Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "А" (часть 1, "ААХ"-"АЛЬ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "ААХ"-"АЛЬ")

ААХЕН

ААХЕН - город в Германии. Известен с I в. н. э. В конце VIII - нач. IX в. - резиденция Карла Великого и столица его империи. Вплоть до XVI в. А. был местом коронации герм. королей.

АББАТ

АББАТ (лат. abbas, abbatic, от др.-евр. abba - отец) - с V в. настоятель муж. католич. монастыря (аббатства). Термин происходит из самой ранней стадии монашества - отшельнической: молодые отшельники обычно группировались вокруг авторитетных наставников, которых называли «отцами». А. вначале выбирался монахами и утверждался епископом. В церк. иерархии занимал место сразу после епископа. Многие аббаты добивались у пап освобождения от власти епископа и подчинялись непосредственно папе римскому. В VIII- IX вв. и позднее титул а. давали по приказу светских государей мирянам за особые заслуги.

АББАТИСА

АББАТИСА - настоятельница жен. католич. монастыря.

АББАТСТВО

АББАТСТВО - католич. монастырь под управлением настоятеля - аббата (или аббатисы). Аббатства являлись наиболее крупными и богатыми монастырями (Сен-Дени, Клюни, Сен-Галлен, Сент-Олбанс, Монтекассино, Клерво, Фульда и др.); они подчинялись епископу, а иногда непосредственно папе римскому. Аббатства владели обширными землями, являлись феод, сеньориями. Имели значительное полит, и экономич. влияние.

АБЕЛЯР, ПЬЕР

АБЕЛЯР, ПЬЕР (1079-1142) - фр. философ, теолог, писатель, поэт. Родился недалеко от Нанта (Сев. Франция) в семье рыцаря. Должен был пойти по стопам отца, однако с раннего детства проявил большую тягу и способности к наукам. В отроческие годы стал школяром. Попал в Компьен на лекции Иоанна Росцелина, который считается основателем номинализма - одного из течений ранней схоластики. Затем учился в Париже (после того как Росцелин был осужден собором), был слушателем богослова Гилъома де Шампо. Вскоре вступил с ним в полемику и одержал ряд побед на диспутах. В 1113 г. открыл собственную школу в Мелене, позже - в Корбейле, затем - на горе св. Женевьевы ок. Парижа. Некоторое время спустя А. начал преподавать в парижской соборной школе, не отказываясь и от «частных» уроков. Известна несчастная любовь А. и супружество с Элоизой, дядя которой, каноник Фульберт, из мести велел его кастрировать. Все это вынудило А. уйти в монастырь (в Сен-Дени). Однако скоро, не желая подчиняться уставу монастыря, он начал читать лекции и заниматься преподавательским трудом вне монастыря.

А. называют самым блестящим умом своего времени. Он продолжал традицию номинализма, хотя его учителем был не только Росцелин, но и реалист Гильом де Шампо. А. затмил своих учителей. Образованнейший человек, знаток ант. философии, он говорил только на лат. языке, славился как мастер диспута и великолепный преподаватель. Учениками А. были антипапист Арнольд Брешианский, Элоиза и др.

А. - автор оригинальных латино-язычных философско-теологич. сочинений: «Введение в теологию», «Христианская теология», «Познай самого себя», «Да и нет», «Диалектика», а также автобиографич. повести «История моих бедствий». А. дважды осуждали церк. соборы: в 1121 г. - Суассонский (за соч. «О божественном единстве и троичности») и в 1140 г. - Санский. Главную роль в организации последнего сыграл аббат Бернар Клервоский.

Исповедуя разновидность номинализма - концептуализм и придерживаясь рационалистам, позиций в теологии (в частности, он выдвинул идею двойственной истины), А. значительно рационализировал отношения веры и разума. В отличие от Ансельма Кентерберийского, утверждавшего: «Верю, чтобы понимать», А. ввел противоположную формулу: «Понимать, чтобы верить». Верить можно лишь в то, что познано интеллектом, разумом. В своем главном филос. труде «Да и нет» А., сопоставляя цитаты из произведений «отцов церкви», показал их противоречивость и даже противоположность друг другу, указал на необходимость разумного, осмысленного подхода к любым утверждениям, сентенциям, как бы авторитетны ни были их авторы.

После скитаний по разным монастырям А. поселился в Шампани, в обители, которую назвал Параклет. Затем он стал аббатом монастыря в Бретани, правда ненадолго. В конце концов, после тягостных скитаний и второго осуждения собором и папой, измученный А. отрекся от своих взглядов и ушел в монастырь Клюни (см. Клюнийское аббатство), где через два года умер.

Лит.: Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959; Абеляр П. Теологические трактаты / Пер., комм., сост. С.С. Неретиной. М., 1995; Баткин Л.М. Письма Элоизы к Абеляру: личное чувство и его культурное опосредование // Человек и культура. М., 1990; Рассел Б. История западной философии. М., 1959; Сидорова НА. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М., 1953; Соколов В.В. Средневековая философия. М.,1979; Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957; Федотов Г.Л. Абеляр. Пг., 1924; Штекль А. История средневековой философии. М.,1912.

АБСОЛЮТИЗМ

АБСОЛЮТИЗМ - абсолютная монархия (от лат. absolutus - неограниченный, независимый, безусловный) - форма правления и гос. устройства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. А. - последняя стадия развития феод, государства. Возник в период угасания феодализма и зарождения капиталистич. отношений, т.е. в период Позднего Средневековья. Складывался в странах Зап. Европы с конца XV в., достиг апогея в период Нового времени, в XVII в.

Признаки а.:

1) сосредоточение всей власти в руках монарха, прекращение деятельности сословно-представительных учреждений;

2) наличие разветвленного бюрократич. аппарата, благодаря которому монарх управляет страной;

3) наличие постоянной армии. Монарх опирается не на поддержку вассалов, а на постоянное войско;

4) утрата сеньорами суд. и адм. власти, их политику осуществляет государство. Государство достигает высшей степени централизации, поскольку законодательство, налоговая и внешняя политика являются прерогативой центр, власти.

5) Иногда королев, власть подчиняет себе церковь.

Социальной основой а. являлось прежде всего дворянство, хотя возник а. в результате компромисса между дворянством и буржуазией. Так, в интересах буржуазии а. вел торговые войны, проводил политику меркантилизма и протекционизма, использовал методы внешнеэкономич. принуждения.

А. сложился в ряде стран Зап. Европы: во Франции, в Англии, Испании. Наиболее законченную форму он приобрел во Франции, где встречаются все характерные особенности а. Основы а. во Франции были заложены при Людовике XI (первый король абсолютистского типа), его преемниках Карле VIII, Людовике XII, Франциске I.

В период расцвета (во Франции и в Англии) а. сыграл прогрессивную роль в развитии экономики, завершении полит, централизации. Был ликвидирован в большинстве стран Европы в ходе буржуазных революций.

Лит.: Ардашев П.Н. Абсолютная монархия на Западе. СПб., 1902; Сказкин СД. Проблемы абсолютизма в Западной Европе // Из истории средневек. Европы. М., 1957.

АВАРСКИЙ КАГАНАТ

АВАРСКИЙ КАГАНАТ - гос. образование, созданное аварским ханом Баяном на территории Паннонии. Основой воен. мощи А.к. служила система крепостей («хрингов»). Каганы совершали постоянные набеги на визант. владения, а также на земли королевств франков и лангобардов. Смертельный удар по аварам был нанесен Карлом Великим в 791 г. Последние «хринги» пали под ударами франков в 796 г.

АВАРЫ

АВАРЫ - кочевое племя, появившееся в сер. VI в. на территории восточноевроп. степей. Возможно, это остатки азиатского каганата жуаньжуаней, разгромленного тюрками. В 557 г. войско а. разбило антов, в 578 г. заняло Паннонию, в нач. VII в. - Далмацию. С а. связано появление в Европе железных стремян и о дно лезвийных сабель (клинков, предназначенных для скользящего удара).

АВГУСТИНЦЫ

АВГУСТИНЦЫ - один из нищенствующих монашеских орденов. Основан в сер. XIII в. (устав утвержден в 1256 г.) в результате слияния нескольких нищенствующих групп монахов в Италии. Жизнь монахов базировалась на т.наз. «уставе св. Августина», который был написан через много веков после смерти Августина и использовался духовенством, желавшим жить по нормам, близким к монашеским. В период наивысшего расцвета (сер. XV в.) в ордене насчитывалось не более 30 тыс. монахов. Основные направления деятельности - миссионерство, обучение богословию, борьба с ересями. К ордену а. принадлежал будущий родоначальник Реформации в Германии Мартин Лютер.

АВЕРРОИЗМ

АВЕРРОИЗМ - направление в средневековой философии, основателем которого был араб, мыслитель Ибн Рушд (Аверроэс). Получил распространение в Зап. Европе благодаря переводам на лат. язык (сделаны в арабоязычной Испании) комментариев к Аристотелю Ибн Рушда и др. араб, ученых, а также произведений самого Ибн Рушда. Западноевроп. центр а. сложился в Париже (т.наз. «парижский а.») в XIII в., а в XIV-XVI вв. - в ун-тах Падуи и Болоньи. Основные силы аверроистов были сосредоточены на артистич. фак. Парижского ун-та (Сигер Брабандский и др.). Аверроисты разрабатывали тенденцию аристотелизма Ибн Рушда; идеи несотворимости, вечности мира, смертности души человека; теорию двойственной истины; они противопоставили знание вере, философию - теологии. А. запрещался церковью, а его последователи преследовались инквизицией.

Лит.: Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. М., 1962; Ренан Э. Аверроэс и аверроизм. Соч. Т. 8. Киев, 1902; Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957.

АВЕРРОЭС

АВЕРРОЭС - см. Ибн Рушд.

АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП

АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП - период с 1309 по 1377 г., когда резиденция глав католич. церкви находилась не в Риме, а в Авиньоне. В 1309 г. Климент V (француз), ставший папой вскоре после поражения папы Бонифация VIII в конфликте с королем Франции Филиппом IV Красивым, переехал в г. Авиньон. Этот город, принадлежавший графам Прованса, папа Климент VI выкупил в 1348 г. в свою собственность. В Авиньоне папы чувствовали себя в гораздо большей безопасности, чем в беспокойном Риме, где происходили острые конфликты между аристократич. родами. К тому же Папское государство в центре Италии тогда фактически распалось.

Авиньонский период в истории папства мало напоминал реальный плен, скорее это было сотрудничество пап с сильными фр. королями. Все папы этого периода были французами, фр. большинство было и в коллегии кардиналов, избиравших пап. Немало кардиналов служило ранее при королев, дворе. Папы выполняли важные дипломатич. миссии в пользу фр. короля, были исполнителями его воли.

К этому времени папство утратило былую роль в полит, жизни Европы. Однако как внутрицерк. институт оно усилилось. Власть пап в церкви приобрела поистине монархич. характер. Епископы и аббаты отныне не избирались местным духовенством и монахами, а назначались папами. Значительно увеличились доходы папской казны, был создан центральный фин. орган папской администрации. С помощью непомерно разросшегося бюрократич. аппарата своей курии папы контролировали все сферы церк. жизни.

Ит. гуманист Петрарка, побывавший в Авиньоне и резко осуждавший невиданную роскошь папского двора, охарактеризовал пребывание пап в этом городе как «вавилонский» плен.

Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994; Лозинский С.Г. История папства. М., 1986.

АВСТРАЗИЯ

АВСТРАЗИЯ - ист. область на востоке Франкского королевства в бассейнах рек Маас и Мозель, а также земли на восток от Рейна. Противопоставляется Нейстрии.

АГАФИЙ МИРИНЕЙСКИЙ

АГАФИЙ МИРИНЕЙСКИЙ (ок.536 - ок.582) - визант. историк, поэт. Происходил из знатной семьи г. Мирина в Малой Азии. Получив блестящее образование в Константинополе и Александрии, он занялся адвокатской практикой в столице империи, но больше всего его привлекал труд ученого, историка, писателя. A.M. написал довольно много произведений различных жанров; как историк и поэт оставил значительный след в визант. историографии и лит. Главный труд A.M. - «О царствовании Юстиниана» (в 5 кн.) охватывает сравнительно небольшой отрезок времени - семь лет правления императора (552-558). В нем описаны главным образом войны под руководством полководца Нерсеса против готов, вандалов, франков и персов. Соч. A.M. - ценный источник по истории Византии.

Лит.: Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана. М.; Л., 1953; Культура Византии. IV - первая половина VII в. М., 1984; Левченко М.В. Византийский историк Агафий Миринейский и его мировоззрение // Визант. временник. Т. 3. 1950; Удалъцова З.В. Мировоззрение византийского историка Агафия Миринейского // Визант. временник. Т. 29. 1968.

АГИОГРАФИЯ

АГИОГРАФИЯ - греч. hagios - святой, grapho - пишу, описываю) - вид церк. лит. - жизнеописания святых. Западная и визант. агиографическая лит. имеет ценность для культурной, социальной и языковой истории, так как ее авторы (главным образом монахи), давая жизнеописания святых, описывали и современный им мир. Агиографич. сочинения начали издаваться с 1643 г. обществом иезуитов-болландистов (Антверпен); одним из его основателей был Иоганн Болланд (1596-1665). «Деяния святых» («Acta Sanctorum»), изданные болландистами, - ценнейший ист. источник.

АГРИКОЛА РУДОЛЬФ

АГРИКОЛА РУДОЛЬФ - собств. Гюисман) (ок.1443 - ок.1485) - представитель раннего нем. гуманизма. Родился в Гронингене, учился в Эрфурте, Кёльне, в 1468-1479 гг. находился в Италии. С 1483 г. преподавал в Гейдельбергском ун-те. Увлекался философией, знал древние и современные языки, занимался музыкой, живописью и т.д.

АД

АД (от греч. hades - подземное царство) - местопребывание душ грешников, обреченных на вечные мучения.

АДАЛЬБЕРОН ЛАНСКИЙ

АДАЛЬБЕРОН ЛАНСКИЙ (XI в.) епископ Лана (Сев. Франция). Вместе с Герардом Камбрезийским считается автором теории трех сословий - «молящихся», «воюющих» и «трудящихся». По мысли А.Л., пока они существуют вместе, нераздельно, будет мир.

Лит.: История Европы. Т. 2. Средневековая Европа. М., 1992; Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

АДАЛЬБЕРТ БРЕМЕНСКИЙ

АДАЛЬБЕРТ БРЕМЕНСКИЙ (ок.1000- 1072) - нем. церковный, а также полит, деятель. Архиепископ гамбургско-бременский (с 1043 г.), викарий и папский легат (с 1053 г.) на севере Европы. Один из регентов при малолетнем Генрихе IV (с 1069 г.). Был близок с хронистом Адамом Бременским, который оставил жизнеописание А. Б. Распространял христианство.

АДАЛЬБЕРТ МАГДЕБУРГСКИЙ

АДАЛЬБЕРТ МАГДЕБУРГСКИЙ (?-981) - нем. церковный и полит, деятель и хронист. Был сторонником экспансии на Восток императора и герм. короля Отгона I. Возглавлял (961) церк. миссию Отгона I ко двору киевской княгини Ольги. Первый архиепископ Магдебургский (с 968 г.), написал продолжение хроники Регинона Прюмского (с 907 по 967 г.).

АДАМ БРЕМЕНСКИЙ

АДАМ БРЕМЕНСКИЙ (?- после 1081) - северогерм. хронист, автор соч. «Деяния гамбургских епископов» (ок 1075 г.), написанного на основе монастырских анналов, хроник, документов Бременского архиепископства. Соч. содержит сведения о завоевании Саксонии Карлом Великим и его христианизации и биографию Адальберта Бременского. В 4-й книге - «Описание северных островов» - А.Б. дал историко-географич. описание Норвегии, Дании, Швеции, Исландии и Германии. Писал на лат. языке.

АДАМ ПЕРСЕНСКИЙ

АДАМ ПЕРСЕНСКИЙ (7-1221) - аббат в Персене (с 1187 г.); призывал к 4-му крестовому походу, вел переговоры об участии в нем с королем Франции Филиппом II Августом и королем Англии Иоанном Безземельным (по поручению папы Иннокентия III). Автор ряда проповедей и писем.

АЗЕНКУР

АЗЕНКУР - селение в 60 км к югу от г. Кале. Место битвы (25 октября 1415 г.) между английской (король Генрих V) и французской (коннетабль Шарль I де Альбре) армиями времен Столетней войны, которая закончилась разгромом французов, потерявших полководца, 12 представителей высшей знати, 1500 рыцарей и 4500 пехотинцев.

Лит.: Басовская Н.И. Столетняя война 1337- 1453 гг. М., 1985; Харботл Т. Битвы мировой истории. М., 1993.

АКВИТАНИЯ

АКВИТАНИЯ - территория между Пиренеями и р. Луарой (при Цезаре - Гаронна); вначале была заселена иберами, затем кельтами, стала рим. провинцией. В 419 г. здесь возникло Тулузское королевство вестготов (с центром в Тулузе), которых в нач. VI в. Вытеснили франки. В 507 г. А. стала частью Франкского королевства. В VII в. А. - почти самостоятельное герцогство. В VIII в. ее подчинили Каролинги, и она стала вассальным королевством, потом герцогством, из которого со временем выделились графство Тулузское и Септимания. В 1137 г. в результате брака Алиенор Аквитанской, наследницы последнего герцога, с фр. королем Людовиком VII А. стала частью Франции. В результате второго брака (1154) Алиенор (с Генрихом Плантагенетом) А. вошла во владения англ. королей из династии Плантагенетов (по Парижскому договору 1259 г.). В результате Столетней войны англичане были изгнаны из Гиени (так с XIII в. называлась А.), а в 1453 г. она была окончательно присоединена к Франции.

АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ

АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ (ок. 1128-1202) - фр. богослов и философ, монах-цисцерцианец; участвовал в работе III Латеранского собора (1179), автор тезиса «У авторитета нос из воска», т.е. высказывание авторитета можно трактовать в любом смысле, а поэтому следует подкреплять его разумными доводами. Провозгласил все положения веры рационально доказуемыми. Рассматривал взаимоотношения Бога и мира с позиций неоплатонич. мистицизма, считал природу посредницей между творцом и материей.

Лит.: Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979; Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. Мм 1957.

АЛАНЫ

АЛАНЫ - ираноязычное племя, разгромленное в 372 г. гуннами. Часть а. во второй пол. IV в. переселилась вместе с вандалами в Испанию, а в нач. V в. - в Сев. Африку.

АЛАРИХ

АЛАРИХ (ок.370-410) - конунг вестготов с 395 г.

АЛЕБАРДА

АЛЕБАРДА - старинное рубящее и колющее оружие в виде длинного копья с поперечным боевым топором.

Лит.: Бехайм В. Энциклопедия оружия. СПб., 1995.

АЛЕКСЕЙ I КОМНИН

АЛЕКСЕЙ I КОМНИН (ок 1057-1118) - визант. император с 1081 г., основатель династии Комнинов; был гибким дипломатом, талантливым и смелым военачальником. Опирался на феод, аристократию провинций, которую сумел сплотить вокруг трона, оттеснив от управления столичную знать и влиятельных чиновников. АI вывел империю из тяжелого кризиса, победил мятежных магнатов и внешних врагов; в союзе с венецианцами (которым в 1081 г. были даны значительные привилегии) добился успеха в борьбе с норманнами. В 1091 г. с помощью половцев он разгромил печенегов, а в 1093 г. - эмира в Малой Азии. Принудил крестоносцев в ходе первого похода передать под власть Византии значительную часть Малой Азии, отвоеванную у сельджуков. Преследовал павликиан и богомилов (см. Богомильство), реформировал и укрепил гос. аппарат, активно привлекал на службу иноземцев. При АI отстраивались города, возрождались ремесло и торговля. Он почти на столетие возвратил Византии ее былую славу. Правление АI было описано его дочерью Анной Комниной в «Алексиаде».

Лит.: Анна Комнина. Алексиада / Вступ. ст., пер., комм. Я.Н. Любарского. М., 1965; Дашков СБ. Императоры Византии. М., 1996; История Византии. Т. 2. М., 1967; Культура Византии. Вторая половина VII-XII в. М., 1989.

АЛЕМАННИЯ

АЛЕМАННИЯ - см. Швабия.

АЛИЕНОР АКВИТАНСКАЯ

АЛИЕНОР АКВИТАНСКАЯ (1122-1204) - дочь герцога Аквитанского Гильома де Пуатье, внучка первого трубадура Прованса Гильома IX Аквитанского, королева Франции, супруга фр. короля Людовика VII (1137-1152). После расторжения брака в 1152 г. вышла замуж за графа Генриха Анжуйского, который в 1154 г. стал королем Англии - Генрихом II Плантагенетом. Обширные аквитанские земли - ее приданое, - раза в четыре превышавшие владения Капетингов, стали английскими. По мнению ряда ученых, именно в истории супружества А.А. следует искать истоки войны, получившей в XIX в. название Столетней. От первого брака у А.А. было несколько дочерей, от второго - 4 сына, среди которых - король-трубадур Ричард I Львиное Сердце. Поддерживая притязания старших сыновей, А.А. вместе с ними подняла мятеж в Пуату против Генриха II. Усобица длилась ок. 2 лет. Верх взял Генрих, А.А. попала в плен и провела последующие 16 лет в заточении. В 1189 г. Ричард вернул матери свободу. А.А. уехала во Францию и провела последние годы жизни в бенедиктинском аббатстве Фонтевро, где и скончалась в возрасте 82 лет.

Женщина удивительной красоты, А.А. была музой фр. поэта-трубадура Бернарта де Вентадорна, ей он посвятил ряд своих кансон.

Лит.: Добиаш-Рождественская O.A. Крестом и мечом. Приключения Ричарда I Львиное Сердце. М., 1991; Жизнеописания трубадуров. М., 1993.

АЛКУИН ФЛАКК АЛЬБИН

АЛКУИН ФЛАКК АЛЬБИН (ок.735- 804) - англосакс, ученый и педагог, деятель «Каролингского возрождения». Родился недалеко от Йорка, здесь же получил образование в архиепископской школе, которую возглавлял Эгберт Йоркский. До 50 лет А. оставался в Йорке, в школе Эгберта, где стал учителем, а с 778 г. - главой школы. В 781 г. А. по делам школы отправился в Рим и по пути встретился с Карлом Великим. Глубокие знания А. и его школьный опыт натолкнули Карла на мысль пригласить ученого в придворную школу. А. долго совмещал свою преподавательскую деятельность в Йорке и в Ахене, но в 793 г. окончательно осел у франков, при дворе, в качестве главы придворной школы, а также друга и советника Карла. Через три года А. стал аббатом монастыря св. Мартина в Туре, где оставался до самой смерти. Здесь же он основал знаменитую школу письменности. В бытность аббатом А. особенно внимательно следил за работой местного скриптория. Считается, что именно он вдохновил писцов на разработку нового письма, известного как каролингский минускул.

Большое значение имели труды А. по литургии, заложившие основы католич. обрядности. После А. осталось ок. 300 лат. писем, дающих представление (более полное, чем хроники и «деяния») о быте, нравах, образовании, занятиях, в том числе и научных, в каролингскую эпоху.

А. создал ряд учеб. пособий: учебник грамматики, учебник риторики, учебник диалектики, сб. задач по арифметике и др. Этими работами пользовались в школах до конца Средневековья. Написаны они были в форме диалога - типичного для средневековой школы: от простых понятий и простого выражения мысли учащийся, который должен был заучивать эти диалоги, поднимался до филос. обобщений.

Лит.: Алкуин. Разговор об истинной философии; Энхиридион, или О грамматике; Письмо к Карлу Великому (796 г.) // Стасюлевич М. История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Т. 2. СПб., 1906; Алкуин. Учебник грамматики // Книга для чтения по истории средних веков. 4.1. Раннее средневековье. М., 1940; Алкуин. Словопрение высокороднейшего юноши Пипина с Альбином схоластиком // Памятники средневековой лат. лит. IV-IX вв. М., 1970; Гаспаров МЛ. Каролингское возрождение (VIII-IX вв.) // Памятники средневековой лат. лит. IV-IX вв. М., 1970; Рабинович В.Л. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. М., 1991; Фортунатов А А. Алкуин как деятель Каролингского возрождения // Ученые зап. Московского гор. пед. ин-та. 1941. Т. 3; Фортунатов А А. Алкуин и его ученики // Ученые зап. Московского гор. пед. ин-та. 1948. Т. 8.

АЛЛОД

АЛЛОД (др.-герм. Allod, от al - полный, весь и od - владение) - индивидуально-семейная земельная собственность в варварских королевствах на территории бывшей Зап. Рим. империи, в раннефеод. государствах Зап. Европы. Различают ранний и поздний (полный) а. Ранний а. - собственность на движимое имущество и ограниченное право наследования (по муж. линии) на недвижимое имущество (пахотная земля). Земля находилась в наследственном частном пользовании, но право распоряжаться ею принадлежало общине. Толчком к появлению позднего а. стал эдикт Хильперика I (конец VI в.). Поздний а. - это полная, свободно отчуждаемая собственность малых семей. Собственностью стала земля; она могла быть предметом завещаний, дарений, затем - купли-продажи. Поздний а. оформился раньше у вестготов и бургундов (нач. VI в.) (см. Бургундия), затем у франков - к концу VI в., позже всех - у саксов и фризов (нач. IX в.). Поздний (полный) а. - это компактный участок, состоящий из полос, расположенных вперемежку с полосами соседей. Владельцы а. не могли долго сохранять свою самостоятельность, в силу разных причин а. дробился, отчуждался в пользу более состоятельных землевладельцев. А. крупных и средних землевладельцев постепенно превратился в бенефиций, а затем в феод.

АЛОЙ И БЕЛОЙ РОЗЫ ВОЙНА

АЛОЙ И БЕЛОЙ РОЗЫ ВОЙНА (1455-1485) - борьба за англ. престол между двумя боковыми линиями королев, династии Плантагенетов - Ланкастерами (в гербе - алая роза) и Йорками (в гербе - белая роза). Противостояние Ланкастеров (правящей династии) и Йорков (богатейшего аристократического феод. рода) началось с 1451 г. Ланкастеров поддерживали северо-западные, преимущественно овцеводческие, хозяйства, а также Уэльс и Ирландия, Йорков - торговый юго-восток, средние слои города и деревни. Первое сражение между войсками короля Генриха VI Ланкастера и герцога Ричарда Йоркского, главы оппозиционной партии баронов, произошло в городке Сент-Олбанс в 1455 г. Верх взял Ричард. Многие ланкастерцы погибли, король был ранен и вскоре впал в безумие. В сражении отличился молодой сторонник Йорков граф Уорвик. В 1456 г. враждующие стороны заключили перемирие. Но в сентябре 1459 г. пришедший в себя Генрих и его супруга королева Маргарита, возглавившая Ланкастеров, выступили против йоркистов. У Блор Хита Йорк вновь одержал победу. Королева Маргарита в 1460 г. встала на путь кровавого террора. В июле 1460 г. армия Йорка во главе с Уорвиком разбила королев, войска при Нортгемптоне, Генрих попал в плен. В ответ Маргарита собрала верных ей сев. лордов; в конце 1460 г. у Уэйкфилда состоялось очередное сражение между войсками Ричарда и королев, войсками Маргариты. На этот раз Йорк проиграл. Были убиты сам Ричард Йорк, его сын Ричард (граф Ратленд), граф Солсбери и др. Их головы были выставлены над воротами г. Йорка; в насмешку голову Ричарда Йорка венчала корона из золоченой бумаги.

После смерти Ричарда приверженцев Белой розы возглавил его сын Эдуард. В 1461 г. жители Лондона попросили его принять англ. корону, и 4 марта 1461 г. он был коронован. Однако торжественная коронация была отложена до разгрома ланкастерцев; она состоялась 28 июня 1461 г. в Вестминстере после подчинения севера, захвата Йорков и бегства Генриха VI и королевы Маргариты. В Англии под именем Эдуарда IV был провозглашен первый король из династии Йорков. Однако скоро война возобновилась с прежним ожесточением. В 1467 г. завершилась разрывом многолетняя дружба Эдуарда и Уорвика, и в 1467 г. Уорвик организовал мятеж. Маргарита, бежавшая во Францию в 1464 г., заключила договор с находившимся там же Уорвиком против Эдуарда IV. В сентябре 1470 г. Уорвик при поддержке фр. короля Людовика XI высадился в Англии и за 11 дней захватил всю страну. Он извлек из Тауэра безумного немощного Генриха VI и восстановил его на престоле. Эдуард IV был объявлен похитителем власти и вынужден был бежать во Францию. В декабре 1470 г. в ответ на объявление королем Франции Людовиком XI войны Бургундии последняя поддержала Эдуарда IV: он получил корабли, нем. наемников, 50 тыс. золотых крон и в марте 1471 г. направился в Англию. Началась новая война. 14 апреля 1471 г. у г. Барнета произошла встреча с войсками Уорвика; ланкастерцы потерпели поражение. Генрих VI, взятый в плен еще до решающего сражения, умер в Тауэре (или был убит). Вторая половина правления Эдуарда IV прошла без осложнений. Его правой рукой был брат - герцог Ричард Глостер. После смерти Эдуарда Ричард захватил престол и заключил малолетних детей брата - Эдуарда и Ричарда - в Тауэр, где те вскоре были убиты. 6 июля 1483 г. он был коронован под именем Ричарда III. Правление его было недолгим: уцелевшие сторонники Ланкастеров затеяли новые мятежи. В битве при Босворте (1485) с представителем младшей ветви Ланкастеров Генрихом Тюдором Ричард потерпел поражение и был убит. Война Алой и Белой розы завершилась. За 30 лет она унесла почти четверть населения Англии, 80 сеньоров королев, крови, множество феод. родов. Знать, ведущая родословную от покоривших когда-то Англию норманнов, была истреблена полностью. Генрих Тюдор короновался под именем Генриха VII и основал новую династию - Тюдоров. Два враждовавших «цветка» были объединены Генрихом в одном гербе - гербе Англии Тюдоров: Генрих женился на дочери Эдуарда IV Елизавете, наследнице дома Йорков. В период правления Генриха VII в Англии начался период абсолютизма.

Лит.: Штокмар В.В. История Англии в средние века. Л., 1973.

АЛТАРЬ

АЛТАРЬ (лат. altaria, от altus - высокий).

1) Культовое сооружение, находящееся в передней (восточной) части христиан, храма, в виде высокого, узкого параллелепипеда или столика. Символизирует жертвенник. Ведет происхождение от жертвенных холмов, на которых представители различных языческих культов разводили жертвенные костры, и от жертвенных камней, на которых производились заклания жертв и которые также располагались на высоких местах. В христианстве а. превратился в вещественный символ возвышения и жертвенности, на нем устанавливались священные культовые предметы - свечи, крест, распятие и др., на него клались богослужебные книги, что вызвало изменение формы и наклона верхней крышки алтарей (вместо горизонтальной она стала сооружаться под углом 30-45° и была снабжена невысокой (7-10 см) балюстрадой - ограждением по нижнему краю этой крышки), чтобы книга или распятие не соскальзывали.

2) Вся вост. часть храма, отделенная алтарной перегородкой.

АЛТАРЬ СТВОРЧАТЫЙ

АЛТАРЬ СТВОРЧАТЫЙ - алтарь, состоящий из двух (диптих), трех (триптих) или нескольких (полиптих) створок со священными изображениями - живописными либо в виде скульптурных рельефов. Появился в IX в.; получил широкое распространение во всем западнохристиан. мире в XIV в. Створки а.с. соединялись между собой по принципу ширмы. В обычное время он был закрыт, и только в определенные моменты праздничных богослужений А.С. раскрывали и представляли прихожанам. Средневековые мастера изображали на створках сцены из житий святых, евднгелий, Страшного суда.

АЛХИМИЯ

АЛХИМИЯ (позднелат. alchemia) - название химии, данное арабами ок. VIII в. Экспериментальная а. в VIII-X вв. получила большое развитие у араб, ученых; в XI-XII вв. проникла на Запад. Цель а. - превращение неблагородных металлов (меди, свинца) в благородные (золото, серебро) при помощи «философского камня», а также создание «жизненного эликсира», дающего человеку бессмертие. В процессе этих поисков были открыты способы получения ряда минеральных и растительных красок, стекол, эмалей, сплавов, кислот, щелочей, а также разработаны или усовершенствованы методы лабораторных исследований: перегонка, возгонка, фильтрование. Европейская а. представлена именами таких крупных ученых, как Арнальдо де Виланова, Альберт Великий, Роджер Бэкон.

Лит.: Джуа М. История химии. М., 1966; Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (между 1193 и 1206-1280) - нем. философ, богослов, монах-доминиканец, представитель ортодоксальной схоластики. Родился в Швабии, учился в Падуе, преподавал в Париже, Кёльне и др. городах. Учитель Фомы Аквинского, вместе с которым боролся против аверроизма, хотя испытал на себе влияние арабоязычной философии. Пытался схоластизировать Аристотеля и создать единую систему католич. богословия. Автор сочинений «Сумма теологии» и «О причинах и о возникновении всеобщего». Славился своей эрудицией, но не создал самостоятельного учения. Написал ряд естественнонаучных трактатов (о минералах, о растениях, о животных). За энциклопедичность знаний А. В. получил от католич. церкви титул "doctor universalis".

Лит.: Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979; Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957.

АЛЬБЕРТИ, ЛЕОН БАТТИСТА

АЛЬБЕРТИ, ЛЕОН БАТТИСТА (1404-1472) - ит. гуманист, писатель, мыслитель, архитектор, теоретик искусства. Происходил из знатной флорентийской семьи, оказавшейся в изгнании в Генуе, где и родился А. В 1428 г. закончил Болонский ун-т, после чего получил должность секретаря у кардинала Альбергати, а в 1432 г. - место в папской канцелярии, где прослужил более 30 лет. В 1462 г. А. оставил службу в курии и до своей кончины жил в Риме. Первые работы написал в 20-е гт. - комедии «Филодокс» (1425), «Деифира» (1428) и др. В 30-е - нач. 40-х гг. создал ряд сочинений на лат. языке - «О преимуществе и недостатках ученых» (1430), «О праве» (1437), «Понтифекс» (1437); диалоги на вольгаре на этич. темы - «О семье» (1434-1441), «О спокойствии души» (1443). В 50-60-е гг. А. написал сатирически-аллегорич. цикл «Застольные беседы» - свои главные сочинения в области лит., ставшие образцами лат. гуманистич. прозы XV в. Последние произведения А.: «О принципах составления кодов» (математич. трактат, впоследствии утраченный) и диалог на вольгаре «Домострой» (1470).

А. создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. Этика А. - светская по характеру - отличалась вниманием к проблеме земного бытия человека, его нравственного совершенствования. Он возвеличивал природные способности человека, ценил знания, творч. возможности, разум человека. В учении А. получил наиболее цельное выражение идеал гармонич. личности. Все потенциальные способности человека А. объединил понятием virtu (доблесть, способность). Во власти человека раскрыть эти природные способности и стать полноценным творцом своей судьбы. По мысли А., развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Способности человека, его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. Этич. концепция А. исполнена веры в способность человека к разумному устройству своей жизни, семьи, общества, государства. Основной социальной ячейкой А. считал семью.

А.-архитектор оказал большое воздействие на формирование стиля Высокого Возрождения. По его проектам были возведены палаццо Ручеллаи и фасад церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции, церквей Сан-Франческо в Римини, Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе, определившие направление в архитектуре XV в. А. занимался и живописью, пробовал свои силы в скульптуре. Как первый теоретик ит. искусства Возрождения известен соч. «Десять книг о зодчестве» (1435) и небольшим лат. трактатом «О статуе» (1464).

Лит.: Альберти Леон Баттиста. Десять книг о зодчестве: В 2 т. М., 1935-1937; Мастера искусств об искусстве. Т. 2. Эпоха Возрождения / Под редакцией А.А. Губера, В.Н. Гращенкова. М., 1966; Ревякина Н.В. Итальянское Возрождение. Гуманизм второй половины XIV-первой половины XV века. Новосибирск, 1975; Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в.) / Под редакцией Л.М. Братиной. М., 1985.

АЛЬБЕРТ ФОН БОЛЬШТЕДТ

АЛЬБЕРТ ФОН БОЛЬШТЕДТ (между 1193 и 1206-1280) - нем. философ, богослов, монах-доминиканец, представитель ортодоксальной схоластики. Родился в Швабии, учился в Падуе, преподавал в Париже, Кёльне и др. городах. Учитель Фомы Аквинского, вместе с которым боролся против аверроизма, хотя испытал на себе влияние арабоязычной философии. Пытался схоластизировать Аристотеля и создать единую систему католич. богословия. Автор сочинений «Сумма теологии» и «О причинах и о возникновении всеобщего». Славился своей эрудицией, но не создал самостоятельного учения. Написал ряд естественнонаучных трактатов (о минералах, о растениях, о животных). За энциклопедичность знаний А. В. получил от католич. церкви титул "doctor universalis".

Лит.: Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979; Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957.

АЛЬБИГОЙСКИЕ ВОЙНЫ

АЛЬБИГОЙСКИЕ ВОЙНЫ - войны на юге Франции (Лангедок) против еретиков альбигойцев (катаров и вальденсов). Термин происходит от г. Альби, одного из центров еретич. движения. Первый крестовый поход против еретиков был объявлен III Латеранским собором в 1179 г. Однако желающих участвовать в нем оказалось немного, и, разорив ряд областей Лангедока, крестоносцы в 1181 г. прекратили войну.

Использовав в качестве предлога убийство в Лангедоке в 1208 г. папского легата, папа Иннокентий III объявил новый крестовый поход против еретиков. В 1209 г. огромные силы крестоносцев во главе с бароном Симоном де Монфором ворвались в Лангедок. Решающую победу крестоносцы одержали в 1213 г. при Мюрэ. Поход сопровождался грабежами, массовой резней мирного населения. В одной только церкви г. Безье было убито ок. 7 тыс. человек, в основном стариков, женщин, детей. Крестоносцы опустошили процветавший юг Франции. Большая часть захваченных ими земель досталась Симону де Монфору (погиб в 1218 г.).

В 1224 г. в войны с альбигойцами вмешался фр. король Людовик IX. К 1229 г. он присоединил к своему домену Тулузское графство и ряд прибрежных земель. Последний оплот еретиков (крепость Монсегюр) был взят в 1244 г.

Лит.: Григупевич И.Р. Инквизиция. М., 1976; Лозинский СТ. История папства. М., 1986.

АЛЬБИГОЙЦЫ

АЛЬБИГОЙЦЫ - участники еретич. движения в Юж. Франции XII-XIII вв. Название получили от г. Альби (провинция Лангедок) - одного из центров движения катаров. Они отрицали догмат о триединстве Бога, церк. обряды и таинства, ад, чистилище, почитание креста, икон, мощей, не признавали власть папы. Считали земную жизнь творением дьявола, или Сатаны, противопоставляли «миру дьявола» (земной жизни) духовный «Божий мир». Называли католич. церковь «дьявольской силой», выступали против церк. землевладения и десятины. В движении участвовали в основном ремесленники, затем к ним примкнули широкие массы крестьянства, а также мелкие феодалы. А. были разгромлены в результате крестовых походов (Альбигойские войны), предпринятых папой Иннокентием III с участием северофр. феодалов в нач. XIII в., а затем окончательно уничтожены инквизицией.

АЛЬБИЦЦИ

АЛЬБИЦЦИ - старинный флорент. род, происходдапгий из Ареццо. С 1210 г. его представители занимали во Флоренции высшие гос. должности, играли заметную роль в партии гвельфов (см. Гвельфы и гибеллины), возглавляли торгово-промышленные круги города. Бежали из Флоренции во время восстания чомпи. С 1382 г. фактически возглавляли правительство Флоренции. Соперничали с Медичи. В 1434 г. власть А. сверг Козимо Медичи, и они покинули Флоренцию.

АЛЬКАБАЛА

АЛЬКАБАЛА (исп. alcabala, от араб. аль-кабала - взимание) - налог на торговые сделки; существовал в Испании со времен араб, господства (XII в.). Возник как сеньориальный и муниципальный платеж; с 1342 г. а. - гос. налог, вначале 5%, затем включал 10%-ный налог с продажи движимого имущества, 5%-ный - с продажи недвижимости и 1%-ный - со всех недвижимых имуществ.

АЛЬМЕНДА

АЛЬМЕНДА (нем. Allmende, от ср.-верх.-нем. al(ge)meinde - принадлежащее всем) - в странах средневековой Зап. Европы земельные угодья (пастбища, леса, луга, пустоши, места рыбной ловли), находящиеся в общем пользовании (неподеленные земли) всех членов одной или нескольких общин.

Особенно ценились лесные угодья, так как лес для крестьянина был источником топлива, строительного материала, а также пастбищем для свиней. А. пользовались совместно феодал и сельская община, но с развитием феодализма а. нередко захватывали феодалы. А. не разрешалось пользоваться с целью наживы: напр., ловить рыбу на продажу и т.п.

АЛЬМЕННИНГ

АЛЬМЕННИНГ (норв. almenning - владение всех людей) - земельные угодья в Скандинавии (леса, луга, пригодные для возделывания пустоши, а также воды), находившиеся в общей собственности жителей данной деревни. Люди, нуждавшиеся в пахотной земле, с общего согласия жителей деревни (всех соседей) могли позаимствовать ее из а. Обычное право разрешало бондам прирезать из общих угодий землю к своему хозяйству. В Дании и Норвегии в нач. XIV в. королев, власть установила свое верховенство над а. В Швеции же еще в XIV в. имелись альменнинги областей и округов, и только в 1542 г. все невозделанные земли были объявлены собственностью короны.

Лит.: История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. Т. 2. М., 1986.

АЛЬТДОРФЕР АЛЬБРЕХТ

АЛЬТДОРФЕР АЛЬБРЕХТ (1480-1538)- нем. живописец и график эпохи Возрождения. Родился предположительно в Регенсбурге (Бавария), умер там же. Очевидно, сын художника Ульриха А. Работал как рисовальщик, гравер по меди, офортист; первым в ев-роп. искусстве создал пейзаж без фигур. А. - видный мастер «дунайской школы», пейзажного стиля, к основоположникам которого принадлежал Кранах Лукас Старший.

Основные произведения А.: «Лесной пейзаж с битвой Святого Георгия» (1510), «Святое семейство у колодца» (1510), алтарь монастыря святого Флориана (1509-1518).

Лит.: Шедевры из собрания барона Тиссен-Борнемиса / Западноевроп. живопись XIV-XVII вв. Каталог. М.; Л., 1983.

Следующая страница

© 2000- NIV