Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "Т"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т"

ТАБАР

ТАБАР - модный короткий плащ XIII-XV вв. с колоколообразными, не сшитыми по боковому шву рукавами. Т. являлся обязательной принадлежностью костюма герольда и пажа.

ТАБОРИТЫ

ТАБОРИТЫ - см. Гуситы.

ТАИНСТВА

ТАИНСТВА - в христиан, церкви особые обряды, при совершении которых на верующих через посредничество священнослужителя нисходит Божья благодать. Первыми в ранг христиан, т. были возведены обряды причащения (евхаристии) и крещения - в конце II - нач. III в. Появление т. в христиан, культе связано с формированием в христианстве церк. организации. В общинах первых христиан все верующие считались обладающими в равной мере Божьей благодатью (отсюда название этих общин - харисматические; по-древнегречески «харисма» - «благодать»), и обладание благодатью выступало отличительной чертой христиан, без нее спасение представлялось невозможным. Обряды мог совершать любой верующий. С возникновением церкви с ее разделением на духовенство и мирян совершение обрядов стало монополией клириков, которые стали посредниками в распределении благодати между Богом и людьми. Постепенно к Раннему Средневековью сложилась система семи т. (эти т. и доныне признаны как в католич., так и в православной церквах): причащение, крещение, рукоположение (только для священнослужителей), миропомазание, брак, исповедь, елеосвящение (соборование). В ритуале ряда т. в Средневековье между их католич. и православным вариантом четко выделился ряд отличий, существующих доныне. Система т. охватила важнейшие моменты жизни человека, тесно связала его с церковью, в первую очередь с духовенством. Постулат «вне церкви нет спасения» означал в том числе, что без обретения Божьей благодати (которую верующий получал, участвуя в т., совершаемых священниками) человек не может рассчитывать на загробное спасение.

Лит.: Федосик В А. Таинства без тайн. Мн., 1979.

ТАЛБОТ, ДЖОН

ТАЛБОТ, ДЖОН (1373-1453) - англ. полководец времен Столетней войны. Его имя стоит в одном ряду с «Черным принцем» и Генрихом V.

ТАЛЬЯ

ТАЛЬЯ - первоначально в феод. Франции подать, которую сеньоры взимали с зависимого населения, в основном в произвольных размерах. С усилением королев, власти в XV в. при Карле VII т. стали называть прямой налог. Как временный налог королев, т. вводилась взамен воинской повинности при Людовике IX. В 1439 г. ордонанс, учредивший постоянную армию, утвердил т. наз. постоянный прямой налог. Т. взималась преимущественно с крестьянства, давала государству огромный доход; была отменена во время Великой фр. революции.

ТАМПЛИЕРЫ

ТАМПЛИЕРЫ - Храмовники

(от фр. temple - храм) - духовно-рыцарский орден, возникший во время крестовых походов в Палестине. Ведет свое начало от братства «Нищие рыцари Христа», основанного в 1118 г. в Иерусалимском королевстве группой фр. рыцарей, давших монашеские обеты. Поначалу члены братства выполняли в этом государстве крестоносцев полицейские функции: охраняли паломников, подавляли сопротивление покоренного населения. Под свою резиденцию они получили от иерусалимского короля часть его дворца рядом с местом, где в древности находился храм Соломона (отсюда и название ордена). Получив поддержку Бернара Клервоского, т. быстро добились статуса ордена. Устав т., написанный Бернаром, был утвержден папой римским в 1128 г. С агитационной целью вербовки в новый орден Бернар Клервоский написал «Похвалу новому рыцарству», где прославлял рыцарей-монахов и доказывал, что Евангелие не запрещает христианину брать в руки меч для «справедливой войны» с язычниками. Положения устава т. исходили из принципа, что главным их занятием должна быть война с иноверцами и еретиками. Т. обязаны были иметь качественное оружие, но без золотых или серебряных украшений. Если не было воен. действий, им полагалось заниматься подготовкой оружия и амуниции и совершенствованием воинского мастерства. В отличие от других монашеских орденов т. не разрешались длительные посты - рыцарь-монах должен был хорошо питаться, чтобы быть сильным воином. В ордене устанавливалась железная дисциплина, устав предусматривал многочисленные кары за ее нарушения - только так можно было обуздать анархич. амбиции младших сыновей феодалов, из которых состояла основная масса братьев-рыцарей. Формой одежды т. были белые плащи с изображением красного креста на спине.

Структура ордена была иерархичной. Т. делились на несколько разрядов: братья-рыцари (из родов феодалов), братья-оруженосцы (из богатых горожан), капелланы (священнослужители, отправлявшие обряды и богослужения). В боевых действиях участвовали братья-рыцари и братья-оруженосцы. Только братья-рыцари составляли генеральный капитул, где решались важнейшие вопросы жизни ордена, только они из своей среды избирали великого магистра и других должностных лиц ордена. Главой ордена т. был великий магистр, избиравшийся пожизненно. При нем действовал совет дигнитариев (своего рода «правительство» т.), в который входили сенешал (заместитель-дублер великого магистра), маршал (занимался оружием и воен. делами), великий командор Иерусалимского королевства (отвечал за хозяйственные дела) и др. Местные отделения т. в разных странах были разбиты на провинции (во главе с великими командорами) и на округа (во главе с прецепторами или приорами). Орден т. распоряжениями рим. пап был изъят из-под юрисдикции любой светской и церк. власти и подчинялся только папам. Никто, напр., кроме папы, не мог предать суду т. В ходе конфликтов между европ. монархами и рим. папами орден т. показал себя надежным орудием в руках папства.

В Иерусалимском королевстве автономный от его властей орден т. был одной из главных его сил в борьбе с мусульманами. Очень скоро т. были подарены набожной знатью огромные земельные владения, замки, золото. Немалые доходы приносили им воен. добыча и перевозка из Европы в Палестину паломников, крестоносцев. Владения и замки-монастыри т. находились во Франции, в пиренейских государствах, Англии, Италии, Германии, Венгрии, Польше и в других странах. После изгнания крестоносцев из Палестины т. сосредоточились на фин. операциях. Их замки в Париже и Лондоне стали фин. центрами Европы. Именно у них предпочитали хранить свои деньги и драгоценности короли, многие богатые люди. Т. выдавали ссуды под проценты. Любой человек мог внести свои деньги в ближайшую командорию т. и получить их в другой в конце своего пути.

Богатства ордена т. (элитарного поскольку он никогда не был многочисленным) у многих вызывали зависть. Фр. королю Филиппу IV Красивому удалось добиться от зависевшего от него авиньонского папы осуждения т. По приказу короля, остро нуждавшегося в деньгах и опасавшегося самостоятельности ордена, все т. на территории Франции 13 октября 1307 г. были арестованы. Судом инквизиции они были объявлены еретиками. Великий магистр и многие братья-рыцари были сожжены на костре, богатства ордена во Франции перешли к ее королю. В 1312 г. Вьеннский собор объявил орден т. ликвидированным. Последние т. и оставшееся имущество перешли к ордену иоаннитов.

Лит.: Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980; Potkowski Е. Rycerze w habitach. Warszawa, 1978.

ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОЕ ВТОРЖЕНИЕ В ЕВРОПУ 1241-1242 ГГ.

ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОЕ ВТОРЖЕНИЕ В ЕВРОПУ 1241-1242 ГГ. - вторжение монгольских войск Батухана в Венгрию, Польшу и Чехию. Это была часть похода с целью захвата Европы, предпринятого Бату (внуком Чингис-хана), владевшим самым зап. улусом. Поход начался с разгрома в конце 1236 г. Волжской Болгарии, где ранее потерпел серьезное поражение Чингисхан. Затем монголы предприняли два похода на Русь, захватив большинство древнерус. княжеств. К монгольскому вторжению страны Европы оказались не готовы, не сложилась ни одна коалиция, способная им противостоять. Бату двинул осн. силы через Венгрию - по традиционному пути вторгавшихся в Европу кочевников, коням которых венг. степь (пушта) давала хороший корм. Левое крыло монгольского войска двинулось в Молдавию и Румынию. Правое крыло - в Польшу. Первой жертвой стала Польша. Монголы взяли Краков, Вроцлав удалось отстоять. В апреле 1241 г. у Легницы было разбито войско шлёнского князя Генриха, в котором сражались и тамплиеры. По приказу Бату монгольское войско из Польши двинулось в Венгрию.

Вторжение в Венгрию осн. сил монголов началось в марте 1241 г. Сначала монголы разорили Словакию, но взять Братиславу (тогда Пожонь), Нитру, Тренчин не смогли. Ворвавшись в Чехию, Бату отказался от битвы с 40-тыс. войском чеш. короля Вацлава и стянул свои войска в Венгрию. В битве на р. Шайо войско венг. короля Белы IV было разгромлено. Король с двором бежали. Монголы осадили столицу Венгрии Эстергом и взяли ее, затем стали преследовать Белу IV, который так и не получил ни от кого помощи. В погоне за королем монголы достигли Адриатики. Они разорили Загреб, но Сплит им взять не удалось. Здесь, получив известие о смерти в Каракоруме великого хана Угэдэя, Бату отдал своему войску приказ отходить. Обратный путь монголов пролегал через Сербию и Болгарию, где они понесли серьезные потери. Европа была спасена во многом благодаря ослаблению монгольского войска в борьбе с народами Поволжья и Древней Руси.

Лит.: Татаро-монголы в Азии и Европе. М., 1977.

ТАУЛЕР ИОГАНН

ТАУЛЕР ИОГАНН (1304-1361) - нем. теолог и философ-мистик. Ученик Экхарта. Монах-доминиканец и проповедник. В созданном им учении рассматривал Божество как единство, лишенное всякой определенности. По мнению Т., человек не способен познать Божество средствами своего разума; единственный путь познания Бога - это путь веры и мистич. созерцания. Человек благодаря своей «глубине души» (сотворенной Богом) может возвыситься до постижения чистой сущности Бога путем углубленного созерцания, но для этого необходимы аскетизм, смирение и самоотречение.

ТАУЭР

ТАУЭР (англ. tower - башня) - замок-крепость в Лондоне, старейшее здание англ. столицы. Существовал уже в XI в. при Вильгельме 1 Завоевателе. Одна из королев, резиденций; здесь же находилась тюрьма, во дворе которой происходили казни (напр., Генриха VI и др.). Сейчас Т. - хранилище королев, драгоценностей и музей старинного оружия.

ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН

ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН - один из духовно-рыцарских орденов, возникших во время крестовых походов. Характерной особенностью Т.о. было то, что в него принимали только немецкоговорящих людей (хотя в уставе ордена такого правила записано не было). Свое происхождение Т.о. ведет от нем. госпитального братства, основанного еще в 1118 г. в Иерусалиме. Братство, подчинявшееся иоаннитам, прекратило свое существование в 1187 г. в связи с потерей крестоносцами Иерусалима. Однако его члены вместе с герм, крестоносцами ок. 1190 г. при осаде Акры создали госпиталь для раненых немцев. В 1191 г. это госпитальное братство было официально утверждено папой Климентом III, а в 1198 г. папа Иннокентий III придал ему статус ордена с названием «Орден госпиталя пресвятой девы Марии немецкого дома в Иерусалиме» (употреблявшееся название Т.о. восходит к древнегерм. племени тевтонов, еще во II в. до н.э. вторгшемуся в пределы Рим. державы). Формой одежды рыцарей Т.о. были белые плащи с нашитым с левой стороны узким черным крестом.

В Т.о., как и в других рыцарских орденах, существовало деление на разряды, высшим из которых были братья-рыцари. Они происходили из родов феодалов и должны были документально подтверждать свое благородное происхождение. Только они избирали главу Т.о. - гроссмейстера, правившего пожизненно, которому члены ордена обязаны были повиноваться беспрекословно. Раз в год братья-рыцари собирались на генеральный капитул, где решались важнейшие вопросы жизни ордена, в частности, избирались и смещались дигнитарии. Совет дигнитариев при гроссмейстере состоял из 5 должностных лиц: великого комтура (заместителя гроссмейстера и заведующего хозяйственными делами), великого маршала (занимался военными делами), великого госпитальера (медицина, санитария, раздача милостыни), великого одежничего (экипировка), великого казначея (финансы ордена). У Т.о. было большое количество зависимых людей: крестьяне, обрабатывавшие земли ордена; кнехты, трудившиеся в монастырских хозяйствах. Работавшие в монастырях полубратья также составляли один из разрядов членов Т.о.

Сразу же после своего возникновения Т.о. оказался под протекторатом герм, королей, которые даровали ордену ряд привилегий и владений. На первых порах Т.о. был малочисленным и не играл серьезной роли ни в воен., ни в полит, делах. Перелом наступил при четвертом гроссмейстере Т.о. Германе фон Зальца. За короткий срок он сумел добиться от рим. пап тех привилегий, которые уже имели тамплиеры и иоанниты. Т.о. имел земли не только в Германии, но и в Италии, во Франции, на Пиренеях, в Греции, в Палестине. Прекрасно понимая, что господство крестоносцев в Палестине недолговечно, Герман фон Зальца принялся за создание орденского государства в Европе. Первая попытка была предпринята в Трансильвании, куда Т.о. был приглашен венг. королем Андреем II взамен на обещание тевтонов бороться с половцами. Но Герман фон Зальца стремился выйти из-под контроля короля, а землю, отданную Андреем II ордену, передал в качестве лена папе римскому. В результате в 1225 г. Т.о. был изгнан из Венгрии.

В 1226 г. польский князь Конрад Мазовецкий пригласил Т.о. на польские земли, отдав ордену Хелминскую область в обмен на обещание борьбы с пруссами. Эта территория стала основой для государства Т.о. В течение нескольких десятилетий тевтоны захватили прусские земли, а пруссы были истреблены. В 1237 г. Т.о. объединился с орденом меченосцев, ставшим одной из его провинций. Т.о. подчинил себе латышей и эстонцев. Продвижение в северо-западные рус. земли было остановлено разгромом рыцарей в 1242 г. на Чудском озере Александром Невским. Неоднократно тевтоны вторгались на территорию Польши и Великого княжества Литовского. В нач. XIV в. успешно отражал нашествия Т.о. гродненский воевода Давид, совершивший и ряд походов в глубь государства тевтонов.

Решающее поражение Т.о. было нанесено объединенным войском Польши и Великого княжества Литовского в 1410 г. при Грюнвальде.

В конфликтах герм, королей с папами Т.о. выступал на стороне королей. Руководство ордена отказалось выполнить папское распоряжение снова влиться в орден иоаннитов. В 1241 г. в Палестине дело даже дошло до войны Т.о. с тамплиерами, выступившими на стороне папы. Эти события вызвали кризис в Т.о. - часть тевтонов симпатизировала не королям, а папам. В 1244 г. перешел к тамплиерам гроссмейстер Т.о. Герард фон Мальберг, в 1256 г. отрекся от власти гроссмейстер Вильгельм фон Уренбах. Однако внутренние неурядицы не остановили экспансию Т.о. в Вост. Европе.

Пика своего могущества государство Т.о. в Вост. Прибалтике достигло в XIV в., а во второй пол. XV в. оно вынуждено было признать себя вассалом польского короля. В 1525 г. феодально-монашеское государство было объявлено секуляризованным и гроссмейстер ордена Альбрехт Гогенцоллерн стал светским правителем - герцогом Пруссии.

Лит.: Караев Г.Н. Грюнвальдская битва 1410 г. М., 1960; Historia sredniowieczna Polski. Lodz, 1981; Potkowski E. Rycerze w habitach. Warszawa, 1978.

ТЕЛЛЬ, ВИЛЬГЕЛЬМ

ТЕЛЛЬ, ВИЛЬГЕЛЬМ - легендарный герой освободительной войны швейц. народа. В XIII веке швейц. кантоны были завоеваны австрийцами. Через Альпийские горы шел торговый путь в Италию, и швейц. земли были ключевым пунктом на этой дороге. Австр. Габсбурги хотели присоединить швейц. кантоны к своим владениям и поставили во главе швейц. земель своих наместников. Лесные кантоны (т.е. самостоятельные области) Швиц, Ури и Унтервальден заключили между собой тайный союз для борьбы за свободу (1291). Швейц. горцы и крестьяне поднялись на борьбу за независимость страны. Согласно легенде, Т.- молодой крестьянин из кантона Ури - отказался подчиниться приказу ландфохта Геслера поклониться шляпе австр. герцога, повешенной на шесте в центре Ури - Альтдорфе. За это Геслер приказал Т., отличному стрелку из лука, сбить стрелой яблоко, положенное на голову его маленького сына. Т. выстрелил удачно, а затем подстерег ландфохта в горах и убил. Рассказ о Т. впервые встречается в швейц. хронике «Белая книга» (ок.1470), впоследствии вошел в «Швейцарскую хронику» Эгилия Чуди (1570). Легенда настолько срослась с былью, что хроника XVI в. сообщает даже «точную» дату выстрела Т. - 18 ноября 1307 г. Как рассказывают, этот выстрел стал сигналом к восстанию вольных горцев против австр. Габсбургов. Спустя восемь лет вольные горцы разбили войско Габсбургов в битве при Моргартене (1315) и изгнали австрийцев из Швейцарии. Предание говорит, что Т. принимал участие в этом сражении. На его родине поставлены памятники. нем. поэт и драматург Ф. Шиллер написал драму «Вильгельм Телль» (1804).

ТЕОДОРИХ I

ТЕОДОРИХ I (?-451) - король вестготов (418-451). Союзник Рима, вел войны против вандалов (в 20-х гг. V в.) и свевов (в 446 г.). Погиб в битве на Каталаунских полях.

ТЕОДОРИХ ВЕЛИКИЙ

ТЕОДОРИХ ВЕЛИКИЙ (ок.454-526) - король остготов с 493 г. Вторгся в Италию (488), сверг правившего там Одоакра и образовал Остготское королевство (со столицей в Равенне) в Сев. и Сред. Италии. В королевство вошли современные Тироль, Швейцария, Австрия, а также Иллирия на Балканах. ТВ. сосредоточил в своих руках высшие законодательные, воен., суд., адм. и фин. полномочия. Почти полностью сохранил рим. госаппарат. Умный, осторожный политик и дипломат, покровительствовал рим. сенаторской знати и католич. церкви, хотя сам исповедовал христианство в форме арианства. На правление ТВ. пришелся расцвет Остготского королевства. Не отличался образованностью, но покровительствовал развитию наук и искусств, привлекал к своему двору рим. писателей и философов (Боэция, Кассиодора, Симмаха). Подъем культуры в Остготской Италии во времена ТВ. получил название «Остготское возрождение».

Выражал интересы остготской знати, сблизившейся с рим. аристократией; сохранил рим. ин-ты в управлении, администрации, законодательстве.

ТЕОКРАТИЯ

ТЕОКРАТИЯ (от греч. Theos - бог, kratos - власть) - форма гос. правления, при которой глава государства обладает высшей светской и духовной властью. Классич. пример т. в средневековой Европе - Папское государство, где верховным светским сюзереном был глава всех католиков. Теократич. государством был Араб, халифат, правители которого считались наместниками пророка Мухаммеда и духовными владыками всех мусульман. Теократическими можно считать и государства, созданные духовно-рыцарскими орденами.

ТИАРА

ТИАРА - тройная корона папы римского. Изготавливалась из драгоценных металлов, украшалась драгоценными камнями. В основе т. - епископская митра, на которую как бы надеты три короны, символизирующие тройственность прав папы: как судьи, как законодателя и как священнослужителя. Т. венчал крест. В таком виде т. существовала с XIV в.

ТИБО ШАМПАНСКИЙ

ТИБО ШАМПАНСКИЙ (1201-1253) - фр. поэт. Граф, король Наварры с 1234 г., прозванный «принцем труверов». Испытал влияние лирики Прованса. Прославлял служение знатной Даме, которую современники отождествляли с Бланкой Кастильской, матерью Людовика IX. Т.Ш. - автор многих лирич. песен о любви с муз. аккомпанементом, автор религ. поэм, сирвент и т.п.

ТИНГ

ТИНГ - собрание взрослых свободных мужчин у германцев и скандинавов.

ТИРАН

ТИРАН - в городах-республиках Италии XIII-XVI вв. лицо, насильственно захватившее власть; единоличный правитель города-коммуны в Италии.

ТИРАНИЯ

ТИРАНИЯ - форма полит, устройства в ряде средневековых городов-государств Сев. и Сред. Италии (см. Синьория).

ТИТМАР МЕРЗЕБУРГСКИЙ

ТИТМАР МЕРЗЕБУРГСКИЙ (975 - 1018) - нем. хронист, епископ Мерзебургский (с 1009 г.), родственник императоров Саксонской династии автор хроники, написанной на лат. языке и рассказывающей о периоде правления нем. императоров, начиная с Генриха / до 1018 г. (особенно ценны сведения о периоде правления Оттона III и Генриха II), а также содержащей данные о культуре славянских народов языч. периода. Придерживался политики завоевания славянских народов, защищал сильную королев, власть.

ТОНЗУРА

ТОНЗУРА (лат. tonsura - стрижка) - выбритое место на макушке, знак принадлежности к духовенству в католицизме.

ТОРДЕСИЛЬЯССКИЙ ДОГОВОР

ТОРДЕСИЛЬЯССКИЙ ДОГОВОР - испано-португ. соглашение, заключенное в г. Тордесильяс (Испания) 7 июня 1494 г. о разделе сфер колониальных захватов. Заключено при посредничестве папы с целью предотвратить возможные столкновения Испании и Португалии - стран, первыми вступившими на путь Великих географических открытий. От полюса до полюса через Атлантический океан была проведена условная линия раздела на расг стоянии 370 лиг (свыше 2 тыс. км) от самой зап. части о-вов Зеленого мыса. Земли к востоку от линии признавались за Португалией, к западу - за Испанией.

ТОРКВЕМАДА ТОМАС

ТОРКВЕМАДА ТОМАС (1420-1498) - генеральный инквизитор в Кастилии, Арагоне, Валенсии и Каталонии (с 1483 г.). Монах-доминиканец. Был духовником кастильской (затем испанской) королевы Изабеллы. Разработал кодекс инквизиции, по которому она объявлялась тайным судилищем с правом вынесения окончательного приговора для еретиков. Не признавшие себя виновными еретики подлежали отлучению от церкви и передаче светским властям для публичного сожжения на костре. Для следствия по делам еретиков не устанавливалось какого-либо ограничительного срока. На местах создавались постоянные трибуналы инквизиции. Т. всячески поощрял доносителей, провокаторов. По разным сведениям, по приговорам Т. в Испании было сожжено от 4 до 10 тыс. человек, обвиненных в еретич. взглядах.

Лит.: Грагулевич И.Р. Инквизиция. М., 1976.

ТОТИЛА, БАДУИЛА

ТОТИЛА, БАДУИЛА (?-552) - король остготов с 541 г. После смерти Теодориха Великого в Остготском королевстве начались смуты и восстания, чем воспользовался визант. император Юстиниан I, решив покончить с этим королевством и подчинить Италию. В Италию были отправлены войска полководца Велисария, который в 535 г. высадился на Сицилии, захватил остров и начал продвижение в глубь Италии. В 536 г. он овладел Римом; война продолжалась 20 лет (536-555). Политика Юстиниана вызвала народное движение. Борьбу против Византии в 50-х гг. возглавил король остготов Т. Он сплотил вокруг себя часть остготской знати и свободных италийцев; чтобы обеспечить поддержку народа, принимал в свою армию беглых рабов и колонов, давая им свободу. Одержал ряд блестящих побед над визант. войсками. В 546 г. взял Рим, затем отвоевал большую часть Италии, а также Сицилию, Сардинию и Корсику. В 552 г. в Италию с большой армией прибыл преемник Велисария Нарсес. Непоследовательность действий Т. оттолкнула от него ит. население. В битве при Тагине (552) армия Т. потерпела поражение, сам Т. был смертельно ранен. В 555 г. Италия была полностью завоевана Византией.

Лит.: История Византии. T.l. М., 1967; Удальцова З.В. Италия и Византия в VI в. М., 1959.

ТОУЭР

ТОУЭР (англ. tower - башня) - замок-крепость в Лондоне, старейшее здание англ. столицы. Существовал уже в XI в. при Вильгельме 1 Завоевателе. Одна из королев, резиденций; здесь же находилась тюрьма, во дворе которой происходили казни (напр., Генриха VI и др.). Сейчас Т. - хранилище королев, драгоценностей и музей старинного оружия.

ТОЩИЙ НАРОД

ТОЩИЙ НАРОД -

1) Гор. беднота ит. коммун XIII- XV вв.

2) Члены т. наз. «младших» цехов Флоренции (с сер. XIII в.) - мелкие торговцы, ремесленники. В первой пол. XIV в. термин «т.н.» распространился на внецеховую массу наемных рабочих. Во второй пол. XIV в. «т.н.» - это главным образом чомпи.

ТРАПЕЗУНДСКАЯ ИМПЕРИЯ

ТРАПЕЗУНДСКАЯ ИМПЕРИЯ - греч. государство, возникшее на территории Византии после лат. завоевания (1204-1461) в Юж. Причерноморье, в области Понт. С самого начала обособилась в самостоятельную державу с независимой политикой. Во главе Т.и. стали внуки последнего визант. императора из дома Комнинов Андроника I - Алексей и Давид, принявшие титул Великих Комнинов. Создание Т.и. произошло при помощи Грузии, которая переживала в правление царицы Тамар (1184-1213) значительный расцвет. В первые годы своего правления трапезундские Комнины приняли участие в борьбе за восстановление Византии, но после ряда поражений, нанесенных им Феодором I Ласкарем и сельджуками, вышли из борьбы. Т.и. занимала выгодное географич. положение на магистральных путях торговли Зап. Европы со странами Востока, была одной из наиболее густонаселенных областей визант. мира. Расцвет империи Великих Комнинов относится к концу ХIII - сер. XV в. В 1461 г. Т.и. покорили турки.

Лит.: Горянов Б.Т. Поздневизантийский феодализм. М., 1962; Карпов СЛ. Особенности развития поздневизантийского города Эмпория (Трапезунд в XIII-XV вв.) // Визант. очерки. М., 1977; Карпов СЛ. Трапезундская империя и западноевропейские государства в XIII-XV вв. М., 1981; Успенский Ф.И. Очерки по истории Трапезундской империи. Л., 1929.

ТРЕТЬЕ СОСЛОВИЕ

ТРЕТЬЕ СОСЛОВИЕ - термин, возникший в XV в. во Франции для обозначения податного населения страны, представленного отдельной палатой в Генеральных штатах. Противопоставлялось первому и второму сословиям (духовенству и дворянству).

В третье - непривилегированное - сословие входили ремесленники, купцы, крестьяне, буржуа, рабочие.

ТРЕЧЕНТО

ТРЕЧЕНТО (ит. trecento - букв, триста, а также 1300-е гг.) - принятое в ит. языке наименование XIV в. В истории искусства и культуры используется для обозначения определенного периода в развитии ит. искусства Возрождения - периода Проторенессанса. Ведущим видом изобразительного искусства т. была живопись: наиболее типична - сиенская школа живописи. В это время творил великий флорентиец, родоначальник реалистического направления Джотто ди Бондоне. В лит. т. произошел поворот к гуманизму: творили Данте, Петрарка, Боккаччо.

ТРИВИЙ

ТРИВИЙ - см. «Семь свободных искусств».

ТРИВИУМ

ТРИВИУМ - см. «Семь свободных искусств».

ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА

ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА - герои многих произведений средневековой куртуазной лит. Легенда о поэтической и прекрасной любви королевы Изольды (сначала невеста, потом жена корнуоллского короля Марка) и рыцаря Тристана (племянник Марка) возникла в VIII-IX вв. в эпической поэзии британских кельтов, входила в кельтский эпос о короле Артуре и рыцарях «Круглого стола». Впервые сюжет легенды был литературно обработан во Франции, куда сказание о Т. и И. занесли, вероятно, бретонские жонглеры, потомки британских кельтов. Первый фр. роман о Т. и И. появился в сер. XII в. (не сохранился); в дальнейшем предание о Т. и И. использовали многие фр. поэты XII в. - трувер Тома (Томас), жонглер Беруль, Кретъен де Труа (его роман не сохранился), в нач. XIII в. - эльзасец Готфрид Страсбургский и многие др. Известны английские, итальянские, исп. обработки легенды (XIII в.), а также чешская обработка (XIV в.), сербская (XV в.), польско-белорусская (XVI в.) и др.

Романы о Т. и И. имели большой успех. Основу их сюжета составляет история взаимоотношений трех лиц - Изольды, Тристана и Марка. Фабула и общий характер древнейшего, не дошедшего до нас фр. романа (сер. XII в., к которому восходят остальные редакции) следующая. Воспитанный королем Марком, блестящий рыцарь Тристан освобождает его от необходимости платить дань Ирландии, но сам тяжело ранен и просит пустить его лодку по воле волн - так Тристан попадает в Ирландию, королева которой, сестра убитого им ирл. богатыря Морольта, излечивает его от ран. Вернувшись в Корнуолл, Тристан рассказывает Марку о красоте ирл. принцессы, а затем отправляется сватать красавицу Изольду для своего дяди. Перед отъездом мать Изольды - королева Ирландии - дает ей волшебный напиток любви, который Изольда должна выпить вместе с Марком. Но по пути в Корнуолл Т. и И. по ошибке выпивают любовный напиток и влюбляются друг в друга. Изольда становится женой Марка, но продолжает тайно встречаться с Тристаном. Влюбленных уличают. Начинается «Божий суд», на котором Изольда должна покаяться, что не была ни в чьих объятиях, кроме короля, и в подтверждение правдивости клятвы взять в руки кусок раскаленного железа. Тристан является в суд переодетым в пилигрима. Изольда неожиданно оступается и падает в его объятия, затем смело берет в руки раскаленное железо и клянется, что была в объятиях только короля и пилигрима. Любовники торжествуют. Вскоре Тристан отправляется в странствие и женится на другой Изольде - Изольде белорукой, но ничто не может заставить его забыть первую Изольду - Изольду белокурую, или златовласую. История Т. и И. заканчивается смертью сначала раненого Тристана (коварная Изольда белорукая обманула Тристана, сказав, что корабль идет под черными парусами - знак отказа Изольды белокурой откликнуться на призыв Тристана), а затем и его возлюбленной, не пережившей эту смерть. Их хоронят недалеко друг от друга, и терновник, выросший на могиле Тристана, врастает в могилу Изольды. Легенда о Т. и И. вошла в сокровищницу духовной культуры человечества. В 1900 г. фр. ученый и писатель Ж. Бедье по сохранившимся источникам воссоздал первую версию романа (сер. XII в.).

Лит.: Бедье Ж. Роман о Тристане и Изольде/ Вст. статья А.А. Смирнова. М., 1955; Легенда о Тристане и Изольде. М, 1976; Тристан и Изольда. Л., 1932.

ТРУА

ТРУА - город, где 21 мая 1420 г. англ. король Генрих V и фр. король Карл VI подписали договор, согласно которому Генрих V объявлялся регентом Франции и наследником Карла VI. Фр. король и его жена Изабелла Баварская сохраняли свои королев, титулы до конца жизни, а затем они переходили к англ. дому. Генрих V вступал в брак с дочерью Карла VI Екатериной, чтобы их дети в будущем реально воплотили факт объединения корон. Сын Карла VI и Изабеллы дофин Карл лишался наследственных прав, законность его происхождения была поставлена под сомнение. Договор в Т. был подготовлен сторонниками бургинъонов, а подлинными творцами его считаются герцог Бургундии Филипп III Добрый и его окружение. Вероятно, идею договора поддержала и Изабелла Баварская. Народная молва считала, что рукой Карла VI «водила» Изабелла, и нарекла ее погубительницей фр. королевства. Договор в Т. фактически объединил короны Англии и Франции. Франция утрачивала свою независимость и становилась частью объединенного англо-французского королевства.

ТРУБАДУРЫ

ТРУБАДУРЫ (фр. troubadour, от прованс. trobar - сочинять, находить, изобретать, импровизировать) - южнофр. поэты конца XI-XIII в. Известно почта 500 имен т. (из них 30 женщин), которые занимали различное общественное положение. Среди т. было много рыцарей, живших при дворах могущественных сеньоров, меньше горожан: Фолькет Марсельский (1178-1231) - сын генуэзского купца, Пейре Видаль (ок.1175 - ок.1210) - сын тулузского меховщика, Фигейра (XIII в.) - из семьи портного и др., клириков; встречаются имена королей, знатных феодалов. В поэзии провансальских т. переплелись народная песенная лирика, ант. традиции и лирика вагантов. Она отличалась от более ранней лит. светским характером.

В поэзии т. главное место занимала тема высокой, куртуазной любви. Она изображалась как могучее нравственное чувство, которое облагораживает и возвышает человека. Признанным мастером любовной песни был Бернарт де Вентадорн. Любовь была основной, но не единственной темой лирики т. Некоторые из них воспевали воинские подвиги. Сохранилось около 35 песен т. о крестовых походах (в числе авторов - их непосредственные участники: Гильом де Пуатье, Рембаут де Вакейрас и др.). Значительное место занимала и общественно-полит, проблематика (напр., Бертран де Борн) и антипапские мотивы. В соответствии с содержанием своей поэзии т. выработали новые жанровые формы: кансон (любовная песня), альба (утренняя песня), тенсон (стихотворный диалог двух поэтов на литературные, моральные и другие темы), сирвента (полит, и моральные темы). В нач. XIII в. в результате альбигойских войн замечательная культура Прованса была уничтожена. Многие т. погибли, другие бежали в Италию, Испанию, распространяя там свое искусство.

Лит.: Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. М., 1974; Фридман РА. Любовная лирика трубадуров и ее истолкование // Ученые зап. Рязанского гос. пед. ин-та. Т. 34. М., 1965.

ТРУВЕРЫ

ТРУВЕРЫ (от фр. trouver - находить, изобретать, заимствовать) - северофр. поэты-певцы XII-XIII вв. Их творчество сложилось при дворах феод, знати. Большинство т. принадлежало к аристократии, верхушке или было тесно связано с ней. Широко используя опыт трубадуров, т. создали свои оригинальные жанры, тесно связанные с народной поэтич. традицией: «ткацкие песни», «майские песни», песни о крестовых походах и др. Темой многих песен является любовь. Среди т. особенно интересно творчество Конона де Бетюна и Тибо Шампанского. Поэтич. мастерство т. оказало влияние на поэзию XIV в.

ТУАЗ

ТУАЗ - старинная фр. мера длины; равнялась примерно 1,949 м.

ТУКИНЫ

ТУКИНЫ - участники крестьянского антифеод, движения 1382-1387 гг. в Северо-Зап. Италии. Своего пика восстание достигло к 1387 г., охватив почти весь Пьемонт. Т. требовали отмены или снижения налогов, протестовали против тяжелых форм эксплуатации. Сформировав большое войско, т. жгли и разрушали феод, замки, убивали сеньоров. Однако восставшие т. разных районов не были связаны между собой, и это облегчило их подавление войсками феодалов и горожан весной 1387 г. Отдельные вспышки восстания имели место в нач. 90-х гг.

ТУРЕ

ТУРЕ - высокий жен. головной убор, модная шляпа из фетра. Т. носили в период готики.

ТУР ЛАНДРИ ДЕ ЛА ЖОФФРУА

ТУР ЛАНДРИ ДЕ ЛА ЖОФФРУА (первая пол. XIV в.- после 1380 г.) - дворянин из старинного рода Анжу, обессмертил свое имя в истории средневековой Франции благодаря «Книге рыцаря Де ла Тура Ландри, написанной в назидание его дочерям». В ней автор запечатлел нравы и обычаи своего времени, и в первую очередь в такой скрытой области, как семья.

Известно, что автор был женат на Жанне де Руже и имел от нее двоих сыновей и трех дочерей. Для этих девочек и написана книга, чтобы научить их, как должна вести себя женщина в обществе и в браке. Известно, что Т. Л. собирался написать аналогичную книгу и для своих сыновей, но, по-видимому, не осуществил своего намерения.

Книга Т.Л. - оригинальный и во многом уникальный памятник Средневековья, содержащий свод правил куртуазносгпи, идеальных манер (прежде всего для влюбленных), а также семейных обычаев Франции XIV века. В определенной степени ее можно рассматривать и как назидательное педагогич. соч., в котором можно найти поучения, связанные с детьми, с отношением к ним родителей.

Из «Книги рыцаря Де ла Тура Ландри, написанной в назидание его дочерям»/ Пер. С.Н. Голубева // «Пятнадцать радостей брака» и др. сочинения фр. авторов XIV-XV вв. М., 1991.

ТУРНИР

ТУРНИР - воен. состязание рыцарей в средневековой Зап. Европе. Предположительно, турниры стали проводиться со второй пол. XI в. Родина турниров - Франция. «Отцом» т. называют Жоффруа де Прейли (первая пол. XI в.). Назначение т. - демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную воен. силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королем либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т.д. На т. собирались рыцари со всех концов Европы; он происходил публично, при широком стечении феод, знати и простонародья. Для т. избиралось подходящее место вблизи большого города, т. наз. «ристалище». Ристалище имело четырехугольную форму, было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход т. регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия т. Условия (правила) были различными. В XIII в. рыцарь не имел права участвовать в т., если не мог доказать, что 4 поколения его предков были свободными людьми. Со временем на т. стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги и турнирные списки. Обычно т. начинался с поединка рыцарей, как правило, только что посвященных в рыцарское звание, т. наз. «жюте». Такой поединок назывался тиост - поединок на копьях. Затем устраивалось главное состязание - имитация сражения двух отрядов, формировавшихся по «нациям» или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побежденных платить выкуп. С XIII в. т. нередко сопровождался тяжелыми ранениями и даже гибелью участников. Церковь запрещала турниры и погребение погибших, но обычай оказался неискоренимым. По окончании т. назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель т. имел право выбрать царицу т. Турниры прекратились в XVI в., когда рыцарская конница утратила свое значение и была вытеснена пехотой стрелков, вербовавшихся из горожан и крестьян.

Лит.: Иванов К А. Многоликое Средневековье. М., 1996; Руа ЖЖ. История рыцарства. М., 1996.

ТЮДОРЫ

ТЮДОРЫ - королев, династия в Англии (1485-1603); сменила династию Йорков. Основатель династии Т. - Генрих VII.

ТЮШЕНЫ

ТЮШЕНЫ (фр. tuchins - лесные люди, вероятно, от среднефр. touche - рощица, лесок) - участники движения, охватившего в 60-80-х гт. XIV в. центр и юг Франции. Вылилось в крупное восстание, которое длилось свыше двух лет (с весны 1382 г. по лето 1384 г.). Восстание т., в котором принимали участие крестьяне и присоединившиеся к ним гор. ремесленники, было направлено против тяжелого налогового гнета, особенно возросшего во время Столетней войны. Т. отказывались платить налоги, грабили и разрушали замки феодалов, нападали на армейские подразделения (как англ., так и фр.). Они объявили себя врагами духовенства, дворянства и купцов, «всех, кто не имел шершавых и мозолистых рук». После поражения вблизи Нима т. разбились на мелкие отряды и перешли к тактике «кустарной» войны (засады и вылазки), что делало их неуловимыми и позволяло долго продержаться и даже захватить некоторые замки и города. В 1384 г. основные силы т. были разбиты, хотя отдельные отряды действовали до 1390 г. Поражение восстания сопровождалось репрессиями и штрафами. Тем не менее правительству пришлось значительно снизить налоги.

Лит.: Себенцова М.М. Восстание тюшенов// Ученые зал. Московского пед. ин-та им. Ленина. Т. 18. М., 1954.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV