова восстановила на папском престоле И.ХН.

Лит.: Лозинский СТ. История папства. М., 1986; Collins R. Early Medieval Europe. 300-1000. New York, 1944.

ИОАНН XXIII

ИОАНН XXIII (Балтазар Kocca)

nana римский в 1410-1415 гг. Происходил из знатного неаполитанского рода. В юности занимался пиратством. Учился на теологич. фак. Болонского ун-та. В годы «Великого раскола» сделал блестящую духовную карьеру - от дьякона до кардинала. После смерти избранного Пизанским собором (1409) папы Александра V в 1410 г. стал папой римским («пизанским») под именем И.XXIII. Кроме него продолжали считать себя папами не признавшие решения об их низложении Григорий XII (Рим) и Бенедикт XIII (Авиньон). И.XXIII активно боролся с ересями, в частности, с учениями Джона Виклифа и Яна Гуса. Вместе с императором Священной Рим. империи Сигизмундом был инициатором созыва Констанцского собора, положившего конец «Великому расколу». И.XXIII единственный из трех пап присутствовал на соборе. Дав обещание отречься, бежал из Констанца. Собор низложил И.XXIII, обвинив его в симонии, разврате, еретич. взглядах и т.д. И.XXIII был схвачен и посажен в тюрьму. Но вскоре новый папа Мартин V освободил его и сохранил ему сан кардинала. В сане кардинала бывший папа и скончался. Поведение И.XXIII было настолько одиозным, что долгое время ни один папа не брал себе имени Иоанн. Только в 1958 г. один из кардиналов, избранный папой, взял себе имя И.XXIII. Это означало, что И.XXIII считается «антипапой».

Лит.: Лозинский СТ. История папства. М, 1986; Парадисис А. Жизнь и деятельность Балтазара Коссы. Папа Иоанн XXIII. Мн., 1980.

ИОАНН БЕЗЗЕМЕЛЬНЫЙ

ИОАНН БЕЗЗЕМЕЛЬНЫЙ (ок.1167- 1216) - король Англии с 1199 г. из династии Плантагенетов, брат и преемник Ричарда I Львиное Сердце, младший сын Генриха II и Алиенор Аквитанской. Хитрый, но бесталанный правитель. Прозван «Безземельным», потому что, в отличие от старших братьев, не получил владений во Франции, а затем потерял почти все владения Плантагенетов на континенте. Правление И.Б. ознаменовалось открытым воен. столкновением с Францией. В результате крайне неудачной для Англии войны И.Б. потерял на континенте земли Плантагенетов: Анжу, Мен, Турень и часть Пуату. Постоянно вымогал у англ. баронов деньги на ведение войны.

В 1205 г. И. Б. начал борьбу с рим. папой Иннокентием III, а в 1207 г. вступил с ним в открытый конфликт из-за отказа признать назначенного папой нового архиепископа Кентерберийского Стефана Ленгтона. Иннокентий III наложил на Англию интердикт (1208), отлучил короля от церкви (1209), объявил его лишенным престола и призвал к крестовому походу против англ. короля. В 1213 г. последний полностью покорился папе, признал себя его вассалом и отдал ему Англию в лен. Папа сделался сюзереном Англии. Получив поддержку папы, И.Б. возобновил воен. действия против Франции, но потерпел поражение в 1214 г. при Бувине и Ларош-о-Муане, окончательно потеряв большинство континентальных владений. Недовольные бароны (к которым присоединились рыцари, горожане и часть свободных крестьян) восстали против И.Б. В мае 1215 г. баронское войско двинулось на Лондон. И. Б. согласился на требования мятежников и подписал Великую хартию вольностей, ограничивавшую власть короля. В 1216 г. (в связи с отказом И.Б. соблюдать хартию) бароны возобновили войну, во время которой И. Б. умер.

ИОАНН ДУНЕ СКОТ

ИОАНН ДУНЕ СКОТ (ок. 1266-1308) крупнейший схоласт XIII в., философ-номиналист (см. Схоластика), теолог, монах-францисканец. Уроженец Шотландии. Получил прозвище «Тонкий доктор». Учился в Оксфорде, работал в ун-тах Оксфорда, Парижа, Кёльна и др. По преданию, в Париже, куда он приехал в 1304 г., он получил прозвище «Скот» («Шотландец»). Главная работа И.Д.С. - соч. из 13 фолиантов «Великий комментарий к сентенциям Петра Ломбардского».

И.Д.С. - один из наиболее тонких мыслителей Средневековья, представитель т.наз. «францисканского» направления в схоластике. Его учение противостояло философии доминиканцев (Фома Аквинский и др.). Главным для И.Д.С. представлялся вопрос об отношении богословия к философии. Предмет богословия - Бог, предмет философии - бытие. Познание Бога при помощи философии ограничено. Человек не имеет никакого знания о таких нематериальных субстанциях, как Бог и ангелы. Бог - бытие бесконечное, люди не способны постигнуть действия Бога Бог есть чистая форма. Все остальные существа и вещи состоят из формы и из материи. В отличие от др. номиналистов И.Д.С. считал, что общее не есть лишь продукт ума, но существует и в вещах и после вещей. В вопросе об отношении веры к разуму И.Д.С. (в противоположность Фоме Аквинскому) высказывал разочарование в способности разума служить вере ввиду того, что под предлогом оправдания разумом веры в богословие проникли epecw, утверждал, что области разума и веры, знания и богословия не совпадают: первенство принадлежит вере, ум играет подчиненную роль. И.Д.С. имел многих последователей. Его номинализм был развит и последовательно завершен Уильямом Оккамом. Умер И.Д.С. в Кёльне.

Лит.: Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957; Штекль А. История средневековой философии. М., 1912.

ИОАНН (ЖАН) БЕССТРАШНЫЙ

ИОАНН (ЖАН) БЕССТРАШНЫЙ (1371- 1419) - герцог Бургундии с 1404 г.; дядя фр. короля Карла VI, могущественный феодал, глава партии бургундцев (бургиньонов) (см. Арманьяки и бургундцы). 23 ноября 1407 г. И.Б. организовал убийство своего соперника - герцога Людовика Орлеанского, главу партии арманьяков. Играл важную роль в управлении Франции; пытался в своих интересах использовать движение кабошьенов. После возобновления Столетней войны в 1415 г. И. Б. стал союзником англ. короля Генриха V (октябрь 1416 г.). Затем, испугавшись успехов англичан, стал искать сближения с фр. монархом. Был убит во время переговоров с дофином Карлом, будущим королем Франции Карлом VII, и его сторонниками.

ИОАННИТЫ

ИОАННИТЫ - Госпитальеры

духовно-рыцарский орден, возникший во время крестовых походов в Палестине. Начало ордену и. было положено основанием ит. купцами ок. сер. XI в. в мусульманском тогда еще Иерусалиме госпитального братства при монастыре Матери Божьей Латинской. Госпитальеры давали приют пилигримам и купцам, прибывавшим в Иерусалим из Европы, ухаживали за ними в случае болезни. При завоевании крестоносцами Палестины члены братства оказали им ценные услуги, так как хорошо знали страну. После успехов крестоносцев братство быстро стало самостоятельным, приняв название «Госпиталь св. Иоанна Крестителя». Когда и. возглавил фр. рыцарь Раймун, братство (ок.1137) превратилось в духовно-рыцарский орден - Рыцари Иерусалимского госпиталя св. Иоанна Крестителя. В 1259 г. папа Александр IV официально утвердил форму одежды и. - черная ряса и черный плащ с капюшоном с изображенным на них широколапчатым («мальтийским») белым крестом. Во главе ордена и. стоял великий магистр, ему помогал совет из дигнитариев (великого командора, маршала, великого госпитальера, канцлера, адмирала и т.д.). Важнейшие вопросы жизни ордена решались на генеральном капитуле - собрании рыцарей-монахов. Распоряжением папы орден и. был выведен из-под юрисдикции любой светской и церк. власти, за исключением самого папы.

У и. в результате главным образом дарений появилось много владений на Востоке и в странах Европы: во Франции, в Италии, Англии, Германии, Кастилии, Арагоне. Им принадлежали и площади в городах, и торговые лавки, мельницы, пекарни.

Занимались они и фин. операциями. Немалый доход и. получали от перевозки из Европы на Ближний Восток паломников и крестоносцев. После изгнания крестоносцев из Палестины и. обосновались на о-ве Кипр, а в 1308 г. захватили о-в Родос и создали там собственное государство. В 1522 г. в результате длительной осады войсками турецкого султана Су-леймана Великолепного и. капитулировали. Султан разрешил и. покинуть остров с оружием, казной и на их же кораблях. С 1530 г. государство ордена и. существовало уже на Мальте (отсюда еще одно из названий ордена и. - мальтийский). Островная жизнь заставила рыцарей-монахов изменить способы борьбы с неверными - вместо сильной конницы они создали флот, ставший одним из сильнейших на Средиземном море. Конец государству и. был положен завоеваниями Мальты Наполеоном в 1798 и англичанами - в 1800 г. Орден и. существует и ныне; современные и. занимаются тем, с чего начинали основатели ордена, - заботятся о больных.

Лит.: Заборов МЛ. Крестоносцы на Востоке. М., 1980; Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992; Potkowski Е. Rycerze w habitach. Warszawa, 1978.

ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА

ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА (810-877) -один из крупнейших мыслителей Средневековья, ирландец по происхождению, хорошо знал лат. и греч. языки. Вместе с др. учеными монахами вынужден был эмигрировать на континент из-за интенсивных норманнских вторжений. По приглашению реймского епископа Гинкмара принял участие в теологич. споре о божественном предопределении, результатом чего стал его трактат «О предопределении». В сер. IX в. И.С.Э. был приглашен ко двору Карла II Лысого и занял руководящее положение в придворной школе. Здесь в конце 50-х гг. он перевел на латынь и прокомментировал сочинения греч. философа Дионисия и визант. мыслителей Максима Исповедника и Григория Нисского. Главный труд И.С.Э., в котором он изложил свою собственную филос. систему, - «О разделении природы» в 5 книгах (ок.862-866). Тонкость, глубина, радикальность взглядов И.С.Э., изложенных в его соч., не были поняты современниками, и лишь много лет спустя это произведение было осуждено папой Львом IX как еретическое (1050), а впоследствии, когда обнаружилось его опасное влияние, даже приговорено к сожжению папой Гонорием III (1225).

Лит.: Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ

ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ (1115/1120 - 1180) - англ. богослов, писатель, педагог. Происходил из Юж. Англии (Солсбери), получил образование и сложился как богослов, писатель и педагог в Париже, где слушал знаменитых лекторов XII века.: Пьера Абеляра, Роберта Меленского, Вильяма Коншского. После обучения принял духовный сан и служил при папском дворе. В 1154 г. стал секретарем примаса англ. церкви, архиепископа Кентерберийского. Исполнял дипломатич. поручения в Европе. Известен своими полит, и педагог, трудами, среди которых - «Поликратик» и « Метал огик».

В «Поликратике» И.С. рассуждает о строении государства и общества, высказывает приверженность платоновским идеям о том, как следует управлять государством, а также соображения о необходимых качествах государя и путях их достижения. Особенно известен «Металогик» - типичное соч. по педагогике эпохи Средневековья. Появилось одним из первых, знаменуя собой выделение педагогики как отрасли знаний о человеке. В « Метал огике» изложена теория и практика преподавания дисциплин, входивших в тривиум, вопросы психологии ученика и логики подачи материала. Соч. И. С. отличаются простотой, стройностью, логикой изложения, его язык и стиль стали эталоном для средневековых ученых.

В 1161 г. кафедру архиепископа в Англии занял Томас Бекет - знаменитый деятель церкви, отстаивавший привилегии церкви от посягательств короля Генриха II Плантагенета, и в трудах И.С. появились тираноборческие мотивы. В результате вместе со своим патроном он вынужден был удалиться в изгнание во Францию. В 1170 г. они вернулись, однако вскоре Бекет был убит сторонниками короля, а И.С. через какое-то время получил епископскую кафедру в Шартре (Франция). Там он и скончался.

Лит.: Иоанн Солсберийский. Металогик // Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков. М., 1972; Иоанн Солсберийский. Поликратик, или О забавах света и заветах философов // Библиотека в саду. Писатели античности, средневековья и Возрождения о книге, чтении, библиофильстве. М., 1985.

ИОАХИМИТЫ

ИОАХИМИТЫ - представители радикально-еретич. течения в странах Зап. Европы (XIII-XV вв.), последователи хилиастического учения (см. Хилиазм) Иоахима Флорского. Дольчино впервые соединил хилиазм и. с открытой вооруженной борьбой. К и. можно отнести спиритуалов, фратичелли и др. Католич. церковь и инквизиция преследовали и., многие из них погибли на костре.

ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ

ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ (ок.1132-1202)-ит. монах, считающийся родоначальником средневекового хилиазма. Основные его труды - «Согласование Ветхого и Нового заветов» и «Комментарии к откровениям Иоанна Богослова».

И.Ф. разделил всю историю человечества на три периода:

1) Отца (от Авраама до Иоанна Крестителя)

2) Сына (от Иоанна Крестителя до современности)

3) Святого Духа (с 1260 г.).

По учению И.Ф., переход человечества к каждому периоду его истории связан с постепенным одухотворением его жизни в отношении к Богу. Существование католич. церкви И.Ф. относил ко второму периоду, в третьем же будет обновленная церковь без недостатков прежней. С третьим периодом И.Ф. связывал и установление тысячелетнего царства Божьего на земле. Это мнение И.Ф. было осуждено церковью. Идеи И.Ф. пользовались популярностью среди францисканских спиритуалов, апостольских братьев и ряда др. движений, объявленных ересями.

Лит.: Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992; Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. М., 1994.

ИОРДАН

ИОРДАН (ок.485-?) - готский историк VI в. Родился во Фракии, происходил из знатного готского рода, имел духовный сан (в некоторых источниках именуется епископом). Главный труд И. - «О происхождении и деяниях гетов» («Гетика»), написанный в 551 г., накануне победы Византии над остготами. Будучи кратким изложением «Истории готов» Кассиодора (труда, не сохранившегося до нашего времени), соч. И. вместе с тем содержит сведения, которые он привел как очевидец событий. И. раскрывает историю готов от их переселения из Скандинавии вплоть до войны остготов с Византией. Только у И. записаны древние сказания готов, относящиеся ко временам переселения их из Германии к Черному морю. «Гетика» содержит также ценнейшие сведения о др. племенах и народах.

И. принадлежит еще одно ист. произведение компилятивного характера - «О сумме времен или происхождении и деяниях римского народа», написанное вскоре после «Гетики».

Лит.: Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica. М., 1960; Люблинская АД. Источниковедение истории средних веков. Л., 1955; Смирнов В.В. Готский историк Иордан // Ученые зап. Казанского гос. пед. ин-та. Вып. 11. М., 1956.

ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ

ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ (ок.570-636) - архиепископ Севильи в вестготской Испании, один из крупнейших ученых и писателей Раннего Средневековья. Был духовником вестготского короля Рекареда. Крупнейший труд И.С. «Этимологии» является энциклопедией тогдашних знаний, почерпнутых главным образом из античности. В 20 разделах своей книги И.С. изложил сведения по грамматике, риторике, математике, медицине, истории, праву, космологии, теологии, агрономии, зоологии и др. отраслям знаний. Книга пользовалась чрезвычайной популярностью в средние века (только до нас дошло более тысячи ее рукописных экз.). Кроме того, И.С. является автором многочисленных трудов по естествознанию, грамматике, теологии, истории. Для истории церкви чрезвычайно важна его «Книга канонов», где собраны постановления соборов, проходивших во всем христиан, мире в античности и нач. Средневековья. Он написал две хроники, кратко излагавшие историю от сотворения мира. Наиболее ценным из его ист. сочинений является «История готов, вандалов и свевов».

Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994; Collins R. Early Medieval Europe. 300-1000. New York, 1994.

ИСЛАМ

ИСЛАМ (араб, «покорность») - одна из мировых религий. Возник в VII в. в среде арабов-бедуинов. Его основатель - Мухаммед (570-632), уроженец г. Мекка. Ок. 610 г. Мухаммед начал выступать с проповедями, в которых утверждал, что есть только один Бог (Аллах) для всех людей, а остальные боги - ложные; призывал арабов покаяться в прежнем неверии в единственного всемогущего Бога. Идея одного Бога для арабов способствовала их объединению в единое государство во главе с Мухаммедом. После его смерти был составлен свод священной книги мусульман - Корана (окончательная редакция - в 651 г.), а также священное предание мусульман - Сунна.

Главный догмат и. - вера в единого Бога (Аллаха). Мухаммед считается пророком, Божьим посланником. По вероучению, все в мире предопределено Аллахом. В Коране много общего с Библией, напр., повествования о грехопадении первых людей, о всемирном потопе, о Юсуфе (Иосифе) и т.д. Большинство ислам, пророков имеют библ. происхождение: Нух (Ной), Ибрагим (Авраам), Якуб (Иаков), Дауд (Давид), Муса (Моисей), Сулейман (Соломон), Гарун (Аарон), Иса (Иисус) и т.д. Иисус в и. считается не Сыном Божьим и не Бого-человеком, а выступает одним из пророков, проповедовавших истинную веру в единого Бога, но его последователи извратили затем его учение, поверив не в одно, а в три божества. В и. существуют представления о конце света, страшном суде, о рае для праведников и об аде для грешников. На основе Корана и Сунны в средние века был составлен свод норм мусульман, права, включивший в себя религ. и юр. предписания - шариат, который был призван регулировать жизнь мусульман, общества и каждого отдельного человека. По требованиям шариата для мусульман обязательна ежедневная пятикратная молитва, пост в Рамадан, паломничество в Мекку (хаджж), соблюдение ислам, праздников. Разрешается многоженство (до четырех жен), но только в том случае, когда супруг может материально обеспечить всех жен. Запрещено употреблять вино, свинину. Священными городами для мусульман являются Мекка (где расположена главная святыня - храм Кааба), Медина (там находится могила пророка Мухаммеда), Иерусалим (в нем должен состояться страшный суд).

И. широко распространился в результате араб, завоеваний и создания огромной державы - Арабского халифата, включившего в себя Сирию, Палестину, Междуречье, Иран, Среднюю Азию, часть Индии, Сев. Африку, Пиренейский п-ов. Завоевания арабов совершались под лозунгом джихада. В дальнейшем завоевания мусульман, правителей привели к более широкому распространению и. в Индии, к проникновению его в Тропическую Африку. Захват турками-османами Балканского п-ова привел к частичной исламизации его населения.

Уже во второй пол. VII в. в и. произошел крупнейший в его истории раскол на суннизм и шиизм. После убийства четвертого халифа Али его приверженцы не признали легитимность последующих халифов, полагая, что во главе мусульман должны быть только потомки Али. Шииты отвергли Сунну, создав свое священное предание - Ахбар, где главным героем, наряду с Мухаммедом, выступает Али.

Лит.: Грюиебаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории (600-1258). М., 1988; Массэ А. Ислам. М., 1982; Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.

ИСПАНИЯ

ИСПАНИЯ - королевство, возникшее в 1479 г. В 1469 г. был заключен брак между сестрой короля Кастилии Изабеллой и наследником арагонского престола Фердинандом Арагонским. В 1479 г., после смерти короля Арагона Хуана II и короля Кастилии Генриха IV, династич. брак привел к Кастильско-Арагонской унии и образованию И. При этом объединение было достаточно формальным. Политич. уния не привела сразу к установлению единообразия законодательства, адм. и суд. органов. Не были отменены фуэрос и др. пожалования и привилегии, действовавшие в каждом из королевств, не произошло слияния кортесов. Мало того, кастильцы в Арагоне, арагонцы и каталонцы в Кастилии продолжали считаться иностранцами. Тем не менее вторая пол. XV в. была отмечена явными чертами переходного периода от сословной монархии к абсолютной.

Лит.: Алыпамира-и-Кревеа Р. История Испании. Т. 1. М., 1951; Кудрявцев А.Е. Испания в средние века. Л., 1937; Пискорский BJK. История Испании и Португалии. СПб., 1909.

ИСПАНСКАЯ МАРКА

ИСПАНСКАЯ МАРКА - область Испании (между Пиренеями и р. Эбро), отвоеванная у арабов франками в 785-811 гг. Объединена с т.наз. «Готской» маркой (Септиманией) в 817 г. Самостоятельная адм. единица во владениях Карла Лысого.

ИСПОВЕДЬ

ИСПОВЕДЬ - Покаяние

одно из семи таинств в католич. и православной церквах. Сущность и. заключается в раскаянии верующего в своих проступках и получении прощения грехов от имени Иисуса Христа через посредство священника, совершающего обряд. В период античности и. была публичной. В Раннем Средневековье публичная и. была вытеснена индивидуальной (тайной) и., содержание которой священнику раскрывать не разрешается. В зап. христианстве большую роль в распространении тайной и. сыграли ирл. монахи. К концу Высокого Средневековья и. в католич. церкви стала одним из главных таинств. IV Латеранский собор (1215) установил обязательность ежегодной и. перед Пасхой. Результатом и. может быть наложение священником на согрешившего епитимьи - практика, широко распространенная в Средневековье.

Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994.

ИСПОЛЬЩИНА

ИСПОЛЬЩИНА - разновидность издольщины, при которой арендная плата составляла половину урожая. Для и. (в отличие от издольщины) характерны некоторые элементы капиталистич. аренды: крестьянин-арендатор кроме своего труда вкладывает в хозяйство и часть своих средств, а землевладелец кроме земли - др. часть средств в виде семян, инвентаря или рабочего скота. И. - форма мелкокрестьянской полуфеод, аренды земли, переходная форма организации сельского хозяйства от феодализма к капитализму.

ИТАЛЬЯНСКИЕ ПОХОДЫ

ИТАЛЬЯНСКИЕ ПОХОДЫ - захватнич. воен. походы герм, императоров и королей; проводились с X в. с целью подчинить Италию, приобрести императорский титул, возродить подобие империи Карла Великого, установить контроль над папством и т.д. Первый поход совершил Оттон I в 951-952 гг.; он закончился захватом Сев. Италии (Ломбардии). Второй поход Отгона I был направлен на Рим и завершился принятием императорского титула и основанием Священной Рим. империи (962). Особенно много И.п. было совершено королями Германии во время борьбы с папством за инвеституру (1075-1122). Пять походов в Италию совершил Фридрих I Барбаросса. И.п. регулярно повторялись до времени междуцарствия в Германии (1254-1273). В 1310 г. (после длительного перерыва) поход в Рим совершил Генрих VII Люксембургский (был коронован императорской короной); в 1327- 1330 гг. поход в Италию совершил Людвиг Баварский (также был провозглашен императором).

Предыдущая страница Следующая страница